Психическое развитие ребенка грудного возраста

Психическое развитие ребенка грудного возраста thumbnail

В первые 12 месяцев жизни у ребенка происходит стремительное формирование основных навыков, предпочтений. Его психоэмоциональное и физическое развитие в значительной степени зависит от родителей. Важно иметь представление об этапах взросления грудничка.

Особенности физического и нервно-психического развития детей грудного возраста от момента рождения до года. Нормы и отклонения: когда стоит волноваться родителям?

Особенности развития по месяцам

С медицинской точки зрения грудными называют малышей в возрасте от 28 дней до 1 года независимо от типа вскармливания. Скорость формирования важных навыков и умений индивидуальна, зависит от течения родов, доношенности, фактора наследственности и усилий родителей.

Развитие детей грудного возраста складывается в примерную схему по месяцам. Для удобства данные представлены в таблице.

ВозрастНавыки
1 месяцВ это время малыша считают новорожденным, происходит его адаптация к новым условиям. Все реакции построены на рефлексах, направлены на сохранение и обеспечение жизни. На четвертой неделе можно увидеть первую улыбку ребенка.
2 месяцНачинается активное психическое развитие, возникает интерес к происходящему и окружающим, особенно к маме. Появляется осознанная потребность в телесном контакте.
3 месяцМалышей, чаще на ИВ, сильно беспокоят боли в животе, колики, связанные с формированием кишечной флоры и ферментной системы пищеварения. Развивается мимика, реакция на собеседника, ребенок может хмуриться, активно улыбается, поворачивает головой.
4 месяцАктивная двигательная активность: попытки перевернуться, развитие умения держать предметы. Ребенок выражает радость, недовольство мимикой, улыбкой, плачем. Постепенно начинает воспринимать речь.
5 месяцПервые попытки произносить звуки, садиться, пробовать окружающие предметы на вкус. Грудничок узнает родных, реагирует на них смехом, улыбкой.
6 месяцПовышается двигательная активность, мышечное развитие. Ребенок делает попытки вставать, тянется за предметами и хватает их. Появляются первые молочные зубы, начинается прикорм.
7 месяцМалыш самостоятельно сидит, начинает ползать. Много лепечет, произнося сочетания звуков. Пытается подражать поведению взрослых.
8 месяцАктивно ползает, встает, может ходить с помощью мамы. Расширяется эмоциональный диапазон, появляются первые слова.
9 месяцЧаще пытается проявить самостоятельность в еде, при одевании. Понимает значение многих слов и реагирует на них («дай», «иди», «сиди»), формирует свой язык, понятный близким.
10 месяцРазвлекает себя сам, играет, стоит без опоры, пытается ходить. Проявляет больший интерес к мелким предметам, называет вещи или животных, части тела.
11 месяцМожет сам пройти небольшое расстояние, пытается выражать свои желания пальчиком, взглядом, словом. Ярко реагирует на все новое, незнакомых людей.
12 месяцМногие активно ходят, даже бегают, общаются со сверстниками. Различают назначение некоторых предметов, обладают словарным запасом в 10-15 слов.

Разделение по месяцам условно, возможно небольшое опережение или отставание.

Физическое развитие

грудничок ползает

Новорожденные малыши не способны контролировать свои движения, держать голову. Первые недели они спят, прижимая ручки, ножки к животику, как во время внутриутробного развития. При бодрствовании движения конечностей непроизвольные. К 4-й неделе ребенок держит головку, к 2-3 месяцам осознанно двигает конечностями. Рефлексы опоры, ползания и хождения являются врожденными. Можно развивать их для раннего формирования этих навыков:

  • При постановке малыша на опору он выпрямляет туловище, начинает стоять на согнутых ножках;
  • При наклоне туловища вперед во время стояния ребёнок делает шаговое движение;
  • Переложенный на животик, он пытается ползти. Если к ступням поставить ладони, грудничок отталкивается для ускорения движения.

В водной среде малыши чувствуют себя свободнее, можно учить их плавать. Многие боятся и ограничиваются активным купанием ребенка для укрепления мышечной системы, важной для правильного формирования двигательных навыков.

Чувствительность кожи

Защитный роговой слой и кислотная оболочка формируются постепенно, воздействие патогенных микроорганизмов на детски организм опаснее, чем на взрослый. Высокое содержание воды в коже обеспечивает ей упругость, но из-за низкой развитости сальных желез она склонна к сухости.

