Программа развитие способностей и возможностей ребенка

Юлия Тришина
Работаем по программе «Развитие»

РАБОТАЕМ ПО ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ»

Наше муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 153 «Олеся» городского округа Тольятти работает по программе «Развитие» Л. А. Венгера в течение 15 лет. Программа образовательной работы с детьми дошкольного возраста «Развитие» является комплексной и рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ.

Основным направлением программы является развитие способностей ребёнка. О. М. Дьяченко предложила разделить способности на две большие группы. Деление это условно, но эффективно с точки зрения разграничения средств, используемых детьми при решении задач разных классов

Первая группа – способности к познанию действительности, позволяющие ребёнку с помощью таких средств, как схемы, модели, вычленить существенные для решения задачи наглядные, объективные связи между предметами, то есть обобщить свой познавательный опыт.

Вторая группа – способности, позволяющие ребёнку передать отношение к действительности с помощью обозначения символическими средствами смысла ситуации. Эти средства дают возможность дошкольнику обобщить и выразить свой эмоциональный познавательный опыт.

Цели и задачи направлены на развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольника. Особое внимание направлено на формирование у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач,детской индивидуальности: учитываются темп развития и деятельности отдельных детей, их предпочтения.

Психологическое сопровождение обязательное условие для реализации этой программы.

Развивающая среда необходима для реализации задач программы «Развитие» Стратегия и тактика построения развивающей среды нацелена на содействие становлению ребенка как личности.

Развивающие занятия активизируют сотрудничество детей друг с другом. Занятия построены таким образом, что предусматривают взаимодействие детей (распределение ролей, материала, функций и отдельных действий). Усвоение материала происходит через сенсорные эталоны, наглядно-образные и знакомые модели (карты, схемы, т. д. предметы – заместители).

Вначале каждого занятия ставится игровая мотивация, только затем идет учебная мотивация. Перед детьми ставится система последовательно усложняющихся задач. Материал подбирается по сложности. Основной акцент программы сделан не на то, какой фактический материал дается детям, а на то, как он дается. Воспитатель в той или иной форме задает проблемную ситуацию, вместе с детьми открывая способ ее разрешения. Взаимодействие воспитателя с детьми носят характер диалога и активного сотрудничества.

Программа «Развитие» разработана для четырёх возрастных групп: младшей, средней, старшей, подготовительной. Во всех возрастных группах рекомендовано проведить занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. Особое внимание уделяется детям пропустившим занятие или не усвоившим предыдущий материал.Большинство занятий проводится в свободной форме: дети могут ходить по группе, работать стоя за столами, сидя за столами или на ковре.

Младшая группа — основными средствами являются сенсорные эталоны Дети занимаются игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им сказки, стихи, беседует о прочитанном. Большое внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают, такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма, величина.

Средняя группа — наглядные модели пространственных отношений типа плана или чертежа (формирование пространственных отношений). Дети продолжают заниматься конструированием, рисованием и ознакомлением с произведениями художественной литературы,но при этом решают более сложные задачи: появляются новые виды занятий – знакомство с природой, математика и ориентировка в пространстве. Занятия обычно проходят в форме интересных игр с применением условных заместителей.

В старшей и подготовительной группах — центральное место занимают условно-символические наглядные модели, отражающие количественные отношения, отношения звуков в слове, взаимосвязь явлений природы, отношение между содержанием и объемом понятий (математика, грамота, экология, логика). Дети учатся счету и чтению, пробуют проводить звуковой анализ слова, сравнивать числа между собой и т. д. Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями с помощью специальных приемов и средств (картинки, рисунки, схемы); ребята узнают о простейших логических операциях.

Читайте также:  Теория развития ребенка педагогика и методика воспитания

На примере интегрированного занятия для средней группы по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» на тему — «Пересказ русской народной сказки «Репка» с применением условных заместителей»я хочу рассказать структуру самого занятия:

1. Создается игровая мотивация – дети пришли в театр.

2. Педагог загадывает загадки о героях сказки. Дети их отгадывают.

3. Создается учебная мотивация – дети учатся пересказывать текст сказки используя условные заместители.

4. Затем проводится физ. Минутка (дети отдыхают).

5. После чего проводится игра – драматизация по данной сказке.

6. Знакомим детей с пословицами и поговорками о репе.

7. Вспоминаем, что можно приготовить из репы и предлагают попробовать репу на вкус.

Второе интегрированного занятия для средней группы по разделу «Изобразительное искусство» на тему- «Деревья и кустарники»построено следующим образом:

1. Педагог загадывает загадки о деревьях и кустарниках. Дети их отгадывают.

2. Создается игровая мотивация – в гости к детям пришел Мишка.

3. Создается учебная мотивация – дети разбираются какое растение называется деревом, а какое кустарником; сравнивают их. Затем дети учатся рисовать дерево и куст.

4. Затем проводится физ. Минутка (дети отдыхают).

5. дети дарят рисунки гостю и обсуждают, что у них получилось, а что нет.

Выстраивается серия занятий,которые проводятся несколько раз: с разными условными заместителями. (Например: для сказки «Репка» можно использовать как геометрические фигуры, так и полоски разной длины. А в занятиях по изо.деятельности: разный материал для рисования (пастель, сангина, гуашь, карандаш и т. д.)

Программа нацеливает педагога на работу в режиме проектирования. Такая работа предполагает, прежде всего,самостоятельный анализ педагогом ситуации: определение, на каком уровне находятся дети данной группы, как они «входят» в программу и т. д. Затем выстраиваются стратегия и тактика воспитательно-образовательного процесса. Открываются перспективы для творческой деятельности педагогов по программе и осуществления основной задачи развития личности ребенка.

Развивая способности детей, педагог тем самым помогает им быть успешными в разных видах деятельности (в изобразительной, в театральной, в музыкальной деятельности и т. д.) ; сам педагог проходит путь развития, совершенствуясь профессионально и личностно. При этом он сам активно участвует в деятельности детей, как на занятиях, так и вне занятий.

Данная программа закладывает общий фундамент развития ребенка и готовят его к любой школьной программе, обеспечивая успешность обучения, не устанавливая тесных рамок. Инновационные направления в образовании ребенка имеют перспективное и приоритетное значение для начального этапа в школьном обучении. Дети, занимавшиеся по программе «Развитие» к концу дошкольного возраста обладают рядом достижений, необходимых для успешного обучения в школе

Педагогическая диагностика по данной программе проводится в течении всего года по определенному графику. Авторами программы предусмотрены диагностические занятия по всем разделам программы, которые входят в учебный процесс. (Например: Диагностика по разделу «Сенсорному воспитанию» для младшей группы проводится пять раз в год, а по разделу

«Обучение грамоте» в средней группе один раз в год)

Программно-методическоеобеспечение включает в себя:

Программа «Развитие» (для каждой возрастной группы); планы занятий к программе «Развитие» (для каждой возрастной группы); «Педагогическая диагностика» (теоретический и практический материал); Пособия позволяют и дают возможность определить продвижение детей в освоении программы.

Источник

Левина Татьяна
Рабочая программа воспитателя по выявлению и развитию детских способностей «Изюминка»

Пояснительная записка.

Актуальность темы.

Одаренность ребенка, та, с которой сталкиваемся мы в повседневной жизни, зависит не только от того, что даровано этому ребенку природой, но и от того, в какой среде он растет, какое получает образование, как сам заботится о развитии своего потенциала. Поэтому современная психология утверждает, что дар существует лишь в динамике, в постоянном движении, в развитии, а потому умственный потенциал ребенка непрерывно меняется. Нам нужно не упустить этот важный момент. Необходимо способствовать развитию каждой личности; довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня. Чтобы ребенок в дальнейшем смог стать высоким профессионалом, то стоит задуматься о том, какое дополнительное образование ему необходимо. Проблема одаренности в настоящее время становиться все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Дошкольный возраст самый благоприятный период для начала развития всего многообразия способностей. При этом необходимо понимать, что у ребенка развиваются только те способности, для которых имеются стимулы и условия. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Чтобы решить данные проблемы необходимо создать условия для проявления общих способностей дошкольников, разработать систему выявления детской одаренности, систему работы с данной категорией детей. В связи с этим в нашей группе разработана программа «Изюминка». Программа «Изюминка» нацелена на максимальное раскрытие потенциальных возможностей детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с младшего дошкольного возраста, оказания адресной поддержки каждому ребенку, разработку индивидуальных карт развития с учетом специфики интеллектуально-творческой одаренности ребенка. Программа направлена на развитие: познавательных способностей дошкольников, творческих способностей, спортивных способностей детей. Цель программы: Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих и познавательных способностей и интересов, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.Задачи:

Читайте также:  Факторы развития личности ребенка дошкольника

1. Провести диагностику детей с целью выявления предпосылок одаренности, определения их творческого потенциала, интересов и способностей;

2. Организовать деятельность педагогов по реализации инварианта образовательной программы дошкольного образования по «карте развития» и вариативной части в соответствии с интересами ребёнка.

3. Развивать способности и творческий потенциал детей на основе дифференцированного обучения, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;

4. Повысить качество подготовки детей к школьному обучению и увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению;

5. Использовать условия социума для разностороннего развития детей дошкольного возраста;

6. Повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования и родителей при введении системы работы с одарёнными детьми.

Ожидаемые результаты:

1. Внедрение в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений инновационных форм работы с детьми

2. Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по выявлению и развитию способностей и предпосылок одаренности детей дошкольного возраста;

3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

4. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.

5. Использование условий социума для разностороннего развития детей дошкольного возраста;

6. Повышение качества подготовки детей к школьному обучению и увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению;

7. Рост престижа дошкольных образовательных учреждений в муниципальной образовательной системе.

Организация воспитательно-образовательного процесса

Совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта в образовательной работе с детьми с целью выявления и развитияпредпосылок одаренности предполагается проводить по следующим направлениям:

• изменение форм общения с детьми (переход от авторитарных форм воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных, партнерских отношений воспитателя с детьми);

• отказ от преподнесения детям политико — идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим;

• изменение формы и содержания обучающих занятий, (сокращение числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития детей содержания);

• насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности, расширяющих кругозор ребенка;

Читайте также:  Ребенок 10 месяцев развитие питание мама лара

• изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, выбора детьми вида деятельности и ее формы — совместной со сверстниками или индивидуальной.

Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх. Реализация развивающих задач в процессе повседневного свободного общения ребенка с воспитателем должна сочетаться со специальными занятиями. Причем число их целесообразно сократить, а форму организации разнообразить. Проведение занятий с небольшими подгруппами детей обеспечит наибольшую познавательную активность каждого воспитанника, поможет установить обратную связь и учесть продвижение детей.Запросы родителей возрастают: при сохранении интереса в подготовке ребенка к обучению в школе повышаются требования к развитию у него интеллектуальных, лингвистических, художественных и иных способностей. Поэтому педагоги детского сада способствуют включению родителей в активное обсуждение детских проблем, привлечению их к творческой работе с детьми (участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, праздниках и фестивалях, в проведении «Дней здоровья», эколого-оздоровительные недели.) В нашем дошкольном учреждении предоставлены дополнительные образовательные услуги в виде кружковой работы в целях активизации развивающих видов деятельности. Показателем эффективности деятельности дошкольного учреждения в направлении развития задатков и способностей детей будет являться так же участие воспитанникови выпускников в муниципальных и региональных мероприятиях : участие и победы в конкурсах, викторинах, олимпиадах проводимых для дошколят и совместных с их родителями.

Психолого-педагогический мониторинг

Цель: получение информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей и динамики их развития.

Направления работы:

1. Работа с педагогами (беседы, анкетирование, анализ результатов педагогического мониторинга и индивидуальных карт развития).

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Принципы тестирования детей:

1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;

2. Игровой характер тестовых методик;

3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;

4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования

5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка

Этапы и сроки реализации программы «Изюминка» 2017-2021 гг

IОрганизационный этап: январь 2017г – август 2017 г. – создание методической базы.

Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного учреждения:

• Отбор диагностических методик по выявлению детей с предпосылками одаренности.

Разработка системы мониторинга по выявлению склонностей, задатков и способностей ребёнка педагогами.

• Создание организационных, методических условий для реализации педагогами развивающих технологий и авторских программ.

IIПрактический этап: сентябрь 2017 года – май 2018 года — запуск программы «Изюминка», стартовая диагностика.

Этап включает в себя следующие направления деятельности:

• Внедрение развивающих технологий и авторских программ в воспитательно-образовательный процесс.

• Интеграция основного и дополнительного образования детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Разработка эффективных форм работы с родителями по вопросам развития детей дошкольного возраста

IIIКоррекционный этап:

1. Июнь 2018 года – август 2018 года- корректировка программ, карт индивидуального развития для работы в следующем учебном году.

2. Сентябрь 2018 года – май 2019 года — работа по корректированным программам.

IV.Аналитический этап:

сентябрь 2019 года – декабрь 2020 года — анализ и оценка результативности реализации программы.

Этап включает в себя следующие направления деятельности:

• Оценка эффективности реализации программы.

• Определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата.

Выработка стратегии дальнейшей реализации программы «Изюминка»

Источник