Психическое развитие и содержание деятельности ребенка

Психическое развитие и содержание деятельности ребенка thumbnail

Овладениедействиями.
Стать
человеком

это
значит
научиться
действовать,
вести
себя
по
отношению
к
окружающим
людям
и
предметам
так,
как
это
свойственно
человеку.
Когда
мы
говорим
о
том,
что
ребенок
под
руководством
взрослых
овладевает
общественным
опытом,
достижениями
человеческой
культуры,
то
имеем
в
виду
усвоение
им
не
только
умения
правильно
употреблять
предметы,
созданные
руками
человека,
общаться
с
другими
людьми
при
помощи
языка,
поступать
в
соответствии
с
правилами:
общественной
морали,
но
и
способов*
запоминания,
мышления
и
др.
Именно
в
процессе
овладевания
человеческими
действиями
и
человеческим
поведением
ребенок
приобретает
необходимые
психические
качества
и
свойства
личности.

Внешниеивнутренниедействия.
В
процессе
воспитания
ребенок
усваивает
разнообразные
действия.
Он
научается
вытираться
полотенцем,
есть
ложкой,
пить
из
чашки,
одевать
чулочки
на
ноги,
рисовать
карандашом,
строить
из
кубиков.
Все
это
практическиедействия,
которые
ведут
к
получению
определенного
внешнего
результата.
Вместе
с
ними
у
ребенка
формируются
и
внутренниедействия,
при
помощи
которых
он
рассматривая
предметы,
выясняет
их
свойства,
устанавливает,
как
они
связаны
между
собой,
создает
замысел
игры,
рисунка
или
постройки
запоминает
картинки
и
т.
д.
формированиетаких
внутренне

34

действийсоставляетосновноесодержаниепсихическогоразвития
ребенка.
Это
действия
восприятия
(перцептивные
действия),
мышления,
воображения,
памяти,
т.
е.
психическиедействия.
Они
обеспечивают
ориентировку
ребенка
в
окружающем
мире,
озна­комление
с
условиями,
в
которых
должны
выполняться
практиче­ские
действия,
и
поэтому
называются
также
ориентировочными
действиями.

Выполнение
ориентировочных
действий
обычно
предшествует
выполнению
практических,
подготавливает
.их.
Возьмем
простой
пример.
Ребенок
собирается
прыгнуть
через
.канаву.
Прежде
чем
совершить
прыжок,
он
примеривается.
В
это
примеривание
входит
определение
ширины
канавы,
ее
соотнесение
с
двигательными
возможностями
самого
прыгуна
и
в
итоге
принятие
позы,
подгото­вительной
к
прыжку,
придание
нужным
группам
мышц
соответ­ствующей
степени
напряжения.
Все
это
составляет
ориентиро­вочную,
подготовительную
фазу
прыжка,
а
выполняемые
на
ее
протяжении
действия
есть
ориентировочные
действия,
позволяю­щие
обследовать
ситуацию
с
точки
зрения
возникшей
задачи,
соотнести
ее
с
имеющимися
возможностями
и
подготовиться
к
разрешению
задачи.
После
подготовительной
фазы
следует
фаза
исполнения

сам
прыжок,
который
представляет
собой
практиче­ское,
рабочее
действие.
Фаза
примеривания,
ориентировки
и
условиях
выполнения
прыжка
особенно
ярко
выражена
у
детей,
еще
не
научившихся
как
следует
прыгать.
Так,
двухлетний
малыш,
стоя
на
ступеньке,
долго
приседает
и
заглядывает
вниз,
приговари­вая:
«Как
я
скакну!»

а
потом,
так
и
не
решившись,
поворачи­вается
на
180 градусов
и
медленно
сползает
на
землю…
У
детей
более
старшего
возраста
в
привычных
условиях
ориентировочная
фаза
свернута,
т.
е.
осуществляется
почти
мгновенно
и
остается
скрытой
от
внешнего
наблюдателя.
Но
вот
возникают
новые,
необычные
условия

здесь
мы
снова
увидим
развернутую
ориен­тировку
в
ситуации,
оценку
задачи,
соотнесение
ее
со
своими
возможностями,
тщательную
подготовку
к
выполнению
действия.
Освоениедействия.
Когда
ребенок
начинает
осваивать
новое
для
него
ориентировочное
действие,
оно
выполняется
им
не
во
миутренней,
а
во
внешней
форме

результат
достигается
путем
пробующих
движений,
примеривания
предметов
друг
к
другу,
их
перемещения
и
т.
п.
Так,
если
дать
ребенку
двух
лет
доску
С
квадратным
и
круглым
вырезами,
две
фигуры
соответствующей
формы,
вкладывающиеся
в
эти
вырезы,
и
показать,
как
вставля­ются
фигуры,
он
берет
любую
из
фигур
и
пытается
втиснуть
ее
и
любой
вырез.
Если
ребенок
ошибся,
он
обнаруживает,
что
фигура
не
лезет,
и
переносит
ее
к
другому
вырезу.
Ребенок
трех
лет
действует
иначе:
он
рассматривает
фигуры
и
вырезы,
затем
сразу
верно
размещает
фигуры.
Задача
решается
уже
не
при
помощи
внешних
проб,
а
при
помощи
действия,
выполненного
в
уме.
Но
дадим
тому
же
ребенку
другую,
более
сложную
задачу.
Располо­жим
перед
ним
простейший
рычаг

линейку,
надетую
на
гвоздь

35

таким
образом,
чтобы
один
конец
рычага
был
близко
к
ребенку,
а
другой,
к
которому
прикреплена
цель
(например,
картинка),
далеко
от
него,
вне
пределов
досягаемости.
Оказывается,
что
в
этом
случае
трехлетний
ребенок
действует
примерно
так
же,
как
двухлетний
при
решении
предыдущей
задачи:
путем
проб.
Другое
дело

старший
дошкольник.
Он
уже
способен
решить
подобную
задачу
в
уме,
а
потом
сразу,
без
проб,
отодвинуть
от
себя
ближний
конец
рычага,
для
того
чтобы
переместить
к
себе
дальний.
Значит
ли
это,
что
теперь
старший
дошкольник
может
решать
в
уме
любые
задачи?
Нет.
Обратим
внимание
хотя
бы
на
то,
как
происходит
первоначальное
овладение
арифметическими
действиями.
Перед
ребенком
несколько
палочек.
Он
должен
решить
задачу,
в
которой
нужно
сложить
2 и
3. Сначала
он
отсчитывает
2 палочки,
затем
3. Затем
обе
кучки
сдвигает
вместе
и
заново
пересчитывает.
И
проходит
немало
времени,
пока
эти
внешние
действия
сменяются
внутренними
и
ребенок
дает
ответ,
не
нуждаясь
в
перемещении
реальных
предметов.

Из
этих,
примеров
видно,
что
на
протяжении
раннего
и
дошкольного
детства
ребенок
овладевает
все
новыми
и
новыми
внутренними,
психическими,
действиями,
которые
позволяют
ему
решать
все
более
сложные
и
разнообразные
задачи.
Источником
такихдействийслужатвнешниеориентировочныедействия.

Интериоризация.
Внутренние
действия
(которые
применяет
ребенок
трех
лет,
решая
задачу
на
заполнение
вырезов
в
доске,
ребенок
пяти
лет,
перемещая
плечо
рычага,
«выпускник»
детского
сада,
производя
сложение
чисел)
не
появились
сами
собой.
Они
возникли
в
результате
перехода
внутрь
тех
внешних
форм
ориентировочного
действия,
при
помощи
которых
задачи
каждого
типа
решались
на
предыдущих
этапах.
Этот
процесс
перехода
внешних
действий
внутрь
носит
в
психологии
название
интериоризации.

Благодаря
процессу
интериоризации
усвоение
внешних
дей­ствий,
которое
происходит
под
руководством
взрослых,
приводит
к
возникновению
и
совершенствованию
внутренних
психических
действий,
к
сдвигам
в
психическом
развитии.

Ведущиедеятельности.
Хотя
овладение
разнообразными
действиями
происходит
под
влиянием
обучения
и
воспитания,
оно
зависит
не
только
от
желания
взрослого:
ребенок
может
усвоить
далеко
не
всякие
действия
и
усваивает
их
не
в
любом
порядке.
Это
определяется
двумя
причинами.
Во-первых,
сначала
усваиваются
более
простые,
затем
более
сложные
действия,
и
доступный
ребенку
уровень
их
сложности
всегда
ограничен
тем,
что
было
достигнуто
раньше.
Во-вторых,
для
того
чтобы
ребенок
научился
новому
действию,
оно
должно
соответствовать
потребностям
и
интересам
самого
ребенка,
включаться
в
тот
или
иной
вид
привлекающей
его
деятельности.
Так,
например,
дети
дошкольного
возраста
значительно
лучше
и
легче
усваивают
новые
действия,
если
они
даются
в
игровой
форме
и
используются
в
игре,
чем
при

Читайте также:  Задержка психоречевого развития у ребенка форум

36

других
обстоятельствах.
В
одном
исследовании
дошкольникам
предлагали
трудное
для
них
задание

долгое
время
удерживать
одну
и
ту
же
позу.
Дети
четырех
лет,
понимая
задачу
и
пытаясь
выполнить
ее,
все-таки
оказались
не
в
состоянии
это
сделать.
Но
когда
то
же
задание
было
введено
в
игру
(ребенок
играл
роль
часового
и
должен
был
неподвижно
стоять
на
часах),
четы­рехлетние
дошкольники
начали
прекрасно
его
выполнять.

На
протяжении
первых
семи
лет
жизни
ребенок
последователь­но
осваивает
несколько
видов
деятельности.
Среди
них
выделяют
три
основных,
ведущихвидадеятельности:
общение,
предметную
деятельностьи
игру.

Эмоциональное
общение
ребенка
со
взрослым
возникает
еще
до
того,
как
ребенок
овладевает
хотя
бы
самыми
простыми
действия­ми
с
предметами.
Младенец
еще
не
понимает
слов,
поведения
взрослого,
но
радуется
ему,
готов
подолгу
смотреть
на
взрослого,
откликаться
на
обращенные
к
нему
слова,
улыбку.
Предметов
это
время,
как
правило,
привлекают
внимание
ребенка
не
сами
по
себе,
а
по
побуждению
взрослого
(когда
взрослый
показывает
их,
вкладывает
в
ручку
ребенка).

В
раннем
возрасте
интерес,
обращенный
ко
взрослому,
переносится
и
на
предметы,
ребенок
приобщается
к
предметной
деятельности.
Овладевая
употреблением
предметов,
ребенок
стано­вится
более
самостоятельным,
приобретает
возможность
подра­жать
действиям
взрослого,
действовать
вместе
с
ним,
намеренно
вызывать
к
себе
определенное
отношение
по
поводу
своих
действий
(требовать
внимания,
одобрения).

Следующий
шаг

переход
к
ролевой
игре.
Ребенок
становится
достаточно
самостоятельным,
чтобы
стремиться
быть
как
взрос­лый,
выполнять
его
роль,
властвовать,
подобно
взрослому,
над
вещами
и
событиями,
хотя
все
это
дети
могут
делать
пока
только
«понарошку»,
заменяя
настоящие
вещи
игрушками,
настоящие
действия

воображаемыми.

Таким
образом,
потребности
и
интересы
ребенка
все
время
связаны
со
взрослыми
людьми.
В
зависимости
от
роста
возможно­стей
ребенка
эта
связь
приобретает
новые
.формы.
Появляются
новые
потребности,
которые
служат
основанием
для
появления
новых
видов
ведущей
деятельности.

Усвоение
новых
действий
повышает
возможности
ребенка
и
служит
предпосылкой
для
появления
новых
видов
ведущей
деятельности.
Однако
само
по
себе
усвоение
новых
действий
не
приводит
к
новому
виду
деятельности.
Так,
можно
научить
ребенка
выполнять
те
или
другие
действия
с
игрушками
(качать
куклу,
укладывать
ее
в
кроватку,
одевать,
накладывать
кубики
в
машину,
позить
их
и
т.
п.),
но
эти
действия
не
приведут
к
возникновению
ролевой
игры,
если
у
ребенка
не
сложится
интерес
к
явлениям
окружающей
взрослой
жизни,
стремление
в
доступной
для
него
форме
выполнять
функции
взрослого
человека
(мамы,
папы,
няни,
шофера).

37

Переход
к
новой
ведущей
деятельности
зависит
от
всейсистемы
условийжизниребенкавобществе,
а
не
только
от
того,
чему
его
учат
взрослые.
В
ведущих
видах
деятельности
проявляются
главные
потребности
и
интересы
детей;
в
этих
видах
деятельности
происходит
и
формирование
наиболее
важных
для
каждого
возраста
действий,
психических
качеств
и
свойств
личности.
Но
деятельность
ребенка
не
исчерпывается
только
ведущими
ее
видами.
Наряду
с
ними
появляются
и
развиваются
другие
виды
деятельности,
и
каждый
из
них
вносит
свой
вклад
в
психическое
развитие
ребенка.

В
возрасте
от
трех
до
семи
лет
наряду
с
игрой
ребенок
овладевает
так
называемыми
продуктивнымивидами
деятельно­сти

рисованием,
аппликацией,
лепкой,
конструированием.
Он
начинает
выполнять
также
различные
учебные
и
трудовые
задания,
хотя
учения
и
труда
как
особых,
самостоятельных
видов
деятельно­сти
у
дошкольника
еще
нет,
они
складываются
позднее.
Учение,
характеризующееся
систематическим
и
целенаправленным
усвое­нием
знаний,
появляется
в
школьном
возрасте,
а
труд,
предполага­ющий
участие
в
общественном
производстве,
является
основной
деятельностью
взрослых
людей.

Каждыйвиддеятельностиспособствуетусвоениютаких
действийиобразованиютакихпсихическихкачеств,
которые
необходимыдляеговыполненияисовершенствования.
Так,
например,
игра
очень
важна
для
развития
мышления
и
воображе­ния
детей,
для
усвоения
ими
норм
поведения
и
установления
взаимоотношений
с
другими
детьми,
но
она
не
создает
специаль­ных
условий
для
развития
восприятия.
Другое
дело

рисование
или
конструирование.
Хорошо
нарисовать
предмет
или
воспроизве­сти
в
конструкции
сложный
образец
можно
только
на
основе
достаточно
полного
и
точного
ознакомления
с
его
особенностями.
Поэтому
рисование
и
конструирование
должны
использоваться
для
развития
детского
восприятия.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

метки: Процесс, Психология, Детство, Деятельность, Психический, Исторический, Ребенок, Изменение

ЛЕКЦИЯ 6

по разделу 6 «Параметры и типы психическогодизонтогенеза»

Категория развития в специальной психологии.

Психическое развитие и деятельность.

Понятие аномального развития (дизонтогенез).

Психологические параметры дизонтогенеза.

5. Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанноеразвитие, поврежденное развитие, дефицитарноеразвитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.

Категория развития в специальной психологии.

В современной психологии не существует единого понимания природы, механизмов, условий и сущности онтогенеза психики. Психология развития представлена многочисленными теориями, акцентирующими внимание на разных его сторонах. Достаточно сослаться на наиболее популярные концепции Ж. Пиаже, А. Валлона, Э. Эриксона, 3. Фрейда, А. Фрейд, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др.

Таким образом, нарушенное развитие трактуется по-разному в зависимости от исходного понимания феномена развития вообще. Последний может быть понят как рост — процесс количественных изменений внешних признаков объекта или явления, как созревание — наличие тех или иных морфологических трансформаций в организме, как совершенствование… Но гораздо чаще развитие определяется как универсальные изменения, общие для всех людей независимо от культуры, языка, возраста и т. д. В современной психологии этот феномен связан с количественно-качественными изменениями различного свойства: непрерывные, дискретные, универсальные, индивидуальные, обратимые, необратимые, целенаправленные, ненаправленные, эволюционные, инволюционные и пр.

Читайте также:  Роль музыки в развитии ребенка дошкольного возраста

Особую роль в процессе развития большинство исследователей придают механизмам дифференциации — прогрессивному вычленению разнородных элементов из исходного нерасчлененного целого. В самые последние годы сущность развития все больше связывают с явлениями цикличности. В этом смысле данный процесс определяется как метаморфозы, которые закономерно влекут за собой появление новых перемен.

Различные взгляды на процесс развития способствуют многогранному видению и его нарушений. Тем не менее общепсихологическая основа (та или иная процесса развития) не может всецело определять конкретный характер толкования сущности отклонений. Последнее во многом зависит и от клинико-психологической ориентации исследователя. Именно поэтому разнообразие в понимании нарушенного развития неизмеримо шире, чем в толковании процесса развития вообще.

5 стр., 2014 слов

Психология Этапы развития психологии

… , для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки … информации (генетическая и когнитивная психология) Появление опросников, …

В отечественной специальной психологии в основу понимания феноменов нарушенного развития положена культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Одной из центральных ее категорий является понятие высших психических функций, прижизненно формируемых путем усвоения социально-исторического опыта в процессе общения ребенка со взрослым, знаково опосредованных по строению и произвольных по способу регуляции. В.М. Сорокин в трактовке дизонтогенезаисходит из следующего определения сущности процесса психического развития: развитие — это непрерывно-поступательный, необратимый процесс формирования качественно позитивных изменений в характере субъективного отражения человеком внешнего и внутреннего мира (в параметрах его полноты, точности, глубины и взаимосвязности), обеспечивающих все более эффективную саморегуляцию внешней предметной и внутренней психической деятельности.

Психическое развитие и деятельность.

Д. Б. Эльконин строил свою теорию психического развития ребенка на фундаменте психологической теории деятельности, считая, что в разные исторические эпохи детство имеет разное конкретное содержание и разные конкретные закономерности. Нет неизменного детства, детства «вообще».

Выстраивая теорию исторического развития детства, он обосновал идею, что детство возникло в тот период развития животного мира, когда у некоторых его видов стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения. Необходимые формы поведения стали приобретаться прижизненно, для чего и возникло детство. Своеобразие детства человека состоит в том, что человек появляется на свет беспомощным существом. Но в этой беспомощности заключена огромная потенциальная сила, поскольку, не будучи связанным жесткими инстинктивными формами поведения, ребенок может присвоить именно те способы родовой человеческой деятельности, которые актуальны на данном историческом этапе развития общества.

Д.Б. Эльконин описал различные виды деятельности детей, в процессе осуществления которых происходит присвоение ими основ культуры и тем самым реализуется психическое развитие. Так, он показал фундаментальную роль непосредственно эмоционального общения младенца со взрослыми в присвоении им самой потребности человеческого общения, общей ориентации в мире. Исследуя содержание и строение предметно-манипулятивной и игровой деятельности дошкольника, он обнаружил и описал их принципиальное значение в возникновении и дальнейшем становлении у ребенка основополагающих предметно-двигательных и познавательных способностей: воображения, мышления, речи, символической функции, ориентации в общих смыслах человеческих отношений. Присвоение ребенком богатств человеческой культуры посредством его целенаправленного обучения и воспитания появляется довольно поздно — в развернутой форме они представлены в школьном периоде (например, в виде учебной деятельности младших школьников).

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

… Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 — 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на … взрослого; проявляет самостоятельность в различных видах детской деятельности; у него зарождаются элементы самооценки (чаще всего … за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 — 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими …

Такое обучение и воспитание имеют большое значение в психическом развитии детей (отдельные моменты обучения и воспитания присутствуют и в других видах присвоения, что приводит порой некоторых психологов даже к неправомерному отождествлению его с обучением и воспитанием).

Взгляды Д. Б. Эльконина на общую природу и источники психического развития ребенка можно свести к следующему. Во-первых, все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме, поэтому ребенок с момента рождения и с первых стадий своего развития является общественным существом. Во-вторых, присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельностный характер — ребенок не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям своей жизни, а выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности.

Говоря о развитии ребенка, он сформулировал следующую научную позицию: 1) условия (развития) — рост и созревание организма; 2) источники — среда, идеальные формы, т. е. то, к чему развитие должно прийти в конце (все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции); 3) форма — усвоение; 4) движущие силы — противоречие между усвоением предметной и общественной сторонами действия.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

… 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического … ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕН. 3 2. МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ 4 3. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МЫШЛЕНИИ … 37 36. СВЯЗЬ ВНИМАНИЯ С СОЗНАНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 38 37. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 39 38. РОЛЬ И …

Д.Б. Эльконин разделил все виды деятельности ребенка на 2 группы. Первая — группа коммуникативных видов деятельности, относящихся к генетически разным формам общения. В основе ее лежат отношения, развертывающиеся в системе «ребенок—общественный взрослый». Вторая — группа предметных видов деятельности, относящихся к генетически разным формам предметной деятельности. В ее основе лежат отношения в системе «ребенок—общественный предмет». По мнению Д.Б. Эльконина, ход развития определяется движением от системы «ребенок—общественный взрослый» к системе «ребенок—общественный предмет», т. е. сначала устанавливаются отношения со взрослым, как носителем общественного опыта, а на этой основе осваиваются соответствующие виды деятельности.

Далее Д.Б. Эльконин вводит деление психики на 2 сферы — мотивационно-потребностную сферу и сферу операционально-технических возможностей. Тем самым реализуется тезис о противоречии между потребностями ребенка и его возможностями как движущей силе развития.

Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка на каждом этапе сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла), а затем — операционально-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности.

По мнению Д.Б. Эльконина, человеческое действие двулико: оно содержит собственно человеческий смысл и операциональную сторону. Строго говоря, в человеческом мире не существует мира физических предметов, там безраздельно господствует мир общественных предметов, удовлетворяющих определенным общественно выработанным способом общественно сформированные потребности человека. Даже предметы природы выступают для человека как включенные в определенную общественную жизнь, как предметы труда, как очеловеченная, общественная природа. Человек — носитель этих общественных способов употребления предметов. Отсюда способности человека — это уровень владения общественными способами употребления общественных предметов. Таким образом, всякий предмет содержит в себе общественный предмет. В человеческом действии всегда нужно видеть две стороны: с одной стороны, оно ориентировано на общество, с другой, — на способ исполнения. Эта микроструктура человеческого действия, согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, отражается и в макроструктуре периодов психического развития.

Читайте также:  Когда нужно заниматься развитием ребенка

2 стр., 692 слов

Основные виды деятельности. 1. Игровая деятельность не создает общественно значимых результатов, но много значит для формирования человека как субъекта дея

1. Игровая деятельность не создает общественно значимых результатов, но много значит для формирования человека как субъекта деятельности. В ролевых играх дети, подражая взрослым, осваивают формы … временем станет. 45. Общениекак форма межличностного взаимодействия и актуальность проблемы развития коммуникативных навыков общения для подготовки будущего педагога. · Общение является многогранным …

Д.Б. Эльконин предлагает по-иному посмотреть на взаимоотношения ребенка и общества. Гораздо правильнее, считает он, говорить о системе «ребенок в обществе», а не «ребенок и общество», чтобы не противопоставлять его социуму. Если рассматривать формирование личности ребенка в системе «ребенок в обществе», то радикально меняется характер взаимосвязи да и само содержание систем «ребенок—вещь» и «ребенок—отдельный взрослый», выделенных в европейской психологии как две сферы детского бытия. Д.Б. Эльконин показывает, что система «ребенок—вещь» по сути есть система «ребенок—общественный предмет», так как на первый план для ребенка выступают в предмете общественно выработанные действия с ним, а не физические и пространственные свойства его как объекта; последние служат лишь ориентирами для действий с ним. При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества.

3 стр., 1002 слов

Лекция № 1 Дефектология как область психологической науки. Понятия «аномальный ребенок», структура аномального развития.

… речи разных категорий детей. Разрабатывались психолого-педагогические основы дифференцированного специального … Разворачиваются исследования детей дошкольного возраста. В ходе этих исследований, проведенных в советский период, изучались особенности в развитии познавательной деятельности и словесной …

Система «ребенок—взрослый» превращается, по Д.Б. Эльконину, в систему «ребенок—общественный взрослый». Это происходит потому, что для ребенка взрослый — носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности. Взрослый осуществляет в деятельности определенные задачи, вступает при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняется определенным нормам. Эти задачи, мотивы и нормы отношений, существующие в деятельности взрослых, дети усваивают через воспроизведение или моделирование их в собственной деятельности (например, в ролевой игре у дошкольников), конечно, с помощью взрослых. В процессе усвоения этих норм ребенок сталкивается с необходимостью овладения все более сложными, новыми предметными действиями.

Д.Б. Эльконин показывает, что деятельность ребенка в системах «ребенок—общественный предмет» и «ребенок—общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором и формируется личность ребенка. Другое дело, пишет он, что «этот единый по своей природе процесс жизни ребенка в обществе в ходе исторического развития раздваивается, расщепляется на две стороны».

Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

3 стр., 1072 слов

Дипломная работа: ПОХОД ВЫХОДНОГО ДНЯ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ФИЗКУЛЬТ

… : 1. Провести исследование похода в рамках организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей школьного возраста в психолого-педагогической литературе. 2. Проанализировать возможности … положительно влияет на функциональное состояние и физическое развитие школьников. Объект исследования: выступает физкультурно-оздоровительная деятельность, предметом – поход выходного дня. Методы …

Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи) в стадии онтогенеза психики:

1) период (эпоху) раннего детства Д. Б. Эльконин делит на две стадии — младенчество (с освоением мотивационно-потребностной сферы), открывающееся кризисом новорождённости, и ранний возраст (с освоением операционально-технической сферы) с кризисом 1-го года жизни;

2) период детства он делит на дошкольный возраст, открывающийся кризисом 3 лет, и младший школьный с его кризисом 7 лет;

3) период отрочества делится на подростковый возраст с кризисом 11−12 лет и раннюю юность с кризисом 15 лет.

Развивая идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

1) социальная ситуация развития: это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит;

2) основной (ведущий) тип деятельности ребенка в этот период. Так, дошкольному возрасту присуща прежде всего игровая деятельность, в процессе осуществления которой у ребенка развиваются произвольность действий, их регуляция этическими нормами; для младшего школьного возраста характерна учебная деятельность, способствующая развитию у ребенка словесно-логического и рассуждающего мышления и т. д. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий;

3) основные новообразования возраста: важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут ее к «взрыву» — кризису;

4) кризисы — переломные точки на кривой детского развития отделяющие один возраст от другого. Можно сказать вслед за Л.С. Выготским: «Если бы кризисы не были открыты эмпирически, их нужно было бы выдумать теоретически». Раскрыть психологическую сущность кризиса значит понять внутреннюю динамику развития в этот период.

Гипотеза Д.Б. Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии, по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет — кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет — кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник