Программа развития особого ребенка с
Государственное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
ОБЛАСТНАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
Программа
Особый ребенок
Кузнецова Елена Ивановна
Программа рассмотрена и одобрена
на заседании педагогического совета
Ульяновск,2013г.
Введение
В настоящее время общество значительно переосмыслило свое отношение к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья. В начале 90-х годов по мере развития гласности, роста демократических настроений, расцвета общественных движений и личной инициативы отношение государства и общества принципиально изменилось в сторону усиления внимания к проблемам таких детей. Сегодня можно с уверенностью говорить о формировании государственной политики в этом направлении. В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года к приоритетным направлениям государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации относятся:
• охрана и укрепление здоровья детей и подростков;
• проведение профилактической работы с семьями для предупреждения их социального неблагополучия;
• повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• создание условий для активного включения детей в социально экономическую и культурную жизнь общества.
В сети учреждений социального обслуживания семьи и детей важное место занимают специальные (коррекционные) общеобразовательные школы интернаты, детские дома. За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям-инвалидам. Суть этой стратегии заключается в следующем. Любой ребенок, умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом — он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Реализация данной стратегии становится возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.
Модернизация всей системы образования, а дополнительного образования особенно, предполагает обеспечение эффективности процессов социализации личности. Заложенные в дополнительном образовании детей возможности социализации реализуются не спонтанно, а благодаря целенаправленному педагогическому сопровождению. Это и создание образовательных программ нового поколения, и внедрение новых педагогических технологий, разработка индивидуальных образовательных траекторий, реализация целевых творческих программ, адресных программ, которые позволят осуществлять сопровождение процессов социализации детей с максимальным эффектом.
- Пояснительная записка
Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права на равную ценность, любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества. Это значит, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья или имеющего отклонение в
развитии — важнейшая задача гуманного общества. Любой ребёнок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.
Интеграция ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей в единое образовательное пространство ГОУ ДОД ОСЮН способствует ускорению развития адаптационных механизмов.
Специалисты определяют следующие основные подходы реабилитации средствами образования:
• на уровне содержания образования — адаптация образовательных про грамм дополнительного образования детей для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• на уровне методов обучения — построение «обходных путей» обучения, использование специфических средств обучения;
• на уровне организации — более дифференцированное, развернутое по этапам, «пошаговое» обучение это особые формы организации образовательной среды;
• на уровне границ образовательного пространства — максимальное расширение образовательного пространства, необходимость постоянного целенаправленного обучения ребенка за пределами образовательного учреждения;
• на уровне продолжительности образования — это пролонгированность процесса обучения;
2.1 Актуальность
Всем хорошо известно, что аномального ребенка не может быть в принципе. Возможно лишь аномальное развитие, неадекватное функционирование какой-то системы органов, отдельного органа. Другими словами, ребенок остается ребенком, а отклонение в работе какой-то системы его организма есть особенность ее развития, которая и определяет состояние ребенка. Вот взрослым и надо создать адекватные условия для развития ребенка с учетом этой особенности.
Программа «Особый ребенок» определяет основные направления работы учреждения по социализации и оздоровлению детей и подростков с особенностями развития, обеспечению становления личности выпускника с ориентиром на успешную реализацию своих личностных планов в продолжении образования, профессиональном самоопределении, развитии способности к созидательной деятельности и сотрудничеству, формированию здорового образа жизни. Программа позволит реализовать стратегию управления, нацеленного на организацию работы учреждения как саморазвивающегося организма – культурного пространства, обеспечивающего успешное становление здоровой и развитой личности.
2.2 Цель
Создание условий для полноценной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграции с обществом средствами дополнительного эколого-биологического образования.
2.3 Задачи
1. Формирование системы взаимодействия с реабилитационными образовательными учреждениями.
2. Создание условий для реализации внутреннего потенциала каждого ребёнка, выявление и поддержка одарённости детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Развитие коммуникативных свойств детей с ограниченными возможностями здоровья
4. Содействие социализации обучающихся коррекционных групп.
5. Внедрение современных технологий и форм реабилитации детей — инвалидов на базе специализированных учреждений для детей — инвалидов.
6. Информационно-методическое обеспечение коррекционной работы педагогов.
На ГОУ ДОД ОСЮН разработаны и реализуются образовательные программы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности, ориентированные на детей с ограниченными возможностями здоровья: «В волшебном мире природы» Абдрахмановой Ш.М., «Юные друзья природы» Киселёвой Е.С.
Педагоги средствами дополнительного образования активно включаются в реабилитационную работу, тесно взаимодействуя со специалистами этих коррекционных образовательных учреждений.
