Прогулки в физическом воспитании и развитии ребенка

Прогулки в физическом воспитании и развитии ребенка thumbnail

Оксана Красильникова
Организация прогулки — одно из средств физического развития детей и их оздоровления

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Организация подвижных игр на прогулке — это огромнейшая возможность повысить двигательную деятельность детей, улучшить психико-эмоциональное состояние ребенка, снять напряжение, научить подчиняться правилам, воспитывать навыки коллективной игры.

Во время прогулки мы проводим подвижные игры:

-с бегом: «Ловишки», «Найди себе пару» и другие.

-С прыжками: «Зайцы и волк» «Лиса в курятнике»

-С бросанием и ловлей: «Подбрось — поймай»

-На ориентацию в пространстве, внимание: «Найди, где спрятано», «Прятки»

Не буду перечислять все игры, которые использую в своей работе, их много и они вам знакомы. Остановлюсь на принципах отбора подвижных игр:

-сезонность: зимой — «Мороз красный нос», «Снежинки и ветер» и другие.

Осенью: «Солнышко и дождик», «Перелет птиц» и другие

Весной: «Ручеек» и другие

Летом: «Пастух и стадо» и др.

-соответствие теме календарно-тематического планирования:

Если тема «23 февраля», то можно провести игры: «Меткий стрелок», «Перепрыгни через ров» и др.

«Международный день птиц»: «Птичка и кошка», «Птички в гнездышках»

Смотрим, какие основные виды движения были на физкультурном занятии, то на прогулке в подвижной игре закрепляем основное движение. Если закрепляется основной вид движения – владение мячом, то на прогулке подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»

Выбор игры зависит не только от времени года, но и от погоды и температуры воздуха. В холодные дни проводим игры наибольшей подвижности, связанные с бегом, прыжками, они помогают детям лучше перенести холодную погоду. В сырую, дождливую погоду проводятся малоподвижные игры.

Кроме подвижных игр на прогулке отводится время и на индивидуальную работу по развитию движений.

— Упражнения на равновесие, это и ходьба по змейке, по снежному валу, по наклонной и узкой доске.

-Упражняем детей в беге, ходьбе между предметами, прыжках с продвижением вперед; в бросании и ловле мяча друг другу, в метании в цель, вдаль левой и правой рукой.

Важно, чтобы ребенок, с которым проводится индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

На каждой прогулке отводится время самостоятельной двигательной активности детей.

Дети любят выполнять движения без предметов: перебегать с места на место, вбегать на пригорок и сбегать с него, лазать по лесенке, качаться на качелях, скатываться с горки. Важно использовать все игровое пространство участка. Для организации самостоятельной двигательной деятельности мы выносим нужный инвентарь: мячи, обручи, кегли, скакалки, в зимний период используются еще и ледянки.

Такую деятельность надо поощрять, поскольку она способствует развитию основных видов движений.

Была проведена с детьми оздоровительная пробежка по территории детского сада, на которой закреплялось умение правильно выполнять основные движения при беге.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развивается ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Для того чтобы детям было комфортно проводить время на прогулке, родители принимают активное участие в благоустройстве участка: ежегодно красят постройки, а также было приобретено игровое оборудование, змейка для хождения, можно использовать и в качестве скамейки, для отдыха детей,

качели, столик и две маленькие скамеечки.

Любознательность, румяные щечки и довольные лица ребятишек после прогулки – лучшая награда за нелегкий труд воспитателя.

Источник

Надежда Калякулина
Значение и правильная организация прогулок в оздоровлении и физическом воспитании детей раннего возраста.

Значение и правильная организация прогулок в оздоровлении и физическом воспитании детей раннего возраста.

Рекомендации для родителей и воспитателей детского сада.

Инструктор по физической культуре:

Калякулина Надежда Ивановна

Структурное подразделение

«Тат-Пишленский детский сад»

МБДОУ «Детство»

Большое значение для малыша имеет правильная организация бодрствования. Особенно полезны прогулки. Без регулярного пребывания на свежем воздухе он растёт бледным, часто болеющим.

Читайте также:  Левша или правша развитие ребенка

В летнее время ребёнок целый день должен проводить на свежем воздухе. Дети с года 8 месяцев и старше в зимнее время должен находиться на воздухе 3-4 часа, гуляя два раза в день в любую погоду, кроме ветреных, морозных и дождливых дней. Для детей дошкольного возраста утренней прогулкой является неторопливая ходьба в детское учреждение — детский сад. Зимой, идя с ребёнком на прогулку, следует взять с собой санки, лопатку, летом – мяч, формочки для песка, совочек и др.

