Программа развития ребенка в семье

ПРОГРАММА «Детский сад и семья»

Введение

Комплексная программа развития «Детский сад и семья», разработанная на 2009 – 2011 годы в МДОУ детский сад №6 «Родничок», — основа взаимодействия детского сада и семьи.

Программа строится на основе документов, регламентируемых и регулирующих их деятельность (типовое положение о ДОУ, устав образовательного учреждения, родительские договоры).

Программа состоит из введения, обоснования её актуальности, основных направлений работы и выработки стратегий по взаимодействию с семьей в целях повышения педагогической культуры родителей, формирования партнерских отношений с семьей, строящихся на принципах гуманизма, дифференцированного, адресного и личностно — деятельностного подходов.

  1. Обоснование актуальности программы. 

Ребенок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он держит за руку взрослого, делает первые шаги, видит небо над головой и верит, что земля прекрасна, люди добры, а жизнь – это счастье.

Психофизиологи, представители гуманистической психологии, педагоги единодушны во мнении, что в жизни ребенка-дошкольника именно семье принадлежит особая, первостепенная роль в становлении его личности, социализации, так как именно в семье начинается процесс познания особенностей человеческих отношений, усваиваются понятия о добре и зле, складываются первые представления о труде и отдыхе, формируются интересы, развиваются способности.

В условиях экономического и политического реформирования происходящего в нашей стране, снизился жизненный уровень многих российский семей, произошла дифференциация доходов, заметно снизился образовательный уровень родителей. В результате проведенного анкетирования мы выявили, что только % родителей наших воспитанников имеют высшее образование, а % —

Многие мамы и папы не понимают важности работы с маленькими детьми, поэтому возникают трудности в установлении контактов с такими родителями. Но, не смотря ни на что, семья по-прежнему остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей.

Ближе всего к дошкольнику, проблемам его воспитания в семье стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, преодолении ошибок семейного воспитания, повышение степени участия родителей в воспитании своих детей.

Мы понимаем, что семья и детский сад не могут заменить друг друга. Необходимы их взаимопроникновения и преемственность в работе. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой и сложный мир. Именно поэтому в настоящее время взаимодействие педагогов и родителей рассматривается как органичная часть образовательного процесса ДОУ, без которой невозможно решать задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста. Поэтому целями программы стали повышение педагогической культуры родителей и организация эффективного взаимодействия с ними. Такой подход непременно будет способствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.

  1. Законодательно – нормативное обеспечение программы.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  • Закон РФ «Об образовании».
  • Закон Республики Марий Эл «О регулировании отношений в сфере образования на территории Республики Марий Эл».
  • Типовое положение о ДОУ.
  • Устав образовательного учреждения.
  • Родительский договор.
  1. Цели и задачи программы.

Цель: расширение педагогических знаний и умений родителей и корректировка и трудностей семейных взаимоотношений, воспитание здорового развитого ребенка, которого любят о  котором заботятся. 

Задачи:

  1. Основные направления работы

Существуют две силы, определяющие состояние и развитие ребенка в дошкольный период: семья о дошкольное образовательное учреждение. Поступательное развитие личности ребенка может быть обеспечено лишь согласованными, позитивными усилиями этих сил. Отсутствие взаимопонимания, уважения между ними становится проблемой личного роста и мироощущения маленького человека. Переход от сосуществования в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями проводится по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление

Второе направление

Работа с педагогическим коллективом детского сада

Педагогическое образование родителей.

Анализ состояния работы по взаимодействию с семьей.

Знакомство с новыми программами и технологиями.

Анализ состояния взаимоотношений детей и родителей.

Знакомство с новыми программами и технологиями.

Изучение интересов и потребностей родителей и детей.

Создание родительских клубов (семейный клуб).

Разработка авторских программ, учебных планов по дополнительным образовательным услугам.

Методика контактного взаимодействия педагога с родителями.

  1. Педагогические принципы.

Целенаправленность педагогической программы на актуальные проблемы воспитания и развития ребенка.

Вариативность содержания форм, методов образования родителей.

Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого.

Развитие и сотрудничество, т.е. включение родителей в развивающее пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства).

Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями.

Этапы работы по взаимодействию с семьей

Этапы, задачи.

Мероприятия.

Ответственный.

Ожидаемые результаты.

Подготовительный – изучение ситуации.

1.Опрос родителей.

2. Педсовет на тему: «Инновационный подход к взаимодействию с родителями».

3. Оформление стендов, памяток, уголков, визиток.

4. Разработка планов работы с родителями.

Заведующая,

Старший воспитатель,

Педагог-психолог,

Воспитатели

Составление аналитической справки.

Выработка алгоритмов работы.

Составление социального паспорта семьи.

Подбор иллюстраций, статей.

Создание программно-методического обеспечения.

Практический – апробация наработанного материала.

1.Создание «Семейных клубов»

2.Создание ЕОП «Семья – д/сад»

Заведующая,

Старший воспитатель,

Педагог-психолог,

Воспитатели

Подготовка методических рекомендаций

Аналитический – разработка выводов и рекомендаций.

1.Профессиональный конкурс «Лучший проект по работе с семьей»

2. Педсовет

Заведующая,

Старший воспитатель,

Педагог-психолог,

Воспитатели

Публикации.

Распространение опыта работы.

Выводы и предложения.

Итоговый – подведение итогов.

1.Определение направлений дальнейшей работы.

Коллектив ДОУ

Отчет по результатам работы.

Методика контактного взаимодействия педагога с родителями

1 этап. Поиск контактов, первые встречи двух сторон, выработка желания общаться. На этом этапе воспитателю особенное необходимо проявить педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность. Сдержанность, чтобы не оттолкнуть их некорректными вопросами.

2 этап. Совместное размышление о том, что необходимо развивать в ребенке, сохраняя неповторимость его индивидуальности. Здесь уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях ребенка.

3 этап. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Надо побудить родителей высказывать свои взгляды на воспитание и назвать используемые методы в общении со своим сыном, дочерью. Мнение родителей, даже неверное, необходимо выслушать и не опровергать. Постепенно нужно предложить свои способы воздействия, призвав к объединению усилий для выработки единых требований.

4 этап. Согласованное сотрудничество в достижении общей цели. Здесь обе стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, определяют цели и задачи, находя способы, чтобы возможные споры и несогласия не помешали дальнейшему сотрудничеству.

5 этап. Реализация достигнутых договоренностей. На этом этапе педагог доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает советов у родителей и прислушивается к ним. В это время вырабатываются согласованные мероприятия, направленные, в том числе, и на перевоспитание ребенка, коррекцию его поведения.

6 этап. Совершенствование педагогического сотрудничества. Как и на предыдущих этапах, здесь нецелесообразно предлагать готовые решения. Надо тщательно проанализировать развитие процесса совместной деятельности, так как это этап расширения и углубления педагогического сотрудничества, когда идет реализация единых педагогических воздействий.

Диагностическая карта социально – педагогического обследования семьи ребенка – дошкольника

№ блока

Задачи

Содержание

I

Провести обследование дошкольника и его семьи.

На основе данных обследования дать анализ психофизических проблем ребенка и социально – педагогической ситуации в семье.

1.Знакомство с семьей ребенка.

2.Анкетирование родителей с целью:

— выявления социального статуса семьи;

— предпочтительного направления работы ДОУ для своего ребенка;

— что больше всего привлекает их в детском саду;

3.Психологическое исследование взаимоотношений в семье – рисунок ребенка на тему «Моя семья».

4. тестирование родителей на выявление педагогического потенциала семьи.

II

Выявить особенности взаимоотношений ребенка в семье.

1. Творческое задание на тему «Семейный праздник» или «Мой день рождения».

