Пространственное развитие ребенка дидактический материал

Пространственное развитие ребенка дидактический материал thumbnail

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СКАЗКА»

ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

СОСТАВИТЕЛЬ: ТОРГАШОВА Т.А.,

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

Содержание

Пояснительная записка 2

Игры на формирование пространственных представлений: слева,

справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко 4

Игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию

(от себя, от предмета) 4

Игра на формирование умений детей определять словом положение

того или иного предмета по отношению к другому 5

Игры на формирование умений ориентироваться в движении 5

Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости

(ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве) 5

Игры на развитие мелкой моторики 8

Игры на развитие графических умений 8

Кинезиологические упражнения 9

Пальчиковые игры 10

Литература 11

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой). Умение ориентироваться в пространстве – важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребенку важно свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Осваивается данный навык медленно и с большими трудностями. Особенно сложно формируется этот навык у детей с нарушениями речи. Недостаточность пространственных представлений проявляется в нарушении восприятия схемы собственного тела, в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. У детей возникают сложности при ориентировке на листе бумаги и в окружающем пространстве. Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для формирования пространственной ориентировки у дошкольников» позволит детям дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми преодолеть трудности по формированию пространственной ориентировки.

Таким образом, цель методического пособия – формирование пространственной ориентировки, графических навыков у детей и предупреждение школьных трудностей.

Задания и упражнения учитывают возможности детей дошкольного возраста, поэтому предлагаются в игровой форме. Используются здоровьесберегающие технологии: кинезиологические упражнения (это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие), пальчиковая гимнастика.

Методическое пособие поможет ребенку:

научиться ориентироваться в пространстве, на листе бумаги и в тетради в клетку;

-научиться понимать и правильно использовать в речи предлоги В, НА, ПОД, ЗА, НАД, ПЕРЕД, МЕЖДУ и др.;

-развивать внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление;

-развить мелкую моторику и координацию движений руки;

-развить способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу «от простого — к сложному». Так, например, в словесных играх этот принцип выражается в переходе от более простых к более сложным пространственным характеристикам (от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и др.). При определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. В настольно-печатных играх по ориентировке в пространстве — более точное определение пространственного местонахождения.

В результате можно выделить следующие этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений:

I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.
II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека»
III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.
V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

При решении задач каждого этапа необходимо уделять внимание закреплению умения различать левую и правую руки. Упражняя в различении противоположных направлений, постепенно усложнять задания: увеличивать количество предметов, местоположение которых предлагается определить, а также расстояние между ребёнком и предметами. Детей необходимо обучать не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации. Совершенствуя умения передвигаться в указанном направлении, можно предложить изменять направление движения не только во время ходьбы, но и бега. В процессе обучения обращать внимание на освоение детьми значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

Эти игры и упражнения должны способствовать расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволит детям овладеть пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.

1. Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

Игра «Что справа». Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.

Вариант 1. Воспитатель просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.

Вариант 2. Воспитатель или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.

Вариант 3. Воспитатель просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него.

Игра «На плоту». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д.

2. Игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).

Игра «Отгадай – где…». Воспитатель предлагает детям встать в кружок на ковре и посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков-фишек у каждого ребёнка.

Игра «Давай меняться». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей для нахождения определённого места в пространстве по заданным ориентирам. Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.

Читайте также:  Информация о центре развития ребенка

3. Игра на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Игра «Что изменилось?». Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза.

Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.

Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком.

В роли ведущего может быть как воспитатель, так и ребёнок.

4. Игры на формирование умений ориентироваться в движении.

Игра «Куда пойдёшь и что найдёшь». Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда воспитатель спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает воспитатель, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.

Игра «Синхронное плавание». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.

Игра «Новая походка». Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.

5. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).

Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:

— что изображено справа от него,
— что нарисовано под ним,
— что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

— в правом верхнем углу,
— вдоль нижней стороны листа,
— в центре листа, и т.п.

Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

Вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;

Вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.

Игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.

Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.

Игра «Времена года». Перед каждым ребенком лист бумаги с разметкой (в четырех углах листа поставлены точки), простой карандаш.

Педагог раздает детям листы бумаги в клеточку с разметкой. «На листе на том месте, где поставлены точки, нужно нарисовать то, что я вам скажу, а где рисовать, вы узнаете, если будет внимательно слушать».

1. Наступила осень, завяли цветы. Нарисуйте простым карандашом цветок в правом углу.

2. Осенью листья на деревьях меняют цвет и опадают. Нарисуйте в левом нижнем углу листок.

3. Мы ждем, когда наступит «бабье лето», потому что в это время возвращаются солнечные дни. Нарисуйте в верхнем левом углу солнышко.

4. Когда выглядывает солнышко, нам становится весело. Нарисуйте улыбку в правом нижнем углу.

Затем педагог предлагает детям сравнить свою работу с образцом. Такую работу можно провести, используя разные времена года.

Игра «Рисуем узоры» (графический диктант). У каждого ребенка простой карандаш, лист бумаги в клетку.

Педагог предлагает ребенку продолжить готовые узоры. Затем это упражнение следует усложнить. Задание ребенку предлагается на слух, диктуется узор.

Игра «Посчитаем треугольники». Рассмотреть чертежи и посчитать, сколько в каждом квадрате треугольников.

Игра «Раскрась правильно». У каждого ребенка цветные карандаши и лист бумаги с контурами пяти домиков и чистые листочки бумаги в клеточку с отметками в виде крестика.

Педагог предлагает детям раскрасить синим карандашом второй домик слева. Раскрасить красным карандашом третий домик справа. Раскрасить зеленым карандашом домик, который стоит перед синим. Раскрасить желтым карандашом домик, чтобы красный оказался между синим и желтым. Раскрасить коричневым карандашом домик, который следует за желтым. Сравнить с образцом. Затем педагог просит закрасить черным карандашом клеточку, отмеченную крестиком. Клеточку снизу закрасить зеленым карандашом. Клеточку, находящуюся сверху, закрасить желтым карандашом. Красным карандашом закрасить клеточку так, чтобы желтая клеточка находилась между черной и красной клетками. Сравнить с образцом. Возможны многочисленные варианты таких игр.

Читайте также:  Развитие и навыки пятимесячного ребенка

6. Игры на развитие мелкой моторики.

Игра со спичками. Перед каждым ребенком в беспорядке лежат 16 спичек. Нужно с наибольшей быстротой перенести эти спички одну за другой на расстояние 30см и сложить так, чтобы головки были обращены в одну сторону. Выполнять условия этой игры нужно: пользуясь пальцами обеих рук; пользуясь любыми пальцами левой руки; только 2-мя пальцами – большим и мизинцем; двумя мизинцами обеих рук выложить прямую линию из 10 спичек; безымянным и мизинцем построить 4 треугольника: средним и мизинцем построить 3 прямоугольника; указательным и безымянным построить «колодец» из 16 спичек и т.д.

Игра «Вырежи фигурку».

Оборудование: старые открытки, ножницы.

Дети аккуратно вырезают из открыток или картинок различные изображения (фигурки животных, человека, цветы и т.д.) Из вырезанных фигурок дети могут составить композиции – аппликации (сказочные сюжеты, фантастические картины).

7. Игры на развитие графических умений.

Игра «Штриховки». Перед каждым ребенком лежит лист бумаги, карандаши.

Педагог предлагает детям выполнить разные виды штриховок, используя при этом карандаши разного цвета. Варианты этого задания: используя трафареты (геометрических фигур), обвести контуры фигур, а затем заштриховать их, не переходя границ контура. Линии штриховки могут быть разными: прямые, наклонные, волнистые и т.д.

Игра «Парашютисты». Перед каждым ребенком лежит лист бумаги, в верхней части которого несколько разноцветных точек (парашютисты), внизу листа — небольшой круг — место их приземления.Педагог ставит перед детьми задачу: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов.

8. Кинезиологические упражнения.

Упражнения с мячом. По команде педагога подними мяч вверх, вправо, влево, вниз.

Вариант 1.

Будем с мячиком играть,

Поднимать и опускать.

Вправо, влево повернем

И опять играть начнем.

Вариант 2.

На каждый удар об пол мячом ребенок говорит по слову.

Я знаю пять названий грибов: подберезовик — раз, боровик –два и т.д.(лесные ягоды, садовые ягоды).

Упражнение «Поворот»

Поверни голову назад и постарайся увидеть предметы, находящиеся сзади.

Ты головку поверни,

За спиной что посмотри.

Упражнение «Ухо-нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнение «Домик»

Соединить кончики пальцев. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.

Мы построим крепкий дом,

Жить все вместе будем в нем.

Упражнение «Колечко»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Ожерелье мы составим,

Маме мы его подарим.

9. Пальчиковые игры.

