Психическое развитие ребенка первого года жизни курсовая

Четвертый
месяц жизни.

1. Ребенок лежит 
на спине. Вы размахиваете погремушкой 
непосредственно около кроватки,
но несколько ниже, так, что 
ребенок не может ее видеть,
и одновременно с другой стороны 
показываете ребенку игрушку 
(она не находится в направлении
его взгляда). После того как ребенок поворачивается
то туда, то сюда, он окончательно поворачивается
в сторону к игрушке. 
2. Когда ребенок находится в хорошем настроении,
подержите мячик около его рук. Ребенок
начинает водить рукой по мячу. Движения
его медленны, и он чрезвычайно внимателен
к ним. 
3. Ребенок лежит на животе. Голова и плечи
подняты над поверхностью, опора на ладони.
Ребенок может проследить глазами за движениями
игрушки с одной стороны на другую. 
4. Если сделать неподвижный упор из одеяла,
то ребенок в положении лежа на животе
будет как бы отталкивать этот упор руками
и ногами. 
5. Если вы разговариваете с ребенком, а
затем прекращаете контакт, то он реагирует
на это негативно. Ребенок начинает плакать,
смотрит вслед и т. д. 
6. Вы смотрите на ребенка на расстоянии
полуметра в течение 30 секунд. Затем отворачиваетесь
и надеваете маску (зайца, лисицы). Поведение
ребенка сразу изменяется: он наморщивает
лоб, искривляет рот, плачет, удивляется,
появляется двигательное оживление и
другие реакции. 
7. Ребенок в 4 месяца прочно удерживает
погремушку в руке, не теряя ее сейчас
же. Он ощупывает, рассматривает погремушку. 
8. Ребенок узнает мать, радуется при ее
появлении. Громко гулит и смеется при
общении со взрослыми. 
9. Если вы поднесете ложку с чаем, то ребенок
откроет рот и сможет попить из ложки. 
10. Когда вы собираетесь взять ребенка
на руки, то он напрягает все тело, появляется
двигательное оживление. 

Пятый
месяц жизни.

1. Если ребенку 
дать в руку погремушку, то 
он будет ее рассматривать 
очень внимательно. А цветной предмет
будет рассматривать дольше, чем бесцветный. 
2. Дайте в руки ребенку небольшой мяч.
Он сможет захватить его обеими руками,
при этом пальцы растопырены или сжаты
в кулачок. 
3. Если вы накроете лицо ребенка, лежащего
на спине, пеленкой, то он сможет освободиться
от нее. 
4. Из положения на спине (поддержите верхнюю
часть туловища) ребенок стремится подняться,
причем голову не только удерживает, но
и пытается поднять ее выше. 
5. Вы носите ребенка по комнате, он смотрит
по сторонам, следит взглядом за движущимся
человеком. Удерживает погремушку так
крепко, что отобрать ее становится трудно. 
6. Ребенок уже хорошо различает близких
и чужих, строгий и ласковый тон. 
7. Лежа на животе, ребенок опирается на
ладони выпрямленных рук. 
8. Если вы поставите ребенка на ноги, он
будет стоять ровно при поддержке, а из
положения лежа 
на спине сможет перевернуться на живот. 
9. Ребенок уже долго может сидеть с поддержкой,
пытается сесть сам, садится при легкой
поддержке, а в положении сидя при боковом
наклоне тела держит голову прямо. 
10. Ребенок может подолгу произносить
певучие гласные («а», «э», «ю»,
«я»), может повторять звуки, подражая
взрослому. 
 

Шестой 
месяц жизни.

