Психическое развитие и обучение аномального ребенка

Психическое развитие и обучение аномального ребенка thumbnail

1.Предмет
и задачи психологии аномального
развития. 

Предмет:
закономерности психического развития
и особенности психической деятельности
детей и взрослых с психическими и
физическими недостатками.
Что
важно
:
психология аномального развития имеет
дело с устойчивыми аномальными
состояниями, вызванными нетекущим
болезненным процессом, а отдаленными
последствиями каких-то органических
повреждений или нарушений формирования
психических функций в результате крайне
неблагоприятных социальных условий.

Задачи:

  • изучение
    закономерностей и особенностей
    психического развития детей и взрослых
    с различными психическими и физическими
    недостатками в разных условиях, и прежде
    всего, в условиях коррекционного
    обучения;

  • создание
    методов и средств психологической
    диагностики нарушений развития;

  • разработка
    средств психологической коррекции
    недостатков развития;

  • психологическое
    обоснование содержания и методов
    обучения и воспитания в системе
    специальных образовательных учреждений;

  • психологическая
    оценка эффективности содержания и
    методов обучения детей с недостатками
    развития в разных условиях;

  • психологическое
    изучение социальной адаптации лиц с
    недостатками;

  • психологическая
    коррекция дезадаптации.

2.
Изучение закономерностей аномалий
развития психики сосредоточено в сфере
детской патопсихологии, дефектологии
(специальной психологии и специальной
педагогики) и детской психиатрии

3.

Аномальные
дети

дети,
имеющие значительные отклонения от
нормального физического или психического
развития. Лежащие в основе этих отклонений
аномалии, или дефекты (от лат. с1е}ес!из
— недостаток, поэтому иногда применяется
термин «дефективные дети»), могут быть
врожденными и приобретенными. Причины
возникновения врожденных аномалий
очень разнообразны. В ряде случаев
важную роль играют генетические
(наследственные) факторы; однако выявление
или невыявление наследственных влияний
нередко определяетсяфакторами внешней
среды. Врожденные аномалии могут
возникнуть от непосредственных
воздействий на развивающийся плод
химических, механических, температурных
влияний (интоксикация, травма, охлаждение),
нарушения питания плода и т. д.

Внутриутробная
инфекция плода, напр., врожденный
токсоплазмоз приводит иногда к тяжелым
нарушениям эмбрионального развития—
микроцефалии и гидроцефалии, врожденной
слепоте и т. п.

Приобретенные
аномалии в основном являются последствиями
перенесенных в раннем детском возрасте
инфекционных болезней (эпидемического
цереброспинального менингита,
полиомиелита, кори, скарлатины, гриппа
и др.). Сравнительно меньшую роль в
возникновении приобретенных аномалий
играют травмы, интоксикации и др. причины.

«Психический
дизонтогенез» —
 нарушение
психического развития в детском и
подростковом возрасте, в результате
расстройства и созревания функций и
структур головного мозга. Причины:
экзогенные (экология, вода, питание);
патогенные (соц.родовые факторы
негативного воздействия); сочетание
биолог.и патогенных.

2
типа псих.дизонтогенеза:
 ретардация
 запаздыване
или приостановка психического развития
(ЗПР). Асинхрония – опережение в развитии
одних функций и отставание других
(дисгармония, искажение).

4.
Дизонтогенез — это нарушение развития
организма на каком-либо этапе онтогенеза. 

)
недоразвитие,
2)
задержанное развитие,
3)
поврежденное развитие,
4)
дефицитарное развитие,
5)
искаженное развитие,
6)
дисгармоническое развитие.

66. Представления об «аномальном ребенке»

К
аномальным относятся дети, у которых
физические или психические отклонения
приводят к нарушению нормального хода
общего развития. Различные аномалии
по-разному отражаются на формировании
социальных связей детей, на их
познавательных возможностях. В зависимости
от характера нарушения одни дефекты
могут полностью преодолеваться в
процессе развития ребенка, другие
подлежат лишь коррекции или компенсации.
Развитие аномального ребенка, подчиняясь
в целом общим закономерностям психического
развития детей, имеет целый ряд собственных
закономерностей.

Источником
приспособления аномальных детей являются
сохранные функции. Функции нарушенного
анализатора, например, заменяются
интенсивным использованием сохранных.

