Программа развития по готовности ребенка в школу

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ ЦО № 951

                                           Е.А. Булкина

«___»________________2011 года

Образовательная программа

объединения  

«Весёлая школа»

(принята на заседании методического объединения учителей начальных классов 26.08.2011 года)

Возраст детей: 5-6  лет.  

Срок реализации:  1 год.

Педагоги дополнительного образования:   Грамши Надежда Делиовна,

Лошаков Андрей Евгеньевич.

Москва

2011 г.

               Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни.

Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество (социализацию). Особенностью концепции предшкольного  образования является то, что она одновременно решает две задачи:

1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно»речевое развитие и пр.);

2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).

Как любое образование, предшкольное образование может быть институциональным, так как в обществе существуют формальные структуры или организации (институты), имеющие образование в качестве основной цели (например, ДОУ, Центры развития ребенка, учреждения дополнительного образования, школы и др.), и неинституциональным, если образование осуществляется в обход их (семейное или домашнее образование), однако и в этих случаях содержание образования определяется содержанием институционального образования.

Под содержанием предшкольного образования понимаются те сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объеме усваиваются (точнее, присваиваются) старшим дошкольником в ходе образования. Это прежде всего то в образовании, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка, а именно:

– его социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;

– культурное развитие – совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;

– познавательное развитие – собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.

Данная программа предшкольного образования ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Следует учитывать, что наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательное воздействие оказывает и ряд педагогических факторов.

К их числу относятся:

1. Стрессовая педагогическая тактика.

2. Интенсификация образовательного процесса.

3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным

возможностям.

4. Нерациональная организация жизнедеятельности детей.

5. Недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития

дошкольников, охраны и укрепления их здоровья.

6. Недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья детей.

7. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья

и здорового образа жизни.

В связи с этим необходимо определить комплекс мер по реализации задач, направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни дошкольников.

Комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного развития ребенка, охрану и укрепление его здоровья, должен включать следующие направления:

А. Нормализация учебной нагрузки:

– отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста;

– разработка комплексной психолого-физиологической диагностики развития ребенка и готовности к школьному обучению;

– приведение педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребенка на данном этапе развития;

– разработка методик физиолого-гигиенической и психологической

оценки и мониторинга педагогических инноваций.

Б. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

– разработка и реализация педагогами вариативных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа  жизни, включение в содержание всех занятий соответствующего материала;

– превращение физического воспитания в действенную меру охраны здоровья и гармонизации личности;

– привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья.

В. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, которая должна быть направлена на раннюю диагностику и коррекцию, последовательную социализацию и интеграцию этих детей в массовую школу.

Основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются следующие:

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения (Л.С. Выготский).

2. Возникновение первичных этических инстанций (Л.С. Выготский).

3. Возникновение соподчинения мотивов (А.Н. Леонтьев).

4. Возникновение произвольного поведения (Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец).

5. Возникновение личного сознания (А.А. Леонтьев).

Из сказанного видно, что в старшем дошкольном возрасте ребенок уже психологически готов если не к школе (проблема готовности к школе – особая проблема), то во всяком случае к деятельности учения.

Исчерпывающую характеристику особенностей дошкольного образования дал В.В. Давыдов. Он говорил: «Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку… осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду и т.д. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие!) дает детям достаточно много знаний, умений и даже навыков, а главное – развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Таким опосредованным образом и решаются в дошкольном возрасте развивающее-образовательные задачи.

«Я не считаю целесообразной подготовку детей к школе путем усвоения ими «школьных» технологий (пусть даже «развивающих») с помощью систематических тренировочных занятий. Даже овладение детьми началами чтения и математики необходимо проводить в формах игровой и других видов дошкольной деятельности, направленной на развитие творческих возможностей детей» (В.В. Давыдов. Последние выступления. – Рига, 1998, с. 45–47.)

      В Образовательной системе «Школа 2100» выделены четыре линии развития дошкольника, определяющие его внутреннюю готовность к школьному обучению: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого или других) и линия мотивационной готовности. Эти четыре линии развития и определяют содержание и дидактику предшкольного образования.

