Программа развития навыков общения ребенка

Программа развития навыков общения ребенка thumbnail

Краткое описание документа:

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Особое значение это имеет для детей, которые имеют какие-либо отклонения в физическом или психологическом плане, которые не посещают дошкольные и школьные учреждения и вынуждены находитьсяв ограниченном обществе семьи и ближайшегоокружения.Поэтому необходимость формирования у такихдетей представлений о многообразии человеческих отношений,о правилах и нормах жизни в обществе, вооружение ихмоделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях, является важной и необходимой задачей воспитанияРебенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе.В работе с такими детьми есть свое своеобразие и специфика, есть много нюансов, которые позволяют сделать вывод, что мир, окружающий их, они воспринимают также как все, через чувства, мысли, эмоции, путем познания, наблюдения за другими. Абольше, чем кто-либо нуждаются в дополнительной поддержке, дополнительном объяснении, неоднократном повторении, большем участии со стороны взрослого. Именно окружающие ребенка люди, помогут ему открыть свои возможности, научат самореализоваться, помогут найти место в обществе, сформировать его как личность.Пусть результаты не будут быстрыми и динамичными, но рациональное зерно в воспитании личности необходимо закладывать, чем раньше, тем лучше. Для этого необходимо создавать благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, комфортную атмосферу взаимоотношений, определенный «климат» развития, что способствовало бы как физическому, так и психическому оздоровлению.

Одной из важных составляющих этого является научить ребенка общаться со сверстниками и взрослыми,развить его коммуникативные навыки.

Решение этих педагогических задач осуществляется с помощью активных методов – это игровые и тренинговые задания, в процессе игровой деятельности, на занятиях, в повседневном распорядке жизни.

Игра ненавязчиво разнообразит процесс обучения, наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащает их, создает радость успеха ихорошее настроение.

Игра развивает познавательную, эмоциональную сферу, формирует коммуникативные навыки.

В ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Таким образом, происходит обучение и развитие, коррекция и воспитание, незаметно, постепенно «играя» ребенок движется в своем развитии. Особенноследует подчеркнуть коммуникативную функцию, которая состоит в развитиипотребности ребенка обмениваться своими знаниями, умениями, общаться, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

На развитие коммуникативных навыков, кроме выше перечисленного, оказывают влияние продуктивные виды деятельности.

Это рисование «дружных картинок», коллективные работы по аппликации, по рисованию, ручной труд (как работа общая для всех, так и индивидуальная), «скорая помощь» для книг, растений и т.д.

Регулярные выставки детских работ дают детям возможность «самооценить» себя, анализировать другие работы.

Использование в повседневной жизни игр малой, средней, большой подвижности также несет в себе определенный воспитательный момент. Роль в воспитании оказывает и художественная литература.

Таким образом, чтобы достичь результатов положительной динамики в развитии общения ребенка, необходим комплексный подход, который включает в себя организацию жизни ребенка в центре в целом.

Особая роль как проводника нравственных качеств отводится педагогам, воспитателям, которые являясь образцом поведения для окружающих, дают детям пример позитивного отношения к окружающему миру, становятся примером для подражания.Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

В связи свыше сказанным разработка и реализация в реабилитационном центре программы развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями посредством игровой деятельности «Волшебный мир общения» является актуальной.

Источник

Губенкова Татьяна
Программа развития коммуникативных навыков «Общаться здорово» в 5–7 классах

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра ПиСПСОиС (К)О

Программа развития коммуникативных навыков

Читайте также:  Уроки по раннему развитию ребенка

«Общаться здорово» в 5 -7 классах

Итоговая работа

Срок обучения с «10» мая 2018г. по «26» мая 2018г.

Исполнитель:

Губенкова Татьяна Александровна,

Педагог-психолог,

МАОУ «СОШ № 85», 961-702-4126.

Консультант:

Иванова Мария Геннадьевна,

Зав. кафедрой ПиСПСОиС (К)О

Кемерово 2018

Содержание

Пояснительная записка…. 3

Планируемые результаты освоения программы…. 6

Тематическое планирование…. 7

Содержание…. 8

Список литературы…. …. 10

Пояснительная записка.

1. Введение

Общение – одно из важных условий гармоничного развития ребенка, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми. Общение с взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью изменить и соотнести своё поведение моральным нормам и требованиям общества. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

С переходом из начальной школы в среднее звено связи ребенка с окружающими людьми, как взрослыми, так и сверстниками, расширяются и усложняются. Характерной особенностью подростков по сравнению с младшими школьниками является усиленное стремление к общению с товарищами. Подростка невозможно удержать в рамках узкого семейного коллектива. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нём взаимоотношения.

От успешности прохождения этого этапа во многом зависит общий психологический фон личности подростка. Часто в подростковом возрасте наблюдается повышенный уровень тревожности, которая нередко выступает причиной нарушения социальных связей с окружающими. Подобная тревожность может объясняться реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях образовательной деятельности и общения, или существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов.

2. Актуальность программы

Программа развития коммуникативных навыков «Общаться здорово» направлена на создание условий для развития навыков общения у подростков, освоения культуры поведения в группе сверстников в период нахождения в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания на территории школы. По мнению Гребенкина Е. В., современная школа должна быть безопасной и свободной от насилия, формирующей терпимость и уважения к людям, способствующей определению ценностно-смысловых ориентиров. Кроме передачи знаний одной из задач школы является подготовка к конструктивному взаимодействию.

Ребята получают знания о том, как наладить конструктивное общение в рамках различных ситуаций, так же учатся применять разные способы поведения, овладевают навыками эффективного общения. На занятиях уделяется большое внимание обсуждению конфликтных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию и творческому самовыражению. Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта. Практическая значимость программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я — хочу» и «Я — могу» как основы взаимодействия со сверстниками, педагогами и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над», разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков — это и многое другое учитывается в программе.

Цель программы:

Создать условия для развития коммуникативных навыков учащихся как основы взаимоотношений со сверстниками и социумом через самопознание, общение и общекультурные ценности.

Задачи программы:

1. Создать условия для развития позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки,

2. Познакомить с социально приемлемыми формами поведения в обществе

3. Развивать навыки общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

4. Способствовать повышению интереса к окружающим людям, развитию взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.

5. Создать условия для развития адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

6. Создать условия для развития творческих способностей и воображения в процессе общения.

7. Знакомить учащихся с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.

Формы организации работы:

1. Групповые занятия

2.Ролевые игры: сюжетно-ролевые, подвижные

3. Тематические диспуты

4. Проблемно-ценностные дискуссии

5. Просмотр видеофрагментов

Методы работы:

Читайте также:  Развитие ребенка с года эриксон

1. Наблюдение.

2. Решение коммуникативных речевых задач

3. Релаксационные упражнения

4. Лекции, беседы, обсуждения

5. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций

6. Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера

7. Анкетирование и тестовые задания

3. Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 месяц обучения и предназначена для учащихся 5-7 классов, находящихся в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания на территории школы. Занятия включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляются прямыми и косвенными путями, используя теоретические и практические ситуации.

Занятия организуются на регулярной основе 4 раза в неделю на не учебном материале, в учебном кабинете или кабинете психолога. Длительность занятий составляет 1 час. Группа формируется из учеников 5-7 классов всей учебной параллели в количестве 10-12 человек, находящихся в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания. В группе устанавливаются определенные правила работы, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим в начале занятия.

2. Планируемые результаты освоения программы:

Личностные:

1. осознание себя как личности,

2. развитие личностных структур сознания (ценностей, отношений, рефлексии, саморегуляции,

3. умение соотносить поступки с нравственными понятиями,

4. развитие творческих способностей детей,

5. знакомство с основными нормами этикета и ориентация на их выполнение,

6. развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Познавательные:

1. планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей,

2. учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения,

3. оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости,

4. адекватно воспринимать оценку педагога и сверстников,

5. наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять.

Коммуникативные:

1. учиться контролировать свою речь и поступки,

2. учиться толерантному отношению к другому мнению,

3. слышать партнёра в общении и взаимодействии,

4. осознавать необходимость признания и уважения прав других людей,

5. формулировать своё собственное мнение и позицию.

Тематическое планирование занятий «Общаться здорово»

№ Тема занятия Форма проведения Кол-во

часов

I раздел. Самопознание и самопринятие

1 Знакомство.

Доверие Беседа, игра 1

2. Самооценка. Самоуважение Анкетирование, беседа, релаксационные упражнения 1

3. Прекрасный сад.

Я глазами других Тестовое задание, беседа, игра 1

4 Познай себя. Познай другого Беседа, игра 1

5. Мои внутренние друзья и мои внутренние враги Лекция, анкетирование, игра 1

6. Магия нашего имени Беседа, игра 1

II раздел. Культура поведения

1. Азбука вежливости или этикет на каждый день Беседа, игра 1

2. Ролевое поведение в общественных местах. Гендерное различие в поведении Беседа, тренинг 1

3. Учимся слушать друг друга. Агрессия Беседа, игра 1

III раздел. Формирование коммуникативных навыков

1. Общение в жизни человека Беседа 1

2. Ищу друга Беседа, игра 1

3. Почему люди ссорятся? Диспут 1

4. Барьеры общения Беседа 1

5. Предотвращение конфликтов тренинг 1

6. Критика,

Азбука перемен

Дискуссия 1

7. Итоговое занятие Беседа, анкетирование 1

Итого 16 часов

Содержание

I раздел. Самопознание и самопринятие

1. Знакомство. Доверие

Знакомство с детьми, разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Вежливые слова при знакомстве. Игра «Уникальность каждого». Установление доверительных отношений, увеличение сплочённости коллектива детей.

2. Самооценка. Самоуважение

Дать понятие о самоценности человеческого «Я». Развитие навыков самоанализа и самооценивания. Снижение эмоционального напряжения. Повышение самооценки и формирование уверенности в себе.

3. Прекрасный сад. Я глазами других

Формировать способность к самоанализу. Способствовать возникновению желания самосовершенствоваться. Развивать способность принимать друг друга. Развитие адекватного самовосприятия учащихся.

4. Познай себя. Познай другого

Дидактическая игра «Мы разные»,упражнение: «Что не так», игра «Ты кто?». Формирование и развитие способностей к рефлексии и эмпатии.

5. Мои внутренние друзья и мои внутренние враги

Познакомить учащихся с эмоциями. Научить определять эмоциональное состояние других людей. Тренировать умение владеть своими эмоциями.

6. Магия нашего имени

Знакомство детей с историей возникновения имён и фамилий, их значение. Упражнения на умение строить диалог. Логические упражнения, схемы описательных рассказов. Разыгрывание ситуаций. Пиктограммы-схемы, экран настроения, «волшебная» палочка. Использование предметных картинок. Пробудить интерес к истории своего имени. Помочь детям осознать уникальность и глубину своей личности.

Читайте также:  Предметная среда в развитии ребенка с овз

II раздел. Культура поведения

1. Азбука вежливости или этикет на каждый день

Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Способствовать пониманию учащимися, для чего нужны правила и нормы поведения, показать, как влияет на окружающих неадекватное поведение.

2. Ролевое поведение в общественных местах. Гендерное различие в поведении

Дать понятие культуры общения между девочками и мальчиками. Правила социального поведения. Упражнения на развитие речевой памяти. Дидактические игры, этюд, игровая ситуация. Способствовать пониманию особенностей поведения в различных местах. Развивать способность принимать друг друга разными.

3. Учимся слушать друг друга. Агрессия

Этапы умения хорошо слушать: услышать, понять и повторить. Признаки плохого умения слушать. Изображение (не вербально,как слушаешь: приятеля, воспитателя, учителя. Упражнения «Телефон», «Повтори». Подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими. Дать учащимся представление об агрессивном поведении. Выработать приемлемые способы разрядки гнева и агрессии.

III раздел. Формирование коммуникативных навыков

1. Общение в жизни человека

Познакомить детей с целями занятий. Дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека.

2. Ищу друга

Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы. Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно». Помочь учащимся в самораскрытии. Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения.

3. Почему люди ссорятся?

Познакомить учащихся с понятием «конфликт». Выявить особенности поведения в конфликтной ситуации. Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность. Разыгрывание ситуаций. Игра-головоломка

4. Барьеры общения

Дать учащимся представление о вербальных барьерах общения. Обучить альтернативным вариантам поведения. Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Обучить анализу различных состояний.

5. Выход из конфликтов

Выработать у детей умение предотвращать конфликты. Обучить способам выхода из конфликтной ситуации. Закрепить навыки поведения в проблемной ситуации. Этюды на выражение эмоций, жестов. Игра «Будь внимателен».

6. Критика, азбука перемен

Познакомить учащихся с понятием «критика». Отработать навыки правильного реагирования на критику. Научить видеть положительные качества у других людей. Познакомить с понятием «комплимент».

7. Итоговое занятие

Подвести итоги курса.

Список литературы:

1. Богуславская, Н. И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н. И. Богуславская, Н. А. Купина. –Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. – 192 с.

2. Вачков И. В. Психологическая азбука. Сказки о самой душевной науке. Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. – М, 2012. – 35 с.

3. Ветрова, В. В. Уроки психологического здоровья. / В. В. Ветрова. — М.: Педагогическое общество России, 2012. – 192 с.

4. Гребенкин Е. В. Школьная конфликтология. – М., 2013.

5. Григорьева Т. Г. Линская Л. В. Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999. – 78 с.

6. Курочкина, И. Н. Как научить поступать нравственно / И. Н. Курочкина. -3-е изд. — М.: Флинта, 2013. – 128 с.

7. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. –Ярославль: Академия развития,1997. – 240 с.

8. Лукашенко М. А. Тайм-менеджмент для детей – М.:2012. – 7 с.

9. Никишина, В. Б.Практическая психология в работе с детьми: Пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 128 с.

10. Худенко, Е. Д.Организация и планирование воспитательной работы: Пособие для воспитателей и учителей / Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычева, Е. Ю. Селиванова, В. В. Титова. – М.: АРКТИ, 2009. – 312 с.

11. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. — СПб.: Речь,2007. – 296с.

12. Практика сказкотерапии / под ред. Н. А. Сакович. — СПб.: 2007. – 224 с.

13. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся. 5-9 классы. / сост. И. В. Возняк и др. –Волгоград: 2015. – 56 с.

14. Развивающие психологические программы для обучающихся специализированных классов: сборник программ для педагогов-психологов специализированных классов/под ред. Е. В. Деминой. – Новосибирск, 2015. – 43 с.

15. Фопель К. Сплочённость и толерантность в группе – М.: 2002– 27 с.

Источник