Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет

Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет thumbnail

Программа
ранней комплексной диагностики уровня
развития ребенка от рождения до 3-х лет
адресована всем тем, кто осознает
важность своевременной диагностики и
стремится (как можно рань­ше) определить
отклонения в развитии детей, чтобы в
полной море осуществить комплекс
необходимых развиваю­щих, оздоровительных
и реабилитационных мероприятий.

Программа
позволяет решить следующие задачи:

– оценить
уровень психофизическо­го развития
ребёнка, учитывая индиви­дуальные
сроки созревания отдельных функциональных
систем;

– оценить
влияние факторов меди­цинского и
социального риска на развитие ребенка,
его эмоциональное состояние и поведенческие
особенности;

– прогнозировать
индивидуальный образовательный маршрут
ребенка;

– осуществить
совместное междисциплинарное
функционирование в работе различных
специалистов.

Структура Программы ранней комплексной диагностики развития ребенка от рождения до 3-х лет

В
структуре Программы выделяются три
основных блока:

1. Социальный блок.

Представлен
в форме социального паспорта семьи. Он
предполагает опреде­ление социального
статуса семьи, кото­рый включает
изучение жизнедеятель­ности и качества
жизни семьи и под­разделяется на
социально-бытовой, социально-средового
и социально-эконо­мический аспекты.
Сюда относятся анализ бытовых условий
проживания, уровень материального
благополучия, диагностика внутрисемейных
отношений и оценка педагогической
компетентности родителей. Результаты
диа­гностики обобщаются и представляют­ся
в виде заключения, в котором отра­жены
значимые аспекты диагностики микросоциума.

2. Медицинский блок.

Представлен
в форме таблицы с заключениями вра­чей
разных специальностей и базируется на
общих принципах медицинской диагностики
с учетом этиологии, структуры ведущего
нару­шения, а также специфики
осложняю­щих его расстройств. Он
предполагает анализ медицинской
документации, включающий сбор данных
о течении беременности и родов, о раннем
психо­моторном развитии ребенка, а
также заключения врачей: психоневролога,
офтальмолога, отоларинголога,
эндо­кринолога, терапевта, кардиолога,
ортопеда, генетика. Содержание заключений
вышеперечисленных специалистов мо­жет
внести коррективы в процедуру оценки
ребенка (например, исключить какие-либо
задачи), а также повлиять на выводы об
уровне развития ребенка.

Данные
медицинского обследова­ния обобщаются
и представляются в виде заключения об
оценке психоневрологического,
соматического и антро­пометрического
статуса ребенка.

3. Психолого-педагогический блок

Представлен
набором диагностических таблиц для
обследования детей. Содержанием этого
блока яв­ляется диагностика реального
уровня развития ребенка.
Психолого-педагоги­ческая диагностика
составлена на осно­ве анализа
литературных источников и практического
опыта формирования нормативных
показателей развития по основным
функциональным областям:

1.
Слуховое восприятие (для самых маленьких).

2.
Зрительное восприятие (для са­мых
маленьких).

3.
Сенсорное развитие.

4.
Движения общие.

5.
Движения рук.

6.
Предметная деятельность.

7.
Речевое развитие.

8.
Самообслуживание.

9.
Социальное развитие.

Основополагающим
критерием оценки уровня сформированности
функции является представление о том,
что процесс созревания биологи­ческой
структуры организма ребенка как базиса
для оцениваемых умений и навыков имеет
сугубо индивидуальный темп. Сроки
созревания могут быть очень вариативны
в силу множества факторов, определяющих
рост и развитие детского организма.
Задержание или опережающее развитие в
раннем возрасте может иметь решающее
значение для проектирования определенного
объема помощи. Понимание этого дает
возможность не «маркировать» ребенка
как отстающего или «вундеркинда».
Естественно, вариативные рамки должны
укладываться в директивные сроки,
допустимые для формирования той или
иной функции. Кроме того, процесс
созревания функции определяется
количественным» и качественными
изменениями от момента появления в
недифференцированном виде и до момента
ее полноценного становления. Таким
образом, представляется целесообразным
привязывать момент появления функции
не к определенному возрасту, а к периоду,
ограниченному 2-3 месяцами.

Срок
появления той или иной функции определяется
как фактический, возраст, который может
коррелировать с возрастом по паспорту,
а может иметь тенденцию как к ретардации,
так и к акселерации. Акселерация и
ретардация, в свою очередь, могут быть
как общими, распространяющимися на все
функциональные области, так и парциальными,
в пределах одной или нескольких областей.

Психолого-педагогический
блок является ведущим в структуре
«Программы ранней комплексной диагностики
уровня развития ребенка от рождения до
3-х лет», так как данные, полученные в
результате реализации именно этого
блока, служат базисом для составления
индивидуальной программы абилитации
ребенка, а также для формирования
индивидуального образовательного
маршрута впоследствии. Он представлен
двумя видами диагностических таблиц.

Первый
вид таблиц включает основные показатели
психомоторного развития ребенка по
ведущим линиям развития: для детей в
возрасте от 0 до 12 мес. – зрительное
восприятие, слуховое восприятие, развитие
общих движений, развитие движений руки,
манипулятивная деятельность, развитие
речи, формирование навыков самообслуживания,
социальное развитие.

Второй
вид таблиц включает соот­ветствующие
основные показатели развития навыков
и умений для детей в возрасте от 1 года
до 3-х лет – сенсор­ное развитие,
развитие общих движе­ний, развитие
речи, формирование на­выков
самообслуживания, формирова­ние
игровой деятельности, предпосы­лок
к продуктивной деятельности, эмоциональное
развитие.

Таблицы
снабжены комментария­ми, в которых
раскрывается способ вы­явления у
ребенка обследуемого уме­ния, а также
представлен диагностиче­ский материал,
используемый при об­следовании.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

(Методика Л. И. Аксеновой, А. А. Дисеева, И. Ш. Тюриной, Е. В. Шкадаревич)

Вводные замечания. Методический материал предна­значен для проведения систематизированного комплексно­го диагностического обследования детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет разработана коллективом Л. И. Аксеновой в рамках московской город­ской экспериментальной площадки на базе ДОУ№ 1678

г

. Москвы. Программа адресована специалистам психоло­го-медико-социальных центров, психолого-медико-педа­гогических консультаций, реабилитационных центров и центров планирования семьи, служб ранней помощи и групп для детей раннего возраста в дошкольных образо­вательных учреждениях. И конечно, родителям малышей. Всем тем, кто осознает важность своевременной диагнос­тики и стремится (как можно раньше) определить откло­нения в развитии детей, чтобы в полной мере осуществить комплекс необходимых развивающих, оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

Программа позволяет решить следующие задачи:

• оценить уровень психофизического развития ребенка, учитывая индивидуальные сроки созревания отде­льных функциональных систем;

• оценить влияние факторов медицинского и социаль­ного риска на развитие ребенка;

• прогнозировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Цель исследования. Выявление детей младенческого и раннего детского возраста с отставаниями психического

развития.

Порядок работы и обработка результатов. Структура «Программы ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет» состоит из трех блоков.

1. Социальный блок представлен в форме Социального паспорта семьи (Приложение 1). Он предполагает определение социального статуса семьи, в том числе изучение жизнедеятельности и качества жизни семьи и включает социально-бытовой, социально-средовой и социально-экономический аспекты. Сюда относятся анализ бытовых условий проживания, уровень мате­риального благополучия, диагностика внутрисемейных отношений и оценка педагогической компетентности родителей. Результаты диагностики обобщаются и представляются в виде заключения, в котором отраже­ны значимые аспекты диагностики микросоциума.

2. Медицинский блок представлен в форме таблицы с заключениями врачей разных специальностей (Приложение 2) и базируется на общих принци­пах медицинской диагностики с учетом этиологии, структуры ведущего нарушения, а также специфики осложняющих его расстройств. Он предполагает ана­лиз медицинской документации, включающий сбор данных о течении беременности и родов, о раннем психомоторном развитии ребенка, а также заключения врачей: психоневролога, офтальмолога, отоларинголо­га, эндокринолога, терапевта, кардиолога, ортопеда. Содержание заключений вышеперечисленных специа­листов может внести коррективы в процедуру оценки ребенка (например, исключить какие-либо задачи), а также повлиять на выводы об уровне развития ребенка.

Данные медицинского обследования обобщаются и представляются в виде заключения об оценке психо­неврологического, соматического и антропометрического статуса ребенка.

3. Психолого-педагогический блок представлен набором диагностических таблиц для обследования детей (Приложение 3). Этот блок содержит диагностику реального уровня развития ребенка. Психолого-педа­гогическая диагностика составлена на основе анализа литературных источников и практического опыта формирования нормативных показателей развития по основным функциональным областям:

1. Слуховое восприятие (для самых маленьких).

2. Зрительное восприятие (для самых маленьких).

3. Сенсорное развитие.

4. Движения общие.

5. Движения рук.

6. Предметная деятельность.

7. Речевое развитие.

8. Самообслуживание.

9. Социальное развитие.

Основополагающим критерием оценки уровня сфор­мированности функции является представление о том, что процесс созревания биологической структуры организма ребенка как базиса для оцениваемых умений и навыков имеет сугубо индивидуальный темп. Сроки созревания могут быть очень вариативны в силу множества факто­ров, определяющих рост и развитие детского организма. Задержанное или опережающее развитие в раннем возрасте может иметь решающее значение для проектирования определенного объема помощи. Понимание этого дает возможность не «маркировать» ребенка как отстающего или «вундеркинда». Естественно, вариативные рамки должны укладываться в директивные сроки, допустимые для формирования той или иной функции. Кроме того, процесс созревания функции определяется количествен­ными и качественными изменениями от момента ее по­явления в недифференцированном виде и до момента ее полноценного становления. Таким образом, представляется целесообразным привязывать момент появления функции не к определенному возрасту, а к периоду, ограниченному 2—3 месяцами.

Срок появления той или иной функции определяется как фактический возраст, который может коррелировать с возрастом па паспорту, а может иметь тенденцию, как к ретардации, так и к акселерации. Акселерация и ретардация, в свою очередь, могут быть как общими, распространяющи­мися на все функциональные области, так и парциальными, в пределах одной или нескольких областей.

Психолого-педагогический блок является ведущим в структуре «Программы ранней комплексной диагности­ки уровня развития ребенка от рождения до трех лет», так как данные, полученные в результате реализации именно этого блока, служат базисом для составления индивидуальной программы абилитации ребенка, а также для формирования индивидуального образовательного маршрута впоследствии. Он представлен двумя видами диагностических таблиц.

Первый вид таблиц включает основные показатели психомоторного развития ребенка по ведущим линиям развития: для детей в возрасте от рождения до 12 ме­сяцев — зрительное восприятие, слуховое восприятие, развитие общих движений, развитие движений рук, манипулятивная деятельность, развитие речи, формирование навыков самообслуживания, социальное развитие.

Второй вид таблиц включает соответствующие основ­ные показатели развития навыков и умений для детей в возрасте от одного года до трех лет — сенсорное развитие, развитие общих движений, развитие речи, формирование навыков самообслуживания, формирование игровой де­ятельности, предпосылок к продуктивной деятельности, эмоциональное развитие.

Таблицы снабжены комментариями, в которых рас­крывается способ выявления у ребенка обследуемого умения, а также представлен диагностический материал, используемый при обследовании.

Источник

44

Практикумпоспециальнойпсихологии

от
помощи либо, наоборот, ее охотное
использование.
Регресс
навыков еды и одевания.

Время
появления навыков опрятности. Способ
со­общения
взрослому о потребности мочеиспускания
или дефекации.
Отсутствие сообщении,
длительное «терпение»
до
высаживания. Страх, горшка. Склонность
к регрессу
навыков.
Связь с невротическими и
психопатоподобными
явлениями.

Патологические
привычки.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕКОРРЕЛЯЦИИ

Предрасположенность
к аллергическим заболеваниям,
аллергическим
компонентам при общих инфекциях,
ал­лергической реакции на лекарственные
препараты.

Связь
ухудшения психического состояния с
сомати­ческим неблагополучием:
тревоги, страхи, другие аффек­тивные
расстройства, стереотипии; временный
регресс приобретенных
навыков.

Манифестация
проявлений аутизма после соматичес­кого
заболевания.

ПРОГРАММАРАННЕЙКОМПЛЕКСНОЙ
ДИАГНОСТИКИ
УРОВНЯРАЗВИТИЯ
РЕБЕНКАОТРОЖДЕНИЯДОТРЕХЛЕТ

(Методика
Л. И. Аксеновой, А. А. Лисеева,

Н.
Ш. Тюриной, Е. В. Шкадаревич)

Вводные
замечания. Методический
материал
предна­значен
для
проведения систематизированного
комплексно­го
диагностического
обследования детей
первых
месяцев
и
лет
жизни из групп медицинского, генетического
и
социального
риска отставания в развитии.

Программа
ранней комплексной диагностики
уровня
развития
ребенка от рождения до грех
лет разработана
коллективом
Л. И. Аксеновой в
рамках московской город­
ской
экспериментальной
площадки
на
базе
ДОУ№
1678

Раздел
ІІ.
Диагностиканарушенийпсихического
развития 45

г.Москвы.
Программа адресована специалистам
психолого-медико-социальных
центров, психолого-медико-педа­гогических
консультаций, реабилитационных центров
и центров планирования семьи, служб
ранней помощи и групп для детей раннего
возраста в дошкольных образо­вательных
учреждениях. И конечно, родителям
малышей. Всем
тем, кто осознает важность своевременной
диагнос­тики
и стремится (как можно раньше) определить
откло­нения
в развитии детей, чтобы в полной мере
осуществить комплекс необходимых
развивающих, оздоровительных и
реабилитационных мероприятий.

Программа
позволяет решить следующие задачи:
-оценить
уровень психофизического развития
ребенка, учитывая
индивидуальные сроки созревания
отде­льных
функциональных систем;


оценить влияние факторов медицинского
и социального
риска па развитие ребенка;


прогнозировать индивидуальный
образовательный маршрут
ребенка.

Цель
исследования. Выявление детей
младенческого и
раннего детского возраста с отставаниями
психического развития.

Порядок
работы и обработка результатов. Структура
«Программы
ранней комплексной диагностики уровня
развития
ребенка от рождения до трех лет» состоит
из трех
блоков.

1.
Социальный
блок
представлен
в форме Социального
паспорта
семьи
(Приложение
1).
Он
предполагает
определение социального статуса семьи,
в
том числе изучение жизнедеятельности
и качества
жизни
семьи и включает социально-бытовой,
социально-средовой и социально-экономический
аспекты. Сюда относятся анализ бытовых
условий проживания, уровень мате­риального
благополучия, диагностика внутрисемейных
отношений
и оценка педагогической компетентности
родителей. Результаты диагностики
обобщаются и представляются
в
виде
заключения,
в котором отраже­ны
значимые аспекты
диагностики
ми крое опиума.

Соседние файлы в папке книга

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

1. Социальный блок представлен в форме Социального паспорта семьи(Приложение 1 к методике). Он предполагает определение социального статуса семьи, который включает изучение жизнедеятельности и качества жизни семьи и подразделяется на социально-бытовой, социально-средовой и социально-экономический аспекты. Сюда относятся анализ бытовых условий проживания, уровень материального благополучия, диагностика внутрисемейных отношений и оценка педагогической компетентности родителей. Результаты диагностики обобщаются и представляются в виде заключения, в котором отражены значимые аспекты диагностики микросоциума.

2. Медицинский блок представлен в форме таблицы с заключениями врачей разных специальностей (Приложение 2 к методике) и базируется на общих принципах медицинской диагностики с учетом этиологии, структуры ведущего нарушения, а также специфики осложняющих его расстройств. Он предполагает анализ медицинской документации, включающий сбор данных о течении беременности и родов, о раннем психомоторном развитии ребенка, а также заключения врачей: психоневролога, офтальмолога, отоларинголога, эндокринолога, терапевта, кардиолога, ортопеда. Содержание заключений вышеперечисленных специалистов может внести коррективы в процедуру оценки ребенка (например, исключить какие-либо задачи), а также повлиять на выводы об уровне развития ребенка.

Данные медицинского обследования обобщаются и представляются в виде заключения об оценке психоневрологического, соматического и антропометрического статуса ребенка.

3. Психолого-педагогический блок представлен набором диагностических таблиц для обследования детей (Приложение 3 к методике). Содержанием этого блока является диагностика реального уровня развития ребенка. Психолого-педагогическая диагностика составлена на основе анализа литературных источников и практического опыта формирования нормативных показателей развития по основным функциональным областям:

1. Слуховое восприятие (для самых маленьких).

2. Зрительное восприятие (для самых маленьких).

3. Сенсорное развитие.

4. Движения общие.

5. Движения рук.

6. Предметная деятельность.

7. Речевое развитие.

8. Самообслуживание.

9. Социальное развитие.

Основополагающим критерием оценки уровня сформированности функции является представление о том, что процесс созревания биологической структуры организма ребенка как базиса для оцениваемых умений и навыков имеет сугубо индивидуальный темп. Сроки созревания могут быть очень вариативны в силу множества факторов, определяющих рост и развитие детского организма. Задержанное или опережающее развитие в раннем возрасте может иметь решающее значение для проектирования определенного объема помощи. Понимание этого дает возможность не «маркировать» ребенка как отстающего или «вундеркинда». Естественно, вариативные рамки должны укладываться в директивные сроки, допустимые для формирования той или иной функции. Кроме того, процесс созревания функции определяется количественными и качественными изменениями от момента ее появления в недифференцированном виде и до момента ее полноценного становления. Таким образом, представляется целесообразным привязывать момент появления функции не к определенному возрасту, а к периоду, ограниченному 2-3 месяцами.

Срок появления той или иной функции определяется как фактический возраст, который может коррелировать с возрастом по паспорту, а может иметь тенденцию как к ретардации, так и к акселерации. Акселерация и ретардация, в свою очередь, могут быть как общими, распространяющимися на все функциональные области, так и парциальными, в пределах одной или нескольких областей.

Психолого-педагогический блок является ведущим в структуре «Программы ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет», так как данные, полученные в результате реализации именно этого блока, служит базисом для составления индивидуальной программы абилитации ребенка, а также для формирования индивидуального образовательного маршрута впоследствии. Он представлен двумя видами диагностических таблиц.

Первый вид таблиц включает основные показатели психомоторного развития ребенка по ведущим линиям развития: для детей в возрасте от 0 до 12 мес. – зрительное восприятие, слуховое восприятие, развитие общих движений, развитие движений рук, манипулятивная деятельность, развитие речи, формирование навыков самообслуживания, социальное развитие.

Второй вид таблиц включает соответствующие основные показатели развития навыков и умений для детей в возрасте от 1 года до 3-х лет – сенсорное развитие, развитие общих движений, развитие речи, формирование навыков самообслуживания, формирование игровой деятельности, предпосылок к продуктивной деятельности, эмоциональное развитие.

Таблицы снабжены комментариями, в которых раскрывается способ выявления у ребенка обследуемого умения, а также представлен диагностический материал, используемый при обследовании.

Методические рекомендации к поэтапной организации

ранней комплексной диагностики уровня развития

ребенка от рождения до 3-х лет

Организация ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет включает 2 основных этапа: подготовительный и операционный.

1. Подготовительный этап содержит:

диагностику социального статуса семьи (Приложение 1 к методике);

— диагностику соматического и психоневрологического статуса ребенка (Приложение 2).

2. Операционный этап предусматривает:

— организацию процедуры обследования ребенка специалистом-дефектологом с учетом ниже изложенных требований к ее проведению;

— заполнение по результатам обследования таблиц психолого-педагогического блока;

— составление профиля развития ребенка.

1. Требования к проведению процедуры обследования следующие:

учет целей и задач обследования;

учет внешних факторов, оказывающих непосредственное влияние на результат обследования;

учет временных факторов;

учет состояния ребенка в момент обследования;

учет поведения родителей во время обследования.

Помещение, где проводится обследование, должно быть достаточно просторным и изолированным от посторонних воздействий. Следует продумать расположение места обследования. Пеленальный стол или высокий детский стул с рабочей поверхностью должен быть расположен таким образом, чтобы к нему был доступ как минимум с трех сторон. Он должен находиться в наиболее теплом месте помещения, чтобы раздетый ребенок не испытывал дискомфорта, а также должен быть хорошо освещен. Для обследования ребенка в возрасте от 7 месяцев кроме пеленального стола необходим высокий стул со столом. Для ребенка 2-3 года жизни используются детский столик и два стульчика. Ребенок и экспериментатор располагаются напротив друг друга. Родитель при этом может сидеть рядом с малышом, а если ребенок взволнован, держать его на руках. В отдельных случаях педагог может привлекать родителя к процессу обследования в качестве помощника.

Для проведения диагностического обследования необходимо располагать достаточным количеством времени. Процедура оценки уровня развития ребенка может быть организована как в условиях семьи, так и в условиях медико-психолого-социального центра, ПМПК, службы медико-социальной экспертизы, дошкольного учреждения. Домашнее обследование зачастую бывает более информативным, так как ребенок не испытывает стресса от незнакомой обстановки. Если его обследуют в учреждении, то ему необходимо дать некоторое время (20 – 30 мин) для адаптации. В это время, когда к ребенку не предъявляют никаких требований, очень эффективно наблюдение его поведенческих реакций, оценка стиля общения родителя и малыша.

Большое значение для получения надежных и как можно более объективных данных имеет состояние ребенка при обследовании. Сонливость, усталость, плохое самочувствие окажут негативное влияние на результаты обследования и будут способствовать получению недостоверной картины.

Оптимальное время обследования – через 1,5 – 2 часа после кормления. Существует большая вероятность, что именно в этот промежуток времени ребенок будет сыт, бодр и работоспособен.

Специфичным для обследования детей раннего возраста является присутствие родителей. Практический опыт работы с детьми раннего возраста и их родителями позволяет выделить несколько моделей поведения родителей в процессе обследования:

— положительная динамическая модель;

— отрицательная динамическая модель;

— адинамическая модель.

Выделение этих моделей позволяет прогнозировать поведение родителей в процессе дальнейшей педагогической деятельности.

Родители первой группы адекватно воспринимают процедуру оценки и результаты, позитивно настроены на дальнейшую деятельность по нормализации состояния ребенка. Родители второй группы, напротив, процедуру обследования и полученные результаты воспринимают негативно, как приговор им и их ребенку, неадекватно оценивая деятельность специалиста. Полученные рекомендации воспринимаются ими скептически. В поисках «устраивающего» их диагноза и прогноза родители обращаются к другим специалистам. Третья группа родителей – наиболее сложная с точки зрения привлечения к стимулирующей деятельности с ребенком. В процедуре обследования участия не принимают. Результат обследования принимают индифферентно. Эта категория родителей нуждается в психологической и психотерапевтической помощи для нормализации эмоционального состояния, налаживании взаимоотношений между взрослым и ребенком.

В задачи специалиста по отношению к родителям входит:

налаживание контакта, располагающего к дальнейшему сотрудничеству;

привлечение внимания родителей к сильным и слабым сторонам ребенка;

ориентирование родителей на планомерную, последовательную коррекционно-развивающую работу по нормализации состояния своего ребенка.

Родителям необходимо понять, что они должны быть основными учителями своего ребенка. Необходимо научить их правильно распределять время в соответствии с приоритетом решаемых задач, правильно организовывать предметное окружение в условиях семьи.

2. Описание процедуры обследования.

Обследование ребенка проводится с помощью диагностических таблиц, содержащих нормативные показатели развития. Оценка развития проводится в произвольном порядке. Обычно сначала обследуют восприятие, затем действия с предметами, понимание речи и двигательные функции. Эмоциональные реакции и социальное развитие оцениваются не только в процессе обследования, но и во время наблюдения за ребенком.

Наблюдение за ребенком проводится в ситуации общения с педагогом, с родителями, со сверстниками, в самостоятельной игровой деятельности. В процессе наблюдения целесообразно вести протокол, фиксируя в нем все эмоциональные и поведенческие реакции ребенка, а также реплики и поступки окружающих (детей и педагогов), вызвавшие эти реакции. Наблюдение за ребенком наиболее информативно, если оно проводится не менее 2 -3 раз. Результаты наблюдения обобщаются и заносятся в таблицу 7а «Социальное развитие».

Оценку развития ребенка следует начинать с заданий, соответствующих его паспортному возрасту, а в случае недоношенности – биологическому возрасту. Возраст ребенка 1 – 3 лет оценивается «с недостатком», то есть округляется в сторону уменьшения до величины, присутствующей в таблице (ребенка в возрасте 1 г. 4 мес. Оцениваем по графе 1 г. 3 мес.). В том случае, если ребенок не в состоянии выполнить задания, предлагаются задания, рассчитанные на предыдущий возраст.

Результаты обследования заносятся в соответствующую таблицу, в последнюю графу. Полученные результаты сопоставляются с данными развития отдельных функций в норме. Для того чтобы определить, какому возрасту соответствует развитие функциональной области в целом, следует найти среднее значение по обследованным показателям данной функциональной области. Для этого суммируются значения верхних границ нормы сформированности функции, и полученное значение делится на количество показателей. Полученный результат может совпадать с паспортным возрастом ребенка, превышать его или оказаться меньше.

Пример. Обследование манипулятивной (предметной) деятельности ребенка 11 мес. Предлагаемые задания (соответственно возрасту ребенка):

1. Положить изюминку в чашку (наличие пинцетообразного захвата предмета большим и указательным пальцами).

2. Игра с машинкой, мячом (использование предмета с учетом основных свойств).

Ребенок не выполняет предложенные задания.

Далее предлагаются задания, соответствующие возрасту 10, 9 и 8 месяцев. При обследовании выявлено, что ребенок активно манипулирует игрушками, причем его действия направлены на получение результата (качает неваляшку, чтобы услышать звук). Подражает действиям взрослого, тянется к новым игрушкам, однако быстро теряет к ним интерес. Таким образом, оцениваются 3 показателя, два из которых соответствуют 8 мес., один – 9 мес. Среднее значение – 8,3 мес.

Результаты обследования заносятся в соответствующую таблицу, где указывается

«0» — нормативный показатель;

«+» — наличие функции у обследуемого ребенка.

Таким же образом обследуются умения в области общих движений, сенсорного развития, речевые навыки, эмоционального развитие, навыки самообслуживания.

3. Обобщение результатов обследования и составление профиля развития ребенка.

Пример 1. Ребенок 11 мес.

Слуховое восприятие – 11 мес.

Зрительное восприятие – 11 мес.

Двигательный навык – 8,5 мес.

Предметная деятельность – 10 мес.

Речевое развитие – 8 мес.

Навыки самообслуживания – 11 мес.

Социальное развитие – 11 мес.

Пример 2. Ребенок 2 г. 5 мес.

Сенсорное развитие – 29 мес.

Двигательный навык – 24 мес.

Предметная деятельность – 29 мес.

Речевое развитие – 18 мес.

На основе полученных средних значений по всем функциональным областям составляется профиль развития. Профиль развития является показателем уровня актуального развития ребенка, а также фокусирует ведущее нарушение в картине развития. При развитии, соответствующем возрастной норме, профиль представляет собой прямую линию. При задержанном или искаженном развитии профиль отражает наиболее проблемные звенья в развитии ребенка.

В обоих случаях наибольшее отставание наблюдается в речевом развитии ребенка и меньшее отставание развития двигательной сферы ребенка. Зрительное и слуховое восприятие или сенсорное развитие сформировано соответственно возрасту.

Заключительным этапом обследования является прогнозированиеразвития ребенка и выбор стратегии конструирования его индивидуальной программы обучения, а также организационных форм обслуживания ребенка и семьи (консультирование, посещение группы кратковременного пребывания, домашнее визитирование и пр.).

Приложение 1

Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 34 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.014 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник