Психическая депривация и последствия для развития ребенка

ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Содержание:

1. Работа с домашним заданием. Вопросы для самопроверки.

2. Новый материал «ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

3.Вопросы для самопроверки

4. Домашнее задание

1.        Работа с домашним заданием

Вспомните, пожалуйста, свое детство и выберите верные для Вас ответы.

Если Вы выбрали хотя бы один ответ «да», то Вы легко сможете понять переживания Ваших будущих приемных детей.  Если Вы выбрали ответ «нет», то найдите того, кто это пережил и поговорите с ним о его переживаниях.

2. Новый материал

ДЕПРИВАЦИЯ —

«психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где ребенку не предоставляется возможности для удовлетворения основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени».

Основные жизненные психические ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА —

ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ, ПРИНЯТИИ, САМОУВАЖЕНИИ, ТЕЛЕСНОЙ БЛИЗОСТИ, ОБЩЕНИИ, ПОДДЕРЖКЕ и т.д.

Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходит на четырех уровнях:

— уровне ТЕЛЕСНЫХ ОЩУЩЕНИЙ

— уровне ПОНИМАНИЯ МИРА, В КОТОРОМ ОН ЖИВЕТ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

— уровне установления БЛИЗКИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ К КОМУ-ЛИБО (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

— уровень, который позволяет  соблюдать нормы и правила общества (СОЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ).

По данным последних исследований, нарушения НА УРОВНЕ ТЕЛЕСНЫХ ОЩУЩЕНИЙ начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблениями алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие его после родов катастрофически снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью или замещающим ее лицом. Это вызывает у ребенка постоянное состояние ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКОМФОРТА, СПОСОБСТВУЕТ НАРУШЕНИЮ РИТМА СНА И БОДРСТВОВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕТ ЧРЕЗМЕРНО БЕСПОКОЙНОЕ, ПЛОХО УПРАВЛЯЕМОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Впоследствии, пытаясь успокоить себя, тонизировать свое состояние, он начинает раскачиваться всем те-лом, сопровождая РАСКАЧИВАНИЕ МОНОТОННЫМ ЗАВЫВАНИЕМ. Пытаясь снизить уровень своего психологического дискомфорта, нередко прибегает к онанизму. Он плохо чувствует границы своего тела, поэтому либо ЛЬНЕТ КО ВСЕМ, либо ПЫТАЕТСЯ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ КОНТАКТОВ. Не ощущая собственные границы, ребенок не чувствует и границ другого человека, чужого пространства, чужой собственности.

Такие дети страдают различного рода АЛЛЕРГИЯМИ, особенно связанными с высыпанием на коже. У них наблюдаются трудности формирования ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ (они, например, мало или в другом направлении ползают, потом «пишут как курица лапой»), НЕДОСТАТОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ И НЕУСИДЧИВОСТЬ. Формируется ПЕРВИЧНОЕ ОЩУЩЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ НЕУСПЕШНОСТИ И СКЛОННОСТЬ К ПЕРЕЖИВАНИЮ ПОСТОЯННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКОМФОРТА, ВНЕШНЕЙ ОПАСНОСТИ, НЕСТАБИЛЬНОСТИ, СТРАХА И ОБИДЫ.

Проблемы развития на телесном уровне негативно влияют и на ЕГО ПОНИМАНИЕ МИРА, В КОТОРОМ ОН ЖИВЕТ, А ЗНАЧИТ И НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Ребенок начинает ХОРОШО РАЗВИВАТЬСЯ, когда мир ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ЕМУ БЕЗОПАСНЫМ, КОГДА, УПОЛЗАЯ ИЛИ УБЕГАЯ ОТ МАТЕРИ, ОН МОЖЕТ ОБЕРНУТЬСЯ И УВИДЕТЬ ЕЕ УЛЫБАЮЩЕЕСЯ ЛИЦО. Поэтому ребенок, воспитывающийся в сиротском учреждении или в семье, где родителям не до него, меньше ползает, а значит, и менее активно, по сравнению с детьми из благополучных семей, осваивает окружающий мир, меньше совершает проб и ошибок, меньше получает развивающих стимулов от среды.      В РЕЗУЛЬТАТЕ ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ.

Он ПОЗДНО НАЧИНАЕТ ГОВОРИТЬ, ЧАСТО НЕПРАВИЛЬНО СТРОИТ ФРАЗЫ И ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ.

Самое главное, он склонен к выстраиванию «КАТАСТРОФИЧЕСКИХ» МОДЕЛЕЙ МИРА», где его ожидают сплошные неприятности, а он не в состоянии ничего предпринять, чтобы избежать или справиться с ними. Мир непонятен, неупорядочен, поэтому невозможно предвосхитить и регулировать происходящее извне. Кто-то другой, только не, он управляет его судьбой. В результате у ребенка формируется образ себя как беспомощного маленького неудачника, инициатива которого может иметь негативный результат для всех. В качестве базовых у него появляются такие убеждения, как «у меня все равно ничего не получится» и «меня нельзя любить». Поэтому он и не пытается справиться там, где смог бы.

Подобный образ себя постоянно находит подтверждение в той информации извне, которую ребенок отбирает из всего потока. Он чрезмерно внимателен к отрицательной информации о себе и зачастую не верит в положительную, игнорирует ее.

  •        «КАТАСТРОФИЧЕСКИХ» МОДЕЛЕЙ МИРА» приводит к следующим искаженным представлениям о себе и о мире.

Они выражаются в:

  • нарушениях веры в себя:

           —  представлениях о собственной непривлекательности

           — представлениях о собственной «опасности».

  •        нарушениях веры в других:

           — люди, которые любят меня, издеваются надо мной

           — другие люди опасны.

  •        нарушениях доверия к миру:

           — публичные места, такие как школы, больницы, социальные службы,

           — опасны, там меня могут обидеть или отвергнуть

           — преступность — нормальное явление.

Депривированный ребенок воспринимает окружающий мир как враждебный, а других людей, — как способных причинить ему боль.

Психическая депривация приводит к развитию у ребенка ощущения собственной беспомощности, безнадежности и потере чувства собственного достоинства и значимо-сти.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. НА ЭМОЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ребенок испытывает различные расстройства привязанности. Пережив раннее отделение от матери, независимо от того, помнит он об этом или нет, ребенок ТРУДНЕЕ ВСТУПАЕТ С ДРУГИМ В БЛИЗКИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Он БОИТСЯ ДОВЕРЯТЬ, БОИТСЯ БОЛИ УТРАТЫ, ПЫТАЕТСЯ ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ НЕЕ, ЗАКРЫВАЯСЬ ОТ МИРА. Нередко он просто

ПЛОХО ПОНИМАЕТ ЗНАЧЕНИЕ МИМИКИ ОКРУЖАЮЩИХ И ИНТЕРПРЕТИРУЕТ ЕЕ КАК ВРАЖДЕБНУЮ.

ОСОБЕННО НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, ЧТО СТРОГИЙ ВЗГЛЯД, КОТОРЫМ ОБЫЧНО ПОЛЬЗУЮТСЯ РОДИТЕЛИ ДЛЯ ВЛИЯНИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА, НЕ ОКАЗЫВАЕТ НА ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА НУЖНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРОВОЦИРУЕТ НА АГРЕССИЮ.

Поэтому в его поведении наблюдаются различные агрессивные проявления. К ним ОТНОСИТСЯ И СТРЕМЛЕНИЕ НИ В ЧЕМ НИКОГДА НЕ ПРИЗНАВАТЬСЯ, ДАЖЕ В ОЧЕВИДНОМ.

Ребенок склонен винить себя в превратностях своей судьбы, считать, что именно его «плохие» качества привели к тому, что родители не смогли его воспитывать, или к тому, что с ними что-то случилось.  В результате он может обижать других или действовать вызывающе, тем самым ПРОВОЦИРУЯ НАКАЗАНИЯ ИЛИ ОТВЕТНУЮ АГРЕССИЮ!!!

Особенно часто это начинает проявляться, когда ребенок пытается сформировать привязанность к принимающей семье. Он начинает испытывать чувство вины за предательство «своих», МОЖЕТ провоцировать приемных родителей на наказание, поддерживая этим фантазию о собственных идеальных родителях. Желая вернуть себе потерянную любовь, ребенок пытается взять себе что-то ценное для другого. По нашим наблюдениям, если ребенок строит удовлетворяющие его отношения в принимающей семье, то он может пройти через ситуацию воровства в семье, если отношения отличаются холодностью, он активно начинает воровать у других взрослых, например, у учительницы. При этом ребенок способен сформировать вторичную привязанность к членам замещающей семьи.

ДЛЯ ЭТОГО ЕМУ НУЖНЫ ВРЕМЯ И ТЕРПЕНИЕ СО СТОРОНЫ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ.

         СОЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (уровень соблюдения норм общества).

Социальный уровень является вершиной всей пирамиды развития ребенка. Ребенок из семьи, особенно благополучной, признает свою принадлежность своей семье, роду. Он четко знает кто он, чей сын (дочь). Он знает на кого похож и чье поведение повторяет. Ребенок из благополучной семьи на вопрос: «Ты кто?» отвечает: «Мальчик (девочка), сын (дочь) такого-то». Ребенок из детского дома на вопрос: «Ты кто?» отвечает: «Никто», «Детдомовец». Он НЕ ИМЕЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВЫСТРАИ-ВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, КОЛЛЕКТИВЕ, хотя вся его жизнь проходит в группе. Нередко воспитанник детского дома выполняет роли, которые не позволяют ему успешно социализироваться: «прилипала», «агрессор», «негативный лидер» и т. д. В группе детского дома дети живут по своим нормам и правилам. Например, прав тот, кто сильнее, обеспечить собственную безопасность нельзя (нормы и правила близкие к дедовщине). Найди сильного, выполняй все, что он прикажет, и тогда сможешь выжить. Все, кто не в группе — чужаки (враги), ни к кому не привязы-вайся, все равно бросят и т.д.. После выпуска из сиротского учреждения детям крайне сложно жить самостоятельно, иметь семью, воспитывать собственных детей, удерживаться на работе.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Выберите, пожалуйста, верные, на Ваш взгляд, ответы

1.Психическая депривация у ребенка формируется:

1        Когда не удовлетворяют физические потребности ребенка        

2        Когда не удовлетворяется его потребность в любви, принятии, са-моуважении, телесной близости, общении, поддержке и т.д.

Ключ:

Верный ответ — №2. Оценка — 5 баллов

2.Монотонное раскачивание, монотонные завывания, потребность «липнуть» ко всем без разбора является признаком нарушений на:

1        Эмоциональном уровне        

2        Телесном уровне        

3        Интеллектуальном уровне        

4        Социальном уровне        

Ключ:

Верный ответ — №2. Оценка — 5 баллов

3.»КАТАСТРОФИЧЕСКАЯ» МОДЕЛЬ МИРА» ВЫРАЖАЕТСЯ

1        В тревожном ожидании неприятностей        

2        В уверенности в завтрашнем дне        

3        В невозможности контролировать и управлять собственной жизнью

4        В понимании кто ты и чей ты        

5        В восприятии себя как беспомощного маленького неудачника        

6        В уверенности в себе и своих действиях        

Ключ:

Верные ответы: 1, 3, 5.

За каждый верный ответ — 5 баллов

Максимальное число баллов — 15.

4. ПЛОХОЕ ПОНИМАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ МИМИКИ ОКРУЖАЮЩИХ, СТРЕМЛЕНИЕ НИ В ЧЕМ НИКОГДА НЕ ПРИЗНАВАТЬСЯ, ДАЖЕ В ОЧЕВИДНОМ, ПРОВОЦИРОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ НА НАКАЗАНИЕ ИЛИ ОТВЕТНУЮ АГРЕССИЮ является признаком нарушений на:

1        Эмоциональном уровне        

2        Телесном уровне

3        Интеллектуальном уровне        

4        Социальном уровне        

Ключ: ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ — №1.

Оценка — 5 баллов

5.        Что может дать ребенку семья, принимающая его на воспитание (усыновление, под опеку)

1        Дать модель близких, поддерживающих отношений        

2        Дать представление ребенку кто он и чей он        

3        Доказать, что людям можно доверять

4        Повысить уровень развития ребенка        

5        Раскрыть ребенку его возможности        

6        Научить жить в обществе        

Все ответы верные:

За каждый ответ — 5 баллов.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Все мы, к сожалению, время от времени теряем близких и переживаем горе и утрату.

Чем раньше это происходит, тем тяжелее это отражается на развитии и дальнейшей жизни.

Заполните, пожалуйста, таблицу Ваших потерь.

ПЕРЕЧЕНЬ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ

Ранняя смерть отца_____________________________________

Ранняя смерть матери        _________________________

Смерть матери в течение последних двух лет_________________________

Смерть отца  в течение последних двух лет           ________________________________

Суицид матери           ________________________________

Суицид отца        ___________________________________

Алкоголизм одного из родителей_________________________

Алкоголизм обоих родителей_______________________

Пренебрежение основными нуждами в родительской семье______

Жестокое обращение        ___________________________

Сексуальное насилие_______________________________________

Пребывание в учреждении для детей-сирот

_________________________________________________

Эмиграция__________________________________________________

Пребывание в зоне боевых действий___________________________

Неудачное усыновление________________

Что-то еще, укажите что именно__________________________________

Источник

Раннее детство  – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья. Детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. СРЦН «Забота» попадают дети оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, оставшиеся без попечения родителей, сироты. Чаще всего это дети из неблагополучных слоев общества. В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, преступности и наркомании среди детей и подростков.

Дети группы социального риска постоянно находятся в стрессовом состоянии, испытывают на себе психическую, эмоциональную, коммуникативную депривацию. Длительное воздействие на ребенка травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений с взрослыми и сверстниками формирует у него внутреннюю напряженность, тревожность, агрессивность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности. Практически все воспитанники стационарного отделенияцентра  в той или иной степени имеют в свое анамнезе социальную и материнскую депривацию.

Понятие депривации на сегодняшний день широко используется медиками, психологами, педагогами, социологами. Этимологически данный термин восходит к латинскому слову deprivatio, означающее — потерю, лишение чего-либо. Термин депривация в самом широком смысле применяют для обозначения процессов лишения или ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Этот термин стал широко известен благодаря работам Дж. Боулби.

Понимание депривации имеет многоуровневое значение, исходя из психической депривации.:

— депривацию идентичности (социальную) — как ограниченную возможность для усвоения автономной социальной роли;

— депривацию материнскую — как состояние, обусловленного недостатком постоянного, тесного и стойкого отношения к одному лицу, к матери.

Проблема социальной депривации детей, попадающих в реабилитационный центр — проблема дезадаптивного поведения, является весьма актуальной, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту.

Большое число детей, имеет сенсорное недоразвитие, задержку в развитии и интеллектуальную недостаточность, что выражается в целом ряде специфических факторов, наиболее выраженных в особенностях эмоционально-личностной сферы.

В силу ряда специфических факторов (индивидуальных и межличностных) дети, составляют в целом группу риска по нарушенному поведению. Так, если 20 лет назад среди детей и подростков школьного возраста дети с отставанием в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии составляли 0,3-0,5%, то сейчас их 3-5%.

Проблемы психологического характера детей определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения с взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости воспитанника.

Помощь нашим воспитанникам строиться на индивидуально-личностной ориентированности коррекционных педагогических воздействий посредством психологических коррекционно-развивающих занятий на общее психическое и физическое развитие ребенка, имеющего проблемы в поведении.

На сегодняшний день тема социальной депривации недостаточно изучена в психолого-педагогической литературе. Распространенное ранее мнение о необратимости последствий депривации в раннем возрасте в настоящее время подвергается сомнению. Однако очевидно, что следствием социальной депривации практически всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта, нарушении поведения. Для ликвидации последствий социальной депривации и дезадаптивного поведения, прежде всего, необходимы устранение и компенсация вызвавших ее условий.

У детей раннего возраста, поступающих в центр чаще всего  отмечается изменение эмоциональных реакций, что выражается в нарастании чувства тревоги, агрессивности.

Указанные изменения являются последствиями социальной и материнской депривации, вызваны трудностями адаптационного периода при переходе от проживания в семье к проживанию в цетре, сложностью усвоения социальных норм, искаженными, нереальными представлениями о формах общения в связи с неблагоприятными условиями в семье, клиническими проявлениями задержки в развитии и сопутствующими соматическими заболеваниями.

Можно выделить ряд основных психологических  причин нарушения социально-эмоционального развития детей.

Во-первых, основная часть детей имеет неоспоримо негативную наследственность, в частности наследственную отягощенность алкоголизмом, а в последние годы и наркоманией, происходит постоянное увеличение количества детей, страдающих врожденной психической и неврологической патологией.

Во-вторых, патогенным фактором, который проявляется у более старших детей, является комплекс социальных, педагогических и психологических вредностей в бывших родительских семьях. Среди форм неправильного воспитания типичными для социального сиротства является безнадзорность. Большинство семей, наших воспитанников, характеризует вопиющее социальное неблагополучие: низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство родителей, аморальный образ жизни, скандалы и драки в семье, а также проживание с психически нездоровыми  родственниками.

Остро в таких семьях стоит проблема жестокого обращения с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие). Дети из этих семей лишены родительской любви (дети без любви), недоедают, не посещают организованные детские коллективы, подвергаются истязаниям, что приводит к уходу из дома. Отсюда — признаки сенсорной и социальной депривации, отставание в психическом развитии более чем в двух третях случаев, признаки мозговой дисфункции с неврологическими расстройствами, энурезом, нарушениями познавательной деятельности, расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью ко лжи, патологическому фантазированию, с выраженными невротическими реакциями.

Третьим  мощным дезадаптирующим факторов для ребенка является сам отрыв его от семьи, привычного образа жизни  и помещение в реабилитационный центр. Это обусловлено нарушением образа жизни ребенка – привычное отсутствие режима жизни, правил планирования времени, требований к обязательному посещению учебных заведений, выполнению домашних заданий, отрыв от компаний.

Следовательно, наиболее тяжелый след в психологической жизни ребенка оставляет «социальное» сиротство, тем более выражены деформации по всем направлениям психологического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития вследствие социальной депривации. Нередко процесс социализации ребенка по каким-либо объективным или субъективным причинам осложняется. Так, вхождение ребенка в общество может быть затруднено вследствие особенностей его физического или психического развития. Или усвоение социальных норм и ценностей ребенком искажается в результате негативного — стихийного влияния среды.  В результате ребенок «выпадает» из нормальных социальных отношений и поэтому нуждается в специальной помощи для успешной интеграции его в общество. Процесс социализации таких детей также происходит, прежде всего, через воспитание, посредством которого осуществляется целенаправленное влияние, управление этим процессом. При этом для каждой категории детей  специалистами разработаны свои методики и технологии воспитательного процесса, позволяющие активизировать позитивные факторы и нейтрализовать негативные. В работе с специалиста центра обязательно придерживается следующих принципов: 1) Создание атмосферы безопасности. 2) Единство, ясность и выполняемость требований. 3) Воспитание личным примером.) Доброжелательное отношение к детям.

        В целом усилия воспитателей и специалистов центра  направлены на социальную адаптацию ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов.

         Безусловно, что одним из важнейших принципов работы с данной категорией воспитанников является любовь и принятие ребенка, и вместе с тем выработку специалистами общих для всех четких и последовательных требований. Требования должны выражаться в доступной восприятию каждого ребенка форме и быть достаточно легко выполнимыми. Малейший успех должен быть замечен и оценен.

        Одним из механизмов формирования личности является идентификация себя со значимым взрослым, подражание ему. Дети из неблагополучных семей часто демонстрируют плохое понимание моральных норм и асоциальное поведение из-за того, что для них примером являются родители, страдающие от алкоголизма и социально дезадаптированные. Эффективным способом развития у ребенка социальных навыков является выбор идеала для подражания. Хорошо подобранный педагогический состав , открытый для общения с детьми, дающий им эмоциональную поддержку помогает переориентировать поведение детей в соответствии с ценностями взрослых.

Предоставление позитивных моделей для подражания – это еще один принцип коррекционной работы с детьми направленный на преодоление последствий влияния негативных факторов.

Источник