Программа раннего эстетического развития ребенка
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования «Поворинская школа искусств»
Одобрено на заседании «Утверждаю»
фортепианной секции Директор Козырева О.А.
29 августа 2014г. 29 августа 2014г.
__ (дата утверждения) (дата утверждения )
Рабочая программа учебной дисциплины
«Раннее эстетическое развитие»
для детей 5 – 6 лет
Срок реализации 1 год
Составитель: учитель первой квалификационной категории
МКОУ ДОД «Поворинской ДШИ»
Леонова Светлана Алексеевна
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка
Цель учебной дисциплины:
Раннее эстетическое развитие в детской школе искусств, входит в комплекс дисциплин музыкально — теоретического цикла. Этот учебный предмет всецело направлен на овладение музыкально — ритмической культуры и подготовку детей к основному обучению в ДМШ.
Данная рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций и программных требований для преподавателей подготовительных групп ДШИ и ДМШ: «Сольфеджио. Ритмика» (Москва,1988); примерной программы ДШИ и ДМШ по дисциплине «Раннего эстетического развития» И.В. Заводиной (Москва,2005); учебно-методического издания «Ритмика в детской музыкальной школе» Г.С. Франио (Москва, 1997), а также многолетнего личного преподавательского опыта составителя программы Леоновой С.А.
Данная учебная дисциплина должна способствовать воспитанию у детей основ интонационных навыков, чувства метра и ритма, закреплению теоретических понятий через движения, раскрытию общей музыкальности, формированию устойчивого интереса к музыкальному обучению в целом, нравственно-эстетическому воспитанию, приобщению к мировой музыкальной культуре.
Задачи учебной дисциплины:
- музыкально-эстетическое воспитание детей;
- развитие интонационных навыков, музыкального слуха и музыкального кругозора;
- помочь в освоении метроритмической структуры музыки;
- развивать у детей восприятие характера музыки, музыкально — выразительные представления и творческую активность; умение передавать музыку через движение и контролировать свои мышечные ощущения; элементов музыкальной грамоты;
- познакомить детей с основными (базовыми) теоретическими понятиями в увлекательной форме;
- формировать яркие, определенные ритмические образы, образные ассоциации;
- работать над развитием двигательного аппарата у детей, двигательной чувствительности;
Основной способ решения этих задач – создание таких условий на занятиях по «Раннему эстетическому развитию», чтобы дети как можно чаще слышали образцы высокохудожественной музыки, воспринимали её через разнообразные движения.
Условия реализации программы:
- Программа рассчитана на 1 год обучения, 1 занятие в неделю, 36 занятий в год, каждое занятие по 45 минут.
- Количество учащихся в группах — 8 — 12 человек.
- Одежда детей на занятиях должна быть удобной, не стесняющей движений и не вызывающей перегрева; обувь — мягкой и устойчивой (чешки или мягкие тапочки).
- Занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом помещении.
- Часть помещения имеет ковровое покрытие.
- Стулья ставятся вдоль стен, чтобы середина зала оставалась свободной для движения детей.
- Для занятий необходимы: мячи средней величины, простейшие ударные инструменты (бубны и т. п.), ленточки или платочки, крупные карточки с изображением длительностей и ритмических групп, а также другой наглядный материал.
Особенности работы с детьми 5 — 6 летнего возраста:
- Продолжительность каждой формы работы — не более 2-3 минут.
- Урок вмещает 20-30 музыкальных фрагментов.
- Каждый музыкальный фрагмент повторяется только с изменением заданий 3-7 раз.
- Последовательность музыкального материала подбирается контрастно по темпу, характеру, движениям.
Основные виды движений, используемые на уроках:
- ходьба: энергичный шаг, спокойный шаг, марш, ходьба на пятках и носках, топающий шаг, мелкие и широкие шаги, пружинящий шаг, высокий шаг;
- бег: легкий, бег с высоким подъемом ног;
- подскоки: легкие и энергичные;
- прыжки: на двух ногах, поочередно на правой и левой ноге, на месте, с продвижением,
- движения рук;
- дирижирование;
- бросание и ловля мяча: удары мяча об пол, броски вверх, передача мяча.
- приседания или полуприседания;
- кружение;
- остановки;
- повороты;
- сгибание и разгибание корпуса;
- поднятие и опускание плеч.
Чем разнообразнее движения используются на ритмике, тем больше развивается координация и восприимчивость у детей к музыке.
Прогнозируемые результаты:
1.На занятиях «Раннего эстетического развития» у детей развиваются память и внимание, интонационные и творческие навыки.
2.Учащиеся постепенно осваивают начало и окончание музыкальных фраз и предложений через четкие, конкретные движения, осваивают свободный переход от одного движения к другому.
3.Важным результатом занятий «Раннего эстетического развития» является детская раскрепощенность, так как именно она лежит в основе полноценного развития творческой личности.
4.Постепенно у детей появляется уверенность в своих силах, проявляется находчивость, воспитываются активность, инициатива.
Таким образом, в тесной связи со всей учебно — воспитательной работой ДШИ занятия «Раннего эстетического развития» направлены на воспитание организованной, творческой, гармонически развитой личности.
Средства обучения:
- Печатные пособия:
❖ демонстрационный материал: музыкальные инструменты. Комплект пособий для дошкольных учреждений и ДШИ, авторский материал.
2.Информационно — коммуникационные средства:
❖ CD и аудио записи;
3. Технические средства обучения: компьютер, музыкальный центр.
4. Учебно — практическое оборудование:
❖ музыкальные инструменты;
❖ аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Содержание программы:
№ п/п | Содержание уроков ( темы) |
1 четверть | |
1. | Марш. Движение по кругу . Шаг-бег |
2. | Временное понятие звука. Марш, перестройка в две шеренги. Бег. Музыкально-двигательные игры |
3. | Образные упражнения «Мышка и часы», «Птица кар», «Муравьи». Марш-бег |
4. | Коллективное музицирование:р.н.п.2Как у наших у ворот», «Ах вы сени». |
5. | Контрольный урок |
2 четверть | |
1. | Марш. Перестройка в две, три шеренги. Музыкально-двигательные игры «Жираф», «День и ночь», «Зайчики». Упражнения на координацию, свободу шеи и плечевого пояса. Перестройка в два круга |
2. | Упражнения на развитие ритмической памяти. Пальчиковые игры. Игры «Репка», «Медвежата», «Тетера», «Обезьянки». Речевые игры. Понятие сильной доли. Упражнения с мячом. |
3. | Отстукивание ритмоблоков:груша.виноград,земляничка. |
4. | Коллективное музицирование:р.н.п. « Как под горкой» |
5. | Контрольный урок |
3 четверть | |
1. | Знакомство с хороводным, приставным шагом, шагом «на каблук». Упражнения на координацию |
2. | Закрепление право-лево. Речевые, пальчиковые игры, ритмическое эхо |
3. | Образные упражнения «Зонтик», «Барашек», «Сова». Марш-бег |
4. | Понятие «темп». Игры и упражнения. Танцы- полька, вальс (танцевальные импровизации) |
5. | Коллективное музицирование:р.н.п. « Во саду ли в огороде» |
6. | Контрольный урок |
4 четверть | |
1 | Тактирование . Осознанное восприятие длительностей. Танцевальные движения: «пружинка», приставной шаг, шаг польки, «ковырялочка», кружение парами. Упражнения на развитие координации и ритмической памяти. Пальчиковые и речевые игры. Сюжетные импровизации |
2. | Речевые, пальчиковые игры, ритмическое эхо |
3. | Отстукивание ритмоблоков:груша.виноград,земляничка.яблочко. |
4. | Коллективное музицирование – повторение всех песен |
Всего 36 |
Литература:
1. И.Бырченко. С песенкой по лесенке.-М.: «Советский композитор»,1996г.
1. И. Москальнова, М. Рейниш. Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ. — М.: «Музыка», 1997.
2. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. — М.: «Просвещение», 1991.
3. Г.С. Франио. Ритмика в детской музыкальной школе. — М.: «Пресс-соло»,1997.
4. Сольфеджио. Ритмика. Методические рекомендации и программные требования для преподавателей подготовительных групп при детских музыкальных школах, музыкальных отделений школ искусств. – М.: «Музыка», 1988г.
5. М. Домогацкая, JL Чустова. Программа-проект и методические рекомендации для преподавателей подготовительных групп детских музыкальных школ и школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования, — М., 1998г.
6. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. – М.,2012.
7. В. Яновская. Ритмика. Практическое пособие для хореографических училищ. — М. : «Музыка», 1979.
8. З.К. Шушкина. Ритмика. Учебное пособие для вокальных отделений музыкальных училищ. — М.: «Музыка», 1967.
9. Н.А. Батчаева. Ритмика. Статья в интернете. 2002.
10. Г. Франио. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: «Советский композитор», 1989.
11. Г. Франио. Методическое пособие по ритмике для 2-го класса музыкальной школы. – М.: «Музыка», 2005.
Источник
Рекомендована Утверждаю:
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Составитель:
педагог дополнительного образования
Гореликова Татьяна Владимировна
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень: ознакомительный
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
Художественно-эстетическая
АКТУАЛЬНОСТЬ
Практика показала, что тематика и содержание программы на данный момент актуальны, поскольку соответствует современной действительности и социальному заказу. Деятельность нацелена на вариативность используемого материала, позволяющую развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. Соприкосновение с искусством рисования и лепки оказывает на ребенка сильное эмоциональное и познавательное воздействие, развивает творческое воображение, совершенствует мелкую моторику.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
От современного человека требуется особая эстетическая культура, умение использовать ее в повседневной жизни, быту. Поэтому развивать ее надо начинать с дошкольного возраста.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Сформированность высокого уровня эстетического восприятия и практического применения навыков по рисованию и лепке.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
1.Повысить интерес детей к искусству лепки и рисования.
2.Сформировать каждого учебного года достаточный запас продуктивных навыков согласно содержанию данной программы. 3.Развивать творческий потенциал детей 5-6 лет через данные занятия.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа адаптирована к возрастным, индивидуальным особенностям детей, их склонностям и интересам, пожеланиям родителей. В занятия внесены элементы игровой мотивации, художественное слово. Учитывается опыт и возможности каждого ребенка, поощряется творчество, самостоятельность. Используется в занятиях разнообразная продуктивная художественная деятельность (работа с пластилином, различные средства рисования).
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ
В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5-6 лет.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на один учебный год.
ФОРМА ЗАНЯТИЙ
Форма занятий занимательная.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут
с октября по апрель (включительно)
1 подгруппа:
Начало занятий в 18часов 30 минут – окончание в 19 часов.
2 подгруппа:
Начало занятий в 19часов 10 минут – окончание в 19часов 40 минут
Содержание дополнительной образовательной программы
РИСОВАНИЕ
Тема «Рисование восковыми карандашами, свечой и акварелью»
Дети знакомятся со способами рисования восковыми карандашами, свечой в сочетании с акварелью. Детей увлекает неожиданный эффект, «волшебство» преображения рисунка.
Тема «Рисование мятой бумагой и гуашью»
Дети открывают для себя неожиданное свойство мятой бумаги – она может рисовать как кисть, при чем рисунок получается своеобразным.
Тема «Рисование пластилином, зубной пастой».
Детям нравится результат — яркие, объемные рисунки радуют их, пробуждает фантазию, интерес к рисованию.
Тема «Рисование ватными дисками, ватными палочками и гуашью».
В Необычность материала, его скульптурность в сочетании с гуашью, делает простые рисунки выразительными и яркими.
Тема «Рисование салфетками, гуашью и акварелью, пищевым красителем».
В течение занятий дети открывают для себя особенную технику рисования. Сжатые салфетки, покрываются краской, придавая рисунку особенную выразительность, выпуклость.
Тема «Рисование — выдувание краски».
В рисовании таким способом детей очень привлекает сам процесс, действо и конечно же сам результат, который зависит от воображения ребенка и его фантазии.
Тема «Рисование клеевой кистью, гуашью и солью».
Жесткая клеевая кисть делает примитивный детский рисунок своеобразным, интересным, а соль придает выразительность.
Тема «Рисование по трафарету»
Способ рисования клеевой кистью простой, но результат впечатляет детей, придает уверенность в своих возможностях.
ЛЕПКА
На занятиях дети не только лепят скульптурные композиции, но учатся пластилинографии — рисунку пластилином.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Высокий уровень навыков работы с различными художественными материалами и средствами, стимулирующий в последствии сформированность интереса и успешную деятельность детей в художественно-эстетической области.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Перспективный план на год.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Наличие методической литературы, технического обеспечения.
Техническое оснащение занятий(обеспечивается родителями)
- Наборы цветной бумаги, картона.
- Наборы бумаги для акварели и гуаши.
- Наборы салфеток.
- Наборы ватных дисков и ватных палочек.
- Наборы пластилина.
- Комплект гуашевых красок.
- Комплект акварельных красок.
- Комплекты восковых мелков, свечек.
- Кисти клеевые.
- Кисти художественные №1,№3, №5.
Календарно-тематический план на 2015-2016 учебный год
Для детей 5 лет
Тема занятия | |||||
СЕНТЯБРЬ | |||||
№ | Дата | РИСОВАНИЕ | Дата | ЛЕПКА | |
1. | «Улитка» (восковые карандаши, акварель) | «Улитка на листочке» (объемная) | |||
2. | «Ладошки» (гуашь) | «Мухомор» (налеп) | |||
3. | «Букет астр» (зубочистки) | ||||
ОКТЯБРЬ | |||||
1. | «Ваза с цветами»(гуашь) | «Овощи на тарелке» (объем) | |||
2. | «Яблоко и груша» (гуашь) | «Ветка рябины» (налеп) | |||
3. | «Клен и ель» (гуашь по мокрому) | «Корзина с грибами» (налеп) | |||
4. | «Медведь с Колобком» (гуашь) | «Заяц с Колобком» (объем) | |||
НОЯБРЬ | |||||
1. | Рисование по сказке «Колобок» | «Лист дерева» (налеп) | |||
2. | «Осенний лес»(акварель) | «Котенок» (объем) | |||
3. | «Черное дерево» (гуашь) | «Лягушонок» (налеп) | |||
4. | «Лягушонок» (продолжение) | ||||
ДЕКАБРЬ | |||||
6. | «Черное дерево» (гуашь продолжение) | «Кошка и мышка» (налеп) | |||
7. | «Зайчик под елкой» (ватные диски) | «Кошка и мышка» (продолжение) | |||
8. | «Зайчик под елкой» (продолжение) | «Обезьянка» (объем) | |||
9. | «Обезьянка» (гуашь) | «Снегурочка» (объем) | |||
ЯНВАРЬ | |||||
1. | «Нарядная елка» (гуашь) | «Снеговик» (налеп) | |||
2. | «Снеговик под деревом» (диски, гуашь) | «Клоун» (объем) | |||
3. | «Снеговик» (продолжение) | «Кот со сметаной» (объем) | |||
4. | «Зимнее дерево» (салфетки, соль) | ||||
ФЕВРАЛЬ | |||||
1. | «Зимнее дерево» (продолжение) | «Синичка» (налеп) | |||
2. | «Снегирь на ветке» (гуашь, диски) | «Сова на ветке» (налеп) | |||
3. | «Снегирь на ветке» (продолжение) | «Дети гуляют» (объем) | |||
4. | «Гвоздика» (акварель) | «Волшебная птица» (налеп) | |||
МАРТ | |||||
1. | «Тюльпаны» (гуашь) | «Подснежник» (налеп) | |||
2. | «Подснежники» (гуашь) | «Птичка на ветке» (налеп) | |||
3. | «Подснежники» (продолжение — гуашь) | «Весна» (налеп) | |||
4. | «Скворец на ветке» (гуашь) | «Весна» (налеп — продолжение) | |||
5. | «Скворец на ветке» (гуашь продолжение) | ||||
АПРЕЛЬ | |||||
1. | «Космос» (салфетки, соль, гуашь) | «Кошечка» (налеп) | |||
2. | «Весенняя березка» (гуашь) | «Кошечка» (продолжение) | |||
3. | «Весенняя березка» (продолжение) | «Птенчик» (из киндера) | |||
4. | «Маки» (гуашь) | «Букет цветов» (налеп) | |||
«Букет цветов» (продолжение) |
Календарно-тематический план на 2015-2016 учебный год
Для детей 6 лет
№ | Дата | Тема занятия | ||
СЕНТЯБРЬ | ||||
РИСОВАНИЕ | ЛЕПКА | |||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
ОКТЯБРЬ | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
НОЯБРЬ | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
ДЕКАБРЬ | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. | ||||
ЯНВАРЬ | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
ФЕВРАЛЬ | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
МАРТ | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
АПРЕЛЬ | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. |
Источник