Зарастание родничка

Постепенное сращивание черепных костей, повышение их прочности. Закрытие маленьких родничков происходит примерно в 4-8 недель, большого – к годовалому возрасту. Сроки индивидуальны, в редких случаях наблюдается очень раннее зарастание из-за патологических процессов в организме.

Зубы

Прорезывание молочных зубов происходит в 5-8 месяцев. Первыми появляются 2 нижних, затем пара сверху. По бокам от них прорезается еще по одному зубику. К годовалому возрасту у большинства детей есть 8 зубов. Процесс сопровождается ухудшением самочувствия, нарушением сна, повышением температуры до 38°. Симптомы заметны почти у всех детей и являются нормальной реакцией организма.

Дыхание

Увеличение глубины дыхания по мере развития дыхательной системы. Частота вдохов-выдохов постепенно снижается от 45 в 3 месяца до 30 к годовалому возрасту. Узкие носовые ходы, неразвитость органов дыхания могут приводить к простудным заболеваниям.

Развитие сердечно-сосудистой системы

Увеличение сердечной массы. Сопровождается постепенным снижением пульса и повышением артериального давления.

Органы пищеварения

Незрелость пищеварительного тракта – часто становится причиной расстройства желудка, запоров, вздутия. Введение прикорма после 5-6 месяцев меняет ферментный состав, может вызывать аллергические реакции.

Стремительное развитие – большая нагрузка на организм, способная влиять на обмен веществ, приводить к анемии, рахиту при недостатке необходимых минеральных веществ.

Таблица физического развития

развитие ребенка

К характеристике формирования различных навыков подходят комплексно, учитывая двигательные способности малыша в зависимости от возраста. Оценка физического развития грудника включает несколько параметров:

  • Длина тела – у мальчиков увеличивается быстрее. Рост замедляется после рождения, его интенсивность может быть сильнее у нижних конечностей. Первые три месяца он увеличивается на 3 см за 4 недели, потом до полугода показатель составляет 2,5 см, следующие три месяца – 1,5 см. С 9 месяцев до года прирост – 1 см в месяц.
  • Масса тела – первые полгода увеличивается на 800 г, потом до года – на 400 г. Для каждого лишнего см роста прибавляется 300 г веса.
  • Окружность головы – до 6 месяцев увеличивается на 1,5 см, далее до года – на 0,5 см.
  • Окружность грудной клетки – до полугода увеличивается на 2 см, потом до 12 месяцев – на 0,5 см.
  • Изменение пропорций тела можно вычислить по Индексу упитанности. К трем окружностям плеча прибавляют окружности бедра и голени. Из полученного числа вычитают рост. У грудничков норма варьируется в пределах 20-25.

Примерное изменение параметров происходит в соответствии с таблицей:

Возраст (мес)Длина тела (см)Вес (кг)Окружность головы (см)Окружность груди (см)
При рождении49-542,6-433-3731-35,9
152-553-4,335,8-37,234-36
255-574,5-537,5-38,536-38
358-604-638-4036-39
460-634,5-6,538-4036-40
563-676,5-7,537,5-42,237-42
665-697,5-7,842-43,842-45
767-718-8,843,8-44,245-46
871-728,4-9,444,2-45,246-47
972-739,4-1045,2-46,346,5-47,5
1073-749,6-10,546-4747-48
1174-7510-1146,2-47,247,5-48,5
1275-7610,5-11,547-47,548-49

При оценке роста грудничка нужно учитывать время года: весной и летом изменения выше по сравнению с осенью и зимой.

Развитие нервной системы и психики

мама и грудничок

Читатели Ogrudnichke.ru рекомендуют:

Читайте также:  Особенности личности одаренного ребенка гармоничный и дисгармоничный типы развития

— Обзор самых популярных витаминных добавок для детей от компании Garden of Life Читать статью >>>

— Как продукция компании Earth Mama может помочь молодым родителям в уходе за грудничком? Читать статью


Донг квай (Dong Quai) – удивительное растение, помогающее сохранять молодость женскому организму Читать подробнее…

— Витаминные комплексы, пробиотики, омега-3 от компании Garden of Life, разработанные специально для беременных женщин Узнать подробности >>>

Новорожденный большую часть времени спит, пробуждение наблюдается только при чувстве голода или необходимости сменить подгузник. Есть реакция на яркий свет в виде зажмуривания, направления взгляда в сторону источника. При громких звуках малыш начинает моргать или вздрагивает.

