Программы для раннего развития ребенка с 6 месяцев

Программы для раннего развития ребенка с 6 месяцев thumbnail

Ксения Будникова
Программа развития детей от 3 до 6 месяцев

ПРОГРАММА от 3 до 6 месяцев

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ

Игра: «Твоя улыбка». («Развивающие игры для детей от 0 до года», стр. 128)

Цель игры: выработка навыков общения, установление эмоционального контакта, доверия к окружающему миру.

Ход игры: перед игрой возьмите малыша на руки, поговорите с ним ласковым голосом, улыбнитесь. Постелите одеяло на пол, положите ребёнка на него, сядьте рядом со своим крохой, возьмите в руки его ладошки, помассируйте их и такт песенке осторожно размахивайте ручками,напевая:

От улыбки станет всем теплей.

И слону, и даже маленькой улитке,

Так пускай повсюду на земле,

Словно лампочки включаются улыбки.

И тогда, наверняка,

Вдруг, запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке,

С голубого ручейка, начинается река,

Ну, а дружба,

Начинается с улыбки.

Обязательно улыбайтесь малышу, дарите ему ласковый взгляд. Старайтесь вызвать ответную улыбку.

Игра «Бубен с лентами» («Игры с детьми младенческого возраста» Ю. А. Разенкова, стр 59)

Цель: Продолжать закреплять и обогащать зрительные и слуховые реакции при виде близкого человека и знакомой игрушки, поощряя попытки находить взглядом, поворотом головы источник звука.

Приготовьте бубен с лентами. Сядьте на пол так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях в позе «на спине». Позвените бубном с одной стороны от ребенка. Внимательно наблюдайте за ним. Если малыш только прислушивается к звуку бубна, а не пытается его найти, поверните его голову. Предоставьте ребенку возможность увидеть и еще раз услышать звук бубна. Повторите игру 2-3 раза подряд. Игра проводится 3-4 дня, далее целесообразно поменять игрушку.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Чтение потешек.Цель: Прислушиваться к разным интонациям речи взрослого (ласковая, строгая, веселая).

Малыш находится на коленях у взрослого в позе «на спине». Читайте малышу стишок, меняя в соответствии со смыслом интонацию голоса. Учите малыша эмоционально реагировать на «строгую» и «ласковую» интонацию вашего голоса.

Ой, люли, ой, люли,

Прилетели журавли.

Они сели на ворота.

А ворота скрип, скрип.

Вы, ворота, не скрипите,

Нашу детку не будите!

(повторить 2-3 раза)

Игра: «Где игрушка?»

Цель: Развитие анализаторов, навыков общения, зрительных реакций.

Ход игры: Лягте рядом с ребёнком на живот. Возьмите любую мягкую игрушку, покажите ее малышу.Спросите его: «Кто это?. Зайчик?» Поводите его перед глазами ребёнка. Если малыш потянется, дайте ему платок и накройте им игрушку.Спросите: «Где зайка?»

Постепенно научите малыша стягивать шарф с игрушки. Хвалите его обязательно. Затем поменяйте прозрачный шарф на прозрачный платок.

Когда малыш привыкнет к зайчику, поменяйте прозрачный шарф на непрозрачный платок.

Когда малыш привыкнет к зайчику, поменяйте его на другую игрушку. Игра остаётся интересной для ребёнка довольно длительное время.

Игра «Лицом к лицу со взрослым»

Цель: Формировать предпосылки активной речи

Ход игры: Сядьте на пол с опорой на спину. Положите на колени ребёнка лицом к себе, ноги согните в коленях. Вы находитесь с ребёнком лицом к лицу, его ножки согнуты по –турецки. Возьмите его кисти в свои, проведите пальчиком по своим губам.Теперь скажите: «А-а-ах! О-о-ох!» Обычно в ответ малыш начинает шевелить губами. Он как бы старается ответить вам.

На следующем этапе произнесите: «Га-а-а» или «Гу-у-у». При этом пальчики ребёнка касаются вашего рта. Этот жест как бы указывает-куда должен смотреть малыш.

Возьмите его правую кисть в свою руку, проведите пальчиком по своему носу.Скажите: «Мамин нос, нос». Затем проведите этими же пальчиками по носику ребёнка.Скажите напевно и выразительно: «Машин нос, Машин нос».

Дотронтесь пальчиками ребёнка до его ближайшего ушка.Скажите: «Машино у-у-ухо». То же проделывайте с другой ручкой ребёнка.

Чуть позже вы будете спрашивать у ребёнка: «Это носик? Это мамин носик? А где Машин носик? Так постепенно малыш научится гулить в ответ на ваше обращение и узнавать части лица. Повторяйте именно те слоги, на которые реагирует ваш малыш.

РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ

Игра «Волшебная верёвочка»

Цель: Стимулировать навык хватания предметов из положения лёжа на животе.

Ход занятия.

Малыш лежит на животе. Возьмите яркую тесьму длиной 50-70 см. и привяжите её к погремушке. Свободный конец тесьмы положите перед ребёнком, а погремушку отодвиньте подальше. Посмотрите, что будет делать малыш — разглядывать тесьму или пытаться пробовать её на вкус. Затем возьмите его правую кисть в свою руку и покажите- как взять конец тесьмы в ручку. Опять подождите и посмотрите, интересно ли это ребёнку. Спустя одну-две минуты, вложив свободный конец тесьмы в ручку ребёнка, потяните за нее так, чтобы зазвенела погремушка. Подождите, дайте малышу поиграть самому.

Ленточку можно привязать к ножке, к бортику кроватки, поменять её цвет и структуру, положить игрушку в ящик и т. д.

Упражнение «Я сам повернусь на живот»

Цель: Учить переворачиваться со спины на живот, готовить к ползанию; укреплять мышцы туловища.

Приготовьте погремушки, бубенцы и музыкальную игрушку. Привлеките малыша к звучащей игрушке, перемещая ее в сторону. Легко подтяните ребенка за ручку, укладывая его на бок. Пусть малыш потянется за игрушкой в сторону, а вы заведите ее ему за спину. Если ребенок не пытается перевернуться, помогите ему, забросив его ножку через другую так, чтобы его коленочка коснулась подстилки или коврика с противоположной стороны.

Упражнение «Прыг-скок»

Задачи. Развивать упор ног, укреплять мышцы стопы; вызвать чувство радости от игры и общения со взрослым

Содержание игры. Взрослый берёт ребёнка под мышки лицом к себе, приподнимая и опуская его так, чтобы ножки ребёнка касались твёрдой поверхности (стол).При этом он говорит:

Прыг-скок-высоко,

Прыг-скок-высоко,

Прыг-скок-низко,

Прыг-скок-низко.

Играя с ребёнком, взрослый улыбается, текст произносит ласково.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

Игра: «Где игрушка?»

Цель игры: развитие целенаправленных действий, зрительных реакций (совершенствование зрительно-моторных координаций, эмоционального контакта.

Рекомендации: игрушка должна быть с ручкой, чтобы ребёнок смог её взять. Если он промахивается и не может схватить игрушку, вложите её в руку малыша или поднесите её к нему настолько близко, чтобы он мог без труда её взять.

Ход игры традиционно проведите ритуал общения с малышом, положите ребёнка к себе на колени лицом к себе, улыбнитесь, немного поговорите. Покажите малышу игрушку, если он заинтересовался игрушкой и тянется к ней. Пусть он не достаёт её и начнёт играть.

Вариант 1. Переведите ребёнка в положение «полусидя-полулёжа» спиной к себе, пусть он удобно устроится. Поиграйте с ним, рассматривайте вместе игрушку, рассматривайте вместе игрушку, расскажите малышу о её свойствах (пищит, красного или иного цвета, из резины или иного материала и т. д., затем возьмите носовой платок и накиньте его на игрушку. Наблюдайте, что будет делать ребёнок. Если он долгое время бездействует, то помогите ему «освободить» игрушку. Активно прячьте игрушку. Если он её находит, хвалите малыша. Подтверждайте похвалу прикосновением и интонацией голоса. Заканчивая игру, положите ребёнка к себе на колени лицом к вам, улыбнитесь ему, прижмите к себе.

