Программа развития ребенка раннего возраста в доу

Программа развития ребенка раннего возраста в доу thumbnail

Татьяна Романова
Рабочая программа группы раннего развития детей раннего возраста, не посещающих детский сад

Программа дополнительного образования. Группа раннего развития «Кроха-1» для детей от 1,5 до 3 лет

Программа раннего развития (ГКП) «Кроха-1»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Раздел 1.

1.1. Пояснительная записка ….

1.2. Возрастные психофизические особенности детей раннего возраста…

1.3. Планируемые результаты по освоению детьми программы дополнительного образования «Группа раннего развития» ….

Раздел 2.

2.1. Содержание психолого-педагогической работы….…

2.2. Календарно-тематическое планирование ….

1.

Пояснительная записка

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.

Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.

Эти особенности и легли в основу построения рабочей программы группы раннего развития детей раннего возраста, не посещающих детский сад.

Настоящая программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; программы воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» М. И. Лисиной.

Цель программы – оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи программы

1. Оздоровительные:

• обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками, используя здоровьесберегающие принципы организации и проведения воспитательно-образовательного процесса;

• сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.

2. Образовательные:

• вызвать у детей радость от общения с окружающими;

• побуждать детей к самостоятельной деятельности;

• формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность;

• формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе;

• расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;

• обращать внимание на объекты и явления окружающей природы, выделять их свойства, форму, строение и цвет.

3. Воспитательные:

• способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым;

• способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка;

• способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности;

развивать любознательность.

Планируемые результаты освоения программы выражаются в Целевых ориентирах образования в младенческом и раннем возрасте.

Целевые ориентиры включают следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

1. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

2. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

3. Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

4. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

5. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

6. У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

2.

Образовательная деятельность детей по областям развития

1. Социально-коммуникативное развитие

2. Познавательное развитие

3. Речевое развитие

4. Художественно-эстетическое развитие

5. Физическое развитие

Календарно-тематический план по занятиям с дидактическим материалом

П/и «Зайка беленький сидит»

П/и «Зайчики и лисичка»

Собираем пирамидку

С/р игра «Семья»

Рассматривание иллюстраций и муляжей овощей и фруктов (деревянных, пластмассовых, поролоновых).

Цветные колпачки»

«Цветной куб с отверстиями для фигур».

С/р игра «Корабль» (крупный строительный материал)

«Теремок», «Корабль», «Красная Шапочка» (шнуровка).

Шнурование рисунков с отверстиями, подбирая шнурки по цвету.

«Веселые замочки».

Собери домашних животных из двух частей» (корова, собака, кошка, лошадь)

Ди по принципу «Собери целое из частей».

«Одень Машу и Мишу».

Игры с куклами.

Читайте также:  Дополнительное развитие ребенка до 1 года

Календарно-тематический план по развитию речи

Игра «Что где лежит?»

«Инсценирование сказки «Теремок»

Игра «Давай знакомиться!»

«Рассматривание сюжетной картины «Дед Мороз»

П/и «Светофор»

«Рассматривание сюжетной картины «Делаем машину».

П/и «У медведя во бору».

«Д/у «Как можно медвежонка порадовать?»

Чтение стихотво-рений А. Барто «Игрушки».

«Ди «Поручения». Ду «Вверх-вниз».

«Ди «Поручения», «Лошадки».

Календарно-тематический план по ознакомлению с окружающим миром

«В гости к куклам».

Познакомить с этикой приветствия. Воспитывать навыки культурного общения.

Игры с куклой

«Чудесная корзинка».

П/и «Овощи»

«Ладушки, ладушки…»

Чтение знакомых потешек.

«Морковка от зайчика»

П/и «Зайка серенький сидит»

«Праздник у ребят»

С/р игра «Праздник у кукол»

«Волшебная коробочка».

Игры с мячом.

«Один-много»

Игры с пирамидками.

«Большой-маленький»

Игры с мишками.

Календарно-тематический план по ознакомлению с художественной литературой

Рассматривание куклы в зимнем пальто или шубке.

Чтение сказки «Козлятки и волк».

Беседа «Взрослых надо слушаться…»

Рассказывание сказки «Теремок».

Д/и «Кто живет в лесу?»

«Чтение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает».

С/р игра «Накормим куклу обедом».

«Чтение стихотворения А. и П. Барто. «Девочка – ревушка».