2.Анкетирование родителей по вопросу взаимоотношений между членами семьи.

III

Изучить документацию ребенка и его семьи: составить аналитическую справку.

1.Сделать анализ всей работы.

2.Наметить перспективы дальнейшего планирования работы.

Формы взаимодействия с семьёй

  1. Коллективные

Консультативно — рекомендательная работа

Лекционно-просветительская работа

Практические занятия для родителей

Совместная работа родителей, детей, педагогов

1) Конференции

1) Лекции специалистов ДОУ

1) Семинары-практикумы

1) Экскурсии, походы

2) Вечера вопросов и ответов

2) Занятия для родителей в библиотеке ДОУ

2) Дни открытых дверей

2) Традиции, развлечения, семейные встречи

3) «Круглый стол» с участием родителей

3) Беседа со специалистами

3) Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

3) Семейные праздники:

День матери, День отца, День семьи.

4) Педагогический совет с участием родителей

4) Педагогическая гостиная

4) Выставки семейных рисунков, фотографий, коллекций

4) Занятия в театральной гостиной для родителей и детей

5) Групповые собрания родителей

5) «Круглый стол» с участием родителей

5) Смотры конкурсы игрового оборудования

5) Семейные клубы по интересам

6) Тематические консультации

6)Участие в работе родительского комитета

6) Мастерская

7) Общие собрания родителей

8) Презентация дошкольного учреждения

9) Педагогические беседы с родителями

  1. Индивидуальные

Консультативно — рекомендательная работа

Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком

  1. Беседы
  1. Конкурсы семейных газет
  1. Консультации

2)Ярмарки – распродажи семейных посиделок

 3)Посещения на дому

           3)Читательские конференции «Круг семейного чтения»

           4)Коллективные творческие дела

 4)Записки, дневники, информационная корзина

           5)Семейные клубы

 5)Буклеты

           6)Ведение личной фотолетописи ребёнка в период посещения д/с (портфолио ребёнка)

 6)Поручения

 7)«Ящики вопросов и ответов»

8)Библиотека

 Наглядно — информационные

Консультативно — рекомендательная работа

Практические занятия для родителей

Совместная работа родителей, детей, педагогов

Уголок для родителей

Дни открытых дверей

Мастерские

Выставка психолого – педагогической литературы

Школы для родителей

 Ведение личной фотолетописи ребёнка в период посещения д/с (портфолио ребёнка)

Папки — передвижки

Тематические выставки

Выставка детских работ

Папки — раскладушки

Конференции

Беседы с детьми, участие в совместных проектах

Газета для родителей

Визиты в группу

Информационный листок, бюллетень

Библиотечки для родителей

Доска объявлений

 Видеозаписи занятий, игр, прогулки, которые озвучены специалистами

Классификация форм работы педагогов с родителями

Формы работы

Время проведения

Количество участников

Состав участников

Задачи взаимодействия

ежедневно

еженедельно

ежемесячно

3-4 раза в год

1-2 раза в год

по необходимости

индивидуальная

подгрупповая

коллективная

педагоги и родители

педагоги, родители и дети

педагоги, родители и специалисты

педагогическое  просвещение

включение в деятельность  ДОУ

Родительское собрание

*

*

*

*

*

Конференция

*

*

*

*

Беседа

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Тематические консультации

*

*

*

*

*

*

*

Семинар-практикум

*

*

*

*

*

*

*

*

Записки

*

*

*

*

*

Дневники

*

*

*

*

Информационный листок

*

*

*

*

Информационный стенд

*

*

*

*

*

Доска объявлений

*

*

*

*

Информационная корзина

*

*

*

*

*

Газета

*

*

*

*

*

*

*

Тематические выставки

*

*

*

*

*

*

Папки-передвижки

*

*

*

Папки-раскладушки

*

*

Буклеты

*

*

*

Визиты в группу

*

*

*

Дни открытых дверей

*

*

*

*

*

Посещение семьи

*

*

*

*

Поручения

*

*

*

Клубы

*

*

*

*

*

*

*

*

Досуги

*

*

*

*

Экскурсии, походы

*

*

*

Вечер вопросов и ответов

*

*

*

*

Ящик вопросов и ответов

*

*

*

Лекторий

*

*

*

*

*

*

*

Библиотека

*

*

*

*

*

*

Мастерские

*

*

*

*

*

*

Новые формы сотрудничества детского сада с семьей

Формы сотрудничества

1.

Вовлечение в совместную творческую деятельность.

2.

Семейные клубы по интересам.

3.

Занятия в театральной гостиной для родителей и детей.

4.

Семейные встречи.

5.

Музыкальные гостиные.

6.

Совместные прогулки, экскурсии.

Основные направления и задачи сотрудничества МДОУ д/с №6 с семьёй на 2009 – 2011г.г.

План мероприятий по реализации программы.

Содержание деятельности

Сроки

Ответственный

Исследование семей воспитанников для выявления:

  • Типа семьи;
  • Уровня удовлетворенности родителей положением семьи; основных ценностей семьи;
  • Образовательного уровня, социального и материального положения;
  • Набора образовательных потребностей для повышения педагогической грамотности родителей;
  • Опыта семейного воспитания ребенка;
  • Уровня включения родителей в деятельность ДОУ

Сентябрь

Заведующая.

Старший воспитатель.

Посещение семей на дому для выявления необходимых условий  развития детей.

Сентябрь – октябрь

Воспитатели

Изучение и анализ работы ДОУ с родителями для выявления уровня работы воспитателей:

  • Форм работы, которые применяются воспитателями в группах;
  • Причин неудовлетворенности родителей организацией воспитания и обучения детей и работой с родителями.

Сентябрь 2009г.

Заведующая.

Старший воспитатель

Проведение педсовета совместно с родителями для выявления критериев успешной работы с родителями, определение целей и задач на ближайший период.

Ноябрь 2009г.

Заведующая.

Старший воспитатель

Проведение практикумов общения педагогов с родителями, консультаций:

  • Правила конструктивного взаимодействия с родителями»

В течение года

Заведующая.

Старший воспитатель.

Педагог — психолог

Организация Дня открытых дверей для ознакомления родителей с деятельностью ДОУ

Апрель

Заведующая.

Старший воспитатель.

Музыкальный руководитель.

Воспитатели.

Создание в ДОУ пакета нормативно – правовой документации, обеспечивающей права ребенка:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Декларации о правах ребенка;
  • Типовое положение о дошкольном учреждении;
  • Устав ДОУ;
  • Положение о родительском комитете.

Сентябрь – ноябрь  2009 г.

Заведующая.

Старший воспитатель.

Индивидуальное собеседование с родителями для выявления их проблем в обучении и воспитании детей, изучение мотивов и потребностей родителей.

Постоянно в течение года

Заведующая.

Психолог.

Воспитатели.

Знакомство родителей с программами воспитания и обучения детей, по которым работает ДОУ.

Заведующая.

Старший воспитатель.

Воспитатель

Родительские собрания для повышения уровня педагогической грамотности родителей:

  • «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить» (защита прав и достоинств маленького ребенка).
  • «Быть здоровым – это престижно».
  • «Психолого – педагогическое сопровождение образования детей в предшкольный период».
  • «Вот и стали мы на год взрослее».

2 раза в год.

Заведующая.

Старший воспитатель.

Педагог – психолог

Выпуск газеты для родителей «Родничок»

В течение года

Творческая группа

Оформление папок – передвижек:

  • «Адаптация ребенка к детскому саду»;
  • «Охрана и укрепление здоровья»;
  • «Учите играя»

В течение года

Воспитатели

Педагог – психолог.