Вариант 2. После того как малыш освоится с игрой на ваших коленях, можно играть и без коленей мамы. Кроха лежит на расстеленном одеяле, высидите рядом. В руках у него игрушка. Вы накидываете платок на игрушку, ребёнок её «Освобождает». Если у малыша всё получается, то игра заканчивается похвалой и улыбкой. Если он никак не освоит освобождение игрушку, подбодрите его, обязательно его обнимите и поцелуйте.

Игра «Поиграем с погремушкой»

Цель: Продолжать совершенствовать навык хватания. Укрепление силы захвата. Учить ребёнка брать игрушку из рук взрослого из положений (лёжа на животе, лежа на спине)

Ребёнок лежит на спине. Покажите ему погремушку, потрясите ею справа, затем слева. Протяните погремушку концом, удобным для захватывания. Когда малыш потянется за игрушкой, поднимите её выше уровня го ладони. Можно погладить погремушкой по её тыльной стороне. Вложите погремушку в ручку, дайте ему самому поиграть ею, но следите, чтобы он не ударил себя игрушкой по лицу.

С каждым днём держите погремушку всё выше и выше. Если малыш хорошо схватывает игрушку, потяните её слегка на себя, укрепляйте таким образом силу захвата. Предлагайте игрушку из разных положений (на руках у взрослого, лёжа на животе) Всё время хвалите малыша и не ограничивайте его самостоятельность.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Способствовать развитию музыкального восприятия, формированию навыков сосредотачиваться на пении взрослых и на звучании музыкальных инструментов.

2. Вызывать эмоциональную отзывчивость на весёлую и спокойную мелодии.

3. Учить с помощью взрослого приподнимать и опускать руки, приседать; самостоятельно звенеть погремушкой, колокольчиком, ударять в бубен.

Игра «На зеленом на лужку» («Игры с детьми младенческого возраста» Ю. А. Разенкова, стр 60)

Возьмите малыша так, чтобы одна ваша рука поддерживала грудь, а другая ягодицы ребенка. Поднимите его и разверните лицом к себе. Слегка подбрасывая и поворачивая малыша, напевайте ему песенку на мелодию «Во саду ли, в огороде»:

На зеленом на лужку

Мотыльки летают

И с цветочка на цветок

Весело порхают…

Песенка «Колыбельная» («Игры с детьми младенческого возраста» Ю. А. Разенкова, стр 60)

Спи, моя радость, усни.

В доме погасли огни,

Птички уснули в саду,

Рыбки уснули в пруду,

Мышка за печкою спит,

Дверь ни одна не скрипит.

Глазки скорее сомкни.

Спи, моя радость, усни.

Игра «Идёт коза рогатая» (О. Н. Теплякова, «Игры для развития малышей», стр. 18)

Цель: Внести разнообразие втактильные контакты. Вызвать эмоциональную отзывчивость.

Ход занятия: Возьмите в одну руку,например куклу и начинайте петь песенку:

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто кашу не ест,

Молока не пьёт-

Забодаю, забодаю, забодаю!

Покажите пальцами козу кукле и побадайте ее. Продолжая припевать, подходите к малышу-не спеша, чтобы не напугать его «предстоящим боданием козы». Приближаясь к ребёнку, сначала просто покажите ему козу, не прикасаясь.

Когда коза окажется совсем близко-малыш замирает в ожидании. Коза бодается-и ребёнку становится весело, он смеётся.

Игру можно повторить ещё раз.

А можно поиграть так:

Сядьте на диван, положение вашего тела должно быть устойчивым. Возьмите ребёнка на руки, затем посадите на колени, чтобы видеть лицо малыша. Обнимите крепко. Поддерживая ребёнка за спинку,прикоснитесь своим лбом к его лобику и «пободайтесь». Поворачивайте голову в одну сторону. Движения делайте осторожно, чтобы не причинять неудобства ребёнку.

