Проведение диагностики математического развития ребенка

Функции диагностики: определения начального уровня развития, эффективность техно логии, личностного продвижения детей

Виды диагностик: начальный, промежуточный, итоговый.

Критерии оценивания: точность выполнения задания; количество и характер ошибок; специфические показатели заданий (по заданию: различение, называние, обобшение по свойст ву, счет и т.п.); особенности практических действий; комментарии (освоенность терминов, ис пользование слов, пояснения, рассуждения); самостоятельность и интерес (в ср. и ст. тр.).

Авторские диагностики: по содержательным разделам: Л. А. Венгер (размеры, про странство), Т. Игнатова (форма), Рузская, Рогалева, Лурия (форма), Е.В. Просура (размеры), Рихтерман Т.Д. (время), Мусейибова (пространство), Леушина A.M. (число, дочисловои этап, счет, арифметические задачи).

Направления диагностики Логико-математического развития детей

Младшая группа: действия: различения свойств (формы, размера, щета, временных и пространственных ориентиро вок, количественных от ношении), называния, абстраги рования, освоения эталонов (формы, размера, цвета);

Освоение: действий со множествами: восприятия множества как структурно-замкнутого целого (Леушина), сравнения (наложением и приложением) количества предметов (кукол и чашек и т.п.), полосок по размеру («Всем ли куклам хватит чашек?»).

Освоение терминов формы (плоскостных и объемных), раз меров (игра «Назпви…,», «Покажи….»; Установление отношений временных (различение частей суток — игра «Когда бывает?»), пространственных («от се бя», на себе» — игра «Покажи…»).

Средняя группа: практические действия  группировки  (геомет рических фигур, Блоков, пред метов),  упорядочивание   (поло сок до 5 шт. по размеру), обоб щение групп по сенсорным при знакам (игры с 2 обручами с Бло ками).

Освоение:  счета (порядкового  и количественного)-  игра «Посчитай…. Скажи, сколько всего   .?». Измерение (правил, действий) — задание «Измерь длину сто ла, количество воды, Что весит больше и т.п.). Установление     количественных     отношений     «больше-меньше» (посредством счета, измерения). Обобщенное представления о сутках «Расскажи, что такое сутки, как назвать одним словом? Как догадался, что это ут ро?».

Пространственных отношений («между предметами» — иг-ра«Что изменилось?», анализ образца в играх с мозаикой, Тантрам, «Сложи узор»). Освоение формы, размеров — зада ние «Сравни, чем похожи, чем отличаются?»

Старший возраст: развитие опе раций классификации (по раз ным свойствам, и вербально представленных ситуаций); Обобщения (фигур, количества предметов). Игры и упражнения («Поиск лишнего», «Назови од ним словом», «Найди различия», Тесты «Классификация», «Обобщение», Тесты Пиаже (Принцип сохранение-см. ранее). Установление связей: «Анало гии», временная последователь ность, рассуждения

Освоение: арифметических задач, зависимостей, закономер ностей (задание «реши задачу», «составь задачу»; проблем ные ситуации на зависимости (38 попугаев); логические за дачи (Зака, Михайловой, «матричного» типа (кошки). Освоение числа: натуральный ряд чисел ( место числа, от ношения чисел)- задание «Разложи по порядку», «Покажи цифру..», «Покажи на 1 меньше 7», «Задумай число больше 8», «Угадай, какое число задумано, если оно меньше 5?» ( в старшей группе с наглядной опорой, в подгот.- без). Использование календаря, часов, развитие чувства времени (Рихтерман). Ориентировка на плоскости («Покажи верхний левый угол», «Графические диктанты» и т.п.)

Источник

Татьяна Бурлуцкая
Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста. ФЭМП в подготовительной группе

(на конец года)

Количество.

Цель: Обследовать умение детей считать в пределах 10 в обратном порядке, знать состав числа первого десятка из отдельных единиц и состав чисел первого пятка из двух меньших: выявить умение самостоятельно составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).

Задание 1: Количественный счет. Обратный счет.

Упражнение проводится без наглядной опоры,

Педагог. Посчитай от 10 до 1, а теперь от 8 до 3 и т. д.