      Проблему отбора содержания предшкольного образования сегодня

      невозможно решить без опоры на принцип минимакса. В программе определена нижняя граница, или нижний уровень, – то содержание, которое каждый ребенок как минимум должен усвоить, и предложена верхняя граница, или верхний уровень, – то содержание образования, которое мы можем предложить старшему дошкольнику.

      Прогнозируемые результаты программы.

      Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:

      1. соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
      1. свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
      2. знать «соседей» числа;
      3. решать простые задачи (в одно действие);
      4. на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый — мягкий, звонкий — глухой);
      5. составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
      6. пересказывать небольшие тексты;
      7. правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
      8. выполнять на слух инструкции для обучающегося;
      9. ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,
      10. решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,
      11. решать логические задачи;
      12. самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.

             После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится  диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа; тест на развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета.

      Механизм оценки результатов освоения программы:

      1. наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями.
      2. формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста.
      3. взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.

      Наименование курса

      Кол-во часов в неделю

      Кол-во часов год

      1.

      Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

      1

      28

      2.

      Введение в математику.

      1

      28

      3.

      Развитие  моторики и творческих способностей.

      1

      28

      4.

      Ознакомление с окружающим миром.

      1

      28

      5.

      Введение в художественную литературу.

      1

      28

      6.

      Подготовка руки к письму

      1

      28

      Итого:                                      

      6

      168

      Развитие моторики и творческих способностей.

      № занятия

      тема

      кол-во часов

      примечание

      1.

      Техника безопасности при работе с инструментами.

      1

      2.

      Пластилин. Знакомство с материалом и его свойствами.  

      1

      3.

      Пластилин. Колобок.

      1

      4.

      Пластилин. Фрукты овощи. О чем они говорят?

      1

      5.

      Пластилин. Собака. Сказка «Репка».

      1

      6.

      Пластилин. Кошка.  Сказка «Кошкин дом».

      1

      7.

      Пластилин. Пальчиковое рисование. Небо.

      1

      8.

      Пластилин. Пальчиковое рисование. Рыбка.

      1

      9.

      Конструирование. Человечек.

      1

      10.

      Конструирование. Транспорт.

      1

      11.

      Конструирование. Мой двор.

      1

      12.

      Конструирование. Первые механизмы.

      1

      13.

      Бумага. Свойства бумаги.

      1

      14.

      Бумага. Оригами. Кошка. Сказка «Кот и Петух».

      1

      15.

      Бумага. Оригами. Кораблик.  Разучивание песни «По морям, по волнам».

      1

      16.

      Бумага. Аппликация из кругов.

      1

      17.

      Бумага. Аппликация из треугольников.

      1

      18.

      Бумага. Складывание коробочки.

      1

      19.

      Работа с различным материалом. Медвежонок. Беседа о бережном отношении к природе.

      1

      20.

      Работа с различным материалом. Аппликация из ниток.

      1

      21.

      Работа с различным материалом. Буковка.

      1

      22.

      Рисуем жгутиками из пластилина. Цветочек.

      1

      23.

      Лепка из снега.

      1

      24.

      Мозаика из фасоли.

      1

      25.

      Плетение. Косичка.

      1

      26.

      Улитка из косичек.

      1

      27.

      Моделирование из спичечных коробок.

      1

      28.

      Игрушки из скрученных полосок. Клоун.

      1

      Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

      № занятия

      тема

      кол-во часов

      примечание

      1.

      Звук [А], звуки и буквы

      1

      2.

      Звук [О]

      1

      3.

      Звук [Э]

      1

      4.

      Звук [И]

      1

      5.

      Звук [Ы], различие [И]–[Ы]

      1

      6.

      Звук [У], понятие «гласные

      звуки»

      1

      7.

      Звук [М] – [М,],понятие «согласные звуки»

      1

      8.

      Звуки [Н], [H,]

      1

      9.

      Звуки [П], [П,]

      1

      10.

      Звуки [Т], [Т,]

      1

      11.

      Звуки [К], [К,]

      1

      12.

      Звуки [Х], [Х,]

      р а з л и ч е н и е

      [К]–[Х], [К,]–[Х,]

      1

      13.

