Противоречия между требованиями жизни и уровнем развития ребенка это

Противоречия между требованиями жизни и уровнем развития ребенка это thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Противоречия между требованиями жизни и уровнем развития ребенка это

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Движущие силы педагогического процесса

Внутренней движущей силой (источником) педагогического процесса является противоречие между требованиями к ребенку, возникающими в его жизни, и его реальными возможностями, уровнем его развития. Это противоречие становится толчком к процессу воспитания и дальнейшему росту ребенка, если требо­вания соответствуют возрастным особенностям ребенка, не явля­ются слишком легкими или напротив слишком трудными. Л.С. Выготский называл зоной актуального развития то состоя­ние, в котором ребенок может делать что-либо без помощи взрослого. Зоной ближайшего развития психолог называл тот уровень, когда ребенок потенциально способен освоить новое с помощью взрослого, при обучении. Разрыв между зонами порож­дает педагогический процесс, педагогическую ситуацию. Педаго­гическая ситуация — такое состояние педагогического процесса, когда имеется расхождение между желаемым и реальным, до­стигнутым в формировании личности. Цепь педагогических си­туаций, по существу, образует педагогический процесс.

Педагогическая наука открывает, устанавливает закономер­ности и на их основе формулирует принципы. Закономерности дают знание о том, как протекают процессы; принципы дают знание о том, как строить процесс, направляют педагогическую деятельность. Закономерности педагогического процесса — это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, суще­ственные связи между явлениями, отдельными сторонами педа­гогического процесса. Есть связи с внешними по отношению к процессу явлениями (социальной средой, например) и внутрен­ние связи (между методом и результатом). Ниже названы наибо­лее общие закономерности педагогического процесса.

1. Связь воспитания я социальной системы. Характер воспи­тания в конкретных исторических условиях определяется по­требностями общества, экономики, национально-культурными особенностями.

2. Связь между обучением и воспитанием, она обозначает взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимо­влияние, единство.

3. Связь воспитания и деятельности. Один из основных законов педагогики гласит, что воспитывать значит включать ребенка в различные виды деятельности.

4. Связь воспитания и активности личности. Воспитание ус­пешно, если объект его (ребенок) является одновременно и субъектом, то есть обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в деятельности.

5. Связь воспитания и общения. Воспитание всегда протекает во взаимодействии людей: учителей, учеников и др. Ребенок формируется в зависимости от богатства межличностных связей,

Из этих и других закономерностей вытекают принципы педа­гогического процесса — ведущие, исходные требования к воспита­нию и обучению, конкретизируемые в ряде правил, рекомендаций. О принципах воспитания и обучения сказано отдельно в соответст­вующих разделах.

3.5. Задания на усвоение и проверку

Вставьте пропущенные слова.

1. Противоречия между требованиями жизни и уровнем развития ребенка являются…

2. Объективные, существенные, устойчивые связи между сторонами педагогического процесса и явлениями называются…

3. Исходные требования к педагогическому процессу, опре­деляющие педагогическую деятельность, называются…

Слова для вставки: движущие силы педагогического процесса, закономерности педагогики, принципы педагогического процесса.

Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1752; Нарушение авторских прав?; Противоречия между требованиями жизни и уровнем развития ребенка это

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Источником функционирования и развития педагогического процесса являются противоречия. Противоречие – это положение, при котором что-либо одно исключает другое, не совместимое с ним.

Противоречия являются главной движущей силой развития и совершенствования целостного педагогического процесса. Все противоречия делятся на две большие группы:

Рассмотрим объективные противоречия. К ним относятся противоречия между степенью развития ребенка, уровнем его знаний, умений и навыков и всевозрастающими требованиями жизни и общества. Такое противоречие преодолевается с помощью непрерывного образования, интенсивного темпа обучения, трудового, гражданского, физического и нравственного воспитания. Усложнение взаимоотношений внутри общества, рост требований к объему и качеству обязательной к усваиванию информации, умений и навыков порождает сложности связанные с увеличением количества обязательных дисциплин для изучения, видов учебной и трудовой деятельности. Это порождает образование дефицита времени, возникновение интеллектуальных, физических и психологических перегрузок.

Условием становления данного противоречия в качестве движущей силы обучения являются его обусловленность и подготовленность самим учебным процессом, логикой данного процесса. Только при этом условии ученики ухватывают противоречие и находят способ его решения. В этих условиях возникает новое противоречие, раскрывающее учащимся следующую задачу изучения дисциплины или конкретного вопроса. Происходит процесс самодвижения познания. Решение одной проблемы становится шагом к открытию новых познавательных задач.

Выдвинутая и принятая учеником познавательная задача в результате противоречий превращается в цепочку внутренне взаимосвязанных задач, вызывающих личное стремление к познанию нового и к применению этого познанного на практике.

Внутренняя движущая сила педагогического процесса заключается в противоречие между требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и возможностями по их реализации. Это противоречие приводит к движению системы к общей цели, но только в случае, когда требования лежат в зоне ближайшего развития возможностей. Задача педагога здесь заключается в овладении умением изучать ученический и педагогический коллективы, его членов, проектировать близкие, средние и дальние перспективы развития и трансформировать их в конкретные задачи.

Читайте также:  Задержки речевого развития ребенка в первый год его жизни

Объективное противоречие может быть также заключено между активно-деятельностной природой ребенка и социально-педагогическими условиями жизни.

К субъективным противоречиям относится противоречие между индивидуальным процессом становления личности ребенка и массовым характером организации педагогического процесса.

Глобальные изменения в общественной жизни, зарождение новых отношений, требований к обучаемым делают невозможным создание неизменной стандартной целостной педагогической системы.

Одно из субъективных противоречий заключается между возрастающей ролью гуманитарных предметов в становлении личности и технического прогресса в самом педагогическом процессе.

Преодоление противоречий и, соответственно, обеспечение эффективности педагогического процесса возможно за счет эффективного функционирования основных содержательных элементов. К таким элементам относятся:

  • детский трудовой воспитательный коллектив и разнообразные общественные организации;
  • обучение;
  • общественно полезный, производительный труд;
  • внеучебная творческая деятельность.

Внутренние и внешние противоречия педагогического процесса

В педагогической науке так же существует еще одна, очень схожая с предыдущей, классификация противоречий:

  • внешние противоречия,
  • внутренние противоречия.

К внешним относятся противоречиям между:

  • внешними воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать;
  • целенаправленностью и планомерностью педагогического процесса и хаотичным влиянием социальной среды и различных факторов;
  • увеличивающимся потоком информации и ограниченными возможностями охвата в педагогическом процессе;
  • обобщенным опытом и индивидуальным жизненным опытом отдельной личности;
  • новыми воспитательными и образовательными задачами и реальным уровнем воспитанности и обученности ребенка;
  • коллективными формами воспитания и обучения и индивидуальным характером овладения духовными ценностями;
  • регламентацией педагогического процесса и собственной активностью ученика;
  • педагогическими средствами, формами и методами педагогического взаимодействия и принятием их обучающимися.

К внутренним относятся противоречия между:

  • нравственно-этических норм личности и правил поведения в обществе и уровнем сформированности умений и привычек;
  • сформированным идеалом личности и реальным поведением;
  • долгом, поведением и эмоциями, чувствами;
  • оценкой и самооценкой.

Противоречия как движущие силы педагогического процесса

Рис. 2

Развитие эмоциональной жизни также подвержено внутренним противоречиям. Эмоции выступают в жизни человека как противоположности и отражают ход его взаимоотношений, общение с окружающими, преодоление трудностей, удачи и неудачи. Единство и борьба этих противоположностей играет важную роль в развитии эмоций, в трансформации ситуационных эмоциональных переживаний в устойчивые чувства. В этом процессе одни эмоции укрепляются и превращаются в чувства посредством других, например: уверенность через сомнение, смелость через преодоление страха; чувство собственного достоинства через стыд.

В процессе обучения немалое значение имеет оценка педагогом качества знаний учеников и побуждение их к самооценке своих результатов учения. Оценка знаний позволяет отмечать успехи учеников и обозначать недостатки в их учебной деятельности. При этом у одних учеников оценка вызывает удовлетворение хорошей успеваемостью, у других же выявляет недостатки и тем самым рождает переживание внутренних противоречий. Таким образом, происходит стимулирование и успешных, и отстающих учеников к познавательной активности, формирование прилежания и ответственности за выполнение обязанностей. Так же важен и самоконтроль за результатами своей учебной деятельности.

Разрешение этих противоречий ведет формирует личность, способную ориентироваться в современной стремительно изменяющейся социально-экономической ситуации.

Источник

Источником функционирования и развития педагогического процесса являются противоречия.

Определение 1

Противоречие в педагогике – это положение, при котором что-то одно исключает другое, несовместимое с ним.

Противоречия как главная движущая сила педагогического процесса

Объективные и субъективные противоречия

Определение 2

Главной движущей силой воспитания является именно противоречие. Оно оказывает влияние на развитие и совершенствование процесса.

В современной педагогике противоречия имеют разделения на две основные группы:

  • Субъективные.
  • Объективные.

К противоречиям объективной группы принято относить различия между уровнем развития ученика, его знаний, навыков, умений и возрастающими требованиями жизни и общества. Данное противоречие преодолевается посредством непрерывного образования, интенсивности обучения, воспитания трудовых, гражданских, физических, нравственных свойств личности. Ввиду усложняющихся общественных взаимоотношений, роста требований к объему и качеству обязательной для изучения информации, умений, навыков, увеличивается количество дисциплин для изучения, а также видов учебной и трудовой деятельности. Совокупность этих факторов дала толчок к увеличению дефицита времени, возникновению интеллектуальных, физических и психологических перегрузок.

Условием формирования такого положения, как движущей силы обучения, становится обусловленность и подготовленность самим процессом обучения и его логикой. При данном условии воспитанники способны выявлять противоречие и то, что это способ его решения. При этих же условиях образуется следующее противоречие, которое раскрывает последующую задачу изучения предмета в целом или конкретного вопроса. Таким образом, запускается процесс самодвижения познания, а решение одного вопроса приближает к открытию последующих задач в получении знаний.

Читайте также:  Развитие ребенка с года до 2лет

Определение 3

Противоречие принято рассматривать как внутренний процесс, характеризующий деятельность человеческого сознания.

Выделенная и принятая учеником познавательная задача, вследствие противоречий трансформируется в цепь взаимосвязанных задач, стимулирующих личное стремление к познанию новой информации и использованию этих знаний в практическом применении.

Внутренние движущие силы педагогического процесса основываются на его противоречии между требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и возможностями их реализации. В итоге это приводит к движению системы по направлению общей цели, при условии, что требования находятся в зоне ближайшего развития способностей. При таких условиях основной задачей педагога является овладеть умением изучать ученический и педагогический коллективы, его участников, планировать ближайшие и отдаленные перспективы развития и формировать их в конкретизированные цели. 

Противоречие объективного характера может проявляться между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями жизни.

Определение 4

Субъективная природа противоречия – это парадокс между индивидуальным процессом становления личности и массовостью в организации педагогического процесса.

В качестве примера такого противоречия можно отметить возрастающую роль дисциплин гуманитарного цикла в формировании личности и стремительный технический прогресс внутри педагогического процесса.

Тотальные изменения в жизни общества, формирование новых отношений, требований к ученикам препятствуют созданию неизменной, стандартизированной и структурно целостной системы преподавания.

  • Преодоление несоответствий и обеспечение эффективности педагогического процесса возможно за счет продуктивного функционирования основных содержательных компонентов, к которым относятся:
  • Детский трудовой и воспитательный коллектив и общественные организации.
  • Обучение.
  • Общественно полезный, производительный труд.
  • Внеурочная творческая деятельность.

Внутренние и внешние противоречия педагогического процесса

В педагогике присутствует и другая классификация противоречий, схожая по структуре с предыдущей:

  • Внешние противоречия.
  • Внутренние противоречия.

К внешней группе противоречий относится парадокс между следующими сторонами:

  • Внешнее влияние, требования и внутреннее стремление к соответствию.
  • Целенаправленность, планомерность педагогического процесса и неконтролируемое влияние внешних факторов.
  • Увеличивающийся информационный поток и ограниченные возможности охвата в педагогическом процессе.
  • Обобщенный опыт и индивидуальные навыки личности добытые самостоятельно.
  • Новые образовательные, воспитательные задачи и объективный уровень воспитанности и образованности ученика.
  • Коллективные формы воспитания, обучения и индивидуальный характер познания духовных ценностей.
  • Регламент педагогического процесса и собственная активность обучающегося.
  • Педагогические средства, формы, методы воздействия и принятие данного обучающимися.

Противоречия внутреннего характера затрагивают следующие стороны:

  • Нравственно-этические нормы, правила поведения в обществе и уровень сформированности умений и привычек.
  • Сформированный идеал личности и реальное поведение.
  • Долг, поведения и эмоции, чувства
  • Оценка и самооценка.

Внутренние и внешние противоречия педагогического процесса

Развитие эмоциональной жизни также обусловлено внутренними противоречиями. Эмоциональная сторона жизни человека имеет много противоположностей и отражает процесс взаимоотношений, общения с окружающими, преодоления сложностей, удач и неудач. Конфликт и взаимодействие таких противоположностей играет одну из ключевых ролей в развитии эмоций, а также в преобразовании ситуационных эмоциональных переживаний в устойчивые чувства. В данном процессе происходит преодоление противоречий в чувства через овладение эмоциями, а именно: уверенность через сомнение; смелость через преодоление страха; чувство собственного достоинства через стыд.

В образовательном процессе важное место занимает оценивание педагогом качества знаний ученика и побуждение к самостоятельной оценке собственных результатов обучения. Система оценивания помогает анализировать успеваемость ученика и выявить его слабые стороны. Метод оценивания также рождает противоречия. Так, некоторые воспитанники удовлетворены хорошей успеваемостью, другие, осознавая недостатки в учении, испытывают переживание внутренних противоречий. В любом случае происходит стимулирование учеников к познавательной активности, формированию прилежания, ответственности за выполнение обязательств. Решение противоречий позволяет пройти путь формирования к свободно ориентирующейся в стремительно изменяющейся социально-экономической ситуации личности.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Воспитание по сути
своей есть развитие (способствование
развитию) личности. И это развитие,
совершенствование личности есть
результат внутренней духовной деятельности
воспитуемого. Влияние внешних по
отношению к нему сил (воспитателей)
является лишь причиной деятельности
воспитанника, причем в подавляющем
большинстве случаев причиной деятельности
восприятия, которое вызывает собственно
формирующую, т.е. духовную, непосредственно
воспитывающую деятельность воспитанника.

На органы чувств,
на систему восприятия людей внешние
факторы воздействуют фактически
одинаково, но ответная реакция на них
каждого человека индивидуальна: громкую
музыку все воспринимают как хорошо
слышные звуки, но у одних эти звуки
вызывают радостное возбуждение, у других
же — раздражение. Воспринимая то же, что
и другие, человек относится к воспринимаемому
по-своему. Эта способность формируемого
отношения складывается в результате
собственной деятельности по осознанию,
оценке воздействий, определению своего
места в системе связей внешнего мира.

Читайте также:  Авторы диагностика отклонений в развитии ребенка

Что же заставляет
воспитанника выполнять эту деятельность,
этот нелегкий труд души, чтобы подняться
на новый, более высокий уровень
воспитанности? Ведь гораздо легче прямо
отвечать на воздействия, не сопротивляться
среде, потреблять имеющееся и отдавать
излишнее.

Наделенный от
природы органами чувств и сознанием
человек получил неограниченные
возможности получения информации о
внешнем мире. Этот факт по своему значению
совершенно беспрецедентен в живом мире.
Процесс познания действительности для
человека в отличие от животных бесконечен.
Можно сказать, что прирожденным качеством
человека является любопытство: ребенок
испытывает потребность в получении
информации о внешнем мире, а получая
эту информацию и осмысливая ее, осознает
потребность в новой информации для
более уверенного ориентирования в
окружающем мире. Поэтому удовлетворение
физиологических потребностей не ведет
к прекращению познавательной деятельности,
а скорее, является условием ее выполнения
в «чистом виде», без давления со стороны
первичных стимулов.

Второе весьма
важное обстоятельство — человеку
прирожденно стремление к счастью. В его
основе — стремление всякого живого
существа к наиболее благоприятным,
комфортным условиям существования:
даже амеба передвигается из зоны
неблагоприятно повышенной концентрации
раствора в сторону оптимальных условий.
Но человек не останавливается в своем
движении, достигнув благоприятных
условий. Его представление об оптимуме
не ограничивается возможностью
удовлетворения имеющихся потребностей.
Удовлетворение потребности порождает
и ощущение дискомфорта в условиях
удовлетворенной потребности, поскольку
новая информация раскрывает дополнительные
возможности удовлетворения потребности
и порождает новые желания. И в этом
отношении счастье — в достижении новых,
все более значимых целей.

Таким
образом, мы можем утверждать, что
постоянно существует противоречие
между тем, что человек имеет, и тем, что
он хочет. Его желания, стремления, его
потребности в принципе всегда выше
имеющихся возможностей непосредственного
их удовлетворения. Вот это противоречие
между имеющимся (наличным, актуальным)
уровнем развития и новыми, более высокими
потребностями и является главной
движущей силой воспитания.
Кратко
его можно сформулировать как противоречие
между «могу» и «хочу».
Это
противоречие является постоянным, оно
присуще воспитанию вследствие двух
указанных выше условий: безграничности
возможностей познания и преобразования
условий жизни и прирожденного стремления
к счастью, которое в определенном
приближении может быть понято как
достижение возможностей удовлетворения
постоянно растущих духовных и физических
потребностей.

Другой
движущей силой воспитания является
противоречие
между требованиями среды к человеку и
его возможностями удовлетворить эти
требования.
Коротко
это противоречие можно сформулировать
как противоречие
между «надо» и «могу»

отличие от первого — между «могу» и
«хочу»). Внешние условия, условия
окружающей человека действительности
тоже постоянно изменяются, усложняются,
и, естественно, требования к человеку
с их стороны повышаются. От дошкольника
требуют меньшего, чем от школьника.
Растут требования и к взрослым. Если в
недалеком прошлом требования к уровню
образования человека, например,
ограничивались программой начальной
школы (умение читать, писать и считать),
то сейчас все более актуальными становятся
знания экономики, политики, юриспруденции
(права), иностранных языков и др.

Эти требования
кажутся абсолютно внешними по отношению
к человеку и вроде бы внутренне не
присущими процессу воспитания. Но это
не так. Они порождены самим человеком,
его стремлением к познанию и
совершенствованию жизни. Они вызваны
этим стремлением и его реализацией.
Обратным их влиянием и является требование
к самому человеку. В этом, собственно,
и проявляется устранение насильственности,
внешней принудительности этой движущей
силы воспитания по отношению к
воспитуемому. Он сам как часть социума
является составной частью, участником
силы, порождающей требования по отношению
к нему самому. Поэтому противоречие
между «надо» и «могу» достаточно
безболезненно превращается в сознании
человека в противоречие между «могу»
и «хочу», ведь оно порождено им самим,
его стремлением не только соответствовать
требованиям среды, но и быть выше этих
требований. Правда, в случае грубого
неучета возможностей воспитанника
требования к нему среды (воспитателей)
воспринимаются им как чуждые,
насильственные. Эти требования если и
выполняются, то лишь внешне, мало
затрагивая сферу внутренней, духовной
деятельности, или, более того, вызывают
деятельность противоположной
направленности по сравнению с планируемой
воспитателем. В этом случае противоречие
между требуемым и желаемым не становится
движущей силой воспитания, поскольку
оно не является диалектическим, внутренне
присущим процессу развития личности,
а остается внешним, грубым, насильственным
требованием, не соответствующим характеру
духовной деятельности воспитанника.

Источник