«Бодаясь»,ритмично приговаривайте:

Забодаю, забодаю-ю-ю!

На рога посажу-у-у!

Музыкальный репертуар.

Весело-грустно, муз. Л. Бетховена «Ласковая просьба», муз. Р. Шумана; «Верхом на лошадке», муз. А. Гречникова; «Колыбельная», «Петушок», муз. Римского-Корсокова; «Полька», «Мама», «Игра в лошадки»,муз. П. Чайковского; «Зайчик», муз. Д. Кабалевского. рус.народные песни: «Петушок», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Баюшки-баю», «Ой,люлюшки-люлюшки»; прибаутки, скороговорки, пестушки и игры.

Источник

Авторская программа

Даты проведения

21.03.2020 — 24.03.2020

(32 академических часа)

10200 руб

Участвовать

Ведущий:

Елена Валерьевна Жукова, психолог, педагог, ведущая тренингов личностного роста, ведущая бизнес-тренингов по подбору, обучению и управлению персоналом, основатель и директор Центра сопровождения семьи «УМКА» (общий управленческий стаж более 14 лет), дважды финалист Всероссийского конкурса «HR-бренд».

На семинаре будет представлена авторская программа раннего развития детей (от 6 мес. до 3-х лет), которая эффективно используется автором на базе собственного Центра сопровождения семьи на протяжении уже нескольких лет.

Семинар рассчитан на специалистов Центров раннего развития и детских дошкольных учреждений.

В результате обучения участники смогут:

  • освоить авторскую программу раннего развития детей;
  • сформировать навыки ее использования в своей профессиональной деятельности.

I ступень. «Академия родительства» (от 6 мес. до 1,5 лет)

В программе:

  • Концептуальные основы программы. Ее структура, цели и задачи.
  • Календарно-тематическое планирование.
    Практика: методический анализ 1 занятия, просмотр видеофильма с описанием каждого блока программы и практическими рекомендациями.
  • Методика интеллектуального развития детей в возрасте с 6 месяцев до 1,5 лет
    Практика: методический анализ упражнений на интеллектуальное развитие.
  • Методика физического развития детей в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет.
  • Речевое развитие ребенка от 6 месяцев до 1,5 лет.
  • Специфика использования потешек и пальчиковых игр.
    Практика: методический анализ упражнений на физическое развитие и методический анализ 1 занятия на примере программы «Академия Родительства».
  • Методика творческого развития детей в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет.
  • Возможности использования арт-терапевтических техник на занятии (знакомство с художественными репродукциями, рисунок поролоновым валиком, аппликация соленым тестом и пр.)
    Практика: Выполнение различных творческих заданий с использованием разных видов деятельности.
  • Теория становления личности Э. Эриксона. Формирование базового доверия на первом году жизни.
  • Музыкальное и речевое развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет.
  • Поддержание эмоциональной связи родителя и ребенка, укрепление понимания родителем процессов развития ребенка на первом году жизни.
  • Приобщение всех членов семьи к развитию ребенка.
  • Домашнее задание как способ привлечения родителей к участию в программе.
    Практика: отработка презентации для родителей программы «Академия Родительства». Разбор 5 занятий.

II ступень. «Маленькие Эйнштейны» (от 1,5 до 3 лет)

В программе:

  • Принципиальное отличие методики проведения групповых занятий с детьми 1,5 — 3 лет.
  • Концептуальные основы программы. Ее структура, цели и задачи.
  • Возрастные возможности ребенка данного возраста.
  • Основные ошибки в проведении занятий с детьми в период двигательной активности.
  • Введение новых игр и заданий на развитие физической активности и интеллекта.
  • Изготовление и использование пособий для занятий с учетом ведущего типа восприятия детей данного возраста (от 1,5 до 2,5 – 3 лет).
  • Подготовка к показательным занятиям с родителями в концерте «Бал в ползунках» и «Крошечный концерт», организация творческих выставок малышей как способ подведения итогов занятий.
    Практика: разбор 5 занятий по программе «Маленькие Эйнштейны», отработка навыка подведения результатов занятий после 1 месяца занятий с детьми.

Формы работы:

мини-лекции, выполнение практических заданий, просмотр видеоматериалов, разбор сложных случаев по запросу участников.

Внимание!

Каждый участник получит конспекты 40 занятий по программе «Маленькие Эйнштейны».

ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ
ПРЯМО СЕЙЧАС!

ЗАКАЖИТЕ ЗВОНОК –
МЫ ПЕРЕЗВОНИМ ВАМ!

ЗАКАЗАТЬ

В даты проведения:

21.03.2020 — 24.03.2020

Стоимость программы

с учетом скидки
при единовременной оплате:

10200 руб.

Программы для раннего развития ребенка с 6 месяцев Программы для раннего развития ребенка с 6 месяцев Программы для раннего развития ребенка с 6 месяцев Программы для раннего развития ребенка с 6 месяцев

Источник

Название написала, но мне оно не нравится :) Звучит, как бездушная и обязательная инструкция по применению игрушек к ребенку :) На самом деле, мне совсем не хочется, чтобы вы восприняли эту статью таким образом. Ведь малышу до года прежде всего нужны не игрушки, и не какие-то специальные методики развития, а мамина безоговорочная любовь, чувство безопасности и уверенности в окружающем его мире. Только при наличии этих факторов ребенок развивается полноценно. Если с малышом много общаются, носят его на руках, «включают его в свою жизнь», он в любом случае будет развиваться лучше, чем малыш, одиноко лежащий в кроватке, пусть даже увешанной развивающими игрушками.

Тем не менее, у любой любящей мамы рано или поздно закрадывается мысль, что время, проведенное с ребенком, можно организовать более эффективно, игрушки покупать более подходящие, а игры упорядочить согласно какой-то методике. Поэтому и родилась эта статья с подборкой простых игр и полезных игрушек для детей 1 – 6 месяцев. Очень надеюсь, что она станет для вас хорошим подспорьем.

Играем с погремушками

О полезности погремушек, в общем-то, знает каждый. Поэтому упомяну только несколько важных моментов, которые полезно знать.

Как развивать ребенка в 4 месяца

Чтобы новорожденный ребенок мог учиться фокусировать свой взгляд на погремушке, важно показывать ее на расстоянии примерно 25-30 сантиметров от глаз малыша. На 1-м и 2-м месяце жизни именно это расстояние является оптимальным как для общения с малышом, так и для демонстрации ему игрушек. Это объясняется тем, что из-за незрелости глазных мышц на более далеком расстоянии малыш видит расплывчато, ему еще тяжело сфокусироваться на отдаленном предмете.

Интересно, что 25-30 сантиметров – это именно то расстояние, на котором находится лицо матери, если она держит малыша на руках и кормит грудью. Природа все продумала!

Показывая погремушку и извлекая из нее звук, плавно перемещайте ее то вправо, то влево. Таким образом, вы будете совершенствовать зрительно-слуховую ориентацию малыша. И уже в возрасте 10 дней можно будет заметить, что малыш начал следить глазами за перемещающейся погремушкой.

Как развивать ребенка в 5 месяцев

Начиная примерно с 3 месяцев, можно начинать работать над хватательным движением руки. И здесь уже пригодятся погремушки на палочке, которые малышу будет удобно держать одной ручкой. Сначала нужно будет помогать малышу и вкладывать игрушку в его ручку, а ближе к 4 месяцам, он научится самостоятельно брать погремушку из ваших рук и удерживать ее.

Развиваем зрение с помощью черно-белых картинок

Черно-белые картинки для новорожденных

Бытует мнение, что новорожденные видят мир в черно-белых тонах. На самом деле это заблуждение учеными уже опровергнуто. Действительно, зрение малыша до 3 месяцев еще очень несовершенно, и черно-белые изображения он различает гораздо лучше. Однако и остальные цвета он, хоть и хуже, но видит.

Если вы когда-нибудь показывали малышу черно-белые картинки, то, наверно, замечали, что они буквально приковывают его внимание. Это происходит потому, что малышу легче сфокусироваться на контрастном изображении.

Как развивать ребенка в 1 месяц

Все вышесказанное не означает, что окружающее пространство малыша нужно ограничить по цвету, но демонстрировать ему контрастные черно-белые картинки в первые 3 месяца жизни чрезвычайно полезно.  Это способствует развитию внимания, остроты зрения, способности фокусироваться на предметах.

Как включить черно-белые картинки в жизнь малыша?

  • Картинки можно развесить в кроватке (изображения желательно менять время от времени).
  • Можно сделать черно-белые кубики и закрепить их на мобиле или развивающем коврике (СКАЧАТЬ развертки кубиков для печати).

Черно-белые кубики для новорожденных СКАЧАТЬ

  • Черно-белые картинки можно расставлять перед малышом в любом месте, где он бодрствует.

Как развивать ребенка в 2 месяца

На просторах интернета можно найти огромное количество черно-белых картинок для скачивания, хотя бы вот здесь. Но можно посмотреть и готовые варианты карточек (Ozon, My-shop, KoroBoom), как правило, они выполнены из плотного картона, что бесспорно является плюсом, ведь, подрастая, ребенок с удовольствием начинает хватать карточки.

Когда начинать показывать?

Картинки можно показывать с самого рождения. Сначала ребенку больше всего понравятся геометрические формы и простые узоры. Попозже, примерно с 1,5 месяцев, будет интересно смотреть картинки с силуэтами животных и разных предметов.

Начиная с 1,5 месяцев, я показывала и называла черно-белые карточки с изображениями разных предметов, опираясь на рекомендации методики Домана. То есть брала комплект из 10 карточек и прокручивала их перед сыночком, озвучивая названия. Потом, спустя некоторое количество показов, заменяла в комплекте старые карточки на новые (по одной). Не буду сейчас утверждать, что малыш все запомнил (т.к. проверить это вряд ли возможно :) ), но то, что он смотрел всегда с огромной заинтересованностью и порой визжал от восторга при их появлении – это факт!

Цветные картинки для младенцев

После 3 месяцев специалисты рекомендуют показывать уже яркие цветные картинки. Они также должны быть контрастными и с минимальным количеством деталей.

Как развивать ребенка в 6 месяцев

Играем в развивающем коврике

Развивающий коврик (Ozon, My-shop) – тот гаджет, который считается чуть ли не обязательным для малышей. О его покупке, как мне кажется, задумываются практически все родители. И нельзя отрицать, что это действительно полезная вещь!

Развивающий коврик для малышей

Для чего нужен коврик? Начиная месяцев с 2, ребенок потихоньку начинает присматриваться к тем игрушкам, которые на нем закреплены (кстати, до 3-4 месяцев на коврике также лучше закреплять черно-белые кубики или игрушки, они больше заинтересуют малыша).

Ближе к 4 месяцам ребенок будет пытаться трогать и хватать игрушки. В грамотно выполненном коврике игрушки расположены на подходящей высоте. Обязательно обратите на это внимание при покупке.

Развивающий коврик, как правило, в ходу до тех пор, пока ребенок не начинает активно переворачиваться, «пятиться» назад и ползать. С обоими детьми мы активно пользовались ковриком до 5 месяцев, а потом приходилось использовать уже более масштабные варианты – стелить большое одеяло на ковре или использовать коврик-пазл из вспененного материала (Ozon, My-shop, KoroBoom). В общем-то, когда ребенок начинает активно двигаться, он очень быстро начинает выходить за границы любого коврика :)

Коврик - пазл Город для малышей

Наблюдаем за крутящимся мобилем

Еще одна игрушка, которая является неотъемлемым элементом всех красивых фотографий c лежащим в кроватке малышом, – это мобиль (Ozon, My-shop). Приспособление действительно полезное, правда, используется оно, наверно, не так часто, как это нам представляется перед покупкой. Первые 2 месяца новорожденные, как правило, на мобиль не обращают никакого внимания, т.к. он не попадает в их поле зрения (в те самые 25-30 сантиметров, на которых малышам удобно фокусироваться).

