Проблемы развития ребенка первого года жизни

Первые годы жизни ‑ периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 до 3 лет) имеют фундаментальное значение для всего последующего развития ребенка (см. Юниту 2).

В период младенчества ребенок овладевает манипулятивной деятельностью, для появления которой необходимы предпосылки, развивающиеся в первом полугодии жизни: сосредоточение, слежение, ощупывание, прислушивание, зрительно-моторные координации и т. д. В этом возрасте дети активно реагируют на новые предметы и манипулируют с ними до тех пор, пока открывающиеся новые качества предмета поддерживают его новизну и привлекательность. Главным достижением ребенка к концу первого года жизни становится овладение ходьбой и, что особенно важно, речью, которое идет в основном по пути звукоподражания речи взрослого без осмысленного использования конкретных слов и понятий, тогда как в раннем детстве уже происходит интенсивное развитие не только пассивной, но и активной речи ребенка, овладение ее фонематической, семантической и лексической структурой.

Все развитие ребенка обусловлено общением с близкими взрослыми. Считается, что для полноценного развития у ребенка должна быть удовлетворена прежде всего потребность в любви и признании. Неудовлетворение этой потребности (эмоциональная депривация) ведет к искажению развития личности. Депривация (от deprivation – потеря чего-либо) – систематическое угнетение жизненно важных потребностей или же их удовлетворение по дефицитарному принципу. Другим видом депривации является сенсорная, связанная с обедненной предметной средой и дефицитом раздражителей органов чувств. Последствия этих видов депривации можно наблюдать в домах ребенка, детских домах в виде так называемого госпитализма – явления, возникающего в закрытых детских учреждениях, где из-за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии.

Диагностика психического развития детей в первые годы жизни не направлена на постановку диагноза, а лишь позволяет распознать общую картину развития. Она включает в себя исследование уровня познавательного развития (особенности гнозиса, праксиса), развития двигательной сферы, диагностику способов деятельности, игры. Гнозис – познание предметов, явлений, их смыслового значения. Праксис – способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов (Приложение 1,2).

Проблеме развития детей раннего возраста посвящены работы Н.Н. Авдеевой и
С.Ю. Мещеряковой, Л.Н. Галигузовой и Е.О. Смирновой, Масару Ибуки, Д. Чейпи,
Б.П. и Л.А. Никитиных, Б. Уайта и др.

В раннем детстве влияние семьи на приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Ранний опыт ребенка создает тот фон, который способствует к развитию навыков речи, умению слушать и думать. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Раннее развитие ни в коей мере не тождественно раннему обучению чтению, письму и счету; оно не должно сводиться к стремлению напичкать малыша разнообразной и бессмысленной для него информацией. Речь идет о развитии в первую очередь умения рассуждать, оценивать, воспринимать и пр., т.е. о развитии психических процессов и личностных качеств ребенка в естественных условиях.
Для этого не нужны никакие специальные программы: важно то, как ведут себя родители, что они делают, как разговаривают с ребенком. Именно родителям, имеющим возможность общаться с ребенком лицом к лицу, принадлежит исключительная роль в развитии ребенка. Либо родители стараются обеспечить ему наиболее благоприятные (в рамках возможного) условия, либо пускают его развитие на самотек, и тогда возможность ориентировать ребенка на максимальное раскрытие его внутреннего потенциала будет упущена. Нельзя при этом забывать и о том, что не менее активная роль в интеллектуальном и личностном развитии ребенка принадлежит ему самому. Необходимо обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: знакомясь с миром, он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус и запах.
Это позволит ему больше узнать о доме, в котором он живет, о мире вокруг. Ведь в раннем возрасте любое приобретенное ребенком знание работает на его развитие.

Суть работы по развитию детей раннего возраста: создание для ребенка насыщенной в объективном и субъективном плане среды и своевременное введение нового для него опыта.
Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день, общается с ним, видит, как быстро растут его возможности, способен распознать момент, когда введение нового опыта окажется своевременным именно для данного ребенка, а не для всех детей аналогичного возраста. В этом – залог полноценного развития ребенка раннего возраста. От степени развития ребенка в раннем возрасте, прежде всего языкового, будет зависеть дальнейшее продвижение ребенка в школе, в кругу сверстников.

