Программа развития одаренного ребенка доу

Программа развития одаренного ребенка доу thumbnail

Людмила Белякова
Одарённые дети. Индивидуальная программа развития одаренного ребёнка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «№4 Алёнка»г. о Звенигород

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Подготовил: воспитатель первой

квалификационной категории

Белякова Людмила Александровна

2018г.

Пояснительная записка.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни.

Актуальность проблемы.

Данная программа помогает решить одну из актуальных задач — индивидуальный подход и помощь каждому ребёнку, развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ребёнка. Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.

Нормативно-правовые основания программы:

Конвенция о правах ребенка,

Закон об образовании.

Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.

В каждой группе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе занятий, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным. Первостепенной задачей воспитателя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере. В моей группе есть воспитанница, которая уже в начале года привлекла моё внимание. Девочка старательна, её отличает интерес к книгам, буквам, к ребусам. Работая с ребёнком, я старалась пробудить в ребёнке потребность в саморазвитии и открыть девочке пути реализации этой потребности.

Программа индивидуального развития

Цель программы:

Создание условий, способствующих полноценному развитию личности ребенка.

Задачи программы:

поддерживать высокую учебную мотивацию;

поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

содействовать творческому развитию;

создать условия для активного сотрудничества родителей, ребёнка, педагога

Рабочая гипотеза:

Если с учетом имеющихся способностей и осуществлением индивидуальной программы развития ребёнка, активно включать ребёнка в творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекать в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то, возможно, повысить: качество знаний, уровень самостоятельности ребёнка, развивать мыслительную деятельность, речь ребёнка, развивать творческие возможности воспитанницы.

Принципы программы:

Индивидуальность.

Учет возрастных особенностей детей.

Последовательность.

Преемственность.

Сотрудничество.

Успешность.

Направления программы:

Познавательная деятельность учащихся.

Эмоционально-личностная сфера.

Межличностные отношения.

Психологическое и физическое здоровье.

Сроки реализации программы: 2018-2020 учебные годы.

Этапы работы над программой:

1 этап — информационно-аналитический.

На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей, собеседование). По результатам работы составляется «Характеристика учащегося». Проводится встреча с родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается: — постановка цели на предстоящий учебный год; — выявление проблем и имеющихся ресурсов; -составление банка данных о ребенке

Виды работ- Целенаправленная работа по диагностике ребенка.

Формы работы — Беседы с родителями, тестирование и анкетирование родителей. Сбор материалов, заполнение индивидуальной карты, составление характеристики ребёнка и выявление первоочередных задач воспитания и обучения.

2 этап — организационно-деятельностный.

Цель:

составление и реализация индивидуального плана развития одарённого ребёнка

Задачи:

формирование познавательных интересов;

развитие творческих и умственных способностей личности;

воспитание патриотизма;

воспитание здорового ребенка;

воспитание трудолюбия;

воспитание любви к природе;

адаптация ученика к современным условиям жизни.

Промежуточные результаты:

Сильные стороны:

Учёба- Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, читает дополнительную литературу.

Труд -Понимает общественную ценность труда, добросовестно относится к труду.

Долг- С желанием и ответственностью выполняет общественные поручения.

Дисциплинированность- Старается примерно вести себя, соблюдать правила поведения в саду, на улице, дома.

Коллективизм- Общительна и отзывчива. Считается с 5 интересами коллектива.

Доброта -Заботлива, добра, отзывчива.

Честность -Честна.

Творчество -Проявляет интерес к творчеству

Слабые стороны:

Сомневается в своих силах, не уверена при ответах.

Не всегда проявляет инициативу, не всегда является зачинателем новых дел.

Не всегда решительна, иногда колеблется перед ответственным решением.

Быстро утомляется.

Возможности

Имеется возможность участвовать и проявить себя в городских, конкурсах и олимпиадах.

3 этап — коррекционно-развивающий.

Цель:

реализация индивидуальных программ развития.

Задачи:

создание мотивационного поля;

дифференцированный подход к формированию мотивации;

сотрудничество родителей, воспитанников, педагогов;

ведение документации (индивидуальный план, карта успешности, матрица коллективных дел, портфолио).

предупреждение нервно-психического утомления, нежелательного поведения.

Пути реализации.

Составлен план работы на год.

Включение в коллективно-творческие дела группы.

Включение в систему дополнительного образования.

Индивидуальные занятия c ребенком.

4 этап – саморазвитие.

Цель:

научить ребёнка самостоятельно добывать знания.

Задачи:

развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;

формировать культуру межличностных отношений.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 РАБОЧЕГО ПОСЁЛКА ХОР МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Воспитанницы Фатеевой Марии. Группы «Солнышко»

МБДОУ «детский сад№1 Дюймовочка «

«ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»

Составила:

Воспитатель: Завьялова Елена

Александровна.

Р.п.Хор

2017г.

1.Пояснительная записка

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система воспитательно — образовательного процесса в ДОУ не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.

Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.

Концепция программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.

Одаренные дети:

-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

-имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

-испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

-Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

-Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

-Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

-Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

-Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-принцип возрастания роли дополнительного образования;

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя;

Формы работы с одаренными детьми:

-групповые занятия с одаренными детьми;

-конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры;

-работа по индивидуальным планам;

-исследовательская деятельность.

В группе 28 детей: 18 мальчиков, 10девочек. За время совместной деятельности утвердилась положительная динамика развития дошкольного коллектива. Каждый ребенок чувствует себя полноценным членом данного коллектива.

У большинства детей сформирован познавательный интерес к образовательной деятельности. Чтобы прояснить создавшуюся ситуацию, провела педагогическую диагностику состояния образовательного процесса в группе. Составила индивидуальные карты развития каждого ребенка.

2.Сведения о ребенке.

Маша Фатеева 6 лет – очень активна на НОД и всегда чем-либо занята. Она стремится работать больше других, посещает кружки в ДОУ.

Поэтому нужно раскрыть ее индивидуальные особенности, создать условия для самоопределения и самореализации? Задача воспитателя – выявить одаренного воспитанника, помочь рождению индивидуальности, помочь развитию его способностей. Ведь одаренность — есть существенное богатство для каждой страны и каждого общества в любую историческую эпоху. Одаренность – это общественное достояние, талантливые люди влияют на развитие и характер общества в целом.

Данная программа направлена для развития, поддержки одарённого ребёнка.

 Цель программы: создать необходимые условия для развития детской одарённости.

Задачи:

  • Развитие быстроты реакции.

  • Развитие коммуникативных навыков.

  • Привитие навыков этикета.

  • Развитие творческих способностей.

  • Воспитание трудолюбия.

  • Содействие формированию уверенности в себе.

  • Развитие способностей к НОД.

Привитие навыков к физическим упражнениям.

Фатеева Маша – ребенок с высокими творческими способностями и неординарным мышлением. На занятиях в детском саду Маша с увлечением постигает все новое и неизвестное, проявляя неугасающий интерес к изобразительной деятельности. В своих творческих художественных работах она проявляет фантазию. Ее работы отличаются высоким качеством и разнообразием в соответствии с возрастом (рисунки, поделки).

На основании выдающихся способностей воспитанницы нами был составлен план индивидуальной работы, направленный на развитие этих качеств, повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у Маши есть способности и к которым она проявляет интерес.

План работы на 2016-2017 уч. г.

3. Социальная характеристика семьи.

 Мать –Фатеева Марья Юрьевна

 Отец –Фатеев Сергей Анатольевич

 Степень участия в воспитании: большую роль в воспитании ребёнка играет участие мамы и папы

 Условия проживания, условия быта  — семья из трех человек проживает в отдельной квартире. Есть отдельная комната. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.

Запрос родителей

Интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребёнка. Дополнительные занятия в кружках «Софе-Дансе», «Ладошки», студии «Добрые соседи».

4. Долгосрочная цель сопровождения

Формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности.

Задачи:

        Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей мальчика и поддержки его сильных сторон личности.

        Развивать творческие способности ребёнка в художественной деятельности.

        Повысить самооценку, уверенность в себе.

Возможные риски:

Высокая загруженность ребёнка в кружках

Группа сопровождения:

Родители: мама, папа

Педагоги: педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель.

Координатор (Ф.И.О):

Воспитатель группы Завьялова Елена Александровна

5. Организация работы(примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)

 Получение образования (программа обучения) Основная образовательная программа  дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Дюймовочка»,  с учетом  примерной  образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией В.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. 

План психолого – педагогического сопровождения:

Содержание работы

Форма

работы

Сроки

Ответственные

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание)

Наблюдения

Тесты

Диагностики

Сентябрь

Декабрь

Май

Педагог — психолог

Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность)

Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)

Диагностика художественно-эстетического развития

Музыкальный руководитель

Взаимодействие с педагогами

Информирование о результатах диагностических исследований

Беседы

Индивидуальные беседы

Консультации

1 раз в квартал

Педагог-психолог

Консультирование педагогов на тему

«Художественный материал для развития памяти, мышления, речи»

«Игры и упражнения на развитие творческих способностей»

«Создание творческих проектов»

1 раз в квартал

Музыкальный руководитель

Создание условий для развития художественно-творческих способностей:

-наполнение центра творчества художественными материалами

 -участие в конкурсах

Октябрь-ноябрь

Педагог-психолог

Воспитатель

Оформление и пополнение портфолио

1 раз в месяц

Воспитатель

Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей

Психолого-педагогическое просвещение родителей

«Как развивать уверенность»

«Словесные формы позитивной оценки действий ребёнка»

Беседы

Консультации

По мере необходимости

Воспитатель

Педагог — психолог

Поддержание интереса ребёнка, поощрение.

Родители

Создание дома индивидуальных условий для творчества.

Родители

Работа с портфолио.

Родители

Помощь в подготовке к конкурсам, при заучивании ролей.

Выставка

Родители музыкальный руководитель

Посещение выставок в городском музее

Родители

Воспитатель

Создание творческих проектов

«Мир в твоём окне»

«Комната души»

Совместная

деятельность

Декабрь

Апрель

Воспитатель

Родители

Музыкальный руководитель

Художественная деятельность

«О, Александре, святый княже!»

«Лицейские годы Пушкина»

Занятие — путешествие

Беседы

Просмотр видеофильмов

Октябрь

Ноябрь

Февраль

Музыкальный руководитель 

Воспитатель

Изготовление открыток к праздникам

«Новый год»

«День Защитников Отечества»

«Международный женский день»

«День победы»

Творческое

задание

Декабрь

Февраль

Март

Апрель

Участие в творческих конкурсах

Творческая

мастерская

По мере желания ребёнка

Творческие задания

«Тёплый — холодный»

«Два ковра»

«Несуществующее животное»

«Нарисуй музыку»

«Ожившие предметы»

Игры

Упражнения

ТРИЗ

1 раз в месяц

Психолого-педагогическая поддержка

Развитие позитивной самоидентификации

Игры

Упражнения

Беседы

2 раза в месяц

Педагог-психолог

Воспитатель

Дивергентные задания

Упражнения

2 раза в месяц

Работа по программе

«Я — ученик!»

Совместная

 деятельность

с педагогами и сверстниками

2 раза в месяц

Дополнительное образование

«Софе-Дансе»

Студия

1 раз в неделю

Музыкальный руководитель

«Ладошки»

Кружок

2 раза в неделю

Воспитатель

«Добрые соседи»

2 раза в неделю

Педагог по дополнительному образованию

Взаимодействие с социальными партнёрами

Посещение выставок, открытых мероприятий, музей

Экскурсии

Беседы

1 раз в квартал

воспитатель

6.    Оценка промежуточных результатов:

Критерии

оценки

Постановка

дальнейших

целей и задач

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

-Результаты диагностики

Взаимодействие с педагогами

-Психолого-педагогическая компетентность педагогов

-Создание предметно-пространственной  среды для развития творческих способностей ребёнка

-Пополнение портфолио

Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей

-Психолого-педагогическая компетентность родителей

-Создание портфолио

Художественная деятельность

-Участие в конкурсах

-Победитель конкурса

Индивидуальная работа психолого-педагогического сопровождения

-Положительное эмоциональное состояние ребёнка

-Развитие саморегуляции

-Формирование предпосылок коммуникативных действий

Дополнительное образование

-Уровень развития творческих способностей

Взаимодействие с социальными партнёрами

-Посещение выставок и открытых мероприятий

7. Расписание занятий специалистами по индивидуальному маршруту

Фамилия, имя ребёнка  Фатеева Мария

Группа   подготовительная к школе группа «Солнышко»

Специа

листы

Понедель

ник

Втор

ник

Среда

Четверг

Пятница

Педагог-психолог

10.00-10.30

Индивидуальная

работа

13.00-14.00

Взаимодействие с педагогами

16.30-17.30

Взаимодействие

с семьёй

Воспитатель

13.00-14.00

Взаимодействие с педагогами

16.30-17.00

Кружок «Ладошки»

16.00-17.00

Взаимодействие с семьёй

11.00-11.30

Индивидуальная

работа

16.30-17.00

Кружок

«Ладошки»

Музыкальный руководитель

16.30-17.00

Студия «Софе-Дансе» 

Педагог по дополнительному образованию

11.00-11.30

Кружок

«Добрые соседи»

11.00-11.30

Кружок

«Добрые соседи»

Воспитатель

Работа ведётся систематически и отражается в календарном плане

 воспитательно-образовательной работе

     Срок реализации индивидуальной программы развития  2016-2017уч.г.

         Подпись родителей _____________________

Библиографический список.

1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2014.

2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.,Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта»,2014.

3. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2010.

4. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 2011. М..

5. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 2012.

6. Психология одаренности детей и подростков //под редакцией Н.С.Лейтеса. 2014. М.

7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2014. Москва.

8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 2014. Ярославль.

Источник