Психическое развитие ребенка по сравнению с развитием животных

Психическое развитие ребенка по сравнению с развитием животных thumbnail

Психическое развитие ребенка по сравнению с развитием животных

Что же такое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное различие развития от всяких других изменений объекта? Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах «меньше-больше». Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста — это процесс количественных изменении внутренней структуры и состава входящих в объект отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, измеряя физический рост ребенка, мы видим количественное нарастание. Л.С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.

Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секреции, и в физическом развитии подростка происходят глубокие изменения. В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Как показал Л.С. Выготский, существует много различных типов развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития среди других процессов развития. Л. С. Выготский различал: преформированный и непреформированный типы развития. Преформированныи тип — это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример — эмбриональное развитие. Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), но это не меняет типа развития.

В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепция Ст. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека.

Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие Галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, который он должен достигнуть. ​​​​​​​Детское развитие — это Непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс — процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества (Как сказал поэт: «Лишь рождены, уже нас ждет Шекспир»). В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Согласно Л.С. Выготскому, процесс психического развития — это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Задача детского психолога — проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка это особый процесс. Процесс онтогенетического развития — процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения.

Источник

Оставьте заявку

на Курсовую работу

Получите бесплатную

консультацию по
написанию

Сделайте заказ и
скачайте

результат на сайте

  • 29 страниц
  • 25 источников
  • Добавлена 19.06.2015

924 руб.
1 320 руб.

  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1. Особенности психического развития животных 5
2. Психическое развитие ребенка в онтогенезе 9
3. Специфика психического развития ребенка 20
Заключение 25
Список литературы 26

Фрагмент для ознакомления

То есть, специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов. Биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путем индивидуального опыта. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.С. Л. Новоселова при проведении сравнительно-генетического анализа становления ранних форм мышления в онтогенезе человека и человекоподобных обезьян показала, что мышление с его человеческими качествами не возникает внезапно. Оно длительно подготавливается в филогенезе в виде необходимых предпосылок (возможности обобщения опыта манипулирования с предметами у обезьян) и приобретает новые качества уже в ходе антропогенеза, который служит водоразделом между животным интеллектом и человеческим мышлением[15].Критически важным в представлении о видотипичном поведении животных и человека является то, что оно развивается лишь в процессе активного взаимодействия индивидов со своим окружением. Поэтому для развития и формирования поведения индивида в онтогенезе существенны обе стороны взаимодействия – и активность самого развивающегося детеныша, и условия его жизни.Поведение человека и высших животных формируется на всех стадиях онтогенеза в ходе активных взаимодействий развивающихся детёнышей с окружающим их миром. В условиях искажения подобных взаимодействий формируется «искаженные» поведенческие профили, отражающие адаптации индивидов к конкретным условиям жизни.Для детенышей животных и человека на стадии раннего постнатального развития взаимодействие с материнской особью является критичным и для выживания, и для формирования поведенческих профилей их взрослого поведения, в том числе появления возможных устойчивых форм отклоняющегося от нормы поведения. Эта взаимосвязь особенно наглядно проявляется как у человека, так и у тех животных (прежде всего приматов), когда матери в этот период поддерживают с детенышами почти постоянный тактильный контакт и формируют с ними эмоциональные узы, которые могут быть описаны как взаимная эмоциональная привязанность [10]. Правильно организованные взаимодействия матери с детенышами должны включать в себя не только кормление и предоставление физического контакта по просьбе детеныша, но и другие виды аффилиативного поведения – аллогруминг (груминг друг друга), поддержание пространственной близости, защиту, отдых с физическим контактом, синхронизацию активности.Сформированные индивидуальные отношения привязанности между детенышем и материнской особью позволяют последней стать «базой безопасности» для него и выполнять роль «буфера», т. е. успокаивать и давать ему возможность справиться со страхом, вызванным различного рода изменениями в окружении. Наличие «фигуры привязанности», каковой для детенышей в норме становится материнская особь, опыт ранних взаимодействия с ней приводят к тому, что и позже в жизни присутствие знакомых индивидов облегчает для этих животных стрессовые ситуации. Иллюстрацию этому предоставляет цикл работ П. Тиммерманса с коллегами на медвежьих макаках. Для всех макак-подростков в неволе характерна настороженность при появлении в вольере крупных незнакомых предметов. Однако выращенные матерями индивиды постепенно переходят к обследованию, при этом присутствие матери и ее поведение существенным образом облегчает под- ход к новому предмету. Для макак-сирот присутствие суррогатной матери значимым не является – их поведение не меняется в зависимости от того, находится ли она рядом[22].Для детей раннего возраста также самыми значимыми являются эмоциональные взаимоотношения с матерью. При формировании безопасной привязанности — в присутствии матери ребёнок чувствует себя комфортно. Особенности заботы материнской особи о своих детенышах определяют то, как их потомки, став взрослыми, будут справляться с разного рода проблемными ситуациями. Схожи и нарушения в психическом развитии животных и детей при разных стилях поведения матери. Детеныши гиперопекающих матерей испытывают повышенную тревогу и меньше стремятся исследовать «новизну» спустя месяцы и даже годы [10]. Ранняя сепарация с материнской особью и выращивание в полной изоляции на суррогатах или только со сверстниками приводит к отклонению от нормы почти во всех видах взаимодействий, включая аффилиативное поведение, агрессию и избегание, спаривание и коммуникацию, одной из наиболее явно страдающих является родительская компетентность. Эмоциональная нестабильность и неумение формировать устойчивые взаимоотношения с партнерами, развитие неуместного агрессивного поведения при ранней сепарации с матерью хорошо описаны, помимо приматов, для псовых, свиней, грызунов, некоторых видов птиц. Вариации в материнском стиле передаются от поколения к поколению. Проявляемые позже стили материнского поведения у ихдочерей не являются генетически обусловленными, так как зависят от характеристик взаимодействий с ними и биологических, и «приемных» матерей в первые шесть месяцев их жизни. Однако у человека имеется возможность коррекции развития.Интересные данные получены при сопоставлении игрового поведения животных и детей. Так, в некоторых играх детей младшего возраста можно четко выявить определенные компоненты, соответствующие формам игровой активности детенышей высших животных. Однако уже на этой стадии онтогенеза в играх детей прослеживается социально обусловленное содержание. В более старшем возрасте ребенка эта особенность игр только усиливается, а игра становится специфичной для «детеныша человека». Так А.Н. Леонтьев писал, что «специфическое отличие игровой деятельности животных от игры, зачаточные формы которой мы впервые наблюдаем у детей предшкольного возраста, прежде всего в том, что игры последних представляют собой предметную деятельность. Последняя, составляя основу осознания ребенком мира человеческих предметов, определяет собой содержание игры ребенка»[12, с. 146]. В играх детей, как и в играх животных, осуществляется сложная перестройка связей с факторами и стимулами внешней среды. В ходе онтогенеза изменяются и действия по отношению к этим стимулам. В обоих случаях при переходе от доигрового периода к игровому резко изменяется двигательная активность, особенно манипуляционная, меняются способы и объекты манипулирования. Однако становление и развитие игровой деятельности у детей имеет более сложный характер, чем у животных, даже высших.