Программа социального развития и адаптации ребенка

Программа социального развития и адаптации ребенка thumbnail

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка  детей-сирот и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей,   к  самостоятельной  жизни всегда  была острой  государственной  проблемой. Система государственного  попечения охватывает  практически  всех детей, нуждающихся  в опеке, и создаёт  материальные  предпосылки  для  их полноценного развития  и подготовки  к взрослой  жизни. Переход  к  самостоятельной  жизни – важный  момент  в жизни  любого  молодого  человека, и  того, кто  покидает  учреждение  интернатного  типа, и, того, кто  уходит из родительской  семьи во взрослую  жизнь. Этот переход к независимой  жизни  связан  с серьёзными  стрессами.

Вчерашнему  выпускнику детского дома необходимо  привыкнуть  к самостоятельному существованию, к ответственности  за свою  жизнь. Как  и подростки  из относительно  благополучных  семей, они  стараются  разобраться  в себе, определить  свой  путь.

Государство  берёт  на  себя обязательство  по  решению основных  проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но  самостоятельная, взрослая  жизнь  ставит  перед  ними  проблемы, к которым  в реальности  они  оказываются  неготовыми.

Выпускники  детских  домов чаще  своих  сверстников оказываются   участниками  или  жертвами  преступлений, теряют  работу или  жильё, с трудом  создают  семью, значительно быстрее  становятся  алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их  в самостоятельную  жизнь  сопряжено  с большими  сложностями и  не  всегда  проходит  успешно. Причины  возникновения  трудностей вхождения  ребёнка  в систему  социальных  отношений могут  быть  совершенно  разными. Прежде  всего,  они  связаны  с неадекватным  восприятием сиротами  тех  требований,  которые  предъявляет  социум.

Процесс  социализации (включение  в систему  социальных отношений) даже  при  благоприятном стечении  обстоятельств разворачивается   неравномерно  и  может быть  чреват рядом  сложностей, тупиков, требующих  совместных  усилий  специалистов  и  сирот.  Если  сравнить процесс  социализации  с дорогой, по  которой  должен  пройти  ребёнок – сирота из мира  детства в мир взрослых, то  она  не  везде  выложена  ровными  плитами  и  не всегда сопровождается  чёткими  дорожными  указателями.  На ней есть  участки  с оврагами и сыпучими  песками, шаткими  мостиками  и развилками.

Сама  организация  жизнеспособности   детей  в интернатных  учреждения  устроена  таким  образом, что  у них  формируется  только  одна  позиция – позиция  сироты, не имеющего поддержки  и  одобрения   в социуме. Эта  роль  реализуется  человеком  в течение  всей  его жизни и удерживает детей – сирот  в инфантильной  иждивенческой  позиции,   блокирует  проявление  потенциальных возможностей. В связи  с трудностями  социализации  не  решаются  и задачи адаптации.

Иными  словами, воспитанники детского  дома, выходя за  его порог, умеют «быть сиротой». Они  надеются на покровительство, обладают     «выученной беспомощностью», не  подозревая, что  можно  опереться  на  свои  собственные  ресурсы.

Накопленный специалистом опыт  работы  с детьми – сиротами, активный  поиск  решения  проблемы  привели  к мысли о необходимости  создания  программы «ШАГ ЗА ШАГОМ».

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы: подготовка выпускников  детских  домов  и лиц, оставшихся  без  попечения  родителей к самостоятельной  жизни.

Задачи  программы:

  • Повышение  уровня  социальной  адаптации (развитие  навыков  коммуникационной культуры, формирование  потребности в общении, интимно – личностных  отношений).
  • Информационное  обеспечение  детей  сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей, начинающих  свою  трудовую  деятельность  по  вопросам  профессионального  самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного  рынка  труда  с учётом  наклонностей, интересов и способностей.
  • Включение  в адаптационный  процесс  интерактивных  технологий (имитационных  игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам  детских  домов и детям, оставшимся  без  попечения  родителей, в игровой  форме «проживать» различные  ситуации, проектировать  способы  действия  предложенных  моделей  до  встречи  с ними  в реальной  жизни.

