Психическое развитие ребенка младенческого возраста шпаргалка

Ребенок
появляется на свет беспомощным, имеющим
лишь очень ограниченный набор безусловных
рефлексов (сосательный, ориентировочный,
оборонительный) и некоторых двигательных
– атавистических рефлексов (цеплятельный,
плавательный, отталкивания).
Процесс
познания окружающего мира начинается
с момента рождения.
Первым
активно развиваться начинает зрение.
Месячный ребенок способен производить
следящие движения глазами, сначала в
горизонтальной плоскости, затем в
вертикальной, а к двум месяцам начинают
фиксироваться элементарные движения
глаз.
На
втором месяце жизни возникает зрительное
сосредоточение, однако вплоть до 2 – 4
месячного возраста зрение младенца еще
относительно слабое. Примерно со второго
месяца младенец способен различать
простые цвета, а на 3 – 4 – формы предметов.
На
втором месяце жизни ребенок начинает
проявлять эмоционально-двигательное
возбуждение, если взрослый начинает с
ним общаться («комплекс оживления»).
3
– 4 месячный малыш своим поведением
демонстрирует предпочтение общению со
знакомыми ему людьми. Около восьми
месяцев ребенок беспокоится, если видит
незнакомого человека или попадает в
незнакомую обстановку, даже если рядом
находится мама. Это чувство боязни
продолжает прогрессировать и достигает
максимума примерно к 14—18 месяцам жизни
ребенка, а затем постепенно угасает.
Вскоре
после рождения ребенок в состоянии
различать тембр, громкость и высоту
звуков, после 3 – 4 месяцев узнает лицо
и голос матери в любое время дня, а в 8 –
12 месяцев – предметы, причем даже по
отдельным частям.
В
это время начинается активный поиск
внезапно исчезнувших из поля зрения
предметов, что говорит о способности
ребенка сохранять в памяти образ
предмета. Самостоятельное передвижение
в пространстве приводит к развитию
восприятия глубины у младенца. В течение
второго полугодия первого года жизни
ребенок может восстановить образ
предмета по памяти.
Во
второй половине первого полугодия
ребенок начинает выразительными
движениями реагировать на речь взрослого,
что может свидетельствовать о понимании
младенцем этой речи.
В
6 – 6,5 месяцев ребенок способен связать
предмет со словом, его обозначающим. К
концу первого года жизни малыш понимает
приблизительно 10—20 слов. 7 – 8 месячный
ребенок выполняет простые движения в
соответствии со словесной инструкцией,
а в последние месяцы первого года может
устанавливать простейшие связи между
предметами.
3. Утверждение,
что личностное развитие ребенка
начинается с 2 – 3 лет, не совсем верно.
Это справедливо лишь в отношении
проявления внешних признаков, однако
процесс образования этих личностных
свойств начинается гораздо раньше их
внешнего проявления.
Такие
выводы можно сделать, исходя из следующих
положений:
1) никакое
психологическое качество сразу же в
готовом виде не появляется;
2) многие
личностные качества проявляются лишь
по прошествии довольно длительного
времени с того момента, когда они начали
формироваться.
Таким
образом, можно предположить, что
личностное формирование ребенка
начинается уже на первом году жизни, но
внешне это проявляется позднее.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
1. Психическое развитие ребенка младенческого возраста
1. Врожденные формы психики и поведения.
2. Развитие познавательной сферы.
3. Личностные новообразования младенчества.
1. Ребенок появляется на свет беспомощным, имеющим лишь очень ограниченный набор безусловных рефлексов (сосательный, ориентировочный, оборонительный) и некоторых двигательных – атавистических рефлексов (цеплятельный, плавательный, отталкивания).
К моменту рождения ребенка кора больших полушарий мозга еще полностью не сформировалась: количество отростков у нервных клеток очень мало и они еще не покрыты миелиновой оболочкой.
Результатом является быстрое распространение возбуждения по коре и трудность образования условных рефлексов.
Однако такое обстоятельство следует рассматривать как положительное, так как младенец обладает большими возможностями для усвоения нового опыта.
Эксперименты, проводимые с детьми, возраст которых всего 1,5 суток, показали, что при воздействии на орган зрения цветовых раздражителей в коре регистрируются различные электрические потенциалы, что означает возможность формирования условных рефлексов.
Укажем некоторые условные рефлексы, которые образуются у ребенка уже на первом месяце жизни.
Рефлекс голодного возбуждения может сформироваться уже на 5–7 день жизни.