Б.П. Никитиным выделены пять основных принципов развивающей работы с детьми раннего возраста.

1. Раннее начало. Нет такого периода в развитии психики ребенка, в течение которого происходит только созревание нервных структур и функций: любой контакт ребенка с окружающим миром уже является для него новым опытом, а значит, прямо влияет на его умственное и личностное развитие. Следует, однако, помнить и о том, что чем младше ребенок, тем в большей мере степень зрелости его центральной нервной системы ограничивает его познавательные возможности, поэтому в раннем возрасте ни в коем случае нельзя форсировать развитие, перегружать мозг ребенка.

2. Создание среды, способствующей развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее. Необходимо, насколько возможно, рано окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Читайте также:  Этапы развития новорожденного ребенка по месяцам

3. Стимуляция собственной активности ребенка и напряжения его сил. Именно это лежит в основе творческих способностей человека.

4. Предоставление ребенку определенной свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы.

Это предохранит его от перенапряжения и переутомления и позволит сохранить интерес к самому занятию.

5. Обязательное участие взрослого в деятельности ребенка. Для ребенка взрослый выступает в качестве помощника и равноправного партнера, хотя на самом деле именно взрослому принадлежит активная регулирующая и направляющая роль в игре с ребенком преддошкольного возраста. Главное при этом, чтобы помощь взрослого не превращалась в подсказку: нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

Дата добавления: 2015-04-30; просмотров: 1720; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9870 — | 7531 — или читать все…

Читайте также:

Источник

С появлением в семье малыша появляются и определенные проблемы у родителей. Зачастую в большей степени они связаны с проблемами со здоровьем.

Это закономерно в период адаптации к новым условиям, которые наступили у ребенка в связи рождением. Данный процесс может вызвать возникновение ряда болезней и заболеваний.
Температура у годовалого ребенка

Наиболее частая проблема, с которой зачастую сталкиваются родители – это перепады температуры тела малыша, она может понижаться к утру и повышаться к вечеру. А иногда и нормальная температура в пределах 36,6 ° С может сигнализировать о начале какого-то заболевания.

Необходимо заметить, что до тех пор, пока температура не превысит отметки 38,0 ° С, понижать ее не стоит, повышением температуры организм борется с большинством видов инфекции.

При этом необходимо особое внимание уделять контролю за поведением малыша, состоянием его кожных покровов, изменением активности, состоянием настроения, сна, потребности в пище.

В случае повышенной температуры у ребенка необходимо обеспечить ему обильное питье, протирание тельца салфеткой, исключить укутывание и чрезмерное согревание. Не следует понижать температуру ребенка при помощи аспирина. Он негативно действует на желудочно-кишечный тракт малыша.

В случае, если температура у малыша в возрасте до 3-х месяцев держится на отметках выше 39° С в течение 3 – х дней, сопровождается рвотой и болями в животике или затруднением дыхания, необходимо обязательно вызвать врача.
Частые срыгивания

Еще одной проблемой, с которой могут столкнуться родители в первый год жизни ребенка, являются часто повторяющиеся Первые грудничковые проблемы – срыгивания, икота, колики. Их нельзя отнести к числу не вызывающих опасения явлений. Это своеобразная рвота, которая может быть симптомом того или иного заболевания. Негативным последствием, которое может повлечь за собой рвота является потеря детским организмом определенного количества жидкости.

В случае если у малыша наблюдается рвота, необходимо в первый час после еды ограничить поступление в его организм жидкости, и лишь затем увеличить его. Такое чередование объема поступления жидкости необходимо осуществлять на протяжении восьми часов. При прекращении рвоты можно покормить малыша смесью или грудным молоком в небольших количествах. Если малыш уже переведен на другую пищу, можно дать ему ложку привычной еды, например, каши или заменить ее сухариком.

Рвота, повторяющаяся более двух раз, рвотные массы, цвет которых внушает опасения, отказ от пищи и питья у ребенка до трех месяцев являются симптомами, требующими немедленного обращения к врачу. Сухие глазки во время плача и сухие губы могут свидетельствовать о наступлении обезвоживания организма.

Частый понос

Обезвоживание организма возможно также при расстройстве функционирования желудочно-кишечного тракта у малыша. Оно может быть вызвано частыми жидкими выделениями из кишечника. При поносе у ребенка необходимо увеличить количество потребляемой ним жидкости, не прекращать, но уменьшить в объеме кормление смесью, грудным молоком, кашей (причем лучше, если в этот период ребенок будет употреблять рисовую кашу).

Любой другой прикорм на это время лучше исключить. В случае, если понос продолжается более, чем сутки, сопровождается рвотой и повышенной температурой (выше 38,5 ° С), в испражнениях заметна кровь, ребенок отказывается от питья и пищи, обязательным и безотлагательным является обращение к врачу.
Кишечные колики

Кроме того, более чем у 70% детей до года наблюдается кишечная колика. Но относить ее к числу заболеваний все же не стоит. Это болезненный процесс адаптации желудочно-кишечного тракта ребенка к новым условиям жизни.

Проявляется кишечные колики следующими симптомами: малыш поджимает ножки к животику, чаще всего в период кормления или после него, проявляет беспокойство, плачет. Причина возникновения коликов – повышенное газообразование.

Чаще всего кишечные колики появляются у малыша в трехнедельном возрасте, продолжаются на протяжении дня около трех часов и продолжаются до возраста трех месяцев. Ребенка нужно в период коликов максимально успокоить, постараться облегчить боль поглаживаниями, легкими массажными движениями.

Во время грудного кормления не ограничивать ребенка во времени сосания, следить за правильным прикладыванием его к груди. Определенный комплекс мероприятий для облегчения колик у ребенка может предложить также врач.

Читайте также:  Таблица развития нормального ребенка дауна

Икота

Еще одна проблема, возникающая у ребенка первого года жизни – это икота. У многих она наступает регулярно, чуть ли не после каждого кормления. Действия родителей при икоте должны заключаться в том, чтобы помочь ребенку отрыгнуть воздух или дать ему воды.

В заключении хотелось бы добавить, что при любых проблемах со здоровьем ребенка не стоит ставить диагноз самостоятельно во избежание ошибки. Лучшим способом заботы о ребенке буду постоянные консультации с врачом-педиатром.

Источник

Почему именно первый год считается особенно важным для будущей жизни малыша? С какими проблемами столкнутся родители? О самых распространенных пойдет речь в этом разделе.

Почему одной из серьезных проблем мамы и папы называют младенческие колики? В каком возрасте они случаются и как долго длятся? Из-за чего возникают? Как отличить колики от других проблем? Как бороться с коликами и облегчать малышу (и себе) жизнь в этот период? Ответы экспертов, врачей вы найдете в этом разделе.

Возможно ли родителям высыпаться с ребенком до года? Нормально ли то, что случаются ночи без сна в доме, где есть младенец? Как пережить это нелегкое время? Какие существуют способы скорейшего укладывания малышей спать, способы создания соответствующей «сонной» обстановки в доме и какие детские чаи помогут крохе уснуть? И сколько младенец должен спать в разные месяцы жизни? Сколько ночью, сколько днем? Что делать, если он спит меньше, и когда нормы сна критически низки и стоит обратиться к врачу?

Первый год жизни – год, когда человек изменяется особенно быстро. Его тело растет, вытягивается, он прибавляет в весе, у него растут первые волосы и зубы. Какие изменения должны происходить с телом малыша месяц от месяца? Какие нормы этих изменений абсолютны, а какие могут варьироваться в зависимости от индивидуальности крохи? Молодых родителей волнует, почему у новорожденных девочек случаются выделения из влагалища, отчего у младенцев увеличиваются лимфоузлы и как с этим связано становление иммунитета. Родители узнают, что многое, чего они пугаются и что не является нормой для подросших детей, нормально для ребенка до года. В числе проблем, так или иначе волнующих мам, рост волос (стричь или не стричь, что делать с гнейсом на головке), до какого времени может тянуться физиологическое косоглазие, что такое тремор, в какое время малыш должен держать головку, улыбаться, сидеть, стоять, когда режутся зубы и т. п.

Приучение к горшку: 4 типичных ошибки родителей

Важный детский навык не все осваивают гладко. Очень часто родители, стараясь развить способности и умения своего малыша, как можно раньше, на деле только все портят.

Жизнь по расписанию: зачем младенцу режим дня?

Давать смесь по будильнику – подвиг. Кормить малыша грудью круглые сутки – героизм. Большой вопрос: облегчает режим жизнь или усложняет ее? Попробуем разобраться.

Нетипичное положение

Чаще всего кривошея – это врожденное нарушение, которое в подавляющем большинстве случаев проходит бесследно, если вовремя начать лечение.

Когда же малыш пойдет?

Новый этап в жизни всей семьи наступает, когда ребенок начинает ходить. Помочь ему делать свои первые шаги не только радостно, но и правильно, вполне в силах родителей. Подробнее об этом расскажет Валерия Крошкина, врач травматолог-ортопед.

Показать еще статьи

Источник

В пособии представлена развернутая клинико-психолого-педагогическая характеристика детей первого года жизни. Рассматриваются особенности поэтапного формирования у них всех линий психомоторного развития. Представлена скрининговая система обследования детей первого года жизни. Для детей, отстающих в психомоторном развитии, разработана система коррекционных мероприятий, включающая логопедический массаж, дыхательную и голосовую гимнастику, стимуляцию эмоционального, голосового и доречевого общения, способствующая развитию зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации и понимания речи.

Пособие адресовано родителям детей раннего возраста, специалистам инклюзивных групп и Службы ранней помощи, психологам, дефектологам, логопедам, студентам педагогических колледжей и вузов.

Содержание:

  • Елена Филипповна Архипова — Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка 1

  • Уважаемые коллеги! 1

  • Введение 1

  • Особенности психомоторного развития детей первого года жизни 1

  • Содержание работы с детьми первого года жизни 3

  • Первый этап работы (от рождения до 3 месяцев) [1] 3

  • Второй этап работы (от 3 до 4 месяцев) 5

  • Третий этап работы (от 4 до 6 месяцев) 7

  • Четвертый этап работы (от 6 до 9 месяцев) 8

  • Пятый этап работы (от 9 до 12 месяцев) 10

  • Обследование детей первого года жизни 12

  • Особенности психомоторного развития детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы 13

  • Уровни доречевого развития детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы 15

  • Коррекционно-логопедическая работа с детьми первого года жизни 17

  • Принципы и направления коррекционной работы 17

  • Содержание коррекционной работы 18

  • Приложения 26

  • Приложение 1 Комплексы упражнений по развитию общей моторики 26

  • Приложение 2 Комплексы упражнений по коррекции общей моторики 27

  • Приложение 3 Контроль за психомоторным развитием ребенка от рождения до года [2] 31

  • Приложение 4 Контроль за своевременным развитием ребенка 31

  • Приложение 5 Особенности общения взрослого с ребенком 32

  • Рекомендуемая литература 32

  • Первые шаги 32

  • Программа воспитания и развития детей раннего возраста 32

  • Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» 33

Читайте также:  Влияние цвета на развитие ребенка

Елена Филипповна Архипова
Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка

Уважаемые коллеги!

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Поэтому все пособия, выпущенные ранее к «Программе воспитания и обучения в детском саду», рекомендуются авторами к использованию при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» при условии, что педагоги будут использовать выпущенные ранее методические пособия и конспекты занятий, учитывая основные требования ФГТ. А именно: педагогам следует полностью исключить из своей работы занятия урочного типа и использовать формы организованной образовательной деятельности, соответствующие дошкольному возрасту, указанные в программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Архипова Елена Филипповна – доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии МГГУ им. М. А. Шолохова.

Введение

Проблема ранней помощи сегодня является очень актуальной, так как в последнее время большое количество новорожденных имеют перинатальное поражение центральной нервной системы и нуждаются в стимулирующем и коррекционном психолого-педагогическом воздействии. В связи с этим Правительство Москвы и Департамент образования города Москвы своими приказами узаконил новые структурные подразделения государственных образовательных учреждений Службы ранней помощи.

Так Приказ № 497 от 10.08.2006 г. утверждает положение об организации деятельности лекотеки как структурного подразделения государственного образовательного учреждения (ГОУ). Целью создания лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития.

Приказ № 817 от 15.12.2006 г. утверждает положение об организации деятельности Службы ранней помощи как структурного подразделения ГОУ. Служба ранней помощи создается для детей в возрасте от 2 месяцев до 4 лет с выявленными нарушениями развития или риском нарушения, не посещающих ГОУ. Целью деятельности этого структурного подразделения является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития или с риском нарушения, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии.

Приказ № 202 от 12.04.2006 г. утверждает положение о консультативном пункте для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи. Консультативный пункт является самостоятельным структурным подразделением ГОУ, реализующего программу дошкольного образования. Консультативный пункт создается для родителей и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательное учреждение. Целью деятельности консультативного пункта при ГОУ является обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

Предлагаемое пособие составлено в соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией H. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Оно призвано помочь специалистам Служб ранней помощи детям и родителям в работе с детьми первого года жизни, имеющими перинатальные поражения центральной нервной системы.

В книге описываются особенности психомоторного развития детей первого года жизни; представлены нормативы их развития, даны упражнения, направленные на стимуляцию моторной, зрительной, слуховой, эмоционально-коммуникативной и других функций, развитие доречевой активности, формирование предпосылок понимания речи. Кроме того, в пособии описаны способы обследования детей первого года жизни, даны приемы коррекционного развития детей, имеющих отклонения в психомоторном развитии.

Особенности психомоторного развития детей первого года жизни

Для предупреждения речевых нарушений и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими поражения центральной нервной системы, необходимо глубокое знание естественного хода становления речи и психики в норме.

Представленные в литературе данные по доречевому развитию здорового ребенка базируются на фундаментальных физиологических исследованиях H. М. Сеченова, И. А. Сикорского, В. М. Бехтерева, И. И. Павлова,

Н. И. Красногорского, Н. И. Касаткина, М. М. Кольцовой, H. М. Щелованова, М. Ю. Кистяковской и др. В своих работах авторы подчеркивают большое значение доречевого периода, длящегося с рождения до конца первого года жизни, для дальнейшего развития психики и речи детей. Во многих работах отражены особенности развития детей раннего возраста, характерными чертами которого являются быстрый темп и скачкообразность развития отдельных функций, для каждой из которых определяются свои оптимальные сроки формирования.

В результате длительного изучения детей первого года жизни были разработаны показатели нервно-психического развития.

Необходимым условием своевременного и правильного развития ребенка является достаточный уровень развития сенсорного восприятия.

Для развития речи необходимо соответствующее развитие условных рефлексов первой сигнальной системы на основе зрительных, слуховых и тактильных раздражений. Ориентировочные реакции и основанная на них ориентировочно-исследовательская деятельность играют важную роль в психическом развитии ребенка.

Зрительный анализатор является центральным звеном в познавательной деятельности ребенка.

У новорожденных детей имеется врожденный рефлекс движения глаз, возникающий под влиянием движущегося в поле зрения раздражителя и вызывающийся в первую неделю жизни у здорового ребенка. Движения глаз в этот период скачкообразны, нет устойчивого контакта между глазом и раздражителем. Затем развивается устойчивое прослеживание за объектом, притормаживание общих движений, а также движение головы, которое следует с некоторым опозданием за движением глаз. Эти движения возникают у здорового ребенка в две недели жизни. К концу первого месяца жизни у детей вызывается длительная фиксация лица взрослого и предмета, находящегося сбоку, сверху, снизу от глаз.

Источник