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет предложенное задание, не допуская ошибок.

2 балла – ребенок правильно считает в обратном порядке от 10 до 1, но затрудняется в счете от заданного числа, справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.

1 балл – ребенок допускает множество ошибок, постоянно требуется стимулирующая помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 2: Состав числа в пределах 10.

Материал: Геометрические фигуры, (круги разного цвета)

Педагог предъявляет ребенку набор кругов разного цвета и предлагает составить из них число 8.

— Как ты составил число 8? (Я взял один красный, один синий кружок и т. д)

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет задание по составу числа, не допуская ошибок.

2 балла – ребенок справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.

1 балл — ребенок допускает множество ошибок, постоянно требуется стимулирующая помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 3: Состав числа из двух меньших.

Игровое упражнение «Математический домик».

Материал: Карточка в виде домика с парными окошками, набор карточек с цифрами.

В верхнем окошке (на крыше) педагог выставляет заданное число (например, число5)

— Разбей число 5 на части разными способами. Из каких двух меньших чисел можно составить число 5?

— Поставь цифры парами в окошки домика.

Оценка: 3 балла — ребенок правильно и самостоятельно выполняет задание, не допуская ошибок.

2 балла – ребенок справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, при составе числа не использует все возможные варианты, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.

1 балл — ребенок допускает множество ошибок, постоянно требуется стимулирующая помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 4: Решение задач.

Материал: Карточки с готовым нарисованным условием задачи, набор карточек с цифрами и арифметическими знаками.

Педагог предлагает ребенку составить по карточке задачу, решить ее и «записать», т. е выложить из карточек действия с цифрами и арифметическими знаками.

Вначале педагог предлагает карточку, из которой составляется задача на сложение, а затем на вычитание.

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно справился со всеми предложенными заданиями, правильно ставит вопрос в задаче и объясняет решение.

2 балла – ребенок при решении задачи затрудняется в правильной постановке вопроса пи словесном объяснении решения.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Величина

Цель: выявить умение детей делить предмет на 2, 4 равные части, сравнивать, целый предмет с его частями; сравнивать, измерять длину предметов с помощью условной меры.

Задание 1: Деление предметов на части.

Материал: Квадрат и круг.

Ребенку предлагается выполнить задание: — Раздели круг на 2 равные части.

— Что ты сделал? Как ты разделил круг на 2 равные части? (Я сложил круг пополам)

— Как называется каждая часть? (Половина)

— Сколько половинок в целом круге? (В круге 2 половинки)

— Что больше: целое или половина? (Целое больше, чем половина)

— Раздели квадрат на 4 равные части.

— Как ты это сделал? (Я сложил квадрат пополам и еще раз пополам)

— Как называется каждая часть? (четвертина)

— Сколько четвертин в целом квадрате? (4)

— Что больше: целое или четвертина? (целое больше, чем четвертина)

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет задания по делению предметов на части.

2 балла – ребенок делит предметы на части, но затрудняется в назывании частей.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 2. Сравнение и измерение длины предметов с помощью условной мерки.

Материал: сюжетная картинка (две дорожки разной длины и сказочные персонажи)

Ребенку предлагается карточка и условная мерка.

— Измерь дорожки и ты узнаешь, кто быстрее придет к домику бабушки: Волк или Красная шапочка.

— Сколько условных мерок уместилось на дорожке волка?

— А сколько условных мерок уместилось на дорожке Красной шапочки?

— Кто из них придет быстрее? (Волк)

— Почему ты так решил? (Потому что дорожка волка короче, чем дорожка Красной шапочки)

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет задание по измерению и сравнению предметов по длине с помощью условной меры.

2 балла – ребенок проводит сравнение длины предметов (с помощью условной меры) с помощью педагога.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Ориентировка в окружающем пространстве и на листе бумаги.

Цель: выявить навыки детей передвигаться в пространстве, используя схему маршрута, и умения детей располагать предметы или их изображение на листе бумаги (левее, правее, левый верхний угол, в центре и т. д)

Задание 1. Ориентировка на листе бумаги.

Упражнение: «Расставь мебель в комнате»

Материал: лист картона (комната, мелкие предметы, картинки с изображением мебели.

Педагог дает ребенку карточку и набор картинок.

Педагог. Обставим комнату мебелью.

— В центр комнаты поставь стол.

— В правый верхний угол поставь диван и т. д

— Что находится в левом верхнем углу?

— Что находится в правом верхнем углу? и т. д.

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно ориентируется на листе бумаги и обозначает словами пространственное местоположение предметов.

2 балла – ребенок ориентируется в пространстве, но путает местоположение геометрических фигур на листе бумаги: после словесного уточнения правильно выполняет задание.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 2. Движение в заданном направлении по схеме.

Педагог предлагает ребенку план групповой комнаты.

Педагог. Давай поиграем в игру «Секрет». Посмотри, крестиком обозначенно место, где спрятан секрет. Ты должен, пользуясь схемой нашей комнаты, найти его.

Ребенок выполняет задание.

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно ориентируется с помощью схемы в пространстве.

2 балла – ориентируется в пространстве, но требуется стимулирующая помощь педагога («Посмотри, это на схеме – вот этот шкаф…», после словесного уточнения правильно выполняет задание.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Ориентировка во времени.

Цель: выявить знания детей о последовательности месяцев года, умение определять время по часам с точностью до 1 часа.

Задание 1. Месяцы.

— Сколько месяцев в году? (12)

— Назови первый месяц. (Январь)

— Назови последний месяц (Декабрь)

— Вспомни и назови все месяцы, начиная с первого месяца.

— Назови все месяцы года, начиная с весеннего и т. д.

Задание 2. Часы.

Материал: макет часов.

Игровое упражнение «Поставь правильно часы»

— Медвежонок ест мед в 2 часа – поставь на часах это время.

— Заяц поливает огород в 10 часов и т. д

Оценка: 3 года – ребенок правильно и самостоятельно называет месяцы года, начиная с первого месяца, называет все месяцы, начиная с первого весеннего месяца и т. д, определяет время по часам с точностью до часа.

2 балла – ребенок называет все месяцы года, начиная с первого месяца, но затрудняется в названии месяцев, начиная с весеннего и т. д месяца.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Логическое мышление.

Задание 1. «Что сначала, что потом?»

Цель: выявить умение детей устанавливать связи между предметами и явлениями, основанные на действии определенных закономерностей.

Педагог предлагает ребенку набор картинок (например, хлебные изделия: мука – колосья, стриженная шерсть – шерстяные носки, клубки шерсти и т. д.)

— Подумай и скажи, что было сначала, а что потом. Объясни свое решение.

Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно устанавливает логические связи между предметами, аргументирует свой ответ.

2 балла – ребенок выполняет задание с помощью педагога, испытывает затруднение при объяснении.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 2. Сравни пары предметов.

Цель: обследовать умение детей устанавливать сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Ребенку предлагаются пары картинок, имеющих сходные и различные признаки. Например: заяц – кот, самолет – птица и т. д.

Сравни пары предметов и назови их признаки, сходства и различия.

Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно и правильно выполняет задания, называет все возможные признаки сходства и различия.

2 балла – ребенок выполняет задания с помощью педагога. При выделении признаков сходства пи различия называет один наиболее характерный признак.

1 – ребенок затрудняется при выполнении задания, не может выделить признаки различия.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 3. Логические задачи.

Цель: выявить умение детей делать логические умозаключения на основе нескольких суждений.

а) Росли три дерева: береза, тополь, и сосна. Береза ниже тополя, а тополь ниже сосны.

— Какое дерево самое высокое, а какое – самое низкое?

б) Жили три поросенка: Фунтик, Хрюша и Пятачок. Фунтик толще, чем Хрюша, а Хрюша толще, чем Пятачок.

— Кто из поросят самый толстый, а кто самый худой?

Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно делает логические умозаключения на основе нескольких суждений. Правильно строит свой ответ, доказывая объективность суждений.

2 балла – ребенок пользуется незначительной помощью педагога (наводящие, стимулирующие вопросы, может справиться с заданием, имея наглядную основу.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий, выполняет только с помощью взрослого, с подробным объяснением (рассуждениями) педагога и только с наглядной опорой.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Источник

Дарья Шевлягина
Диагностика ФЭМП во второй и средней группах

Аналитическая справка

по результатам педагогической диагностики во второй младшей группе №5 «Колобок»

Количество диагностируемых детей: 27

Дата проведения: ноябрь 2015 г.

Статус мониторинга: на начало учебного года

Цель мониторинга: выявить пробелы в знаниях программного материала, и наметить коррекционную работу с отстающими детьми.

Методы мониторинга: регулярные наблюдения за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

Характеристика детей за анализируемый период:

Средний возраст детей:

Всего детей в группе: 27 человек

Диагностируемые дети: 27 человек

Мальчиков: 14 человек

Девочек: 13 человек

Диагностика оценивалась четырем уровнями: высокий, средний, низкий и низший.

Высокий уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно;

Средний уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого;

Низкий уровень – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого;

Низший уровень – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи воспитателя.

Высокий уровень – 10 – 12 баллов, средний уровень – 7 – 9 баллов, низкий уровень – 4 — 6 баллов, низший уровень – 3 балла.

Итоговый мониторинг

Количество диагностируемых детей: 27

Дата проведения: май 2016г.

Статус мониторинга: на конец учебного года

Цель мониторинга: определение уровня развития детей по усвоению программного материала, наметить коррекционную работу на летний период.

Методы мониторинга: регулярные наблюдения за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

По итогам диагностики уровня усвоения программного материала образовательной области «Познавательное развитие» формирование элементарных математических представлений во второй младшей группе на конец учебного года выявлены следующие результаты:

Результативность образовательного процесса:

Уровень Начало года Конец года

Количество % Количество %

Высокий 4 15% 17 63%

Средний 9 33% 5 18,5%

Низкий 7 26% 5 18,5%

Низший 7 26% 0 0%

На начало года сформированность математических представлений составляла – 47%

Итоговый мониторинг – 79,8%

Вывод по начальной диагностике:

Анализируя итоги диагностики можно сделать вывод, что у большинства детей довольно слабо сформированы элементарные математические представления, необходимые для данного возраста. Некоторые дети с трудом воспринимают и запоминают учебный материал, рассеяны, не проявляют интерес к математике. Большинство детей с низким уровнем математического развития не посещали детский сад. Из этого я сделала вывод, что родители не обращают должного внимания познавательному развитию детей. Я решила провести родительское собрание и объяснить родителям всю необходимость участвовать в развитие детей. Вовлечь их в учебный процесс.

Мне же нужно найти такие методы и приёмы, чтобы дети полюбили математику и с удовольствием и желанием участвовали в процессе развития необходимых навыков. Разработать план индивидуальной работы с детьми с низким уровнем математического развития

Диагностическая таблица

Уровень усвоения умений и навыков по образовательной области «Познавательное развитие»

(Формирование элементарных математических представлений)

Вторая младшая подгруппа

Воспитатель Шевлягина Д. В.

Имя и Ф.

ребенка Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов Правильно определяет количест

венное соотноше

ние двух групп предметов Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму Понимает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, на, над-под, верхняя-нижняя (полоска) Пони

мает смысл слов: утро,

вечер,

день,

ночь Всего баллов Суммар

ный

уровень

н к н к н к н к н к н к н к н к н к

1 Ваня А. 1 2 1 2 2 2 1 1 1 2 1 1 2 2 9 12 с в

2 Петя А. 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 1 1 2 2 11 13 в в

3 Дарина Б. 1 2 0 1 1 2 0 1 1 2 0 1 1 1 4 10 н в

4 Марьяна Б. 1 2 1 2 2 2 1 1 1 2 1 1 1 1 8 11 с в

5 Дима Б. 1 2 2 2 2 2 1 2 1 2 1 1 1 2 9 13 с в

6 Данила Б. 1 1 0 1 1 1 0 1 0 1 0 0 1 1 3 6 нш н

7 Филипп Д. 1 2 0 1 1 2 0 1 1 2 1 1 1 1 5 10 н в

8 Полина К. 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 7 8 с с

9 Миша К. 1 2 1 1 1 2 0 1 1 1 1 1 1 2 6 10 н в

10 Алена К. 2 2 2 2 2 2 1 1 1 2 1 1 2 2 11 12 в в

11 Ваня К. 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 8 10 с в

12 Максим Л. 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 6 8 н с

13 Саша Л. 1 1 0 1 1 1 0 0 0 1 0 0 1 1 3 5 нш н

14 Нелли М. 1 2 0 1 0 1 0 0 1 1 0 0 1 1 3 6 нш н

15 Вика Н. 1 2 1 2 1 2 0 1 1 2 1 1 2 2 7 12 с в

16 Аделина П. 1 2 1 1 1 2 0 1 1 2 0 1 1 1 5 10 н в

17 Миша П. 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 1 1 2 2 12 14 в в

18 Дима П. 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 0 1 1 1 6 9 н с

19 Вика Р. 1 2 1 1 1 2 0 1 1 2 1 1 1 1 6 10 н в

20 Ева С. 1 2 0 1 1 1 0 1 0 1 0 1 1 1 3 8 нш с

21 Рома С. 1 1 0 1 1 2 0 1 0 1 0 0 1 1 3 7 нш с

22 Лида С. 1 1 1 1 0 1 0 1 0 1 0 0 1 1 3 6 нш н

23 Коля Т. 2 2 2 2 2 2 1 1 1 2 1 1 2 2 11 14 в в

24 Вика У. 1 2 1 1 1 1 0 0 0 1 0 0 0 1 3 6 нш н

25 Миша Ш. 2 2 1 1 1 2 1 1 1 2 0 1 2 2 8 11 с в

26 Катя Я. 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 0 1 1 2 9 11 с в

27 Вика Я. 2 2 2 2 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 9 12 с в

Всего баллов

34 50 26 38 33 45 14 27 23 42 14 21 34 40 178 264

Вывод:

Благодаря использованию мной новых методов и приёмов, участия родителей в образовательном процессе нам удалось добиться положительной динамики математического развития детей моей группы. Нужно наметить индивидуальную коррекционную работу на лето и раздать задания тем родителям, чьи дети не будут посещать детский сад в летний период.

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений во второй младшей группе

№ Ребенок показывает: Методика проведения Оборудование

Задание 1

Умение группировать предметы по цвету, размеру, форме. Дидактическое упражнение «Сделай правильно» (ребенок отбирает все красные, все большие, все круглые предметы). Игрушки, разные предметы.

Задание 2 Умение составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы. Игровая ситуация «Собираем урожай овощей» (дети кладут в машину овощи).

— Сколько овощей положили Алеша, Артем, Даша. (один).

— Сколько овощей в машине? (много).

— Сколько овощей осталось? (ни одного).

Овощи (игрушки, муляжи, машина.

Задание 3 Умение находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов. Подвижно-дидактическая игра «Поезд» (паровоз один, вагонов много).

Дидактическая игра «Много — мало» (картинки, на которых изображено много животных, — в одну сторону, на которых одно животное — в другую сторону).

Картинки с изображением животных.

Задание 4 Умение правильно определять количественное соотношение двух групп предметов. Дидактическая игра «Блюдечки для оладушек» (сравнение способом наложения).

Дидактическая игра «Кубики для матрешек» (сравнение способом приложения). Однополосные и двухполосные карточки, вырезанные из картона оладушки, игрушечные блюдца, кубики, матрешки.

Задание 5 Умение различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Подберем ключик к замочку». Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; мешочек.

Задание 6 Понимает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, на, над-под, верхняя-нижняя (полоска) Дидактические упражнения «Кто где?», «Что где?» (вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева). Предметно – пространственная развивающая среда.

Задание 7

Понимает смысл слов: утро,вечер,день,ночь. Дидактические игры «Загадки» «Когда это бывает?», «Режим дня».

Подвижная игра «День и ночь» (по команде «день» все играют – бросают мяч двумя руками о землю и ловят, по команде «ночь» все садятся на корточки и «засыпают»). Сюжетные картинки, мячик.

Аналитическая справка

по результатам педагогической диагностики в средней группе №5 «Колобок»

Количество диагностируемых детей: 27

Дата проведения: сентябрь 2016 г.

Статус мониторинга: на начало учебного года

Цель мониторинга: выявить пробелы в знаниях программного материала, и наметить коррекционную работу с отстающими детьми.

Методы мониторинга: регулярные наблюдения за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

Характеристика детей за анализируемый период:

Средний возраст детей:

Всего детей в группе: 27 человек

Диагностируемые дети: 27 человек

Мальчиков: 14 человек

Девочек: 13 человек

Диагностика оценивалась четырем уровнями: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно;

Средний уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого;

Низкий уровень – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого;

Низший уровень – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи воспитателя.

Высокий уровень – 25 — 30 баллов, средний уровень – 18 -24 балла, низкий уровень – 10 — 17 баллов.

Итоговый мониторинг

Количество диагностируемых детей: 27

Дата проведения: май 2017г.

Статус мониторинга: на конец учебного года

Цель мониторинга: определение уровня развития детей по усвоению программного материала, наметить коррекционную работу на летний период.

Методы мониторинга: регулярные наблюдения за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

Результативность образовательного процесса:

Уровень Начало года Конец года

Количество % Количество %

Высокий 3 11% 15 55,5%

Средний 11 41% 11 41%

Низкий 13 48% 1 4%

На начало года сформированность математических представлений составляла – 58%

Итоговый мониторинг – 82%

Диагностическая таблица

Уровень усвоения умений и навыков по образовательной области «Познавательное развитие»

(Формирование элементарных математических представлений)

Средняя группа

Воспитатель Шевлягина Дарья Викторовна

№ п/п Ф. И ребёнка Память Количество и счет Порядковый счет Величина Геометрические фигуры Формы Ориентировка во времени Ориентировка в пространстве Знание цифрового материала Логическое мышление Всего баллов

н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к

1 Ваня А. 1

2 2 3 2 3 2 3 2 2 3 3 1 2 1 2 2 3 2 3 18 26

2 Петя А. 2 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 3 2 2 1 2 2 3 2 3 22 28

3 Дарина Б. 1 2 1 2 1 2 2 3 2 3 2 3 1 2 1 2 2 3 1 2 14 24

4 Марьяна Б. 1 2 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 1 2 1 2 2 3 1 2 16 26

5 Дима Б. 1 2 2 3 2 3 2 3 2 2 3 3 1 2 1 2 2 3 2 3 18 26

6 Данила Б. 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 2 2 1 1 1 2 1 2 1 2 11 18

7 Филипп Д. 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 1 2 1 2 2 3 2 2 18 27

8 Полина К. 1 2 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 1 2 2 3 2 3 2 3 18 28

9 Миша К. 1 1 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 1 1 1 2 2 3 1 2 16 24

10 Алена К. 2 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 3 2 3 2 3 3 3 2 3 25 30

11 Ваня К. 2 3 3 3 3 3 2 3 2 3 3 3 2 2 1 2 3 3 2 3 23 28

12 Максил Л. 1 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 3 1 2 1 2 2 3 1 2 16 23

13 Саша Л. 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 2 2 1 1 1 2 1 2 1 2 11 18

14 Нелли М. 2 2 2 2 1 2 2 3 2 2 2 3 1 2 1 2 2 3 1 2 16 23

15 Вика Н. 2 3 2 3 1 3 2 3 2 3 2 3 1 2 2 3 2 3 1 2 17 28

16 Аделина П. 1 1 1 2 1 2 1 2 2 2 2 2 1 1 1 2 2 3 1 1 13 18

17 Миша П. 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 2 3 3 3 2 3 26 30

18 Дима П. 1 2 1 2 2 3 2 3 2 3 2 2 2 2 2 2 2 3 1 2 17 23

19 Вика Р. 1 2 2 2 2 3 2 3 2 2 2 3 1 2 2 3 2 3 2 3 18 26

20 Ева С. 1 2 1 2 1 2 2 3 2 2 2 3 1 2 1 2 2 3 1 2 14 23

21 Рома С. 1 1 1 2 1 1 1 2 1 2 2 2 1 1 1 2 1 2 1 2 11 17

22 Лида С. 1 2 1 2 1 2 2 3 2 2 2 2 1 2 1 2 2 3 1 2 15 22

23 Коля Т. 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 2 2 2 3 3 2 3 26 28

24 Вика У. 1 1 1 2 1 2 2 3 2 2 2 3 1 2 1 2 2 2 1 1 14 20

25 Миша Ш. 1 2 2 3 2 3 3 3 2 3 2 3 2 2 2 2 2 3 2 3 20 27

26 Катя Я. 1 2 2 3 2 3 2 3 2 2 2 3 2 3 2 2 2 3 1 2 18 26

27 Вика Я. 1 2 2 3 2 2 2 3 2 3 2 3 2 2 2 3 2 3 1 2 18 26

Всего балов: 36 55 50 69 49 64 54 73 53 68 61 75 36 52 37 60 55 77 38 62 469 661

Вывод: По результатам наблюдений, бесед с детьми, мониторинга выявлено, что у большинства детей сформирован достаточно высокий уровень математического развития. Но все же некоторые математические представления западают. Слабо развита память. Дети имеют расплывчатое представление о временных отношениях, многие плохо ориентируются в пространстве, не могут запомнить где правая рука, а где левая. Дети, часто и подолгу пропускающие детский сад, значительно отстают от остальных. Порекомендую родителям в летнее находить время на познавательное развитие ребенка используя пожелания, которые я приготовила каждому индивидуально.

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений в средней группе

Критерии:

Высокий (3 балла) — Ребенок владеет навыками сосчитывания предметов (до 8-10, обнаруживает зависимости и отношения между числами. Владеет навыками наложения и приложения предметов с целью доказательста их равенства и неравенства. Устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве путем сопоставления, сосчитывания предметов (на одном и том же количестве предметов). Осмысленно отвечает на вопросы, поясняет способ сопоставления, обнаружения соответствия.

Ребенок оперирует свойствами предметов. Группирует предметы по одному, двум, трем свойствам, по наличию одного и отсутствию другого свойства. Различает геометрические фигуры и тела. Называет и показывает структурные элементы фигур: сторона, угол, их количество. В речи пользуется соответствующей терминологией.

Самостоятельно устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) размеров по длине, толщине, высоте.

Ориентируется в направлениях от себя, от других объектов, в движении в указанном направлении. Имеет представления о временных отношениях – в последовательности частей суток, протяженности во времени: вчера, сегодня, завтра.

Ребенок самостоятельно устанавливает связи между числом, цифрой и количеством. Проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов, Легко справляется с заданием на допридумывание, дорисовывает изображенные фигуры. Пытается размышлять, доказывает ход своих мыслей. Поясняет последовательность действий. Обладает хорошей памятью.

Средний (2 балла) — Ребенок в достаточной степени владеет навыками сосчитывания предметов (до 4-7, пользуясь при этом приемами наложения и приложения с целью доказательства равенства и неравенства. С помощью взрослого устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве. Затрудняется в высказываниях, пояснениях. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировке фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

С небольшой помощью взрослого устанавливает некоторые отношения групп предметов (длине, ширине, пространственные и временные отношения.

Допускает ошибки при установлении связей между числом, цифрой и количеством, но при помощи взрослого устраняет их.

Ребенок с помощью воспитателя выполняет задания на преобразование фигур и комбинирование. С помощью наводящих вопросов взрослого додумывает, дорисовывает изображенные фигуры. Проявляет догадку, но допускает ошибки при решении задач на логику. Осуществляя заданную последовательность действий, допускает ошибки.

Низкий (1 балл) — Ребенок допускает ошибки при сосчитывании предметов (до 3-5). Различает предметы по форме, размерам, называет их. Устанавливает некоторые отношения между предметами, пространственные и временные отношения только по подсказке взрослого. Не устанавливает связей между числом, цифрой и количеством. Равнодушен к заданиям на преобразование, комбинирование, проявление творчества и фантазии. Не пытается подумать, не принимает условий задачи. Не запоминает стихи.

1. Память.

Методика обследования.

1. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни.

2. Д/упр. «Посмотри и запомни!» Фигуры разложены в определенном порядке, ребенок запоминает, закрывает глаза, положение фигур меняется. Затем ребенок открывает глаза, и называет изменения. Точно также можно с цифровым рядом. (Кратковременная память)

3. Хорошо ли ребенок запоминает стихи, загадки, в стихах. (Долговременная память)

Материал для обследования: фигуры разного цвета, формы, величины; цифры.

2. Количество и счет.

Методика обследования.

1. Выявить умение считать в пределах 5 в прямом порядке, в обратном порядке.

2. Сосчитай, сколько здесь кругов (5 кругов расположены в беспорядке). Сосчитай, сколько здесь квадратов (4 квадрата расположены в ряд). Где фигур больше: там, где 5, или там, где 4. Как можно проверить?

3. Отсчитай столько матрешек, сколько у меня кругов? Квадратов?

Материал для обследования: круги, квадраты, «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками.

3. Порядковый счет.

Методика обследования.

1. Выявить умение использования порядкового счета в пределах 5.

2. Д/упр. «Кто первый? Кто пятый? На каком месте стоит Винни-Пух?»

3. Д/упр. «Какая цифра стоит на третьем месте в числовом ряду?.»

Материал для обследования: набор цифр, карточка к заданию «Винни-Пух».

4. Величина.

Методика обследования.

1. Д/упр. «Найди самую длинную (короткую) полоску, широкий (узкий) шарф, высокое (низкое) дерево, большой (маленький) гриб».

2. Покажи на рисунке: самый широкий шарф, самый узкий; покажи яблоко, которое белочка сможет занести в дупло.

Материал для обследования: полоски разной длины (4-5, полоски разной ширины (4-5, изображение дерева (выс. – низ., карандаши разной толщины, картинки ко второму заданию.

5. Геометрические фигуры.

Методика обследования.

1. Д/упр. «Отбери: все квадраты, треугольники, круги, овалы, прямоугольники».

2. Сколько сторон, углов у квадрата, треугольника, круга. ?

3. Работа со счетными палочками: построй квадрат (сколько палочек нужно взять для построения, построй треугольник, круг. (Можно с группой)

Материал для обследования: набор из геометрических фигур, счетные палочки.

6. Формы.

Методика обследования.

1. Наиди в группе и назови предметы круглой формы (квадратной, треугольной)

2. Вспомни и назови предметы данной формы из домашней обстановки.

Материал для обследования: геометрические фигуры.

7. Ориентировка во времени.

Методика обследования.

1. Д/игра. «Что сначала, что потом». (Ребенку предлагается разложить картинки с изображением частей суток и деятельности людей, соответствующей этим отрезкам времени).

2. Беседа «Вчера, сегодня, завтра». (На примере НОД в детском саду).

3. Д/ упр. «Покажи по картинке»: «Что раньше? Что потом?»

Материал для обследования: картинки на части суток с природными явлениями и деятельностью людей, картинка к заданию «Что раньше?»

8. Ориентировка в пространстве.

Методика обследования.

1. Д/упр. «Что где? (Ребенку предлагается назвать, что находится впереди от него (сзади, вверху, внизу, слева, справа).

2. Д/упр. «Пойдешь — найдешь» (ребенку предлагается идти в заданном направлении и найти предмет. Например: «Сделай два шага вперед, повернись налево, сделай три шага вперед, повернись направо. Что ты нашел)

3. Правильное использование предлогов «над», «под»; слева, справа.

Материал для обследования: игрушка, картинка к заданию №3.

9. Знание цифрового материала.

Методика обследования.

1. Д/упр. «Расставь цифры на свои места» (ребенок должен цифры от 1 до 5 расставить в ряд).

2. Соответствие количества предметов и цифры. Предложите ребенку к каждой карточке с определенным количеством предметов подобрать нужную цифру.

3. Предложить ребенку достать из мешочка нужное количество игрушек, соответствующее указанной цифре.

Материал для обследования: цифры от 1 до 5, карточки с разным количеством рисунков, «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками.

10. Ориентировка на листе бумаги.

Методика обследования.

1. «Гео