Логопеды

Организация консультаций воспитателей, специалистов по проблемам обучения и воспитания детей:

  • «Будьте хорошими родителями»
  • «Тридцать золотых правил воспитания ребенка»;
  • Воспитание самостоятельности у ребенка;

1 раз в месяц

Старший воспитатель.

Педагог – психолог.

Логопеды.

Воспитатели.

Профилактическая работа по проблемам нарушения прав ребенка в семье:

  • Знакомство с нормативно – правовыми документами, регламентирующими права ребенка в семье о дошкольном учреждении, встречи с работниками разных социальных служб.

В течение года

Заведующая.

Старший воспитатель.

Педагог – психолог.

Воспитатели

Проведение коррекционной работы с проблемными семьями:

  • Выделение семей группы риска;
  • Организация групповых дискуссий, тренингов для коррекции родительских установок и выявление глубоких индивидуальных проблем семьи;
  • Индивидуальная работа с семьями;
  • Организация совместной деятельности родителей и детей: праздники, соревнования.

В течение года

Педагог – психолог.

Воспитатели

Сотрудничество с детским садом (Организация семейного клуба – во всех группах).

1 раз в месяц

Воспитатели.

Специалисты  

Организация Дня добрых дел

2 раза в год

Воспитатели

Проведение итоговых занятий в каждой возрастной группе

1 раз в квартал

Воспитатели

Проведение традиционных праздников:

  • «День знаний»;
  • «Здравствуй осень»;
  • Новогодние и рождественские встречи;
  • «8 Марта – мамин день»;
  • Выпускной бал.

В течение года

Музыкальный руководитель.

Воспитатели.

 Разработка сценариев и апробация новых мероприятий:

  • День матери;
  • День семьи;
  • Спартакиада;

В течение года

Музыкальный руководитель.

Воспитатели.

Организация выставок поделок, рисунков, фотовыставок.

В течение года

Музыкальный руководитель.

Воспитатели.

 Изучение потребностей родителей в образовательных услугах (анкетирование)

2 раза в год

Заведующая.

Старший воспитатель.

Совместная разработка «модели выпускника»

Апрель

Заведующая.

Старший воспитатель.

Творческая группа воспитателей и родителей.

План работы с семьями воспитанников (традиции детского сада)

Формы работы

Содержание работы

Сроки проведения

Ответственные

Родительские собрания

Участие в обсуждении вопросов физического, социального, познавательного и эстетического развития детей. Вопросы адаптации детей в ДОУ.

1 раз в квартал

Воспитатели групп, старший воспитатель, заведующая

Анкетирование и опросы

Выявление потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах.

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс. Уровень родительских притязаний к образованию семей.

Социологическое обследование семей.

Ноябрь

Май

Психологическая служба

Консультирование

По запросам различных служб и специалистов.

По запросам родителей.

В течение года

Воспитатели групп, старший воспитатель, заведующая, психолог

Досуговые мероприятия

Детские праздники, конкурсы, викторины, выставки (согласно годовому плану).

В течение года

Музыкальный руководитель, воспитатели

Совместное творчество детей, родителей и специалистов

Групповые досуговые мероприятия с участием родителей

В течение года

Воспитатели групп, старший воспитатель

Привлечение родителей к участию в деятельности ДОУ

Дни открытых дверей.

Занятия с приглашением родителей.

Домашние задания для совместного выполнения родителями и детьми.

В течение года

Старший воспитатель, воспитатели, психолог

Помощь родителей учреждению

Организация и помощь в проведении мероприятий (экскурсий, походов).

Участие в субботниках.

В течение года

Воспитатели

Наглядная педагогическая пропаганда

Информационные корзины.

Тематические выставки.

Уголки для родителей.

Выпуск газеты для родителей.

В течение года

Старший воспитатель, воспитатели

Сотрудничество с детским садом

Организация различных клубов (во всех группах)

В течение года

Старший воспитатель, воспитатели

Источник