Просвещение родителей о возрастных особенностях развития ребенка

Просвещение родителей о возрастных особенностях развития ребенка thumbnail

Ни один ребенок еще не вырос без истерик и капризов. Так подрастающий ребенок пытается познать мир, способы взаимодействия с окружающими людьми и конечно же способ получить желаемое. В данной статье, хотелось бы кратко осветить вопрос детской истерики и способы взаимодействия с ребенком в момент истерики и после нее.

Существующие виды детской истерики: манипулятивная и истерика-реакция на окружающую обстановку.

С помощью манипулятивной истерики ребенок пытается добиться того, чего он хочет, часто такие истерики происходят в публичных местах, что становится очень «неудобным» для Вас.

Истерики-реакции это сигнал психики ребенка о некомфортном состоянии (устал, заболел, голоден, замерз, ну и какие-то психологические причины адаптация к новым условиям, развод родителей, смена привычной обстановки и т.д.).

Реакция на каждую истерику должна быть соответствующей. Поведение при манипулятивной истерике:

1. Если почувствовали приближение истерики или капризов, самое главное – не впадать в панику и сохранить спокойствие, ведь это признак того, что ребенок начинает взрослеть, и учится взаимодействовать с миром, высказывать свое мнение и желание и Вы как любящий и мудрый родитель, должны ему в этом помочь.

2. Действуйте едино с мамой/папой/бабушкой/дедушкой и другими родственниками, которые активно участвуют в жизни и воспитании ребенка.

3. Ребенку после истерики, когда уже он успокоится, нужно дать понять, что Вам не нравится такое поведение и неприятно наблюдать истерику ребенка.

4. Не пытайтесь во время каприза что-то внушать и объяснять ребенку, он все равно Вас в этом момент не услышит, лучше подождать пока «буря» минует.

5. Будьте последовательны в своем поведении, если Вы сказали «нет», и последовал каприз, не меняйте свое мнение и решение. Не поддавайтесь ребенку, даже если это происходит в общественном месте.

6. Попробуйте найти выход из ситуации путем поиска компромисса «Я не могу дать тебе играть  со стеклянной чашкой, но я могу ее дать тебе посмотреть на диване, чтоб она не разбилась», «Я не могу разрешить тебе рисовать на обоях/мебели, давай возьмем с тобой альбом», «Не заходи в лужу сейчас, ты не в той обуви, давай мы лучше измерим ее глубину палкой или покидаем в нее камушки» и т.д.

7. Не разрешайте пугать посторонним людям «Я тебя заберу к себе» и не пугайте ребенка сами «Я позвоню в милицию».

8. По возможности постарайтесь отвлечь малыша.

9. Возьмите себя в руки и постарайтесь убрать из арсенала грубый тон, не пытайтесь сломить силой авторитета, говорите спокойно и без раздраженности, это успокоит ребенка.

Поведение во время истерики-реакции:

1.  Ребенок всегда должен чувствовать поддержку родителей, поэтому необходимо во время приступа капризности оставаться рядом с малышом, чтоб он понимал, что Вы его понимаете. Возьмите ребенка на руки и прижмите к себе, опуститесь на уровень его глаз и скажите, что понимаете, что он расстроен и пожалейте его.

2. Если вы столкнулись с истериками в следствии со сменой привычной жизнью (развод, переезд, перевод в другой сад), самым разумным будет обращение к педагогу-психологу для консультации и составлении программы поддержки и эмоциональной разгрузки ребенка.

Ну и самое главное!

ХВАЛИТЕ РЕБЕНКА.

— Хвалите всегда, даже если его попытки не увенчались успехом, похвала от родителей является лучшей мотивацией и стимулом к хорошему поведению, помощи и учебе. Резкая критика только «охлаждает пыл»

— Отметьте, если ребенок сходил без истерики в магазин, поликлинику или в гости, скажите, что гордитесь им. Не бойтесь его «захвалить» в этом случае.

 Желаем Вам успехов и все обязательно получится!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Серпухова детский сад № 34 «Звёздочка»

Детская истерика

Рекомендации родителям от педагога-психолога

Составитель: педагог-психолог Гаврилова И.В.

Редактор: старший воспитатель Савина Л.В.

Источник

Сухарева Ольга
Психологическое просвещение и психологическая профилактика родителей дошкольников

Уважаемые коллеги, согласитесь, что сейчас в наше время педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Ведь в университетах, колледжах и в других учебных заведениях нет такого специального курса или предмета, где молодых людей учат как стать хорошими мамами и папами, как нужно взаимодействовать с детьми и правильно их воспитывать. В принципе, этому не обучают нигде и никогда.

Таким образом, вопросами психолого-педагогического просвещения я считаю можно и нужно заниматься в ДОУ.

Когда говорим о психолого-педагогическом просвещении сразу же вспоминаем о психологической профилактике. Обоснованием для объединения этих двух, на первый взгляд, разных направлений в единое целое является то, что просвещение родителей носит профилактический, то есть предупреждающий характер. Ведь основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.

Изменить ситуацию педагогической безграмотности позволяет планомерная и содержательная работа ДОУ, направленная на психолого-педагогическое просвещение родителей.

Родители должны понимать (и учреждение, и мы психологи должны эту мысль до них донести, что именно они являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах педагогического взаимодействия, поскольку на них лежит ответственность за воспитание и качество образования их детей, а ДОУ является профессиональным посредником и помощником для них.

Принципы организации

Задача детского сада — наладить тесное и плодотворное взаимодействие с родителямивоспитанников на основе таких принципов:

• взаимоуважения;

• терпимости;

• толерантности;

• доверия друг другу;

• взаимной поддержки;

• терпения;

• помощи;

• готовности воспринять позиции друг друга.

Подбирая темы и материал для занятий с родителяминужно помнить о таких особенностях предлагаемой информации:

• актуальность и полезность;

• превентивность;

• практическая целесообразность;

• основывалась на конкретных фактах и жизненном опыте.

Таким образом, считаю, что мы психологи должны наладить максимально продуктивный диалог с родителями, добиться от них позитивного отклика на свою деятельность. Для этого рекомендуется предельно расширить круг вовлеченности родителей в различные сферы дошкольной жизни и применять различные способы образовательного воздействия на родителей.

Психолого-педагогическое просвещение родителей организовываю с помощью следующих форм работы с семьёй:

Читайте также:  Семья как фактор развития ребенка курсовая

• индивидуальные и тематические консультации;

родительские собрания;

• информация в родительских уголках.

В круг актуальных вопросов, предлагаемых мной родителям входят:

• адаптация младших дошкольников;

• возрастные особенности детей;

• условия, необходимые для полноценного психологического развития;

• готовность к школе и т. д.

Рассмотрим основные вопросы подробно:

1) Адаптация младших дошкольников.Сюда входит:

• информирование в устной и письменной форме родителей об особенностях адаптации дошкольников, об особенностях режима дошкольного учреждения; т. е. в уголок родителей размещается наглядная информация различной тематики, и индивидуально с каждым родителем проводятся беседы о прохождении адаптации ребенком;

• отслеживание самого процесса привыкания ребенка и его корректировка совместно с педагогом. Сама работаю в первой младшей на 0,5 ставки. Стараюсь уделить всем детям достаточно внимания, тем самым облегчить им процесс привыкания.

2).Готовность к школе:

• на основе психологической диагностики уровня готовности разрабатываются рекомендации для родителей по повышению уровня готовности к школе;

• консультации родителей по вопросам индивидуализации процесса подготовки к школе.

Подводя итог, можно сказать, что эффективность психопрофилактической работы психолога определяется ещё и грамотным отбором тем для выступлений. Они должны быть результатом анализа ситуации развития ребенка, особенностей склада семейного воспитания, а не просто желания рассказать родителям о чем-то интересном. Именно психологической профилактике специалист должен поэтому уделять особое внимание. Тогда возможно будет предупредить нежелательные отклонения в развитии детей.

Спасибо за внимание!

Источник

Изменить ситуацию педагогической безграмотности позволяет планомерная и содержательная работа учебных учреждений, направленная на педагогическое просвещение родителей. Это одна из главных составляющих работы классного руководителя.

Родители должны понимать (и учреждение, и классный руководитель должны эту мысль до них донести), что именно они являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах педагогического взаимодействия, поскольку на них лежит ответственность за воспитание и качество образования их детей, а школа является профессиональным посредником и помощником для них.