1. Ребенок выделяет 
вещь из окружающего путем 
перемещения взгляда. 
Держите погремушку на расстоянии 25 см
от ребенка. Он смотрит на погремушку,
потом на окружающее, ясно выделяя взглядом
погремушку. 
2. Если предложить ребенку рожок и куклу,
то реакции его будут различны: на рожок
ребенок открывает рот, совершает сосательные
движения, а на куклу отвечает радостными
реакциями оживления. 
3. Ребенок находится в положении лежа
на спине. Вы приближаете к нему звенящий
колокольчик, а затем отодвигаете его.
Ребенок будет подниматься и при помощи
взрослого, который удерживает его за
пальцы, сможет сесть. 
4. Попробуйте, разговаривая с ребенком,
изменять выражение лица — от ласкового
до сердитого. Ребенок реагирует на эти
изменения по-разному: морщит лоб, улыбается,
гулит и т. д. 
5. Ребенок будет оказывать сопротивление,
если взрослый пытается отобрать у него
игрушку из рук, которую он удерживает
несколько минут. Внешне это может выражаться
в реакциях неудовольствия. 
6. Реакции на свое и чужое имя носят разный
характер. На свое имя ребенок реагирует
комплексом «оживления». 
7. Ребенок может слегка подползти и захватить
руками игрушку, может переворачиваться
с живота на спину. 
8. Появляются первые признаки лепетной
речи — малыш даже может произносить отдельные
слоги. 
9. Ребенок может уже есть с ложки. Начинает
пить из чашки. 
10. Громко смеется в ответ на эмоциональное
речевое обращение к нему, тянется к зеркальному
изображению. 
Обратите внимание на эмоциональные проблемы
ребенка от рождения до шести месяцев: 
— безразличие к кормлению, к человеческому
голосу и игре; 
— подергивание лица и рук; 
— постоянное нарушение сна. Если наблюдается
хотя бы один симптом, следует обратиться
к специалисту. 
 
Седьмой месяц жизни.

1. К семи месяцам 
ребенок может свободно сидеть 
прямо с опорой; перевернуться со
спины на бок, если сбоку греметь погремушкой,
которую он может достать при повороте. 
2. Вы держите ребенка на коленях, сидя
за столом. Ребенок схватывает край стола
и прочно удерживает его. Может подражательно
хлопать руками по столу, перекладывать
предметы на столе, бросать их на пол. 
3. Вы стоите у кроватки ребенка и не выказываете
никакого внимания, избегая встретиться
с ним взглядом. Ребенок старается установить
контакт: лепечет, ищет вас взглядом и
т. д. 
4. Внимательно рассматривает взрослого,
прежде чем вступить с ним в контакт. Реакция
страха сменяется познавательным интересом. 
5. Возьмите ребенка на руки и поворачивайтесь
с ним вокруг яркой игрушки. Ребенок следит
взглядом, поворачивается за игрушкой.  
6. Ребенок в положении лежа на животе.
Вы закрываете его голову пеленкой. Ребенок,
оставаясь в этом положении, освобождается
от пеленки руками. 
7. Спросите у ребенка, где находится какой-либо
предмет (предмет должен находиться постоянно
в определенном месте, и вы неоднократно
называли его). На ваш вопрос ребенок будет
искать и находить взглядом этот предмет.  
8. Ребенок может по вашей просьбе показать
нос, глаза и т. д. другого человека. В лепете
появляются звукосочетания типа: «дай-дай-дай»,
«та-та-та». 
9. Хорошо ползает (много и быстро, в разных
направлениях). Встает на колени, встает
с поддержкой руками. 
10. Настойчиво тянется к предмету, который
его интересует, а добравшись до него,
радуется. 

Восьмой
месяц жизни.

1. К восьми 
месяцам ребенок может сидеть 
прямо в кроватке без помощи 
взрослого, может двигаться с 
места — откатиться, отодвинуться 
и т. д. Может сам садиться,
ложиться, вставать, переступать у опоры. 
2. Ребенок пытается, применяя усилие, отнять
у взрослого игрушку. Если вы попытаетесь
вытереть ребенку нос, то он будет отталкивать
вашу руку. 
3. Если вы помещаете игрушку вне кровати
(рядом — на стуле), то ребенок протягивает
руку, трогает игрушку и захватывает ее. 
4. В положении сидя с опорой ребенок может
освободиться от пеленки, которой вы накрыли
его. При этом он не падает, а остается
сидеть. 
5. При организованной игре в прятки ребенок
с интересом смотрит в направлении, в котором
появляется лицо взрослого, и смехом приветствует
его появление. 
6. На глазах у ребенка вы отбираете у него
игрушку и кладете ее в карман (часть игрушки
должна высовываться). Ребенок достает
эту игрушку. 
7. Ребенок хватает вторую погремушку,
не роняя при этом первую, и делает движения
двумя руками. 
8. Громко и четко произносит различные
слоги. Визжит и гулит от удовольствия.
Узнаёт и различает близких людей на фотографии. 
9. Долго и разнообразно занимается игрушками,
действует с ними, в зависимости от их
свойств 
(катает, вынимает, открывает, нажимает
и др.). 
10. По просьбе взрослого машет рукой при
прощании, хлопает в ладоши. Следит взглядом
за движущимися изображениями людей, животных
на экране телевизора. 

Читайте также:  Речь и психическое развитие условия формирования речи ребенка

Девятый
и десятый месяцы
жизни.

1. В девять-десять 
месяцев ребенок хорошо сидит 
без опоры, передвигается, ползет 
вперед за игрушкой, поднимается 
в ответ на протянутые к 
нему руки, ходит, держась за 
опору, берет мелкие предметы 
двумя руками. 
2. Подражает в действиях другому ребенку,
общается с помощью жестов. 
3. Если вы дадите ребенку палочки, покажете,
как можно барабанить этими палочками
по столу, то он сможет подражать этим
действиям. Так же ударять ложками друг
о друга. 
4. Ребенок в этом возрасте хорошо играет
в «ладушки», «дай ручку» и т.
д., а на вопрос «где?» и просьбу «дай»
отыскивает повсюду нужный предмет. 
5. Хорошо знает свое имя, откликается на
него. Знает по имени близких ему людей,
названия окружающих предметов и показывает
на картинках изображения животных. 
6. Может по просьбе (без показа) выполнить
заранее заученные действия. Понимает
слова «иди», «сиди», «лежи»
и другие. 
7. Может самостоятельно с опорой подняться
и спуститься с невысокой лестницы. 
8. Ребенок может уже играть в компании
с другими детьми, если взрослые будут
оказывать помощь. 
9. Повторяет за взрослыми новые слоги,
использует псевдослова, выражающие отношение
ребенка к происходящему. 
10. Спокойно относится к высаживанию на
горшок. Голосом сигнализирует о биологических
нуждах.

Одиннадцатый 
и двенадцатый 
месяцы жизни.

1. Ребенок к 
году может самостоятельно встать 
с опорой, приподняться, чтобы сесть,
ходить с поддержкой или самостоятельно,
подниматься и спускаться по невысокой
лесенке. 
2. Дайте ребенку коробочку с шариком. Затем
несколько раз откройте и закройте коробочку,
показав шарик. Затем нужно вынуть шарик
и дать ребенку пустую коробочку. Ребенок
замечает отсутствие шарика и смотрит
на вас удивленно. 
3. Ребенок может целенаправленно звонить
в колокольчик, по назначению использовать
расческу, пить из чашки, самостоятельно
есть с ложки. 
4. Дайте ребенку кубики, покажите, что
можно построить из них башенку, а затем
разрушить ее. Ребенок сам складывает
башенку из кубиков, собирает и разбирает
пирамидку из колец с широкими отверстиями. 
5. Ребенок делает обобщения: показывает
куклы, машинки, кубики, мячи, части своего
тела. 
6. Ребенок любит играть с детьми, но относится
к разным детям избирательно. 
7. Различает предметы по форме (кубики,
кирпичики, мячики). 
8. Появляются первые попытки сюжетной
игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает
и рассматривает яркие картинки в книжке. 
9. Выполняет первые простые поручения,
понимает слово «нельзя», очень хорошо
ориентируется в помещении. 
10. К концу года произносит особые «слова»,
понятные только матери и ребенку: например,
«бах» — падение, «фа» — шапка,
и т. д.; может произносить отдельные слова
с пониманием их предметного соотнесения.
Появляются первые упрощенные слова: «кис-кис»,
«ав-ав», «дай», «бай» [5].  
 

Рекомендации

      Для
гармоничного развития ребенка, формирования
здоровой психики родителям следует обратить
внимание на множество различных факторов,
таких как благоприятная среда, внимание
близких, живое общение и т.д. Учесть все
возможные тонкости достаточно сложно,
поэтому рассмотрим некоторые вопросы
о тех или иных аспектах воспитания и жизни
малышей и рекомендации, которые можно
дать для решения этих вопросов.