Можно выделить следующие направления коррекционно-развивающей работы, осуществляемой педагогами ГОУ ДОД ОСЮН:
1. Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. Это сказывается на темпах психического развития, снижает познавательную активность ребенка.
В связи с этим одной из основных задач, стоящих перед педагогами ГОУ ДОД ОСЮН, работающих с группами детей, нуждающихся в особом подходе, является создание оптимального двигательного и психо-эмоционального режима.
2. Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях умственного развития и формирования творческих способностей детей. Педагоги станции включают в программу занятия по декоративно-прикладному творчеству, активно используют логопедические игры,
задания, развивающие мелкую моторику рук.
3. Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко используется в практике психологов и педагогов. Расширяя круг области познания средствами дополнительного образования, педагоги станции содействуют развитию познавательной сферы детей, нуждающихся в особом
подходе.
4. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений (страхов, капризности и т.п.) традиционное направление работы психологов и психотерапевтов. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей. Участие в творческих конкурсах (конкурсах рисунков, поделок из природного материала и др.), проводимых педагогами, способствует формированию чувственного восприятия окру-
жающего мира.
5. Содействие личностному росту. Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка или подростка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации ребенка (например, застенчивости) и т.п.
6. Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. На занятиях формируются навыки работы с простейшими орудиями труда, основные принципы работы с растениями, животными и др.
Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками – это очень важная область деятельности не только для психологов, но и для педагогов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования.
Коррекционно-развивающая работа средствами дополнительного образования — это деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
2.4. Механизмы реализации
1 .Разработка основных направлений реализации программы.
2.Формирование банка методических пособий, ориентированных на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствующих формированию здорового образа жизни.
3.Освещение проблемы на методических семинарах, методических и педагогических советах учреждения, знакомство с инновационным опытом такой работы в различных учреждениях дополнительного образования детей Ульяновской области и других регионах Российской Федерации.
4. Стимулирование педагогов, активно участвующих в реализации программы.
5. Организация и проведение мероприятий в рамках программы.
3. Оценка результативности программы
3.1 Критерии оценки эффективности программы (количественные, качественные показатели)
Количественные показатели:
• Наличие призёров и победителей региональных и всероссийских конкурсов, конференций, олимпиад и др.
• Охват детей, нуждающихся в особом подходе, принявших участие в различных мероприятиях станции.
• Число детей, принявших участие в работе летних профильных лагерей ГОУ ДОД ОСЮН.
• Рост числа подростков, занятых различными формами трудовой деятельности.
• Процент выпускников среди старшеклассников, выбравших дальнейшее обучение в области экологии и биологии.
Качественные показатели:
• Совершенствование образовательных программ дополнительного образования детей, ориентированных на работу с детьми, нуждающимися в особом подходе.
• Развитие учебно-методического комплекса.
• Результаты диагностических исследований (обученности, воспитанности, развития).
• Совершенствование педагогических технологий образовательной деятельности педагогов станции.
4. Предполагаемые результаты
Реализация программы позволит систематизировать работу с различной детской аудиторией, выстроить концепцию работы с одарёнными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить информационно-методическое сопровождение педагогической деятельности, усилить диагностическую составляющую образовательного процесса.
5. План мероприятий на 2013 год.
Программа «Особый ребенок» | ||||
1 | Реализация образовательных программ дополнительного образования детей «В волшебном мире природы» | В течение года | Абдрахманова Ш.М. | Организация дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья |
2 | Разработка и реализация проекта по работе с воспитанниками детских домов «зелёная дружина» | В течение года | Кузнецова Е.И. | Вовлечение воспитанников детских домов в активную природоохранную деятельность |
3 | Активное привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к участию в мероприятиях ГБОУ ДОД осюн | В течение года | ПДО | Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование толерантности у детей и подростков |
4 | Патриотическая деятельность «Край в котором мы живем» | январь | Абдрахманова Ш.М. | Выставка творческих работ детей ,посвященная Дню рождения Ульяновской области Экскурсии по музеям города |
5 | Акция «Добрые дела» по изготовлению кормушек | ноябрь | Кузнецова Е.И. и ПДО | Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья |
6 | Организация совместных мероприятий с коррекционными образовательными учреждениями в рамках декады инвалидов | Декабрь | ПДО | Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья |
7 | Акция по подкормке птиц зимой «Добрые дела» | декабрь | ПДО | Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья |
8 | Выставка творчества детей-инвалидов в рамках областной декады инвалидов «В мире красоты» (спец. корр. школа-интернат 2 вида, дошкольное отделение | декабрь | Абдрахманова Ш.М. | Развитие творческой активности детей с ограниченными возможностями здоровья |
9 | Декада инвалидов. Экскурсии. Мастер-классы, выставки творческих работ. | декабрь | Абдрахманова Ш.М. | Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья |
Источник