Если ребенка кормить строго через определенные периоды времени, то он быстро привыкает к режиму, просыпается и криком показывает, что ему пора есть.
Рефлекс на положение под грудью проявляется к концу второй недели жизни.
Его суть в следующем: если с первых дней жизни мать кормит ребенка грудью, для чего берет его на руки и придает определенное положение под грудью, то уже на 9-15 день матери достаточно взять ребенка на руки и придать обычное для кормления положение, чтобы младенец начал производить сосательные движения, хотя слизистая рта ребенка не раздражается.
Итак, в новорожденный период еще возможно наблюдать проявление врожденных форм поведения, формирование же условных рефлексов начинается на первом месяце жизни.
2. Процесс познания окружающего мира начинается с момента рождения.
Первым активно развиваться начинает зрение. Месячный ребенок способен производить следящие движения глазами, сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной, а к двум месяцам начинают фиксироваться элементарные движения глаз.
На втором месяце жизни возникает зрительное сосредоточение, однако вплоть до 2–4 месячного возраста зрение младенца еще относительно слабое.
Примерно со второго месяца младенец способен различать простые цвета, а на 3–4 – формы предметов.
Вероятно, что за две первые недели жизни у новорожденного сформировался единый образ лица и голоса матери.
Как показали наблюдения и эксперименты, младенец проявляет беспокойство, если он видит лицо матери, но слышит совсем другой голос, и, наоборот, если видит незнакомого человека, который говорит голосом матери.
На втором месяце жизни ребенок начинает проявлять эмоционально-двигательное возбуждение, если взрослый начинает с ним общаться («комплекс оживления»).
3-4 месячный малыш своим поведением демонстрирует предпочтение общению со знакомыми ему людьми.
Около восьми месяцев ребенок беспокоится, если видит незнакомого человека или попадает в незнакомую обстановку, даже если рядом находится мама.
Это чувство боязни продолжает прогрессировать и достигает максимума примерно к 14–18 месяцам жизни ребенка, а затем постепенно угасает.
В такой реакции, вероятно, проявляется чувство самосохранения, когда ребенок начинает осваивать новые пространства в связи с прямо хождением, а защитные реакции еще слабы.
Вскоре после рождения ребенок в состоянии различать тембр, громкость и высоту звуков, после 3–4 месяцев узнает лицо и голос матери в любое время дня, а в 8-12 месяцев – предметы, причем даже по отдельным частям.
В это время начинается активный поиск внезапно исчезнувших из поля зрения предметов, что говорит о способности ребенка сохранять в памяти образ предмета.
Самостоятельное передвижение в пространстве приводит к развитию восприятия глубины у младенца.
В течение второго полугодия первого года жизни ребенок может восстановить образ предмета по памяти.
Таким образом, восприятие и память начинают развиваться уже с первых дней жизни, постепенно совершенствуясь и развиваясь.
В развитии речи младенца можно выделить следующие этапы:
1) в первый месяц жизни наблюдается повышенный интерес к человеческой речи;
2) в возрасте около месяца начинается произнесение простейших звуков;
3) в 2–4 месяца ребенок как бы «кряхтит», «гукает»;
4) в 4–6 месяцев наблюдается повторение простых слогов, «гуление» – протягивание гласных;
5) с 6 месяцев в речи ребенка появляются слоги, лепет;
6) в 9-10 месяцев младенец способен произнести первые слова.
Во второй половине первого полугодия ребенок начинает выразительными движениями реагировать на речь взрослого, что может свидетельствовать о понимании младенцем этой речи, хотя первоначально дети лучше понимают жесты, чем слова.
В 6–6,5 месяцев ребенок способен связать предмет со словом, его обозначающим.
К концу первого года жизни малыш понимает приблизительно 10–20 слов. 7–8 месячный ребенок выполняет простые движения в соответствии со словесной инструкцией, а в последние месяцы первого года может устанавливать простейшие связи между предметами. Эти отношения между предметами устанавливаются при помощи практических проб, что является проявлением наглядно-действенного мышления.
Как правило, малыш понимает связи между теми предметами, которые ему показал взрослый.
Таким образом, к концу младенческого возраста на основе организованных взрослыми действий возникают элементарные формы мышления, первые слова, активно развивается пассивная речь.
3. Утверждение, что личностное развитие ребенка начинается с 2–3 лет, не совсем верно. Это справедливо лишь в отношении проявления внешних признаков, однако процесс образования этих личностных свойств начинается гораздо раньше их внешнего проявления.