Особенности нпр грудничка, по месяцам.

ВозрастНавыки
1 месяцПри обращении речью или жестами малыш приоткрывает рот, проявляя внимание. Пытается уследить за движущейся игрушкой, фиксировать взгляд на лицах родных, расположенных близко, иногда появляется временное косоглазие. Может сосредоточиться на пару секунд при появлении нового звука, из-за сильного шума чаще моргает. Пробует произнести звуки, напоминающие «г», «к».
2 месяцЧаще улыбается во время общения с родными, пытается рассмотреть мамино лицо, следит за игрушками, двигающимися по горизонтали. Поворачивается в сторону звука, активно гулит.
3 месяцРеагирует улыбкой на яркие предметы, появление родителей, отвечает голосом или движениями на их действия. Исследует свои ручки, фокусирует внимание на конкретном предмете, лежа на животике, следит за ним, совмещая движение глаз с поворотом головки. Реагирует на шум, пробует повторять интонацию, появляется мелодичное гуление.
4 месяцНачинает громко смеяться, проявляет испуг, различает голоса близких. Рассматривает предметы, в т. ч. отдаленные, тянется при виде игрушки. Если кричит, пытается прислушаться к себе.
5 месяцРазличает родных и чужих, настороженно реагирует на новые предметы и людей, проявляет испуг и радость. Переключает внимание при виде разных движущихся предметов, способен найти вещь, если видит ее часть. Интересуется мелодией, произносит слоги, общается с родными и игрушками, меняя интонацию.
6 месяцНаблюдается адекватная реакция при изменении выражения лица у взрослых. Младенец внимательно изучает все окружающее, распознает отдельные жесты, голоса родных. Появляется разная реакция на отличные по происхождению звуки – движение глазками, головой, приподнимание. Ребенок активно использует предметы в своей деятельности, может вести длительные монологи.
7 месяцНовые события вызывают заинтересованность вместо испуга, появляется способность различать интонации похвалы от неодобрения. Ребенок узнает больше разных людей, даже друзей семьи. Следит за падающими и летающими вещами, пытается оценить их размер для определения требуемых на захват усилий. Появляется лепет, похожий на неизвестный язык.
8 месяцКонтактирует с родителями во время игры, может сам себя занять изучением предметов, ползанием, разговором. Пока с интересом кидает игрушки, умеет складывать пирамидку. Проявляет удивление, интерес при виде нового предмета, способен фиксировать снимание сразу на двух вещах. Понимает значение «дай», «на», обладает слоговой речью, активно лепечет.
9 месяцПроявляет разные эмоциональные реакции, пробует использовать жесты в общении. Пытается выявлять взаимодействие вещей во время игры. Постоянно следит за близкими, проявляет реакцию на их выражение лица, жестикулирование, пробует выполнять словесные задания («где игрушка»). Говорит слова, многие неточно, но они близки по звучанию.
10 месяцВыражает негативную реакцию, подражает разговору взрослых и повторяет слова. Может занимать себя играми до 30 минут, различать несложные мелодии, показывает названные предметы.
11 месяцОстанавливается, если слышит «нельзя», проявляет индивидуальные предпочтения в игрушках, еде. В незнакомом помещении, рассматривает все вокруг. Старается рассказывать что-нибудь взрослым, мешая нормальные слова со «своими».
12 месяцУчится сопереживанию, охотно общается с детьми. Подражает звукам, узнает изображения предметов. Постоянно запоминает новые слова и улучшает произношение.

Допускается незначительное отклонение от предложенных характеристик. Нервно-психическое развитие у детей грудного возраста проходит индивидуально, возможно небольшое опережение или отставание.

Оценка нервно-психического развития

дети едят фрукты

При плановых осмотрах специалист выясняет у родителей сформированность умений ребенка и сам проверяет некоторые реакции. Если в 5-месячном возрасте ребенок обладает навыками только на уровне 3 месяцев, это воспринимается как задержка в развитии на 2 эпикризных срока.

Показатель не критичен, зависит от многих факторов. При регулярных занятиях с ребенком он способен догнать сверстников по владению определенными навыками. Отклонение на 2-3 эпикризных срока считается отставанием в развитии, а более 3 – отставанием в глубокой степени.