К
основным категориям аномальных детей
в дефектологии относятся следующие:

1)
дети с выраженными и стойкими нарушениями
слуховой функции (глухие, слабослышащие,
позднооглохшие);

2)
дети с глубокими нарушениями зрения
(слепые, слабовидящие);

3)
дети с нарушениями интеллектуального
развития на основе органического
поражения центральной нервной системы
(умственно отсталые);

4)
дети с тяжелыми речевыми нарушениями
(логопаты);

5)
дети с комплексными нарушениями
психофизического развития (слепоглухонемые,
слепые умственно отсталые, глухие
умственно отсталые);

6)
дети с нарушениями опорно-двигательного
аппарата;

7)
дети с выраженными психопатическими
формами поведения.

67. Науки, занимающиеся аномальным развитием

Изучение
закономерностей аномалий развития
психики сосредоточено в сфере детской
патопсихологии, дефектологии (специальной
психологии и специальной педагогики)
и детской психиатрии. Дефектология как
область знания сложилась в результате
развития и интеграции отдельных ее
отраслей: сурдопедагогики (воспитание
и обучение детей с недостатками слуха);
тифлопедагогики (воспитание и обучение
детей с дефектами зрения); олигофренопедагогики
(воспитание и обучение умственно отсталых
детей); логопедии (изучение и коррекция
недостатков речи), а также выявления
общих закономерностей развития, обучения
и воспитания аномальных детей. Адекватным
в этих условиях является комплексный
подход к изучению аномальных детей
различными специалистами (педагогами,
врачами, дефектологами, психологами,
физиологами).

Развитие
дефектологии тесно связано с детской
неврологией, сформировавшейся, в свою
очередь, на стыке невропатологии и
педиатрии, благодаря которой оказалось
возможным изучение онтогенеза нервной
системы ребенка, соответствия развития
нервно-психических функций возрасту,
выявление причин задержек и искажений
развития, а также исследование изменений
нервной системы при различных
патологических состояниях, ее роли в
этиопатогенезе заболеваний детского
возраста.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 110 петрозаводск

Большое
значение для развития дефектологии
имеют достижения психологии, в частности,
таких ее отраслей, как нейропсихология
и детская патопсихология. Нейропсихологический
анализ позволяет на основе клинических
и экспериментально-психологических
данных очертить круг поражений психических
процессов, возникающих при локальных
поражениях мозга. Патопсихологические
исследования раскрывают закономерности
распада психической деятельности и
свойств целостной личности в ситуации
болезни, основанные на сравнительном
анализе формирования и протекания
психических процессов, состояний и
свойств личности в норме.

По
мере возникновения детской психиатрии
в патогенезе и клинической картине
болезни все большее значение стало
придаваться роли возраста, а также
симптоматологии, формирующейся под
влиянием аномального развития в условиях
болезни, — явлений дизонтогенеза. Если
объектом дефектологических исследований
является дизонтогенез, обусловленный,
как правило, уже завершенным болезненным
процессом, то детская психиатрия накопила
ряд данных о формировании аномалий
развития в процессе текущего заболевания,
динамике дизонтогенетических форм
психической конституции и аномальном
развитии личности в результате
деформирующего влияния отрицательных
условий воспитания (различные варианты
патохарактерологического формирования
личности). Смягчение остроты
психопатологических симптомов в связи
с развитием фармакологии увеличило
процентное соотношение детей, способных
к обучению. Параллельно расширению
психофармакологической помощи больным
детям все более актуальной и перспективной
становится проблема психолого-педагогической
реабилитации и коррекции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Психическое развитие и обучение аномального ребенка

Отечественный и мировой опыт свидетельствует, что количество маленьких пациентов с разнообразными отклонениями развития неуклонно возрастает. Общество в целом и отдельные семьи дестабилизируются, в ряде случаев отсутствуют нормальные экономические, гигиенические и экологических условия для матерей и детей разных возрастов. Неблагоприятные факторы приводят к различным отклонениями в развитии и заболеваниям.

Понятие «аномальный ребенок»

К аномальным относятся дети, психические отклонения которых приводят к нарушению нормального развития. Отклонения могут быть физическими или психическими. Дефект нарушает развитие только при определенных условиях. Несмотря на то что воспитание, обучение, введение в профессиональную деятельность и нормальную социальную жизни аномальных детей является сложной педагогической задачей, развитие действительно серьезно нарушается далеко не во всех случаях.

Психическое развитие и обучение аномального ребенка

Понятие предполагает наличие отклонений в развитии, вызванных, как правило, влиянием болезни и обуславливающих необходимость создания специальных условий обучения и воспитания. В процессе одни дефекты могут полностью корректироваться, другие подлежат только частичной реабилитации. Имеются в развитии аномальных детей общие закономерности, характерные для всех детей, так и ряд особенных закономерностей.

Группу аномальных составляют сложные и разнохарактерные пациенты. Аномалии по-разному отражаются на социальном развитии, познавательных способностях и возможностях в обучении. Сложность и характер нарушений определяют специалисты во время психолого-педагогической работы.

Важно учитывать, что не каждый ребенок с дефектом является аномальным. К этой группе относят только тех детей, нарушения состояния здоровья которых приводят к целому ряду отклонений. В этом заключается важное отличие от дефекта у взрослого и ребенка.

Это значит, что, например, ребенок, потерявший слух на одно ухо или лишившийся одного глаза, чаще всего не имеет отклонений в развитии, поэтому и не является аномальным. К категории аномальных можно отнести пациентов, у которых нарушен нормальный процесс развития в связи с дефектом. То есть речь идет не об отдельном дефекте, а об общем психическом развитии аномальных детей.

Психическое развитие и обучение аномального ребенка

Первичные и вторичные дефекты

Сложность воспитания аномальных детей заключается в наличии начального дефекта, вызванного каким-либо фактором, и дополнительных (вторичных) нарушений. Вторичные нарушения возникают под влиянием первичного дефекта в процессе дальнейшего развития. Это общая закономерность развития аномальных детей.

Так, интеллектуальная недостаточность, которая возникла в результате органического поражение мозга, обычно становится причиной нарушения высших процессов, определяющих развитие и взаимодействие в социуме. Вторичное недоразвитие проявляется в примитивизмепростейших психологических реакций, негативизме, завышенной самооценке, недостаточной сформированности волевых качеств.

Не только первичные отклонения влияют на вторичные симптомы. В определенных случаях вторичные отклонения оказывают влияние на первичный фактор. Например, при взаимодействии неполноценного слуха и возникших на фоне этого негативных речевых последствий возможна следующая ситуация. Ребенок не использует остаточные функции слуха, если не развивает речь. Только при условии преодоления вторичного дефекта (то есть комплексной коррекции и становления устной речи) оптимально используются возможности оставшегося слуха.

Психическое развитие и обучение аномального ребенка

Важной закономерностью аномального развития детей является следующее соотношение начального дефекта и нарушений, возникших в дальнейшем: чем дальше стоит симптом от первопричины, тем более он поддается коррекции. Получается, что недоразвитие высших мыслительных функций оказывается более поддающимся воздействию, чем недоразвитие элементарных процессов.

Читайте также:  Рекомендации для учителя развитие творческих способностей у ребенка

Причины, приводящие к аномалиям

В основе аномального развития лежат органические или функциональные нарушения нервной системы, периферические нарушения определенного анализатора. Причины разделяются на врожденные и приобретенные. Первичными дефектами являются нарушения зрительного или слухового восприятия, возникшие в результате повреждения зрительного или слухового аппарата ребенка соответственно, нарушения простейших интеллектуальных операций в результате поражения ЦНС и так далее.

Нарушения могут быть вызваны различными факторами. Неблагоприятное воздействие возможно в период внутриутробного развития (пренатальные нарушения), родовой деятельности (натальные), после рождения (постнатальные). Сочетание внутриутробной патологии и нарушения в родах называется перинатальным повреждением.

Вызвать отклонения могут различные факторы, влияющие во внутриутробный период: отягощенная наследственность, отклонения генетического кода, хронические заболевания родителей или острые состояние матери во время беременности, злоупотребление родителей наркотическими веществами, алкоголем и курением, физические травмы и психические нарушения у женщины во время беременности, конфликт по резус-фактору, неблагоприятная экологическая обстановка, профессиональный вред.

Психическое развитие и обучение аномального ребенка

Наследственная отягощенность проявляется через структуры половых клеток родителей. Хромосомы передают информацию о признаках аномалий развития, что приводит к умственной отсталости, нарушениям речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата у ребенка и так далее. Согласно медицинской статистике, на тысячу новорожденных приходится пять-семь детей с хромосомными аномалиями.

Другую группу причин составляют патологии родовой деятельности: стремительные роды, слабая родовая деятельность, длительные роды со стимуляцией, обвитие ребенка пуповиной при условии развития асфиксии, несвоевременное родовспоможение, природовые травмы. Прижизненные факторы нарушения: инфекционные болезни с осложнениями на головной мозг, травмы черепа, контузии, сотрясения мозга, опухоли, нейроинфекции и так далее. В некоторых случаях отмечается влияние нескольких патологических факторов — полиэтиология.