Такие выводы можно сделать, исходя из следующих положений:
1) никакое психологическое качество сразу же в готовом виде не появляется;
2) многие личностные качества проявляются лишь по прошествии довольно длительного времени с того момента, когда они начали формироваться.
Таким образом, можно предположить, что личностное формирование ребенка начинается уже на первом году жизни, но внешне это проявляется позднее.
Есть данные, говорящие о том, что многие личностные качества, проявляющиеся, прежде всего, в отношениях с другими людьми, корнями уходят во взаимоотношения матери с младенцем.
Уже с первых дней жизни малыши своеобразно реагируют на речь взрослых, воспроизводя в движениях ритм произносимых слов.
Производился покадровый анализ видеозаписи движений рук и пальцев новорожденного, который показал, что при обращении к нему взрослого ритм их микродвижений совпадал.
Такое синхронное взаимодействие до сих пор выявлено только у человека.
Экспериментально также удалось выявить у новорожденных способность к подражанию.
Даже шестидневные малыши высовывают язык, открывают рот, глаза, если подобные движения производит мать, и это не является результатом совпадения.
Итак, личностное развитие ребенка начинается уже на первом году жизни.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
37. Влияние природных особенностей на психическое развитие человека
Одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное влияние на личность.Законы психического развития молодого человека потому и сложны, что само психическое развитие является
Влияние общения на общее психическое развитие ребенка
Некоторые результаты наших исследований влияния общения на развитие ребенка представлены в различных сборниках научных трудов (Общение и его влияние., 1974; Исследование по проблемам., 1980). Коротко резюмируя описанные
Пути влияния общения на психическое развитие детей
Проведенные под нашим руководством исследования позволяют проследить некоторые пути, по которым осуществляется воздействие общения на те или иные стороны психики ребенка.Так, для самых маленьких детей очень важно, что
ЧАСТЬ II
Общение и психическое развитие ребенка
Общение и психическое развитие[8]
Глава 16. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА
§ 16.1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕВ результате исследований, проведенных в последнюю четверть XX в., было доказано, что младенцы особым образом воспринимают, отличают от других
Глава 4. РЕБЕНОК В СЕМЬЕ. ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЙ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Глава 1
Психическое развитие детей от рождения до
Глава 2
Психическое развитие детей от года до 3 лет
Глава 3
Психическое развитие детей дошкольного
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Главную и определяющую сторону развития детей в процессе обучения составляет усложнение знаний и способов деятельности. В настоящее время многие исследователи доказали, что, изменяя содержание обучения, т. е. передаваемые
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений. Один из ее парадоксов заключается в следующем:
Источник
Ребенок
появляется на свет беспомощным, имеющим
лишь очень огранич. набор безусл.
рефлексов (сосательный, ориентировочный,
оборонительный) и некот. двигат. –
атавист. рефлексов (цеплятельный,
плавательный, отталкивания).
Процесс
познания окр. мира начинается с момента
рождения. Первым активно развиваться
начинает зрение. Месячный ребенок
способен производить след. движения
глазами, сначала в горизонт. плоскости,
затем в вертикальной, а к двум месяцам
начинают фиксироваться элемент. движения
глаз.
На
втором месяце жизни возникает зрит.
сосредоточение, однако вплоть до 2 — 4
мес. возраста зрение младенца еще
относительно слабое. Примерно со второго
месяца младенец способен различать
простые цвета, а на 3 — 4 — формы предметов.
На
втором месяце жизни ребенок начинает
проявлять эмоц. – двигат. возбуждение,
если взрослый начинает с ним общаться
(«комплекс оживления»).
3 —
4 месячный малыш своим поведением
демонстрирует предпочтение общению со
знакомыми ему людьми. Около восьми
месяцев ребенок беспокоится, если видит
незнак. человека или попадает в незнак.
обстановку, даже если рядом находится
мама. Это чувство боязни продолжает
прогрессировать и достигает максимума
примерно к 14-18 месяцам жизни ребенка, а
затем постепенно угасает.
Вскоре
после рождения ребенок в состоянии
различать тембр, громкость и высоту
звуков, после 3 — 4 месяцев узнает лицо и
голос матери в любое время дня, а в 8 — 12
месяцев — предметы, причем даже по отд.
частям.
В
это время начинается акт. поиск внезапно
исчезн. из поля зрения предметов, что
говорит о способности ребенка сохранять
в памяти образ предмета. Самост.
передвижение в пространстве приводит
к развитию восприятия глубины у младенца.
В течение 2ого полугодия 1ого года жизни
ребенок может восстановить образ
предмета по памяти.
Во
2ой половине 1ого полугодия ребенок
начинает выразит. движениями реагировать
на речь взрослого, что может свидетельствовать
о понимании младенцем этой речи.
В 6
— 6,5 месяцев ребенок способен связать
предмет со словом, его обозначающим. К
концу 1ого года жизни малыш понимает
приблизительно 10-20 слов. 7 — 8 месячный
ребенок выполняет простые движения в
соотв. со слов. инструкцией, а в посл.
месяцы 1ого года может устанавливать
прост. связи между предметами.
3. Утверждение,
что личн. развитие ребенка начинается
с 2 — 3 лет, не совсем верно. Это справедливо
лишь в отношении проявления вн. признаков,
однако процесс образования этих личн.
свойств начинается гораздо раньше их
вн. проявления.
Такие
выводы можно сделать, исходя из следующих
положений:
1) никакое
психолог. качество сразу же в готовом
виде не появляется;
2) многие
личн. качества проявляются лишь по
прошествии довольно длит. времени с
того момента, когда они начали
формироваться.
Таким
образом, можно предположить, что личн.
формирование ребенка начинается уже
на первом году жизни, но внешне это
проявляется позднее.
29. Развитие личности в возрасте от года до трех лет. Кризис «я сам»
Ранний
возраст очень значим в становлении
психики поведения, личн. развития
ребенка, так как велики те качеств.
преобразования, которые с ним происходят.
Психологи
даже склонны предположить, что 3 года —
это середина пути развития от рождения
до зрелости. Выделим осн. достижения
раннего возраста, влияющие на псих.
развитие ребенка:
1) овладение
прямой походкой
2) овладение
активной речью;
3) развитие
предм. деятельности.
В
результате самост. перемещения ребенку
становится доступным более шир. круг
предметов, с кот. он может взаимодействовать,
используя не только руки и глаза, но и
все туловище, ноги. Это не только игрушки,
но и предметы дом. обихода: посуда, обувь,
мебель и др. Движения ребенка при этом
становятся более соглас. и точными,
скоординированными, что ведет к развитию
устойчивости внимания, точности
восприятия, формированию вол. качеств.
Самост.
хождения приводит к знакомству с крупными
предметами, ребенок получает возможность
узнать их с разл. сторон, усваивая таким
образом понятия величины формы учится
ориентироваться в пространстве, развивая
глазомер. Преодолевая трудности и
препятствия, встреч. у него на пути,
малыш решает задачи при помощи практ.
действий, тренируя свое мышление и вол.
сферу, получает при этом разнообр.
эмоции.
На
протяжении раннего возраста происходит
постеп. усвоение ребенком чел. форм
поведения. Малыш хочет получить от
взрослого похвалу и огорчается, если
им недовольны. Продолжает формироваться
чувство симпатии по отношению к другим
людям, что может выражаться в сочувствии,
желании поделиться игрушками. В этом
периоде происходит усвоение ребенком
своего имени. Малыш достаточно рано
отождествляет себя со своим именем,
отстаивает право на него и протестует,
если его ошибочно называют другим
именем. К концу 3-го года жизни появляется
осознание себя как отд. личности, что
свидетельствует о начале кризиса, кот.
психологи называют «Я сам». Этот
кризис имеет очень яркие внешние
проявления. Назовем самые яркие симптомы.
1.
Негативизм
—
ребенок не хочет что-либо делать только
потому, что это предложил взрослый.
2.
Упрямство
—
ребенок настаивает на чем-то не потому,
что этого сильно хочется, а потому, что
не хочет уступить.
3.
Строптивость
—
недовольство по всякому поводу.
4.
Своеволие,
своенравие —
стремление ребенка к самостоятельности,
желание все делать самому.
5.
Протест
(бунт)
— поведение приобретает протест. характер,
часто возникают ссоры с родителями,
братьями, сестрами.
6.
Обесценивание
—
ребенок начинает употреблять руг. слова,
ломает игрушки и т. п.
7. В
семье с единств. ребенком возможно
проявление деспотизма, с несколькими
детьми — ревности по отношению к родителям.
В
период этого кризиса происходит
перестройка соц. позиции ребенка по
отношению к окр. людям, возникают мотивы,
связ. с проявлением личности ребенка.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник