Психическое развитие ребенка при заикании

Понимание
своего речевого недостатка, неудачные
попытки самостоятельно избавиться от
него или хотя бы замаскировать нередко
порождают у заикающихся определенные
психологические особенности:
стеснительность вплоть до робости,
стремление к уединению, логофобию,
чувство угнетенности и постоянные
переживания за свою речь. Иногда и
наоборот, расторможенность, показную
разболтанность и резкость.

Большинство
авторов отмечают в разной степени
выраженные психологические особенности
у детей (Х.Лагузен, И.А.Сикорский,
Г.Д.Неткачев, И.И.Тартаковский, Э.Фрешельс,
Ф.Г.Штоккерт, Ю.А.Флоренская, М.Е.Хватцев
и др.). В последние годы делаются попытки
не только глубже изучить психологические
особенности заикающихся
 с
целью обосновать психотерапевтическую
направленность логопедической работы
(С.СЛяпидевский, С.И.Павлова, В.И.Селиверстов,
В.М.Шкловский, Ю.Б.Некрасова, Г.И.Ангушев,
Л.З.Андронова, Э.М.Кулиев и др.), но и
дифференцировать их по психологическим
особенностям. В основу принимается
наличие логофобий (С.С.Ляпидевский,
С.И.Павлова), разная степень болезненной
фиксированности на своем недуге
(В.И.Селиверстов, В.М.Шкловский и др.).

В
литературных источниках прошлого и
настоящего встречается ряд отдельных
указаний на значимость фиксированности
на своем дефекте в клинико-психологической
структуре заикания. Почти все исследователи
проблемы заикания обнаруживают у
заикающихся в разной степени выраженную
тревожность, опасение, боязливость,
страх перед речью. С.С.Ляпидевский,
С.И.Павлова и др. страх перед речью
(логофобию) определяют как «типичный
симптом заикания».

Таким
образом, при изучении литературных
источников нетрудно заметить, что, с
одной стороны, большинство авторов
относит наличие у заикающихся
психологических особенностей (в
частности, их фиксированность на дефекте)
к типичному, обязательному симптому в
структуре заикания. С другой стороны,
к понятию фиксированности на дефекте
у заикающихся можно отнести (по разным
авторам) разные психические явления:
особое качество внимания (закрепившееся,
устойчивое, застревающее, навязчивое,
сосредоточенное, концентрированное),
осознание дефекта, своеобразные
представления о нем и, наконец, разное
отношение к нему (настороженное,
боязливое).

Ощущения. Возникшие
у ребенка речевые запинки, спотыкания
(несудорожного или судорожного характера)
первоначально становятся объектом его
ощущения как первичного познавательного
процесса, посредством которого человек
получает информацию от внешней или
внутренней среды. Среди главнейших
особенностей этого психического процесса
важную роль играет порог ощущений,
определяющий наименьшую силу раздражителя,
вызывающего осознанное ощущение.

Восприятие. В
отличие от ощущений восприятие всегда
целостно и предметно и объединяет
ощущения, идущие от ряда анализаторов.
Важнейшей особенностью восприятий
является их избирательность, целостность
и константность.
Избирательность
восприятия в данном случае определяется
осознанным вниманием заикающегося
именно к своим речевым запинкам,
периодически возникающим в его речи. 

Представления.
Память.
 Представления
(как наглядные образы воспринимавшихся
ранее предметов и явлений) возникают у
человека на основе ощущений и восприятий.
У заикающихся представления о своей
неправильной речи могут быть связаны
как собственно с дефектной речью
(трудностями ее порождения, частотой и
формой выражения речевых запинок, их
зависимостью от видов речевой деятельности
или окружающих условий и т.д.), так и с
последствиями этой дефектной речи
(особым отношением окружающих, отношением
к окружающим, самооценкой и т.д.).
Память
как психологический процесс, заключающийся
в запоминании, сохранении с последующим
воспроизведением ранее воспринятого,
пережитого или сделанного, играет важную
роль в психологической модели
фиксированности заикающихся на своем
дефекте. В отличие от восприятий, которые
всегда имеют место в настоящем времени,
память хранит следы информации прошлого:
прошлых ощущений, восприятий, представлений,
понятий.

