Программа развития особого ребенка с

Государственное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

ОБЛАСТНАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ

Программа

Особый ребенок

                                                                                   Кузнецова Елена Ивановна

Программа рассмотрена и одобрена

на заседании педагогического совета

Ульяновск,2013г.

Введение

        В настоящее время общество значительно переосмыслило свое отношение к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья. В начале 90-х годов по мере развития гласности, роста демократических настроений, расцвета общественных движений и личной инициативы отношение государства и общества принципиально изменилось в сторону усиления внимания к проблемам таких детей. Сегодня можно с уверенностью говорить о формировании государственной политики в этом направлении.  В  соответствии  с  Программой  социально-экономического  развития Российской Федерации на период до 2020 года к приоритетным направлениям государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации относятся:

   •  охрана и укрепление здоровья детей и подростков;

   •  проведение профилактической работы с семьями для предупреждения их социального неблагополучия;

   •  повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

   •  создание  условий для  активного включения  детей в социально экономическую и культурную жизнь общества.

   В сети учреждений социального обслуживания семьи и детей важное место занимают специальные (коррекционные) общеобразовательные школы интернаты, детские дома. За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями  развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям-инвалидам. Суть этой стратегии заключается в следующем. Любой ребенок,  умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в  целом — он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Реализация данной стратегии становится возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.

   Модернизация всей системы  образования, а дополнительного образования особенно, предполагает обеспечение эффективности процессов социализации личности. Заложенные в дополнительном образовании детей возможности социализации реализуются не спонтанно, а благодаря целенаправленному педагогическому сопровождению. Это и создание образовательных программ нового поколения, и внедрение новых педагогических технологий, разработка индивидуальных образовательных траекторий, реализация целевых творческих программ, адресных программ, которые позволят осуществлять сопровождение процессов социализации детей с максимальным эффектом.

  1. Пояснительная записка

     Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права на равную ценность, любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества. Это значит, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья или имеющего отклонение  в

развитии — важнейшая задача гуманного общества. Любой ребёнок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и  развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.

     Интеграция ребёнка с ограниченными  возможностями здоровья и здоровых детей в  единое образовательное пространство ГОУ ДОД ОСЮН способствует ускорению развития адаптационных механизмов.

     Специалисты определяют следующие основные подходы реабилитации средствами образования:

   • на уровне содержания образования —  адаптация образовательных про грамм дополнительного образования детей для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

   • на уровне методов обучения — построение «обходных путей» обучения, использование специфических средств обучения;

   • на уровне организации — более дифференцированное, развернутое по этапам, «пошаговое» обучение это особые формы организации образовательной среды;

   • на уровне границ образовательного пространства — максимальное расширение образовательного пространства, необходимость постоянного целенаправленного обучения ребенка  за пределами образовательного учреждения;

   •  на уровне продолжительности образования — это пролонгированность процесса обучения;

2.1 Актуальность

     Всем хорошо известно, что аномального ребенка не может быть в принципе. Возможно лишь аномальное развитие, неадекватное функционирование какой-то системы органов, отдельного органа. Другими словами,  ребенок остается ребенком, а отклонение в работе какой-то системы его организма есть особенность ее развития, которая и определяет состояние ребенка. Вот взрослым и надо создать адекватные условия  для  развития ребенка с учетом этой особенности.

   Программа «Особый ребенок» определяет основные направления работы учреждения по социализации и оздоровлению детей и подростков с особенностями развития, обеспечению становления личности выпускника с ориентиром на успешную реализацию своих личностных планов в продолжении образования, профессиональном самоопределении, развитии способности к созидательной деятельности и сотрудничеству, формированию здорового образа жизни. Программа позволит реализовать стратегию управления, нацеленного на организацию работы учреждения как саморазвивающегося организма – культурного пространства, обеспечивающего успешное становление здоровой и развитой личности.

2.2 Цель

Создание условий для полноценной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграции с обществом средствами дополнительного эколого-биологического образования.

2.3 Задачи

   1. Формирование системы взаимодействия с реабилитационными образовательными учреждениями.

   2. Создание условий для реализации внутреннего потенциала каждого ребёнка, выявление и  поддержка  одарённости детей с ограниченными возможностями здоровья.

   3. Развитие коммуникативных свойств детей с ограниченными возможностями здоровья

   4. Содействие социализации обучающихся коррекционных групп.

   5. Внедрение современных технологий и форм реабилитации детей — инвалидов на базе специализированных учреждений для детей — инвалидов.

   6. Информационно-методическое обеспечение коррекционной работы педагогов.

     На ГОУ ДОД ОСЮН разработаны  и реализуются образовательные программы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности, ориентированные на детей с ограниченными возможностями здоровья: «В волшебном мире природы» Абдрахмановой Ш.М., «Юные друзья природы» Киселёвой Е.С.

     Педагоги средствами дополнительного образования активно включаются в реабилитационную работу, тесно взаимодействуя со специалистами этих коррекционных образовательных учреждений.

     Можно выделить следующие направления коррекционно-развивающей работы, осуществляемой педагогами ГОУ ДОД ОСЮН:

     1.   Оздоровительное  направление. Полноценное развитие  ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. Это сказывается на темпах психического развития, снижает познавательную активность ребенка.

В связи с этим одной из  основных  задач, стоящих перед педагогами ГОУ ДОД ОСЮН, работающих с группами детей, нуждающихся в особом подходе, является создание оптимального  двигательного и психо-эмоционального режима.

     2.   Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при  работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного  аппарата.  Стимуляция сенсорного  развития очень важна и в целях умственного развития и формирования творческих способностей детей. Педагоги станции включают в  программу занятия по декоративно-прикладному творчеству, активно используют логопедические игры,

задания, развивающие мелкую моторику рук.

     3.   Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия  полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко используется в практике психологов и педагогов. Расширяя  круг области познания средствами дополнительного образования, педагоги  станции содействуют развитию познавательной сферы детей, нуждающихся в особом

подходе.

     4.   Развитие эмоциональной  сферы. Развитие эмоциональности  детей, коррекция невротических проявлений (страхов, капризности и т.п.) традиционное направление работы психологов и психотерапевтов. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей. Участие в творческих конкурсах    (конкурсах рисунков, поделок из природного материала и др.), проводимых педагогами,  способствует формированию чувственного  восприятия окру-

жающего  мира.

     5.    Содействие  личностному росту. Работа  в  этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка или подростка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации ребенка (например, застенчивости) и т.п.

     6.    Формирование  видов  деятельности,  свойственных тому  или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у  детей, испытывающих  трудности при обучении. На  занятиях формируются навыки  работы с простейшими  орудиями  труда, основные принципы работы с растениями, животными и др.

     Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками – это очень важная область деятельности не только для психологов, но и для педагогов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования.

     Коррекционно-развивающая работа средствами дополнительного образования — это деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.

2.4. Механизмы реализации

         1 .Разработка основных направлений реализации программы.

         2.Формирование банка  методических пособий, ориентированных  на работу с  детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствующих формированию здорового образа жизни.

         3.Освещение проблемы на методических семинарах, методических  и педагогических  советах  учреждения, знакомство с инновационным  опытом такой работы в различных учреждениях дополнительного образования детей Ульяновской области и других регионах Российской Федерации.

     4. Стимулирование педагогов, активно участвующих в реализации программы.

     5. Организация и проведение мероприятий в рамках программы.

3. Оценка результативности программы

3.1 Критерии оценки эффективности программы (количественные, качественные показатели)

   Количественные показатели:

     •  Наличие призёров и победителей  региональных и всероссийских конкурсов, конференций, олимпиад и др.

     •  Охват детей,  нуждающихся в особом подходе, принявших участие в различных мероприятиях станции.

     •  Число детей, принявших участие в работе летних профильных  лагерей ГОУ ДОД ОСЮН.

     •  Рост числа подростков, занятых различными формами трудовой деятельности.

     •  Процент  выпускников среди старшеклассников, выбравших  дальнейшее обучение в области экологии и биологии.

     Качественные показатели:

     •  Совершенствование образовательных программ дополнительного образования детей, ориентированных на работу с детьми, нуждающимися в особом подходе.

     •  Развитие учебно-методического комплекса.

     •  Результаты диагностических исследований (обученности, воспитанности, развития).

     •  Совершенствование педагогических  технологий  образовательной деятельности педагогов станции.

4. Предполагаемые результаты

     Реализация программы позволит систематизировать работу с различной детской аудиторией, выстроить концепцию работы с одарёнными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить информационно-методическое сопровождение педагогической деятельности, усилить диагностическую составляющую образовательного процесса.

5. План мероприятий на 2013 год.

Программа «Особый ребенок»

1

Реализация

образовательных

программ

дополнительного

образования детей

«В волшебном мире

природы»

В течение

года

Абдрахманова

Ш.М.

Организация

дополнительного

образования детей с

ограниченными

возможностями здоровья

2

Разработка и реализация

проекта по работе с

воспитанниками детских

домов «зелёная дружина»

В течение

года

Кузнецова Е.И.

Вовлечение

воспитанников детских

домов в активную

природоохранную

деятельность

3

Активное привлечение

детей с ограниченными

возможностями здоровья

к участию в

мероприятиях  ГБОУ ДОД

осюн

В течение

года

ПДО

Социализация детей с

ограниченными

возможностями здоровья,

формирование

толерантности у детей и

подростков

4

Патриотическая деятельность  «Край  в котором мы живем»

январь

Абдрахманова

Ш.М.

Выставка творческих работ детей ,посвященная Дню рождения Ульяновской области Экскурсии по музеям города      

5

Акция «Добрые дела» по

изготовлению кормушек

ноябрь

Кузнецова Е.И.  и  ПДО  

Развитие познавательной

активности детей с

ограниченными

возможностями здоровья

6

Организация совместных

мероприятий  с

коррекционными

образовательными

учреждениями в рамках

декады инвалидов

Декабрь

ПДО

Социализация детей с

ограниченными

возможностями здоровья

7

Акция по подкормке птиц

зимой «Добрые дела»

декабрь

ПДО

Развитие познавательной

активности детей с

ограниченными

возможностями здоровья

8

Выставка творчества

детей-инвалидов в рамках

областной декады

инвалидов «В мире

красоты» (спец. корр.

школа-интернат 2 вида,

дошкольное отделение

декабрь

Абдрахманова

Ш.М.

Развитие творческой

активности детей с

ограниченными

возможностями здоровья

9

Декада инвалидов. Экскурсии. Мастер-классы, выставки творческих работ.

декабрь

Абдрахманова

Ш.М.

Развитие познавательной

активности детей с

ограниченными

возможностями здоровья

Источник