Программа раннего эстетического развития ребенка

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования «Поворинская школа искусств» 

Одобрено на заседании                                                 «Утверждаю»

фортепианной секции                                  Директор Козырева О.А.

    29 августа 2014г.                                          29 августа 2014г.

__  (дата утверждения)                                                (дата утверждения )                                                              

Рабочая программа  учебной дисциплины

«Раннее эстетическое развитие»

для детей 5 – 6 лет

Срок реализации 1 год

Составитель: учитель первой  квалификационной категории

МКОУ ДОД «Поворинской ДШИ»

Леонова Светлана Алексеевна 

2014/2015 учебный год

                                              Пояснительная записка

Цель учебной дисциплины:

Раннее эстетическое развитие  в детской школе искусств, входит в комплекс дисциплин музыкально — теоретического цикла. Этот учебный предмет всецело направлен на овладение музыкально — ритмической культуры и подготовку детей к основному обучению в ДМШ.

Данная рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций и программных требований для преподавателей подготовительных групп  ДШИ и ДМШ:  «Сольфеджио. Ритмика» (Москва,1988);  примерной программы ДШИ и ДМШ  по дисциплине «Раннего эстетического развития» И.В. Заводиной (Москва,2005); учебно-методического издания «Ритмика в детской музыкальной школе»   Г.С. Франио (Москва, 1997), а также многолетнего личного преподавательского опыта составителя программы Леоновой С.А.

Данная учебная дисциплина должна способствовать воспитанию  у детей основ интонационных навыков, чувства метра и ритма, закреплению теоретических понятий через движения, раскрытию общей музыкальности, формированию устойчивого интереса к музыкальному обучению в целом, нравственно-эстетическому воспитанию, приобщению к мировой музыкальной культуре.

Задачи учебной дисциплины:

  1. музыкально-эстетическое воспитание детей;
  2. развитие интонационных навыков, музыкального слуха и музыкального кругозора;
  3. помочь в освоении метроритмической структуры музыки;
  4. развивать у детей восприятие характера музыки, музыкально — выразительные представления и творческую активность; умение передавать музыку через движение и контролировать свои мышечные ощущения;  элементов музыкальной грамоты;
  5. познакомить детей с основными (базовыми) теоретическими понятиями в увлекательной форме;
  6. формировать яркие, определенные ритмические образы, образные ассоциации;
  7. работать над развитием двигательного аппарата у детей, двигательной чувствительности;

Основной способ решения этих задач – создание таких условий на занятиях по «Раннему эстетическому развитию», чтобы дети как можно чаще слышали образцы высокохудожественной музыки, воспринимали её через разнообразные движения.

Условия реализации программы:

  1. Программа рассчитана на 1 год обучения, 1 занятие в неделю, 36 занятий в год, каждое занятие по 45 минут.
  2. Количество учащихся в группах  —  8 — 12 человек.
  3. Одежда детей на занятиях должна быть удобной, не стесняющей движений и не вызывающей перегрева;  обувь — мягкой и устойчивой (чешки или мягкие тапочки).
  4. Занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом  помещении.
  5. Часть помещения имеет ковровое покрытие.
  6. Стулья  ставятся вдоль стен, чтобы середина зала оставалась свободной для движения детей.
  7. Для занятий необходимы:  мячи средней величины,  простейшие ударные инструменты (бубны и т. п.), ленточки или платочки, крупные карточки с изображением длительностей и ритмических групп, а также другой наглядный материал.

Особенности работы с детьми 5 — 6 летнего возраста:

  1. Продолжительность каждой формы работы — не более 2-3 минут.
  2. Урок вмещает 20-30 музыкальных фрагментов.
  3. Каждый музыкальный фрагмент повторяется только с изменением  заданий 3-7 раз.
  4. Последовательность музыкального материала подбирается контрастно  по темпу, характеру, движениям.

Основные виды движений, используемые на уроках:

  1. ходьба: энергичный шаг, спокойный шаг, марш, ходьба на пятках и носках, топающий шаг, мелкие и широкие шаги, пружинящий шаг, высокий шаг;
  2. бег: легкий,  бег с высоким подъемом ног;
  3. подскоки: легкие и энергичные;
  4. прыжки: на двух ногах, поочередно на правой и левой ноге, на месте, с продвижением,
  5. движения рук;
  6. дирижирование;
  7. бросание и ловля мяча: удары мяча об пол, броски вверх, передача мяча.
  8. приседания или полуприседания;
  9. кружение;
  10. остановки;
  11. повороты;
  12. сгибание и разгибание корпуса;
  13. поднятие и опускание плеч.

Чем разнообразнее движения используются на ритмике, тем больше развивается координация и восприимчивость у детей к музыке.

Прогнозируемые результаты:

1.На занятиях  «Раннего эстетического развития»  у детей развиваются память и внимание, интонационные и творческие навыки.

    2.Учащиеся постепенно осваивают начало и окончание музыкальных фраз и предложений через четкие, конкретные движения, осваивают свободный переход от одного движения к другому.

3.Важным результатом занятий «Раннего эстетического развития»  является детская раскрепощенность, так как  именно она  лежит в основе полноценного развития творческой личности.

4.Постепенно у детей появляется уверенность в своих силах, проявляется находчивость, воспитываются активность, инициатива.

Таким образом, в тесной связи со всей учебно — воспитательной работой ДШИ  занятия «Раннего эстетического развития»  направлены на воспитание организованной, творческой, гармонически развитой личности.

  Средства обучения:

  1. Печатные пособия:

❖ демонстрационный материал: музыкальные инструменты. Комплект пособий для дошкольных учреждений и ДШИ, авторский материал.

2.Информационно — коммуникационные средства:

❖ CD и аудио записи;

             3.  Технические средства обучения: компьютер, музыкальный центр.

             4.  Учебно — практическое оборудование:

❖ музыкальные инструменты;

❖ аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

Содержание программы:

п/п

Содержание уроков ( темы)

1 четверть

1.

Марш. Движение по   кругу . Шаг-бег

2.

Временное понятие звука. Марш, перестройка в две шеренги. Бег. Музыкально-двигательные игры

   3.

Образные упражнения «Мышка и часы», «Птица кар», «Муравьи». Марш-бег

4.

Коллективное музицирование:р.н.п.2Как у наших у ворот», «Ах вы сени».

5.

Контрольный урок

2 четверть

1.

Марш. Перестройка в две, три шеренги.

Музыкально-двигательные игры «Жираф», «День и ночь», «Зайчики».

Упражнения на координацию, свободу шеи и плечевого пояса. Перестройка в два круга

2.

Упражнения на развитие ритмической памяти. Пальчиковые игры. Игры «Репка», «Медвежата», «Тетера», «Обезьянки». Речевые игры. Понятие сильной доли. Упражнения с мячом.

3.

Отстукивание ритмоблоков:груша.виноград,земляничка.

4.

Коллективное музицирование:р.н.п. « Как под горкой»

5.

Контрольный урок

3 четверть

1.

Знакомство с хороводным, приставным шагом, шагом «на каблук». Упражнения на координацию

   2.

Закрепление право-лево. Речевые, пальчиковые игры, ритмическое эхо

3.

Образные упражнения «Зонтик», «Барашек», «Сова». Марш-бег

    4.

Понятие «темп». Игры и упражнения. Танцы- полька, вальс (танцевальные импровизации)

   5.

Коллективное музицирование:р.н.п. « Во саду ли в огороде»

6.

Контрольный урок

4 четверть

1

Тактирование       . Осознанное восприятие длительностей. Танцевальные движения: «пружинка», приставной шаг, шаг польки, «ковырялочка», кружение парами. Упражнения на развитие координации и ритмической памяти. Пальчиковые и речевые игры. Сюжетные импровизации

2.

Речевые, пальчиковые игры, ритмическое эхо

3.

Отстукивание ритмоблоков:груша.виноград,земляничка.яблочко.

4.

Коллективное музицирование – повторение всех песен

Всего 36

Литература:

1. И.Бырченко. С песенкой по лесенке.-М.: «Советский композитор»,1996г.

1. И. Москальнова, М. Рейниш. Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ. — М.:  «Музыка», 1997.

2. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. — М.: «Просвещение», 1991.

3. Г.С. Франио.  Ритмика в детской музыкальной школе. — М.: «Пресс-соло»,1997.

4. Сольфеджио. Ритмика.  Методические рекомендации и программные требования для преподавателей подготовительных групп при детских музыкальных школах, музыкальных отделений школ искусств. – М.: «Музыка», 1988г.

5. М. Домогацкая, JL Чустова.  Программа-проект и методические рекомендации для преподавателей подготовительных групп детских музыкальных школ и школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования, — М., 1998г.

6. Сольфеджио.  Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. – М.,2012.

7. В. Яновская. Ритмика. Практическое пособие для хореографических училищ.  — М. : «Музыка», 1979.

8. З.К. Шушкина. Ритмика.  Учебное пособие для вокальных отделений музыкальных училищ. — М.: «Музыка», 1967.

9. Н.А. Батчаева. Ритмика. Статья в интернете. 2002.

10.  Г. Франио.  Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: «Советский композитор», 1989.

11. Г. Франио. Методическое пособие по ритмике для 2-го класса музыкальной школы. – М.: «Музыка»,  2005.

Источник

Рекомендована                                                                    Утверждаю:

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА

РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

                                                  Составитель:

 педагог дополнительного образования

Гореликова Татьяна Владимировна

Возраст детей: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень: ознакомительный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

Художественно-эстетическая

АКТУАЛЬНОСТЬ

Практика показала, что тематика и содержание программы на данный момент актуальны, поскольку соответствует современной действительности и социальному заказу.  Деятельность нацелена  на вариативность используемого материала, позволяющую развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. Соприкосновение с искусством рисования и лепки оказывает на ребенка сильное эмоциональное и познавательное воздействие, развивает творческое воображение, совершенствует мелкую моторику.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

От современного человека требуется особая  эстетическая культура, умение использовать ее в повседневной жизни, быту. Поэтому развивать ее надо начинать с дошкольного возраста.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Сформированность высокого уровня эстетического восприятия и практического применения навыков по рисованию и лепке.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

1.Повысить интерес  детей к искусству лепки и рисования.  

2.Сформировать каждого учебного года достаточный запас продуктивных                      навыков согласно содержанию данной программы.                                                                                                                3.Развивать творческий потенциал детей 5-6 лет через данные занятия.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа адаптирована к возрастным, индивидуальным  особенностям детей, их склонностям и интересам, пожеланиям родителей. В занятия внесены элементы игровой мотивации, художественное слово. Учитывается опыт и возможности каждого ребенка, поощряется творчество, самостоятельность.  Используется в занятиях разнообразная продуктивная художественная деятельность (работа с пластилином, различные средства рисования).

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ

В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5-6 лет.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на один учебный год.

ФОРМА ЗАНЯТИЙ

Форма занятий занимательная.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут

с октября по апрель (включительно)

1 подгруппа:

Начало занятий в 18часов 30 минут – окончание в 19 часов.

2 подгруппа:

Начало занятий в 19часов 10 минут – окончание в 19часов 40 минут

Содержание дополнительной образовательной программы

РИСОВАНИЕ

Тема «Рисование восковыми карандашами, свечой и акварелью»

Дети знакомятся со способами рисования восковыми карандашами, свечой в сочетании с акварелью. Детей увлекает неожиданный эффект, «волшебство» преображения рисунка.

Тема  «Рисование мятой бумагой и гуашью»

Дети открывают для себя неожиданное свойство мятой бумаги – она может рисовать как кисть, при чем рисунок получается своеобразным.

Тема  «Рисование  пластилином, зубной пастой».

Детям нравится результат  —  яркие, объемные рисунки радуют их, пробуждает фантазию, интерес к рисованию.  

Тема  «Рисование ватными дисками,  ватными палочками и гуашью».

В Необычность материала, его скульптурность в сочетании с гуашью, делает простые рисунки выразительными и яркими.

Тема  «Рисование салфетками, гуашью и акварелью, пищевым красителем».

В течение  занятий дети открывают для себя особенную технику рисования. Сжатые салфетки, покрываются краской, придавая рисунку особенную выразительность, выпуклость.

Тема «Рисование  — выдувание краски».

В рисовании таким способом детей очень привлекает сам процесс, действо и конечно же сам результат, который зависит от воображения ребенка и его фантазии.

Тема «Рисование клеевой кистью, гуашью и солью».

Жесткая клеевая кисть делает примитивный детский рисунок своеобразным, интересным, а соль придает выразительность.

Тема «Рисование по трафарету»

Способ рисования клеевой кистью простой, но результат впечатляет детей, придает уверенность в своих возможностях.

ЛЕПКА

На занятиях дети не только лепят скульптурные композиции, но учатся  пластилинографии — рисунку пластилином.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Высокий уровень навыков работы с различными художественными материалами и средствами, стимулирующий в последствии сформированность интереса и успешную деятельность детей в художественно-эстетической области.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1. Перспективный план на год.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Наличие методической литературы, технического обеспечения.

Техническое оснащение занятий(обеспечивается родителями)  

  • Наборы цветной бумаги, картона.
  • Наборы бумаги для акварели и гуаши.
  • Наборы салфеток.
  • Наборы ватных дисков и ватных палочек.
  • Наборы пластилина.
  • Комплект гуашевых красок.
  • Комплект акварельных красок.
  • Комплекты восковых мелков, свечек.
  • Кисти клеевые.
  • Кисти художественные №1,№3, №5.

Календарно-тематический план на 2015-2016 учебный год

Для детей 5 лет

Тема занятия

СЕНТЯБРЬ

Дата

РИСОВАНИЕ

Дата

ЛЕПКА

1.

«Улитка» (восковые карандаши, акварель)

«Улитка на листочке» (объемная)

2.

«Ладошки» (гуашь)

«Мухомор» (налеп)

3.

«Букет астр» (зубочистки)

ОКТЯБРЬ

1.

«Ваза с цветами»(гуашь)

«Овощи на тарелке» (объем)

2.

«Яблоко и груша» (гуашь)

«Ветка рябины» (налеп)

3.

«Клен и ель» (гуашь по мокрому)

«Корзина с грибами» (налеп)

4.

«Медведь с Колобком» (гуашь)

«Заяц с Колобком» (объем)

НОЯБРЬ

1.

Рисование по сказке «Колобок»

«Лист дерева» (налеп)

2.

«Осенний лес»(акварель)

«Котенок» (объем)

3.

«Черное дерево» (гуашь)

«Лягушонок» (налеп)

4.

«Лягушонок» (продолжение)

ДЕКАБРЬ

6.

«Черное дерево» (гуашь продолжение)

«Кошка и мышка» (налеп)

7.

«Зайчик под елкой» (ватные диски)

«Кошка и мышка» (продолжение)

8.

«Зайчик под елкой» (продолжение)

«Обезьянка» (объем)

9.

«Обезьянка» (гуашь)

«Снегурочка» (объем)

ЯНВАРЬ

1.

«Нарядная елка» (гуашь)

«Снеговик» (налеп)

2.

«Снеговик под деревом» (диски, гуашь)

«Клоун» (объем)

3.

«Снеговик» (продолжение)

«Кот со сметаной» (объем)

4.

«Зимнее дерево» (салфетки, соль)

ФЕВРАЛЬ

1.

«Зимнее дерево» (продолжение)

«Синичка» (налеп)

2.

«Снегирь на ветке» (гуашь, диски)

«Сова на ветке» (налеп)

3.

«Снегирь на ветке» (продолжение)

«Дети гуляют» (объем)

4.

«Гвоздика» (акварель)

«Волшебная птица» (налеп)

МАРТ

1.

«Тюльпаны» (гуашь)

«Подснежник» (налеп)

2.

«Подснежники» (гуашь)

«Птичка на ветке» (налеп)

3.

«Подснежники» (продолжение — гуашь)

«Весна» (налеп)

4.

«Скворец на ветке» (гуашь)

«Весна» (налеп — продолжение)

5.

«Скворец на ветке» (гуашь продолжение)

АПРЕЛЬ

1.

«Космос» (салфетки, соль, гуашь)

«Кошечка» (налеп)

2.

«Весенняя березка» (гуашь)

«Кошечка» (продолжение)

3.

«Весенняя березка» (продолжение)

«Птенчик» (из киндера)

4.

«Маки» (гуашь)

«Букет цветов» (налеп)

«Букет цветов» (продолжение)

Календарно-тематический план на 2015-2016 учебный год

Для детей 6 лет

Дата

                      Тема занятия

СЕНТЯБРЬ

РИСОВАНИЕ

ЛЕПКА

1.

2.

3.

4.

ОКТЯБРЬ

1.

2.

3.

4.

НОЯБРЬ

1.

2.

3.

4.

ДЕКАБРЬ

6.

7.

8.

9.

ЯНВАРЬ

1.

2.

3.

4.

ФЕВРАЛЬ

1.

2.

3.

4.

МАРТ

1.

2.

3.

4.

5.

АПРЕЛЬ

1.

2.

3.

4.

5.

Источник