    1. Комплексная
      система оценки состояния
      здоровья новорожденного.
      Что такое шкала Апгар?

    Это
комплексная система оценки состояния 
здоровьяноворожденного
или первая диагностика физического и
психического развития ребенка.

    Через 
несколько минут после рождения
состояние каждого ребенка оценивается 
врачами  по пяти параметрам: пульс,
дыхание, мышечный тонус, рефлекторная
возбудимость и цвет кожи; через 
пять минут проводится повторная оценка.
Каждый параметр в свою очередь оценивается 
в балах (от 0 до 10). Результаты диагностики 
отражают состояние новорожденного:

    
— от 7 до 10 баллов – состояние 
считается хорошим,

    
— от 4 до 6 — удовлетворительным.

    
— новорожденный, набравший менее 4 баллов,
находится в угрожающем состоянии и нуждается
в реанимационных мерах.

     
Результаты оценки могут служить 
основанием для проведения необходимых 
реабилитационных процедур. 

2.
Какие игрушки  давать
новорожденному в первый
месяц?

    В
первый месяц  нужны игрушки  подвесные 
для  РАССМАТРИВАНИЯ и СОСРЕДОТОЧЕНИЯ.
Над его кроваткой,  желательно
подвесить игрушку, на расстоянии 50
см.   По мнению психологов, в первые
два месяца жизни ребенок лучше реагирует
на контрастные черно-белые игрушки, нежели
на яркие. 

3.
Влияет ли пассивное
прослушивание на психическое
здоровье ребенка?

    Для
начала следует определить, что же
такое пассивное прослушивание.
Ребенок в самом  начале своей 
жизни не только изучает внешний 
мир, но так же учится владеть своими
ощущениями. Именно в раннем возрасте
развивается активное и пассивное прослушивание.
Уловив источник звука, ребенок может
обратить на него внимание и разглядывать,
тем самым, проявляя высокую активность
в оценке происходящего – это называется
активным прослушиванием.  Но не все
звучащие объекты могут находиться в поле
зрения. В этом случае включается пассивное
слушание – акцентирование внимания на
«невидимые» звуки и их оценка.

    Пассивное
прослушивание развивает навыки
сосредоточения у малыша, учит пользоваться
органами слуха и оценивать обстановку.
Кроме того, без пассивного слушания не
будет и активного, которое учит ребенка
использовать совместно разные органы
чувств. Но, в то же время, пассивное прослушивание
, тихое звучание телевизора, разговор
по телефону и т. д,  может очень навредить
ребенку. Так как, большую часть времени
ребенок должен спать, а во время тихого
звучания  разговора или музыки, мозг
продолжает бодрствовать, т. е. ребенок
полноценно не  может спать. А не высыпаясь
изо дня в день, ребенок заболевает от
истощения неокрепшей нервной системы. 

4.
Что такое «комплекс
оживления» и как его
добиться?

           Это первая социальная
, ответная реакция ребенка на взрослого. 
(М,И Лисина) Определенным рубежом в жизни
малыша является комплекс оживления. Его
активация происходит при усложнении
психической организации ребенка. Первые
элементы комплекса оживления появляются
на втором месяце жизни. Это замирание,
сосредоточение, улыбка, гуление, причем
все они вначале возникают как реакции
на обращение взрослого к ребенку. На третьем
месяце жизни эти элементы объединяются
в систему и появляются одновременно.
Каждый из них выступает как специфическая
реакция на соответствующие воздействия
взрослого и служит цели активизации общения
ребенка со взрослым. На заключительном
этапе его развития комплекс оживления
демонстрируется ребенком всякий раз,
когда у ребенка появляется потребность
общения со взрослым..

Источник

Реферат по учебной дисциплине «Психология»

на тему: «Психическое развитие новорожденного»

    План

1. Введение.

2. Кризис новорожденности.

3. Особенности психического развития новорожденного.

4. Кризис первого года жизни.

5. Заключение.

6. Список литературы.

    1. Введение.