Сохранение
в памяти представлений именно о своих
речевых запинках и обо всем том, что
связано с ними, отражает избирательность
памяти как ее свойства и как результат
активности сознания, как своеобразной
установки на свой дефект. У заикающихся
могут сохраняться в памяти представления:
а) о своих речевых запинках как факторе
неправильной (не как у всех) речи, которые
по-разному проявляются в разных условиях
и в разных видах речевой деятельности
(образная память); б) о своих речевых
затруднениях, которые мешают свободному
речевому процессу и не поддаются
самостоятельному преодолению и даже,
наоборот, усиливаются при попытках их
преодолеть (оперативная память); в) о
своих переживаниях, связанных с неудачными
попытками по преодолению речевых
запинок, с обидным отношением к дефектной
речи со стороны окружающих, с ощущениями
собственной неполноценности (эмоциональная
память). Состояние яркого переживания
способствует наиболее прочному
запоминанию.

Мышление.
Понятия. Воображение.
 
мышление связывает у заикающихся
отдельные ощущения в обобщенные
восприятия речевых запинок, формирует
представления и понятия о своей дефектной
речи, об особенностях ее проявлений, о
влиянии на положение заикающегося в
обществе.

Читайте также:  Рекомендации по развитию умственно отсталого ребенка

Благодаря
наличию у человека мыслительной,
абстрактной формы отражения
действительности, он способен не только
воспринимать мир в образах предметов
и явлений, но и находить закономерности
и отношения между ними. Характерными
признаками мышления являются обобщенность
и опосредованность отражения
действительности. В первом случае это
означает способность заикающегося
перерабатывать многочисленные сведения
от разных источников и получать информацию
в виде сжатой, свернутой формы о наиболее
существенном из них.
Во
втором случае (опосредованность) —
позволяет выявить и понять то, что
становится доступным сознанию только
благодаря косвенным признакам, без
непосредственного воздействия на органы
чувств человека. Это происходит
посредством образования понятий, каждое
из которых выражается словом или
несколькими словами.

Воображение,
рассматриваемое как форма мышления,
это создание в процессе мышления новых
образов на основе прошлых восприятий
и имеющихся понятий.
Неблагоприятный
опыт прошлого порождает у заикающихся
не только определенные представления
и понятия о своей дефектной речи, о самих
себе как носителях этого дефекта и о
своем положении в коллективе, но и
формирует образы предстоящих речевых
ситуаций, предвидение своих речевых
запинок, ожидание их в определенных
ситуациях или видах речевой деятельности.

Предвидение,
ожидание пароксизмов заикания — симптом,
можно сказать, характерный для заикающихся.
Он и порождает неуверенность в своих
речевых возможностях и по механизму
самовнушения обычно и провоцирует эти
пароксизмы.
Воображение
тесно связано с эмоциями. В соответствии
с переживаниями заикающихся от своей
дефектной речи их воображение может
создавать мрачные картины будущего,
либо наоборот, рисуя в своем воображении
картины предстоящих речевых трудностей,
человек может вызывать у себя тяжелые
отрицательные эмоции.
Предвидение
и ожидание пароксизмов заикания в
совокупности с отрицательными эмоциями
создает напряженное, тревожное ожидание,
способствует возникновению непроизвольного
воображения различных картин трудной
речи и неприятных речевых ситуаций.
Углубление этого процесса ведет от
простого предвидения речевых запинок
к тревожному ожиданию, боязливости, а
затем и к навязчивым страхам речи
(логофобии).

Эмоции.
Чувства. Волевые усилия.
 Заикание
(как никакое другое речевое нарушение)
вызывает особенно острое эмоциональное
реагирование индивидуума на свой дефект.
Можно полагать, что это связано с
отсутствием ясных, понятных и конкретных
причин его возникновения. И действительно,
помимо речевых трудностей, заикающийся
человек, не испытывает каких-то физических
или интеллектуальных недостатков.
Интересы, потребности и разнообразные
способности заикающихся детей ничуть
не ниже, чем у их сверстников. Среди
заикающихся можно назвать многих и
многих одаренных людей. И в то же время,
самостоятельные попытки преодолеть
свои речевые трудности приводят, как
правило, не к облегчению, а к еще более
видимым затруднениям и переживаниям.

Переживания
как форма выражения эмоций и чувств
связываются у заикающихся с наличием
речевого дефекта, с трудностями в речевом
процессе, с неблагополучием в речевом
общении с окружающими, с обидным
отношением со стороны окружающих, с
неудовлетворенностью собой, своей
речью, своими поступками и пр. Более или
менее выраженные неприятные переживания,
связанные у заикающихся с нереализованной
потребностью свободного речевого
общения с окружающими, могут сопровождаться
эмоциями, чувствами и состояниями
неудовольствия, угнетенности,
подавленности, апатии, тревожности,
опасения, страха, напряженности,
раздражительности, угрюмости, гнева,
злобности, частой и сильной сменой
настроения и др.

В
то же время оценивающая функция эмоций
неразрывно слита с функцией побуждения
к действию, к волевому усилию. Как
указывалось выше, первые действия по
преодолению появившихся речевых запинок
у ребенка находятся на уровне
бессознательных движений охранительного
или корректирующего характера. С
осознанием своего дефекта связываются
впоследствии попытки силой (как
естественное и простое реагирование)
преодолеть возникшую трудность или
помеху в речевом процессе, потом —
поиски средств и приемов как-то облегчить
свою трудную речь либо как-то скрыть,
замаскировать ее от окружающих. Все это
может порождать многообразные речевые
эмболы и двигательные уловки
(вспомогательные произвольные движения).
При этом может создаваться парадоксальность
положения заикающегося: пытаясь при
помощи вспомогательных движений и
речевых эмболов скрыть, замаскировать
свою неправильную речь от окружающих,
он тем самым еще больше обращает на нее
внимание окружающих, конфузится,
переживает, отчего проявления заикания
принимают более сложный характер.
Внимание. 
Внимание (как фактор, организующий
психическую деятельность человека и
обеспечивающий направленность и
сосредоточенность его сознания на
определенном объекте) безусловно
занимает свое важное место в названной
модели, но далеко не исчерпывает, как
мы убедились, содержание этого
понятия.
Ощущение,
восприятие, память, мышление, эмоции,
чувства, волевые усилия и действия —
все это с организующей помощью внимания
становится более отчетливым, полным,
сильным, осознанным, продуктивным, может
качественно меняться. Следует полагать,
что такую же роль внимание (как
психологический фактор) играет и в
образовании, и развитии феномена
фиксированности заикающихся на своем
дефекте, т.е. оно усиливает, усугубляет
и трансформирует отражение имеющегося
дефекта речи в психических процессах,
состояниях, свойствах и поведении
заикающихся.

Читайте также:  Ребенок мальчик до года его развитие

В
результате проведенного экспериментального
исследования были сделаны следующие
выводы:

  1. С
    возрастом (или со стажем заикания) у
    заикающихся детей степень их
    фиксированности на своем дефекте имеет
    тенденцию к усложнению.

  2. У
    заикающихся детей дошкольного возраста
    увеличение степени фиксированности
    на своем дефекте находится в определенной
    связи с наличием у них второго речевого
    дефекта. (В старшем возрасте подобная
    закономерность не обнаруживается).

  3. Степень
    фиксированности на своем дефекте у
    заикающихся имеет определенную связь
    с усложняющимся характером моторных
    нарушений (ее нарастание от клонических
    к тоническим речевым судорогам).

  4. Положительные
    результаты логопедической работы с
    заикающимися закономерно находятся в
    обратной зависимости от сложности их
    фиксированности на своем дефекте (чем
    больше фиксированность, тем ниже
    результат). Именно разная степень этой
    фиксированности (а не стаж заикания,
    не наличие второго речевого дефекта и
    не тяжесть моторных нарушений сами по
    себе) определяет прежде всего разные
    результаты логопедической работы.

  5. Исходя
    из сделанных наблюдений, можно полагать,
    что степень тяжести заикания у детей
    адекватна степени их фиксированности
    на своем дефекте. Это имеет, с одной
    стороны, важное значение для прогностических
    суждений о результатах предстоящей
    коррекционной работы в каждом отдельном
    случае заикания. С другой стороны —
    предполагает необходимость использования
    в коррекционной работе с заикающимися
    детьми специальных приемов, направленных
    на предупреждение или вытеснение
    фиксированности на своем дефекте.

Формирование
личности человека в основном происходит
в его дошкольные и школьные годы, т.е.
когда на него исключительно велико еще
влияние родителей и педагогов. И тут
оказывается, что и родители, и педагоги
часто допускают серьезные ошибки.

Неправильное
отношение к заикающимся детям в школе
или детском саду ведет и к тому, что они
бывают на занятиях малоактивны. Зная
урок, они не решаются отвечать по
собственной инициативе, не задают
вопросов, когда им не полностью ясен
материал, и часто отказываются сами
отвечать урок.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В тяжелых случаях нарушения вегетативной нервной системы собственно заикание отступает на второй план, преобладают страхи, волнения, тревога, мнительность, общая напряженность, склонность к дрожанию, потливости, покраснению. В детском возрасте у заикающихся наблюдаются нарушения сна: вздрагивание перед засыпанием, утомительные, беспокойные неглубокие сны, ночные страхи. Заикающиеся более старшего возраста стараются связать все эти неприятные переживания с нарушением речи. Мысль о ее расстройстве приобретает устойчивый характер в соответствии с постоянно нарушенным самочувствием. На фоне общей возбудимости, истощаемости, неустойчивости и постоянных сомнений речь обыкновенно поддается улучшению лишь на короткое время. На занятиях у заикающихся часто отсутствует целеустремленность и настойчивость. Собственные результаты ими недооцениваются, так как улучшение в речи мало облегчает их общее самочувствие.

В 70-е годы в психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротических и неврозоподоб-ных расстройств и наметилась тенденция и к разграничению заикания на невротическую и неврозоподобную формы (Н. М. Асатиани, Б. 3. Драпкин, В. Г. Казаков, Л. И. Белякова и др.).

До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать не только с клинических и физиологических, но и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций.

Представляют интерес нейрофизиологические исследования заикания при организации речевой деятельности (И. В. Данилов, И. М. Черепанов, 1970). Данные исследования показывают, что у заикающихся во время речи доминантное (левое) полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ведущую роль по отношению к правому полушарию. Положение о взаимосвязи заикания с нечетко выраженной доминан-тностью речи подтверждают данные В. М. Шкловского.

Читайте также:  Учет зоны ближайшего развития ребенка

Исследования организации функции зрения у заикающихся (В. Суворова с соавт., 1984) показали, что им свойственна нетипичная латерализация речевой и зрительной функций. Выявленные аномалии можно рассматривать как следствие недостатков билатеральной регуляции зрительных процессов и отклонений в межполу шарных отношениях.

Актуальна разработка проблемы заикания в психологическом аспекте для раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей. Изучение внимания, памяти, мышления, психомоторики заикающихся показало, что у них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации (и соответственно — быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет сложную задачу, требующую произвольного контроля.

Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отличаются большей инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны явления персеверации, связанной с подвижностью нервной системы.

Перспективно исследование личностных особенностей заикающихся как с помощью клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-психологических методик. С их помощью выявлены тревожно-мнительный характер, подозрительность, фобическое состояние; неуверенность, замкнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и оборонительно-агрессивные реакции на дефект.

Механизмы заикания.

Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать основной вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны.

В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в корне головного мозга, нарушения коркового подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).

В других случаях — как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.

В третьих — как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

В четвертых — механизм заикания можно объяснить на основе органических изменений центральной нервной системы. Возможны и другие объяснения. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство.

№ 34. Особенности психического развития детей с ДЦП.

План ответа.

1. Определение.

2. Причины.

3. Формы и виды.

4. Особенности психического развития.

1. Определение.

  Если у ребенка церебральный паралич, это означает, что часть его головного мозга либо не может правильно функционировать, либо нормально не развита. Чаще всего бывает поражена зона, отвечающая за контроль за мышцами и некоторыми движениями тела.                          

У одних детей, а впоследствии у взрослых, церебральный бывает едва заметен, тогда как другие дети могут страдать этим заболеванием в очень тяжелой форме. Нет двух детей с абсолютно одинаковым поражением.

Поражения, вызывающие детский церебральный паралич, случаются в период беременности, во время родов или в первые годы жизни ребенка.

2. Причинами могут быть:

ü Внутриматочная инфекция, как, например коревая краснуха, особенно, если она возникает в первые недели беременности

ü Едродовые осложнения, когда у младенца имеются проблемы правильного дыхания. Например, если происходит закручивание пуповины вокруг шеи.

ü Гематома     головного      мозга     или внутри желудочковое кровоизлияние, которые могут возникать у младенца в предродовом периоде.

ü Младенец может страдать врожденным пороком развития головного мозга по невыясненной причине

ü Генетические нарушения, которые ребенок может наследовать, даже а если его родители совершенно здоровы

ü Детский церебральный паралич наступает также по причине неправильной помощи при родах

ü По другим причинам таким, как инфекционные заболевания головного мозга, менингит, несчастные случаи (утопление) и т. п., происшедшие в первые годы жизни.

ü У недоношенных детей, появившихся на свет гораздо раньше срока

Дата добавления: 2018-02-14; просмотров: 1079; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9688 — | 7412 — или читать все…

Источник