Целевая группа:

Основная  целевая  группа –  дети, оставшиеся  без  попечения родителей.           

Формы  работы:

  • Групповые
  • Индивидуальные

Методы  работы:

  • Тренинг
  • Тестирование
  • Профдиагностика
  • Собеседование
  • Наблюдение

НЕОБХОДИМЫЕ  РЕСУРСЫ  ДЛЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

Материальное обеспечение:

  • Помещение  для  занятий;
  • Техническое  оснащение (магнитофон, видеомагнитофон и  телевизор);
  • Доска, мел, канцелярские  товары.

Кадровое  обеспечение программы:

  • Ведущий  специалист  программы – педагог-психолог  ГООУ ЦПМСС.
  • Специалисты  образовательного  учреждения – социальный  педагог, психолог.
  • Наличие  у ведущего специалиста  программы  психологического  образования.
  • Для  эффективного  решения задач  программы, необходимо  взаимодействие  всех  специалистов, задействованных  в  реализации программы.

Реализация  программы:

Программа  рассчитана  на  9 занятий   с интервалом  1 раз в месяц.

Продолжительность  занятия: 1,5 часа.        

Количество  участников: 15–20 человек.

Основные  мероприятия, проводимые  в рамках  программы:

  1. Разработка  основных направлений деятельности (апробирование  индивидуальных  и  групповых  форм  работы).
  2. Формирование  группы  подростков, желающих  участвовать  в программе  из  числа детей, оставшихся  без попечения  родителей.
  3. Работа в группах, направленная  на  поиск  внутренних  ресурсов – психологическая  группа.
  4. Социально-психологическое  сопровождение  выпускников  детских  домов (консультирование  специалистами центра, поддержка, работа по  запросу).

Этапы  программы

Диагностический  этап:

  1. Изучение  научной  и методической  литературы  по  проблеме  исследования.
  2. Изучение  особенностей  социальной  среды и  социальной  ситуации, в которой  находятся   участники  программы.
  3. Диагностика наиболее  типичных трудностей, возникающих  в процессе  адаптации  подростков к самостоятельной  жизни.

Организационно-деятельный  этап:

  • Корректировка  программы   с учётом  полученных  диагностических  данных.
  • Реализация  системы занятий по  программе.

Итоговый  этап:

  1. Совместный  анализ  занятий  со  специалистами   образовательного  учреждения, принимающими  участие  в реализации  программы.
  2. Диагностика  изменений, произошедших с  подростками в ходе реализации программы.
  3. Психолого-педагогический  анализ  результативности  программы  в целом.
  4. Определение  перспектив реализации  данной  программы  в дальнейшем.

Направления в работе с выпускниками

Направление в работе

Краткое содержание работы

Формирование Я-концепции

Моё  «Я» как  внутренний  мир.

В гармонии ли «Я»  с собой. Взаимодействие  моего «Я» с окружающим  миром.  Жизненная  позиция.

Правовая  ориентация

Перечень  документов, которые  необходимы выпускнику.

Валеологическая  ориентация

Факторы, угрожающие здоровью  человека. Алкоголь и его  влияние  на  здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния  здоровья  на  выбор  профессии  и формирование   семьи.

Социально-бытовая  ориентация

Рациональные  потребности человека.  Потребность  в жилье. Особенности  поведения  человека  в различных  жизненных  ситуациях.

Профессиональная  и  трудовая  ориентация

Льготы для  выпускников  детских  домов  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей. Устройство  на  работу. Безработица.

Семейная  ориентация

Роль  семьи  в жизни  человека. Любовь.

Финансово-экономическая  ориентация

Бюджет. Экономия. Основные  экономические  понятия.

Наличие  у выпускников из  числа  детей-сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей  таких  знаний позволит говорить  о  некотором  уровне  социальной  стабильности, которые  можно  рассматривать в качестве социально-психологического  результата процесса  постинтернатной  адаптации.

Для  определения  уровня  успешности  постинтернатной адаптации будут  использоваться   следующие  показатели:

  1. Уровень  развития  социальных  навыков.
  2. Уровень  развития  социального  поведения  выпускника – фактор, определяющий  успешность его адаптации  в социальной  среде и позволяющий  успешно  реализовывать внутренний  потенциал личности или  не  позволяющий  сделать  это.
Читайте также:  Система комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка

Ожидаемые  результаты:

Реализация  программы  позволит  сформировать  навыки, необходимые  для  дальнейшей успешной  самостоятельной  жизни  детей-сирот и  лиц из их числа:

  • Умение  управлять  своим  эмоциональным  состоянием.
  • Овладение  подростками  навыков  самопознания и самопринятия.
  • Выработка навыков  коммуникативной  культуры.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Социально-психологическая  диагностика, комплексная  методика  оценки социальной  компетенции.

Комплексная методика оценки социального поведения (компетенции), используемая  для  обследования  состоит  из 2  основных  методик:

  • «Изучение уровня развития  социальных навыков».
  • «Изучение  социальных сетей».

Методика  была  разработана  в Центре  социологии  образования РАО Д.Н. Хломовым,  С.А. Баклушинским  и О.Ю. Казьминой. В настоящее  время  она  является  базовой  для  построения  тренинговых  технологий  в  работах  по  социальной  адаптации лиц  с нарушениями  социального  поведения.

Модификация  методики  применительно  к  выпускникам  образовательных  учреждений для  детей, оставшихся  без  попечения  родителей,  проведена Г.В.Семья  и  Ю.С.Смирновой.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  ЗАНЯТИЙ

Период

Кол-во  часов

Тема  занятия

Структура  занятия

Задачи  занятия

сентябрь

1,5 часа

«Знакомство» (Приложение 1)

  1. Вводная  беседа.
  2. Упражнение – разминка «Карандаши».
  3. Обсуждение  и  принятие правил  работы.
  4. Методика «Кто я» (Кун и  Маркпортленд).
  5. Анкета выпускника  детского  дома.
  6. Обратная  связь.
  1. Знакомство  участников  друг  с другом.
  2. Формирование  интереса  и  мотивации  к  посещению  дальнейших  занятий.
  3. Сплочение  группы.

октябрь

1,5 часа

«Общение и умение  слушать» (Приложение 2)

  1. Разминка «Привет  себе».
  2. Психогеометрический  тест.
  3. Информационный  блок «Психология  общения».
  4. Анкета « Умеете  ли  вы  слушать».
  5. Упражнение «Слушание в  различных  позах».
  6. Обратная  связь.
  1. Продолжение  формирования  интереса  к занятиям.
  2. Введение  понятия «психологическая  информация».
  3. Формирование  представления  об  общении  как  о  психологическом  явлении.

ноябрь

1,5 часа

«Будь готов» (Приложение 3)

  1. Игра по социально-правовой ориентации.
  2. Мозговой штурм «Причины потери жилья».
  3. игра «Риэлторы».
  4. Вручение памятки по вопросам жилищного законодательства.
  5. Обратная связь.
  1. Расширение представления об особенностях реализации жилищного права в Российской Федерации.
  2. Обучение навыкам, способствующим успешному взаимодействию подростков в различных социальных ситуациях, связанных с жилищными правами.

декабрь

1,5 часа

«Сделай выбор» (Приложение 4)

  1. Дискуссия.
  2. Работа  с карточками.
  3. Упражнение  «Высказывания».
  4. Анкета  « Проблемы  наркомании».
  5. Игра  « Слова на  букву  имени».
  6. Обсуждение  ассоциаций.
  1. Выяснение   степени  заражения  ВИЧ – инфекцией  в различных  ситуациях.
  2. Мотивирование  подростков к  получению  информации.
  3. Развитие  способности  аргументировать  и конструктивно  участвовать  в дискуссии.

январь

1,5 часа

«Поиск  работы – это  тоже  работа» (Приложение 5)

  1. Разминка
  2. «Совместный счёт».
  3. Шкала  самоуважения  Розенберга.
  4. Методика «Линия  жизни».
  5. Методика  исследования   самооценки  (В.Г. Щур, С.Г. Якобсон).
  6. Вручение  памятки  по  трудоустройству.
  1. Получение  информации  о  том, правильно  ли  подросток  сделал  профессиональный  выбор.
  2. Знакомство  с основными  правилами  поиска работы.
  3. Информационное  обеспечение  подростков  по  вопросам  трудоустройства.

февраль

1,5 часа

«У нас  будет  своя  семья» (Приложение 6)

  1. Анкета  «Уровень  сформированности  брачно-семейных  представлений».
  2. Работа  со  схемой «Функции  семьи».
  3. Упражнение «Слагаемые  счастливой  семьи»
  1. Диагностика  уровня  сформированности  представлений  о  будущей  семье, выявить  основные  проблемы  группы.
  2. Формирование представления   о  семье  как многофункциональном  явлении.
  3. Осознание  подростками ответственности  брачного  выбора и  построения  семейных  взаимоотношений.

март

1,5 часа

«Имитационная игра» (Приложение 7)

  1. Работа  с карточками.
  2. Теоретическая  часть «Оформление  регистрации».
  3. Практическая  часть «Заполнение документов».
  1. Обучение подростков  умению делать правильный выбор и  обоснованию  его.
  2. Закрепление  полученных  знаний.

апрель

1,5 часа

Бизнес-игра «Деловые  ребята» (Приложение 8)

  1. Анкета « Экономны  ли  вы?»
  2. 1тур: «Экономический  словарь».
  3. 2 тур: «Идея».
  4. 3 тур: «Тур  лицом».
  1. Знакомство  учащихся  с наиболее  распространёнными экономическими терминами, качествами, необходимыми  будущему  бизнесмену.
  2. Моделирование  поведения  подростков в  условиях  рыночной  экономики.
  3. Активизирование  познавательной  деятельности  учащегося.

май

1,5 часа

Итоговое  занятие по  исследованию  социальной  компетенции (Приложение 9)

  1. Анкета «Уровень  социальной  компетенции».
  2. Анкета «Исследование  социальной  сети подростка».
  1. Определение  уровня  сформированности  социальных  навыков  у  подростка, оценка,  какие  именно  социальные  навыки являются   для  него наиболее  простыми, а какие  наиболее   сложными.
  2. Возможность получения информации  о  круге    общения подростка, о значимых  для  него людях, кто  из его  окружения  оказывает ему  материальную  поддержку, кто  является  эталоном  поведения, чьи  взгляды  на жизнь  ему  близки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анн Л.Ф. Психологический  тренинг с подростками. – СПб., 2003.
  2. Абрамова И.Г. Рискология – наука о поведении  человека  в ситуации  выбора. – Спб: СПбГУП,1999.
  3. Абрамова И.Г. Игротехнические приёмы (Рекомендации  для  организации  игровых занятий  в школе). – СПб, 1992.
  4. Аникеева Н.Т. Воспитание игрой. – М., 1987.
  5. Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. – М., 1974.
  6. Биндюков М., Соломин И., Ткачёв М. Вестник  психосоциальной  и  коррекционно-реабилитационной  работы. – М., 1999.
  7. Грецов А. Тренинг общения  для  подростков. – ЗАО Издательский  дом Питер, 2006.
  8. Детская  психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н / Д: « Феникс», 1999.
  9. Куган Б.А. Социально-трудовая  адаптация  детей группы  социального риска. Курган – Челябинск, 1995.
  10. Консультирование  детей  в психолого-педагогическом Центре – научно-методическое  пособие. – М., 1998.
  11. Минкова Э. А. Особенности  личности  ребёнка, воспитывающегося  вне семьи. // Очерки. о развитии детей, оставшихся  без  родительского  попечения. – М.: ТОО «Симс»,1995.
  12. Преодоление  трудностей  социализации  детей-сирот. / Под редакцией  Л.В. Байгородовой.
  13. Рудестан К. Групповая  психотерапия. – Спб.,1998.
  14. Сапрыкина Т.Н. Решение проблем  социальной адаптации воспитанников (из опыта  работы  детских  домов) //Сиротство  России: право  ребёнка на семью. Материалы  конференции.
  15. Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдицева Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Под науч. ред. Г.В. Семья. – М.: СИМС, 1999.
  16. Смид Р. Групповая  работа  с детьми  и подростками. – М., 2000.
  17. Кэррэл С. Как  научить  детей  сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 1998.
  18. Прутченков А. С. Социально- психологический  тренинг в школе. – М., 2001.
  19. Психогимнастика  в тренинге. / Под редакцией  Н.Ю. Хрящевой. – СПб., 1998.
  20. Хейзинг. Человек  играющий. В тени завтрашнего дня. – М.,1999.

Источник

Татьяна Бондарева
«Азбука успеха». Программа социальной адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

возраст воспитанников 10-15 лет, срок освоения 5 лет.

Введение.

Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте по Д. И. Фельдштейну.

Читайте также:  Что такое развитие ребенка с овз

Подростковый возраст, выступая как важный этап становления личности, представляет собой сложный процесс личностного развития, отличающийся равно-уровневыми характеристиками социального созревания. Уровень возможностей подростка, условия и скорость его социального развития связаны с осмыслением подростком себя и своей принадлежностью к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, степенью овладения миром социальных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференциацией. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Поэтому выявление типичных сочетаний разных показателей социальной зрелости детей с 10 до 15 лет и позволяет выделять разные стадии подросткового периода.

Наиболее выпукло характер стадиального развития подростка как личности прослеживается через изменение структуры самосознания в его различных проявлениях; самооценки, личностной рефлексии, требований к себе и другим, мотивах деятельности, идеалах, интересах и пр.

Так, на первой стадии подросткового возраста (в 10-11лет) ребенка характеризует весьма своеобразное отношение к себе (принятие себя). Около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. И хотя около 70% подростков отмечают в себе не только отрицательные, но и положительные черты, в их оценках наблюдается явное преобладание отрицательных черт и форм поведения. Некоторые подростки особо подчеркивают, что недостатков у них много, а нравится в себе «только одно», «естественная черта», т. е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон. При этом у детей четко обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время переживание неумения оценить себя.

На второй стадии подросткового периода (в 12-13 лет) наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно — отрицательное отношение ребенка к себе, обнаруживающее зависимость от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности.

На третьей стадии этого возраста (в 14-15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе и в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.

По уровневые изменения на протяжении подросткового периода онтогенеза претерпевает и наиболее заметная характерологическая особенность 10-15 летнего ребенка, проявляющаяся в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей. На первой стадии для детей специфично стремление получить, признание факта их взросления. Причем у части младших подростков оно выражается в желании лишь утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, «я могу идти на улицу в том пальто, в каком хочу»). У других детей стремление к признанию взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих – в желании участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми.

Значимость и актуальность программы: для воспитания полноценной личности должно уделяться немало внимания воспитанию нравственных качеств воспитанников. Большую часть времени ребенок проводит в обществе с друзьями и педагогами. Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии взаимоотношений, это возраст, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. Именно воспитатель должен помочь сформировать базу отношений между детьми, помочь понять, осознать, а что еще более важно научить видеть многоцветие окружающего мира и выбирать добро, а не зло, дружбу, а не ссору, любовь, а не ненависть. Выбор, особенно у ребенка, часто может быть импульсивным, стереотипным, не аналитическим, не осознанным. Но именно на выборе одного либо другого качества будет воспитываться личность ребенка. От этого выбора будет зависить то, какой тип личности воспитается, с какой позиции она будет воспринимать мир, как оценивать те или иные ситуации, какими ценностями определится дальнейшая жизнь воспитанника. Природе детей свойственно жизнерадостное мироощущение и необходимо поддерживать оптимистический взгляд на мир, направляя на выработку положительных нравственных качеств, на ценность позитивного взгляда на жизнь в этом пессимистическом мире. В настоящее время проблема понятий о ценностных качествах и об утверждении себя как личности, стоит очень остро.

В законе Российской Федерации «Об образовании» (1992) говорится о том, что содержание современного образования должно обеспечить «интеграцию личности в системы мировой и национальной культуры» (статья 14, а в «Доктрине образования в Российской Федерации» (2000, в разделе «Основные цели и задачи образования», записано «Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью». Если ХХ век был эпохой научно- технических и экономических достижений, то ХХI век должен стать эпохой возрождения духовности. Именно духовно нравственное воспитание, есть ценностное качество каждого человека, а значит является началом становления будущей личности.

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка, воспитывать такие социально – значимые качества личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Поэтому Цель данной программы:

Воспитание здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Задачи систематической и целенаправленной деятельности педагога по формированию у воспитанников:

• Высоко патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины;

• Воспитание здорового спортивного соперничества, гармоничного сочетания спорта и искусства в жизни человека;

• Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от негативных воздействий – загрязнения, вырубке лесов, истребления редких видов растений; изучение природы родного края.

• Вооружить воспитанников знаниями о морали и целесообразности моральных норм; помочь в осознании значимости воспитания в себе нравственных качеств для формирования будущей личности.

• Привить трудовые навыки каждому ребенку, воспитание потребности заботиться о чистоте, уюте, порядке в доме в котором живешь; привитие принятых в обществе трудовых норм.

Читайте также:  Реферат физическое развитие ребенка в доу

• Привитие навыков социальной адаптации в современном обществе.

• Формирование адекватной социальной позиции.

• Формирование эстетического вкуса, культуры отношения к собственному телу и внешнему виду.

Этапы работы по программе.

Формирование нравственных норм поведения у воспитанников – процесс длительный и требует правильного подхода к планированию деятельности воспитателя. Он должен включать в себя определенные этапы работы. Работая над проблемой формирования будущей личности,я предлагаю прохождение нескольких этапов:

1-й этап. Введение в понятия «нравственное воспитание, личность, я» в форме беседы, проведения различных тестов, игровых упражнений с последующим обсуждением.

2-й этап. Дальнейшая работа предполагает обсуждение и анализ различных жизненных ситуаций с привлечением социального опыта самих ребят. Для этого я использую такие формы работы, как групповая дискуссия, инсценировка различных ситуаций.

3-й этап. После анализа и обсуждения многообразных жизненных ситуаций, ребята могут сформулировать личные принципы поведения, планы действия.

4-й этап. На данном этапе, в моем планировании, дети будут составлять «Книгу о себе». В ней они отразят принципы восприятия мира, отношение к себе, к своему здоровью, к будущему, к природе, к Родине.

5-й этап. При условии успешной работы, этот этап предусматривает обратную связь между воспитателем и воспитанниками. Это отразится в презентации книги и в формировании нового отношения к изученным понятиям, в приобретении навыков позитивного, творческого решения социальных задач. Задача воспитателя – придерживаться выстроенной модели на всех этапах формирования нового отношения к понятиям нравственности.

Ожидаемый результат:

Личностно развитый человек, способный самостоятельно справляться с собственными психическими затруднениями и жизненными проблемами, способный адаптироваться в современном обществе.

Тематический план (Программа рассчитана на 5 лет, направления остаются прежними, а занятия корректируются в зависимости от восприятия материала воспитанниками и степени усваения).

Направление Часы Задачи Направленность и мероприятия

1. Патриотическое 8 -создание условий для осмысления государственных символов в жизни человека,

-воспитывать любовь к Родине, гордость за свое государство, правовую грамотность, умение жить и работать в коллективе. -проведение бесед, занятий с предоставлением наглядных пособий, — просмотр фильмов воспитывающих патриотизм, -тематические дискуссии,круглые столы:

Урок мужества «Равнение на героев»,

Русский солдат умом и силой богат,

Я – гражданин России,

На войне детей не бывает

Припадаю, Россия к твоей красоте,

2. Нравственно- эстетическое 20 -воспитание интереса воспитанника к самому себе, желание самосовершенствоваться,

— развитие волевых качеств воспитанника, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон,

— развитие желания знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в разных жизненных ситуациях,

— формирование эстетического вкуса с помощью разнообразных форм деятельности. -проведение бесед, познавательных часов,практических занятий:

С точки зрения других,

Толерантная личность,

«Крутой» или уверенный в себе?

Час общения «Добро»,»Зло», «Терпимость»,

Избранник один и на всю жизнь,

Внимание! Опасная компания,

Как помочь человеку справиться с горем.

Урок сердцеведения,

Красота, вдохновение, радость и тайна,

Великая сила любви,

Добро не терпит промедленья,

Доброта творит чудеса,

Все цвета кроме черного,

Я – подросток,

Час общения- Слагаемые успеха,

Что значит для человека семья?

3. Адаптация в обществе 20 -формирование адекватной социальной позиции,

— формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения,

— формирование навыков конструктивного поведения при общении с людьми имеющими отличные точки зрения.Проблемно дискуссионная игра: «разум сердца»,

Неповторимость индивидуальности,

Выбор жизненных целей,

Брей- ринг «Любо, братцы, любо…»,

В поисках своего призвания,

Умный за «Клинским» не пойдет.

Осторожно! Наркомания, СПИД, Венерические заболевания,

Основы репродуктивного здоровья,

В здоровом теле- здоровый дух, Быть может, в этом смысл жизни!

Социально – бытовая ориентация «властелин вкуса»

Что такое конфликт.

Поверь в себя.

4. Профориентация 6 -ориентация просветительской работы в области профессий, развитие позитивного отношения воспитанника к трудовой деятельности в будущем. -проведение экскурсий на предприятия, — проведение ориентационных бесед в области мира профессий, — проведение мероприятий нацеленных на определение дальнейшего места обучения.

В поисках своего призвания,

Разделение труда. Классификация профессий.

Мир профессий и твое место в нем.

Самоопределение для подростка.

Что может помочь в планировании карьеры.

5. Спортивно-оздоровительное 20 — формирование у воспитанников правильного отношения к занятию спортом и здоровому образу жизни.

— содействие формированию здорового образа жизни. — встреча с людьми пережившими зависимость,

Алкогольную, наркотическую и справившие с ней.

— проведение мероприятий связанных с направленностью на здоровый образ жизни.

Здоровье и спорт,

Мы выбираем здоровье,

Скажем наркотикам- нет!

Наше здоровье в наших руках,

Особенности личной безопасности при техногенных авариях,

Откуда берутся грязнули?

В стране здоровья.

Олимпиада на северном полюсе.

6. Трудовое 130 — привитие трудовых навыков каждому воспитаннику, воспитание потребности заботиться о чистоте, уюте, порядке в доме, где живешь, привитие принятых в обществе трудовых норм. -организация дежурства воспитанников в группе и в столовой,

-организация работ по благоустройству территории.

7. Экологическое 8 -воспитание любви к природе,

— воспитание потребности в защите окружающей среды, -изучение природы родного края. — проведение мероприятий по изучению родного края,

— уход за растениями в группе и на приусадебном участке,

-проведение бесед и круглых столов.

Викторина: На суше, в воде, в воздухе, в лесу.

Волшебница вода.

Тучи по небу гуляют- птицы к югу улетают.

Наши друзья птицы.

Береги природу или почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек.

Загадки старичка- лесовичка.

Охрана окружающей среды.

Зимовье зверей.

8. Индивидуальная работа Ежедневно -установить контакт с учителями в школе (тесное сотрудничество,

-индивидуальный подход к каждому воспитаннику — индивидуальная работа с учителями предметниками,

— посещение классных собраний,

— подведение итогов по четвертям,

-ежедневная работа с воспитанниками по самоподготовке.

….

Используемая литература:

1. «Психология подростка» Под ред., А. А. Реана. М., 2003г.

2. «Психология трудных школьников» В. Г. Степанов. М., 2004г.

3. «Воспитание и труд» Под ред., Р. С. Буре. М., 1987г.

4. «Психология развития личности в онтогенезе» Д. И. Фельдштейн. 1989г.

Источник