Программа психолого педагогического сопровождения развития ребенка

Вера Липина
Программа психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста «Малышок»

Условия детских дошкольных учреждений специфичны и нередко отрицательно влияют на неподготовленного ребенка, неизбежны некоторые педагогические стандарты в подходах к детям, что сковывает индивидуальность ребенка.

Полноценное развитие ребенка раннего возраста требует адекватной и квалифицированной психолого-педагогической поддержки со стороны профессионалов, обладающих необходимой квалификацией. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми. Всё это делает крайне актуальным создание психологической службы для детей до 3 лет.

Особую актуальность данная задача приобретает в настоящее время, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста. Главная задача психолого-педагогического процесса сопровождения — обогащение развития ребенка, учет индивидуальных особенностей, знание основных психологических закономерностей развития ребенка первых трех лет жизни (неравномерность, гетерохронность, скачкообразность в развитии основных функций, лабильность нервной системы); сензитивность данного возрастного периода для развития определенных психических функций и личностных качества, зоны ближайшего развития

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном процессе является создание условий для нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте) на основе развития игрового взаимодействия детей и взрослых; обеспечение грамотного психологического сопровождения естественного развития.

Задачи:

• Обеспечение психофизического благополучия детей раннего возраста; создание атмосферы радости, принятия

Психологическая помощь преодоление стрессовых состояний в период адаптации к ДОУ, предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка

Развитие социальных и коммуникативных умений у детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и со взрослыми)

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста (способности чувствовать, понимать, сопереживать)

Развитие познавательной активности детей раннего возраста, всех сторон речевой и психической деятельности, развитие индивидуальных и творческих способностей детей

Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов.

Предлагаемая программа поможет ориентировать взрослых на развитие наиболее существенных сторон психики ребенка. Конкретное же их воплощение – творческая работа самого взрослого.

Категории участников:

— дети групп раннего возраста в возрасте от 1,5 до 3 лет

— родители детей раннего возраста

— воспитатели групп раннего возраста

Ожидаемые результаты:

1. Отслеживание положительной динамики уровня адаптированности малышей к детскому саду, снижение процента психосоматических заболеваний, положительный эмоциональный настрой. Нормализация сна, аппетита, восстановление веса. Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко точно выполнять новые требования) ребенка.

Высокий уровень адаптированности, устойчивое эмоционально-положительное самочувствие и активность, благоприятная адаптация малышей в детском саду, установление добрых отношений с воспитателем и детьми в группе. Развитый интерес у детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения с взрослыми и сверстниками

Средний уровень адаптированности, преобладание эмоционально-положительного настроения, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих, к повторению одобренных действий. Охотно играет с воспитателем, воспроизводит в самостоятельной игре игровые действия. Испытывает трудности в согласовании игровых действий со сверстниками. Неуверенная самооценка в своих возможностях, но чаще положительная

2. Раннее выявление отклонений в развитии детей, и их коррекция; выявление детей нуждающихся в помощи других специалистов. Положительная динамика, свидетельствующая о снижении тревожности, мешающей вхождению в коллектив; снятие психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности тревоги; агрессивного поведения в детском саду; улучшение взаимоотношений со сверстниками и эмоциональной сферы; совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом

3. Проявление высокого или среднего уровня личностно-социальных проявлений, характеризующийся изменением значений всех показателей личностно-социального развития. Ребенок с таким уровнем личностно-социального развития, в своих проявлениях во взаимодействии со взрослыми и сверстниками испытывает н только социальный интерес, но и стремление к общению, обнаруживает выраженную активность в общении вне зависимости от поведения взрослого. Это может проявляться в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимся в комнате, в желании разделить со взрослыми удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. Дети открыты для контактов и демонстрируют умение вступать во взаимодействие.

4. Изменение общего эмоционального фона поведения малышей, снижение тревожности, проявление активности детей в познавательной и игровой деятельности:

• В определенной степени эмоционально сдержан на слова «нужно, надо, подожди» и др.

• Проявление инициативы, независимости, эмоциональном выражение самооценки «Я сам (а)», хочет быть хорошим, ждет похвалу, одобрение, эмоциональное подкрепление взрослого.

• Понимает состояние других людей на основе своего эмоционального опыта. Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

• Чувства выражаются адекватной мимикой, взглядами, тоном, жестами, движениями (владеет речевыми и неречевыми способами эмоционального общения).

• Интересуется совместными играми с детьми, получает удовольствие от общения с ними. Появляются симпатии к некоторым детям.

• Эмоционально относится к своей «роли» в игре, воображает эмоциональные ситуации в играх со взрослыми и детьми. Получает эмоциональное удовольствие от подвижных игр.

5. Проявление познавательной активности, умение выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.

Развитие самостоятельности, овладения разнообразными способами действий, самостоятельной игровой деятельности и общения

• Умение принимать игровую задачу: называть цвет, форму, величину; умение сравнивать, действовать в соответствии с игровой задачей.

• Проявление сообразительности и творческого подхода к деятельности. Ребенок самостоятелен в мыслительных действиях и процессах, выделяет и называет несколько свойств предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает, обобщает.

Развитие внимания, памяти, мыслительных процессов, восприятия и воображения

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности (умения анализировать, синтезировать и комбинировать, навыки классификации)

6. Повышение профессиональной компетентности педагогов и педагогической компетентности родителей, в вопросах оздоровления, игровой деятельности, психологического и физического развития ребенка Включенность родителей в обогащении предметно-развивающей среды и создания условий для накопления ребенком двигательного и практического игрового опыта; формирование адекватной родительской позиции.

Проведенные совместных занятия, досуги с детьми, позволят установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, будут способствовать закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.

Обеспечение психологической комфортности и эмоционального спокойствия ребенка.

Со стороны педагогов, активное участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей, соблюдение принципов построения оптимальной среды развития ребенка, выполнение самостоятельно различных атрибутов для оформления помещений.

Творческий подход к воспитанию и развитию детей раннего возраста, использование в практической деятельности наряду с традиционными приемами, инновационные технологии, в том числе авторские

Структура программы

Программа состоит из трех основных блоков: Осень (сентябрь-ноябрь, Зима (декабрь-февраль, Весна (март-май).

Каждый блок включает в себя 24 занятия продолжительностью 10 минут, которые проводятся 2 раза в неделю, в утреннее время. В конце каждого блока занятия включено проведение досугов и праздников, включающих участие родителей. Также проводятся основные народные и календарные праздники.

С целью предотвращения переутомления и поддержания интереса ребенка длительность занятия может быть от 10 до 15 минут, с обязательным использованием индивидуального подхода. Игры и упражнения могут быть предложены как эпизодически (в течение дня, так и структурированно. Немаловажное значение имеет положительный эмоциональный настрой в начале занятия.

Система ритуалов и повторов в структуре каждого занятия (приветствие и прощание, пальчиковая и подвижная игра).

Тематическое планирование

Месяц Темы занятий Практич. Теорет. Всего

Осень

Сентябрь Здравствуй, малыш 2

Пузырики 2

Мячики 2

Игрушки-погремушки 2

Октябрь Солнышко и дождик 2

Листопад, листопад 2

Орешки для белочки 2

Гриб, грибочек, под кусточком 2

Досуг для детей «Под грибком» (по сказке Сутеева В.) 1 1

Ноябрь Кошки-мышки 2

Ты, собачка, не лай 2

В гости к лошадке 2

Праздник для детей и их родителей «День матери» 1 1

Зима

Декабрь Мишка, с нами поиграй 2

Зайка-побегайка 2

В гости ёлочка пришла 2

Январь Зимушка-зима 2

Веселый колокольчик 2

Моя семья 2

Масленица 1 1

Февраль Ой,блины, мои блины 2

Матрёшка – Затейница 2

Бабушка — забавушка 2

Мы солдаты 1 1

Весна

Март Мамин день 1 1

Ой, летали птички 2

На цветочной поляне 2

Кто-то в гости к нам спешит 2

Досуг «Кто в сундуке», посвященный международному дню театра 1 1

Апрель Неделя детской книги «Герои книжек» 2

Цепочки развитий 2

Вот поезд наш мчится 2

Времена года 2

Играем с флажками 2

Май Семейный праздник «День Победы» 1

Праздник Прощание с ясельками «Мы большие» 1

Семейный праздник «День семьи» 1

Итого 65 6 71

Источник

Татьяна Хомягина
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей

Пояснительная записка

Актуальность

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Именно в этот период происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера.

Проблема адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем, что от качества организации процесса адаптации детей зависит уровень их физического и умственного развития, психологического здоровья.

Анализ исследований по проблемам адаптации свидетельствует о том, что адаптация представляет собой сложный процесс, в котором отражается взаимодействие разных уровней психического развития: психофизиологического, социально-психологического, педагогического. Соотношение этих уровней определяет специфику адаптационных механизмов. На процесс адаптации ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении влияют три составляющие. Социально-психологический уровень адаптации, характеризующийся степенью закаленности и сформированностью навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностными особенностями самого ребенка, а также уровнем тревожности и влиянием семьи на ребенка.

Важно организовать комплексную работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная нами программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению направлена на укрепление психологического здоровья детей младшего дошкольного возраста и ориентирована на решение некоторых проблем в развитии ребенка. Для успешной адаптации с детьми составлены специальные развивающие игровые моменты, которые обеспечат эмоционально-комфортное состояние ребёнка, помогут развить психологическую автономность и самостоятельность, а также сформируют доверительные отношения с воспитателями.

Данная программа направлена на психолого-педагогическое сопровождение не только детей, но и родителей в период адаптации к детскому саду.

Цель: психолого-педагогическое сопровождение тревожных детей младшего дошкольного возраста и их родителей в период адаптации к детскому саду, а также коррекция уровня тревожности детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Задачи:

1. Охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.

2. Создание благоприятного психологического климата в группе детей.

3. Снижение уровня тревожности детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению.

4. Расширение возможностей понимания тревожного ребенка значимыми взрослыми.

5. Выработка родителями и педагогами эффективных навыков взаимодействия с тревожным ребенком.

6. Оказание помощи педагогам в создании условий для гармонизации эмоционально-личностного развития ребенка.

Теоретико-методологическая основа

Выстраивая технологию психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к детскому учреждению, мы опирались на теоретические положения психологии и исследования в области физиологии, педагогики:

— о роли среды как источника психического развития ребёнка (Л. С. Выготский);

— о социальной ситуации развития как исходном моменте для динамических изменений личности на всех этапах возрастного цикла (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин);

— о ведущей деятельности как движущей силе психического развития ребёнка (А. Н. Леонтьев);

— о решающей роли общения взрослого с ребёнком для его своевременного и полноценного психического развития (М. И. Лисина);

— о важности соответствия предметной среды возрастным особенностям детей (Я. И. Ковальчук, Р. С. Буре, Л. Ф. Островская).

Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т. е. развиваться.

Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения своего психофизического благополучия. Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики.

Для успешной адаптации решающее значение имеют:

— функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;

— особенности обменных процессов;

— тип нервной системы и темперамента;

-тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных с новыми впечатлениями;

психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новым условиям, например, стабильность положительных эмоций, чувство защищенности, доверия к окружающим, уверенность в себе и близких людях.

Тревожность как отрицательное эмоциональное состояние ребенка, выступает в качестве неадекватного обстановке стойкого ощущения страха, ожидания неблагополучия со стороны окружающих в ситуациях, связанных с изменением или новым содержанием, а также в ситуациях нейтрального характера.

Это состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии — активацией вегетативной нервной системы.

А. И. Захаров, А. М. Прихожан отмечают, что при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается готовность к переживанию данного состояния.

Процесс формирования тревожности проходит в несколько этапов. На первом этапе происходит ее зарождение. Этот момент связан с формированием динамического опорного ядра, состоящего из психических процессов, в которых тревожность проявляется. Второй этап характеризуется выраженностью тревожности и ее закреплением в конкретной деятельности и поведении. На третьем этапе сформированное новообразование, приобретая характер свойства личности – личностной тревожности, само репродуцирует психические состояния, благодаря которым оно возникло.

У детей младшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий. Эту особенность тревожности у дошкольников следует рассматривать как благоприятный фактор преодоления дезадаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Для дошкольника наиболее значимыми микросредами социализации являются семья и детский коллектив образовательной организации, в которую включен ребенок. Следовательно, в дошкольном возрасте источником тревожности выступает детско-взрослая общность.

Как указывают А. И. Захаров, А. М. Прихожан, в детском возрасте в качестве внешнего источника тревожности чаще всего выступают детско-родительские и внутрисемейные отношения.

Семья для ребенка является первым окружением, в котором происходит его формирование. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.

Нарушение внутрисемейных отношений приводит к постоянным психологическим микротравмам и к возникновению повышенного уровня тревожности у детей.

Трудности адаптации обычно возникают в случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. Родители, которые стремятся поддерживать неизменность окружающей обстановки, стремительно устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности ребенка, снижают защитные силы психики. Не умея адаптироваться к минимальным изменениям, «изнеженные» дети испытывают серьезные трудности при значительных переменах в их жизнедеятельности.

Адаптационный период — серьезное испытание для детей младшего дошкольного возраста. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены: резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Направления:

1. Профилактическое – оказание опосредованного воздействия на детей через родителей для предупреждения возникновения проблем.

2. Диагностическое – комплексная психолого-педагогическая оценка развития ребенка, использование специального инструментария для выявления проблем ребенка.

В период адаптации первичная диагностика проходит по трем направлениям:

— характеристика родителями состояния детей через анализ анкетных данных;

— оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации через анализ специальной карты наблюдений за ребенком;

— оценка психоэмоционального состояния детей через анализ индивидуального листа адаптации.

3. Консультативное – организация работы с родителями и педагогами, направленной на решение проблем.

4. Коррекционно-развивающее – организация индивидуальной или групповой работы с детьми, направленной на решение проблем, возникающих в период адаптации; создание условий для успешной адаптации.

Блоки:

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

2. Психолого-педагогическое просвещение педагогов.

3. Работа с детьми.

Этапы: диагностический, коррекционно-развивающий, контрольный, аналитический.

Формы реализации: индивидуальные и групповые консультации, дистанционное консультирование, тренинги, семинары, круглые столы, мастер-классы, домашние задания, коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и групповые).

Содержание программы

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Формы работы:

Консультации — «Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ», «Тревожные дети», «Развитие тревожности у ребёнка вследствие адаптации к ДОУ».

Индивидуальные консультации «Семейные конфликты и тревожность ребенка к дошкольному образовательному учреждению», «Проявление тревожности у детей».

Детско-родительский тренинг «Влияние родительского отношения на тревожность ребенка»

Тренинги «Благоприятный психологический климат в семье как залог снижения тревожности ребенка к дошкольному образовательному учреждению», «Адаптация к ДОУ: советы психолога».

Домашние задания «Разработать правила эмоционального общения с ребенком», «Портрет тревожного ребенка».

Дистанционное консультирование «Релаксационные упражнения с ребенком в домашних условиях».

2. Психолого-педагогическое просвещение педагогов

Формы работы:

Групповые консультации: «Степень адаптации детей к условиям детского сада», «Последствия продолжительной тревожности детей к дошкольному образовательному учреждению».

Индивидуальные консультации: «Коррекция тревожности детей к дошкольному образовательному учреждению», «Индивидуальный подход к ребенку с повышенной тревожностью к дошкольному образовательному учреждению».

Семинары: «Основные социальные и педагогические причины возникновения тревожности у детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению», «Анализ процесса адаптации детей к ДОУ».

Мастер классы: «Коррекция тревожности у детей», «Музыкотерапия в работе с тревожными детьми».

Тренинги: «Взаимодействие с тревожными детьми», «Упражнения для снятия тревожности детей младшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности».

Круглые столы: «Оказание помощи тревожному ребенку и его семье», «Формы и методы работы с тревожными детьми младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению».

3. Работа с детьми.

Первичная диагностика проходит по трем направлениям:

1. Характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей).

2. Оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада.

3. Оценка психо-эмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации «Денверский тест оценки развития»).

В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь — не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период, спланировать совместную деятельность для более легкой адаптации ребенка к условиям детского сада.

Этапы реализации:

1. Диагностический

Дети:

— тест «Тревожности» Р. Темпл, М. Дорли, Л. Амен;

— методика «Страхи в домиках» модификация М. А. Панфиловой»;

— методика «Лесенка» В. Г. Щур.

Родители:

— опросник «Критерии определения тревожности у ребенка» П. Бейкер, М. Алворд;

— опросник для выявления тревожности у ребенка Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко;

— опросник «АСВ» Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий;

— тест на оценку уровня тревожности А. И. Захарова.

Педагоги:

— опросник «Критерии определения тревожности у ребенка» П. Бейкер, М. Алворд;

— опросник для выявления тревожности у ребенка Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко;

— методика «Эмоционально-цветовой аналогии» А. Лутошкин.

2. Этап: коррекционно-развивающий:

Психолого-педагогическое просвещение родителей (1 месяц);

Психолого-педагогическое просвещение педагогов (1 месяц);

— Коррекционно-развивающая работа с детьми (1 месяц).

3. Контрольный.

Проведение повторной диагностической работы в соответствии с диагностическим этапом.

4. Аналитический (рефлексия).

Данная программа способствует:

— изменениям психоэмоционального состояния детей в период привыкания к детскому саду (снижению тревожности, страхов);

— повышению у ребенка уверенности в себе;

— повышению психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей.

Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате работы только в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь ребенка. Необходимо преемственность работы дошкольного учреждения и воспитания в семье.

5. Коррекция тревожности.

После этапа рефлексии по мере необходимости продолжается коррекционная работа с ребенком.

Организация РППС в группе младшего дошкольного возраста.

Ведущая образовательная область программы:

«Речевое развитие» («Центр книги»).

«Художественно-эстетическое развитие» («Центр изо-деятельности», «Центр театра»).

«Социально-коммуникативное развитие» («Уголок уединения», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр игры», «Домашняя зона»).

«Познавательное развитие» («Центр конструирования» (конструктивной деятельности).

«Физическое развитие» («Центр двигательной активности»).

Групповое помещение условно подразделено на зоны. Особенностью РППС младшей группы является стабильность обстановки. Маленьким детям комфортнее приходить и оставаться в знакомой обстановке.

1. Зона умеренной активности. «Центр книги», «Уголок уединения», «Центр изо-деятельности».

2. Зона средней активности. «Центр конструирования», «Центр социально-эмоционального развития».

3. Зона повышенной активности. «Центр двигательной активности» (физкультурно-оздоровительный центр, «Центр театра», «Центр игры», «Домашняя зона».

Источник