Программа развития ребенка дошкольного возраста на 2014
Разработчик программы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Загоряночка» общеразвивающего вида Щёлковского муниципального района Московской области (далее МБДОУ).
Основание для разработки программы:
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- Федеральной программой развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10.04.2000 года № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»;
- Национальной доктриной образования в Российской Федерации;
- Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы;
- Указами Президента РФ по реализации основных направлений Приоритетного национального проекта «Образование»;
- Законом Московской области № 94/2013 «Об образовании» от 27 июля 2013 года;
- Долгосрочной целевой программой «Развитие образования в Московской области» на 2013-2015 годы;
- Проект «Региональная стратегия действий в интересах детей в Московской области на 2013 — 2017 годы.
Исполнители: заведующий, заместитель заведующего по безопасности, заместитель заведующего по АХЧ, старший воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинский работник.
Цель программы: решение приоритетных задач развития МБДОУ.
Приоритетными задачами развития МБДОУ являются:
1. Обеспечение разностороннего, полноценного развития каждого ребёнка на основе диагностики его психологических и индивидуальных особенностей.
2. Осуществление целостного подхода к укреплению здоровья детей, обеспечению их психического благополучия и комфортности в условиях ДОУ, а также формирование у дошкольников ответственности за своё здоровье.
3. Создание условий, способствующих становлению гражданских, патриотических и нравственно-этических основ личности ребёнка, приобщение дошкольников к русской национальной культуре.
4. Создание единого социокультурного контекста воспитания и общения в дошкольном учреждении и семье, тесное сотрудничество с семьями воспитанников.
5. Подготовка детей к обучению в школе и осуществление преемственности образования между МБДОУ и МОУ дп. Загорянский.
6. Сотрудничество с Загорянским культурно-досуговый центром (библиотекой), с МАОУ ДОД Загорянская ДШИ им. Ю.А. Розума ЩМР.
7. Предоставление воспитанникам МБДОУ дополнительных образовательных услуг, обеспечивающих интеллектуальное, личностное, физкультурно-оздоровительное и художественно-эстетическое развитие детей.
8. Привлечение дополнительных ресурсов для развития ДОУ.
Сроки реализации программы: 2014 – 2019гг.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- дальнейшее развитие МБДОУ, предоставление широкого спектра образовательных услуг с учётом потребностей семей воспитанников;
- установление и реализация партнёрских отношений с родителями с целью развития детей дошкольного возраста;
- изучение и обобщение опыта работы педагогов по воспитанию и обучению дошкольников;
- укрепление кадрового потенциала ДОУ;
- укрепление материально-технической базы;
- построение современной развивающей среды в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Финансирование программы осуществляется за счёт бюджетных и внебюджетных средств.
Ресурсное обеспечение программы.
В МБДОУ работает 14 педагогов.
Образовательный уровень:
Высшее педагогическое образование имеют 5человек (36%)
Среднее специальное образование имеют 9человек (64%)
Квалификационная категория:
Высшую квалификационную категорию имеет 1человек (7%)
I квалификационную категорию имеют 4человека (29%)
II квалификационную категорию имеют 2 человека (14%)
Соответствие занимаемой должности имеют 2 человека (14%)
Не имеют квалификационной категории 5 человек (36%)
Стаж работы педагогов составляет:
до 5 лет – 1человек (7%)
до 15 лет – 10 человек (71%);
свыше 15 лет -3 (22%);
Сроки предоставления отчётности. МБДОУотчитывается о выполнении программы Управляющему совету и Комитету по вопросам образования Администрации Щёлковского муниципального района. Отчёты предоставляются:
- ежегодно (публичные отчёты работы учреждения);
- по окончании выполнения программы.
Также в обязанности МБДОУ входит систематическое информирование родителей воспитанников о ходе реализации программы (материалы сайта МБДОУ).
Введение.
Программа является организационной основой деятельности МБДОУ. Определяет цели, задачи, направления и предполагаемые результаты развития МБДОУ на 2014 – 2019гг. Реализация программы предполагает активное взаимодействие ДОУ со следующими учреждениями:
- Комитетом по образования Администрации Щёлковского муниципального района Московской области;
- дошкольными учреждениями Щёлковского района;
- медицинскими учреждениями;
- МОУ Щёлковского района;
- МАОУ ДОД Загорянская ДШИ им. Ю.А. Розума ЩМР;
- Загорянским культурно-досуговым центром (Загорянская библиотека);
- Отделом социальной защиты населения г. Щёлково;
- Отделом по защите прав несовершеннолетних администрации города;
- МОУ ДПО УМОЦ Щёлковского муниципального района МО.
- ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» зам. директора по научно-методической работе И.И. Казуниной.
Информационная справка
МБДОУ является муниципальным учреждением.
Адрес осуществления образовательной деятельности:
141181, Московская область, Щёлковский район, дп. Загорянский,
улица Димитрова дом 31А.
Учредитель – Администрация Щёлковского муниципального района Московской области.
МБДОУ является юридическим лицом, имеет смету, печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации и штампы со своим наименованием. Осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области, нормативными правовыми актами г. Щёлкова, договором с учредителем, Уставом.
Здание МБДОУ расположено по адресу:
141181, Московская область, Щёлковский район, дачный посёлок Загорянский, улица Димитрова дом 31А. Было введено в эксплуатацию в 1977 году. Построено по типовому проекту в однокорпусном 2-х этажном здании, проектная мощность 110 мест, 6 возрастных групп.
МБДОУ действует на основании Устава, утвержденного Распоряжением Главы Щёлковского муниципального района от 23.05.2008 года № 1501, на основании свидетельства о государственной аккредитации, выданной Министерством образования Московской области АА № 149391 от 12.01.2009 год является муниципальным дошкольным образовательным учреждением второй категории. Учреждение имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности, выданную Министерством образования Московской области серия РО МО, № 002620, срок действия — бессрочная.
В МБДОУ функционируют 6 групп:
1 – для детей младшего дошкольного возраста;
2 – для детей среднего дошкольного возраста;
3 – для детей старшего дошкольного возраста;
Педагогический коллектив МБДОУ использует в своей работе новые образовательные технологии, комплексные и авторские программы:
- Проект примерной общeобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014 год
- Программа «Юный эколог» под ред. С.Н. Николаевой;
- «Методика проектной деятельности», авт. Т.В. Хабарова;
- «Программаприобщения детей к истокам русской народной культуры» под ред. О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой;
- Здоровьесберегающие технологии;
- ИКТ-технологии.
Контингент воспитанников
МБДОУ посещают дети из 140 семей, среди которых:
- многодетные семьи;
- семьи с двумя детьми;
- неполные семьи.
Специалисты МБДОУ стараются наладить контакт с семьями родителей при помощи:
- индивидуальных и подгрупповых занятий;
- пропаганды педагогических знаний.
В МБДОУ созданы необходимые условия для развития и профилактики здоровья детей:
- физкультурные уголки в группах;
- мини-стадион на улице;
- дорожки для коррекции плоскостопия;
- медицинский кабинет;
- физкультурное оборудование;
- оборудование аудио- и видеотехникой;
- участки групп оформлены малыми игровыми формами;
- методический кабинет, обеспеченный литературой, пособиями, играми.
Основные проблемы
Нуждается в промывке отопительной системы, ремонте музыкального зала, групповых помещений, подвала, пищеблока, лестничных пролетов.
Требуется:
- дополнительное оборудование для участков;
- игровое оборудование;
- оборудование для спортивного участка.
Основные направления развития МБДОУ в 2014 – 2019 г.г.
Направления развития | Мероприятия реализации программы | Сроки | Ответственные |
Повышение профессиональной компетентности педагогов | 1. Аттестация педагогических работников | 2014-2019гг. | Заведующий, старший воспитатель, педагоги |
2. Повышение квалификации педагогических работников | Постоянно | Заведующий, старший воспитатель, педагоги | |
3. Обобщение педагогического опыта и нормативно-педагогической документации | Постоянно | Заведующий, старший воспитатель, педагоги | |
4. Осуществление творческого подхода к использованию программ, разработке совместной деятельности взрослых и детей; подбор, разработка и адаптация моделей образовательного взаимодействия, методик по дошкольному воспитанию и развитию, создание основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с требованиями и условиями современного образования. | 2014-2019гг. | Заведующий, старший воспитатель, педагоги | |
5. Участие педагогов в выставках, семинарах, конференциях, смотрах-конкурсах и методических объединениях федерального, областного, районного уровней. | В соответствии с годовыми планами МБДОУ, УМОЦ | Заведующий, старший воспитатель, педагоги | |
Повышение качества дошкольного образования | Проведение по программам:
| Постоянно | Старший воспитатель, педагоги, специалисты МБДОУ |
2. Организация работы по проектной деятельности. | Постоянно | Старший воспитатель, педагоги | |
3. Освоение нормативно-правовой базы по теме «Платные услуги» с перспективой их внедрения в МБДОУ. | 2014-2019гг. | Старший воспитатель, педагоги, специалисты МБДОУ | |
4. Оказание дополнительных образовательных услуг по следующим направлениям:
| 2014-2019г. | Старший воспитатель, педагоги, специалисты МБДОУ | |
Осуществление целостного подхода к оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников | 1.Внедрение новых здоровьесберегающих технологий во всех образовательных областях. | В соответствии с годовыми планами МБДОУ, УМОЦ | Заведующий, Старший воспитатель, педагоги, специалисты МБДОУ |
2. Участие в спартакиаде дошкольников. | В соответствии с годовыми планами МБДОУ, УМОЦ | Старший воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатели | |
3. Проведение ежегодной диспансеризации детей, посещающих МБДОУ | Постоянно | Медработник | |
4.Проведение профилактических прививок. | Постоянно | Медработник | |
5. Проведение ежегодного мониторинга состояния здоровья детей. | Постоянно | Медработник | |
6. Улучшение качества питания, контроль над организацией питания | Постоянно | Заведующий, медработник | |
8. Развитие общей и мелкой моторики: проведение утренней гимнастики, гимнастики после сна, динамических физкультминуток, дыхательной гимнастики. | Постоянно | Педагоги, инструктор по физкультуре | |
Осуществление тесного взаимодействия с родителями воспитанников для повышения психолого-педагогической культуры, компетентности и участия семьи в жизни ДОУ | 1. Проведение систематической работы по выявлению запросов родителей о содержании и качестве дошкольного образования в МБДОУ внутри детского сада и на форуме сайта МБДОУ. 2. Привлечение родителей и детей к деятельности в рамках социального партнерства. 3.Совместная деятельность детей, воспитателей и родителей в реализации работы по проектной деятельности. 4. Внедрение нетрадиционных форм работы с родителями. 5. Консультации учителей-логопедов, педагога-психолога, педагога-эколога и воспитателей для родителей воспитанников, посещающих МБДОУ. | Постоянно В соответствии с планом 2014-2019 гг. 2014-2019гг. Постоянно | Заведующий, старший воспитатель, педагоги МБДОУ —-//—- —-//—- —-//—- —-//—- |
Методическое и дидактическое обеспечение | Приобретение наглядно-методических и практических пособий. | Постоянно | Заведующий, старший воспитатель, педагоги МБДОУ |
Осуществление преемственности образования между ДОУ и МОУ дп. Загорянский для подготовки и успешной адаптации детей к обучению. школе | Совершенствование форм и методов работы совместно с МОУ школами п. Загорянский.
| 2014-2019гг. | Заведующий, старший воспитатель, педагоги МБДОУ, администрация МОУ, учителя начальных классов |
Ожидаемые результаты.
Реализация поставленных задач должна способствовать:
- внедрению новых технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста, интегративного взаимодействия всех педагогов МБДОУ, единых интегрированных планов воспитательно-образовательной работы с детьми МБДОУ в соответствии с требованиями к качеству и условиям образования на современном уровне;
- снижению детской заболеваемости, повышению сопротивляемости организма, приобщению ребёнка к здоровому образу жизни и овладению разнообразными видами двигательной активности;
- обеспечению психофизического благополучия детей в условиях общественного воспитания, социальной адаптации к социуму, социальному партнерству взрослых (родителей и педагогов) и детей;
- обеспечению равных возможностей для получения дошкольного образования и при адаптации детей в школе;
- совершенствованию форм семейного воспитания детей;
- изучению, обобщению и распространению опыта работы педагогов МБДОУ по воспитанию и развитию дошкольников;
- улучшению материально-технической базы МБДОУ;
- построению современной развивающей среды;
- осуществлению преемственности детского сада и школы по вопросам непрерывного воспитания и образования детей с 2 до 10 лет.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 21 «Загоряночка» общеразвивающего вида
Щёлковского муниципального района Московской области
________________________________________________________________
141181, Московская область, Щелковский район, дп. Загорянский, ул. Димитрова дом 31А. Телефон: 8(496)253-33-52
Лист корректировки.
1. В «Ресурсное обеспечение» внести следующие изменения:
— В МБДОУ работает 18 педагогов, из них:
а) Высшее педагогическое образование имеют – 6 человек (33%)
Среднее специальное образование имеют – 12 человек (67%)
б) Стаж работы педагогов составляет:
Свыше 15 лет – 5 педагогов (28%)
От 10 до 15 лет – 4 педагога (24%)
От 5 до 10 лет – 4 педагога (24%)
От 0 до 5 лет – 4 педагога (24%)
в) квалификационная категория:
I квалификационная категория: – 6 педагогов (33%);
II квалификационная категория: — 2 педагога (11%);
соответствие занимаемой должности: — 3 педагога (18%);
нет категории – 7 педагогов (38%).
2. В информационную справку внести следующие изменения:
— «МБДОУ является муниципальным учреждением.
Адреса осуществления образовательной деятельности:
141181, Московская область, Щёлковский район, дачный посёлок Загорянский, улица Димитрова дом 31А;
141102, Московская область, город Щёлково, улица Металлоконструкций, дом 2А.
— Здание ДОУ, расположенное по адресу:
141181, Московская область, Щёлковский район, дачный поселок Загорянский, улица Димитрова, дом 31А, было образовано в 1977 год. Детский сад построен по типовому проекту в однокорпусном 2-х этажном здании, проектная мощность 110 мест. 6 возрастных групп.
Здание ДОУ, расположенное по адресу:
141102, Московская область, город Щёлково, улица Металлоконструкций, дом 2А. Кирпичное одноэтажное. Год ввода в эксплуатацию 1950 год. Проектная мощность – 50 мест. Две разновозрастные группы.
МБДОУ действует на основании Устава, утвержденного Распоряжением Главы Щелковского муниципального района от 24.09.2015 № 2574, на основании свидетельства о государственной аккредитации, выданной Министерством образования Московской области АА №149391 от 12.01.2009 г. является муниципальным дошкольным образовательным учреждением второй категории. Учреждение имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности, выданную Министерством образования Московской области серия РО МО, № 002620, срок действия — бессрочная.
— В МБДОУ функционируют 8 групп:
3 – для детей младшего дошкольного возраста;
1 – для детей среднего дошкольного возраста;
2 – для детей старшего дошкольного возраста;
2 – разновозрастные группы.
3. В «Контингент воспитанников» внести следующие изменения:
— «МБДОУ посещают дети из 223 семей».
Источник
Татьяна Долгова
Образовательная программа «Детство»
Организацию образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей дошкольного возраста, представленными в образовательных областях по материалам примерной образовательной программы «Детство».
Детство — это летний ветер,
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Детство — это значит дети!
Дети — это значит мы!
Программа «Детство» является результатом научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Авторы: О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова
Программа «Детство» 2014 года – это вариативная примерная образовательная программа дошкольного образования (Примерная программа, которая разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года);
Закона Российской Федерации «Об образовании»;
СанПина ;
Приказа Министерства образования и науки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования».
Программа «Детство» создана авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Для достижения цели необходимо решение задач, которые обеспечат:
укрепление физического и психического здоровья ребенка
обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей; познавательной, творческой активности и воображения
органическое вхождение ребенка в современный мир
приобщение ребенка к красоте, добру, культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам
Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы «Чувствовать-Познавать-Творить».
Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру.
Условия реализации Программы ориентированы на:
создание условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей детей, эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития
обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка
Ведущими принципами построения содержания программы являются:
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
содействие и сотрудничество детей и взрослых
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Именно ориентация программы на субъектное развитие ребенка делает дошкольника не просто центром образовательных практик и взаимодействий, а источником изменений, не узнав и не поняв которые невозможно проектировать какие бы то ни было инновационные преобразования.
Базовые идеи Программы направлены на
развитие ребенка как субъекта детской деятельности.
целостность развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательного процесса. В обновленной Программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования: выделено три раздела: целевой, содержательный организационный
Целевой раздел содержит
-пояснительную записку,
-принципы и походы к формированию программы
-Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста,
-целевые ориентиры образования
В содержательном разделе представлено
— содержание и особенности организации образовательного процесса
характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в 5 образовательных областях
вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
—Образовательная деятельность по коррекции нарушений в развитии детей
В организационном разделе определено
— материально техническое обеспечение
— режим дня
— особенности традиционных событий, мероприятий;
-особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
Особенностью организации образовательной деятельности по программе «Детство» выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.
Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.
И непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.
Особенности и направления детской инициативы проявляется по выбору и интересам Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
В программе характеризуются 5 образовательных областей
-социально-коммуникативное развитие
-познавательное развитие
-художественно-эстетическое развитие
-физическое развитие
— речевое развитие
Я изучила материалы программы и хочу представить вашему вниманию характеристику образовательных областей для работы с детьми дошкольного возраста 4-5лет: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Познавательное развитие
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирует познавательные действия, становление сознания; развивает воображение и творческую активность; первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной для развития координации и гибкости; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Современный ребенок – это житель 21 века, на которого оказывают
влияние все признаки настоящего времени. Многолетние исследования
позволяют наметить «штрихи» современного дошкольного детства, которые надо учитывать, организуя образовательный процесс детского
сада: ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные,
детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать,
радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро и макро-проектов, коллекционирование, импровизация. Современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.
Все эти новые черты современного дошкольного детства нашли отражение в программе «Детство».
Источник