Психическое развитие ребенка от 1 до 3 лет курсовая

метки: Период, Кризис, Развитие, Потребность, Момент, Ранний, Младенчество, Социальный

Психология развития ребёнка от рождения до 3-х лет

Развитие ребенка до 3-х лет можно разделить на: период младенчества (новорожденность, младенчество и кризис 1 года), период раннего возраста от 1 до 3 лет (кризис 3 лет).Период младенчества

Новорожденность-

Переходный этап. Кризис новорожденности. Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов — система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение).

Безусловные рефлексы — защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже.

Психическая жизнь. Мозг продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Важные события — возникновение слухового (на 2 — 3 неделе) и зрительного (3 — 5 неделя) сосредоточения. Специфическая социальная ситуации развития — беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека.

Примерно в 1 месяц — «комплекс оживления «- бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность — потребность в общении. Это знаменует новый психологический период. Начинается собственно младенчество.

Младенчество-

Познавательное развитие р-ка: восприятие — к 4 мес. не просто видит, но уже смотрит, активно реагирует на увиденное, двигается. Воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы. Реагируют на цвет. Развивается пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Для развития необходимо удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Младенец имеет целостную картину мира .

Кризис первого года жизни.

Переходный период между младенчеством и ранним детством. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций (когда родители не понимают его желания).

17 стр., 8200 слов

Психологическое сопровождение детей в период кризиса 3−3,5 лет

… на новый уровень развития. Начинается переходный период — кризис 3 лет. Кризис 3 лет — … промахов. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего юношества считается становление свежего … который знает и понимает и все потребности и все проблемы малыша. Другой … произвольной центральная психическая функция этого периода — восприятие, качественно меняется отношение ребенка к …

Главное приобретение переходного периода — автономная речь (Выготский).

У младенца своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Кризис первого года жизни был изучен раньше всех остальных критических возрастов, но его кризисный характер не был подчеркнут. Речь идет о ходьбе, о таком периоде, когда о ребенке нельзя сказать, ходящий он или неходящий.

Ребенок в раннем детстве — уже ходящий: плохо, с трудом, но все же ребенок, для которого ходьба стала основной формой передвижения в пространстве. Самое становление ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса.

Второй момент относится к речи. Здесь опять мы имеем такой процесс в развитии, когда нельзя сказать, является ли ребенок говорящим или нет. Этот процесс тоже не совершается в один день. Это латентный период становления речи, который длится примерно 3 месяца.

Третий момент — со стороны аффектов и воли. Э. Кречмер назвал их гипобулическими реакциями. В связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим, «невоздержания», на языке семейного авторитарного воспитания.

Такие реакции ребенка в кризисном возрасте иногда выявляются с очень большой силой и остротой, особенно при неправильном воспитании, и приобретают характер форменных гипобулических припадков, описание которых связано с учением о трудном детстве.

Вот три основных момента, которые описывают как содержание кризиса первого года жизни.

Подойдем к кризису прежде всего со стороны речи, т.к. она больше всего связана с возникновением детского сознания и с социальными отношениями ребенка.

Еще в младенческом возрасте, когда у ребенка нет языка в собственном смысле слова, сама социальная ситуация развития приводит к возникновению у ребенка очень большой, сложной потребности в общении со взрослыми. Из-за того, что младенец сам не ходит, не может приблизить и отдалить от себя предмет, он должен действовать через других. Ни один из детских возрастов не требует такого огромного числа форм сотрудничества, самого элементарного, как младенческий. Действия через других — основная форма деятельности ребенка. В этом заключается чрезвычайно своеобразное противоречие в развитии младенца. Ребенок создает ряд суррогатов речи. У него возникают жесты, которые приводят к такому, с точки зрения развития речи, важному жесту, как указательный. Таким образом, устанавливается общение с окружающими.

18 стр., 8948 слов

Возрастные кризисы детства

… . Начинается это обычно в самом конце первого года, а заканчивается на 2-м году. В кризисе первого года жизни нормальный ребенок использует автономную детскую речь … детской речи? Мы говорили, что в кризисе первого года жизни, т. е. в тот переломный период, когда ребенок проделывает путь от младенчества к раннему детству …

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) Кризис 3 лет.

Следующий этап — психологическое отделение от матери — наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психол. функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Кризис 3 лет один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я ». Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

6 стр., 2602 слов

Экспериментальное исследование использования методов психологического консультирования в работе с детьми переживающими кризис подросткового возраста.