Познакомить детей с произведением А. и П. Барто «Девочка – ревушка». Помочь понять малышам, как смешно выглядит капризуля, которой все не нравится.

Беседа о поведении детей в группе.

«Чтение сказки Л. Н. Толстого «Три медведя».

Д/и «дикие животные».

«Чтение немецкой народной песенки «Три веселых братца»

Чтение потешек и стихов.

«Повторение сказки «Репка» Ду «Кто что ест».

«Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше»

Чтение рассказов.

Календарно-тематический план по музыкальному развитию

1. Слушание музыки. Восприятие музыкальных произведений.

2. Пение.

3. Музыкально-ритмические движения. Упражнения.

4. Пляски.

Пляска «Танец зверей» муз. В. Курочкина.

5. Игры.

6. Слушание музыки.

7. Пение.

8. Музыкально-ритмические движения: упражнения, пляски, игры.

9. Кукольный театр Петрушки.

10. Восприятие музыкальных произведений.

11. Упражнения на развитие слуха и голоса.

12. Песни.

13. Песенное творчество.

14. Игровые упражнения.

15. Этюды — драматизации.

16. Хороводы и пляски.

17. Характерные танцы.

Календарно-тематический план по развитию навыков движения

«Воробышки – попрыгунчики».

П/и «Воробышки и кот»

П/и «Лесные жучки»

«Курочка с цыплятами».

П/и «Цыплята и кот»

«Цирк»

П/и «Лошадки»

«Поведем в гости»

Пи «пройди по дорожке».

«Прыг-скок»

Пи «Обезьянки»

«Катание мячей друг другу»

Пи «Перепрыгни через ручеек»

«Пойдем гулять».

Пи «Пройди по мостику»

«Упражнения с мячами»

Пи «Гуси- гуси…»

«Упражнения с ленточками»»

Пи «Солнышко и дождик»

«Упражнения с обручами»

Пи «Трамвай»

Календарно-тематический план по конструированию

1. «Волшебные кирпичики»

Д/и «Собери чемоданчик»

2. «Петушок и Машенька».

3. «Машин двор на даче»

4. «К Машеньке гости пришли».

5. «Маша уезжает с дачи»

П/и «Поезд».Чтение стихов про паровоз.

6. «Машина для куклы»

7. «Волшебные кубики».

8. «Цилиндр»

9. «Башенка»

10. «Домик»

Чтение потешки про дом, семью.

11. «Удивительные постройки»

Календарно-тематический план по рисованию

1. «веселые карандаши»

2.«Кисточка шагает: топ-топ-топ…»

3.«Снег идет»

4. «По ровненькой дорожке…»

5. «Сшили Тане сарафан…»

6. «Светит солнышко».

7. «Капает дождик»

8. «Волшебные ниточки»

9. «Вот вам, малыши, цветные карандаши!»

10. «Лопатки».

11. «Кисточка шагает: топ-топ-топ…»

12. «Мы теперь уже большие»

Календарно-тематический план по лепке

1.«Вот какой пластилин!»

2.«Пластилиновая мозаика».

3.«Зернышки для птичек».

4-5. «Посадил дед репку…»

6.«Блинчики для Кати»

7-8. «Испечем баранки, калачи…»

9. «Пряники для мишки»

10. «Пирожки для котика»

11. «Лепка горошка»

Источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

I. Пояснительная записка.

1. Актуальность программы.

Проблему развития ребёнка дошкольного возраста трудно переоценить. Очень важно так построить жизнь ребёнка, что – бы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Именно поэтому в развитии ребёнка так велика роль людей, которые должны помочь ребёнку гармонично развиваться, создать психический и физический комфорт для успешного роста. Однако чтобы помочь ребёнку в развитии, необходимо знать, в чём его проблема? Где и как нужно оказать помощь.

В последние несколько лет молодые родители всё чаще сталкиваются с термином « Раннее развитие ребёнка». Этой теме посвящено множество методических разработок, научных статей, периодических изданий. Многие из них спорны, некоторые, безусловно, полезны, однако, несмотря на многочисленные дебаты по поводу целесообразности той или иной методики, ни один из оппонентов ещё не высказал мнения о том, что раннее развитие – вещь бесполезная и ненужная. Научно доказано, что мозг ребёнка в возрасте до трёх лет особенно восприимчив к информации, идущий извне, и может усваивать её достаточно в большом объёме. По утверждению специалистов именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта. Как уже было сказано, основной деятельностью детей на данном этапе является игра, и задача взрослых – сделать эту игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребёнка.

Читайте также:  Значение загадок для развития словаря ребенка

2. Научная обоснованность.

Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее ребёнка.

В первый год жизни ребёнка происходит окончательное формирование первой сигнальной системы; совершенствуются органы чувств, ребёнок учиться видеть, слышать, осязать, различать формы и размеры предметов, ориентироваться в пространстве, правильно координировать свои движения и действия. К концу первого года жизни появляется речь, начинает формироваться вторая сигнальная система.

В течение второго и третьего года жизни происходит интенсивное сенсорное развитие, развитие движений, речи (пассивной и активной), претерпевает значительные изменения ориентировочно – познавательная деятельность.

Педагоги, физиологи, психологи (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выгодский, М.М. Кольцова, Е.И. Радина, Т.Н. Федосеева, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина, С.Н. Теплюк и другие.) открыли огромные потенциальные возможности развития детей. Определили значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования личности ребёнка и выявили ряд специфических возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и новых технологий развития, воспитания детей раннего возраста.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямо хождение обеспечивает ребёнку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребёнку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через психолога, человека владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре.

Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребёнка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.

Примерно к трём годам память, восприятие, воображение и внимание ребёнка начинает приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребёнок овладевает теми умениями, которые существенным образом влияют на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идёт о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми.

Развитие познавательных процессов и речи помогает ребёнку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения. Основная трудность в изучении психической жизни маленьких детей заключатся в том, что их жизнь находится в постоянном развитии, и чем младше ребёнок, тем более интенсивно проходит это развитие.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания творческих способностей малыша. Детей раннего возраста ёще рано знакомить с сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако занятия должны строиться таким образом, чтобы в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, дети были способны усваивать сходства и различия свойств предметов.

Исследования Н.М. Щелованова и М.Ю. Кистяковской показывают, чем разнообразнее движения, которые выполняет ребёнок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальном развитию малыша.

Разнообразные движения, особенно если они связанны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи.

Во время ходьбы, лазанья, бега и других движений ребёнок сталкивается с целым рядом предметов, познает их свойства. Малыш учиться ориентироваться в пространстве. Правильно организованная двигательная активность способствует формированию личности ребёнка. У малыша появляются такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, формируется смелость и разумная осторожность. Дети приобретают в процессе двигательной деятельности навыки общения со взрослыми и сверстниками, учатся согласовывать свои действиями с требованиями взрослых и с действиями других детей.

Так же исследования учённых показало, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинестических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

Занятие изобразительной деятельностью не только помогают ребёнку овладеть элементарными приёмами лепки, аппликации и рисования, но и благотворно влияют на общее развитие малыша: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, внимание, память, воображение.

В период от 2 до 3 лет ребёнок стремительно овладевает речью. Потешки, песенки и сказки – первые литературные произведения, которые слышит малыш. У детей этого возраста хорошо развито фантазия, они получают яркие впечатления от эмоционально рассказанной сказки. Дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идёт речь в сказке или потешке.

Хотелось отметить, что маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредотачиваться на одном виде деятельности длительное время. Поэтому занятия с детьми построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Читайте также:  Родительское собрание в подготовительной группе на тему развитие творческих способностей ребенка

Общение с маленьким ребёнком – это всегда радость. Но эта радость зачастую сопряжена с массой проблем и забот, волнений и переживаний. Вырастить здорового и развитого ребёнка можно только

3. Направленность и уровень программы (цель, задачи, категория детей, возраст детей).

Ведущая деятельность в раннем возрасте – предметная.

Ведущая психическая функция – восприятие.

На занятиях родители принимают активное участие. Целью совместного творчества матери и ребёнка является сохранение контакта матери и ребёнка посредством творческой деятельности. А использование творческого процесса становится способом общения двух любящих сердец.

В раннем возрасте развитие малыша, полностью зависит от стараний близких ему людей. Поэтому занятие проводятся совместно с родителями, которые помогают ребёнку в его нелёгком труде. Окружают его вниманием и любовью.

1. Цели:

  1. Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к ДОУ.
  2. Создание положительного климата в детском коллективе.
  3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  4. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
  5. Развитие познавательных процессов.
  6. Активизация речевых процессов.
  7. Развитие произвольности поведения, умения подчиняться правилам.
  8. Развитие навыков общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
  9. Развитие игровых навыков.

2. Задачи программы:

  • развивать способность ребёнка удерживать зрительное и слуховое внимание; – развивать целенаправленное восприятие;
  • обогащать сенсорный опыт;
  • совершенствовать зрительную активность;

3. Категория детей, возраст:

Курс рассчитан для детей 2-3 лет. Возрастные ограничения не являются жёсткими. Можно ориентироваться на актуальный уровень развития детей. Для детей раннего возраста и детей, отстающих в развитии, возрастные диапазоны могут быть сдвинуты в ту или иную сторону. Количество детей в группе от 1 до 10 человек.

4. Показания и противопоказания к применению.

  1. Поводом для зачисления ребёнка в группу служат: рекомендации врача, заключение психолога (по результатом диагностики). Наблюдения и отзывы воспитателя, пожелания родителей.
  2. Программа противопоказана детям с наличием психических заболеваний.

5. Содержание программы (общая характеристика).

Общая структура занятий:

  1. Вводная часть:

    • ритуал приветствия;
    • двигательная гимнастика;
  2. Основная часть:

    • развитие познавательных процессов;
    • развитие речи;
    • свободная игра;
  3. Заключительная часть:

    • ритуал прощания;

I. Вводная часть:

  • ритуал приветствия: организация детей к занятию (5 минут);
  • двигательная гимнастика: направлена на развитие общей моторики и координации движения (7 минут);

Перерыв – (2 минуты)

II. Основная часть:

  • развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, мелкой моторики рук (6 минут)

Перерыв – (2 минуты)

  • развитие речи: дети учат стихи, речёвки, потешки (4 минуты);

Перерыв – (2 минуты)

  • свободная игра: приносит удовольствие, поднимает настроение, стимулирует интерес к окружающему миру, учит общаться со сверстниками (29 минут);

III. Заключительная часть:

  • ритуал прощания: дети прощаются со всеми до следующего занятия (3 минута);

Занятие длится один час и делится на несколько временных этапов. Время строго соблюдается.

6. Сроки реализации.

Курс состоит из 60 занятий. Продолжительность занятий 9 месяцев (учебный год).

7. Количество занятий в неделю.

Занятие проходят 2 раза в неделю, в первой половине дня.

8. Условия реализации.

Занятия проводятся в помещении, согласно требованием санитарно – гигиенических норм и правил.

Комната для проведения занятий должна быть оборудована следующим образом, недолжно быть лишней мебели, игрушек. Комната должна быть просторной, желательно с ковром на полу для проведения двигательных техник.

А так же необходим:

  • магнитофон
  • альбом
  • цветная бумага
  • цветной картон
  • белый картон
  • цветные карандаши
  • цветная гуашь
  • пластилин
  • мука
  • соль
  • посуда одноразовая
  • мячи
  • бубны
  • обручи
  • воздушные шары
  • мыльные пузыри
  • трубочки
  • крупа
  • макароны
  • пуговицы
  • клизма детская
  • шнурки
  • молния
  • мозаика
  • игрушки

9. Способы взаимодействия специалистов (для комплексных программ).

Для успешной реализации программы возможно взаимодействие со следующими специалистами:

  • психологом
  • врачом психоневрологом
  • воспитателями ДОУ

II. Методы и средства оценки эффективности (результативности) программы.

Основные методы оценки уровня развития ребёнка:

Диагностика:

  • анкета для родителей «Мой малыш»;
  • наблюдение за детьми (Дневник развития ребёнка).

Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений. Дети становятся более активными и уверенными в своих возможностях, также происходит развитие психофизиологических процессов, навыков общения и речевой деятельности. Занятие стимулирует развитие коммуникативных навыков, что способствуют развитию активного и пассивного словаря.

По результатам проведённых занятий, со слов родителей у детей происходит более лёгкий процесс адаптации в дошкольном учреждении, они отличаются глубиной восприятия окружающего мира и быстротой ориентировки в нём.

III. Основные требования (формируется в зависимости от направленности программы).

Занятия должны проводится только совместно с родителями. Это определяется необходимостью точного выполнения движений у детей. В противном случае результат не будет достигнут.

Результат реализации программы приводит к уровню сформированности навыков, ключевых социальных компетенций, социальной адаптации, успешной адаптации (интеграции) в социум как результату реализации программы.

Программа может быть использована как для групповых, так и для индивидуальных занятий.

Приложение.

Источник