Игра «Пингвины»

У нас просторный водоем. Соединяют пальцы обеих рук,

Мы с братом плаваем вдвоем. Изображая водоем;

Мы от стены плывем к стене «плывут»;

То на боку, то на спине. Кладут руки на стол сначала ребром,

Затем ладошками вверх;

Держись правее, дорогой, «плывут»

Не задевай меня ногой.

Игра «Веселая мышка»

Веселая мышка Раскрываем ладошку, пальцы растопырены

Перчатку нашла. Поворачиваем руку, то ладонью,

То тыльной стороной вверх.

Гнездо в ней устроив, Складываем ладони «ковшиком».

Мышат позвала.

Им корочку хлеба Кончиком большого пальца поочередно

Стучим по кончикам остальных пальцев.

Дала покусать.

Погладила всех Большим пальцем гладим остальные

(от мизинца к указательному.)

И отправилась спать. Ладошки под щекой.

Литература

1. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. – СПб.:2009.

2. Новокшонова Е.А., Вторушина И.И., Леоненко С.П. и др. Занимательные игры и упражнения для формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями 6-7 лет.- Томск: 2012.

Интернет-ресурсы

1. 1september.ru

2. stranachydes.com

12

Источник

Наталья Александровна Забелина
Картотека дидактических игр для формирования пространственных представлений у дошкольников

Д/и «Незнайка в лесу»

Воспитатель. Однажды Незнайка пошел в лес, идет он по лесу и рассказывает: «Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сидит на дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лисе. Стрекоза летает под землей. Гусеница ползет под веточкой. Бабочка порхает в цветке. Цветы растут над деревом». И т. д.

Дети должны исправить ошибки Незнайки.

Д/и «Где мячик?»

Материал. Лист бумаги с нарисованной сеткой, «мячик» (кружочек).

Ход игры. — Покатился мячик в самую середину листа. Положите туда «мячик» (кружочек).

— Покатился «мячик» на один квадрат вверх. Где теперь «мячик»?

— Потом он покатился на один квадрат вправо. Где теперь «мячик»? (На один квадрат вниз и на один влево и т. п.)

Воспитатель диктует, дети передвигают «мячик». Более сложный вариант игры – следить глазами и лишь в конце указать местонахождение «мячика». Побеждает тот, кто правильно назовет, где лежит мячик.

Д/и «Угадай, где звенит колокольчик»

Воспитатель вызывает ребенка и звонит возле него в колокольчик, затем предлагает ему закрыть глаза и определить на слух, где звенит колокольчик: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

Д/и «Динамические картинки»

Материал. Фланелеграф, картинки.

Ход игры. На магнитной доске или фланелеграфе выставляется елка. К доске выходят по желанию 9 человек. Каждый получает свою картинку: березку, кустик, грибок, зайца, белку, ворону, лису, ежа, домик. Воспитатель вводит детей в игровую ситуацию:

– Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.

Назначается ведущий, по заданию которого дети располагают свои картинки:

Березка справа от елки. Ворона под елкой.

Заяц слева от елки. Лиса идет к елке.

Куст перед елкой. Ежик идет от елки.

Грибок под елкой. Домик за елкой.

Белка на елке.

В менее подготовленных группах роль ведущего может выполнять воспитатель. Если позволит время, в создание картинки можно включить и остальных детей:

Читайте также:  Упражнения для ребенка 3 лет для развития его речи

– Изменим положение вещей: пусть белка будет слева от березки, а кустик – справа от нее.

– Пусть зайчик будет справа от ежика, а лиса – слева. И т. д.

Д/и «Птичка и кошка»

Цель. Усвоение предлогов, имеющих пространственное значение.

Оборудование: лист бумаги, дерево, птичка, кошка.

Воспитатель говорит: «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».

Д/и «Путаница»

Цель. Закрепить различение частей тела, определение сторон на самом себе, различение левой и правой руки.

Ход игры. Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянутся левой рукой до правого носка, а правой рукой – до левой пятки и т. д.

Д/и «Запрещенное движение»

Воспитатель предлагает выполнить движения, называя различное положение рук, при этом дети должны быть внимательны и не выполнять «запрещенное движение». Например, «руки вверх». Ребенок, допустивший ошибку, выходит из игры.

Д/и «Встань, как я скажу»

Воспитатель сообщает детям о том, что они будут учиться находить место, которое он укажет, и называть свое место среди других детей. Он по очереди вызывает ребят и указывает, где они должны стоять: Наташа, встань впереди меня! Алеша, встань впереди Наташи! Кирилл, встань сзади Наташи! Олег, встань позади меня! Никита, встань между Олегом и Наташей! и т. д. Всего вызывает 5-6 детей. В заключении каждому ребенку воспитатель предлагает назвать, где он стоит. Если дети затрудняются, педагог дает образец: «Я стою сзади Наташи и впереди Олега».

