Программа психолого педагогической коррекции ребенка с нарушениями развития
Светлана Абрамкина
Программа психолого-педагогической коррекции страхов у дошкольников
Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула (А. Ребер).
Страх можно рассматривать как выражение тревоги. (А. И. Захаров)
В настоящее время по данным практикующих психологов и педагогов увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, подверженных страхам.
В дошкольном возрасте проявления страха –это подтверждение нормального, своевременного развития ребенка, но если страхи ярко выражены, то ребенку тяжело справиться с ними и страхи начинают «взрослеть» вместе с ребенком.
При большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере у ребенка-дошкольника возникает состояние психического напряжения, скованности. Поведение становится все более пассивным, атрофируются любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию общения. Вместо непосредственности и открытости развиваются настороженность и аффективная замкнутость (отгороженность, уход в себя, в свои проблемы. Усиливается несвойственная детям ориентация на травмирующее прошлое, которая все более предопределяет настоящее, исключает из психического репертуара положительные эмоции, оптимизм и жизнеутверждающую активность. Тогда неумение радоваться пропорционально умению тревожиться, беспокоиться, быть озадаченным. Во всех этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, переживание бессилия, потерю веры в себя, в свои силы и возможности.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и идея разработанной программы – предупредить возможность проявления страхов и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.
Цель программы: коррекция страхов у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Снизить уровень тревожность у детей.
2. Усилить образ-«Я» каждого ребёнка.
3. Актуализировать чувство страха.
4. Повысить психический тонус ребёнка.
5. Осуществить контроль над объектом страха.
6. Повысить уверенность в себе.
Программареализуется в 4 этапа:
1 этап – диагностический.
Цель: выявление страхов и уровня тревожности у дошкольников
Диагностический инструментарий:
1. Тест “Страхи в домиках” М. А. Панфилова, А. И. Захаров
2. Тест “ Кактус”
3. Тест “ Тревожности” (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) для дошкольников
2 этап – информационный.
Цель: информирование родителей и педагогов по работе с тревожными детьми
Памятки и рекомендации для родителей и педагогов по работе с тревожными детьми.
3 этап – практический.
Цель: коррекция страхов у дошкольников.
4 этап – контрольный.
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Проведение повторных диагностик для определения результата проведенной работы.
Для реализации программы психолого-педагогической коррекции страхов у детей дошкольного возраста выбрана групповая форма проведения психолого-педагогической коррекции. Групповая форма заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы.
Цикл занятий рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В группе 6 человек. Возраст детей 5-6 лет. Приблизительная длительность каждого занятия – 40 минут
Методы и техники, используемые в программе:
1. Релаксация.
Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
2. Концентрация.
Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
3. Функциональная музыка.
Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
4. Игротерапия.
Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
5. Телесная терапия.
Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
6. Арт-терапия.
Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.
Критерии эффективности программы:
• повышение уверенности в себе;
• снижение тревожности;
• снижение количества страхов;
• улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок
Тематический план занятий
1. Это –мы!Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. Время 30 минут
2.«Настроение».Цель: осознание своего эмоционального состояния, понижение психоэмоционального напряжения. Время 40 минут
3.«Наши чувства».Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов. Время 30 минут
4. «Страх».Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка. Время 40 минут
5. “ Я больше не боюсь»”Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
Время 40 минут
6. «Волшебный лес».Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. Время 30 минут
7. «Как в сказке».Цель: формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности. Время 40 минут
8. «Волшебники».Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия
Время 40 минут
9. «Герои».Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.
Время 30 минут
10. Аутотренинг
«Во сне».Цель: снять психоэмоциональное напряжение, мышечные зажимы. Время 20 минут
Источник
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»
Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518
Телефон: (499)179-66-81 Факс: (499)177-67-66 E-mail: sk65@edu.mos.ru https://schuvc65.mskobr.ru/
ИНН/КПП 7722306978/772201001 ОКАТО 45290590000 ОГРН 1037700227157 ОКТМО 45395000
Утверждаю
Директор ГКОУ СКШИ № 65
Перепелкина С.И.
________________________
Индивидуальная психолого-педагогическая программа, направленная на коррекцию компетенций эмоционально-волевой сферы
Педагог-психолог:
Бурякова Н. В.
2019-2020г.
Пояснительная записка.
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы, особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие, имеющих худшие адаптационные возможности. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностной сферы подростка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы.
Подростковый возраст характеризуется как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением мощного фактора полового созревания, а новое ещё не обретено (Выгодский Л.С.). В этом определении акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризов: роль процесса полового созревания и роль неустойчивости нервной системы.
У подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение. Разумеется, биологические факторы (гормональные изменения) не являются определяющими: важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение. Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка, при нормальном онтогенезе этот период протекает проблематично во всех отношениях, при дизонтогенезе, у детей с ОВЗ, возможны более серьезные нарушения, отклонения.