  Общими характерностями возрастных кризисов детства являются эмоциональная неустойчивость, перемена во взаимоотношениях ребенка со взрослыми, негативизм, трудновоспитуемость, сопротивление власти взрослых, упрямство, капризность. В каждом случае кризисные периоды возникают при основательных психологических изменениях и смене ведущей деятельности. Единого взгляда на временные границы и количество кризисов детства не существует. Однако, большинство исследователей акцентируют кризисы новорожденности, одного года, трех и семи лет.

   Первый год жизни ребенка разделяют на два периода: новорожденности и младенчества. Период новорожденности — это временной отрезок, в течении которого ребенок отделен физически, но имеет связь физиологическую со своей матерью, протекающий от рождения до появления «комплекса оживления» — 4–6 недель. Следом наступает период младенчества, протекающий до одного года.

  Критическим актом рождения начинается развитие ребенка, а следующий за ним критический возраст, носит название новорождённости. Во время родов происходит физическое отделение малыша от матери, однако, в основных жизненных функциях он еще долгое время биологически несамостоятелен.

   2. Кризис новорожденности.

   Как известно, первым периодом в развитии ребенка является период новорожденности, протекающий 4-6 недель с момента рождения.

Читайте также:  Предпосылки нормального развития речи ребенка

   Данный кризис — это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его переломным и тяжелым моментом в жизни малыша. Особенности данного кризиса:

1)  Физиологические — при рождении происходит физическое отделение малыша от матери, это уже травма, к тому же, он попадает в ощутимо иные условия — воздушная среда, необходимость смены питания, холод, яркая освещенность.

2)  Психологические — при отделении от матери, малыш не ощущает привычного ее тепла —  появляется чувство тревоги и незащищенности.

   При первых часах жизни малышу помогают врожденные безусловные рефлексы, которыми располагает его психика — защитный, дыхательный, сосательный, хватательный, ориентировочный. Хватательный рефлекс будучи не особо нужным, вскоре пропадает.

  Кризис новорожденности — это промежуточный период меж внутриутробным и внеутробным образом жизни малыша, характеризующийся в большей степени сном ребенка. Потому, ребенок может погибнуть, если рядом с ним не будет взрослых. Окружив ребенка заботой, взрослые удовлетворяют все его потребности: в питье, еде, тепле, спокойном сне, общении, гигиене, уходе.

   Малыш оказывается не приспособлен к жизни потому, как не способен удовлетворять собственные потребности, не имеет сформированных поведенческих актов, ему приходится учиться даже сосанию. Терморегуляция у ребенка отсутствует, но наблюдается развитый инстинкт самосохранения — он способен уменьшить площадь теплообмена, принимая внутриутробную позу.

   Следовательно, новорожденность – это физическое отделение малыша от матери при наличии физиологической связи. Данный период характерен кардинальным изменением условий жизни малыша, усиливающимся его беспомощностью. Выживание и развитие ребенка способствует становлению ситуации экстроспективно необходимых отношений меж взрослым и малышом. Условия жизни малыша социально опосредованы с момента его рождения.

    Лицо человека — это первый объект, выделяемый ребенком из действительности, окружающей его, условный раздражитель, находящийся с малышом чаще всего в значимые обстоятельства удовлетворения его жизненных потребностей.

   Основное новообразование критического периода — это комплекс оживления, возникающий из позитивной эмоциональной реакции на материнское лицо. Движения ребенка, до того времени, не скоординированы, хаотичны. В данном комплексе зарождается координация движений малыша — первые акты его поведения, выделения взрослого, общения. Комплекс оживления является попыткой воздействия на взрослого, а не простой реакцией — это окончание новорожденности и начало развития младенческого периода.

   Психологическим критерием окончания кризиса периода новорожденности являет собой комплекс оживления. Физиологическим критерием является возникновение сосредоточения слухового и зрительного — появление условных рефлексов на раздражители, как слуховые, так и зрительные.

    При психологическом исследовании кризиса периода новорожденности требуются особые методические средства и приемы, которые, иногда, выходят за психологические рамки. Нужно учитывать данные культурно-исторических исследований, физиологии, патофизиологии и иных сфер знаний, которые представляют общую основу парадигмы генезиса общения.

   Л.С. Выготский акцентировал два важных момента, которые характеризуют своеобразность детской психической жизни периода новорожденности:

1. Преобладание нерасчлененных, недифференцированных переживаний, которые являют собой слияние ощущения, влечения, аффекта в одно целое.