Специфика развития психической деятельности человека состоит в том, что благодаря общественно-трудовой практике и связанной с ней членораздельной речи человек способен к отражению объективной реальности в двух планах – чувственном и понятийном, т.е. наряду с непосредственно-чувственным отражением у него существует еще план абстрактно-логического мышления, осуществляемого с помощью понятий. Именно этим определяется сущность сознания. Что же касается животных, то даже у наиболее высокоразвитых их представителей психическое отражение окружающего мира совершается лишь в одном плане, а именно чувственном; второй, абстрактно-логический план у них отсутствует. Однако без логического мышления (с помощью абстрактных понятий) невозможно постигнуть сущность вещей и процессов, невозможно познать коренные причинно-следственные связи, подлинные, существенные закономерности. Вследствие этого познание животными компонентов среды и отношений между ними ограничивается лишь непосредственно воспринимаемыми (в настоящем или прошлом), причем в наибольшей мере это познание осуществляется в ходе направленной на эти компоненты двигательной активности.Таким образом, в развитии психики человека и животных имеется много сходных черт, основанных на общих истоках возникновения элементарной психики в животном мире. Но если психика животных обусловлена природными условиями существования, то у человека она имеет не только природный, а преимущественно социальный характер. Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не сформируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческих детей среди животных. Развитие человека происходит не самопроизвольно, а осуществляется под влиянием целенаправленного воспитания, которое происходит в семье, школе и в обществе.ЗаключениеВ исследовании была рассмотрена специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животных.И на животных, и на человека с рождения воздействуют множество факторов – наследственных, природных, социальных. Однако, у животных развитие детерминировано преимущественно природой, а развитие человека – социумом. Если средовое влияние на развитие животного оказывает, прежде всего, мать и ближайшее окружение, то на развитие человека оказывает влияние не только ближайшее окружение, но и весь социум с опытом поколений. Хотя, чем младше ребенок, тем больше его психическое состояние зависит от общения с матерью.Перспективное направление в этой области имеет исследование взаимоотношений, развитие животных на воле, в природных условиях. Поведение высших животных формируется в ходе активных взаимодействий детенышей с окружающим их миром. В условиях искажения подобных взаимодействий формируется искаженные поведенческие профили, отражающие адаптации индивидов к конкретным условиям жизни. Сложные формы психической деятельности животных, которые могут что-либо рассказать об эволюции человека, формируются и проявляются у индивидов лишь при их жизни в естественных условиях, каковыми для многих высших позвоночных являются сложно структурированные, длительно существующие группы с индивидуализированными отношениями. Подавляющее же большинство обезьян, принимавших участие в сравнительных исследованиях, были индивидами, крайне рано сепарированными от своих матерей, многие из них содержались в одиночку или парами со сверстниками. Вполне логично предположить, что дискуссии об ограничениях и возможностях психических способностей человекообразных обезьян нередко отражают разные условия протекания их онтогенеза. Ценность полученных выводов для понимания природы психической деятельности человека во многом будет определяться этим пониманием.Список литературыБожович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., 2008. – 464 с. Божович, Л. И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка / Психология личности: тексты ; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – С. 166–172. БурменскаяГ.В.Методикидиагностикипривязанностикматериребенка дошкольного и младшего школьною возраста // Психологическаядиагностика, 2005, № 4.Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Собр. Соч. В 6-ти т, М., 1982, т.4. С. 244-268.Выготский Л.С. Психология развития человека. – М., 2005. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека // Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998. – 480 с.Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие. – .: Аспект Пресс, 2001.Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2004. —480 с.Крученкова Е.П. Материнское поведение млекопитающих. – М.: Красанд, 2009.Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка / Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – 4-е изд. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 509–537. Леонтьев А.Н. Об историческом подходе в изучении психики человека // Хрестоматия по возрастной психологии. Часть1. Предмет и методы возрастной психологии. / Ред.-сост. Карабанова О.А., Подольский А.И., Бурменская Г.В. М., 1999. — 304 с.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. Лисина М.И., Мещерякова С.Ю., Сорокина А.И. Эмоциональное развитие младенцев в общении / VI Всесоюзный съезд психологов. — М., 1983. — С. 77—79.Новосёлова С.Л. Развитие интеллектуальной основы деятельности приматов. – М., 2001.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М., 2003. – 254 с.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. пед. заведений. – М.: Издат. центр, 2000. – 184 с.Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 2001.Разумное поведение и язык // Сост.: А.Д. Кошелев, Т.В. Черниговская М.: Языки славянских культур, 2008.Рогинская Я.Я., Левин М.Г. Основы антропологии. – М.: Высшая школа, 1977.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект пресс, 2001 — 460 с.Сравнительная психология и зоопсихология. Хрестоматия / Ред. Г.В. Калягина. — Спб:Питер, 2001. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд. – М.: Российское психологическое общество, 1999.Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: Психология, 2000.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

Читайте также:  Особенности развития зубов у ребенка

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., 2008. – 464 с.
2. Божович, Л. И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка / Психология личности: тексты ; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – С. 166–172.
3. Бурменская Г.В. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьною возраста // Психологическая диагностика, 2005, № 4.
4. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Собр. Соч. В 6-ти т, М., 1982, т.4. С. 244-268.
5. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М., 2005.
6. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
7. Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека // Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998. – 480 с.
8. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие. – .: Аспект Пресс, 2001.
9. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2004. —480 с.
10. Крученкова Е.П. Материнское поведение млекопитающих. – М.: Красанд, 2009.
11. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка / Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – 4-е изд. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 509–537.
12. Леонтьев А.Н. Об историческом подходе в изучении психики человека // Хрестоматия по возрастной психологии. Часть1. Предмет и методы возрастной психологии. / Ред.-сост. Карабанова О.А., Подольский А.И., Бурменская Г.В. М., 1999. — 304 с.
13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
14. Лисина М.И., Мещерякова С.Ю., Сорокина А.И. Эмоциональное развитие младенцев в общении / VI Всесоюзный съезд психологов. — М., 1983. — С. 77—79.
15. Новосёлова С.Л. Развитие интеллектуальной основы деятельности приматов. – М., 2001.
16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М., 2003. – 254 с.
17. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. – М.: Издат. центр, 2000. – 184 с.
18. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 2001.
19. Разумное поведение и язык // Сост.: А.Д. Кошелев, Т.В. Черниговская М.: Языки славянских культур, 2008.
20. Рогинская Я.Я., Левин М.Г. Основы антропологии. – М.: Высшая школа, 1977.
21. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект пресс, 2001 — 460 с.
22. Сравнительная психология и зоопсихология. Хрестоматия / Ред. Г.В. Калягина. — Спб:Питер, 2001.
23. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд. – М.: Российское психологическое общество, 1999.
24. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. – М.: Психология, 2000.
25. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

Читайте также:  Календарь план занятий раннего развития с ребенком 1 года по дням

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Биологический факультет

Кафедра физиологии человека и животных

Особенности физического и психического развития детей младшего школьного возраста

Курсы

Исполнитель:

студентка группы Б-42 Кулеш Наталья Валерьевна

Научный руководитель:

доцент Переволоцкий Александр

Гомель 2012

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Особенности физического развития детей

1.2 анатомо-физиологические особенности детей

1.3 Зависимость физического развития детей от деятельности желез внутренней секреции,

1.4 детей школьного возраста

1.5 характеристика психического развития детей младшего школьного возраста

1.6 Особенности познавательной и учебной деятельности детей младшего школьного возраста

2. ОБЪЕКТ, ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ

2.1 Метод определения уровня физического развития детей младшего школьного возраста (8-9 лет)

2.2 Методика определения особенностей психического развития детей младшего школьного возраста (8-9 лет)

2.3 статистический Метод обработки данных

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Оценка уровня физического развития детей младшего школьного возраста

3.2. Исследование особенностей психического развития детей младшего школьного возраста

ВЫВОД

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Физическое развитие-это совокупность морфологических и функциональных признаков, позволяющих определить запас физических сил, выносливости и работоспособности организма. Физическое развитие является одним из важнейших показателей здоровья растущего организма [1].

Определение физического развития позволяет оценить форму, размеры и пропорции тела, а также некоторые функциональные возможности организма. Развитие организма ребенка подчиняется определенным закономерностям, которые находят отражение в морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным периодам. Они неровные, неодновременность и возможностью полом процессов роста и развития, а также влияние генетических и средовых факторов [2].

Источник