Программа развития детей сирот в домах ребенка

Программа развития детей сирот в домах ребенка thumbnail

Ребенок не может полноценно развиваться без индивидуального внимания и поддержки взрослого, который искренне в нем заинтересован. Проект «Быть рядом» помогает детям, оказавшимся в трудной ситуации, которые находятся в больницах и интернатных учреждениях: волонтеры поддерживают детей, ухаживают за ними, становятся старшими друзьями и наставниками, вместе готовятся к выпуску из детдома. 

быть рядом.jpg

Проект «Быть рядом» — это:
  • более 200 волонтеров, которые регулярно оказывают помощь воспитанникам и выпускникам интернатов,
  • 20 больничных и сиротских учреждений Москвы, Подмосковья и близлежащих регионов,
  • координаторы и психологи, которые организуют работу волонтеров в этих учреждениях.

Основные направления работы:

Волонтерский уход

Как правило, детей-сирот направляют в стационар даже в тех ситуациях, когда   лечение возможно амбулаторно. Иногда больница становится промежуточным этапом между семьей и сиротским учреждением. 
Оказавшись в незнакомом месте, ребенок находится в состоянии стресса и нуждается в поддержке и внимании, которое не в состоянии обеспечить медперсонал. Волонтеры помогают обеспечить заботу, уход и развитие детей на время их пребывания в больницах. 

Волонтеры могут: 
— восполнить нехватку общения, проявить внимание, отзываться на  потребности ребенка, 
— обеспечить заботу и уход, 
— внести разнообразие и положительные эмоции в больничную жизнь, 
— заниматься развитием детей, 
— быть примером человечного отношения к детям для персонала больниц, 
— заметить симптомы и потребности ребенка и, при необходимости, проинформировать персонал. 

Формат участия: регулярные посещения (1-2 раза в неделю) детей в больницах, сопровождение на медицинских процедурах, обследованиях, прогулках, помощь в гигиенических процедурах и кормлении. 

Учреждения, в которых действует проект «Волонтерский уход»: 
Морозовская ДГКБ, 
Московская областная психоневрологическая больница для детей с поражением ЦНС и нарушением психики в Ховрино, 
ДГКБ им. З.А. Башляевой, 
ДГКБ №6, 
Центральная московская областная клиническая психиатрическая больница, 
ДГКБ №9 им Г.Н. Сперанского. 

Наставничество

Коллективная среда проживания не способствует развитию детей: они пережили много травм и находятся в искусственно созданной среде, где никто не интересуется отдельным ребенком как личностью. Только индивидуальное внимание и поддержка взрослого могут побудить в ребенке желание учиться и развиваться, осознанно выбрать профессию и реализовать себя после выхода из интерната. А для детей с инвалидностью и особенностями развития, которые вынуждены всю жизнь проводить в стенах учреждений, такой взрослый становится единственным проводником в большой мир. Волонтеры проекта помогают в социальной адаптации детей-сирот старшего школьного возраста и подготовке к выпуску из учреждения. 
Что делает наставник: 
— навещает ребенка, 
— организует мероприятия, в том числе, профессиональные курсы,
— следует плану работы, разработанному совместно с психологом фонда,
— посещает семинары и супервизии (группы поддержки), 
— поддерживает связь с координатором и психологом проекта. 

Формат участия: 
— индивидуальное общение в формате «один волонтер – один ребенок» (1 раз в неделю).   
— групповые поездки в учреждения (1-2 раза в месяц). 
  
Учреждения, в которых работают наставники: 
«Социально-реабилитационный» центр для несовершеннолетних Дубенского района» (ГУСОН ТО СРЦН Дубенского района), 
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4» (Щекино), 
ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Киржача», 
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Преображение», г. Егорьевск, 
МСОУ Запрудненская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида, 
«Молодая Гвардия», муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом, п. Внуково, 
ЦССВ «Петровский парк», 
ЦССВ «Центральный», 
ЦССВ «Юнона», 
ЦССВ «Соколенок». 

Социализация выпускников ЦССВ, проживающих в ПНИ

Воспитанников интернатов, которым исполнилось 18 лет и которые не имеют возможности жить самостоятельно в силу особенностей развития, переводят в психоневрологические интернаты – именно там им суждено провести остаток своей жизни. По некоторым данным в России сегодня около 300 тысяч людей с ментальными нарушениями проживают в ПНИ. Для большинства ребят это жизнь в заточении. Некоторые подолгу или никогда не покидают стен здания, не выезжают в город из-за отсутствия сопровождения или из-за чрезмерной осторожности администрации интерната. В рамках проекта волонтеры помогают молодым людям жить полной жизнью, насколько это возможно. 

Что делают волонтеры: 
— помогают выпускникам в освоении навыков, необходимых для безопасного перемещения в городской среде и самостоятельного решения бытовых задач, 
— обеспечивают психологическое и в случае необходимости юридическое сопровождение, 
—  организуют досуг в ПНИ и за его пределами, сопровождают в поездках. 

Формат участия: индивидуальное общение в формате «один волонтер – один воспитанник» (1 раз в неделю), групповые поездки в учреждения (1-2 раза в месяц). 

Учреждения, в которых действует проект: 
Психоневрологический интернат №16 

Дистанционное образование

Ребенку, который пережил утрату семьи, требуется гораздо больше терпения, поддержки и индивидуального внимания со стороны педагогов, чем детям, которые изначально росли в семье. Зачастую в школе у педагогов  просто не хватает сил на дополнительное внимание к «трудному» ребенку. Такие дети постоянно на грани исключения из учебных заведений. Проект «Дистанционное образование» помогает воспитанникам интернатных учреждений в учебе, подготовке к экзаменам и поступлению в колледжи и вузы. 
Формат: преподаватели занимаются  с ребятами по школьным предметам, следуя индивидуальному учебному плану. Уроки проходят по скайпу, что позволяет охватывать не только учреждения Москвы и Московской области, но и другие регионы России. 
Новой целевой группой проекта в 2017 году стали дети из семей в сложной жизненной ситуации. Когда государственные службы и школа имеют претензии к родителям, а дети не успевают в школе, помощь проекта становится единственным способом снизить риск попадания ребенка в коррекционный интернат. 

Учреждения, в которых действует «Дистанционное образование»: 
14 детдомов и интернатов Московской, Тульской, Кировской и Саратовской областей. 
Ссылка на страницу, посвященную проекту «Дистанционное образование»
Проект «Дистанционное образование» разработан совместно с центром равных возможностей «Вверх».

НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ ПРАВИЛ ДЛЯ ВСЕХ, КТО ЗАДУМАЛСЯ ОБ УЧАСТИИ В ПРОЕКТЕ «БЫТЬ РЯДОМ» ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ ВОЛОНТЁРОМ, ЕСЛИ:
Достигли 18-летнего возраста для участия в волонтерском уходе в больницах и 27-летнего возраста для участия в программе по наставничеству в детских домах.
Проживаете в Москве, Московской и Тульской области.
Понимаете роль и ответственность своего участия в жизни ребенка.

КАК СТАТЬ ВОЛОНТЁРОМ?
Заполнить анкету и узнать информацию о наборах в проект, а также, что необходимо сделать, чтобы присоединиться к команде (в разделе Вакансии)

По вопросам волонтерской помощи можно обращаться в волонтерский центр: volontery.otkazniki@gmail.com

Кому мы помогаем?

Москва

ЦССВ «Маяк»

Адрес:

Россия, Москва, Открытое шоссе, 29к12

Владимирская область

Московская область

Тульская область

Сделать пожертвование

Присоединяйтесь!


Координатор проекта
Мария Рыльникова

+7(916) 676-03-48
rat-info@mail.ru

Приглашаем волонтёров в проект «Быть рядом»

Волонтеры проекта «Быть рядом» поддерживают детей в больницах и детских домах , ухаживают за ними, становятся их старшими друзьями и наставниками. Курс семинаров начнется в марте. Приглашаем всех, кто достиг 18-летнего возраста.

Подробнее

Приглашаем волонтеров-психологов в проект «Наставничество»

Волонтеры проектов решают непростые задачи, на их плечах лежит большая ответственность, поэтому они нуждаются в психологическом сопровождении: психолог может оказать поддержку волонтеру, вовремя помочь профессиональным советом. Без команды психологов полноценная работа проектов невозможна, поэтому мы вас очень ждем! 

Подробнее

Источник

Государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Хуры тын»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ___________Ф.К. Тменов

Программа

«Индивидуальное развитие личности воспитанника детского дома»

Автор: Дохина Татьяна Зафаровна .

Воспитатель высшей квалификационной категории ; Почетный работник

Рассчитана на воспитанников 10-15 лет;

Срок реализации: 2015-2017г.г.

Владикавказ 2015

Ребенок-существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.

(Корчак)

Пояснительная записка.

Забота о детях – сиротах является главной нравственной задачей. Ребенок, воспитывающийся в детском доме, должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути. Необходимо подготовить его к преодолению трудностей социализации. Для полноценного личностного роста ребенку недостаточно лишь групповых занятий – бесед, диспутов, игр и т.п.

Он часто нуждается в индивидуальном внимании взрослого, внимании, которое уделяется персонально ему и некому более. Поговорить о своих чувствах, мечтах, замыслах, жизненных затруднениях. И если воспитатель является для подростка значимым, авторитетным, он сможет оказать воспитаннику не малую помощь.

Целью данной программы является создание благоприятных условий для комплексного развития детей – сирот.

Учитывая индивидуально-психологические, особенности каждого воспитанника, помогаю развивать в детях принцип самоутверждения, формирования личности – «Я – концепции».

В работе использую работу с «Портфолио». Ребята вносят в эту книгу свои достижения: учебные, творческие, спортивные, физические изменения, заметные изменения в личностных качествах или яркие, неординарные, благородные поступки. Это своего рода «Книга откровений».

Таким образом, актуальность обусловлена потребностью образовательного учреждения, направленной на индивидуальное развитие и коррекцию проблем детей-сирот.

  1. Обоснования создания индивидуальной Программы развития.

Практические и научные исследование, проведенные учеными, свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору жизненного пути, отличаются не приспособленностью к самостоятельной жизни.

Дети-сироты … Дети, растущие в детском доме… Почти все они попали в детский дом из неблагополучных семей.

Анализ и педагогический, и психологический показывает, что многие из них относятся к детям «группы риска», трудным.

Обычно они замкнуты, порой совершенно необщительны, не отличаются искренностью. Бывают склонны ко лжи, часто к воровству. Отмечается какое-то равнодушие ко всему, что их окружает. Недобросовестно и с ленцой относятся к учебному труду, к правилам поведения в группе, в детском доме, в школе. Отстают от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии. Многие успели обозлиться на жизнь, на людей, на любые обстоятельства.

Работать с теми, кто оказался волею судьбы в детском доме, не очень легко.

Часто они прошли через такие условия, через такую «грязь», что мы, прожившие немалую жизнь, представить не можем. Да, приходят не лучшие, и с каждым годом мы в этом убеждаемся.

Задача воспитателя, прежде всего- воспитание гражданских качеств.

Для этого сегодня необходимо задаться целью, как ориентировать личность на социальную и бытовую подготовку, научить трудиться умственно и физически. Иначе вся работа пойдет впустую.

Социально- бытовая ориентированность — понятие сложное, но можно в какой -то степени определить и задачи, и содержание этого раздела в нашей работе.

Для этого необходимо использовать все имеющиеся в детском доме, в общеобразовательной школе, в методике, в педагогике, в психологии ресурсы. Кратко об этих задачах (целях):

  • воспитание творчески активной личности, моральной устойчивости, нравственной зрелости;

  • научить и помочь узнать свои права и обязанности;

  • добиться политической, правовой и экономической грамотности;

  • формировать культуру, умение ценить ум, уважать таланты, воспитывать художественный вкус, чувство красоты, понимание искусства, развивать речевую культуру;

  • умение смотреть в будущее, воспитывать трудолюбие, ответственность. Можно их перечислять очень долго. Но в первую очередь мы должны

научить детей быть ответственными за свои действия, поступки перед обществом, перед окружающими.

Учитывая сложный процесс социального становления и развития воспитанника, овладения им опытом социальных действий, усвоения социальных норм общения, формирования образа собственного «Я» создана Программа развития личности.

В основе Программы индивидуального развития лежат следующие принципы:

Принцип гуманизации — ориентация педагога на развитие и саморазвитие воспитанника, признание его самоценности, создание условий для его коррекции и развития.

Принцип открытости — позволяет включить в процесс оказания помощи и поддержки новых участников социально-воспитательного процесса, от которых зависит успешная социализация ребенка, его защищенность, благополучие.

Принцип «На стороне ребенка» — решение каждой проблемной ситуации с максимальной пользой для воспитанника, следуя из его интересов.

Принцип непрерывности сопровождения. Воспитаннику гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Педагог прекращает индивидуальную работу только тогда, когда проблема будет решена, или тенденция решения будет очевидна.

Принцип мулътидисциплинарности сопровождения. Данный принцип предполагает мониторинг развития и оценку благополучия ребенка, усиление диагностической функции воспитателей, как специалистов постоянно сопровождающих ребенка.

Принцип индивидуального подхода.

Принцип доступности обучения и развития. Предполагает подбор и распределение материала исходя из индивидуальных особенностей воспитанника.

Цель — Формирование самосознания и самооценки воспитанника, для позитивного взаимодействия с людьми, успешного процесса обучения в школе, умения ориентироваться в окружающем мире, а также умения принимать решения и отвечать за свои поступки.

Цель: организация комплексного медико-психолого- педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение активности реализации индивидуальной программы развития ребенка.

Срок проведения — сентябрь, октябрь 2015.На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование, собеседование). По результатам работы выявляются основные проблемы в личностном развитии воспитанника.

Беседы с воспитанником о школе (отношения с учителями, со сверстниками, любимые предметы).

Обучение навыкам саморегуляции.

Развитие умения концентрировать внимание на деталях, отвлечение от посторонних раздражителей (например, звуков) и сосредоточиться на каком-нибудь одном занятии

  • Настольно-печатные, конструктивные игры, направленные на формирование усидчивости

  • Игры для развития тактильного взаимодействия.

  • Наблюдение за поведением воспитанника в группе, отношениями со сверстниками, выполнением домашних заданий.

  1. этап — организационно-деятельностный.

Цель: анализ полученных в ходе диагностического этапа результатов и составление индивидуальной программы развития воспитанника.

На основании анализа результатов, полученных в ходе наблюдений и диагностик, были выявлены основные проблемы в личностном развитии:

  • трудности в школьном обучении

  • память

  • низкая мотивация обучения

  • трудности в межличностном общении со сверстниками

  • не сформированы волевые усилия личности (усидчивость, не может довести начатое дело до конца, сложность в отвлечении от посторонних раздражителей)

  • эмоциональная неуравновешенность

Исходя из выявленных проблем составлена Индивидуальная

Программа развития для воспитанника 2015-2016 учебный год.

Данная программа разбита на блоки, каждый блок имеет свои цели и задачи. Работа по всем блокам ведётся параллельно.

  1. этап — коррекционно-развивающий.

Цель: реализация индивидуальной программы развития.

Срок проведения — февраль 2015 — февраль 2017 год

Коррекционную работу более эффективно строить поэтапно:

  • индивидуальная;

  • парная;

  • подгрупповая.

Формы коррекционно-развивающей работы

  • беседы

  • практическая работа

  • моделирование ситуаций, в которых испытывает затруднения

  • ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение

  • практические упражнения

  • дидактические игры

  • настольно-печатные игры

  • конструктивные игры

  • пальчиковые игры

  • подвижные игры с использованием сдерживающих моментов

  • анализ художественных текстов

  • творческие задания

  • просмотр видеосюжетов

IV. Блок обобщающий.

Раздел I. «Я учусь»,«Мои перспективы» , «Мои перспективы»;

Раздел II. «Я читаю», «Мои перспективы», «Мои достижения»;

Раздел III. «Межличностное общение»;

Развитие коммуникативных навыков Развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми. Отработка навыков вербального взаимодействия с детьми, навыков энструктивного общения. Формирование знаний разных способов общения; навыков речевого обращения в различных ситуациях; умение использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб; умение вести диалог, беседу.

Развитие навыков взаимодействия с другим человеком, слышать его, осознавать правила поведения. Выработка адекватного способа общения, который впоследствии будет перенесен в повседневную жизнь. Формировать привычку вести себя в соответствии с нормами поведения. Формировать умение переключать внимание на другой вид деятельности, контролировать свои эмоции и поведение. Моделирование различных ситуаций, в которых испытывает затруднения. Ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение.

Обучение способам выражения своих чувств, одобряемых способов достижения желаемого, формирование навыков самоконтроля. Коммуникативное поведение Формировать умение участвовать в совместных играх без создания конфликтных ситуаций, сдерживать свои эмоции. Показать варианты выхода из конфликтных ситуаций. Формирование знаний о том, что такое конфликт и как его можно избежать; знания и умения следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в магазине, в транспорте, в больнице и т.п. Формирование знаний и умений, как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку.

  • Культура поведения.

  • Вежливое общение.

  • Скажи мне, кто твой друг? Умение выбирать друзей.

  • Манера поведения.

  • Правила детского общежития.

  • Самооценка поступков.

  • Организация совместной деятельности.

  • Общение или одиночество: что лучше?

  • Неадекватное общение. Ненормативная лексика.

  • Ответственность за неадекватное поведение в общественном месте

  • Умение разделить переживание с другим человеком.

  • Умей выбирать друзей.

  • Общение подростков и детей младшего возраста.

  • От чего зависит настроение.

  • Учимся справляться с гневом.

  • Ссора.

  • Как справиться с упрямством.

  • Учимся понимать чувства других людей.

  • Учимся доброжелательности.

  • Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации.

  • Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации.

  • Поступки добрые и злые.

  • Умеем общаться

  • Вглядись в себя — сравни с другим

  • Помоги понять себя.

Источник