Программа ранней помощи ребенку с отклонением в развитии маленькие ступеньки

Программа ранней помощи ребенку с отклонением в развитии маленькие ступеньки thumbnail

Программа «Маленькие ступеньки» адресована родителям детей с синдромом Дауна. Но, конечно,  не только они могут пользоваться ею. Любой родитель обычного или не очень обычного ребенка может использовать эту программу с пользой для малыша. Здесь подробно описано, как и какие навыки надо формировать. И, главное, последовательность их формирования. В программе также указаны возрастные нормы развития ребенка. Согласитесь, это очень удобно.

Здесь я привожу предисловие к программе и желаю вам успехов!

Всегда помните, что любая дорога, которая кажется долгой и тяжелой, начинается с первого шага. И, если Вы читаете эти слова, значит, Вы его уже сделали!

Как оценить уровень развития ребенка.

Оценка уровня развития малыша — это самый первый шаг, который необходим для того, чтобы правильно выбрать стратегию обучения и определить, чему именно его следует учить.

Если Вы уже обращались к специалистам, то термин «оценка» (или «тестирование») не будет для Вас новым. Вероятно, вашего малыша уже когда-то тестировали, ( может быть, даже не один раз). У многих родителей подобного рода мероприятия вызывают тревогу, сродни той, какая бывает перед экзаменами. Мы спрашивали некоторых родителей о том, что они испытывают, наблюдая за тем, как педагог выявляет умения их ребенка, и часто нам приходилось слышать примерно следующее:

«Когда педагог тестирует Дэвида, меня мучают дурные предчувствия. Я боюсь, что он может сделать не то, о чем его попросят. Если он справляется с заданием, я, как и любая мать на моем месте, чувствую себя на удивление счастливой, и огорчаюсь, если ему не удается сделать то, что нужно.

Сижу и думаю: «Ты же делал это при мне только вчера, так что же случилось сейчас? Мне хочется что-нибудь сказать ему, но я лишь кусаю ногти.»

Несмотря на все свои опасения, многие родители, дети которых имеют отклонения в развитии, действительно хотят выяснить, что их малыш умеет и чего не умеет. Они стремятся получить как можно больше информации и услышать как можно больше разных мнений о состоянии своего ребенка.

«Оценка уровня развития нашего малыша педагогами и специалистами может раскрыть нам глаза на сильные и слабые стороны его личности и на трудности, которые, возможно, подстерегают нас в будущем. Тестирование должно носить непрерывный характер. Тогда оно поможет должным образом направить наши усилия и поддержать нас в нашем решении взять на себя столь важную роль в развитии ребенка.

Я считаю, что оценка — это как бы одно из мнений, которое может дать родителям пищу для размышлений. По-моему, хорошо услышать разные оценки, пусть они даже не совпадают.»

Многие родители говорят, что наблюдение за тестированием их детишек помогает им лучше представить себе, в каком направлении двигаться, работая дома.

«Когда я наблюдаю за тем, как педагог или другой специалист тестирует мою Алану, я лучше понимаю, как мне с ней работать. Я чувствую большую уверенность в том, что она сможет достичь то, что предусмотрено программой.

Это помогает мне мыслить плодотворно. Я рассуждаю так: ‘Ну что ж, она не может сделать этого сейчас, но я могу научить ее, и в следующий раз у нее все получится.'»

В этой главе мы расскажем о том, как можно самим, у себя дома, оценить уровень развития ребенка. Мы вовсе не советуем Вам отказаться от помощи профессионалов. Эта помощь может понадобиться, если у вас возникнут проблемы, связанные со здоровьем или физическим развитием малыша. Кроме того, оценки, сделанные коррекционными педагогами или воспитателями, помогут вам по-новому взглянуть на ситуацию, и если нужно, вы сможете противопоставить их мнению собственный опыт.

Однако нередко случается, что у родителей, даже если они чувствуют необходимость в более полной оценке состояния их малыша, нет возможности попасть к специалисту. Если бы они смогли тестировать ребенка дома, то проблема удаленности от центра и нехватки специалистов уже не тревожила бы их. Теперь мы знаем, что родители вполне могут научиться оценивать уровень развития своего ребенка с такой же точностью и знанием дела, что и специалисты, а, может быть, и лучше.

Научиться тестировать ребенка довольно трудно даже профессионалу. Родителям же это дается еще труднее. Нелегко быть беспристрастным и объективным в отношении собственного ребенка, а тут еще малышу может потребоваться дополнительное время, чтобы привыкнуть к новым заданиям. Да и сам процесс проведения оценки отнимает время, а у родителей и без того много забот, чего не скажешь о специалистах, которые на работе, как кажется, только этим и должны заниматься. С другой стороны, в привлечении родителей к оценке можно найти свои плюсы, если только они смогут провести ее со знанием дела. Родители способны подойти к этой задаче более гибко, чем педагоги, ведь педагог имеет в своем распоряжении какой-нибудь час или два, и может лишь мечтать о том положении, в котором находятся родители!

Что такое оценка?

Оценка — это, по существу, наблюдение с целью получения информации. В какой области мы осуществляем поиск, зависит от того, что мы хотим узнать.

На практике при тестировании всегда имеется в виду определенный набор показателей, которые считаются характерными для тех умений или способностей, которые проверяются. Многие тесты четко определяют время и способ оценки каждого из этих показателей. Другие допускают более свободный подход. Но все они разработаны для того, чтобы дать оценивающему информацию, и все основаны на так или иначе спланированном наблюдении.

Читайте также:  Характеристика семьи как среды для развития ребенка

Когда вы будете оценивать развитие своего малыша, вы будете пытаться получить ту информацию, которая необходимо именно вам, чтобы вы смогли строить ваши занятия наиболее эффективным образом, и самое главное, что потребуется от вас, это умение наблюдать за малышом, а уж этому у вас было время научиться!

Почему тестированию придается такое большое значение?

На этот вопрос можно ответить по-разному в зависимости от того, какого типа тест вы используете. Некоторые тесты разрабатываются для оценки общего уровня развития ребенка в сравнении с «нормальным» или «средним» уровнем развития детей его возраста. В этом случае производится оценка коэффициента интеллектуальности (КИ), которая используется, главным образом, для того, чтобы определить степень сложности школьной программы или программы обучения, которая бы соответствовала развитию малыша. Другие тесты применяются для того, чтобы раскрыть природу трудностей в развитии, и в соответствии с ней, выбрать методику лечения.

Нас же интересует третий тип оценки, для которого характерны следующие особенности:

В основе этого подхода лежит предпосылка, что у всех детей навыки формируются во многом схожими путями и часто в одинаковой последовательности, даже если вследствие отклонения в развитии, некоторые дети овладевают ими медленнее.

Здесь выделяются самые важные умения, из тех которые обычно приобретаются ребенком, и представляются они в том порядке, в каком они, как правило, и формируются. В тех случаях, когда из практических соображений все умения включить невозможно, приводится перечень характерных умений.

Этот вариант оценки точно показывает нам, что малыш может делать и чего не может.

Он помогает нам определить следующую маленькую ступеньку — следующее умение, которым нужно заняться с малышом, в соответствии с естественным ходом развития.

Создатели Программы Маккуэри так составили Перечень умений, определяющих развитие ребенка (или ПУОРР), чтобы этот тип тестирования можно было практически применить в отношении очень маленьких детей. Мы покажем вам, как с помощью ПУОРР можно протестировать вашего малыша тем же способом, как это делается в Центре Маккуэри.

Вот некоторые наиболее важные отличительные черты ПУОРР:

Он позволяет следить за успехами ребенка.

Он помогает нам контролировать правильность выбора приоритетов в индивидуальной программе ребенка.

Он указывает, когда и какие изменения нужно внести в индивидуальную программу.

И вознаграждает педагога, показывая, что достигнуто малышом!

Все эти положения мы обсудим в следующих главах.

Самая же важная особенность ПУОРР заключается в том, что каждый раз, когда мы обращаемся к нему, он указывает нам, чему учить ребенка дальше. 

Вы можете сказать: «Я знаю, что умеет мой малыш. Я всегда с ним. Я вижу все, что он делает. Почему бы мне не отбросить все эти сложности, связанные с оценкой, и просто двинуться дальше, отметив для себя те умения, которыми, как я знаю, он владеет?»

Вы вполне сможете применить свои глубокие и проверенные знания о ребенке при оценке его умений, причем так, как ни один из специалистов никогда не сможет. Но полагаться только на свои «повседневные» наблюдения несколько рискованно, и это в равной мере относятся как к учителям, так и к родителям. Риск состоит в том, что вы можете либо переоценить, либо недооценить возможности вашего малыша.

Переоценка возможностей ребенка приводит к составлению слишком трудной программы. Такая программа не даст малышу возможности быстро добиться успеха. Даже если вы видели, как он выполняет то или иное задание, вам, для того чтобы перейти к более трудной задаче, нужно будет проверить, умеет ли он данное задание выполнять так, как надо, и правильна ли последовательность его действий.

Морин видит, как ее дочь Сэнди иногда вкладывает элемент в простую складную картинку («пазл»). Но она не видит (потому что Сэнди двигается очень быстро), что девочка вообще переключается на что-то другое, стоит ей только попробовать один раз и решить, что это слишком трудно. Когда Морин показывает складную картинку потруднее, Сэнди сначала с интересом берется за нее, но очень быстро разочаровывается. И так каждый раз дело кончается разбросанными по дому элементами складной картинки, а мама и дочь дуются друг на друга.

Недооценка умений ребенка приведет к составлению слишком легкой программы, которой, вследствие простоты заданий, не будет хватать занимательности. Педагоги, делая вывод о состоянии ребенка, нередко преуменьшают его возможности. Например, не слишком глубоко анализируя ситуацию, можно построить такую логическую последовательность: «Сью не умеет хлопать в ладоши, поэтому она не сможет постучать кубиком о кубик». Однако может оказаться, что Сью сумеет постучать кубиком о кубик, хотя, как правило, это умение приходит позже, чем умение хлопать в ладоши. В развитии каждого ребенка есть свои «скачки» и «провалы», и было бы трудно отыскать среди детей такого, чье развитие полностью соответствовало бы нормальной схеме. Индивидуальность малыша, его симпатии и антипатии влияют на то, сколько сил и энергии он захочет отдать тому или иному заданию. Сью может не проявить особого интереса к хлопанью в ладоши, но, возможно, ей понравится звук ударяющихся друг о друга кубиков, и она с удовольствием возьмется за это занятие!

Программа, дающая малышу возможность добиться успеха, НЕ есть легкая программа. Успешная программа должна основываться на точном определении того, что может и чего не может делать ребенок.

Читайте также:  Принцип единства диагностики и коррекции с развитием ребенка

ПУОРР был разработан в помощь педагогам и родителям, чтобы они всегда могли выстроить точную картину и принять правильное решение о том, чему следует учиться дальше.

Из чего состоит ПУОРР?

В ПУОРР (Перечень умений, определяющих развитие ребенка), входят 4 проверочные таблицы, которые охватывают соответствующие области развития. Перечислим их:

Общая моторика, то есть двигательная деятельность, обусловленная работой крупных мышц тела.

Тонкая моторика — двигательная деятельность, обусловленная работой мелких мышц руки, и требующая хорошей зрительно-моторной координации. Кроме того, к этой области развития мы отнесли формирование у ребенка понятий, необходимых для овладения учебными дисциплинами в школе.

Восприятие речи, или понимание ребенком того, что ему говорят.

Самообслуживание и социальные навыки, то есть, способность самостоятельно выполнять свои личные потребности и умение взаимодействовать с окружающими.

Навыки общения или разговорной речи оцениваются иначе, с использованием программы раннего речевого развития («ГОВОРИ»). О том, как это делается, рассказывается в книге 3. Умение общаться, вероятно, самое главное из того, чему нам нужно научить ребенка, поэтому очень важно уделить время чтению посвященных этому глав, и включить речевое развитие в систему вашей оценки.

Каждая проверочная таблица представляет собой перечень умений или навыков. Эти умения связаны, в сущности, с самыми обычными, повседневными действиями; отобраны они потому, что ими, как правило, владеют все дети/

Источник

Маленькие Ступеньки

Программа ранней педагогической помощи

детям с отклонениями в развитии

Введение в Программу

Предисловие

Что такое Маленькие Ступеньки?

Программа Маккуэри

Программа Маленькие Ступеньки

Словарь терминов

Список дополнительной литературы

Видеофильм Маленькие Ступеньки

Предисловие

Одна из примет нашего времени — удивительный прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с отклонениями в умственном развитии. Благодаря эффективности этих методов, большинство детей с нарушениями интеллекта живут теперь несравненно полноценнее, чем 20 лет назад. Родители и педагоги стали лучше сознавать их потребность в любви, внимании, поощрении; они убедились в том, что эти ребятишки могут также, как и другие, с пользой для себя учиться в школе, активно отдыхать и участвовать в жизни общества. Одно из следствий такого прогресса — заметное уменьшение числа детей, воспитывающихся в специальных учреждениях вне дома.* [A1] [A2]

——————————————————————————

* В Австралии 30 лет назад около 50% детей с синдромом Дауна помещались родителями в специальные учреждения — интернаты. В настоящее время только 2% детей с синдромом Дауна находятся в медицинских учреждениях, это те дети, которым необходима постоянная медицинская помощь по причине тяжелых сопутствующих заболеваний, остальные воспитываются родителями дома. (Из выступления М. Питерси на Первой Московской Международной Конференции, 1995г.)

———————————————

Достижения, о которых мы говорим, характеризуют одно из [A3]успешно развивающихся направлений деятельности ученых и педагогов последней четверти нашего столетия. Победа, однако, досталась трудно; она пришла, лишь благодаря неустанным и целенаправленным усилиям родителей, специалистов и общественных объединений, выступающих в защиту прав детей с трудностями в развитии. Существенную роль сыграли специализированные организации, такие как созданный в 1974 году в Университете Маккуэри Центр Даун Синдром. На базе этого Центра действует целая система служб, которые проводят консультации и занятия с детьми с синдромом Дауна и их родителями. Центр Даун Синдром оказал самое непосредственное влияние на формирование модели поддержки и обучения родителей. Именно это, по всей видимости, принесло ему наибольшую известность. Однако не менее важным фактором его успеха явилась разработка и издание обучающих программ и пособий для родителей и специалистов. Большая часть этих материалов распространяется и используется не только в Австралии, но и за ее пределами. Последняя работа сотрудников Центра — Маленькие Ступеньки.

Маленькие Ступеньки — это программа поэтапного обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. В ее основе — большой педагогический опыт, современные представлений о том, как дети учатся, а также тщательная опытная отработка методик. Программа Маленькие Ступеньки рассчитана, в первую очередь, на родителей — чутких и умелых, самой природой созданных педагогов. Она не предполагает ни каких-либо специальных знаний о развитии ребенка, ни соответствующей педагогической практики. Программа изложена простым, по большей части, не профессиональным языком. Прилагаемые видеоматериалы служат прекрасной иллюстрацией и комментарием к методикам изложенным в книге.

Я убежден, что Маленькие Ступеньки станут существенным дополнением к тем материалам, которые уже есть в распоряжении родителей, педагогов и специалистов, и не уступят в популярности и успехе их предшественникам: Программе Маккуэри для детей с задержками развития (The Macquarie Program for Developmentally Delayed Children) и Программе развития навыков общения «ГОВОРИ» — «Раннее речевое развитие для жизни» (T. E.L. L. — Teach Early Language for Living: A Communication Program). За этот первоклассный труд достойны похвалы все, кто принимал участие в проекте Маленькие Ступеньки — Мойра Петерси, Робин Трелор, их коллеги, педагоги Центра Даун Синдром, родители, и более всех, дети, чьи усилия и сотрудничество со взрослыми трудно переоценить.

Джеймс Вард,

профессор кафедры педагогики,

директор Центра

специальной педагогики

Университета Маккуэри.

Что такое Маленькие Ступеньки?

Маленькие Ступеньки — это программа ранней педагогической помощи детям с трудностями в развитии. Программа рассчитана на самых маленьких — тех, чей уровень развития соответствует 0-4 годам. Мы настаиваем на раннем вмешательстве в развитие детей потому, что помочь им полностью реализовать их потенциал можно тем лучше, чем раньше начать с ними заниматься.

Читайте также:  Центр развития ребенка г малоярославец

Программа Маленькие Ступеньки адресована родителям. Им авторы отводят самую главную роль в обучении малыша. По существу, это практическое руководство для занятий с ребенком в домашних условиях. Маленькие Ступеньки могут быть полезны также профессиональным педагогам, врачам и студентам.

Программа Маленькие Ступеньки представляется исчерпывающей как в смысле охвата учебных планов, так и в смысле широты диапазона подходов к тому, как учить. Она, конечно, имеет в виду определенные основные принципы, но, помимо них, содержит специальные практические предложения, сотни предложений, в основе которых — годы непосредственного педагогического опыта, а также мнения родителей об эффективности тех или иных приемов.

Маленькие Ступеньки — гибкий инструмент: опытными педагогами эта программа может использоваться как справочное пособие, а новичками — как полное руководство для самостоятельной работы. Программа родилась в Австралии, и в ней, естественно, отразились австралийские условия.*

————————————————————

* Австралия — это большая страна с низкой плотностью населения. Значительная часть населения проживает в сельской местности. 10 лет назад многие семьи с детьми с отклонениями в развитии не имели возможности регулярно посещать центры ранней педагогической помощи. Поэтому возникла необходимость создания программы «Маленькие Ступеньки».

——————————————————————-

ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ

МАЛЕНЬКИЕ СТУПЕНЬКИ?

Маленькие Ступеньки тесно связаны с Программой Маккуэри, которая разработана в Центре Даун Синдром университета Маккуэри в Сиднее. (Следует заметить, однако, что при ее создании имелись в виду дети не только с синдромом Дауна, но и с другими отклонениями в развитии).

Сотрудники Центра первыми в Австралии начали заниматься ранней педагогической помощью. Влияние Центра на обучение детей с трудностями в развитии постоянно ощущается и на австралийском континенте, и за его пределами.

Вот некоторые принципиальные положения, которые легли в основу Программы Маккуэри, и нашли свое отражение в Маленьких Ступеньках:

Учиться могут все дети. Ребенок с отклонениями в интеллектуальном развитии, учится медленнее, однако он (или она) может учиться.

Детям с отклонениями в развитии необходимо овладеть всеми навыками, которые смогут помочь им в играх, в общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости, и, наконец, стать частью общества.

Родители, как педагоги, играют самую важную роль.

Эффективность обучения в значительной степени зависит от возраста ребенка. Занятия нужно начинать прямо с момента установления диагноза или обнаружения трудностей в развитии. Отсюда термин — «ранняя педагогическая помощь».

Эффективность обучения обеспечивается хорошо продуманной системой оценок и методик.

Все дети — разные, и все семьи — разные. По-настоящему эффективная программа должна удовлетворять как потребностям ребенка, так и потребностям семьи.

Программа Маленькие Ступеньки отнюдь не является инструкцией «Как стать хорошими родителями» или фундаментальным трудом на тему: «Что такое быть родителями ребенка с отклонениями в развитии». Сведения, которые вы из нее почерпнете, могут и должны быть дополнены материалами из других источников и, желательно, личными контактами с людьми, которые знают вас и вашего ребенка.

Программа Маленькие Ступеньки практична; она составлена так, чтобы ее можно было использовать наиболее удобным для вас образом. Она предполагает, что самое важное из того, что вы можете дать своему ребенку, дается всегда — вашей любовью, вашим приятием малыша, вашей заботой о нем — физической и эмоциональной.

ПРОГРАММА МАККУЭРИ

Программа Маленькие Ступеньки составлена на основе методик и учебных планов, разработанных в Центре Даун Синдром Университета Маккуэри. Их цель — максимально раскрыть потенциальные возможности ребенка. Достичь этого можно путем скрупулезных занятий в первые годы жизни малыша или сразу после обнаружения отставания в умственном развитии.

До 70-х годов в Австралии редко можно было услышать термин «ранняя педагогическая помощь». Большинство детей с умственными нарушениями до поступления в школу вообще не занимались со специально обученными педагогами. Систематическая помощь в раннем возрасте оказывалась, в основном, детям с нарушениями физического развития, но отнюдь не умственного. В мире существовало весьма смутное представление о том, чего можно достичь, если начать заниматься с ребенком очень рано, поэтому многим родителям советовали помещать малышей в интернаты. А ведь, получи они ту помощь, которая существует сейчас, их ребятишки могли бы прекрасно расти дома. Еще больше было родителей, которым советовали просто любить своего ребенка, заботиться о его физическом благополучии и не думать ни о каком «обучении», кроме формирования у малыша навыков, связанных с приемом пищи и отправлением физиологических потребностей, пока не придет время отдавать его в специальное учебное заведение.

Конечно, были и счастливые семьи. Им удавалось получить первоклассную помощь от профессионалов — коррекционных педагогов, специалистов по лечебной физкультуре, логопедов и социальных работников, имевших собственное мнение о результатах, которых можно достичь. Были и такие семьи, которые не получая никакой поддержки со стороны, достаточно эффективно занимались с детьми сами. Были ученые и педагоги, которые подвергли сомнению укоренившиеся идеи. Новые теории о развитии ребенка признавали важность познавательного опыта первых нескольких лет жизни. Но если ранний опыт имеет решающее значение для развития «обычного» ребенка, почему бы не задуматься о его значении для детей с трудностями в развитии?

Программа ранней помощи ребенку с отклонением в развитии маленькие ступеньки

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5 6

Источник