2. Психика новорожденного еще не овладела умением отделять себя, свои переживания от восприятия экстроспективных вещей, дифференцировать физические и социальные объекты.

    Проводя анализ нерасчлененности и целостности антецедентных реакций малыша, Выготский выказывает мнение о том, что закон выделения или структурности фона и фигуры — это самая простейшая особенность психической жизни, устанавливающей отправную точку дальнейшего развития сознания ребенка. Улыбка, являющаяся первой социальной реакцией малыша – это наступление перехода в следующую возрастную стадию.

    Улыбка являет собой обращенный к другому жест. Она всегда адресована кому-либо, и потому улыбка социальная выделяется из «рефлекторных», «гастрических», «аутистических». Улыбка, которая обращена к другому человеку и выражает к нему отношение, означает начало психической жизни ребенка.

    Возникает первая улыбка в обстановке общего удовольствия, исходит из эмоциональной сферы, но она несет в себе не только психологический смысл. Все экспрессивные средства, как и улыбка возникают и развиваются в процессе общения взрослого и ребенка. Следовательно, эмоциональная экспрессивность выполняет коммуникативную и выразительную функции.

   Перед улыбкой обычно возникает контакт взглядов меж взрослым и ребенком. Поймать взгляд малыша, приблизительно до третьей недели жизни, не удается, так как окружающим кажется, что он погружен в себя. К третьей неделе происходит установление первой, так радующей родителей, встречи глаз: на протяжении нескольких секунд малыш сосредотачивает свое внимание на лице взрослого. Спустя неделю-другую происходит возникновение и первой улыбки.

   В посвященных проявлению первых признаков психической жизни исследованиях, Штерн подробно анализирует характеристики психики ребенка в первые дни и недели жизни — врожденные характеристики. Развитие протекает по линии расчленения, дифференциации целостностей — от целостности восприятия к выделению противопоставления «Я и другой». Значительным диагностическим признаком является возникновение реципрокности — взаимности действий взрослого и реакций малыша. Реципрокность знаменует о координировании действий малыша в отношении действий взрослого или других влияний окружающей действительности.

    Данное положение подтверждают многочисленные исследования. Так, выявлено, что к концу первого месяца движения взгляда малыша сосредотачиваются на чертах яркого фона и раздражителя — лицо, к двум месяцам — в зоне отличительных деталей внутри объекта — глаза, рот. Возрастает продолжительность и интенсивность рассматривания. Следовательно, восприятие развивается от охвата общего по его чертам к анализу признаков внутри объекта.

     3. Особенности психического развития новорожденного.

    В период новорожденности малыш различает сладкий, горький, соленый вкус и реагирует на звуковые раздражители. Но самым значимым этапом в психическом развитии ребенка становится проявление слухового и зрительного сосредоточения. На второй–третьей неделе возникает слуховое сосредоточение. Малыш замолкает и замирает при резком звуке. Реакция на голос взрослого возникает на третьей-четвертой неделе. На третьей-пятой неделе возникает зрительное сосредоточение — ребенок замирает и на некоторое время удерживает взгляд на попавшем в его поле зрения ярком предмете.

    Так, при помощи развития зрительного и слухового сосредоточения, к пятой–шестой неделям у малыша закладывается основание для перетекания от мира ощущений к миру восприятий. Он уже воспринимает предмет целиком, следит взглядом или поворачивает голову за движущимся предметом. При реакции на раздражитель остальные реакции прекращаются, малыш замирает, сосредотачивается лишь на движущемся предмете или источнике звука.

    По истечении некоторого времени, после того, как малыш приобретает способность узнавать голос матери, различать ее лицо, устанавливается эмоциональный контакт с ней — возникает «комплекс оживления».

    Взрослые с первых моментов жизни малыша являются для него источником слуховых и звуковых сигналов. Они активизируют ориентировочные реакции ребенка — смотрят на него, разговаривают с ним, показывают ему различные предметы.