Задержка в развитии может быть в одном направлении (речи) или общая. Следует обратиться к врачу при появлении у малыша следующих характеристик:

  1. В 3 месяца. Малыш страдает косоглазием, не способен провожать взглядом двигающийся предмет, не проявляет реакцию на голос собеседника, при сильном шуме. Он не проявляет интерес и не интересуется своими руками, не держит голову;
  2. В полгода. Отсутствует реакция гуления при общении со взрослым, нет попыток схватить предметы, тянуть их в рот. Не пропал рефлекс Моро, в виде отведения рук в ответ на сильный испуг. Сохранение шейного тонического рефлекса, помогающего грудничку перераспределить мышечную нагрузку при изменении положения тела. Он заключается в сгибании рук, разгибании ног при наклоне подбородка к груди. Другой вид рефлекса проявляется при повороте головы вправо или влево. Он вызывает разгибание руки, ноги со стороны того плеча, куда направлен взгляд, и их сгибание с противоположной;
  3. В год – не произносит звуков, не делает попыток повторять движения, не стоит без помощи взрослого.

Данные признаки говорят об осложнениях, отклонении в развитии малыша. Врач поможет найти причины и назначит мероприятия для улучшения состояния.

Рост и всестороннее развитие ребенка грудного возраста зависит от многих факторов, большую роль играет участие родителей, полноценное питание и здоровый образ жизни.

Родные должны больше заниматься с малышом, помогать ему активно познавать мир. При недостатке внимания, напряженной обстановке в семье психика грудничка может страдать, приводя к отставанию в развитии.

Источник

Период
грудного возраста — с 29-го дня жизни
ребенка после рождения до конца первого
года жизни. Этот период характеризуется
интенсивным нарастанием массы тела
ребенка и роста, интенсивным физическим,
нервно-психическим, интеллектуальным
развитием. Само название говорит о
близком контакте ребенка с матерью в
этом периоде. В период грудного возраста
закладывается фундамент здоровья
человека. У грудного ребенка имеется
врожденная потребность в активном
познании окружающего его мира.

Читайте также:  Развитие ответственности у ребенка 6 лет

Особенности
роста и развития. 
Интенсивное
нарастание массы тела. К 4.5 мес происходит
удвоение массы тела при рождении, к
концу года масса тела составляет 10–10.5
кг. Отмечаются значительные темпы роста:
длина тела увеличивается на 50% длины
при рождении и к году достигает 75–77см.
Окружность головы к году составляет
46–47 см, окружность груди — 48 см. Происходит
быстрое развитие моторики и двигательных
умений ребенка. Наблюдается три «пика»
двигательной активности. Первый — в
возрасте 3–4 мес — связан с существенными
морфофункциональными изменениями
проекционной зрительной зоны; для него
характерны комплекс оживления, радости
при первом общении со взрослыми. Второй
— в возрасте 7–8 мес — активация ползания,
формирование бинокулярного зрения и
овладение пространством. Третий пик —
11–12 мес — начало ходьбы. Определяют
указанные типы двигательной активности
сенсорно-моторные связи, а детерминируют
процессы роста и развития скелетная
мускулатура ребенка и его двигательная
активность.

Особенности
ЦНС. 
К
году происходит увеличение массы мозга
в 2–2.5 раза. Отмечается интенсивная
дифференцировка нервных клеток мозга
в первые 5–6 мес жизни ребенка. Большое
значение в развитии имеет ориентировочный
рефлекс, отражающий врожденную потребность
ребенка в движении и деятельности
органов чувств. Нервные связи между
ребенком и окружающими людьми
устанавливаются посредством мимики,
жеста, голосовых интонаций. Развитие
тонких движений пальцев рук способствует
развитию мозга и речи. Имеет большое
значение возникновение связи между
словами и ответными двигательными
реакциями ребенка, затем связывание
малышом зрительного и слухового
восприятия объектов со словами, названиями
предметов при их показе, связи с отдельными
действиями («дай», «покажи») — это
оптимальный ход развития, необходимый
как основа для последующих периодов
детства. Потребность контакта со
взрослыми определяет психическое
развитие ребенка.

Особенности
ЭЭГ: в 2–3 мес отмечается устойчивый
ритм, в 4–6 мес изменения однонаправленны,
а в 8–10 мес наблюдается прогрессивная
индивидуализация.