У подростков с ОВЗ отмечается: недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью, может серьезно тормозить их обучение и развитие. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера; частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, что связано с их нервно-психическими состояниями. Подростки с ОВЗ могут допускать срывы в своём поведении.
Эмоциональная поверхность приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Значительная часть нарушений поведения имеет и половые различия: аффективная возбудимость у мальчиков чаще проявляется в раздражительности, взрывчатости, у девочек имеет выраженный истериформный оттенок; в расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек — повышенная сексуальность.
Также таких подростков отличает завышенная самооценка, при низком уровне тревожности, неадекватный уровень притязаний — слабость реакции на неуспехи, преувеличение удачности.
Статистические данные психологических исследований подростков с ОВЗ, позволяют сделать следующие выводы: такие подростки характеризуются моральной незрелостью, отсутствием чувства долга, ответственности, неспособности тормозить свои желания, подчиняться школьной дисциплине и повышенной внушаемостью и неправильным формам поведения окружающих.
Однако анализ нарушений у подростков с ОВЗ подтверждает мнение о роли благоприятных условий обучения и воспитания в профилактике декомпенсации поведения. В условиях специального обучения асинхрония развития, свойственная психическому инфантилизму, в значительной мере сглаживается за счет целенаправленного формирования, как личностных свойств, так и навыков произвольной деятельности.
В связи с вышеперечисленными фактами и проблемами возникает реальная практическая потребность в разработке коррекционно-развивающей программы, так как эта категория детей нуждается в специально организованных условиях психолого-педагогического воздействия, направленных на оптимизацию и нормализацию процесса межличностных отношений с окружающими.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ.
Программа направлена на обеспечение коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории; на формирование способности к произвольной регуляции поведения, на основе подчинения системе правил, регулирующих эмоциональные проявления в межличностных отношениях, потребности в общении, развития эмпатии и адекватных навыков сотрудничества с окружающими.
Условия реализации программы:
Программа предназначена для психологической работы с детьми подросткового возраста с особыми образовательными потребностями в возрасте 10-14 лет.
Коррекция имеющихся у подростков недостатков развития проводится в малой группе, которая формируется из числа учащихся коррекционного класса. Учащиеся делятся на подгруппы в зависимости от сложности дефектов. В классе могут быть несколько учеников, требующих индивидуальной коррекции. С ними проводятся индивидуальные занятия. Состав подгрупп имеет подвижный характер: ученики могут быть выведены на индивидуальную коррекцию или, напротив, включаться в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Занятия проводятся в конце учебного дня. Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции. Психологу необходимо специально организовывать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, оказать психологическую помощь подростку в его саморазвитии.
Психокоррекционный процесс рассчитан на его реализацию в виде цикла занятий, рассчитанных на 19 часов. Продолжительность одного занятия – 40 минут. Частота занятий — 1 раз в неделю.
Цель программы: содействие процессу эмоционально-личностного развития, улучшение субъективного самочувствия, укрепление психического здоровья, формирование навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности.
Задачи:
- Мотивировать учащихся на формирование первичных навыков самоанализа.
- Дать понятие об эмоционально-личностной сфере.
- Сформировать представление о формах и навыках личностного общения в группе сверстников, способов достижения взаимопонимания.
- Способствовать развитию моральных качеств, проявлению толерантности.
- Мотивировать учащихся на формирование потребности в саморазвитии и самопознании.
- Способствовать формированию необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.
- Учить применять методы аутотренинга, дыхательной гимнастики, мышечной релаксации, медитации для снятия психоэмоционального напряжения.
Приёмы и формы работы:
Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:
— ритуал приветствия,
— разминку,
— основное содержание,
— рефлексию по поводу данного занятия,
— ритуал прощания.
В ходе работы используются:
— игровые методы,
— метод группового обсуждения,
— ролевые игры,
— арт-терапия в различных её видах (рисуночная терапия, творческое рассказывание),
— метод аутогенной тренировки,
— психогимнастика.
После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они чувствовали в той или иной роли, мотивируют свои поступки. Это даёт возможность развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на межличностную ситуацию глазами партнёра.
Все занятия имеют одни и те же цели:
— познавательные: сделать на основе наблюдений самостоятельные выводы, зафиксировать их в знаковой и речевой форме;
— регулятивные: выделить и проговорить последовательность операций;
— коммуникативные: уметь слушать собеседника, вступать в учебный диалог, договариваться.
Основная идея занятия заключается в том, чтобы не принуждать человека к каким-либо действиям, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя. Программа направлена на формирование процесса самовоспитания и саморазвития личности детей.
Перечень средств, необходимых для реализации программы.
Аппаратные средства
- Компьютер — универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео — изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
Неаппаратные средства (игры, специализированные приспособления)
- Функционально-ориентированные игрушки и пособия.
- Арсенал для техники АРТ-терапии (сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы, краски, гуашь, кисти, баночки для воды, восковые карандаши, пластилин).
- Таблицы и рисунки, раздаточный материал на каждого ученика – наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. д.;
- Дидактические игры (настольно-печатные, с предметами).
Ожидаемые результаты:
Педагогическим результатом деятельности по данной программе является:
- становление и развитие личности учащегося как субъекта психической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения;
- умение адаптироваться в сложных современных условиях;
- повышение представлений школьника о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;
- развитие эмпатии как чувства сопереживания к другому человеку;
- уменьшение негативных эмоциональных проявлений (негативизм, немотивированное упрямство, склонность к агрессивным проявлениям в межличностном взаимодействии с одноклассниками, замкнутость, апатичность);
- воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях;
- формирование навыков уверенного отказа, безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркотизацию;
- формирование необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.
Коррекция эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Когда не знаешь, как себя вести…..»
№ | Тема | Количество часов | |
РАЗДЕЛ I. Личностное самоопределение. | |||
1 | Первичная диагностика | 2 | |
2 | Представление о самом себе | 1 | |
3 | Познание своего Я | 2 | |
4 | Формирование адекватной самооценки | 2 | |
5 | Расширение круга близких людей | 2 | |
6 | Активное слушание | 2 | |
7 | Как вести переговоры | 1 | |
8 | Мои права и права других людей | 2 | |
РАЗДЕЛ II. Учимся жить в современном мире. (21часов) | |||
1 | Эмоции и чувства. Функции чувства | 2 | |
2 | Работа с обидами | 2 | |
3 | Преодоление трудных ситуаций | 2 | |
4 | Межличностные стрессы | 2 | |
5 | Мои проблемы | 2 | |
6 | Агрессивное (конфликтное) поведение | 3 | |
7 | Эффективные способы общения 1 | 2 | |
8 | Умение принимать критику | 2 | |
9 | Звездная карта моей жизни | 1 | |
10 | Коммуникативная игра «Путешествие на воздушном шаре» | 1 | |
11 | Вторичная диагностика | 2 |
ИТОГО: 35 часов
Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема | Формируемые представления | Обеспечение занятия |
Диагностика коммуникативных умений и навыков | Тест оценки коммуникативных умений под редакцией А.А. Карелина; диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко | ||
Представления о самом себе | Знакомство с чертами личности, возможность распознавать личностные качества | Листы бумаги, карандаши, правила поведения на тренинге | |
Познание своего Я | Принимать самого себя, адекватно осознавать достоинства и недостатки как свои, так и чужие | Листы цветной бумаги, карандаши, ножницы, релаксационная музыка, магнитофон | |
Формирование адекватной самооценки | Личностная рефлексия, создание внутренних критериев самооценки | Листы бумаги, цветные и простые карандаши, карточки с предложениями | |
Расширение круга близких людей | Роль общения в жизни, необходимость совершенствования навыков общения | Конверт с призом, карточки с ситуациями для ролевой игры | |
Активное слушание | Умение слушать другого человека | Повязки для глаз, слова печатные «переговоры», «компромисс», карточки с ситуацией для ролевого моделирования. | |
Как вести переговоры | Конкретные навыки общения | Карточки с ситуациями, релаксационная музыка, магнитофон | |
Мои права и права других людей | Принципы взаимодействия, подразумевающие учет мнения других людей | Презентация, компьютер, магнитофон, музыка релаксационная, листы бумаги, цветные карандаши, краски. | |
Эмоции и чувства. Функции чувств | Эмоциональная сфера личности | Бланки с таблицей и ситуациями, музыка, магнитофон. | |
Работа с обидами | Навык уверенного поведения, умение справляться с обидой | Листы бумаги. Карандаши. | |
Преодоление трудных ситуаций | Навыки преодоления стресса | Карточки с ситуациями, листы бумаги, карандаши, бланки с иррациональными мыслями. | |
Межличностные стрессы | Навыки преодоления межличностного стресса | Презентация « Проявления стресса», музыка релаксационная, магнитофон. | |
Мои проблемы | Осознание своих проблем и поиск их решения | Листы бумаги, карандаши. | |
Агрессивное (конфликтное) поведение | Приемы регулирования эмоционального состояния | Мягкая игрушка, анкета «Мое поведение» | |
Эффективные способы общения I | Способы невербального общения | Повязки на глаза, стулья по числу участников. | |
Эффективные способы общения II | Базовые коммуникативные умения, способы самоанализа и самокоррекции | Повязки на глаза, листы бумаги, карандаши; несколько игрушек, сделанных из разных материалов | |
Я тебя понимаю | Самоанализ, навыки коммуникативного общения | Пустая рамка от картины, релаксационная музыка, магнитофон | |
Звездная карта моей жизни | Анализ и определение психологических характеристик ( своих и окружающих) | Лист ватмана, краски, карандаши. | |
Коммуникативная игра «Путешествие на воздушном шаре» | Согласованность действий с партнерами, адекватные способы разрешения конфликтных ситуаций | Чистые листы бумаги, ручки, карандаши, музыка, магнитофон | |
Диагностика коммуникативных умений и навыков | Тест оценки коммуникативных умений под редакцией А.А. Карелина; диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко |
Источник