Принципы организации

Задача школы — наладить тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учеников на основе таких принципов:

  • взаимоуважения;
  • терпимости;
  • толерантности;
  • доверия друг другу;
  • взаимной поддержки;
  • терпения;
  • помощи;
  • готовности воспринять позиции друг друга.

Психолого-педагогическое просвещение родителей должно быть направлено на:

  • передачу родителям знаний о закономерностях и особенностях воспитательного процесса;
  • развитие их педагогического мышления;
  • формирование у них навыков и практических умений в воспитательной области.

Подбирая темы и материал для занятий с родителями нужно помнить о таких особенностях предлагаемой информации:

  • актуальность и полезность;
  • превентивность;
  • практическая целесообразность;
  • основывалась на конкретных фактах и жизненном опыте.

Классный руководитель должен наладить максимально продуктивный диалог с родителями, добиться от них позитивного отклика на свою деятельность. Для этого рекомендуется предельно расширить круг вовлеченности родителей в различные сферы школьной жизни и применять различные способы образовательного воздействия на родителей.

Формы педагогического просвещения родителей

Психолого-педагогические знания о принципах развития и воспитания детей родители могут получать через такие формы педагогического просвещения.

Лекции

Эта форма предполагает передачу лектором (учитель, психолог, педагогический работник, научный сотрудник) родительской аудитории научной информации. Его доклад должен включать:

  • научный анализ педагогических явлений и воспитательных ситуаций;
  • разъяснение их причин и условий протекания;
  • описание закономерностей развития детской психики;
  • объяснение механизмов поведения ребенка.

В нем должны называться термины, указываться факты и статистические данные, приводиться примеры из опыта семейного воспитания.

Лекцию не рекомендуется проводить в виде монолога выступающего, ее нужно организовывать в виде многостороннего диалога заинтересованных единомышленников.   

Родительские собрания

Одна из наиболее популярных форм взаимодействия школы и семьи, направленная на повышение педагогической образованности родителей. За учебный год должно пройти 3-5 заседаний. Такие собрания должны быть посвящены:

  • рассмотрению актуальных педагогических проблем;
  • обсуждению задач учебно-воспитательной работы;
  • планированию воспитательной деятельности;
  • установлению проблем, появляющихся в классе или влияющих на успеваемость детей, и нахождению путей их разрешения;
  • подведению итогов;
  • определению на будущее наиболее продуктивных форм взаимодействия между школой и семьей.

Цель родительских собраний — осуществляя анализ и осмысление педагогической теории, способствовать решению любых проблем, возникающих в конкретном классном или школьном коллективе.  

Конференции

Данная форма педагогического просвещения предусматривает расширение и углубление имеющихся знаний о воспитании и развитии детей, обсуждение накопленного опыта в этой сфере. Такое мероприятие проводится один раз в год. Оно имеет четкую структуру и требует длительной и тщательной подготовки с активным подключением к этому процессу родителей. Родители должны быть не только слушателями, но и выступающими, и активными участниками обсуждения.

Индивидуальные консультации

Форма психологической помощи, необходимая для решения конкретных проблем. Такие консультации проводятся путем прямого личного общения педагога и родителей. Необходимость данных встреч возникает при наличии конфликтной ситуации, попадании в затруднительное положение или развитии неблагополучного психологического состояния.

Эти встречи полезны и для учителя, и для родителей. Они узнают достоверную информацию о поведении и уровне знаний ученика, а педагог лучше поймет причины, влияющие на успеваемость и поступки ребенка.

Главная задача индивидуальных консультаций — обсудить проблему и найти общее понимание того, как лучше ее разрешить. Основные требования к проведению такой формы работы — компетентность, взаимоуважение, толерантность, доверительные отношения.   

Читайте также:  Развитие ребенка в месяц и три недели

Может проводиться тематическая консультация, при которой общение происходит не с какой-то отдельной семьей, а с группой родителей, у которых имеются схожие проблемы в воспитании детей.

Практикумы

Направлены на выработку у родителей навыков и педагогических умений, необходимых для организации правильного воспитательного взаимодействия с детьми. В ходе практикума родителей знакомят с конкретной педагогической ситуацией и предлагают найти эффективный выход из нее.

Родители должны вносить предложения, отстаивать свое мнение, вести конструктивный спор. В итоге такого общения родители учатся самостоятельно создавать модель своего поведения при появлении схожей ситуации в своей семье.

Тренинги

Одна из форм тренировки педагогического мышления родителей. Особенность тренингов в том, что в ходе их проведения родителей информируют о правильных способах поведения с детьми и отрабатывают их, доводя до автоматизма.  

Семинары

Одна из наиболее распространенных форм проведения педагогического просвещения родителей. Структура семинара состоит из теоретической и практической части. При этом теоретические положения усваиваются на основе практических действий с ними.

Диспуты и дискуссии

Относятся к интерактивной форме взаимодействия с родителями. Основным условием проведения диспута является организация всеобщего обсуждения заявленной проблемы и формирования единой точки зрения на возможности ее решения.

Это своеобразный спор с необходимостью аргументации и отстаивания своей позиции. Никто не должен оставаться пассивным слушателем. Необходимо создать такие условия, при которых каждый должен высказать свое мнение, предложить свой способ действия в предложенной ситуации. В итоговом решении, должны быть учтены все предложения. Нужно, чтобы оно положительно воспринималось всеми участниками мероприятия.

Родительские чтения

Предполагают изучение литературы, которая касается конкретных проблем в воспитании ребенка. После этого проводится обсуждение услышанного и определение возможных вариантов применения полученной информации на практике.

Ролевые игры

Эффективная форма взаимодействия с родителями. Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что родителям предлагается не только предложить некоторое решение воспитательной проблемы, но и, испытав на практике, определить уровень его эффективности.

Родителям предлагается побывать в роли ребенка и ощутить, что он чувствует в момент воспитательного воздействия взрослых.

Читайте подробнее:

  • Ролевое проигрывание семейных ситуаций.

Уголок для родителей

В каждом классе должен находиться родительский уголок, где размещаются тематические бюллетени или газеты, посвященные определенным темам воспитания детей. Здесь же может располагаться выставка детских работ, объявления, памятки, вопросы анкет или других документов, которые используются в работе с родителями.

Интерактивное общение

Сейчас очень популярно создание родительских групп в таких программах для общения и обмена сообщениями, как WhatsApp или Viber. Они облегчают и ускоряют обмен информацией между учителем и родителями.

Обычно в таких группах передаются извещения об общих мероприятиях, срочных встречах, совместной деятельности. Таким способом можно отправить поздравления с праздниками, советы или памятки относительно воспитания ребенка.

Читайте также:

  • 11 современных способов связи с родителями учеников.

Открытые уроки

Проводятся для ознакомления родителей с программой, особенностями преподавания определенного школьного предмета. Попутно родители имеют возможность понаблюдать за поведением своего ребенка на уроке, оценить уровень его знаний, понять критерии и требования, которые предъявляет учитель к нему.

Посещение семьи

Для ознакомления с домашними условиями, в которых находится и развивается ребенок, классный руководитель должен посетить семью. Необходимо заранее предупредить родителей о запланированном визите и сообщить его цель. Общение должно быть доброжелательным. Необходимо убедить, что это не инспекционная проверка, а доверительная встреча двух взаимозаинтересованных сторон.

Использование предложенных форм педагогического просвещения родителей позволяет разнообразить такую работу, найти подход к каждому, заинтересовать и вовлечь их в совместную деятельность. Как результат, эффективность воспитательного процесса значительно возрастает.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы более 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

А.Г. Ермакова, педагог-психолог

МБОУ «СОШ № 9» г. Енисейска, Красноярского края

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В последние десятилетия в системе образования усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.

Особенностью системы сопровождения на современном этапе является необходимость сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.

Сопровождение — это определенная идеология работы, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог.

Что значит «сопровождать»? В словаре русского языка мы читаем: сопровождать — значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем Дорогу мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг Дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги — право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком, оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным — это большая удача. Именно в таком сопровождении ребенка на всех этапах его обучения и видится основная цель психологической практики.

Читайте также:  Морфофункциональное развитие ребенка в 1 год

Психологическое сопровождение образовательного процесса основывается на основных видах деятельности педагога-психолога:

  • психодиагностика (индивидуальная и групповая),

  • Психологическая профилактика,

  • коррекционно-развивающая деятельность (индивидуальная и групповая),

  • психологическое консультирование (индивидуальное и групповое),

  • психологическое просвещение: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Концепция работы нашей школы, выстраивается в логике идеи «Школы взросления», т.е. учета возрастных особенностей ребенка на каждой ступени обучения.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии.

Базовыми основаниями концепции Школы возраста являются идеи Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о культурно-историческом развитии человека, смысл которых заключается в том, что источником развития ребенка является его общественная среда. Как писал Л.С. Выготский «акт развития ребенка обуславливается, прежде всего, социальной ситуацией развития, вызывая его переживания». Д.Б. Эльконин подчеркивал трактовку развития как присвоение культуры: «…Ребенок присваивает общество… все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции». Специфика возраста определяется теми деятельностями, которые осваивает ребенок и теми психическими новообразованиями, которыми характеризуется его развитие.

Учитывая то, что семья является мощным фактором развития ребенка и становления его личности, мы пришли к выводу, что особое внимание в своей деятельности нужно обратить на психологическое просвещение родителей учащихся школы.

Психологическое просвещение педагогов и родителей – принципиально важное направление школьной практической деятельности психолога. Психологическое просвещение – это повышение психологической культуры людей, с целью развития интереса к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в межличностных отношениях.

В школе, как и в семье, часто случаются различные конфликты, в основе которых лежит психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушаться к детским проблемам, понять, простить, уступить и посочувствовать. Родители подчас располагают чрезвычайно бедными сведениями о психологических особенностях своих детей и при всей своей любви к ребенку нередко не знают его и не могут его понять. Психологическое просвещение взрослых является существенным фактором, влияющим на становление личности ребенка и развитие его эмоциональной сферы. Это связано с тем, что полученные знания помогают педагогам и родителям лучше понять ребенка, подобрать индивидуальный подход к его обучению и воспитанию. Поэтому педагогу-психологу очень важно повысить уровень психологической культуры всех тех людей, которые взаимодействуют с детьми.

Основной смысл психологического просвещения родителей заключается в том, чтобы:

  • Познакомить родителей с основными закономерностями психического развития ребенка, с целью выработки индивидуального подхода.

  • Показать родителям влияние их стиля воспитания на развитие эмоциональной сферы ребенка.

  • Формировать у родителей ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

  • Формировать у родителей потребность в психологических знаниях, желание использовать их во взаимоотношениях с детьми или в интересах развития собственной личности.

Основными формами и каналами просвещения родителей в нашей школе являются:

  1. Родительские собрания – ознакомление родителей:

— с психологическими особенностями учащихся на разных возрастных этапах;

— с особенностями адаптационного периода первоклассников, пятиклассников, учащихся 10 классов;

— преодоление трудностей связанных с УВП и личностным развитием.

2. Родительские лектории по актуальным проблемам, связанным с воспитанием, психическим развитием детей.

3. Индивидуальные консультации родителей по различным вопросам.

4. Выпуск информационных буклетов.

5. Стендовое информирование.

6. Информация на сайте школы в специально организованной рубрике для родителей.

Из опыта работы можно выделить следующие темы, пользующиеся наибольшей популярностью у родителей:

«Ребенок на пороге школы».

«Впереди 5 класс».

«Роль родителей и их практическая помощь при подготовке к ЕГЭ».

«Возрастные особенности и развитие ребенка».

«Искусство наказывать и прощать».

«Причины возникновения детско-родительских конфликтов».

«Детская агрессивность и роль семьи в ее развитии».

Основными позитивными показателями работы по данному направлению являются:

1. Высокий процент посещаемости родительских собраний и лекториев.

2. Рост числа индивидуальных консультаций.

3.Изменение характера запросов в ходе индивидуального консультирования – происходит переход от выражения недовольства другими людьми к просьбам помочь разобраться в причинах трудностей, овладеть приемами, позволяющими управлять своим состоянием и т.д.

Список литературы

Рабочая книга школьного психолога [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной – М.: Просвещение, 1997. – 303 с.

Источник