Программа развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Программа развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью thumbnail

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Примерная коррекционно-развивающая программа для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный, электронный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3066/ (дата обращения: 08.04.2020).



В настоящее время система образования позволяет включать каждого ребенка в образовательное пространство. Для детей с нарушениями в развитии этот процесс определяется нормативно-правовой базой. Внедряются новые организационные формы помощи детям: индивидуальные занятия при стационарах (поликлиниках); группы кратковременного пребывания, специальные и смешанные группы при дошкольных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида, при реабилитационных центрах восстановительного лечения и др.

При составлении коррекционно-развивающих программ специалист опирается на ряд принципов: принцип генетического хода основных линий развития ребенка, учета возрастных и индивидуальных особенностей развития, единства требований к воспитанию ребенка в дошкольном учреждении и в условиях семьи, деятельностного подхода к развитию личности, коррекционной направленности воспитательного процесса, доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала.

Данная программа разработана для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми ссиндромом Дауна, имеющими интеллектуальную недостаточность (умственная отсталость I и II степени). У детей с интеллектуальной недостаточностью в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Своевременно не возникает ни один из видов детской деятельности, которая призвана стать опорой для всего психического развития в определенном возрастном периоде. Многолетние исследования доказали, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности (А. А. Катаева, О. П. Гаврилушкина, Е. А. Екжанова, С. Г. Ералиева, В. И. Лубовский, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева и др.). Предпосылкой развития всех видов деятельности ребенка является появление определенных потребностей, мотивов, интересов.

Низкий уровень развития восприятия у детей дошкольного возраста выражается в том, что дети не способны самостоятельно ориентироваться в условиях задачи, нуждаются в гораздо более детальном ее разъяснении, чем нормально развивающиеся дошкольники. Восприятие не оказывает решающего воздействия на определение задачи и побудительных причин действия. Но там, где эти основополагающие условия — мотив, цель, задача — уже существуют, развитие деятельности существенно зависит от возможностей восприятия, от уровня сенсорного развития. Слабое развитие восприятия оказывается одной из основных причин замедленного и несвоевременного перехода от одного вида деятельности к другому, что, несомненно, отрицательно сказывается на формировании высших психических функций (памяти, мышления, воображения, речи) и личности в целом.

Поэтому на начальном этапе весь обучающий процесс с детьми организуется взрослым: он ставит цель, анализирует условия и средства достижения этой цели, организует сами действия и осуществляет контроль и оценку их выполнения. Но это не значит, что ребенок в данной ситуации остается пассивным. Напротив, он обязательно должен быть активным участником обучающего процесса, т. е. ему необходимо научиться принимать поставленную взрослым цель, вслед за анализом, проведенным взрослым, ориентироваться в условиях задачи, хотеть и уметь овладевать способами действий, действовать целенаправленно до получения результата, ориентироваться на оценку не только самого результата, но и способа действий. Важно сформировать у ребенка элементы самооценки и умение контролировать себя в процессе выполнения игровой и практической задачи.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития для ребенка с дцп

Цель программы — развитие познавательных возможностей ребенка, формирование знаний об окружающем мире и социальная адаптация.

Задачи программы: развитие психических функций детей в процессе совместной деятельности; развитие мыслительных операций: умение выделять существенные признаки, обобщать их в едином представлении, устанавливать смысловые причинно- следственные связи и отношения; развитие умения различать форму воспринимаемых объектов, отличать один предмет от другого, видеть сходство и различие, замечать четкость, яркость, цвет формы; развитие памяти (слуховой, зрительной, механической, смысловой, оперативной); развитие произвольного внимания; закрепление навыков самообслуживания; развитие ориентировки в пространственных расположениях предметов; развитие крупных движений и мелкой моторики.

Учебно-тематический план

Срок обучения: октябрь — май.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раз в неделю, длительность каждого занятия 25–30 минут.

Таблица 1

Учебно-тематический план

Этапы

работы

Содержание

Тема

Время

Формы

работы

Предварительный

Первичная консультация (предварительная встреча с родителями, заполнение анкет, карты индивидуального сопровождения и анамнеза)

1час 30 минут

Индивидуальная

Диагностика развития

Уровень актуального развития ребенка

Сентябрь, май

Индивидуальная

Коррекционно-развивающий (основной) этап работы

Цикл коррекционно-развивающих игровых занятий

Октябрь — «Игрушки».

Ноябрь — «Части лица и тела», «Одежда».

Декабрь — «Одежда», промежуточная диагностика.

Январь — «Семья».

Февраль — «Посуда», «Домашние животные».

Март — «Дикие животные», «Дикие животные».

Апрель — «Дикие животные», обобщающие занятия

Май — итоговая диагностика.

Октябрь — май

Подгрупповая или индивидуальная

Консультирование семьи

Беседа с родителями о развивающей работе и процессе социализации ребенка. Опрос о динамике развития в домашних условиях

1час 30 минут

Индивидуальная

Аналитический

Анализ полученных результатов работы по программе и данных мониторинга развития

Заключительный

Консультирование родителей

Предоставление результатов работы по программе; подведение итогов коррекционно-развивающей работы, прогноз развития ребенка

1*

Индивидуальная

* Количество консультационных часов может быть изменено по желанию (запросам) родителей. Программой предусмотрены дополнительные консультации родителей (законных представителей) по вопросам коррекции и развития, по результатам проведенных диагностик.

Краткое содержание программы

Реализация программы предполагает определенную структуру.

Цель предварительного этапа работы — сбор информации о ребенке. Ознакомление родителей (законных представителей) с программой.

Цель диагностического этапа — изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития. Определение уровня актуального развития ребенка и выявление перспектив развития. Проводится комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации: изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, социализация ситуации развития и условий семейного воспитания, адаптивные возможности уровня социализации, систематический разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития, анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Работа осуществляется в режиме индивидуальных диагностических приемов, а также методом наблюдения.

Читайте также:  Слова на 6 месяцев ребенку развитие

Цель коррекционно-развивающего этапаулучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, оказание помощи в социализации. Данный этап является основным и включает в себя цикл игровых коррекционно-развивающих сеансов. Подразумевает выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями: организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения. Проводится коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекция его поведения, социальная защита ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы детей с ОВЗ;консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.

Цель аналитического этапаанализ результатов эффективности программы. Проводится итоговая консультационная встреча с родителями. При необходимости составляются индивидуально ориентировочные планы и рекомендации для закрепления достигнутых результатов в домашних условиях.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы

‒ Укрепление физического и психического здоровья;

‒ Развитие положительной мотивации к развивающим занятиям.

  1. Развитие общей моторики: Формирование общей координации движений рук. Объединение отдельных двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности переключения движений.
  2. Развитие мелкой моторики пальцев рук: Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать преодоление напряжённости и скованности движений). Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).
  3. Укрепление физического здоровья: Психогимнастические игры. Проведение подвижных игр.
  4. Речевое развитие: Логопедическая ритмика. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей.
  5. Социальное развитие: Формирование представлений о себе («Я сам»);

Развитие сотрудничества со взрослым («Я и другие»);

Формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений («Я и окружающий мир»).

6. Развитие познавательных процессов: Развитие высших психических функций;

Сенсорное воспитание; Формирование мышления (развитие наглядно-действенного мышления, развитие наглядно-образного мышления). Формирование элементарных количественных представлений; Ознакомление с окружающим; Развитие всех видов внимания, восприятия, памяти (слухового, зрительного, тактильного). Совершенствование сформированных ранее сенсорных эталонов.

7. Формирование деятельности: Формирование игровой деятельности; Продуктивных видов деятельности; Элементов трудовой деятельности.

Литература:

  1. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Владос, 1995.
  2. Лобода Л. В. Логоритмика для детей с синдромом Дауна. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008.
  3. Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2013.
  4. Екжанова Е. А., Стебелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. — М.: Просвещение, 2011.
  5. Кумин Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2012.
  6. Медведева Т. П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. — М.: Монолит, 2007.
  7. Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2009.
  8. Уиндерс П. С. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2003.
  9. Поле Е. В., Жиянова П. Л., Нечаева Т. Н. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010
Читайте также:  Развитие творческих способностей ребенка через народное творчество

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, коррекционно-развивающая работа, Развитие, программа, актуальное развитие ребенка, учебно-тематический план, интеллектуальная недостаточность, дошкольный возраст, детская деятельность, способ действий.

Похожие статьи

ребенок, коррекционноразвивающая работа, Развитие

ребенок, коррекционноразвивающая работа, Развитие, программа, актуальное развитие ребенка, учебнотематический план, интеллектуальная недостаточность, дошкольный возраст, детская деятельность, способ

Особенности коррекционноразвивающей работы с детьми

Программа составлена на основе программ воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью авторов: – Скрипник Т. В. Комплексная программа развития детей дошкольного возраста с аутизмом «Расцвет»…

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной

Изучение развития наглядно-действенного мышления детейребенок, интеллектуальная недостаточность, наглядно-действенное мышление, умственная отсталость, игра, задание, поставленная задача действия, обучающая помощь, быстрое сглаживание…

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционноразвивающих игр и упражнений по развитию внимания.

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Коррекционноразвивающую работу с ребенком раннего возраста можно условно разделить на несколько этапов. Отправной точкой работы является комплексное обследование ребенка.

Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР…

ребенок, психическое развитие, тяжелое нарушение речи, детский сад, действие, дошкольный возраст, Примерная адаптированная программа, образовательное учреждение, возможное достижение ребенка, адаптированная…

Основные направления работы по психомоторному развитию

ребенок, интеллектуальная недостаточность, Изобразительная деятельность, психомоторное развитие детей, развитие, работа, Дом ребенка, взрослый, направление, эмоционально-волевая сфера.

Коррекция и развитие познавательной деятельности детей

Процесс обучения детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями должен максимально содействовать развитию их познавательной деятельности, с учетом потенциала развития каждого ребенка. Для успешной реализации коррекционноразвивающей работы в качестве…

Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по…

Формирование элементарных математических представлений является одним из основных направлений коррекционноразвивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкойпсихического развития.

Источник