Что влияет на развитие и здоровье ребенка

Старший воспитатель МБДОУ детский сад № 7 «Кораблик»

Белова Ольга Константиновна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ: «ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ФАКТОРЫ,  ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью  организма к вредным факторам среды и устойчивостью  к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера.
Много лет назад немецкий учёный  М. Петенкофер писал: «…не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых

превращаемся в больных».
Русская пословица очень ярко иллюстрирует эту мысль немецкого учёного: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».
Здоровье — это счастье! Когда человек здоров,  все получается. Здоровье нужно всем — и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Наша задача: научить не только сохранить здоровье дошкольника, но и укрепить его.
Факторы, влияющие на здоровье:
-соблюдение режима дня
-организация двигательной активности, длительность прогулки
-закаливание
-полноценное и рациональное питание
-условия жизни в семье
-полноценный сон
-выполнение культурно-гигиенических норм и правил
-т.е. здоровый образ жизни семьи  
-влияние окружающей среды, экология
— наследственность
-уровень развития здравоохранения и образования и т.д.
    В нашем детском саду педагоги используют различные здоровьесберегающие технологии (создают безопасные условия пребывания и обучения детей в ДОУ), в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями, решают задачи соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка. Их использование в образовательном процессе идёт на пользу здоровья воспитанников, защищает  и сохраняет здоровье детей. В нашем детском саду используют следующие технологии:
-утренняя гимнастика
-физкультурные занятия в зале и на воздухе
-прогулка
-подвижные игры
-физкультминутки на занятиях
-гимнастика для глаз
-динамическая пауза
-артикуляционная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-релаксационная пауза
-корригирующая гимнастика после сна
-дыхательная гимнастика
-психогимнастика
-различные виды закаливания и т.д.
     Кроме  этого, в роли здоровьесберегающих компонентов выступают такие специальные меры по сохранению здоровья дошкольников, как:
— рациональный двигательный режим,
— разумное чередование умственной и двигательной нагрузок,
— соответствие времени проведения учебных занятий возрасту детей,
— смена на занятии различных видов деятельности.
Основы здоровья закладываются в семье, значит, вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Родители должны служить для своих детей примером во всём.
Помните, что здоровье ребёнка, прежде всего в ваших руках!

Источник

Плохая экология, неправильное питание, стрессы, переполненность детских садов и школ… Дети в принципе болеют чаще взрослых, и это нормально, ведь иммунитет у них только формируется. Но не так уж и редко в наше время детские недуги возникают по причинам психологического характера.

Такие заболевания в науке называют психосоматически­ми, когда тело болеет из-за душевного дискомфорта. Симптомы таких болезней удаётся заглушить таблетка­ми, однако не устранённая первопричина периодически будет заявлять о себе, запу­ская очередной виток забо­левания. Со временем, если ничего не предпринимать, заболевание, вызванное пси­хологическими причинами, переходит в хроническую форму. Как возникает эта связь между психоэмоцио­нальным состоянием и со­стоянием тела? Вот несколь­ко примеров.

Очень распространённый вариант — взаимосвязь ме­жду недостатком любви и внимания родителей и болез­нью ребёнка. Не секрет, что современная жизнь заставля­ет родителей практически все свои силы отдавать ра­боте. Родители курсируют по маршруту дом — работа — дом, и в этой круговерти у них не остаётся ни сил, ни времени, ни желания оказы­вать ребёнку особые знаки внимания, подтверждать свою любовь. Но вот детка в школе или в саду подхваты­вает рядовой вирус. Темпе­ратура, рвота, слабость… Естественно, мама берёт больничный. И (о, чудо!) ре­бёнок после недель и меся­цев воздержания от роди­тельского внимания и любви вдруг заполучает стопроцент­ное внимание к себе — и бы­стро выздоравливает. Однако с его выздоровлением жизнь опять возвращается к эмо­циональному посту. До сле­дующей болезни… В резуль­тате таких качелей ребёнок неосознанно понимает, что представляет ценность для родителей, только когда бо­леет. А болея, он становится хозяином положения. Ну как подсознанию не воспользо­ваться таким привлекатель­ным способом получения любви и внимания? Поэтому причину бесконечных про­студ следует искать не толь­ко в эпидемиях. Почаще го­ворите детям, что любите их, просто так. Находите время и силы обнять и поговорить.

Читайте также:  Развития эмоций ребенка дошкольного возраста

Ещё одной причиной дет­ских болезней являются на­ши мысли. Наиболее тесная связь — эмоциональная и биологическая — у ребёнка с матерью. Своим настроем мать может, как вытащить его из болезни, так и погрузить в неё. Так, например, отдавая малыша в сад, она может значительно влиять на то, как тот войдёт в новый этап сво­ей жизни. Часто матери переживают расставание с ча­дом тяжелее, чем сами дети. Малыш, естественно, чув­ствует это состояние, зара­жается им. Постоянное бес­покойство не просто поселя­ется в доме, а начинает уси­ливаться, переходя от матери к ребёнку и обратно. Из-за постоянного напряжения иммунная система малыша ослабевает, и он становится в большей степени подвер­жен инфекциям. Ребёнок бу­дет болеть до тех пор, пока мама не будет готова отпу­стить его от себя. И напро­тив, если мать уверена в том, что всё будет хорошо, она даёт своему малышу дополнительную степень защиты от вирусов и стрессов.

В целом нездоровое отно­шение родителей к ребёнку влечёт за собой болезнь. Так, например, гиперконтролирующие родители вызывают у ребёнка ощущение загнан­ности, несвободы. Нередко в психотерапевтической прак­тике встречаются ситуации, когда метафора удушающей обстановки в семье реализу­ется у малыша в бронхиаль­ной астме. Возникшая бо­лезнь начинает жить не толь­ко внутри его, но и становит­ся как бы членом семьи: её лечат, она становится пред­метом забот и разговоров, с ней считаются, под неё под­страиваются. Причём чем сильнее родительский кон­троль, тем чаще приступы бо­лезни, и наоборот. Или же запрет на выражение нега­тивных эмоций провоцирует возникновение у ребёнка проблемы с желудочно-ки­шечным трактом (гастрит, яз­венная болезнь и пр.), пото­му что ребёнку ничего не остаётся, как разъедать себя изнутри, не имея возможно­сти выплеснуть свои эмоции. А проблемы с кожей: нейро­дермит, псориаз, экзема?

Они часто идут рука об руку с проблемой базового приня­тия ребёнка таким, какой он есть. Слишком шумный, слишком полный, он чувству­ет себя неправильным, недо­стойным любви. Страдает в первую очередь его телесная оболочка, кожа.

Это вовсе не означает, что все причины перечисленных заболеваний имеют только психологический характер. Скорее далеко не всегда нуж­но начинать лечить тело. Ино­гда проблема кроется в душе.

Психоэмоциональная об­становка в семье, качество взаимоотношений между ро­дителями также могут в зна­чительной мере влиять на здоровье ребёнка. В семьях, где царят гармония и здоро­вая психологическая обста­новка, дети болеют реже.

Наш образ жизни и мысли — это та база, от которой от­талкивается ребёнок. Позитивное мышление, здоровый оптимизм и хорошее на­строение у родителей охра­няют семью от болезней и прочего негатива. Берегите себя и своих близких!

Психологи Юлия Кривова и Ольга Кононова

Источник

Матвеичева Ольга Николаевна
Неблагоприятные факторы и условия, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей

Факторы, оказывающие влияние на здоровье детей:

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу с синдромом дауна

1) Наследственные факторы (состояние здоровья родителей, генотип, протекание беременности и родов, наличие или отсутствие наследственных и врожденных заболеваний и аномалий организма, тип нервной системы, наличие или отсутствие предрасположенности к развитию заболеваний, перенесенные заболевания;

2) образ жизни (забота о здоровье или безразличие к нему, тип и режим питания, двигательный режим, прогулки, закаливание, полноценный сон, психологический климат в семье и школе, поведенческие факторы риска);

3) состояние окружающей среды (экология, благоприятные или неблагоприятные климатические и природные условия, состояние бытовых условий, какие производственные предприятия расположены в районе проживания).

4) медицинское обеспечение – доступность и качество медицинской помощи, полноценность и регулярность профилактических осмотров и скрининговых обследований.

Факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях.

Годы пребывания в школе (с 6—7 до 17—19 лет) также могут отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников под влиянием неблагоприятных факторов учебного процесса.

Факторы риска в образовательном учреждении – это тот комплекс проблем, причиной которых является нерациональная организация учебно-воспитательного процесса и неадекватная система требований самого образовательного учреждения или системы образования в целом.

Факторы риска:

1) Стрессовая педагогическая тактика (характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок, невозможность индивидуального подхода при большом наполнении классов).

2) Несоответствие методик и технологий обучения и воспитания возрастным и функциональным возможностям обучающихся (организационно — педагогические условия проведения урока (неучет плотности, чередования видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т. п.).

3) Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (недостаточная освещенность, неправильное рассаживание детей в классе, несоответствие мебели росту детей, уровень шума, недостаточность проветриваний, нарушение режима и качества питания, плохая оснащенность санитарных зон).

4) Провалы в существующей системе физического воспитания, дефицит двигательной активности детей.

5) Интенсификация учебного процесса (увеличение объёма учебной нагрузки, её возможное несоответствие возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся).

6) Недостаточная грамотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся.

7) Недостаточное медицинское обеспечение ОУ, а также частичное разрушение служб медицинского контроля ОУ.

8) Отсутствие системной работы по формированию представления о здоровье и здоровом образе жизни как ценности.

9) Возможный неблагоприятный психологический климат в коллективе, в классе, на уроке, отсутствие эмоциональных разрядок.

Воздействие этих факторов особенно опасно тем, что они воздействуют на ребенка длительно, непрерывно и в период, когда он наиболее к ним чувствителен. Все эти факторы ведут к снижению работоспособности детей, выраженному их переутомлению, а, зачастую, и возникновению у детей ряда заболеваний (снижение зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, заболевания ЖКТ и др.)

Снижение негативного влияния этих факторов (или полное их устранение) находятся в рамках здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и системы образования.

Успешность работы образовательного учреждения должна оцениваться не только по успеваемости учащихся в виде текущих отметок или результатов контрольных работ, а по совокупности показателей, отражающих, в том числе и уровень здоровья обучающихся. Данная позиция представляется мне вполне оправданной, т. к. недостаток образования впоследствии можно восполнить дополнительным обучением, а подорванное здоровье восстановить значительно труднее. И нарушенное в детском возрасте физическое развитие восстановить, зачастую, невозможно.

Внешние факторы риска, влияющие на обучение детей.

Человек на протяжении всей своей жизни испытывает на себе целый ряд

факторов, которые как положительно, так и отрицательно влияют на его здоровье.

На обучение детей большинство внешних факторов влияют опосредованно, изначально подрывая здоровье ребенка, а потом уже снижая его учебный потенциал.

К таким факторам можно отнести всю группу климатогеографических, геохимических, экологических вредностей. Крайняя степень их воздействия, представляющая серьезную опасность — поражающие факторыисточников чрезвычайных ситуаций: механические, термические, радиационные, химические, биологические и другие, которые могут вызывать тяжелые травмы, поражения ЦНС и даже гибель.

Еще одна группа факторов, которые влияют изначально на физическое и психологическое здоровье ребенка, а потом уже, несомненно, и на его обучение – это социальные, экономические, психологические факторы, такие, как низкий уровень жизни семьи, неблагополучные семьи группы риска, психологическое насилие, стрессы и т. д.

Читайте также:  Ребенок опережает сверстников в развитии

Недостаточное пребывание на свежем воздухе, гиподинамия, несоблюдение режима сна, а также учебных занятий может вызвать симптомы переутомления, которые в случае их несвоевременного устранения являются пограничными для перехода к серьезным патологическим изменениям в организме и, естественно, не могут не отразиться на успешности обучения.

Теперь хотелось бы остановиться на той группе факторов, которые непосредственно оказывают влияние на ЦНС и психические процессы ребенка и, соответственно, непосредственно влияют на обучение. Это так называемые «поведенческие факторы риска»:

— употребление алкоголя,

— употребление наркотиков и др. токсичных веществ,

— курение,

— компьютерная и интернет- зависимость.

Все средства, являющиеся предметом злоупотребления, обозначаются как «психоактивные вещества», вызывающие психические расстройства и нарушения поведения, резко снижающие восприимчивость к обучению.

Подростковый возраст — особый период в жизни каждого человека. В это время закладываются основы его физического и душевного здоровья. Развивающийся организм особенно чувствителен к действию ядовитых веществ, таких как алкоголь, никотин и наркотики. Влияние это настолько серьезно, что их употребление нельзя характеризовать лишь как вредные привычки, так как они угрожают не только здоровью и учебе, но зачастую и жизни подростка. Следует также помнить, что в подростковом возрасте усиливается влияние социальной среды, в связи с чем поведение подростков мотивировано не только биологическими, но и социальными составляющими, к которым можно отнести «моду» на какие-либо пищевые предпочтения, алкоголь, табакокурение, наркотики и др. Повторное и регулярное попадание этих веществ в организм приводит к изменению обмена веществ и возникновению при их недостатке или отсутствии уже биологической потребности либо зависимости, связанной с нарушением гомеостаза.

Употребление алкоголя, наркотиков, асоциальное поведение, напрямую связано с ростом правонарушений и распространением социально значимых заболеваний. И всё это непосредственно влияет на психику и физическое здоровье детей и подростков, что отнюдь не способствует успешному обучению, а всячески затрудняет или вовсе прекращает его.

В последнее время все большее количество детей, причем начиная с дошкольного возраста, попадают под влияние компьютеров, планшетов, сотовых телефонов. Воздействие электростатических и электромагнитных полей от компьютеров вызывает неблагоприятные изменения в иммунной, нервной и сердечнососудистой системах. Длительное пребывание за компьютером в статичном положении вызывает нарушение кровообращения и провоцирует появление застойных явлений в организме подростка, что, в свою очередь, способствует возникновению или обострению заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, сосудистым нарушениям. Концентрация взгляда на экран монитора и неправильное освещение оказывают негативное влияние на зрение. Также, компьютеры влияют на центральную нервную систему детей. При длительном времяпровождении за компьютером у школьников отмечаются психологические расстройства, раздражительность, нарушение сна, снижение работоспособности и сдвиги в функциональном состоянии организма в виде нарушения цветоразличения, головной боли, депрессивных состояний.

Несмотря на безусловную положительную роль, которую оказывают современные коммуникационные средства и интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий. Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети и подростки. В интернете часто находится информация агрессивного и социально опасного содержания. Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье подростка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения.

Мы рассмотрели различные группы внешних факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей и влияющие, напрямую или опосредованно, на обучение. Каждый ребенок в процессе взросления в большей или меньшей степени сталкивается с воздействием этих факторов и только политика внедрения культуры здоровья и воспитание в условиях стремления к здоровому образу жизни может уберечь детей от их губительных последствий.

Источник