Программа развития и воспитания детей в доме ребенка
марина Романова
Развивающая программа для воспитанников детского дома «Всё начинается с семьи»
Программа, по которой я работаю — семейное воспитание в условиях детского дома «Всё начинается с семьи».
Семейное воспитание детей в условиях детского дома — это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семьеформируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т. д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены.
В детском доме воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей.В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д.
Целью и задачами моей программы являются:
1) Формирование представления о семейных ролях.
2) Приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи. Формирование на примерах мирового искусства, а также — жизни известных семейных пар — понятия о благополучной семье.
3) Формирование «семейных» отношений в группе.
4) Формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений.
5) Подготовка к будущей семейной жизни.
Основные методы работы заключаются в следующем:
Моделирование проблемных ситуаций.
Погружение ребенка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нем много вариативности подходов к действительности.
Метод психологической адаптации, выработка «непосредственного отношения к явлениям жизни» (Л. Н. Толстой).
Метод сотворчества, позволяющий воспитателю стать не только организатором мероприятия, но и его участником.
Игровой метод.
Метод творческих возможностей.
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.
В процессе работы с воспитанникамипредусматривается использование следующих методов и форм работы:
Специально организованные занятия: Беседы, рассказы воспитателя, работа с пословицами о семье, семейных отношениях. Семейные чтения, разбор ситуации на определенную тему. Дискуссия- диспут, устный журнал, разговор за семейным столом. Демонстрация фильмов, выставка высказываний на определенную тему. Практические занятия. Составление рукописной семейной газеты. Сочинение детей на заданную тему. Домашний «Эрмитаж» (рисунки на определенную тему или рукодельные изделия для украшения комнат и пр.). Создание семейных фильмов. Оформление рукописного журнала (Сказки для малышей, придуманные старшими). Семейные походы, экскурсии. Встречи с интересными людьми и специалистами разных областей. Семейные вечера на выбранную тему. Развлечения в кругу семьи (конкурсы, викторины, пение песен, инсценировка сказок, чтение стихов т. д.). Семейные игры. Анкеты, тесты. Час семейного отдыха.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
-Рост уровня общей социализированности воспитанников.
-Адекватная поло ролевая самоидентификация подростков, освоение ими социальных ролей в семье.
-Развитие гуманных коллективистских отношений в группах — «семьях».
-Установление прочных дружеских отношений с членами своей группы — «семьи».
-Знание воспитанниками культуры российской семьи.
-Преобладание личностной направленности воспитанников на здоровый образ жизни.
Источник
Чувалова Наталья Викторовна
Программа воспитания и социализации воспитанников детского дома
Программа воспитания и социализации воспитанников Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2018-2019 годы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социализация — это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром, в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Социальное воспитание — это планомерная работа по духовно-нравственному развитию ребенка, развитию его гражданственности, профессиональной ориентации, здоровьесберегающей деятельности, привитию экологической культуры.
Сущность социализации состоит в том, что в ее процессе человек формируется как член общества, к которому принадлежит.
«Общество заинтересованно в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация, могли бы и хотели компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация, создали прочную семью (семейная социализация, были законопослушными гражданами (политическая социализация, а также могли быстро приспособиться к меняющимся условиям жизни. Возможность достичь жизненного успеха зависит и от способности личности приспособиться к новым условиям. В связи с этим особое значение приобретает способность личности принимать решения и противостоять внешнему давлению, что также свойственно социализированному человеку. Мудрик А. В.»
Предполагается, что после окончания общего образования выпускник будет иметь «сформированность черт, задаваемых его статусом и требуемых в данном обществе» т. е. его поведение будет соответствовать с принятыми в данном государстве образцами, нормами, ценностями; он будет обладать способностями самостоятельного принятия решений, противостоять внешнему давлению, отстаивать свое мнение.
Актуальность
Анализ статуса воспитанников школы-интерната показывает, что 97,7% детей поступили из неблагополучных семей, воспитывались в антисоциальной, криминогенной среде, которая и определяла их развитие, наделила негативным багажом жизненного опыта.
Большинство детей при поступлении в школу-интернат уже имеют опыт общения с правоохранительными органами — состоят на учете, имеют проблемы со здоровьем, есть дети, не обучавшиеся в школе в течение нескольких лет по тем или иным причинам. Родители воспитанников практически не занимались развитием своих детей, педагогическая запущенность привела к снижению их интеллектуальных возможностей, памяти, ограниченному представлению об окружающем мире, словарный запас детей беден, отсутствует учебная мотивация, очень низкая познавательная активность. Потеря авторитета родителей привела к отрицанию авторитета всех взрослых, их асоциальное поведение копируют дети, отрицательные, в том числе не
свойственные возрасту, потребности, искаженное представление о дружбе, товариществе, долге, чести — это не полный перечень проблем прошлого воспитания.
Неразвитость волевых качеств (самодисциплина, организованность, самостоятельность, настойчивость, терпение) приводит к тому, что в самостоятельной жизни эти дети испытывают большие трудности во всех сферах жизни. Практически единицы из выпускников заканчивают те учебные учреждения, в которые поступили, в результате чего могут рассчитывать только на низкооплачиваемые рабочие места, не требующие квалификации (грузчик, разнорабочий и т. д.). Тогда и начинается критический период в жизни выпускника сиротского учреждения, часто приводящий его к криминалу или злоупотреблениям. У социальных сирот заложена деформированная модель поведения взрослого человека, поэтому возникают трудности и в создании семьи, воспитании детей, отношениями в рабочем коллективе.
Однако все перечисленные выше проблемы не фатальны, важнейшую роль, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации обычно это, прежде всего родители, затем педагоги и в подростковом возрасте сверстники.
В интернатах основными агентами социализации являются воспитатели, учителя и сверстники.
Задача воспитателя в интернате — создать условия, приближенные к семейным и скорректировать огрехи прошлого воспитания, подготовить ребенка к самостоятельной жизни в обществе. Жизни по правилам и законам принятом в этом обществе, осмыслив себя, как гражданина общества, развив свои задатки и способности, взвешенно подойдя к выбору профессии, имеющего стойкие убеждения к здоровому образу жизни.
Цель данной программы социализации воспитанников заключается в воспитании в детях — сиротах «жизнестойкости», позволяющей человеку не потерять себя в жизни. Жизнестойкость обеспечивает ребенка механизмами и способами вхождения в самостоятельную жизнь.
Цель: воспитание социально активного человека, который может жить самостоятельно, является полноценным членом общества, обладает готовностью к самореализации личностной, профессиональной, гражданской, влияющий на самого себя и свои жизненные обстоятельства.
Задачи :
осуществлять эмоциональное развитие воспитанников, развивать потребность в сочувствии сопереживании;
развивать в воспитанниках потребность в здоровом образе жизни;
развитие учебной и трудовой активности воспитанников,
расширять представления воспитанников о мире, людях, обществе, нормах поведения принятых в обществе;
ослаблять зависимость ребенка от взрослого (формирование самостоятельности);
формировать умение заботиться о себе и о других, видеть положительные качества других и свои собственные;
формировать умение самостоятельно организовывать свою работу, осознавать труд как основу собственности;
развивать чувство личной ответственности за свою жизнь.
Содержание программы.
План сетка мероприятий на 2018-19 учебный год. 1. Беседа: «День знаний». Эмоционально настроить детей на учебу. Повышать мотивацию к учебе.
(сентябрь).
2. Инструктаж: «Правила поведения, устав дома – интерната»
Цель: Профилактика травматизма, нарушений устава дома-интерната.
(сентябрь).
3. Диагностическое занятие. Школа самоорганизации: «Ты и твое время».
Цель: Выявить умение воспитанников к саморегуляции и самоорганизации.
(сентябрь).
4. Диагностическое занятие: изучение социализированности личности учащегося
(разработана профессором М. И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
(сентябрь)
5. Беседа о толерантности :«Все мы разные, но общего у нас много!»
Подготовка к празднованию Всемирного дня учителя – участие в школьных мероприятиях.
Цель: Сформулировать у воспитанников отношение к таким понятиям, как россияне, межнациональные отношения, государственное и национальное самосознание.
Цель: Развитие уважительного отношения к труду учителей и педагогов
(октябрь).
6. Составление презентации ко дню защиты животных
Цель: формирование бережного отношения к природе и всему живому на земле, показать взаимосвязь экологических проблем и сохранение исчезающих видов.
(октябрь)
7. Беседа — рассуждение «В какой стране я хотел бы жить»
Цель: проанализировать причины проявления этнических и религиозных противоречий в России. Обсудить возможность добрососедских отношений.
(октябрь).
8. Этическая дискуссия: нравственные проблемы в рассказе В. Тендрякова «Хлеб для собаки»
Цель: расширить представление детей о том, что такое добрый поступок, дать нравственную оценку этому явлению.
(октябрь).
9. Школа самоорганизации; тестирование: «Организованный ли ты человек».
По материалам сайта.
Цель: формирование положительного отношения к таким качествам как обязательность организованность, собранность.
(ноябрь).
10. Диспут «С чего начинается дорога к человечности»
Цель: ознакомить ребят с правами наций, закрепленными в Конституции России и принципами толерантности.
(ноябрь).
11. Игровая ситуация: «Диагноз: неорганизованность».
Цель: расширить представления детей о рациональном использовании времени его планированию, выполнению режима дня.
(ноябрь).
12. Занятие и просмотр презентации: «Права ребенка сложно и просто»
Цель: повторение закрепленных в Конвенции о правах ребенка прав, научить применять их в жизни.
(ноябрь).
13. Диспут, круглый стол: «Что имеем, не храним, потерявши плачем»
Цель: Формирование потребности к здоровому образу жизни; расширение представлений о разрушительном действии вредных привычек на организм человека; развитие понимания
взаимосвязи состояния здоровья и будущих жизненных перспектив.
(декабрь).
14. Развлекательное мероприятие: «Новый год к нам мчится»
Цель: Создание позитивного эмоционального заряда, способствовать сплочению коллектива
группы.
(декабрь).
15. Диспут: «Что такое трудовой героизм?; пример трудового героизма в 1920-1940 годов».
Цель: формирование патриотических чувств на примере трудового героизма 20-40 годов.
(декабрь).
16. Информационная беседа: «Рынок труда; востребованные и не востребованные профессии»
Цель: расширять представления ребят о профессиях, помочь с выбором востребованных
на рынке труда профессий.
(декабрь).
17. Беседа:«Необходимость труда для своего обеспечения».
Цель: воспитывать сознательное отношение к труду, как к средству жизненного самоопределения.
(январь).
18. «Россия родина россиян»«Многонациональные Герои России».
Цель: познакомить с судьбами выдающихся людей России других национальностей.
(январь).
19. Интерактивный обзоручебных заведений РК «Какую профессию выбрать».
Цель: знакомство с предлагаемыми специальностями, выявление профессиональных намерений воспитанников
(январь).
21. Беседа «Победы России XIII – XVIII» «Народное ополчение Минина и Пожарского»
Цель: формирование патриотического настроения, веры в величие России, показать историческое значение побед русской армии.
(январь).
20. «Духовные праздники и их значение -Масленичная неделя».
Цель: праздники как объединительный фактор общества, их символическое значение, отражение принципов жизни народа, влияние на развитие национальных особенностей
(февраль).
22. Практическое занятие «Учимся жить в обществе (дружелюбие, общительность, ответственность, взаимовыручка)
Цели: усвоенные социальные и коммуникативных навыки.
(февраль)
23. Ролевая игра «Как и где попросить помощь в случае необходимости»
Цели: Умение контролировать себя в разных ситуациях, усвоенные действия и привычки, помогающие не растеряться в необычной ситуации.
(февраль)
24. Семейное воспитание. Семейный досуг «Вечером у нас дома». Анкета «Что такое семейное счастье?»
Цели: Формировать положительные установки на создание будущей семьи; ответственности за обеспечение полноценной жизни в ней; формировать хозяйственно-бытовые умения и навыки; формировать представления о семье, её функциях и нравственных основах; учить умению строить семейные взаимотношения на основе любви, взаимоуважения, заботы и понимания.
(февраль)
25. Мини лекция: «Что труд дает человеку?»
Цель: формирование социальной установки на труд и первичных профессиональных намерений.
(март).
26. Беседа «Победы России XIII – XVIII» ,«Русские победы в эпоху Петра Великого»
Цель: формирование патриотического настроения, веры в величие России, показать историческое значение побед русской армии.
(март).
27. Беседа: «Труд красит человека, а безделье уродует».
Цель: формирование социальной установки на труд и первичных профессиональных намерений.
(март).
28. Ситуационная игра: «Я плохо схожусь с людьми, почему?»
Развитие коммуникативных способностей
(март)
29. Беседа: «Обычаи и традиции народов России».
Расширение знаний истории народов населяющих Россию, культурных обычаев, традиций.
(апрель)
30.«Я выбираю здоровье!». Устный журнал «Как стать неболейкой»
Цели: профилактика здорового образа жизни, борьба с вредными привычками; формировать жизнестойкость посредством физической культуры и спорта. (апрель)
31. Трудовой десант.
Цели:Научить ребенка самому ставить задачу, планировать пути и возможности ее решения.
(апрель)
32. Презентация: «Россия в освоении космоса».
расширение кругозора и интеллектуального развития воспитанника, воспитание патриотических чувств
(апрель)
33. Час общения: «Человека судят по его делам».
Осознание своих индивидуальных особенностей, развитие способности к самовыражению
(май).
34. Беседа: «Президент- защитник интересов России в мире».
Знакомство с международной ролью президента, формирование патриотического настроения
(май).
35. Беседа: «Куда обратится если тебе трудно?»
Знание права детей сирот, умение обратится в учреждения социальной защиты и
службу опеки и попечительства.
(май).
36. Лингвистический марафон: «Знаю свой родной язык», расширение кругозора и интеллектуального развития воспитанника
(май).
Источник
Светлана Колганова
Проект программы развития «Малыши-крепыши» для детей дома ребенка с 9 месяцев до года
Проект разработан на основе «Программы воспитания и обучения детей в доме ребёнка» Р. В. Ямпольской, Э. Л. Фрухт.
Разрабатывая проект программы, мы убедились, что задача состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов его развития, а в обеспечении своевременного и полноценного физического и психического развития, оптимального состояния здоровья детей, подготовка их к жизни в обществе, облегчение социальной адаптации, в создании каждому ребёнку условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и способностей, его неповторимости и самобытности.
Особенностью детей раннего возраста является потребность в общении со взрослыми, двигательной активности, сенсорных впечатлениях.
Концепция моей программы– найти эмоциональный отклик в сердце ребёнка, быть понятой и созвучной детской природе, участвовать в формировании и удовлетворении потребностей каждого ребёнка в общении, стать путеводной звёздочкой для ребёнка в развитии сенсорных впечатлениях и двигательной активности, положительных эмоциях, играющих огромную роль в развитии детей.
Мой девиз: «Эмоциональное общение с детьми – путь к формированию у них позитивного восприятия мира».
Эти слова определяют все между собой взаимосвязанные линии развития ребёнка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Программа воспитания детей от 9 месяцев до 1 года.
Задачи:
Приучать к самостоятельности при проведении процесса кормления и активности во всех режимных процессах.
Учить понимать речь взрослого, расширять запас понимаемых слов, формировать обобщения в понимаемой речи, учить выполнять простые поручения и правильно реагировать на слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно».
Поддерживать речевую активность, вызывать подражание звукам и слогам, учить произносить 6-10 «облегченных» слов и пользоваться ими.
Обобщать сенсорный опыт ребёнка. Учить действовать с игрушками, подражая взрослому и по речевой инструкции, увеличивать количество действий.
Развивать движения, учить ходить.
Формировать положительное эмоциональное отношение к взрослым и детям, воспитывать положительные взаимоотношения между детьми. Воспитывать интерес к окружающей жизни, к животным и растениям.
Программа разделена на блоки:
• Речевое развитие –
а) понимание обращенной речи; б) собственная речь, словарный запас.
• Познавательное развитие – а) развитие действий с предметами: интерес к игрушкам и действия с ними; б) запас сведений об окружающем;
• Сенсорное развитие – а) функциональные возможности кистей и пальцев рук; б) развитие слухового восприятия и звуковой активности.
• Физическое развитие – развитие движений и двигательной активности.
• Развитие эмоций и социальных навыков.
• Навыки самообслуживания – управление собой.
Развитие ребенка от 9 месяцев до 1 года.
9 месяцев:
В этом возрасте ребенок тянется к общению со сверстниками. Он с удовольствием играет с другим ребёнком, подражает ему, «разговаривает» с ним. Некоторые малыши ходят, держась за ручку или за любую другую опору. Основным способом передвижения остаётся ползание. Иногда ребёнок ползает быстрее, чем бегает взрослый. Время позаботиться о безопасности: убрать с доступных мест все бьющиеся предметы, горшки с цветами, обезопасить электрические розетки и др.
10 месяцев:
Идёт совершенствование полученных навыков – ребёнок по просьбе выполняет ранее заученные действия, на вопрос «где?», «дай» отыскивает нужный предмет. Подражает взрослым – повторяет новые слоги, действия с игрушками.
11 месяцев:
Время первых шагов, первых сложенных пирамидок, первых слов «ба-ба», «дай», «бай-бай». Лепет ребёнка становится более разнообразным и сложным. Малыш начинает различать «своих» и «чужих». Совершенствуются моторные навыки – движения становятся более координированными и уверенными. Некоторые дети начинают ходить.
12 месяцев:
В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает её в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется с каждым днём, у некоторых детей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается, действует с различными предметами.
Режим детей от 9 месяцев до 1 года.
Бодрствование
6.30 – 9.00
12.00 – 14.00
16.00 – 20.00
Кормление
7.30
12.00
16.00
19.00
24.00 (по назначению)
Сон
9.00 – 11.30
14.00 – 16.00
20.00 – 6.30
Обед дети получают по мере пробуждения после первого дневного сна.
Полдник можно дать после второго дневного сна или перед ним.
Фруктовый компот следует давать перед первым дневным сном.
Сок рекомендуется давать после второго дневного сна.
Дети этого возраста в тёплую погоду обязательно должны гулять 2-3 раза в день на открытом воздухе (в манеже или в специально огороженном месте на настиле).
Купание — перед ночным сном 2-3 раза в неделю.
Массаж – после 1-го или 2-го дневного сна (перед кормлением) или 30-40 минут после кормления.
Занятия с детьми от 9 месяцев до 1 года.
Сетка занятий на неделю.
Дни недели
1 период бодрствования
8.30
12.45
2 период бодрствования
13.30
3 период бодрствования
17.00
Понедельник
1. Развитие понимания речи (подражание звукам и действиям)
2. Игры для развития движений
3. Развитие действий с предметами
Вторник
1. Развитие понимания речи и ориентировки в окружающем
2. Музыкальное занятие
3. Выполнение простых игровых действий
Среда
1. Развитие понимания речи (подражание звукам и действиям)
2. Игры для развития движений
3. Развитие действий с предметами
Четверг
1. Показ – развлечение
2. Музыкальное занятие
3. Выполнение простых игровых действий
Пятница
1. Развитие понимания речи и ориентировки в окружающем
2. Игры-развлечения с заводными и музыкальными игрушками
3. Развитие действий с предметами
Суббота
1. Развитие понимания речи (подражание звукам и действиям)
2. Игры для развития движений
3. Выполнение простых игровых действий
Воскресенье
1. Развитие понимания речи и ориентировки в окружающем
2. Игры – развлечения
3. Развитие действий с предметами
Индивидуальные занятия проводятся ежедневно.
Развитие понимания речи и ориентировки в окружающем: находить игрушку по просьбе, выполнять простые поручения, выполнять одно и тоже действие с разными игрушками, понимать названия действий с предметами, знакомить с именами окружающих и др.
Развитие понимания речи, подражание звукам и действиям: показ сюжетных игрушек в действии, вызывать подражание новым слогам и первым словам, побуждать ребенка при общении пользоваться осмысленным звукоподражанием и облегченными словами.
Источник