Особенности
эндокринной системы. 
В
грудном периоде у детей отмечается
усиление функции гипофиза и щитовидной
железы. Уровень тироксина и трийодтиронина
выше, чем у взрослых людей. Они стимулируют
метаболизм, рост и развитие ребенка,
обеспечивают нормальную дифференцировку
головного мозга и интеллектуальное
развитие, но вместе с тем гипофизарно-тиреоидная
система наиболее ранима и чувствительна
к неблагоприятным воздействиям, особенно
к факторам внешней среды, экологическим.
Клинически это характеризуется снижением
темпов нарастания массы тела, развитием
анемии и учащением ОРВИ. В грудном
периоде наблюдается усиление функции
надпочечников и биологической активности
кортикостероидов. Происходит частичная
инволюция фетальной зоны коры
надпочечников.

Особенности
иммунитета. 
По
сравнению с периодом новорожденности
происходит некоторое снижение количества
Т- и В-лимфоцитов, снижение материнского
IgG, начиная с 2–3 мес. В 4–6 мес наблюдается
первый критический период иммунитета,
который характеризуется ослаблением
пассивного гуморального иммунитета,
полученного от матери, и отмечается
самый низкий уровень специфических
антител — физиологическая
гипоиммуноглобулинемия. Синтез
собственного IgG начинается ребенком с
2–3 мес жизни, постоянный уровень его
устанавливается после 8 мес–1 года.

Уровень
IgM к концу года жизни достигает 50% уровня
взрослого. Нарастание секреторного IgA
происходит медленно. Содержание IgE у
здорового ребенка на протяжении года
незначительное, при проявлениях
атопического дерматита значительно
возрастает. Для грудного периода
характерен синтез IgM, не оставляющих
иммунологической памяти. В связи с
указанным наблюдается высокая
чувствительность к респираторно-синцитиальным
вирусам, вирусам парагриппа и аденовирусам;
атипично протекает корь, коклюш, не
оставляя иммунитета.

Неспецифические
факторы резистентности. 
У
детей грудного возраста наблюдается
высокое содержание лизоцима и пропердина,
быстро нарастает уровень комплемента
сыворотки крови и с первого месяца жизни
содержание его не отличается от уровня
взрослого. С 2–6 мес формируется
завершающая фаза фагоцитоза к патогенным
микроорганизмам, за исключением
пневмококка, стафилококка, клебсиеллы,
гемофильной палочки.

Физическое
развитие грудного ребенка и развитие
речи происходит настолько быстро, что
оценивается по четвертям года.

Развитие
ребенка 1–3 мес. 
Прибавка
массы тела к концу 1-го месяца 500–600 г,
на втором месяце жизни — 800 г; на третьем
месяце — 700–800 г. Рост увеличивается
каждый месяц на 3 см и окружность головы
— на 3 см, окружность груди на 2,5–3 см в
1 мес.

Моторные
функции: 
в
1,5–2 мес держит головку, прогрессируют
движения руки, случайно ударяет по
подвешенной игрушке. Протягивает руку
к предмету, но еще не хватает. Первые
дифференцированные движения ручками
возникают на 2-м — начале 3-го месяца
жизни.

Развитие
речи: 
появляется
гуление с 1.5–2 мес.

Нервно-психическое
развитие. 
В
первой четверти года у ребенка
устанавливается психический биоритм:
сон–бодрствование; переходные между
ними отрезки — засыпание–пробуждение,
составляющие 10 мин. Если переходные
промежутки превышают 30 мин, то это
препятствует психическому развитию
ребенка в указанный возрастной период
(1–3 мес). В 1–1.5 мес у ребенка отмечается
зрительно-слуховой поиск и зрительное
сосредоточение на лице взрослого —
прислушивание, рассматривание широко
раскрытыми глазами. Характерна реакция
общего мимического оживления в ответ
на обращенную речь взрослых, особенно
матери. С 2 мес появляется осознанная
улыбка, а с 3 мес — смех, узнавание матери;
появляется выраженная потребность в
общении со взрослым. С 3 мес у малыша
появляется умение взглядом находить
источник звука. К концу 3-го месяца
наблюдается длительность зрительного
сосредоточения — 7–10 мин. Очень важно
формирование в 3 мес положительного
мимико-соматического комплекса — в
ответ на обращенную речь появляются
вздохи, вскидывание ручек, перебирание
ногами.