Игрушки для ребенка 3 месяца

Потом, месяца в 3, наконец, наступает то «золотое время», когда ребенок начинает интересоваться крутящимися фигурками. И действительно, в этот период, заводя чудесную карусельку, можно получить несколько минут свободного времени, попить заветный чай, например.

Через n-е количество просмотров мобиль малышу надоедает, и, в общем-то, можно сказать, что к 5 месяцам уже исчерпывает себя. С одной стороны, кажется, что это совсем недолгий срок службы, но если разобраться, то в этом возрасте вряд ли что-то интересует малыша дольше.

Кстати, для тех мобилей, которые не отличаются излишней хрупкостью, позже начинается еще и «вторая жизнь». Ведь когда ребенок учится вставать в кроватке, он начинает с удовольствием хватать все эти игрушки на карусельке и мотать их во все стороны :) У нас был самый простой мобиль, поэтому он легко пережил всю нагрузку.

Я бы сказала, что мобиль – это не столько развивающая игрушка, сколько возможность получить свободную минутку для мамы.

Исследуем тактильные игрушки

Тактильные игрушки для малышей

С того момента, как малыш начинает брать в ручку игрушки и различные предметы (примерно с 4х месяцев), ему уже можно предлагать различные тактильные игрушки. Пробуя на ощупь разные текстуры – мягкие, твердые, колючие, шершавые, гладкие – малыш будет совершенствовать сенсорное восприятие.

Иногда можно услышать, что лучше всего для этих целей чуть ли не с рождения подходит сенсорное лото. Вынуждена не согласиться с данным утверждением, так как с трудом представляю себе, как 4-месячный ребенок будет правильно захватывать лото-фишку и щупать ее в строго заданном месте.

Можжевеловые тактильные игрушки для малышей

Для развития сенсорных ощущений в этом возрасте лучше всего подойдут массажные мячики, можжевеловые ежики, шарики и палочки, бигуди-липучки и т.п. Их можно просто раскладывать на пеленочке рядом с малышом, катать их перед ним. И он, лежа на животике, будет пытаться схватить их ручкой. Шероховатые и выпуклые игрушки будут стимулировать рецепторы на пальчиках малыша, для него это будут новые интересные ощущения.

Тактильные можжевеловые палочка, ежик, шарик

Также с помощью массажного мячика можно делать легкий массаж, прокатывая «колючего ежика» по тельцу малыша. Такой массаж можно сопровождать стишком:

Мячик-ежик мы возьмем,
Покатаем и потрем,
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем.
Пустим ежика на стол,
Ручкой ежика прижмем,
И немножко покатаем,
Затем ручку поменяем.

Примерно с 5 месяцев можно предлагать малышам самые простые сенсорные коробки, заполненные помытыми грецкими орехами (в скорлупе) или крупными макаронами (типа каннелонни).

Первая сенсорная коробка для малыша

Коробка будет наиболее интересной, если добавить в нее нескольких текстурных элементов. Малыш будет с удовольствием брать предметы ручкой. А саму коробку желательно придерживать, чтобы он ее не перевернул за раз.

Сенсорная коробка для самых маленьких

Наблюдаем за катающимися игрушками

Раз уж заговорили о мячиках, то сразу хочется сказать, что в этом возрасте любые катающиеся и перемещающиеся игрушки чрезвычайно полезны. Ведь мотивировать малыша к ползанию – одна из важных задач этого периода. Когда игрушка плавно перемещается перед глазами, за нее же так хочется ухватиться! :)

Начиная с 4 месяцев, в арсенале ребенка очень полезно иметь небольшие мячики, простые заводные игрушки, погремушки в виде цилиндров и т.п. Показывайте ребенку, как игрушки катаются на небольшом расстоянии от него. Во-первых, у ребенка будет тренироваться зрительная ориентация. Во-вторых, малыш,  скорее всего, захочет достать двигающуюся игрушку. В этом случае ему надо немного помочь, создав ладонями упор для его стоп.

Играем с резиновыми игрушками

Какие еще игрушки понравятся малышу до 6 месяцев? Конечно, те, которые можно вдоволь погрызть. Не знаю почему, но классические грызунки-прорезыватели моих детей совсем не интересовали. Зато очень нравились обычные резиновые игрушки. Главное требование к таким игрушкам в этом возрасте – чтобы резина была не только безопасная, но и мягкая. В этом случае малыш сможет самостоятельно сжать ее в ручке и извлечь из нее звук. С такими игрушками хорошо играть в ванной, добавлять их в сенсорные коробки для разнообразия ощущений.

Делаем гимнастику и массаж

Физическое развитие ребенка, безусловно, важно на протяжении всего периода детства, но на первом году жизни его значение невозможно переоценить, это ведущее направление развития! От того, как малыш научится управлять своим телом и освоит важнейшие моторные навыки, зависит развитие мозга в целом и здоровье организма малыша. Поэтому, как бы ни были полезны черно-белые карточки и погремушки, они никогда не заменят простую ежедневную гимнастику для малыша!

Гимнастика и массаж для малышей 3 месяцев

Проведение массажа и гимнастики можно доверить профессионалам (но тогда она будут проходить только курсами), а можно проводить дома самостоятельно в ежедневном режиме. Все рекомендации по проведению массажа и гимнастики в домашних условиях, а также подробное видео с упражнениями я уже выкладывала здесь. Скоро будет еще и комплекс для деток чуть старше!

Учимся ползать

Отдельно хочется обратить внимание на такое упражнение, как «грудничковое ползание». Или его еще называют рефлекторное ползание. Глен Доман в своей книге не раз подчеркивает, насколько полезно это упражнение для развития ребенка (да-да, его методика состоит не из одних только карточек, как это принято считать :), физическому развитию уделяется ничуть не меньше внимания).

Если младенцу первых месяцев жизни, лежащему на животе, приставить к ступням ладонь, то можно заметить, что он постарается от нее рефлекторно оттолкнуться и тем самым продвинется вперед. Глен Доман предлагал смастерить для ребенка узкий трек с бортиками, от которых он будет отталкиваться и потихоньку перемещаться по треку. Тем самым, ребенок будет учиться ползать.

Трек Домана

Однако, чтобы освоить с ребенком это упражнение, делать такую дорожку совсем необязательно! Можно положить ребенка на любую ровную поверхность, и подставляя руки к его ступням в качестве опоры, помогать ему перемещаться. То есть сначала необходимо поджать ножки ребенка к попке, как у лягушонка, уперев ступни в свои ладони. Когда ребенок оттолкнется и выпрямит ноги, вновь пододвинуть ножки к тазу и повторить упражнение.

Грудничковое ползание

Таким образом, ребенок потихоньку будет толчками перемещаться по поверхности. Поначалу у него это будет не очень хорошо получаться, и за раз он, возможно, осилит не более одного толчка, но если делать упражнение регулярно, ребенок здорово натренирует ножки и сможет активно двигаться.

Начинать делать такое упражнение можно уже с 3 недель. Если сомневаетесь, можно начать и немного позже, главное сделать это в течение первых трех месяцев, пока рефлекс еще активен.

Такое упражнение полезно делать не только в рамках комплекса гимнастики, но и просто в течение дня. Оно готовит малыша к обычному ползанию, укрепляет мышцы ног и спины, да и в целом оказывает благотворное влияние на физическое развитие малыша. Дети, с которыми регулярно выполняют такое упражнение, более подвижны и легче осваивают остальные двигательные навыки.

Такое упражнение мы практиковали с сыночком, в результате он начал ползать очень рано – когда ему даже не исполнилось 5 месяцев.

Играем в прятки

Стоит ли тут рассказывать подробнее? :) Знаменитую игру в «Ку-ку» знают все родители и любят все дети без исключения. Игра не только помогает развеселить ребенка, но и носит полезную функцию – малыш учится переживать первый опыт расставания с мамой. Мама исчезает, а потом с ?