      Звуки [Ф], [Ф,]

      1

      14.

      Звуки [Й,], [Й,О],

      [Й,У]

      1

      15.

      Звуки [Й,А],

      [Й,Э], различение йотированных гласных

      1

      16.

      Звуки [Л], [Л,],

      р а з л и ч е н и е

      [Л,]– [Й,]

      1

      17.

      Звуки [В], [В,]

      различение [В]–

      [Ф], [В,]–[Ф,]

      1

      18.

      Звуки [Ч,]

      1

      19.

      Звуки [Щ,], различение [Ч,]–

      [Щ,]

      1

      20.

      Звуки [Б], [Б,],

      р а з л и ч е н и е

      [Б]–[П], [Б,]–

      [П,]

      1

      21.

      Звуки [Д], [Д,],

      различение Д]–

      [Т], [Б,]– [П,]

      1

      22.

      Звуки [C], [С,]

      1

      23.

      Звуки [Ц], различение [Ц]–[С], [Ц]–[Ч]

      1

      24.

      Звуки [Г], [Г,]

      р а з л и ч е н и е

      [Г]–[К], [Г,]–[К,]

      1

      25.

      Звуки [З], [З,]

      р а з л и ч е н и е

      [З]–[С], [З,]–[С ,]

      1

      26.

      Звуки [Ш], различение [Ш]–

      [С], [Ш]–[Щ,]

      1

      27.

      Звуки [Ж], различение [Ж]–

      [З], [Ж]–[Ш]

      1

      28

      Звуки [Р], [Р,]

      р а з л и ч е н и е

      [Р]–[Л], [Р,]–

      [Л,]

      1

      Введение в математику.

      № занятия

      тема

      Кол-во часов

      примечание

      1.

      Определение стартовых возможностей детей.

      1

      2.

      Названия предметов.

      1

      3.

      Цвет предметов.

      1

      4.

      Форма фигур.

      1

      5.

      Размер предметов.

      1

      6.

      Материал и назначение предметов.

      1

      7.

      Сравнение чисел.

      1

      8.

      Целое и части.

      1

      9.

      Целое и части.

      1

      10.

      Числа один и два, цифры 1 и 2.

      1

      11.

      Число три, цифра 3.

      1

      12.

      Число четыре, цифра 4.

      1

      13.

      Число пять, цифра 5.

      1

      14.

      Число шесть, цифра 6.

      1

      15.

      Длина, ширина, высота, толщина

      предметов.

      1

      16.

      Счёт двойками и тройками.

      1

      17.

      Число семь, цифра 7.

      1

      18.

      Повторение изученного.

      1

      19.

      Число восемь, цифра 8.

      1

      20.

      Повторение изученного.

      1

      21.

      Число девять, цифра 9.

      1

      22.

      Повторение изученного.

      1

      23.

      Повторение изученного.

      1

      24.

      Число десять, запись числа

      десять.

      1

      25.

      Повторение изученного.

      1

      26.

      Повторение изученного.

      1

      27.

      Повторение изученного.

      1

      28.

      Тестирование детей.

      1

      Ознакомление с окружающим миром.

      № занятия

      тема

      кол-во часов

      примечание

      1.

      Мы живём в городе.

      1

      2.

      Как вести себя на улице.

      1

      3.

      Какие мы.

      1

      4.

      Береги себя.

      1

      5.

      Экскурсия в осенний лес.

      1

      6.

      Магазин.

      1

      7.

      Профессии.

      1

      8.

      Моя семья.

      1

      9.

      Зима.

      1

      10.

      Дикие и домашние животные.

      1

      11.

      О тех, кто умеет летать.

      1

      12.

      Обитатели воды – рыбы.

      1

      13.

      Шестиногие малыши.

      1

      14.

      Глобус и карта.

      1

      15.

      Выбираем транспорт.

      1

      16.

      Путешествие на Северный полюс.

      1

      17.

      Путешествие в тундру.

      1

      18.

      Обитатели тайги.

      1

      19.

      Путешествие в смешанный лес.

      1

      20.

      23 февраля – День защитника.

      1

      21.

      Отечества.

      1

      22.

      8 Марта – женский день.

      1

      23.

      Весеннее пробуждение природы.

      1

      24.

      Времена года.

      1

      25.

      Степь весной.

      1

      26.

      Откуда хлеб пришел.

      1

      27.

      Широка страна моя родная.

      1

      28.

      На экскурсию в Москву.

      1

      Введение в художественную литературу.

      № занятия

      тема

      кол-во часов

      примечание

      Раздел 1. Что такое хорошо и что такое плохо.

      1.

      Л. Толстой. Старик сажал яблони. Другие рассказы.

      1

      2.

      Е. Пермяк. Самое страшное.

      1

      3.

      А. Митта. Шарик в окошке.

      1

      4.

      Н. Носов. На горке.

      1

      5.

      Е. Пермяк. Для чего руки нужны.

      1

      6.

      Д. Лунич. Четыре девочки.

      1

      7.

      Я. Аким. Неумейка.

      1

      Раздел 2. Сказка мудростью богата.

      8.

      Ю. Тувим. Про пана Трулялинского.

      1

      9.

      Г. Цыферов. Как цыпленок впервые сочинил сказку.

      Про друзей.

      1

      10.

      Н. Абрамцева. Грустная история.

      1

      11.

      Сказка «Петушок и бобовое зернышко».

      1

      12.

      Волшебная сказка.

      1

      13.

      Сказка «Каша из топора».

      1

      14.

      К. Чуковский. Путаница.

      1

      15.

      Ш. Перро. Красная Шапочка.

      1

      16.

      Д. Харрис. Как Братец Кролик хвоста лишился.

      1

      17.

      Бр. Гримм. Боб, Соломинка и Уголек.

      1

      18.

      Д. Биссет. Под ковром.

      1

      Раздел 3. О ребятах, зверятах и обо всем на свете

      19.

      А. Барто. Стихи из цикла «Вовка – добрая душа».

      1

      20.

      С. Михалков. Мой щенок.

      1

      21.

      В. Орлов. Что нельзя купить.

      1

      22.

      Д. Хармс. Храбрый еж.

      1

      23.

      Е. Евяцкая. Зеленые старушки. В. Левин «Мистер

      Квакли…»

      1

      24.

      Е. Чарушин. Томка. Томка испугался.

      1

      25.

      Г. Кружков. Хорошая погода. В. Степанов. Осторож»

      ный снег.

      1

      26.

      М. Пришвин. Лисичкин хлеб.

      1

      27.

      Ю. Коваль. Букет.

      1

      28.

      А. Усачев. Ботинок. Другие рассказы и сказки.

      1

      Подготовка руки к письму.

      тема

      Кол-во занятий

      примечание

      1.

      Вводное занятие. Учимся правильно держать карандаш и альбом, посадка при письме. Знакомимся с трафаретом и трафаретными линейками.

      1

      2.

      Орнамент из геометрических фигур. Построение и штриховка. Буква А.

      1

      3.

       Построение и штриховка самолета. Буквы А, О, Э.

      1

      4.

      Лесная прогулка. Построение букв. Буквы Ы, И.

      1

      5.

      Посуда. Буква У.

      1

      6.

      Идём в гости. Буква М.

      1

      7.

      Делу время, потехе час. Буква Н.

      1

      8.

      Морская прогулка. Построение и штриховка парусника. Буква П.

      1

      9.

      Дикие и домашние животные. Построение и штриховка домика.

      1

      10.

      Механизмы.

      1

      11.

      В гостях у повара. Буквы К, Т.

      1

      12.

      В гостях у Хомы. Буква Х.

      1

      13.

      Что нам светит днём и ночью. Буква Ф.

      1

      14.

      Спорт. Буквы Ё, Й.

      1

      15.

      Кукла Юля. Буквы Ю, Я.

      1

      16.

      Зимние забавы. Построение и штриховка новогодней ёлки.

      1

      17.

      Большой и маленький. Буква Л.

      1

      18

      Мамин праздник. Буква В.

      1

      19.

      «Федорино горе». Парные согласные.

      1

      20.

      На рыбалке. Буква Ч, Щ.

      1

      21.

      За покупками. Буква Б.

      1

      22.

      Строим дом. Буква Д.

      1

      23.

      На дороге. Светофор.

      1

      24.

      Письмо письменных букв по трафарету.

      1

      25.

      Здравствуй, лето! Построение и штриховка картинки на тему “Лето”.

      1

      26.

      Буква Ц.

      1

      27.

      В лесу. Буквы Г, К.

      1

      28.

      Я маленький. Буквы З, С.

      1

      Методическое обеспечение:

      1. Инструкция по работе с инструментами.
      2. Пособия для групповой и индивидуальной работы.
      3. Таблицы.
      4. Карточки для словарной работы.
      5. Аудио- и видеозаписи.
      6. Набор игрушек.
      7. Геометрические фигуры.
      8. Дидактические настольные игры.
      9. Книги-раскраски.
      10. Комплекты «Лего».

      Источник

      Рабочая программа по подготовке детей к школе.

      Цель: Формирование основных необходимых навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и желания учиться в школе

      Задачи:

      -Готовить детей к обучению чтению,развивать фонетический слух и проводить элементарный звуковой анализ речи.

      -Дать первоначальные математические представления.

      -Развивать память,мышление, внимание, воображение.

      -Воспитывать организованность в учебной деятельности.

      Пояснительная записка.

      Обучение проводится 2 раза в неделю на 30-минутных занятиях по:

      1.  Подготовке к обучению чтению (1 и 3 неделя месяца)
      2.  Развитию элементарных математических представлений (2 и 4 неделя месяца)

      Требования к современному дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

      Работа в кружке по подготовке к школе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию используя различные приёмы, обогащать его математические ‘представления, совершенствовать речь и расширять словарь, интеллектуально развивать дошкольника.

      Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

      Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

      Деятельность кружка способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

      Основная дидактическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.

      Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

      Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом , с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью и др.

      Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.

      Процесс обучения чтению включает два периода: первый — ориентировка и овладение ребёнком звуковой стороны речи, второй — освоение знаковой системы языка.

      Цель курса подготовки к обучению чтению: выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе — интереса и способности к чтению. Основные задачи — развитие звукобуквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму — решаются на протяжении всего периода обучения. Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся со звуками и буквами, слогами, словами и предложениями, овладеют первоначальными навыками чтения. Включение ребенка в самостоятельное решение проблемных игровых заданий является эффективным средством подготовки к обучению в школе.

      Цель курса математической подготовки — обеспечить предметную подготовку дошкольников, достаточную для продолжения математического образования в начальной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

      Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность дошкольников с учетом специфики предмета (математика), направленную:

      на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира;

      1. 1.на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности;

      2.на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты.

      Для выполнения поставленных задач программой, предусмотрены следующие виды занятий:

      -занятие-игра;

      -занятие-путешествие;

      -занятие-исследование;

      -занятие-конкурс;

      -занятие-экскурсия;

      -занятие-соревнование.

      Основные принципы работы:

      -Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

      -Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

      -Комплексный подход при разработке занятий,

      -Вариативность содержания и форм проведения занятий;

      -Систематичность и последовательность занятий;

      -Наглядность.

      -Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

      -Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность — ведущую для этого периода развития;

      Новизна

      Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию речи так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.

        Календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи.

        Задачи:

        -Сформировать понятия «звук», «буква»

        -Научить выделять их из состава слова

        -Различать гласные и согласные звуки (буквы)

        -Различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки

        -Подбирать слова к заданным звуковым схемам

        -Развитие речи: обогащение словарного запаса, умение правильно строить предложение, составить связный рассказ

        -Развитие памяти и внимания: переключаться с одного вида на другой, запоминание 10 не связных между собой слов, группирование предметов

        -Чтение слогов, маленьких слов, предложений.

        месяц

        1неделя

        2неделя

        сентябрь

        Звук и буква А, игра «Подбери словечко».

        Звук и буква О, игра «Доскажи словечко».

        Звук и буква У, игра «Подбери словечко».

        Звук и буква Ы, игра «Придумай слово с буквой»

        октябрь

        Чтение слов АУ, У А, закрепление пройденного материала в игре-соревновании.

        Звук и буква        JI, чтение слогов, отгадывание загадок.

        Звук и буква М, чтение слогов, чтение слов, ударение.

        ноябрь

        Звук и  буква Н, Разучивание стишков на звук Н

        Звук и буква Н, чтение слогов, знакомство с предложением.

        Закрепление        пройденного        материала, гласные и согласные звуки и буквы, чтение слогов.

        Буква Я, ( Буква Я обозначает два звука [й], [а].) чтение слогов, учимся отвечать на вопросы.

        декабрь

        Буква Ю, (состоит из двух звуков: й и у) чтение слогов.

        Буква Е, ( состоит из двух звуков й и э) чтение слогов, разучивание четверостиший.

        Буква Ё,( состоит из двух звуков й и о), чтение слогов

        Буква И, чтение слогов, разучивание четверостиший.

        январь

        Деление слов на слоги, игра «волшебный мяч»                             Звуки Г-К, ГБ- КБ , буквы Г,К, чтение слогов, составление предложений с заданным словом.

        Звуки В- ВЬ,Ф — ФЬ, буквы В.Ф, чтение слогов, разучивание четверостиший.

        февраль

        Звуки 3 — 3Ь , С -СЬ, буквы 3,С, чтение слогов

        Звуки Б -БЬ, П -ПЬ, буквы Б,П, чтение слогов

        Звуки X- ХЬ, буква X, чтение слогов, разучивание четверостиший.

        Звуки и буквы Ж — Ш, чтение слогов, слов

        март

        Звуки и буквы Ч — Щ, чтение слогов

        Звук и буква Ц, чтение слогов, игра «доскажи словечко»

        Звук        и буква Й, чтение        слов

        Буквы Ь и Ъ; чтение слов, учимся задавать вопросы.

        апрель

         Закрепление пройденного материала: чтение слов,

        составление предложений, рифма

        Закрепление пройденного материала: алфавит, чтение слогов.

        Закрепление пройденного материала, игра «Доскажи предложение»

        Закрепление пройденного материала, гласные буквы.

        май

        Закрепление пройденного материала, согласные буквы Закрепление пройденного материала, глухие согласные

        Закрепление пройденного материала, звонкие согласные

        Закрепление пройденного материала: парные звуки, составление и чтение слогов, повторение алфавита.

        1. Календарно-тематическое планирование занятий по математике.

         Задачи:

        -Научить детей считать в пределах 20 (прямой и обратный счет)

         -Познакомить с цифрами 0-9

         -Решать примеры и задачи в пределах 10

         -Ориентироваться в пространстве и во времени

         -Устанавливать равенства и неравенства между группами предметов и числами

         -Знакомство с геометрическими фигурами

         -Выполнять различные виды графических диктантов

         -Срисовывать и дорисовывать предметы по точкам и клеточкам

         -Учить думать, сравнивать, сопоставлять, рассуждать и принимать решение

        месяц

        2неделя

        4неделя

        сентябрь

        Понятие :слева, справа, вверху, внизу; использование предлогов: над, перед, на, в, под, между.

        Число и цифра 1. Первый, последний.

        Больше, меньше, столько же. Знаки , =,+,

        Число и цифра 2. Пара. Первый, второй.

        октябрь

        Решение задач, графические диктанты.

        Число 3. Состав числа 3. Равенство

        Знакомство с фигурами: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

        Число и цифра 4. Состав числа 4.

        ноябрь

        Сложение; Решение задач. Логические задания.

        Число и цифра 5. Состав числа 5.

        Отрезок. Короче. Длиннее, одинаковой длины.

        Работа со счёт, палочками .Проверочная работа.

        декабрь

         Число и цифра 6, Состав числа 6.

        Вычитание; Развивающие задания.

        Число и цифра 7. Состав числа 7.

        Занимательная математика: решение логических заданий

        январь

        Число и цифра 8. Состав числа 8.

        Число и цифра 9. Состав числа 9.

        Цифры 0-9; знаки +.        =, Графический диктант

        Ориентация в пространстве и на плоскости.

        февраль

        Знакомство с нулём. Математический диктант

        Число и цифра 10. Состав числа 10. Понятие деся