   Новорожденный малыш появляется в этом мире с криком, что является нормой. Потом через крик малыш проявляет негативные эмоции. Он кричит, если появляются неприятные ощущения —  потребность во сне, в тепле, в пище, мокрые пеленки. При крике происходит изменение мимики: покраснение кожи, сморщивание лица, к тому же, малыш совершает атактические движения.

   На лице малыша во сне, на первой неделе жизни, наблюдается нечто схожее с улыбкой. Но исследователи считают это рефлекторным и спонтанным сокращением мышц, так как это проявляется во сне. В тоже время, спонтанная улыбка появляется на лице малыша при различных звуковых стимулах, высоких звуках, но уже к пятой неделе жизни ему нужен зрительный стимул — человеческое лицо. Реакция на голос и образ взрослого — у новорожденного затормаживаются общие движения, через 10 секунд на лице проявляется выразительная улыбка, исчезающая через 35 секунд. Происходит общение со взрослым, считающееся выражением первой социальной потребности малыша.    

Читайте также:  Развитие ребенка в изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

   К первому месяцу, у малыша образуется особенная эмоционально-двигательная реакция — уловив лицо матери, запечатлевает свой взгляд на нем, тянет ручки к ней, ножками двигает быстро, улыбается, издает звуки громкие и радостные — это комплекс оживления. Возникновение комплекса оживления является новообразованием этого периода, завершается период новорожденности и наступает стадия младенчества. 

    Д.Б. Эльконин считал, что улыбка на лице малыша являет собой конец кризиса новорожденности — происходит становление самостоятельной психической жизни. Он полагал, что дальнейшее психическое развитие малыша — это в первую очередь развитие средств общения со взрослым.

   М.И. Лисина полагала, что комплекс оживления — это свидетельство проявления потребности новорожденного в общении со взрослым.

   Р. Шпитц и Ф.А. Вольф в своих работах указали, что в возрасте двух до пяти месяцев малыш улыбается каждому, а с четырех–пяти месяцев улыбается матери и другим знакомым лицам. Благодаря улыбке меж малышом и родителями возникает позитивный эмоциональный контакт, способствующий становлению привязанности, отношений нежных и теплых.

   Другие потребности не имеют такого значения, когда на первый план выходит комплекс оживления —  взрослый попадает в поле зрения малыша. Он активно двигается и улыбается, привлекая внимание взрослых — эта реакция на близких говорит о том, что они являются источником развития для малыша. Развитию комплекса оживления способствует доброжелательное, частое общение малыша и взрослого, равнодушное и редкое – вызывает задержку развития детской психики.

    4. Кризис первого года жизни.

   В период младенчества — от месяца до года — устанавливаются эмоциональные контакты с окружающими, развиваются восприятие, зрение, речь, мышление, память.

   В первую очередь развивается зрение, потому как, это один из важных органов человеческих чувств. Сначала малыш сосредоточивает свой взгляд на предмете лишь на малое время. В два месяца, при еще слабом зрении, он уже отличает человека и окружающие предметы.

   К трем месяцам сосредоточение становится более длительным, движения глаз хорошо развиты. Младенец следит за движением предметов, различает их форму. В четыре месяца наблюдается активное эмоциональное реагирование на увиденное, повизгивает, двигается.

  Все разнообразие впечатлений, получающие младенцем, содействуют развитию его познавательной сферы. Для удовлетворения потребностей младенца в новых впечатлениях необходимо сделать интересной и привлекательной окружающую обстановку, чтобы развитие познавательной сферы не замедлялось.

    К году жизни у ребенка возникает предметность — соотнесение своих образов, ощущений с предметами окружающей среды. Он различает высоту и громкость звука, тембр, запоминает и хранит в памяти образы.

   Познавательный интерес у младенцев развит сильно. Они длительное время рассматривают предметы, выделяя в них контрасты, простые формы. Наблюдается выраженная на все новое ориентировочно-исследовательская реакция.

    На протяжении первого года жизни наблюдается активное развитие памяти ребенка — образная, эмоциональная, вербальная, моторная.

   Первые мотивы появляются у малыша в следствие развития воспроизведения. Мотивы помогают формированию личности ребенка, развитию независимости — возникают мотивы и побуждения, направляющие деятельность малыша.

   Также, наблюдается развитие мышления —  наглядно-действенное, выражающееся в образовании операционных структур и манипулятивных движениях рук. При длительном рассматривании игрушки, малыш открывает большее количество различных в ней качеств, чем при кратковременном, следовательно, его интеллектуальный уровень от того лишь выше.

   До 4-5 недель отмечают пассивную речь — малыш слушает, различает звуки, в 9-10 месяцев наблюдается произношение первых слов. К концу младенческого возраста ребенок воспринимает произносимых взрослым 10–20 слов.

   Л.С. Выготский речь младенца назвал автономной, в виду ее сильного отличия от взрослой речи, хотя по звучанию иногда напоминает «взрослые» слова.

   Д. Боулби, автор «теории привязанности», считал, что устанавливаемая, с первых дней его жизни, тесная эмоциональная связь с матерью формирует у малыша чувство безопасности и защищенности. При нарушении установления этой связи в психическом развитии малыша возникают проблемы. Д. Боулби ставит ласку и тепло, превыше любого обучения и ухода за малышом.

   На фоне данных изменений в развитии малыша возникает критический период, сопровождающийся агрессией, упрямством, обидчивостью — с окончанием кризиса исчезают.

   На стыке стадий развития — младенчества и раннего детства — возникает кризис одного года, сопровождающийся внутренними причинами и внешними проявлениями. Внешние проявления — взрослый не понимает ребенка или что-либо запрещает ему, тот капризничает, плачет, беспокоится, кричит, проявляет самостоятельность, возможно возникновение аффективных состояний. Внутренние причины — противоречия меж возможностями, которыми обладает малыш и потребностями в познании окружающей действительности.

   Самостоятельность ребенка способствует зарождению кризиса первого года жизни, является его сутью. Исчезает социальная ситуация единого целого со взрослым, существует двое — взрослый и малыш. Благодаря кризису у него развиваются действия с предметами, он начинает ходить, говорить. И все же, возможности малыша ограничены — речь его автономна, зависим от взрослого при осуществлении какого-либо действия. Д.Б. Эльконин считал, что ребенку нужно раскрывать общественный способ использования предметов. Взрослому требуется конструировать предметы самому, так как младенцу показать это невозможно.

    5. Заключение.

   Новорожденный — непосредственное создание в точном и полном смысле данного слова. Потому на первой стадии развития жизни наблюдаются легче всего естественные реакции. Врожденные безусловные рефлексы, а именно их наличие, являются важным показателем предстоящего развития младенца.

   Значимые особенности психической жизни новорожденного:

1)   наличие бессознательного, развивающееся под доминирующим воздействием влечений и эмоций;

2)   преобладание нерасчлененных, недифференцированных переживаний, представляющие слияние ощущений, влечений, аффектов;

3)   существование индивидуальной психической жизни;

4)   активное развитие восприятия, у ребенка развиты реакции сосредоточения, способствующие его ориентированию в окружающей действительности.

    Индивидуальная психическая жизнь малыша является психическим новообразованием периода новорожденности.

   Характеризуя механизм психического развития малыша выделяют непосредственно-эмоциональное общение, как ведущий вид деятельности — это единственный способ решения существенного противоречия социальной ситуации развития периода младенчества. Непосредственно-эмоциональное общение — это максимальная нужда малыша во взрослом, при отсутствии средств воздействия на него. Потому социальная ситуация стадии младенчества — ситуация единства взрослого и ребенка, ситуация «Мы» — это непосредственно-эмоциональное общение матери и малыша. Дефицит общения, отрицательно влияющий на ребенка, является доказывающим фактом, что общение — это важнейшее и необходимое условие психического развития младенца.

  К концу стадии младенчества начинает прогрессировать кризис первого года жизни — малыш чувствует себя более самостоятельным. Социальная ситуация «Мы» перетекает в ситуацию двое: взрослый и малыш.

    6. Список литературы.

1. О.А. Карабанова, Возрастная психология. Конспект лекций. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 240 с.

2.К.Н. Поливанова, Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. — М.: Изд. центр, 2000. — 184 с.

3. О. О. Косякова, Возрастные кризисы / О.О. Косякова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 221 с.

4. Д.Б. Эльконин, Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.

5. Л.С. Выготский, Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.

Источник