Другой вариант игры.

Дети разбиваются на пары, каждый раз играют двое детей. Один ребенок стоит, другой выполняет команды воспитателя, становясь впереди, сзади, слева, справа, сбоку, около, недалеко от второго игрока и т. д. Затем игроки меняются местами.

Д/и «Угадай, что придумали взрослые?»

Ход игры. Воспитатель говорит: «Взрослые придумали очень много знаков, чтобы водителям было удобно и безопасно ездить по дорогам. Угадайте, какой знак придумали взрослые, чтобы шофер понял, что недалеко от дороги есть столовая? Какой знак подскажет шоферу, что недалеко находится врач (медпункт, что здесь можно починить машину или заправиться бензином, если он в пути кончился?» Можно вспомнить какие знаки размещают на дороге, чтобы оповестить шофера о том, что близко школа, и чтобы он вел машину осторожнее и был внимательнее; о том, что на дорогу могут выйти животные из леса; какие знаки предупреждают о возможных опасностях в пути – крутой поворот, близость железной дороги и т. п.

Нужно дать ребенку пофантазировать и предупредить о том, что машина обычно мчится быстро и поэтому изображение знака состоит лишь из 1 – 2 предметов. Если ребенок не сразу отгадал значение того или иного знака, предложить ему немного подумать, а потом можно и подсказать. Рассказать ребенку, что подобными знаками пользуются все шоферы и в нашем городе, и во всей стране, и даже в других странах.

После подобной игры – беседы дети будут обращать внимание на дорожные знаки, попадающие на пути, и стараться отгадывать их значения.

Д/и «Веселые человечки»

Материал. Картинки с изображением детей в разных позах, карточки со схематическим изображение детей, счетные палочки.

Задание. 1)К каждому человечку найти соответствующую схему.

2)К каждой картинке выложить схему из палочек.

Д/и «Расскажи, где, что (кто) находится?»

Материал. Картинки с изображением детской комнаты с игрушками.

Задание. На этой картине изображена детская комната Алеши. В ней много разных предметов и игрушек. Расскажи о том, где находится каждый предмет. Используй слова –

предлоги и наречия на, под, перед, вверху, внизу, слева, справа и др. Если ребенок затрудняется определить местонахождение предмета, помогите ему наводящими вопросами.

Д/и «Сравни два плана комнаты»

Материал. Рисунок с изображением комнаты, два плана комнаты.

Задание. Посмотри на рисунок комнаты. А теперь сравни два плана комнаты. Какой из них верный?

Д/и «Игра с обручами»

Материал. Три разноцветных обруча, набор кубиков.

На полу располагаются три разноцветных обруча – красный, желтый и зеленый – так, что все они попарно пересекаются.

Воспитатель говорит:

— Положите красный кубик так, чтобы он был внутри красного обруча, но снаружи желтого и зеленого.

— Положите желтый кубик так, чтобы он был внутри желтого обруча, но снаружи зеленого и красного.

— Положите зеленый кубик так, чтобы он был внутри зеленого обруча, но снаружи желтого и красного.

— Какие кубики находятся вне красного обруча, вне желтого обруча, вне зеленого обруча?

Второй вариант игры.

— Положите красный кубик так, чтобы он был одновременно внутри красного и внутри желтого обручей, но снаружи зеленого.

— Положите желтый кубик так, чтобы он был одновременно внутри красного, желтого и зеленого обручей.

— Зеленый кубик положите тек, чтобы он был одновременно снаружи красного, желтого и зеленого обручей.

— Какие кубики лежат внутри красного обруча, желтого, зеленого?

— Какие кубики лежат вне красного, вне желтого, вне зеленого обруча?

Д/и «Секреты»

Материал. План участка детского сада. На плане схематически изображены предметы: песочница, веранда, дом, стол, качели, клумба и т. п., игрушки секреты, красные кружки, которыми на плане отмечаются расположения секретов.

Ход игры. Дети выходят на участок. Воспитатель показывает и рассматривает с детьми план участка, устанавливается соответствие изображений на плане с реальными предметами.

Воспитатель говорит детям, что на участке спрятаны секреты, а на плане красными кружками обозначены места, где секреты находятся. Двое — трое детей начинают искать эти секреты. Каждый ребенок ищет свой секрет (ориентируется по своему кружку). Выигрывает тот, кто быстрей отыщет свой секрет.

Источник