Проверка развития речи ребенка i

Проверка развития речи ребенка i thumbnail

Многие родители не относятся серьезно к нарушениям речи своих деток, упуская драгоценное время. Особенность речевых нарушений в детском возрасте – их обратимость, поскольку детский мозг очень пластичен. Его можно сравнить с кусочком свежей глины, а попробуйте что-нибудь слепить из засохшей глины.

Безусловно, провести полноценное обследование и поставить точный диагноз может только дипломированный логопед.

Предлагаю провести тестирование (обследование речи вашего ребенка) и выяснить, нуждается ли ваш ребенок в помощи специалиста-логопеда.

1. Обследование звукопроизношения.

Проверить правильность произношения звуков (сложных по артикуляции) можно при помощи картинок, начинающихся с основных согласных звуков (или просто попросите повторять за вами слова:

с

ова,

с

ено,

з

онт,

з

ебра,

ц

апля,

ш

апка,

ж

ук,

щ

ука,

ч

ай,

л

ук,

л

ев,

р

ак,

р

ека,

ю

ла,

я

блоко, попуга

й

. Предложите ребенку называть предметы, изображенные на картинках. Желательно, чтобы ребенок называл картинки самостоятельно.

Далее оцените результаты:

Если вы обнаружили дефекты в произношении каких либо звуков речи, обратите внимание, в каком варианте они проявляются.

Если полностью отсутствует звук (например, «ампа» вместо лампа, «ука» вместо рука), либо звук заменяется более простым для произношения («сюба» вместо шуба), такой дефект может являться «возрастным косноязычием» и исправиться самостоятельно (по мере созревания речевого аппарата), если ребенку еще не исполнилось 5 лет. Однако, если это наблюдается и после 5 лет, такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих своевременно овладеть правильным произношением. Это уже нарушение звукопроизношения, когда требуется специальная логопедическая помощь.

Если вы слышите искаженное произношение некоторых звуков («хлюпающее» с неприятным для слуха оттенком, либо у ребенка при произнесении звуков С, З, Ш, Ж просовывается язык между резцами, ребенок «шепелявит», либо «картавое» Р), это нельзя относить к «возрастному косноязычию». Необходимо обратиться как можно раньше к логопеду (с 4-4,5 лет), т.к. такое искаженное произнесение звуков не пройдет с возрастом, а будет только закрепляться. Причиной такого нарушения может быть недостаточная подвижность губ и языка либо дефекты в строении речевых органов.

Ребенок умеет правильно произносить звуки, но смешивает их (говорит то «ракета», то «лакета», то «шапка», то «сапка»), причиной тому может быть затруднение в слуховой дифференциации звуков речи. Ребенок как бы не улавливает разницы в звучании сходных звуков. Слова типа СУП-ЗУБ, МИСКА-МИШКА, САЙКА-ЗАЙКА воспринимаются таким ребенком как одинаковые. Такая форма нарушения речи особенно коварна, т.к. при поступлении в школу такие звуковые замены неизбежно и на письме и при чтении. При таком нарушении обязательно проведите обследование фонематического слуха (см. ниже). Итак, если в ходе проверки будет выяснено, что ребенок 3-х – 4-х лет, заменяющий, например, звук Ш на С, не может правильно показать, где на картинках МИШКА, а где МИСКА, то это патология и нужна помощь логопеда.

2. Обследование фонематического слуха.

Родителям очень важно выяснить, может ли их ребенок различать сходные звуки речи на слух. (В норме к 2-м годам ребенок дифференцирует на слух все звуки речи). Здесь не имеется ввиду физический слух, т.к. мы будем говорить о детях с нормальным слухом и интеллектом.

Затруднения в различении на слух звуков речи могут быть без труда выявлены самими родителями с помощью специальных картинок. При обследовании заинтересуйте ребенка в правильном выполнении заданий. Показывайте две картинки, их названия отличаются только звуками, которые заменяет в речи ребенок (например, РОЗА-РОЖА). Сначала объясните значение обоих слов: «Вот видишь, красная роза, а это нарисована рожа. Теперь я буду называть эти картинки, а ты будешь показывать, где рожа, а где роза». Соблюдайте условия называния картинок:

1) Картинки называйте одним словом («Где роза?», «Где рожа?»), чтобы не было слов-подсказок (например, «где красная роза?»).

2) Картинки называйте не в определенной последовательности, а в беспорядке. Одну и ту же картинку можно называть 2-3 раза подряд, тогда ребенок не сможет случайно угадать нужную картинку и в случае неразличения смешиваемых звуков, он начнет показывать картинки невпопад.

3) При назывании картинок прикрывайте рот листом бумаги и не смотрите на называемую картинку.

— Посмотри внимательно на картинки. Это миска, это коса (объяснить значение незнакомых слов). затем уже обследуем фонематический слух ребенка. Покажи, где миска? Где мишка?

— Покажи, где коза? А где коса?

— Покажи, где усы? Где уши?

Картинки к словам с оппозиционными звуками с — з, сь — зь.

Сначала беседуем по картинкам: «Это кассета, а это газета. А это что? Да, это зуб, а это суп в тарелке и т.д. Далее проверяем дифференцирует ли ребенок на слух сходные по звучанию звуки: «Покажи, где кассета? где газета? Где суп? Где зуб?

Картинки к словам с оппозиционными звуками ш—с:

Картинки к словам с оппозиционными звуками ш-ж:

Картинки к словам с оппозиционными звуками ж-з:

Далее оцените результат:

Если при выполнении заданий ребенок постоянно задумывается, направляет руку то в сторону одной картинки, то в сторону другой, значит, он испытывает затруднения в различении звуков на слух. В этом случае у ребенка необходимо развивать слуховую дифференциацию этих звуков. Помощь логопеда здесь понадобится, но и сами родители могут проводить специальные упражнения.

3. Обследование слоговой структуры слов.

Для обследования детей 3-х лет предлагается назвать картинки с предметами, в названии которых 2 открытых слога, затем 3 открытых слога, затем 1 закрытый слог (дым, мак, сок). Оценивая результат, отметьте количество верно воспроизведенных слов (допускаются 1-2 ошибки).

Для детей 4 – 5 лет предлагаются различные типы слов: от простых к более сложным (снег, кошка, капуста, мостик, помидоры, лекарство, сковорода, пуговица, аквариум, велосипед, милиционер, парикмахерская, экскаватор и т.п.). Можно чередовать разные виды работ: ребенок сам называет картинки; взрослый называет (медленно проговаривая слова), а ребенок повторяет за ним; взрослый задает ребенку вопросы (-Где подстригают волосы?).

Для детей старше 5 лет взрослый предлагает ребенку повторить за ним предложения. Даются предложения с большой концентрацией сложных слов: Волосы подстригают в парикмахерской. В аквариуме плавают разноцветные рыбки. Милиционер регулирует уличное движение. Водопроводчик чинит водопровод. Строители работают на строительстве высотного дома.

Далее оцените результат:

Нарушение слоговой структуры слов может быть незначительным, когда ребенок допускает очень мало ошибок.

Если ребенок допускает много ошибок (перестановка, замена, выпадение одного или нескольких звуков, слогов («весипед», «велосибист», «скоровода», «акравиум», «мицнанер» и т.д.)), то мы говорим о нарушении звуко-слоговой структуры слов. Это нарушение речи может быть выражено как в легкой степени, так и в более тяжелой. Но в любом случае требуется помощь логопеда. Работу по совершенствованию слоговой структуры слов проводят параллельно с работой по коррекции звукопроизношения. Эта работа должна вестись длительно, систематизировано.

4. Обследование словарного запаса.

Если ребенок мало и неразборчиво говорит, может оказаться, что у него общее недоразвитие речи (когда нарушено не только звукопроизношение, но и грамматический строй речи и связная речь). Детки с таким нарушением имеют словарный запас слов в пределах 2 тысяч слов, когда в норме к 5 годам словарь ребенка должен содержать не менее 5 тысяч слов. Родители, которым интересно узнать, правильно ли развивается их ребенок, мы предлагаем провести обследование его словарного запаса.

Читайте также:  Комаровский видео о развитии ребенка

1) Взрослый предлагает ребенку называть предметы с картинок (книга, стол, часы, пальто, кастрюля, нож, лопата, свеча, крокодил, прищепка, перо, колесо, сито, карандаш).

2) Взрослый показывает на какую либо часть тела и просит ребенка сказать, как это называется:
для детей 4-5 лет: голова, рука, пальцы, уши, шея, нос;
для детей 5-6 лет: пятка, кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено;
для детей 6-7 лет: пятка, кулак, голова, рука, пальцы, шея, уши, лоб, нос, колено, подбородок, плечо.

3) Взрослый просит ребенка назвать части у игрушки (машинки, самолетика):
для детей 4-5 лет: машина — колеса, двери, окна, руль; самолет – крылья, окна, двери;
для детей 5-6лет: машина — колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье; самолет – крылья, окна, двери, хвост;
для детей 6-7лет: машина — колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье, зеркала, багажник; самолет – крылья, окна, двери, хвост, кабина, колеса.

4) Предлагается назвать по картинкам детенышей животных.
Для детей 4-5 лет: котята, зайчата, козлята, щенки.
Для детей 5-6 лет: котята, зайчата, козлята, щенки, лисята, волчата, медвежата.
Для детей 6-7 лет: те же и жеребята, поросята, ягнята.

5) Предлагается ответить на вопрос по картинкам: — Что делает? (моет, причесывается, с 5 лет — шьет, стирает, подметает, трет, вешает белье, вяжет).

6) Подбор прилагательных (определений) к слову.

Предложите ребенку сказать: небо – какое?, снег – какой?, солнце – какое?, конфета – какая?

7) Назвать антонимы – игра «Скажи наоборот» (с 5 лет).

— Я скажу большой, а ты …(маленький), толстый — …, тяжелый -…, горячий -…, чистый -…, новый -…, молодой -…; с 6 лет – длинный -…, высокий-…, широкий-…

8) Побеседуйте с ребенком по вопросам (знание таких времен года, как осень и весна проверяем с 5 лет):

— Какое сейчас время года? А как ты догадалась(ся)? А что бывает в это время года? А какие времена года ты знаешь? Что идет после осени (зимы)?

9) Знание обобщающих понятий: игра «Назови одним словом» (обследуем с 4 лет – одежда, ягоды, посуда, животные; с 5 лет – овощи, фрукты, обувь, домашние и дикие животные; с 6 лет – те же и мебель, транспорт.

— Я буду называть слова, а ты подумай и скажи, как назвать их одним словом:

Платье, юбка, рубашка, брюки, куртка, носки — …одежда;
Земляника, малина, крыжовник, смородина, вишня — …ягоды;
Помидор, огурец, морковь, лук, свекла, репа — … овощи;
Яблоко, груша, банан, слива, лимон, апельсин — …фрукты;
Тарелка, чашка, чайник, кастрюля, вилка, ложка — …посуда;
Кошка, корова, собака, коза, лошадь, свинья — …домашние животные;
Лиса, заяц, медведь, белка, еж, лось – дикие животные;
Тапочки, сапоги, туфли, ботинки, валенки, галоши — …обувь;
Стул, стол, кровать, диван, кресло, шкаф — …мебель;
Грузовик, трамвай, поезд, самолет, автобус, корабль — …транспорт.

10) Знание названий профессий – игра «Назови профессии» (по картинке и словесному описанию).
Для детей 4-5 лет – врач, учитель, продавец, повар, водитель.
Для детей 5-6 лет — врач, учитель, продавец, повар, водитель (шофер), дворник, летчик.
Для детей 6-7 лет — врач, учитель, продавец, повар, водитель (шофер), дворник, летчик, актер, парикмахер.

11) Образование относительных прилагательных (обследуем с 5 лет) – игра «Скажи, какой?»: шарик из ваты — …ватный шарик, сумка из кожи -…кожаная сумка, матрешка из дерева -…деревянная, шуба из меха -…, стакан из стекла -…, кубик из пластмассы -…

12) Образование притяжательных прилагательных – игра «Скажи чей? (чья, чье, чьи)» (обследуем с 5 лет): дом бабушки – бабушкин дом, шапка папы -…, зубы волка -…, платок тети -…, будка собаки -…, уши зайца -…, дупло белки -…

5. Обследование грамматического строя речи.

Родители, попробуйте сами определить, нет ли у вашего ребенка лексико-грамматического недоразвития речи или общего недоразвития речи.

1) Необходимо проверить, правильно ли ребенок употребляет в своей речи предлоги, а также, умеет ли изменять форму слова в зависимости от падежа.

Взрослый сажает на стол какую-нибудь игрушку (например, щенка), коробку, начинает выполнять с игрушкой различные действия и обращается к ребенку: — Посмотри, где сидит щенок? (На столе.) Вот он прыгнул (спрятался, перепрыгнул, запрыгнул, спрыгнул, выпрыгнул, выглянул, подошел, отошел)…куда (откуда)? (Варианты ответов: на коробку, за коробку, под коробку, в коробку, с коробки, из коробки, из-за коробки, к коробке, от коробки).

Для детей 4-5 лет допускается неумение использовать предлог из-за, все остальные предлоги ребенок с нормальным речевым развитием должен использовать верно.

2) Умение образовывать множественное число существительных – игра «Один — много»: » Я буду говорить про один предмет, а ты про много: шарф -…шарфы, мяч -…, стул — …, (с 5 лет) дом -…»

3) Умение согласовывать прилагательные с существительными (обследуем с 5 лет).

Показываем ребенку изображения предметов (желательно черно-белые)и кружки разных цветов и говорим: — Если мы закрасим этот предмет такой краской (покажем красный кружок), что у нас получится? (красный шар, красные шары, красная машина и т.д.)

Картинки: шар, шары, машина, флажок, платье, звезда, пальто, брюки.

Можно провести игру «Мой, моя». Взрослый раскладывает перед ребенком предметы (например, чашку, карандаш, шарф, машинку, куклу, полотенце, зеркальце и т.п.) и говорит: «Возьми себе предмет и скажи «Моя кукла, мое зеркальце»» и т.д.

4) Умение согласовывать существительные с числительными – игра «Посчитай». Взрослый предлагает ребенку посчитать помидоры по образцу: один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров. Слова для обследования: помидор, ухо, стул, ручка.

При обследовании детей до 5 лет берем только числительные 1, 2.

Далее оцените результат:

если ребенок пропускает или заменяет предлоги (например, «а коробку» вместо «на коробку»), не умеет образовывать множественное число существительных, допускает ошибки в согласовании существительных с числительными, прилагательных с существительными, то вам необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду, чтобы пройти более подробное обследование, уточнить диагноз и составить план коррекционной работы. Аграмматизм является довольно стойким нарушением речи и требует длительной систематизированной работы. Дети с аграмматичной речью посещают логопедические группы в течение 2 лет и за это время чаще всего нарушение полностью исправляется.

6. Обследование связной речи.

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку и рассказать, что на ней нарисовано.

Детям 4-5 лет необходимо составить 2-3 простых предложения, детям 5-6 лет – 3-5 предложений (из них 1 сложное), детям 6-7 лет – 5-6 предложений (из них не менее 2-х сложных).

Рассмотрите серию сюжетных картинок (с 5 лет 2-3 картинки, с 6 лет 3-4 картинки), разложенных в правильной последовательности. Затем взрослый перемешивает картинки и предлагает ребенку разложить картинки правильно и рассказать, что было сначала, а что потом.

Читайте также:  Периоды развития плода и жизни ребенка

Далее оцените результат:

Если ребенок не может связно, логически последовательно описать увиденное на картинке, не может правильно разложить серию картинок, с ним очень важно проводить специальные занятия по развитию связной речи. На логопедических занятиях с такими детьми уточняется и расширяется словарный запас, формируются практические навыки словообразования и словоизменения, умения употреблять простые и сложные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур. В результате такой работы дети учатся передавать впечатления об увиденном, о каких-либо событиях, последовательно излагать содержание картин или серий картинок, составлять красивые рассказы – описания.

Удачи!!!

Источник

«Диагностика уровня речевого развития ребёнка»

Речь – сложная психическая функция, которая опосредует другие психические процессы, оказывает влияние на их формирование и развитие, регулирует поведение человека, формирует его личность. Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка. Поэтому в системе комплексного обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста в ПМПК одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребенка. Изучение уровня овладения детьми родным языком позволяет получить данные не только об их речевых способностях, но и о психическом развитии в целом.

Цель диагностики:

— Выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей.

— Определение уровня речевого развития ребёнка (соответствие или несоответствие возрастной норме).

— Определение маршрута индивидуального развития.

Задачи диагностики:

  1. Обнаружить наличие/отсутствие отклонений в речевом развитии ребенка.

  2. Определить характер дефекта с точки зрения первичности/вторичности речевого недоразвития, или в качестве компонента сложного (сочетанного) дефекта.

  3. Выявить структуру дефекта.

  4. Установить уровень развития речи и сформулировать логопедическое заключение.

  5. Спрогнозировать степень обучаемости ребенка в аспекте формирования полноценной речевой деятельности, выявить наличие рисков в освоении им программного материала, определить программу и организационную форму обучения.

Итак, цель и задачи ясны, далее вы подбираете методику и дидактический материал для обследования. Это очень важный момент от которого будет зависеть результат (ваше заключение). Характер и содержание дидактического материала будет зависеть:

      • От возраста ребенка (чем меньше ребенок по возрасту, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку).

      • От уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал).

      • От уровня психического развития ребенка.

      • От уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоен, НО НЕ ЗАУЧЕН! ребенком).

При обследовании уровня развития речи ребёнка очень важно принимать во внимание следующие показатели:

1) Эмоциональная реакция ребенка на само обследование. Возможна некоторая доля скованности, волнение, являющиеся нормальной реакцией ребенка на новую обстановку.

2) Адекватное восприятие и понимание методики и цели задания. Насколько внимательно выслушивает ребенок инструкцию, старается ли понять до конца, прежде чем приступить к выполнению задания.

3) Характер его деятельности при обследовании и выполнении задания.

ВНИМАНИЕ, ВАЖНО:

В процессе анализа результатов обследования обращаем внимание не на единичные ошибочные ответы, а на их совокупность, регулярность и устойчивость!

После проведённого обследования Вы интерпретируете полученные данные и заполняете логопедическое представление, которое считается обязательным отчетным документом учителя-логопеда. Это представление имеет определённую форму, с которой логопеды обязаны быть знакомы, т.е. специалисты заполняют это представление по установленной форме а не в произвольной.

Итак, логопедическое представление для ТПМПК имеет следующие разделы:

  1. паспортная часть;

  2. речевое окружение;
    3) анамнестические данные;

  1. общая характеристика общения;

  2. состояние общей и мелкой моторики;

  3. состояние просодической стороны речи;

  4. особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата;

  5. раздел, посвященный общей характеристике речи:

— звукопроизношение;

— фонематические процессы;

— состояние словаря;

— грамматический строй речи;

— связная речь;

— чтение;

— письмо;

9) логопедическое заключение;

При заполнении логопедического представления указываются: наличие или отсутствие дефекта, степень его выраженности, характер проявлений. И далее рассмотрим основные показатели диагностики.

Показатель «Просодическая сторона речи»

Оценивает:

  • интенсивность голоса (сильный, нормальный, слабый, иссякающий);

  • характер голосообразования и атака голоса (твердая, мягкая, придыхательная);

  • тональность звучания (низкий, нормальный, высокий, фальцет);

  • тембр (чистый, хриплый, дрожащий, глухой, назализованный);

  • продолжительность максимальной фонации.

Степени выраженности дефекта:

  • без особенностей – в процессе коммуникации не возникает никаких проблем. Голос звонкий, эмоционально окрашенный, нет временных ограничений.

  • легкая степень нарушения – незначительное изменение тембра голоса, заметное, как правило специалисту. Возможна повышенная утомляемость голоса, монотонность.

  • средняя степень нарушения – изменения тембра заметны окружающим, но незначительно препятствуют общению, голос слабый, измененный тембр, иссякающий, маломодулированный.

  • тяжелая степень выраженности нарушения – отсутствие звучного голоса или ярко выраженная назализация, препятствующая установлению коммуникативного взаимодействия.

Показатель «Темпо-ритмическая сторона речи»

Оценивается темп речи, а также наличие запинок судорожного и несудорожного характера. Наряду с отметкой о недостатках собственно темпо-ритмической стороны речи необходимо также фиксировать наличие/отсутствие фиксации на дефекте.

Степени выраженности:

— без особенностей – речь соответствует возрастным особенностям;

— легкое нарушение темпо-ритмической стороны речи: незначительное ускорение/замедление темпа речи, которое может носить ситуативный характер; наличие единичных запинок судорожного/несудорожного характера; фиксация на речи отсутствует;

— нарушение средней степени тяжести: значительное ускорение/замедление темпа речи, которое может носить ситуативный характер и препятствовать эффективной коммуникации; наличие запинок судорожного/несудорожного характера; фиксация на речи присутствует, но количество ситуаций, в которых затруднено общение ограничено рамками публичного общения;

— нарушение тяжелой степени – особенности речи препятствуют эффективному общению, выраженные судороги речевого аппарата, страх речи резко ограничивает даже бытовое общение.

Показатель «Звуковая сторона речи»

Характер недоразвития / нарушения звуковой стороны речи имеет следующие составляющие:

Фонетический дефект – отсутствие/наличие дефектов звукопроизношения, преимущественно в виде пропусков и искажений звуков родного языка. Оценивается уровень сформированности навыка владения правильным произношением в различных условиях предъявления и использования языкового материала, а также характер нарушения звуков (искажения, замены, смешения).

Фонематическое недоразвитие – проблемы, обусловленные несформированностью фонематического восприятия и фонематического слуха.

Несформированность слоговой структуры слова – неумение сохранять звуко-слоговой образ слова в процессе говорения.

Степени выраженности:

  • Соответствует возрастной норме – каждый из компонентов может быть рассмотрен как вариант нормативного развития.

  • Легкая степень недостаточности: – звукопроизношение – дефектна одна из фонетических групп звуков; Фонематическое восприятие – трудности различения одной-трех оппозиционных пар звуков. Слоговая структура – ребенок затрудняется в воспроизведении сложных по слоговой структуре слов.

  • Средняя степень недостаточности: — звукопроизношение – дефектны две-три фонетические группы звуков; Фонематическое восприятие – трудности различения 4 — 6 оппозиционных пар звуков, неспособность услышать наличие/отсутствия звука в слове. Слоговая структура – ребенок затрудняется в воспроизведении трехсложных слов и слов со стечением трех и более согласных.

  • Тяжелая степень недостаточности: звукопроизношение – дефектны четыре и более фонетические группы звуков, что препятствует коммуникации, поскольку речь неразборчива; Фонематическое восприятие – трудности различения 7 и более оппозиционных пар звуков, трудности различения слов, близких по звуковому составу. Слоговая структура – ребенок затрудняется в воспроизведении двух и трехсложных слов, преобладание лепетных слов (для детей старше 1,5 лет).

Читайте также:  Благоприятные дни для развития ребенка

Показатель «Лексический запас»

Развитие словарного запаса определяется несколькими компонентами: прежде всего, возрастом ребенка, социальным окружением, местом проживания и проч.

— Определение количественного и качественного состава активного и пассивного словаря.

— Выявление уровня владения значением лексических единиц.

— Определение особенности парадигматических и синтагматических связей.

— Выяснение характера лексических ошибок.

Показатель «Грамматический строй речи»

Определяется уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи (употребление и понимание); определяется степень обучаемости грамматическому оформлению языковых и речевых единиц; выясняется характер грамматических ошибок.

Оценка уровня сформированности:

  • Тяжелая степень недоразвития: отсутствие грамматического оформления речи или наличие отдельных грамматических форм и конструкций, которые ребенок использует не всегда адекватно; резкое ограничение понимания грамматических форм и конструкций, которые ребенок должен был усвоить к данному возрасту.

  • Средняя степень недоразвития: освоение ребенком наиболее частотных грамматических форм и конструкций, которые он использует неустойчиво. Отмечаются явления замен, смешений, трудности линейного развертывания грамматических форм и конструкций. Понимание достаточное на бытовом уровне, при усложнении структуры предложения, использование относительно редкоупотребляемых грамматических моделей наблюдаются трудности. Невысокая обучаемость грамматическим моделям.

  • Легкая степень недоразвития: в речи ребенка наблюдаются отдельные аграмматизмы, которые могут носить неустойчивый характер. Понимание грамматических форм и конструкций достаточное.

  • Соответствует возрастной норме: грамматическое оформление собственных высказываний и понимание соответствует возрасту ребенка и диалектным особенностям региона.

Показатель «Связная речь»

Результаты оцениваются в соответствии со следующей шкалой:

— соответствует возрастной норме (с учетом возраста ребенка) – ребенок составил рассказ самостоятельно или при небольшой стимулирующей помощи, рассказ соответствует теме, тема раскрыта полностью, отсутствуют отступления от темы, в рассказе все предложения связаны между собой, текст последователен и логичен, используются разнообразные лексико-грамматические средства; понимание аудируемого текста – понимает фактологию и смысл текста.

— легкая степень недоразвития – не соблюдается от 1 до 2 признаков текста, при этом понимание фактологии и смысла текста в полном объеме.

— средняя степень недоразвития – не соблюдается от 3 до 4 признаков текста, при этом понимание фактологии в основном сохранно, затрудняется в передаче смысла текста.

— тяжелая степень недоразвития – составление текста невозможно, либо только с опорой на смысловые вопросы. Понимание фактологии текста фрагментарно или невозможно. Смысл текста недоступен.

Показатель «Чтение»

При анализе уровня сформированности чтения учитывается и техника чтения и понимание прочитанного.

Шкала оценки:

— соответствует программным требованиям и возрастной норме;

— легкая степень нарушения: у ребенка при чтении отмечается наличие отдельных ошибок (могут иметь различный характер), понимание прочитанного в полном объеме;

— средняя степень нарушения – количество и характер ошибок замедляют процесс чтения, ребенок вынужден перечитывать отдельные слоги, слова и предложения. Либо ребенок по способу чтения отстает от программных требований более чем на год. Понимание в целом фрагментарное, хотя общую тему текста может установить.

— тяжелая степень нарушения – количество допускаемых ошибок препятствует пониманию прочитанного / не сформированы продуктивные способы чтения. Понимание прочитанного практически отсутствует.

Показатель «Письмо»

Оцениваем состояния техники письма и самостоятельной письменной речи.

Уровни сформированности навыка:

соответствует требованиям и возрастной норме – у ребенка не отмечается специфических дисграфических ошибок на письме; самостоятельные письменные работы соответствуют требованиям ООП.

легкая степень нарушениям письма – отдельные специфические (дисграфические) ошибки, которые могут носить, в том числе, неустойчивый характер. Самостоятельные письменные высказывания соответствуют требованиям ООП.

средняя степень нарушения письма – работы насыщены дисграфическими ошибками, что препятствует и самопроверке, и успешному усвоению полученных знаний. В самостоятельных письменных работах количество специфических (дисграфических) ошибок возрастает, отмечается некоторая стереотипность используемых лексики и синтаксических конструкций.

тяжелая степень нарушениям письма – работы насыщены специфическими (дисграфическими) ошибками или ребенок освоил только элементы звуко-буквенного анализа и синтеза. Самостоятельные письменные работы представляют собой псевдотексты: отдельные стереотипные по структуре предложения и однообразная лексика.

К логопедическому представлению школьников прилагаются образцы письменных работ ученика с выделенными и исправленными ошибками. На полях работы отмечают характер ошибок: орфографические ошибки; пунктуационные; дисграфические(специфические).
В соответствующем разделе логопедического представления формулируются выводы, какого вида ошибки являются устойчивыми для ребенка, в каких видах работ они преобладают.

Это можно показать проанализировав реальные письменные работы учеников и показать на конкретных примерах наглядно, что из себя представляют устойчивые дисграфические ошибки.

Первый пример. Работа ученицы 2 класса. Списывание «В лагере». Диктант «Осень».

Слайд № 17
hello_html_4cfe3a75.jpg

В списывании подчеркнут заголовок, который написан в той же строчке, где начинается основной текст. Это говорит о неумении оформлять текст и не является дисграфической ошибкой, но подобные проблемы также корректирует логопед.

И в списывании, и в диктанте допускается большое число дисграфических ошибок (выделены зелёным цветом): пропуски букв в словах и недописывание слов до конца ( любим=любм, много=мног и т.п). Большое число подобных ошибок говорит о дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза (в данном случае о нарушении фонематического анализа). Об этом же свидетельствует добавление лишних букв (ветер = вететер).

Встречаются ошибки, которые связаны с неразличением фонем на слух (чаще=щаще, льёт= лод). Пропуск мягкого знака так же может относиться как к фонематической дисграфии, так и к дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Слитное написание предлогов со словами корректируется в рамках работы над диграфией на почве языкового анализа и синтеза (а именно при анализе предложения на слова) и при коррекции аграмматической дисграфии.

Маленькая буква в начале предложения говорит о неумении обозначать границы предложения.

Интересная двойная ошибка(в поле=в доле, т.е. замена п на д) Почему эта ошибка двойная? Первоначальной была ошибка в различении звуков: П девочка распознала, как Б, а у же при написании была допущена оптическая ошибка замена Б на Д.

Я обозначила основные дисграфические ошибки в этом диктанте. На основании вышеописанного можно сделать вывод, что у ребёнка дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами акустической и оптической дисграфии. Конечно же учитывалось и состояние устной речи и проводилась дополнительная диагностика, но основные выводы можно сделать, анализируя именно письменные работы.

Ещё один пример дисграфии. Ученик 2-го класса. Тот же диктант и то же списывание.

hello_html_m45e2e5e.jpg

Дисграфические ошибки очевидны и достаточно грубы. Вы видите, что ошибки также носят устойчивый характер, и это значит, что нарушение письменной речи в этом случае имеет место быть.

Итак, какие выводы можно сформулировать после сказанного? Конечно же от того будете ли вы соблюдать полную, развернутую схему логопедического обследования, будут ли предлагаемые вами задания детям и материал к ним соответствовать требованиям и показателям возрастной нормы, и конечно же ваша методическая грамотность при реализации диагностических заданий – от всего этого и будет зависеть адекватность и точность вашего логопедического заключения!

Источник