Программа развития умственно отсталого ребенка

Программа развития умственно отсталого ребенка thumbnail

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

  1. Индивидуальные сведения о ребёнке.

ФИО ребенка: И.И.И

Возраст ребенка на момент составления программы и дата рождения:

7 лет (01.01.08г.р.)

Место жительства: город,улица,дом

Мать: И.И.И.

Отец: нет

Год обучения: 1

Форма обучения: на дому

  1. Структура СИПР.

Содержание

Стр.

1. Индивидуальные сведения о ребёнке

1

2. Структура СИПР

1

3. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года

2

4. Индивидуальный учебный план

3

5. Базовый учебные действия

4

6. Содержание образования:

4

6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

4

6.2. Внеурочная деятельность

12

7. Программа сотрудничества с семьей

13

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

14

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

15

3.Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года

С 1 сентября 20.. года мальчик обучается на дому по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелой степенью умственной отсталости, на основании коллегиального заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии от 01.01.20..г.

Семья формально полная, проживает в частном неблагоустроенном доме. Мама работает …. Отец – работает…. Младший брат детский сад не посещает. Члены семьи заботливо относятся к мальчику, заинтересованы в успешном развитии ребенка.

Имя (ребенка) передвигается самостоятельно, но крупная моторика не достаточно развита (не может поймать мяч, самостоятельно одеться). Наблюдается гиперсензитивность на громкие резкие звуки, крик (опускает голову, закрывает глаза, прикрывает уши руками).

Эмоциональное состояние мальчика не устойчивое. Наблюдаются перепады настроения, повышенная неконтролируемая двигательная активность. Мальчик часто болеет соматическими заболеваниями.

И… реагирует на имя, понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное). Учебное поведение не сформировано. Активная речь не развита. Затрудняется выполнять простые речевые инструкции (повторяет сказанное учителем). Знает названия отдельных предметов окружающего мира, их изображения. Не умеет выполнять действия по подражанию и образцу.Соотнесение предмета с названием представляет трудность, при этом соотносит знакомые предметы одежды с картинками.

Навыки самообслуживания частично сформированы. И…. ест ложкой, пьет из кружки. Одевается и раздевается с частичной помощью взрослого, требуется помощь в определении передней/задней, лицевой/изнаночной сторон, застегивании молнии, верхнюю одежду самостоятельно одеть не может. В туалет ходит самостоятельно. Не умеет пользоваться туалетной бумагой.

Требуется контроль и постоянная помощь.

Приоритетные образовательные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация.

2. Изобразительная деятельность.

3. Математические представления.

4.Индивидуальный учебный план.

Предметные области

Учебные предметы

Время проведения

занятий (индивидуально на дому)

Ф.И.О. учителя

кол-во

день недели

ФИЛОЛОГИЯ

Речь и альтернативная коммуникация

2

МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА

Математические представления

1

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Окружающий природный мир

1

Человек

1

ИСКУССТВО

Музыка и движение

1

Изобразительная деятельность

2

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Адаптивная физкультура

1

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

2

5. Базовые учебные действия

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Формирование базовых учебных действий

— направленность взгляда:

  • на говорящего взрослого

  • на задание

— выполнение инструкций педагога:

  • «Возьми»

  • «Посмотри на меня»

  • «Покажи»

— использование по назначению учебных материалов

— выполнение действия

  • по подражанию

  • по образцу

  • по инструкции

— выполнение задания от начала до конца

Коррекция поведенческих проблем

— коррекция негативизма

— коррекция агрессии

6. Содержание образования

6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация

Коммуникация

Установление контакта

— обращение по имени к собеседнику

— приветствие собеседника в ответ на его приветствие:

  • жестом (помахать рукой из стороны в сторону)

  • словом «Привет»

Поддержание контакта

— выражение своих желаний («Дай»)

— выражение просьбы о помощи («Помоги»)

— выражение согласия:

  1. жестом (кивок головы)

  2. словом («Да»)

— выражение несогласия:

  1. жестом (покачать головой из стороны в сторону)

  2. словом («Нет»)

Завершение контакта

— прощание с собеседником:

  • жестом (помахать рукой)

  • словом («Пока»)

Развитие речи

Устная речь

Импрессивная речь

— понимание имен:

  • педагогов класса

  • учащихся класса

— понимание названий предметов по темам:

«Семья»

«Игрушки»

«Овощи»

«Фрукты»

«Одежда»

— понимание названий действий

— понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит.Он спит и др.)

Экспрессивная речь

— употребление отдельных звуков (а, у и др.)

— употребление звукоподражаний животным

— употребление простых слов (дай и др.)

— называние своего имени

— употребление простых просьб («Олеся, дай» и др.)

Математические представления

Количественные представления

— нахождение одинаковых объектов:

  • предметов

  • изображений

— различение множеств

  • один

  • много

  • пусто

Пространственные представления

— составление упорядоченного ряда из однородных предметов

— составление предмета (изображения):

  • из 2-х частей

  • из 3-х частей

Представления о форме

— группировка предметов по форме

-различение предметов по форме

  • круг

  • квадрат

— соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами

Представления о величине

— группировка предметов по величине

-различение предметов по величине

  • большой

  • маленький

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка брянск

Окружающий природный мир

Животный мир

— различение диких животных:

  • лиса

  • заяц

  • волк

  • медведь

— различение домашних животных:

  • корова

  • свинья

  • лошадь

  • кот

  • собака

Растительный мир

— различение отдельных фруктов:

  • яблоко

  • груша

  • банан

  • лимон

  • апельсин

— различение отдельных овощей:

  • помидор

  • огурец

  • капуста

  • морковь

  • картофель

  • лук

Человек

Самообслуживание

Прием пищи

— еда вилкой

Обращение с одеждой и обувью

Раздевание

— снятие отдельных предметов одежды:

  • свитер

  • футболка

— расстегивание:

  • молнии

  • кнопок

Одевание

— застегивание:

  • липучек

  • кнопок

  • пуговиц

  • молнии

— надевание предмета одежды:

  • шапка

  • свитер

  • футболка

Туалет

— сообщение о желании сходить в туалет

— пользование туалетной бумагой

Гигиена тела

Уход за полостью рта

— чистка зубов

— полоскание полости рта

— соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта:

  • открывание тюбика с зубной пастой

  • намачивание щетки

  • выдавливание зубной пасты на зубную щетку

  • чистка зубов

  • полоскание рта

  • мытье щетки

  • закрывание тюбика с зубной пастой

Уход за волосами

— расчесывание волос

Представление о себе

— различение частей тела:

  • рука

  • нога

  • туловище

  • живот

  • голова

  • шея

  • волосы

  • уши

различение частей лица:

  • нос

  • рот

  • глаза

  • брови

  • зубы

  • язык

Музыка и движение

— узнавание музыкальных инструментов по звучанию:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

— различение тихого и громкого звучания музыки

Игра на музыкальных инструментах

— освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

— передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

— сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

Движение под музыку

— выполнение отдельных танцевальных движений под музыку:

  • топанье

  • хлопанье

  • покачивание с одной ноги на другую

  • прыганье

  • кружение

  • приседание

— выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка)

— соблюдение последовательности простейших танцевальных движений

— ведение хоровода

Изобразительная деятельность

Рисование

Приемы работы с карандашом и кистью

— соблюдение последовательности действий при работе с красками:

  • опускание кисти в баночку с водой

  • снятие лишней воды с кисти

  • опускание ворса кисти в краску

  • снятие лишней краски о край баночки

  • рисование на листе бумаги

  • опускание кисти в воду и т.д.

Рисование основных элементов

— рисование точек

— соединение точек

— рисование линий

  • вертикальных

  • горизонтальных

Предметное рисование

— рисование контура предмета:

  • по контурным линиям

  • по опорным точкам

Выполнение работы в контуре

— закрашивание внутри контура

Лепка

Подготовка материала к работе

— разминание материала

Деление на части

— отрывание куска материала от целого куска

— откручивание куска материала от целого куска

Придание формы

— катание шарика

— катание колбаски

— выдавливание формы формочками

Видоизменение формы

— сгибание колбаски в кольцо

Аппликация

Работа с бумагой

— сминание бумаги

— разрывание бумаги

Работа с клеем

— намазывание всей поверхности клеем

Работа с шилом

— выкалывание шилом по контуру

Составление аппликации

— сборка изображения объекта из нескольких деталей

Адаптивная физическая культура

Физическая подготовка

Построение и перестроение

— принятие основной стойки для построения и перестроения

— построение в колонну по одному

— размыкание на вытянутые руки в стороны

— ходьба в колонне по одному

— бег в колонне

Общеразвивающие упражнения

— вдох и выдох через рот

— вдох и выдох через нос

— сжимание и разжимание кистей рук

— одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой

— круговые движения кистью

— движения руками в разных направлениях в положении «стоя»

— круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»

— наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения.

— наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны.

— наклоны туловища вперед, назад, в стороны

— ходьба с высоким подниманием колен вверх

— полуприсед

— поднимание на носках в положении «стоя»

— ходьба:

  • по доске, положенной на пол

  • ходьба по гимнастической скамейке

— прыжки на двух ногах:

  • на месте

  • с продвижением вперед

— стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке

— ходьба по кругу, взявшись за руки

— ходьба в умеренном темпе

— спокойный бег с правильной координацией движений

— ползание:

  • на четвереньках

  • на животе

— лазание по гимнастической стенке:

  • вверх

  • вниз

— броски мяча двумя руками:

  • вверх

  • о пол

— ловля мяча двумя руками

— передача в шеренге:

  • мяча

  • гимнастической палки

Читайте также:  Раскройте роль языка в развитии личности ребенка стародубова

Санки

— передвижение санок за веревку

— сидение на санках с сохранением равновесия во время передвижения

— удержание равновесия при спуске санок с горы

— подъем после падения с санок

Спортивные и подвижные игры

— соблюдение правил игры «Выше ноги от земли»:

  • бег вокруг батута

  • запрыгивание на батут

— соблюдение правила игры «Жмурки», «Лиса и зайцы»: убегание от водящего

— соблюдение правил игры «Строим дом»:

  • соблюдение очередности при переносе модулей

  • составление «башни»

Велосипедная подготовка

— посадка на трехколесный велосипед

— управление велосипедом:

  • по прямой

  • поворот по большому радиусу

  • вращение педалей

6.2. Внеурочная деятельность.

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

присутствие на торжественной линейке, классном часе

«День матери»

присутствие на мероприятии

«Неделя доброты»

присутствие на мероприятии

«Новый год»

участие в новогоднем празднике

Спортивный праздник, посвященный Дню защитника отечества

присутствие на мероприятии

Игра

сенсорные игры в шариковом бассейне

Торжественная линейка по окончанию учебного года

присутствие на мероприятии

Прогулки на улице

экскурсия в лес, парк

7. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей)

  • индивидуальные консультации родителей по темам: «Реализация СИПР в домашних условиях », «Кинестетическое развитие ребенка»

обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и со стороны учителя

  • участие родителей в разработке СИПР

  • присутствие родителей на уроках/занятиях;

  • консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;

  • домашнее визитирование

организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

  • информирование электронными средствами;

  • личные встречи, беседы;

организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

  • привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий

8. Перечень необходимых технических средств и

дидактических материалов.

  • Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек.

  • Гимнастические мячи разного диаметра, коврики.

  • Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (каштаны, желуди, шишки)

  • Подвесные качели.

  • Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты

  • Набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.

  • Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».

  • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

— действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

+;-

_

2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:

со значительной помощью взрослого

зп

с частичной помощью взрослого

чп

— по последовательной инструкции (изображения или вербально)

пи

— по подражанию или по образцу

по

— самостоятельно с ошибками

со

самостоятельно

с

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

2. Не выявить наличие представлений

н

3. Представление на уровне:

использования по прямой подсказке

пп

— использование с косвенной подсказкой (изображение)

кп

самостоятельное использование

с

Подписи:

Учитель: Родители:

Источник

Государственное учреждение Республики Хакасия «Республиканский

дом-интернат для детей «Теремок»

Программа

развития личности умственно отсталого ребенка

«Малышок»

Составитель:

воспитатель Бабкова Т.А.

Пояснительная записка

  1. Актуальность

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. Речь — способ познания действительности. С одной стороны богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, с другой — хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее.

Категория умственно отсталых детей представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является тяжёлый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.

Читайте также:  Значение сюжетно ролевой игры в развитии личности ребенка

Общими чертами для всех детей помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта являются также грубые нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, мышления, высших эмоций, речи.

В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта, находится глубокое недоразвитие речи.

Прежде всего, появление речи, как правило, значительно запаздывает. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. Однако встречаются случаи их расхождения в ту или другую сторону. У некоторых детей с кажущейся богатой речью можно наблюдать поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. Такая речь встречается у детей с глубокими поражениями преимущественно лобных отделов коры (так называемый лобный синдром олигофрении), а также у имбецилов, страдающих гидроцефалией. В этом случае говорят о пустой эхолаличной речи. У других умственно отсталых детей, при обычной для имбецильности степени снижения интеллекта, речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые «безречевые» дети. Такие аномалии свидетельствуют о более грубых локальных поражениях речевых зон коры. Типичное для имбецилов недоразвитие речи соответствует их интеллектуальному недоразвитию.

В младшем возрасте дети плохо, примитивно понимают чужую речь, они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. В дальнейшем понимание обращённой речи, их пассивный словарь расширяется и обогащается, однако понимание остаётся ограниченным и связанным только с личным опытом ребёнка. Дети научаются связывать слово только с определённым предметом и явлением и даже с группой предметов по конкретной ситуационной связи, но, как правило, без специального обучения слово не служит им для более сложного обобщения.

Самостоятельная речь младших дошкольников проявляется преимущественно в виде отдельных слов, коротких фраз. Она характеризуется недостаточностью модуляции, грубым косноязычием, нарушением структуры слов, аграмматизмом (ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций). В их высказываниях часто отсутствуют склонения, спряжения, служебные части речи Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают обычно вполне определённый смысл.

При исследовании словаря детей отмечается, что после 5 лет они знают названия различных предметов обихода, животных, овощей и т.д., однако дать им соответствующих названий часто не могут. Вместо этого они перечисляют отдельные объекты или пользуются ситуационными обозначениями (например, составив группу овощей, определяют её словом «огород», группу животных называют «зоопарк»).

Нарушено произношение практически всех групп звуков, фонематическое восприятие не развито.

В разговоре дети ограничиваются выражением самых простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы.

При характеристике устной речи детей следует отметить, что само по себе накопление новых слов не ведёт к улучшению их активной лексики, т.к. они не пользуются речью даже тогда, когда знают нужное слово.

Пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый интерес к окружающему — всё это тормозит процесс активизации словаря имбецилов, что наиболее ярко проявляется в общении детей. Однако при специально организованной практической деятельности они способны овладеть в определённой степени коммуникативной функцией речи. У них вырабатываются умения попросить у товарища или учителя необходимый для работы инструмент, спросить о том, где можно взять нужный им материал, или задать ещё ряд элементарных вопросов. Потребность в общении возрастает по мере обучения.

Развивая речь следует придерживаться четко определенных характеристик речи, к которой следует стремиться и, которые служат критериями оценки высказываний.

Наиболее существенный источник материала для связной речи — это их житейский опыт: их детство, семья, игры, окружающая природа. Но эти представления у детей неодинаковы, ещё не богаты, поэтому нужно специально организовывать деятельность по расширению и уточнению имеющихся представлений. Для этого целесообразно использовать экскурсии, наблюдения, чтение для них стихов и рассказов, различные обсуждения в группе.

Данный программа не только развивает у детей творческие способности, познавательные интересы, формирует у них культуру речевого поведения, даёт возможность практической реализации творчества, формирует у детей положительное мотивационное отношение к общению.

развитие личности умственно отсталого ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, личностных качеств.

Реализация программы предполагает проведение преимущественно практических занятий в форме коллективных и индивидуальных игр, тренингов, дискуссий, моделирования художественно-творческого процесса, самостоятельной творческой работы. А так же заполнения карт обследования и развития (приложение). Программа рассчитана на 1 календарный год, реализуется в объеме — 167 часов.

V. НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ.

Источник