На прогулке ребёнок получает много интересных впечатлений, наблюдают явления природы: падающий снег, солнце, тучи, действия взрослых– уборку снега, движущиеся автомашины, дождь, висящие сосульки и т. д. Всё это расширяет его кругозор, обогащает речь. Во время прогулки необходимо активизировать двигательную активность малыша игрой в снежки, катанием на санках, рисование на снегу, участием в лепке снежной бабы, организацией игры «в прятки», «догонялки», «лошадки» и др.

Длительное пребывание детей на свежем воздухе во все времена года чрезвычайно полезно. Оздоровительно – воспитательное значение прогулки возрастает, если она насыщена активной, содержательной, разносторонней и интересной двигательной деятельностью. Разнообразные движения на свежем воздухе способствуют обогащению крови кислородом, тренировки сердечно – сосудистой и дыхательной систем, активизации процесса обмена и закаливанию организма. Участвуя в играх дети обогащаются новыми знаниями окружающей действительности. Одежда и обувь имеют важное значение для предохранения организма от неблагоприятных воздействий внешней среды, но в то же время не должны стеснять движений детей. Воспитатели заранее проводят разъяснительную работу с родителями о значении прогулки в закаливании организма, рассказывают о том, как нужно одевать ребёнка. Добиваются, чтобы одежда детей была в этот период лёгкой, тёплой и удобной для движений. Однако не все дети одинаково активны и не все могут самостоятельно выбрать себе занятие. Поэтому необходимо заранее продумать методику проведения подвижных игр, упражнений на прогулке.

Прогулка станет действенной частью педагогического процесса, если ребёнок получит возможность больше двигаться, наблюдать явления природы и живые объекты, непосредственно действовать с предметами, познавать многообразие форм, красок.

Участок детей второго и третьего года жизни должен быть оснащён всем необходимым для всестороннего развития детей. Размещение пособий следует продумать таким образом, чтобы дети смогли свободно двигаться по всей площадке. В то же время на площадке необходимо иметь и специальные пособия для развития движений детей: крупные игрушки, приспособления для игры в мяч, разнообразный выносной материал. На площадке необходимы и такие предметы, как ведёрки, совочки, лейки, метёлки, лопатки и т. д., зимой – санки, фанерные щиты и пр. В нашем детском саду имеется всё необходимое оборудование, расставлено так, что дети могут свободно двигаться. Имеются у нас и лесенки для лазания и арки для подлезания, горка, песочница, приспособления для игр с мячом и др.

Одним из обязательных компонентов прогулки является проведение подвижных игр с детьми. Ежедневно планируемые подвижные игры имеют большое значение в общем развитии ребёнка. При их проведении педагог решает одновременно несколько задач: повышение эмоционального тонуса детей, удовлетворении потребности в разнообразных активных движениях, уточнение знаний о различных объектах. На прогулке следует чередовать подвижные игры с более спокойными, чтобы ребёнок не перевозбудился. Во второй половине дня прогулка может быть более спокойной. Оживлённо проходят игры с простыми правилами. Подбираются игры с учётом того, что сюжет игры доступен пониманию малыша, хорошо известны персонажи. Особенное удовольствие испытывают дети, когда взрослые готовят к играм дополнительные атрибуты. Работу с детьми раннего возраста на прогулке следует строить таким образом, чтобы дети всё время были заняты игрой.

Дети двух лет разнообразно играют с песком. Они с удовольствием погружают руки в теплый сухой песок, раскапывают игрушки, которые спрятал воспитатель. П показу взрослого малыши пересыпают песок из формочки в формочку, в бутыль с помощью воронки. Подражая старшим детям малыши начинают самостоятельно формовать из влажного песка «пирожки», «куличики» и т. д. Дети третьего года знают уже довольно сложные постройки из влажного песка: гаражи, дома с забором и т. д.

Читайте также:  Развитие ребенка цветные карточки с буквами и картинками

Таким образом правильно организованная прогулка способствует укреплению здоровья детей и их физическому развитию. После таких прогулок улучшается аппетит, сон ребёнка. Если ребёнок на прогулке мало двигается, не заинтересован игрой, или наоборот, слишком возбуждён, утомлён – это неблагоприятно отражается на его состоянии, сне, аппетите. Очень важна ежедневная и правильно организованная прогулка. Недаром ведущий советский педиатр Г. Н. Сперанский считал каждый день малыша без прогулки потерянным для его здоровья.

Источник

ЕЛЕНА ТИШКЕВИЧ
Двигательная активность и физическое воспитание детей на прогулке — ведущие факторы в сохранении здоровья

Муницыпальное бюджетное образовательное учреждение.

Одинцовская общеобразовательная школа №3. Дошкольное отделение.

Консультация для воспитателей

На тему: «Двигательная активность и физическое воспитание детей на прогулке- ведущие факторы в сохранении здоровья»

Провела:Тишкевич

Елена Леонидовна

Двигательная активность и физическое воспитание детей на прогулке- ведущие факторы в сохранении здоровья.

Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни. К сожалению дефицит двигательной активности характерен не только для современных школьников, но и для детей дошкольного возраста. Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные со взрослым трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти структурные части выступают не как отдельные мероприятия, а взаимно дополняют и углубляют друг друга. Они активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей. К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки. Взрослый может также организовать подвижную игру с одним-двумя детьми, если он видит, что они замерзли или не знают, чем себя занять. Желательно подготовить на неделю не менее пяти-семи разных подвижных игр и подобрать к ним атрибуты.

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.

Выбор времени проведения двигательной деятельности на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности. В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.) При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации. Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством взрослого, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и высоту с разбега) используются поточный и индивидуальные способы. Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочерёдно, а упражнение с мячами — фронтально, т. е. всеми детьми одновременно. Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Каждая подгруппа выполняет своё задание. Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут. Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила. При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей). Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности.

Читайте также:  Показатели развития ребенка девочки 12 лет

К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты, при этом разучено 3-4 новые игры. Общая длительность игры составляет 10-12 минут.

В работе с детьми организация детской деятельности требует от педагога особого внимания, так как не все дети одинаково активны, подвижны и самостоятельны, а большинство затрудняются в самостоятельном выборе игр, игрушек и пособий.

Перед проведением игр и игровых упражнений необходимо подготовить физкультурно-игровой материал, выбрать игры с учетом возраста и сезона года, продумать ход прогулки, распределить роли. Важно, чтобы сам педагог принимал активное участие в играх и упражнениях: это поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и их интерес к разным формам ДА.

Самым благоприятным временем для реализации потребности детей в движениях является утренняя прогулка. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно- воспитательное значение его возраст

Двигательная активность и физическое воспитание детей на прогулке — ведущие факторы в сохранении здоровья

ет, если ходом прогулки предусматривается ДА, основанная на оптимальном соотношении разных игр и упражнений, подобранных с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей детей. Содержательная сторона двигательной активности детей во время прогулок должна быть направлена на их полноценное психофизическое развитие. Используются такие виды ДА, которые помогают детям познакомиться со свойствами предметов, получить новые представления и знания об окружающей действительности, расширить двигательный опыт, улучшить пространственную ориентировку и закрепить умение действовать совместно.

Даже в зимний период предоставляются естественные условия для организации ДА детей. На зимней площадке, покрытой снегом, можно проводить игры, включающие разнообразные движения (ходьба, бег, кружение, прыжки, бросание снежков и т. д.). Снежный покров вызывает у детей особый интерес к таким движениям, как ходьба и бег след в след; ходьба широким шагом; подпрыгивание до ветки и стряхивание с нее снега; спрыгивание в снежный сугроб с невысоких пеньков; перешагивание через снежный ком, а также метание снежков.

Даже в холодное время года она не должна быть менее продолжительной. Но как показывают наши наблюдения, дети фактически бывают на воздухе меньше, чем это советуют специалисты. К сожалению, и в выходные дни многие родители пренебрегают этими советами и «забывают» погулять с детьми. Прогулка нередко заменятся просмотром телепередач или очень привлекательными для детей занятиями за компьютером. Между тем известный педиатр прошлого А. А. Кисель очень точно подметил, «что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья малыша».

Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие! Ведь главное для нас – вырастить и воспитать здоровую личность! Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка.

Прогулки в физическом воспитании и развитии ребенкаПрогулки в физическом воспитании и развитии ребенкаПрогулки в физическом воспитании и развитии ребенка

Источник