Программа развития детей сирот в домах ребенка

Ребенок не может полноценно развиваться без индивидуального внимания и поддержки взрослого, который искренне в нем заинтересован. Проект «Быть рядом» помогает детям, оказавшимся в трудной ситуации, которые находятся в больницах и интернатных учреждениях: волонтеры поддерживают детей, ухаживают за ними, становятся старшими друзьями и наставниками, вместе готовятся к выпуску из детдома.
Проект «Быть рядом» — это:
- более 200 волонтеров, которые регулярно оказывают помощь воспитанникам и выпускникам интернатов,
- 20 больничных и сиротских учреждений Москвы, Подмосковья и близлежащих регионов,
- координаторы и психологи, которые организуют работу волонтеров в этих учреждениях.
Основные направления работы:
Волонтерский уход
Как правило, детей-сирот направляют в стационар даже в тех ситуациях, когда лечение возможно амбулаторно. Иногда больница становится промежуточным этапом между семьей и сиротским учреждением.
Оказавшись в незнакомом месте, ребенок находится в состоянии стресса и нуждается в поддержке и внимании, которое не в состоянии обеспечить медперсонал. Волонтеры помогают обеспечить заботу, уход и развитие детей на время их пребывания в больницах.
Волонтеры могут:
— восполнить нехватку общения, проявить внимание, отзываться на потребности ребенка,
— обеспечить заботу и уход,
— внести разнообразие и положительные эмоции в больничную жизнь,
— заниматься развитием детей,
— быть примером человечного отношения к детям для персонала больниц,
— заметить симптомы и потребности ребенка и, при необходимости, проинформировать персонал.
Формат участия: регулярные посещения (1-2 раза в неделю) детей в больницах, сопровождение на медицинских процедурах, обследованиях, прогулках, помощь в гигиенических процедурах и кормлении.
Учреждения, в которых действует проект «Волонтерский уход»:
Морозовская ДГКБ,
Московская областная психоневрологическая больница для детей с поражением ЦНС и нарушением психики в Ховрино,
ДГКБ им. З.А. Башляевой,
ДГКБ №6,
Центральная московская областная клиническая психиатрическая больница,
ДГКБ №9 им Г.Н. Сперанского.
Наставничество
Коллективная среда проживания не способствует развитию детей: они пережили много травм и находятся в искусственно созданной среде, где никто не интересуется отдельным ребенком как личностью. Только индивидуальное внимание и поддержка взрослого могут побудить в ребенке желание учиться и развиваться, осознанно выбрать профессию и реализовать себя после выхода из интерната. А для детей с инвалидностью и особенностями развития, которые вынуждены всю жизнь проводить в стенах учреждений, такой взрослый становится единственным проводником в большой мир. Волонтеры проекта помогают в социальной адаптации детей-сирот старшего школьного возраста и подготовке к выпуску из учреждения.
Что делает наставник:
— навещает ребенка,
— организует мероприятия, в том числе, профессиональные курсы,
— следует плану работы, разработанному совместно с психологом фонда,
— посещает семинары и супервизии (группы поддержки),
— поддерживает связь с координатором и психологом проекта.
Формат участия:
— индивидуальное общение в формате «один волонтер – один ребенок» (1 раз в неделю).
— групповые поездки в учреждения (1-2 раза в месяц).
Учреждения, в которых работают наставники:
«Социально-реабилитационный» центр для несовершеннолетних Дубенского района» (ГУСОН ТО СРЦН Дубенского района),
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4» (Щекино),
ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Киржача»,
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Преображение», г. Егорьевск,
МСОУ Запрудненская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида,
«Молодая Гвардия», муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом, п. Внуково,
ЦССВ «Петровский парк»,
ЦССВ «Центральный»,
ЦССВ «Юнона»,
ЦССВ «Соколенок».
Социализация выпускников ЦССВ, проживающих в ПНИ
Воспитанников интернатов, которым исполнилось 18 лет и которые не имеют возможности жить самостоятельно в силу особенностей развития, переводят в психоневрологические интернаты – именно там им суждено провести остаток своей жизни. По некоторым данным в России сегодня около 300 тысяч людей с ментальными нарушениями проживают в ПНИ. Для большинства ребят это жизнь в заточении. Некоторые подолгу или никогда не покидают стен здания, не выезжают в город из-за отсутствия сопровождения или из-за чрезмерной осторожности администрации интерната. В рамках проекта волонтеры помогают молодым людям жить полной жизнью, насколько это возможно.
Что делают волонтеры:
— помогают выпускникам в освоении навыков, необходимых для безопасного перемещения в городской среде и самостоятельного решения бытовых задач,
— обеспечивают психологическое и в случае необходимости юридическое сопровождение,
— организуют досуг в ПНИ и за его пределами, сопровождают в поездках.
Формат участия: индивидуальное общение в формате «один волонтер – один воспитанник» (1 раз в неделю), групповые поездки в учреждения (1-2 раза в месяц).
Учреждения, в которых действует проект:
Психоневрологический интернат №16
Дистанционное образование
Ребенку, который пережил утрату семьи, требуется гораздо больше терпения, поддержки и индивидуального внимания со стороны педагогов, чем детям, которые изначально росли в семье. Зачастую в школе у педагогов просто не хватает сил на дополнительное внимание к «трудному» ребенку. Такие дети постоянно на грани исключения из учебных заведений. Проект «Дистанционное образование» помогает воспитанникам интернатных учреждений в учебе, подготовке к экзаменам и поступлению в колледжи и вузы.
Формат: преподаватели занимаются с ребятами по школьным предметам, следуя индивидуальному учебному плану. Уроки проходят по скайпу, что позволяет охватывать не только учреждения Москвы и Московской области, но и другие регионы России.
Новой целевой группой проекта в 2017 году стали дети из семей в сложной жизненной ситуации. Когда государственные службы и школа имеют претензии к родителям, а дети не успевают в школе, помощь проекта становится единственным способом снизить риск попадания ребенка в коррекционный интернат.
Учреждения, в которых действует «Дистанционное образование»:
14 детдомов и интернатов Московской, Тульской, Кировской и Саратовской областей.
Ссылка на страницу, посвященную проекту «Дистанционное образование»
Проект «Дистанционное образование» разработан совместно с центром равных возможностей «Вверх».
НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ ПРАВИЛ ДЛЯ ВСЕХ, КТО ЗАДУМАЛСЯ ОБ УЧАСТИИ В ПРОЕКТЕ «БЫТЬ РЯДОМ» ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ ВОЛОНТЁРОМ, ЕСЛИ:
Достигли 18-летнего возраста для участия в волонтерском уходе в больницах и 27-летнего возраста для участия в программе по наставничеству в детских домах.
Проживаете в Москве, Московской и Тульской области.
Понимаете роль и ответственность своего участия в жизни ребенка.
КАК СТАТЬ ВОЛОНТЁРОМ?
Заполнить анкету и узнать информацию о наборах в проект, а также, что необходимо сделать, чтобы присоединиться к команде (в разделе Вакансии)
По вопросам волонтерской помощи можно обращаться в волонтерский центр: volontery.otkazniki@gmail.com
Кому мы помогаем?
Москва
ЦССВ «Маяк»
Адрес:
Россия, Москва, Открытое шоссе, 29к12
Владимирская область
Московская область
Тульская область
Сделать пожертвование
Присоединяйтесь!
Координатор проекта
Мария Рыльникова
+7(916) 676-03-48
rat-info@mail.ru
Приглашаем волонтёров в проект «Быть рядом»
Волонтеры проекта «Быть рядом» поддерживают детей в больницах и детских домах , ухаживают за ними, становятся их старшими друзьями и наставниками. Курс семинаров начнется в марте. Приглашаем всех, кто достиг 18-летнего возраста.
Подробнее
Приглашаем волонтеров-психологов в проект «Наставничество»
Волонтеры проектов решают непростые задачи, на их плечах лежит большая ответственность, поэтому они нуждаются в психологическом сопровождении: психолог может оказать поддержку волонтеру, вовремя помочь профессиональным советом. Без команды психологов полноценная работа проектов невозможна, поэтому мы вас очень ждем!
Подробнее
Источник
Государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Хуры тын»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ___________Ф.К. Тменов
Программа
«Индивидуальное развитие личности воспитанника детского дома»
Автор: Дохина Татьяна Зафаровна .
Воспитатель высшей квалификационной категории ; Почетный работник
Рассчитана на воспитанников 10-15 лет;
Срок реализации: 2015-2017г.г.
Владикавказ 2015
Ребенок-существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.
(Корчак)
Пояснительная записка.
Забота о детях – сиротах является главной нравственной задачей. Ребенок, воспитывающийся в детском доме, должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути. Необходимо подготовить его к преодолению трудностей социализации. Для полноценного личностного роста ребенку недостаточно лишь групповых занятий – бесед, диспутов, игр и т.п.
Он часто нуждается в индивидуальном внимании взрослого, внимании, которое уделяется персонально ему и некому более. Поговорить о своих чувствах, мечтах, замыслах, жизненных затруднениях. И если воспитатель является для подростка значимым, авторитетным, он сможет оказать воспитаннику не малую помощь.
Целью данной программы является создание благоприятных условий для комплексного развития детей – сирот.
Учитывая индивидуально-психологические, особенности каждого воспитанника, помогаю развивать в детях принцип самоутверждения, формирования личности – «Я – концепции».
В работе использую работу с «Портфолио». Ребята вносят в эту книгу свои достижения: учебные, творческие, спортивные, физические изменения, заметные изменения в личностных качествах или яркие, неординарные, благородные поступки. Это своего рода «Книга откровений».
Таким образом, актуальность обусловлена потребностью образовательного учреждения, направленной на индивидуальное развитие и коррекцию проблем детей-сирот.
Обоснования создания индивидуальной Программы развития.
Практические и научные исследование, проведенные учеными, свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору жизненного пути, отличаются не приспособленностью к самостоятельной жизни.
Дети-сироты … Дети, растущие в детском доме… Почти все они попали в детский дом из неблагополучных семей.
Анализ и педагогический, и психологический показывает, что многие из них относятся к детям «группы риска», трудным.
Обычно они замкнуты, порой совершенно необщительны, не отличаются искренностью. Бывают склонны ко лжи, часто к воровству. Отмечается какое-то равнодушие ко всему, что их окружает. Недобросовестно и с ленцой относятся к учебному труду, к правилам поведения в группе, в детском доме, в школе. Отстают от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии. Многие успели обозлиться на жизнь, на людей, на любые обстоятельства.
Работать с теми, кто оказался волею судьбы в детском доме, не очень легко.
Часто они прошли через такие условия, через такую «грязь», что мы, прожившие немалую жизнь, представить не можем. Да, приходят не лучшие, и с каждым годом мы в этом убеждаемся.
Задача воспитателя, прежде всего- воспитание гражданских качеств.
Для этого сегодня необходимо задаться целью, как ориентировать личность на социальную и бытовую подготовку, научить трудиться умственно и физически. Иначе вся работа пойдет впустую.
Социально- бытовая ориентированность — понятие сложное, но можно в какой -то степени определить и задачи, и содержание этого раздела в нашей работе.
Для этого необходимо использовать все имеющиеся в детском доме, в общеобразовательной школе, в методике, в педагогике, в психологии ресурсы. Кратко об этих задачах (целях):
воспитание творчески активной личности, моральной устойчивости, нравственной зрелости;
научить и помочь узнать свои права и обязанности;
добиться политической, правовой и экономической грамотности;
формировать культуру, умение ценить ум, уважать таланты, воспитывать художественный вкус, чувство красоты, понимание искусства, развивать речевую культуру;
умение смотреть в будущее, воспитывать трудолюбие, ответственность. Можно их перечислять очень долго. Но в первую очередь мы должны
научить детей быть ответственными за свои действия, поступки перед обществом, перед окружающими.
Учитывая сложный процесс социального становления и развития воспитанника, овладения им опытом социальных действий, усвоения социальных норм общения, формирования образа собственного «Я» создана Программа развития личности.
В основе Программы индивидуального развития лежат следующие принципы:
Принцип гуманизации — ориентация педагога на развитие и саморазвитие воспитанника, признание его самоценности, создание условий для его коррекции и развития.
Принцип открытости — позволяет включить в процесс оказания помощи и поддержки новых участников социально-воспитательного процесса, от которых зависит успешная социализация ребенка, его защищенность, благополучие.
Принцип «На стороне ребенка» — решение каждой проблемной ситуации с максимальной пользой для воспитанника, следуя из его интересов.
Принцип непрерывности сопровождения. Воспитаннику гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Педагог прекращает индивидуальную работу только тогда, когда проблема будет решена, или тенденция решения будет очевидна.
Принцип мулътидисциплинарности сопровождения. Данный принцип предполагает мониторинг развития и оценку благополучия ребенка, усиление диагностической функции воспитателей, как специалистов постоянно сопровождающих ребенка.
Принцип индивидуального подхода.
Принцип доступности обучения и развития. Предполагает подбор и распределение материала исходя из индивидуальных особенностей воспитанника.
Цель — Формирование самосознания и самооценки воспитанника, для позитивного взаимодействия с людьми, успешного процесса обучения в школе, умения ориентироваться в окружающем мире, а также умения принимать решения и отвечать за свои поступки.
Цель: организация комплексного медико-психолого- педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение активности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
Срок проведения — сентябрь, октябрь 2015.На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование, собеседование). По результатам работы выявляются основные проблемы в личностном развитии воспитанника.
Беседы с воспитанником о школе (отношения с учителями, со сверстниками, любимые предметы).
Обучение навыкам саморегуляции.
Развитие умения концентрировать внимание на деталях, отвлечение от посторонних раздражителей (например, звуков) и сосредоточиться на каком-нибудь одном занятии
Настольно-печатные, конструктивные игры, направленные на формирование усидчивости
Игры для развития тактильного взаимодействия.
Наблюдение за поведением воспитанника в группе, отношениями со сверстниками, выполнением домашних заданий.
этап — организационно-деятельностный.
Цель: анализ полученных в ходе диагностического этапа результатов и составление индивидуальной программы развития воспитанника.
На основании анализа результатов, полученных в ходе наблюдений и диагностик, были выявлены основные проблемы в личностном развитии:
трудности в школьном обучении
память
низкая мотивация обучения
трудности в межличностном общении со сверстниками
не сформированы волевые усилия личности (усидчивость, не может довести начатое дело до конца, сложность в отвлечении от посторонних раздражителей)
эмоциональная неуравновешенность
Исходя из выявленных проблем составлена Индивидуальная
Программа развития для воспитанника 2015-2016 учебный год.
Данная программа разбита на блоки, каждый блок имеет свои цели и задачи. Работа по всем блокам ведётся параллельно.
этап — коррекционно-развивающий.
Цель: реализация индивидуальной программы развития.
Срок проведения — февраль 2015 — февраль 2017 год
Коррекционную работу более эффективно строить поэтапно:
индивидуальная;
парная;
подгрупповая.
Формы коррекционно-развивающей работы
беседы
практическая работа
моделирование ситуаций, в которых испытывает затруднения
ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение
практические упражнения
дидактические игры
настольно-печатные игры
конструктивные игры
пальчиковые игры
подвижные игры с использованием сдерживающих моментов
анализ художественных текстов
творческие задания
просмотр видеосюжетов
IV. Блок обобщающий.
Раздел I. «Я учусь»,«Мои перспективы» , «Мои перспективы»;
Раздел II. «Я читаю», «Мои перспективы», «Мои достижения»;
Раздел III. «Межличностное общение»;
Развитие коммуникативных навыков Развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми. Отработка навыков вербального взаимодействия с детьми, навыков энструктивного общения. Формирование знаний разных способов общения; навыков речевого обращения в различных ситуациях; умение использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб; умение вести диалог, беседу.
Развитие навыков взаимодействия с другим человеком, слышать его, осознавать правила поведения. Выработка адекватного способа общения, который впоследствии будет перенесен в повседневную жизнь. Формировать привычку вести себя в соответствии с нормами поведения. Формировать умение переключать внимание на другой вид деятельности, контролировать свои эмоции и поведение. Моделирование различных ситуаций, в которых испытывает затруднения. Ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение.
Обучение способам выражения своих чувств, одобряемых способов достижения желаемого, формирование навыков самоконтроля. Коммуникативное поведение Формировать умение участвовать в совместных играх без создания конфликтных ситуаций, сдерживать свои эмоции. Показать варианты выхода из конфликтных ситуаций. Формирование знаний о том, что такое конфликт и как его можно избежать; знания и умения следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в магазине, в транспорте, в больнице и т.п. Формирование знаний и умений, как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку.
Культура поведения.
Вежливое общение.
Скажи мне, кто твой друг? Умение выбирать друзей.
Манера поведения.
Правила детского общежития.
Самооценка поступков.
Организация совместной деятельности.
Общение или одиночество: что лучше?
Неадекватное общение. Ненормативная лексика.
Ответственность за неадекватное поведение в общественном месте
Умение разделить переживание с другим человеком.
Умей выбирать друзей.
Общение подростков и детей младшего возраста.
От чего зависит настроение.
Учимся справляться с гневом.
Ссора.
Как справиться с упрямством.
Учимся понимать чувства других людей.
Учимся доброжелательности.
Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации.
Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации.
Поступки добрые и злые.
Умеем общаться
Вглядись в себя — сравни с другим
Помоги понять себя.
Источник