Задержка
психического развития — отсутствие
активного бодрствования.

Ведущие
линии развития
 —
это то, что получает наибольшее развитие
на данном возрастном этапе и является
прогрессивным для дальнейшего развития
ребенка. В 1–3 мес — это развитие
зрительных, слуховых, ориентировочных
и положительных эмоциональных реакций.

Развитие
ребенка в 3–6 мес. 
Прибавка
массы тела по месяцам: 750–700–650 г. Длина
тела увеличивается на 2.5–2 см, окружность
головы на 1 см каждый месяц, окружность
груди на 1–1.5 см/мес.

Моторные
функции. 
Поднимает
голову в положении лежа на животе — 3
мес, лежа на спине— 4 мес. Делает мост —
4,5 мес. Высоко поднимает голову и туловище,
опираясь на руки — 6 мес. Переворачивается
на живот из положения лежа на спине —
5–6 мес, на спину из положения на животе
— 6 мес. В 6 мес ребенок самостоятельно
сидит.

В
возрасте 3–6 мес у ребенка отмечается
быстрое развитие движений руки: в 3–4
мес он предпочитает рассматривать свои
руки; на 4-м месяце ощупывает одеяло; в
4 мес схватывает предмет и удерживает
в руке 20–30 сек; на 5-м месяце схватывает
предмет наложением пальцев («обезьянье»
хватание); в 6 мес держит по предмету в
каждой руке и рассматривает их, либо
тащит в рот.

Читайте также:  Игра и ее в развитии ребенка типы игр

Развитие
речевых функций. 
В
5 мес — певучее гуление, самоподражание
в гулении; в 5–6 мес начинает произносить
первые слоги «ма», «ба». Появляется
способность локализовать звук в
пространстве, дифференцированная
реакция на звук.

Нервно-психическое
развитие. 
Ребенок
3–3.5 мес быстро отыскивает источник
звука. В 5 мес появляется самоподражание
в гулении: притормаживает движение,
прислушивается. Появляется новое
качественное приобретение в психомоторном
развитии: зрительно-тактильно-моторная
координация, познавательный треугольник
глаз–рука–предмет, различает основные
формы предметов. У ребенка 3–6 мес
доминирующей формой деятельности
является занятие игрушкой. После 5 мес
появляются познавательные элементы в
реакции на новизну (чем бы ни занимался
— новое становится главным). Меняются
реакции общения со взрослыми, проявляется
радость или страх (последнее является
признаком повышенной нервной возбудимости).

Ведущая
линия развития 

движение руки, подготовительные этапы
активной речи — подражание слогам.

Задержка
психического развития. 
Если
к 5–6 мес ребенок продолжает рассматривать
свои руки — это ранний симптом задержки
психического развития. Отсутствие
элементов самоподражания в гулении.

Развитие
ребенка 6–9 мес. 
Прибавка
массы тела по месяцам: 600 г–500 г–500 г.
Длина тела увеличивается на 2 см + 2 см +
1.5 см, окружность головы за второе
полугодие на 2.5 см, окружность груди —
.5 см–1 см в месяц.

Моторные
функции. 
В
7 мес ребенок встает на ноги, держась за
опору, на 7-м месяце ползает вкруговую,
в 7.5 мес ползает вспять, а на 8-м месяце
ходит на четвереньках. С 8 мес садится
самостоятельно, придерживаясь опоры.
Ребенок 8–9 мес постоянно сосредоточен
на каком-либо виде деятельности, его
необходимо обучать новым действиям,
например, катить мяч, открывать коробки,
закрывать крышки у кастрюли и т. п.

Развитие
движений руки. 
В
8 мес. ребенок использует способ хватания
«клешней», а в 9 мес. начинает хватать
предметы пальцами.

Развитие
речи. 
В
этот период развивается понимание речи,
ребенок внимательно прислушивается,
когда слышит свое имя. С 6–7 мес появляется
лепет, с 7–8 мес возникает сенсорная
речь — понимание значения отдельных
слов, произносимых взрослыми. Это
выражается поворотом головы, протягиванием
ручек в направлении называемого предмета
или лица.

Нервно-психическое
развитие. 
В
6–7 мес проявляется знание назва- ний
отдельных предметов. Это является одним
из необходимых условий становления
активной речи у ребенка. В 8 мес называемый
предмет отыскивает взглядом в ответ на
вопрос «где?». В 7–8 мес делает «ладушки»
в ответ на просьбу.

Характерно
настойчивое стремление добиваться
выполнения своего желания, при этом
кричит, но не плачет. В голосе слышны
гневные нотки, но и понимает твердые
интонации матери при этом. Так можно
воспитать реакцию на слово «нельзя». В
8–9 мес ребенок внимательно присматривается
к предметам, усваивает название основных
игрушек. В это же время интересуется
своим отражением в зеркале. С 9 мес
отмечается появление первых слов (при
правильном воспитании ребенка). В 9 мес
он следит за падающим предметом, отвечает
на просьбу «дай ручку».

Ведущие
линии развития. 
Это
развитие общих движений, действий с
предметами. Развитие подготовительных
этапов понимания активной речи. Стремление
достичь результата.

Задержка
психического развития. 
О
задержке психического развития в этом
периоде может свидетельствовать бросание
игрушек без интереса к ним и задержка
развития речевых функций.

Развитие
ребенка 9–12 мес. 
Прибавка
массы тела по месяцам 450 г–400 г–350 г.
Длина тела увеличивается в каждый месяц
на 1.5 см.

Моторные
функции. 
В
10 мес ребенок стоит сам в течение
нескольких секунд (без поддержки), ходит,
придерживаясь руками за взрослого или
барьер манежа. В 11 мес приседает с помощью
взрослого; ходит, держась за опору или
за одну руку взрослого. В 12 мес ребенок
встает на ноги самостоятельно без
помощи. В возрасте 1 года или начала 2-го
года — ходит самостоятельно.

Развитие
руки. 
В
9–10 мес захватывает предметы двумя
пальцами, в 10 мес вкладывает пальцы в
отверстия. С 11 мес малыш манипулирует
с игрушками, а в 12 мес уже долго играет
с ними.

Развитие
речи. 
Наблюдается
тесная связь между развитием тонких
движений пальцев руки и формированием
речи («водит» пальцем). В 9 мес наблюдается
истинное ситуационное понимание
обращенной к нему речи и ответ действием
на словесную инструкцию; отыскивание
игрушек. В 9–10 мес появляются первые
осознанные слова, а к концу года — 8–10
слов. Появляется новый интерес —
рассматривание книг с картинками.

К
концу года возникает связь между
названием предмета и самим предметом.
Это и есть начальная форма понимания
речи ребенком.

Нервно-психическое
развитие. 
С
9 мес у ребенка проявляется повышенный
интерес к новым предметам, выражается
это мимикой удивления и настороженности,
однако при этом одновременно он совершает
целенаправленное действие, причем как
бы предвидит его результат. В 9–10 мес
отличается развитие тонких движений
пальцев рук, что способствует развитию
мозга и речи (показывает пальцем руки
называемые предметы, узнаваемых животных,
птиц на картинках и т. п.). С 10–11 мес
появляется реакция на звук нового
качества — связь с содержанием и
значением этого звука (лай собак, тиканье
часов и др.). К 10–11 мес появляется
привязанность к близким людям. В 11–12
мес формируется понимание обобщающей
функции слова (большая–маленькая
собачка, черная–белая). Выражен интерес
к ритмам простых песен. Появляется
дифференцированная реакция на незнакомое
лицо. Контакт устанавливается не сразу
(сначала ребенок «изучает» незнакомое
лицо). К концу года знает название многих
предметов и выполняет 5–10 инструкций
— сочетание слова с предметом и действием.
Таким образом, по просьбе взрослого
выполняет небольшие поручения.

Ведущая
линия развития. 
Развитие
общих движений, действий с предметами;
понимание и развитие активной речи.

Задержка
психического развития. 
Отсутствие
дифференцированной избирательной
реакции на незнакомое лицо. Реакции
страха и протеста свидетельствуют о
повышенной нервной возбудимости ребенка.

Важным
периодом, в котором решается вопрос,
будет ли ребенок самостоятельным,
является вторая половина первого года
его жизни. У ребенка в это время проявляется
интерес ко всем людям и вещам,
«разведывательная деятельность», и не
надо ему мешать в ее осуществлении.

По
данным психологов, в возрасте одного
года ребенок имеет 37% логической
способности взрослого и 16% оперативной
памяти. Это уже человек со своими
понятиями.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник