Программа психолого педагогической коррекции ребенка с нарушениями развития

Светлана Абрамкина
Программа психолого-педагогической коррекции страхов у дошкольников

Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула (А. Ребер).

Страх можно рассматривать как выражение тревоги. (А. И. Захаров)

В настоящее время по данным практикующих психологов и педагогов увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, подверженных страхам.

В дошкольном возрасте проявления страха –это подтверждение нормального, своевременного развития ребенка, но если страхи ярко выражены, то ребенку тяжело справиться с ними и страхи начинают «взрослеть» вместе с ребенком.

При большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере у ребенка-дошкольника возникает состояние психического напряжения, скованности. Поведение становится все более пассивным, атрофируются любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию общения. Вместо непосредственности и открытости развиваются настороженность и аффективная замкнутость (отгороженность, уход в себя, в свои проблемы. Усиливается несвойственная детям ориентация на травмирующее прошлое, которая все более предопределяет настоящее, исключает из психического репертуара положительные эмоции, оптимизм и жизнеутверждающую активность. Тогда неумение радоваться пропорционально умению тревожиться, беспокоиться, быть озадаченным. Во всех этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, переживание бессилия, потерю веры в себя, в свои силы и возможности.

К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и идея разработанной программы – предупредить возможность проявления страхов и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Цель программы: коррекция страхов у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

1. Снизить уровень тревожность у детей.

2. Усилить образ-«Я» каждого ребёнка.

3. Актуализировать чувство страха.

4. Повысить психический тонус ребёнка.

5. Осуществить контроль над объектом страха.

6. Повысить уверенность в себе.

Программареализуется в 4 этапа:

1 этап – диагностический.

Цель: выявление страхов и уровня тревожности у дошкольников

Диагностический инструментарий:

1. Тест “Страхи в домиках” М. А. Панфилова, А. И. Захаров

2. Тест “ Кактус”

3. Тест “ Тревожности” (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) для дошкольников

2 этап – информационный.

Цель: информирование родителей и педагогов по работе с тревожными детьми

Памятки и рекомендации для родителей и педагогов по работе с тревожными детьми.

3 этап – практический.

Цель: коррекция страхов у дошкольников.

4 этап – контрольный.

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

Проведение повторных диагностик для определения результата проведенной работы.

Для реализации программы психолого-педагогической коррекции страхов у детей дошкольного возраста выбрана групповая форма проведения психолого-педагогической коррекции. Групповая форма заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы.

Цикл занятий рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В группе 6 человек. Возраст детей 5-6 лет. Приблизительная длительность каждого занятия – 40 минут

Методы и техники, используемые в программе:

1. Релаксация.

Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

2. Концентрация.

Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

3. Функциональная музыка.

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

4. Игротерапия.

Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

5. Телесная терапия.

Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

6. Арт-терапия.

Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Критерии эффективности программы:

• повышение уверенности в себе;

• снижение тревожности;

• снижение количества страхов;

• улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок

Тематический план занятий

1. Это –мы!Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. Время 30 минут

2.«Настроение».Цель: осознание своего эмоционального состояния, понижение психоэмоционального напряжения. Время 40 минут

3.«Наши чувства».Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов. Время 30 минут

4. «Страх».Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка. Время 40 минут

Читайте также:  Использование анкетирования для изучения психического развития ребенка

5. “ Я больше не боюсь»”Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Время 40 минут

6. «Волшебный лес».Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. Время 30 минут

7. «Как в сказке».Цель: формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности. Время 40 минут

8. «Волшебники».Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия

Время 40 минут

9. «Герои».Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

Время 30 минут

10. Аутотренинг

«Во сне».Цель: снять психоэмоциональное напряжение, мышечные зажимы. Время 20 минут

Источник

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81      Факс: (499)177-67-66      E-mail: sk65@edu.mos.ru            https://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001        ОКАТО 45290590000        ОГРН 1037700227157         ОКТМО 45395000

Утверждаю

Директор ГКОУ СКШИ № 65

Перепелкина С.И.

________________________

Индивидуальная психолого-педагогическая программа, направленная на коррекцию компетенций эмоционально-волевой сферы

Педагог-психолог:

Бурякова Н. В.

2019-2020г.

Пояснительная записка.

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы, особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие,  имеющих худшие адаптационные возможности. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностной сферы подростка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы.  

Подростковый возраст характеризуется как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением мощного фактора полового созревания, а новое ещё не обретено (Выгодский Л.С.). В этом определении акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризов: роль процесса полового созревания и роль неустойчивости нервной системы.

У подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение. Разумеется, биологические факторы (гормональные изменения) не являются определяющими: важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение. Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка, при нормальном онтогенезе этот период протекает проблематично во всех отношениях, при дизонтогенезе, у детей с ОВЗ,  возможны более серьезные нарушения, отклонения.

У подростков с ОВЗ отмечается: недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью, может серьезно  тормозить  их  обучение  и  развитие. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера; частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, что связано с их нервно-психическими состояниями. Подростки с ОВЗ могут допускать срывы в своём поведении.

Эмоциональная поверхность приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Значительная часть нарушений поведения имеет и половые различия: аффективная возбудимость у мальчиков чаще проявляется в раздражительности, взрывчатости, у девочек имеет выраженный истериформный оттенок; в расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек — повышенная сексуальность.

Также таких подростков отличает завышенная самооценка, при низком уровне тревожности, неадекватный уровень притязаний — слабость реакции на неуспехи, преувеличение удачности.

Статистические данные психологических исследований подростков с ОВЗ, позволяют сделать следующие выводы: такие подростки характеризуются моральной незрелостью, отсутствием чувства долга, ответственности, неспособности тормозить свои желания, подчиняться школьной дисциплине и повышенной внушаемостью и неправильным формам поведения окружающих.

Однако анализ нарушений у подростков с ОВЗ подтверждает мнение о роли благоприятных условий обучения и воспитания в профилактике декомпенсации поведения. В условиях специального обучения асинхрония развития, свойственная психическому инфантилизму, в значительной мере сглаживается за счет целенаправленного формирования, как личностных свойств, так и навыков произвольной деятельности.

В связи с вышеперечисленными фактами и проблемами возникает реальная практическая потребность в разработке коррекционно-развивающей программы, так как эта категория детей нуждается в специально организованных условиях психолого-педагогического воздействия, направленных на оптимизацию и нормализацию процесса межличностных отношений с окружающими.

Читайте также:  Влияние обучения и воспитания на развитие личности ребенка

Программа  коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ.

 Программа  направлена на обеспечение  коррекции  нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы  подростков с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории; на формирование способности к произвольной регуляции поведения, на основе подчинения системе правил, регулирующих эмоциональные проявления в межличностных отношениях, потребности в общении, развития эмпатии и адекватных навыков сотрудничества с окружающими.

Условия реализации программы:

Программа предназначена для психологической работы с детьми подросткового возраста с особыми образовательными потребностями в возрасте 10-14 лет.

Коррекция имеющихся у подростков недостатков развития проводится в малой группе, которая формируется из числа учащихся коррекционного класса. Учащиеся делятся на подгруппы в зависимости от сложности дефектов. В классе могут быть несколько учеников, требующих индивидуальной коррекции. С ними проводятся индивидуальные занятия. Состав подгрупп имеет подвижный характер: ученики могут быть выведены на индивидуальную коррекцию или, напротив, включаться в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Занятия проводятся в конце учебного дня. Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции. Психологу необходимо специально организовывать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, оказать психологическую помощь подростку в его саморазвитии.

Психокоррекционный процесс рассчитан на его реализацию в виде цикла занятий, рассчитанных на 19 часов.  Продолжительность одного занятия – 40 минут. Частота занятий — 1 раз в неделю.

Цель программы: содействие процессу эмоционально-личностного развития, улучшение субъективного самочувствия, укрепление психического здоровья, формирование навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности.

Задачи:

  • Мотивировать учащихся на формирование первичных навыков самоанализа.
  • Дать понятие об эмоционально-личностной сфере.
  • Сформировать представление о формах и навыках личностного общения в группе сверстников, способов достижения взаимопонимания.
  • Способствовать развитию моральных качеств, проявлению толерантности.
  • Мотивировать учащихся на формирование потребности в саморазвитии и самопознании.
  • Способствовать формированию необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.
  • Учить применять методы аутотренинга, дыхательной гимнастики, мышечной релаксации, медитации для снятия психоэмоционального напряжения.

Приёмы и формы работы:

Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:

— ритуал приветствия,

— разминку,

— основное содержание,

— рефлексию по поводу данного занятия,

— ритуал прощания.

В ходе работы используются:

— игровые методы,

— метод группового обсуждения,

— ролевые игры,

— арт-терапия в различных её видах (рисуночная терапия, творческое рассказывание),

— метод аутогенной тренировки,

— психогимнастика.

После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они чувствовали в той или иной роли, мотивируют свои поступки. Это даёт возможность развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на межличностную ситуацию глазами партнёра.

Все занятия имеют одни и те же цели:

— познавательные: сделать на основе наблюдений самостоятельные выводы, зафиксировать их в знаковой и речевой форме;

— регулятивные: выделить и проговорить последовательность операций;

— коммуникативные: уметь слушать собеседника, вступать в учебный диалог, договариваться.

Основная идея занятия заключается в том, чтобы не принуждать человека к каким-либо действиям, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя. Программа направлена на формирование процесса самовоспитания и саморазвития личности детей.

Перечень средств, необходимых для реализации программы.

Аппаратные средства

  • Компьютер — универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео — изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Неаппаратные средства (игры, специализированные приспособления)

  • Функционально-ориентированные игрушки и пособия.
  • Арсенал для техники АРТ-терапии (сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы, краски, гуашь, кисти, баночки для воды, восковые карандаши, пластилин).
  • Таблицы и рисунки, раздаточный материал на каждого ученика – наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. д.;
  • Дидактические игры (настольно-печатные, с предметами).
Читайте также:  Влияние музыки на развитие ребенка курсовая работа

Ожидаемые результаты:

Педагогическим результатом деятельности по данной программе является:

  • становление и развитие личности учащегося как субъекта психической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения;
  • умение адаптироваться в сложных современных условиях;
  • повышение представлений школьника о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;
  • развитие эмпатии как чувства сопереживания к другому человеку;
  • уменьшение негативных эмоциональных проявлений (негативизм, немотивированное упрямство, склонность к агрессивным проявлениям в межличностном взаимодействии с одноклассниками, замкнутость, апатичность); 
  • воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях;
  • формирование навыков уверенного отказа, безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркотизацию;
  • формирование необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.

Коррекция эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Когда не знаешь, как себя вести…..»

Тема

Количество часов

РАЗДЕЛ I. Личностное самоопределение.

1

Первичная диагностика

2

2

Представление о самом себе

1

3

Познание своего Я

2

4

Формирование адекватной самооценки

2

5

Расширение круга близких людей

2

6

Активное слушание

2

7

Как вести переговоры

1

8

Мои права и права других людей

2

РАЗДЕЛ II. Учимся жить в современном мире. (21часов)

1

Эмоции и чувства. Функции чувства

2

2

Работа с обидами

2

3

Преодоление трудных ситуаций

2

4

Межличностные стрессы

2

5

Мои проблемы

2

6

Агрессивное (конфликтное) поведение

3

7

Эффективные способы общения 1

2

8

Умение принимать критику

2

9

Звездная карта моей жизни

1

10

Коммуникативная игра «Путешествие на воздушном шаре»

1

11

Вторичная диагностика

2

ИТОГО: 35 часов

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Формируемые представления

Обеспечение занятия

Диагностика коммуникативных умений и навыков

Тест оценки коммуникативных умений под редакцией А.А. Карелина; диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко

Представления о самом себе

Знакомство с чертами личности, возможность распознавать личностные качества

Листы бумаги, карандаши, правила поведения на тренинге

Познание своего Я

Принимать самого себя, адекватно осознавать достоинства и недостатки как свои, так и чужие

Листы цветной бумаги, карандаши, ножницы, релаксационная музыка, магнитофон

Формирование адекватной самооценки

Личностная рефлексия, создание внутренних критериев самооценки

Листы бумаги, цветные и простые карандаши, карточки с предложениями

Расширение круга близких людей

Роль общения в жизни, необходимость совершенствования навыков общения

Конверт с призом, карточки с ситуациями для ролевой игры

Активное слушание

Умение слушать другого человека

Повязки для глаз, слова печатные «переговоры», «компромисс», карточки с ситуацией для ролевого моделирования.

Как вести переговоры

Конкретные навыки общения

Карточки с ситуациями, релаксационная музыка, магнитофон

Мои права и права других людей

Принципы взаимодействия, подразумевающие учет мнения других людей

Презентация, компьютер, магнитофон, музыка релаксационная, листы бумаги, цветные карандаши, краски.

Эмоции и чувства. Функции чувств

Эмоциональная сфера личности

Бланки с таблицей и ситуациями, музыка, магнитофон.

Работа с обидами

Навык уверенного поведения, умение справляться с обидой

Листы бумаги. Карандаши.

Преодоление трудных ситуаций

Навыки преодоления стресса

Карточки с ситуациями, листы бумаги, карандаши, бланки с иррациональными мыслями.

Межличностные стрессы

Навыки преодоления межличностного стресса

Презентация « Проявления стресса», музыка релаксационная, магнитофон.

Мои проблемы

Осознание своих проблем и поиск их решения

Листы бумаги, карандаши.

Агрессивное (конфликтное) поведение

Приемы регулирования эмоционального состояния

Мягкая игрушка, анкета «Мое поведение»

Эффективные способы общения I

Способы невербального общения

Повязки на глаза, стулья по числу участников.

Эффективные способы общения II

Базовые коммуникативные умения, способы самоанализа и самокоррекции

Повязки на глаза, листы бумаги, карандаши; несколько игрушек, сделанных из разных материалов

Я тебя понимаю

Самоанализ, навыки коммуникативного общения

Пустая рамка от картины, релаксационная музыка, магнитофон

Звездная карта моей жизни

Анализ и определение психологических характеристик ( своих и окружающих)

Лист ватмана, краски, карандаши.

Коммуникативная игра «Путешествие на воздушном шаре»

Согласованность действий с партнерами, адекватные способы разрешения конфликтных ситуаций

Чистые листы бумаги, ручки, карандаши, музыка, магнитофон

Диагностика коммуникативных умений и навыков

Тест оценки коммуникативных умений под редакцией А.А. Карелина; диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко

Источник