Категории детей с аномалиями

Дефектология классифицирует аномальное развитие ребенка:

  • Дети с тяжелыми речевыми отклонениям.
  • Дети с выраженными нарушениями слуховой функции (слабослышащие, позднооглохшие, глухие).
  • Дети с нарушениями развития на основе поражения ЦНС (умственно отсталые).
  • Дети с глубокими нарушениями зрения (слабовидящие, слепые).
  • Дети с комплексными нарушениями развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые).
  • Дети с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата.
  • Дети с психопатическим поведением.
  • Некоторые исследователи выделяют и другие группы аномалий: дети с сенсорной неполноценностью (сюда относятся нарушения функций опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, слуха, сенсомоторики), с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями, с психопатоподобными формами поведения, с задержкой психического развития, умственно отсталые (ибецилы, идиоты, олигофрены в степени дебильности), дети с начальными проявлениями психических заболеваний (эпилепсия, истерия, шизофрения) или с искажениями развития.

    Психическое развитие и обучение аномального ребенка

    Раннее поражение слухового аппарата

    Вторичное нарушение является результатом аномального развития. Так, например, ребенок может потерять слух в раннем возрасте вследствие перенесенного менингита. При воспалении оболочек мозга в процесс, как правило, вовлекаются черепномозговые нервы. Если воспаление поражает слуховой нерв, у ребенка нарушает слух. В сложных случаях можно наблюдать отсутствие слуха. Глухота нарушает нормальный процесс развития маленького пациента.

    Слуховой анализатор имеет исключительно значение в развитии речи. Это ближайшая функция, которая зависит от слухового анализатора. При ранней глухоте не развивает речь. Немота в этом случае является вторичным дефектом, возникшим в результат нарушенного развития. Овладение речью является возможным только при условии специального обучения. Произношение нередко оказывает недостаточным, словарный запас накапливается медленно, лексические значения усваиваются неточно.

    Поражение зрительного анализатора

    Ранее поражение зрения тоже приводит к ряду отклонений, возникающих в процессе развития. У слепого ребенка другие (отличные от нормальных) представления о мире, пути и формы психологической деятельности. Самым известным вторичным проявлением аномального развития является недостаточность ориентирования в пространстве. Еще более характерно наличие ограниченного круга предметных представлений.

    Психическое развитие и обучение аномального ребенка

    Вторичным проявлением у детей, рано потерявших зрение, является изменение моторики, а особенно манеры походки. Это связано с необходимостью ориентирования в пространстве с помощью кинестетической чувствительности и осязания. Для слепых также характерна слабая выразительность мимики лица. Все это является для аномальных детей закономерностями в развитии.

    Интеллектуальные дефекты

    Наибольшее количество вторичных дефектов развивается при умственной отсталости, вызванной органическим повреждением мозга. Для этой категории аномальных детей характерны недоразвитие памяти, и мышления, возникающие по мере роста и с попытками социального взаимодействия со сверстниками.

    Чаще всего среди различных типов отсталости встречается олигофрения или общее психическое недоразвитие. Олигофрения составляет группу разнообразных патологических состояний, общим признаком которых является приобретенный в раннем детстве или врожденный дефект азвития психики с интеллектуальной недостаточностью. При таких аномалиях нарушается не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера, процесс формирования характера.

    Глубина умственной отсталости

    Аномальное развитие ребенка с умственной отсталостью специалисты разделяют на три степени по глубине дефекта. Самой глубокой является идиотия. При этом практически отсутствует речь, пациент не узнает окружающих, лицо не выражает никаких эмоций, а внимание практически невозможно привлечь. Наблюдается снижение чувствительности.

    Читайте также:  Концепция целостного развития ребенка это

    Имбицильность легче по глубине отсталости, чем идиотия. Такие дети обладают некоторыми возможностями к обучению, со значительным трудом и при условии специального обучения, но овладевают речью, усваивают отдельные трудовые навыки и навыки самообслуживания, речевой запас очень бедный.

    Самая легкая степень отсталости — дебильность. Сниженный интеллект в сочетании с отставанием психики в целом не позволяют детям с дебильностью овладеть общеобразовательной программой обычной школы. Нередко наблюдаются дефекты речи вроде аграмматизма, шепелявости, сигматизма.

    Нарушения развития у детей

    Отдельно выделяют задержанное психическое развитие. Задержка развития предполагает наличие синдромов временного отставания психики в общем или отдельных ее частей, замедленный темп реализации свойств организма, закодированных в генотипе. У аномального ребенка задержка может иметь конституациональное происхождение, соматогенное, психогенное или церебрально-органическое.

    Искаженное психическое развитие представлено по большей части синдромом детского аутизма, который от всех остальных аномалий отличается наибольшей выраженностью как психологической структуры нарушений, так и клинической дисгармоничности. Аутизм проявляется в погруженности во внутренний мир, отсутствии или значительном сокращении контактов с родными и сверстниками.

    Дисгармоничное развитие аномальных детей закономерности имеет следующие: нарушенное развитие, которое характеризуется дисгармонией в волевой и эмоциональной сферах, аномалии характера. Основными признаками психопатии являются неуправляемость личности, патологическое изменение характера, агрессивность, конфликтность, немотивированная жестокость, отказ от помощи и лечения. В период ярких проявлений это может представлять опасность как для самого ребенка, так и для окружающих.

    Психическое развитие и обучение аномального ребенка

    Классификации психопатий

    Общепринятой в настоящее время считается следующая систематика психопатий: эпилептоидная, истероидная, шизоидная, психастеническая, циклоидная психопатии. Ребенок с шизиодной психопатией похож на аутиста, эмоциональная сфера характеризуется отсутствием гармонии между чувствительностью и ранимостью в отношении собственного внутреннего мира, холодностью и безразличием в отношении переживаний окружающих.

    При циклоидной психопатии имеет склонность к перепадам настроения. В раннем возрасте такое отклонение диагностируется редко. Эпилептоиодная психопатия имеет много общих черт с эпилепсией, но отличается отсутствием судорог и слабоумия. Речь идет о стойких особенностях в виде напряженности влечений и эмоций, немотивированных колебаниях настроения.

    Психастеническая психопатия характеризуется наличием у аномального ребенка страхов и тревожных опасений, возникающих по любому поводу. Другие симптомы: боязнь всего нового, незнакомого, чрезвычайная нерешительность, затрудненная адаптация. Истероидная психопатия отличается эгоцентризмом, то есть стремлением ребенка обращать на себя внимание и всегда быть в центре событий.

    Психопатии, как правило, связаны с поражением нервной системы в раннем возрасте или при внутриутробном развитии. Влияют неблагоприятные внешние факторы: алкоголизм или наркомания родителей, длительные конфликтные ситуации, агрессивность и насилие в семье, ссоры. Воздействие психотравмирующих факторов может привести к необратимой перестройке личности в целом.

    Обучение и воспитание

    На конечный результат развития познавательной деятельности аномального ребенка влияет характер нарушения умственного и физического развития. Образовательный уровень может резко различаться. Одни дети овладевают только элементарными знаниями и навыками самообслуживания, другие имеют большие возможности.

    Психология аномального развития детей в настоящее время изучается многими специалистами (врачами, дефектологами, психологами, педагогами). Этому способствует развитие медицины и психологии. Сегодня существуют специальные учреждения для умственно отсталых детей и детей с дефектами слуха, речи, зрения, где специалисты стремятся гармонизировать аномальное и нормальное развитие ребенка.

    Психическое развитие и обучение аномального ребенка

    Организация специальных образовательных и воспитательных учреждений изначально развивалась от благотворительных заведений и частных фондов. Сегодня процесс уже пришел к государственной системе воспитания и обучения аномальных детей. В обычных школах даже открыты смешанные классы, где дети с незначительными отклонениями могут обучаться совместно с ребятами без каких-либо отклонение.

    Педагогические принципы

    При работе с пациентами важен поиск оптимальных коррекционно-воспитательных средств и возможностей компенсации дефекта. Но стоит учитывать, что педагогическое воздействие на развитие аномального ребенка тем успешнее, чем меньше биологическое нарушение.

    Дефект должен быть обнаружен на ранних этапах развития. Сразу же организуется оптимальная для конкретного случая воспитательная работа и коррекция. Слепого ребенка нужно научить самостоятельному передвижению, самообслуживанию, для глухих детей важно ранее обучение речи, что позволяет нормально развиваться психологическим функциям.

    Психическое развитие и обучение аномального ребенка

    Для умственно отсталого ребенка основными условиями, обеспечивающими более или менее нормальное дальнейшее развитие, будут посильные задания и разумные требования, стимулирующие трудовую деятельность, познавательные интересы, развивающие самостоятельность, формирующие характер, эмоционально-волевую сферу и психические процессы. Основной задачей обучения является последовательное и постепенное расширение зоны ближайшего развития и зоны актуального развития.

    Источник: fb.ru

    Источник