… условия. Задачи исследования: 1) Уточнить понятие «кризис», выявить особенности поведения детей переживающих кризис в современной школе путем анализа психолого-педагогической … от обстоятельств. Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. У ребенка под воздействием внешней среды появляется либо вкус к работе … средний дошкольный возраст: от 3 до 4-5 лет. 4. Старший дошкольный возраст: от 4-5 …

Читайте также:  Веракса карта развития ребенка к программе

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая Деятельность — предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам «- центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я «ребенка.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник

Психология развития ребёнка от рождения до 3-х лет

Развитие ребенка до 3-х лет можно разделить на: период младенчества (новорожденность, младенчество и кризис 1 года), период раннего возраста от 1 до 3 лет (кризис 3 лет).Период младенчества

Новорожденность-

Переходный этап. Кризис новорожденности. Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже.

Психическая жизнь. Мозг продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями.Важные события – возникновение слухового (на 2 – 3 неделе) и зрительного (3 – 5 неделя) сосредоточения. Специфическая социальная ситуации развития – беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека.

Примерно в 1 месяц – « комплекс оживления » – бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность – потребность в общении. Это знаменует новый психологический период. Начинается собственно младенчество.

Младенчество-

Познавательное развитие р-ка: восприятие – к 4 мес. не просто видит, но уже смотрит, активно реагирует на увиденное, двигается. Воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.Реагируют на цвет. Развивается пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Для развития необходимо удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Младенец имеет целостную картину мира .

Кризис первого года жизни.

Переходный период между младенчеством и ранним детством. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций (когда родители не понимают его желания). Главное приобретение переходного периода – автономная речь (Выготский). У младенца своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Кризис первого года жизни был изучен раньше всех остальных критических возрастов, но его кризисный характер не был подчеркнут. Речь идет о ходьбе, о таком периоде, когда о ребенке нельзя сказать, ходящий он или неходящий.

Ребенок в раннем детстве — уже ходящий: плохо, с трудом, но все же ребенок, для которого ходьба стала основной формой передвижения в пространстве. Самое становление ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса.

Второй момент относится к речи. Здесь опять мы имеем такой процесс в развитии, когда нельзя сказать, является ли ребенок говорящим или нет. Этот процесс тоже не совершается в один день. Это латентный период становления речи, который длится примерно 3 месяца.

Третий момент — со стороны аффектов и воли. Э. Кречмер назвал их гипобулическими реакциями. В связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим, «невоздержания», на языке семейного авторитарного воспитания.

Такие реакции ребенка в кризисном возрасте иногда выявляются с очень большой силой и остротой, особенно при неправильном воспитании, и приобретают характер форменных гипобулических припадков, описание которых связано с учением о трудном детстве.

Вот три основных момента, которые описывают как содержание кризиса первого года жизни.

Подойдем к кризису прежде всего со стороны речи, т.к. она больше всего связана с возникновением детского сознания и с социальными отношениями ребенка.

Еще в младенческом возрасте, когда у ребенка нет языка в собственном смысле слова, сама социальная ситуация развития приводит к возникновению у ребенка очень большой, сложной потребности в общении со взрослыми. Из-за того, что младенец сам не ходит, не может приблизить и отдалить от себя предмет, он должен действовать через других. Ни один из детских возрастов не требует такого огромного числа форм сотрудничества, самого элементарного, как младенческий. Действия через других — основная форма деятельности ребенка. В этом заключается чрезвычайно своеобразное противоречие в развитии младенца. Ребенок создает ряд суррогатов речи. У него возникают жесты, которые приводят к такому, с точки зрения развития речи, важному жесту, как указательный. Таким образом, устанавливается общение с окружающими.

Читайте также:  Цитата о значении развития речи у ребенка

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) Кризис 3 лет.

Следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психол. функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Кризис 3 лет один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего « Я » . Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая Деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К 3 годам появляются личные действия и сознание « я сам » — центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением « я » ребенка.

Источник

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Поиск учебного материала на сайте

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:


реферат Психология развития ребёнка от рождения до 3-х лет

Информация:

Тип работы: реферат.

Добавлен: 17.06.13.
Год: 2012.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

26. Психология развития 
ребёнка от рождения до 3-х лет Развитие ребенка 
до 3-х лет можно разделить на:
период младенчества (новорожденность,
младенчество и кризис 1 года), период
раннего возраста от 1 до 3 лет (кризис
3 лет). Период младенчества Новорожденность – 
переходный этап. Кризис новорожденности.
Приспособление при помощи наследственно 
закрепленных механизмов – система 
пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение).
Безусловные рефлексы – защитные
и ориентировочные. К концу первого 
месяца появляются первые условные рефлексы
(ребенок начинает реагировать на
позу кормления), но в целом они 
развиваются позже. Психическая жизнь.
Мозг продолжает развиваться, он не вполне
сформирован, поэтому психическая 
жизнь связана, главным образом 
с подкорковыми центрами, а также 
недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного
недифференцированы и неразрывно слиты 
с эмоциями, что дало возможность 
Л.С. Выготскому говорить о «чувственных
эмоциональных состояниях или эмоционально
подчеркнутых состояниях ощущений». Важные
события – возникновение слухового
(на 2 – 3 неделе) и зрительного (3 – 5
неделя) сосредоточения. Специфическая 
социальная ситуации развития – беспомощность,
биологическая связь с матерью,
зависимость от взрослого человека. Примерно в 1 месяц 
– «комплекс оживления» – бурная
эмоциональная реакция на появление 
матери, включающая улыбку, что означает
первую социальную потребность – 
потребность в общении. Это знаменует 
новый психологический период. Начинается
собственно младенчество. Младенчество Познавательное развитие
р-ка: восприятие – к 4 мес. не просто
видит, но уже смотрит, активно реагирует 
на увиденное, двигается. Воспринимает
форму предметов, выделяет контур и 
другие их элементы, способны ориентироваться 
во многих параметрах объектов (движения,
контрасты и т.д.). Реагируют на
цвет. Развивается пространственное
восприятие, в частности, восприятие
глубины. Для развития необходимо удовлетворять 
его потребность в новых впечатлениях,
стараясь, чтобы окружающая его обстановка
не была однообразной, неинтересной. Младенец
имеет целостную картину мира. Движение и действия.
Движения рук, направленные к предмету,
ощупывание предмета по-являются примерно
на 4 месяце жизни. В 5 – 6 месяцев хватает 
предмет, что требует сложных 
зрительно-двигательной координации 
– первое целенаправленное действие.
Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся 
действий, которые Ж. Пиаже назвал
круговыми реакциями. После 7 месяцев 
встречаются «соотносящие» действия:
вкладывает маленькие предметы в 
большие, открывает и закрывает 
крышки коробочек. После 10 месяцев появляются
первые функциональные действия, но они 
еще не предметны (подражание взрослым). Восприятие и действие
позволяют судить о первоначальных
формах наглядно-действенного мышления.
Усложняются познавательные задачи,
которые способен решить ребенок, сначала 
только в плане восприятия, затем 
используя двигательную активность. Память. Первым появляется
узнавание. 4-месячный ребенок отличает
знакомое лицо от незнакомого. После 8
месяцев появляется воспроизведение 
– восстановление в памяти образа. Эмоциональное развитие.
В первые 3 – 4 месяца. Проявляются 
разнообразные эмоциональные состояния:
удивление в ответ на неожиданность
(торможение движений, снижение сердечного
ритма), тревожность при физическом
дискомфорте (усиление движений, повышение 
сердечного ритма, зажмуривание глаз,
плач), расслабление при удовлетворении
потребности. После 3 – 4 месяцев он
улыбается знакомым, но несколько 
теряется при виде незнакомого взрослого 
человека. В 7 – 8 месяцев беспокойство
при появлении незнакомых резко 
усиливается. Примерно в это же время,
между 7 и 11 месяцем, появляется так 
называемый «страх расставания». К 
концу 1 года стремится не только к 
эмоциональным контактам, но и к 
совместным действиям. Речь. В первом полугодии 
формируется речевой слух. Гуление.
Во втором полугодии – лепет, обычно
сочетается с выразительной жестикуляцией.
К концу 1 года ребенок понимает 10
–20 слов, произносимых взрослыми, и 
сам произносит одно или несколько 
своих первых слов, сходных по звучанию
со словами взрослой речи. С появлением
первых слов начинается новый этап
в психическом развитии ребенка. Кризис 1 года Переходный период
между младенчеством и ранним
детством. Всплеск самостоятельности,
появление аффективных реакций (когда 
родители не понимают его желания).
Главное приобретение переходного 
периода – автономная речь (Выготский).
У младенца своя логика, и его 
слова становятся многозначными 
и ситуативными. Итог. Ходит или 
хотя бы пытается ходить; выполняет 
различные действия с предметами;
его действия и восприятие можно 
организовать с помощью речи, так 
как он понимает обращенные к нему
слова взрослых. Он начинает говорить,
речь ситуативна и многозначна. Познавательное
и эмоциональное развитие основывается
в первую очередь на потребности 
в общении со взрослыми – центральном 
новообразовании данного возрастного 
периода. Становится биологически независим. Ранний возраст (от
1 года до 3 лет) Следующий этап – 
психологическое отделение от матери
– наступает уже в раннем детстве.
Это связано с тем, что у 
ребенка не только возникают новые 
физические возможности, но и интенсивно
развиваются психол. функции, а к 
концу периода появляются первоначальные
основы (зачатки) самосознания. Развитие психических 
функций. Сензитивный период к усвоению
речи. Речь. К 3 годам речь
ребенка приобретает предметное
значение и в связи с этим появляются
предметные обобщения. Быстро растет активный
и пассивный словарь. К 3 годам 
ребенок понимает практически все.
Говорит 1000 – 1500 слов. Восприятие. В раннем
возрасте развиваются другие психические 
функции – восприятие, мышление,
память, внимание. Доминирует восприятие.
Это означает определенную зависимость 
от него остальных психических процессов.
Это проявляется – дети раннего 
возраста максимально связаны наличной
ситуацией. Их поведение является полевым,
импульсивным; ничто из того, что 
лежит вне наглядной ситуации,
их не привлекает. До 2 лет ребенок 
вообще не может действовать без 
опоры на восприятие. Элементарные
формы воображения. Маленький ребенок 
не способен что-то выдумать, солгать.
Восприятие аффективно окрашено – 
импульсивное поведение. Наблюдаемые 
предметы действительно «притягивают» 
ребенка, вызывая у него яркую 
эмоциональную реакцию. Аффективный 
характер восприятия приводит к сенсомоторному
единству. Ребенок видит вещь, она 
его привлекает и благодаря этому 
начинает разворачиваться импульсивное
поведение – достать ее, что-то
с ней сделать. Память. В основном,
это узнавание, нет опоры на прошлый 
опыт. Действия и мышление.
Мышление в этот возрастной период
принято называть наглядно-действенным.
Оно основывается на восприятии и 
действиях, осуществляемых ребенком. И 
хотя примерно в 2-летнем возрасте у 
ребенка появляется внутренний план
действий, на протяжении всего раннего 
детства важной основой и источником
интеллектуального развития остается
предметная Деятельность. В совместной
Деятельности со взрослым ребенок усваивает
способы действия с разнообразными предметами. Мышление первоначально 
проявляется в самом процессе
практической Деятельности, поэтому, как 
считают отечественные психологи,
оно отстает от нее по общему уровню
развития и по составу операций.
Совершенствуются и сами предметные
действия. Происходит перенос освоенных 
действий в другие условия. Ведущая Деятельность
в этот период – предметно-манипулятивная.
Ребенок не играет, а манипулирует
предметами, в том числе игрушками,
сосредоточиваясь на самих действиях 
с ними. Тем не менее, в конце 
раннего возраста игра в своих 
первоначальных формах все же появляется
игра с сюжетом. Это так называемая
режиссерская игра, в которой используемые
ребенком предметы наделяются игровым 
смыслом. Для развития игры важно 
появление символических или 
замещающих действий. Эмоциональное развитие.
Развитие психических функций неотделимо
от развития эмоционально-потребностной 
сферы ребенка. Доминирующее в раннем
возрасте восприятие аффективно окрашено.
Ребенок эмоционально реагирует 
только на то, что непосредственно 
воспринимает. Желания ребенка неустойчивы 
и быстро преходящи, он не может их
контролировать и сдерживать; ограничивают
их только наказания и поощрения 
взрослых. Все желания обладают одинаковой
силой: в раннем детстве отсутствует 
соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться
на чем-то одном ребенок еще не
может – он не в состоянии принять 
решение. Развитие эмоционально-потребностной 
сферы зависит от характера общения 
ребенка со взрослыми и сверстниками.
В общении с близкими взрослыми,
которые помогают ребенку познавать 
мир «взрослых» предметов, преобладают 
мотивы сотрудничества, хотя сохраняется 
и чисто эмоциональное общение,
необходимое на всех возрастных этапах.
Ребенок раннего возраста, общаясь 
с детьми, всегда исходит из своих 
собственных желаний, совершенно не
учитывая желания другого. Эгоцентризм.
Не умеет сопереживать. Для раннего 
возраста характерны яркие эмоциональные 
реакции, связанные с непосредственными 
желаниями ребенка. В конце этого 
периода, при приближении к кризису
3 лет, наблюдаются аффективные реакции 
на трудности, с которыми сталкивается
ребенок. Ребенка раннего возраста
легко отвлечь. Если он действительно 
расстроен, взрослому достаточно показать
ему любимую или новую игрушку,
предложить заняться с ним чем-то
интересным – и ребенок, у которого
одно желание легко сменяется 
другим, мгновенно переключается 
и с удовольствием занимается
новым делом. Развитие эмоционально-потребностной 
сферы ребенка тесно связано 
с зарождающимся в это время 
самосознанием. Примерно в 2 года ребенок 
начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание 
себя – простейшая, первичная форма 
самосознания. Сознание «я», «я хороший»,
«я сам» и появление личных действий
продвигают ребенка на новый уровень 
развития. Начинается переходный период
– кризис 3 лет. Кризис 3 лет Один из наиболее
трудных моментов в жизни ребенка.
Это разрушение, пересмотр старой
системы социальных отношений, кризис
выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину.
Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается
установить с ними новые, более глубокие
отношения. Л.С. Выготский описывает
7 характеристик кризиса 3 лет. Негативизм– 
негативная реакция не на само действие,
которое он отказывается выполнять,
а на требование или просьбу взрослого.
Главный мотив действия – сделать 
наоборот. Меняется мотивация 
поведения ребенка. В 3 года он впервые 
становится способен поступать вопреки 
своему непосредственному желанию.
Поведение ребенка определяется
не этим желанием, а отношениями 
с другим, взрослым человеком. Мотив 
поведения уже находится вне 
ситуации, данной ребенку. Упрямство. Это 
реакция ребенка, который настаивает
на чем-то не потому, что ему этого 
очень хочется, а потому, что он
сам об этом сказал взрослым и требует,
чтобы с его мнением считались.
Строптивость. Она направлена не против
конкретного взрослого, а против
всей сложившейся в раннем детстве 
системы отношений, против принятых
в семье норм воспитания. Ярко проявляется 
тенденция к самостоятельности:
ребенок хочет все делать и 
решать сам. В принципе это положительное 
явление, но во время кризиса гипертрофированная
тенденция к самостоятельности 
приводит к своеволию, она часто 
неадекватна возможностям ребенка 
и вызывает дополнительные конфликты 
со взрослыми. У некоторых детей 
конфликты с родителями становятся
регулярными, они как бы постоянно 
находятся в состоянии войны 
со взрослыми. В этих случаях говорят 
о протесте-бунте. В семье с 
единственным ребенком может появиться 
деспотизм. Если в семье несколько 
детей, вместо деспотизма обычно возникает 
ревность: та же тенденция к власти
здесь вы-ступает как источник
ревнивого, нетерпимого отношения 
к другим детям, которые не имеют 
почти никаких прав в семье, с 
точки зрения юного деспота. Обесценивание. 3-летний
ребенок может начать ругаться (обесцениваются
старые правила поведения), отбросить 
или даже сломать любимую игрушку,
предложенную не вовремя (обесцениваются
старые привязанности к вещам) и 
т.п. У ребенка изменяется отношение 
к другим людям и к самому себе.
Он психологически отделяется от близких 
взрослых. В раннем детстве 
ребенок активно познает мир 
окружающих его предметов, вместе со
взрослыми осваивает способы 
действий с ними. Его ведущая Деятельность
– предметно-манипулятивная, в рамках
которой возникают первые примитивные 
игры. К 3 годам появляются личные действия
и сознание «я сам» — центральное 
новообразование этого периода.
Возникает чисто эмоциональная 
завышенная самооценка. В 3 года поведение
ребенка начинает мотивироваться не только
содержанием ситуации, в которую он погружен,
но и отношениями с другими людьми. Хотя
его поведение остается импульсивным,
появляются поступки, связанные не с непосредственными
сиюминутными желаниями, а с проявлением
«я» ребенка.

и т.д……………..

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник