Программа психологической коррекции ребенка с нарушениями в психическом развитии

Программа психологической коррекции ребенка с нарушениями в психическом развитии thumbnail

Психологическая
коррекция является одним из важных
звеньев в системе психологической
помощи детям с различными нарушениями
нервно-психического развития. Однако
несмотря на высокую практическую
значимость, теоретические и методологические
проблемы психологической коррекции
недостаточно разработаны в отечественной
психологии. В настоящее время существует
множество противоречивых взглядов на
проблему психокоррекции. Не уточнено
понятие «психокоррекция», не раскрыты
ее основные направления и механизмы
воздействия при различных вариантах
дизонтогенеза у детей и подростков.

В
литературе достаточно подробно описаны
многие психокоррекционные техники,
особенно зарубежные. Например,
нейролингвистическое программирование,
психотехнические игры, эмоционально-волевые
тренировки и т. п. Но при всем многообразии
описанных технических приемов не
учитывается самое главное — субъект
психологического воздействия. В
результате бездумное использование
многообразных психотехнических приемов
может оказывать негативное влияние на
психическое состояние ребенка, а в
некоторых случаях и спровоцировать
нервно-психическое расстройство.

Термин
«коррекция психического развития»
впервые использовался в дефектологии
как один из вариантов Психолого-педагогической
помощи аномальным детям. Он означал
совокупность педагогических воздействий,
направленных на исправление недостатков,
отклонений в развитии аномального
ребенка.

По
мере развития прикладной психологии
понятие «коррекция» стало все шире
использоваться и при нормальном
психическом развитии ребенка. Это
обусловлено тем, что важной задачей
обучения и воспитания ребенка является
повышение его творческого и интеллектуального
потенциала, всестороннего развития
личности. В связи с этим произошли
принципиальные изменения характера
задач и адресата коррекционных воздействий
— от исправления дефектов при аномальном
развитии до создания оптимальных
возможностей и условий для психического
развития здорового ребенка.

Учитывая
широкий спектр применения понятия
психологической коррекции, существует
много разногласий в необходимости его
использования. Например, некоторые
авторы рассматривают психологическую
коррекцию как способ профилактики
нервно-психических нарушений у детей
(А. С. Спиваковская). Другие — как метод
психологического воздействия, направленный
на создание оптимальных возможностей
и условий развития личностного и
интеллектуального потенциала ребенка
(Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г.
Лидере) или совокупность психологических
приемов, используемых психологом для
исправления психологии или поведения
психически здорового человека (Р. С.
Немов).

В
патопсихологии и в специальной психологии
психокоррекция рассматривается как
один из способов психологического
воздействия, направленный на выравнивание
при отклонениях в психическом развитии
ребенка.

Нередко
понятие «психологическая коррекция»
подменяется понятием «психотерапия».
Психотерапия (от греч. psyche — душа и
therapeia — уход) — это система специально
организованных методов лечебного
воздействия. Психокоррекция, как явствует
из данного термина, направлена на
исправление тех или иных расстройств.

И
психокоррекцию, и психотерапию мы можем
рассматривать как способ психологического
воздействия. Ряд авторов рассматривают
различия между психотерапией и
психокоррекцией в сферах их применения.
Если психотерапия в основном применяется
в клинике неврозов и психосоматических
заболеваний, то психокоррекция широко
используется в психиатрической клинике
(В. П. Критская, Т. К. Мелешко, Ю. Ф. Поляков).
Другие авторы подчеркивают широкое
применение психокоррекции как при
решении собственно лечебных
психотерапевтических задач, так и с
целью гигиены и профилактики (Р. А.
Защепицкий, Г. Л. Исурина). «Чем большее
значение имеют психологические и
социально-психологические факторы в
развитии того или иного вида нарушений,—
пишет Г. Л. Исурина,— тем больший удельный
вес приобретают метод психологической
коррекции» (с. 250).

А.
А. Осипова выделяет специфические черты
психологической коррекции: ориентация
на клинически здоровых людей; ориентация
на здоровые стороны личности; ориентация
на среднесрочную помощь, в отличие от
краткосрочной; направленность на
изменение поведения и развития личности.

Нельзя
согласиться с автором, что объектом
психокоррекции, в отличие от психотерапии,
могут быть только клинически здоровые
лица.

Объектом
психокоррекционных воздействий могут
быть как здоровые, так и больные люди.
Поэтому следует дифференцировать
психологическую коррекцию нормального
развития и коррекцию аномального
развития, отягощенного биологическими
факторами отклонений в развитии.
Коррекцией аномального развития
занимаются медицинские психологи, пато
и нейропсихологи. Каждая форма аномального
развития имеет свою специфику целей,
задач и методов коррекции. Например,
при психических заболеваниях у детей
(синдром раннего детского аутизма,
шизофрении и др.) психологическая
коррекция направлена на эмоциональную
стимуляцию ребенка, на развитие его
коммуникативных функций, формирование
социальной активации. При соматических
заболеваниях у детей основной задачей
является коррекция самооценки, выработка
более адекватных и гибких форм реакций
на заболевание, совершенствование
личностного контроля, восстановление
у ребенка коммуникативных навыков. У
детей с задержкой психического развития,
в зависимости от формы задержки,
коррекционная работа направлена на
стимуляцию их познавательной активности,
развитие ориентировочной основы
деятельности, контроля, оптимизацию
мнемотических и интеллектуальных
функций.

Читайте также:  Анкета на социальное развитие ребенка

В
процессе психологической коррекции
детей и подростков с проблемами в
развитии необходимо учитывать сложную
структуру особенностей развития ребенка,
характер сочетания в картине его
состояния таких факторов, как социальная
ситуация развития, изменения личности,
связанные с заболеванием.

Учитывая
вышесказанное, психологическую коррекцию
можно рассматривать в широком и узком
смысле этого понятия. В широком смысле
мы рассматриваем психологическую
коррекцию как комплекс
клинико-психолого-педагогических
воздействий, направленных на выявление
и ликвидацию имеющихся у детей недостатков
в развитии психических функций и
личностных свойств. В узком смысле
психологическая коррекция рассматривается
как метод психологического воздействия,
направленный на оптимизацию развития
психических процессов и функций и на
гармонизацию развития личностных
свойств.

В
зависимости от характера диагностики
и направленности коррекции, Д. Б. Эльконин
предлагал различать две формы коррекции:
симптоматическую, направленную на
симптомы отклонений в развитии, и
коррекцию, устраняющую источник и
причины отклонений в развитии.
Симптоматическая коррекция, безусловно,
имеет существенные недостатки, так как
симптомы отклонений в развитии имеют
различные причины и вследствие этого
различную психологическую структуру
нарушений в развитии ребенка или
подростка.

Например,
для ребенка, страдающего энурезом
(недержание мочи), могут быть полезны
специальные релаксирующие упражнения,
помогающие убрать этот дефект. Однако
нередко особенно в экстремальных
ситуациях эти явления у ребенка могут
повторяться, несмотря на успешность
психокоррекции в целом. Такой способ
психологической коррекция является
недостаточным, если мы не знаем истинную
причину, порождающую энурез. Это может
быть обусловлено как психосоциальными
(например, испуг ребенка), так и
биологическими факторами (аномалия
тазовых органов).

Таким
образом, психологическая коррекция
должна быть глубже сконцентрирована
не на внешних проявлениях отклонений
в развитии, а на источниках, причинах
этих отклонений.

В
практике психокоррекционной работы с
детьми с проблемами в развитии выделяются
различные модели объяснения причин
нарушения развития.

Биологигеская
модель — объясняет причину нарушения
в развитии снижением темпа созревания
структур мозга.

Медицинская
модель — объясняет причины нарушения
в развитии ребенка с точки зрения логики
заболевания.

Интерракционная
модель — объясняет причины отклонений
в развитии детей и подростков в связи
с нарушением взаимодействий между
личностью и средой. Например, ранняя
сенсорная и социальная депривация, по
мнению представителей данного направления,
может привести к необратимым нарушениям
в психическом развитии ребенка.

Педагогигеская
модель — рассматривает причины отклонений
в психическом развитии ребенка в явлениях
социальной и педагогической запущенности.

Деятельностная
модель — рассматривает причины
неблагополучия ребенка в связи с
несформированностью ведущего вида
деятельности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Псих. коррекция –
это одна из форм психологической работы,
заключающаяся в оптимизации отдельных
психологических функций, обеспечивающих
поведение и обучение. Она направлена
на:

  • стабилизацию
    эмоционального состояния человека;

  • повышение самооценки
    и уверенности в себе;

  • восстановление и
    развитие коммуникативных навыков;

  • выработку адекватных
    форм поведения.

Под психологической
коррекцией

понимается определенная форма
психологопед. деятельности по исправлению
таких особенностей психического
развития, которые по принятой в возрастной
психологии системе критериев не
соответствуют гипотетической «оптимальной»
модели этого развития, норме или, скорее,
возрастному ориентиру как идеальному
варианту развития ребенка на той или
иной ступени онтогенеза.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка кесарево сечение

Существуют две
основные формы отставания в развитии
:
отставания, связанные с органическими
нарушениями нервной системы и требующие
специальной клинико-психологической
или медицинской помощи и внимания, и
временное отставание в психическом
развитии, неадекватное поведение,
связанные с неблагоприятными внешними
и внутренними условиями развития
практически здоровых детей.

Психологическая
коррекция как форма психолого-педагогической
деятельности впервые возникла именно
в дефектологии применительно к различным
вариантам аномального развития. В этой
области психологическая коррекция
означает совокупность педагогических
воздействий, направленных на исправление,
компенсацию недостатков, отклонений в
психическом развитии ребенка.

По мере становления и
укрепления профессиональных позиций
детской практической психологии понятие
«психологическая коррекция»
перекочевало из области аномального
развития в область нормального
психического развития ребенка. Расширение
сферы психолого-педагогической коррекции
обусловлено новыми задачами образования,
связанными с усилением инновационных
педагогических процессов, стремлением
к максимальному развитию интеллектуального
творческого потенциала у детей, жестким
отбором в первые классы школы. Отсутствие
сегодня четких требований к уровню
подготовки детей к школьному обучению,
наличие разнообразных дошкольных лицеев
и гимназий, работающих по своим собственным
программам и имеющих разные приоритеты
образовательной деятельности,
инициативность родителей, стремящихся
научить ребенка читать и считать едва
ли не с двухлетнего возраста, приводит
к тому, что проблема неготовности детей
к учению не только не исчезает, но
остается одной из острейших.

Любая перспективная
программа коррекции и развития ребенка
может быть эффективной лишь тогда, когда
она основана на правильном заключении
о состоянии его психики и специфических
индивидуальных особенностях становления
его личности. Правильность же заключения
зависит не только от правильно подобранных
и валидных психодиагностических методов,
но, главное, от профессиональной
интерпретации данных, полученных с
помощью этих методов. Коррекционная
работа с ребенком – это сложнейший вид
деятельности взрослых в образовательных
учреждениях. Залог
ее успеха – в их профессиональном
взаимодействии. Не случайно все программы
коррекции и развития обычно включают
в себя психологическую и педагогическую
части.

Цели и задачи
коррекционно-развивающей работы
.
Контроль динамики психического развития
детей, обучающихся и воспитывающихся
в учебно-воспитательных учреждениях,
позволяет своевременно прибегнуть к
коррекции развития с целью создания
оптимальных возможностей и условий для
подтягивания слабых и средних учащихся
до уровня сильных, наиболее развитых,
а также для дальнейшего развития
учащихся, обнаруживающих особые
способности.

При определении целей
и задач коррекции необходимо исходить
из понимания той уникальной роли, которую
играет данный конкретный период
возрастного развития, ставить задачу,
адекватную потенциалу развития на
данном этапе онтогенеза, ценности
данного возраста в целостном поступательном
процессе становления личности. Реализация
потенциальных возможностей каждой
возрастной стадии развития является
основной формой профилактики возникновения
отклонений или недостатков в развитии
на последующих возрастных ступенях.
Л.С. Выготский считал, что в качестве
основного содержания коррекционной
работы необходимо создание зоны
ближайшего развития личности и
деятельности ребенка. Поэтому
психолого-педагогическая коррекция
должна строиться как целенаправленное
формирование психологических
новообразований, составляющих сущностную
характеристику возраста. Упражнение и
тренировка уже имеющихся у ребенка
психологических способностей не делает
коррекционную работу эффективной, так
как обучение в этом случае лишь следует
за развитием, совершенствуя способности
в чисто количественном направлении, не
поднимая их на более перспективный
качественный уровень.

Именно несформированность
на дошкольном этапе необходимых
психологических образований, требуемых
учебных умений и навыков, мотивационная
или (и) интеллектуальная неготовность
ребенка к обучению нередко приводят к
возникновению различных типов школьной
дезадаптации, т.е. к трудностям и сложным
проблемам в учебной деятельности,
общении, поведении.

Итак, основная
цель коррекционной работы в пространстве
нормального детства

– способствовать полноценному
психическому и личностному развитию
ребенка.

Основная задача
– психолого-педагогическая коррекция
отклонений в психическом развитии
ребенка (интеллектуальном, эмоциональном,
мотивационном, поведенческом, волевом,
двигательном и пр.) на основе создания
оптимальных психолого-педагогических
условий для развития творческого
потенциала личности каждого ребенка.
Цель и задача коррекционной работы
четко очерчивают принципиальную
психолого-педагогическую позицию по
отношению к детям: не ребенка подгонять,
корректировать под ту или иную
образовательную систему, а саму эту
образовательную систему корректировать
в том направлении, чтобы она обеспечивала
достаточно высокий уровень развития,
воспитания и обучения всех детей.

Читайте также:  Скачать индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по фгос образец

Предмет
процесс обучения и воспитания детей с
недостатками развития и поведения,
испытывающих трудности в адаптации и
усвоении программного материала.

При постановке целей
псих коррекции необходимо, чтобы они
были реалистичными, соответствовали
продуктивности коррекц программы,
формулировались в позитивной форме,
были привлекательными и оптимистичными,
учитывали индивидуальные и функциональные
возможности реб.

Цель псих. коррекции
способствовать
полноценному псих и личностному развитию
реб.

Задача псих-пед коррекция
отклонений в псих развитии реб(
эмоциональном, интеллектуальном,
мотивационном, волевом, двигательном,
поведенческом) на основе создания
оптимальных псих пед. условий для
развития творческого потенциала
личности.

Частные задачи:

1. Определение природы
и сущности недостатков в развитии.

2. Выявление направлений
профилактики откл.

3. Изучение истории
становления и развития коррекционной
деятельности с детьми ранней категории.

4. Разработка технологий,
приемов и средств коррекц. воздействия.

5. Проведение анализа
коррекц. программ.

6. Определение
организационно-пед. условий коррекц.
процесса.

7. Создание учебно-методич.
базы для работы в коррекц. поле.

Можно сформулировать
наиболее важные параметры пси­хологической
коррекционной работы, относящиеся к ее
орга­низационной стороне. К таким
параметрам следует отнести:

  • форму проведения
    коррекционной работы;

  • продолжительность и
    режим занятий;

  • подбор и комплектацию
    групп.

Выбор индивидуальной
или групповой формы коррекци­онной
работы определяется в первую очередь
структурой пси­хического развития
ребенка (профилем сформированности
базовых составляющих), возрастом и
выраженностью аффек­тивных проблем
ребенка. Действительно, именно поведение
ребенка зачастую становится основным
препятствием груп­повой работы. Кроме
того, индивидуальные занятия необхо­димы
в том случае, если ребенок усваивает
материал значи­тельно медленнее, чем
большинство детей в группе. Суще­ствуют
и другие показания для проведения
индивидуальной работы, которые
определяются психологическим диагнозом,
выраженностью имеющихся особенностей
развития.

При групповой работе
должна быть определена наполня­емость
групп для каждой конкретной коррекционной
про­граммы. Наши представления об
оптимальной наполняемо­сти групп для
детей разного возраста и временные
нормати­вы при использовании авторских
программ формирования произвольной
регуляции и пространственных представле­ний
приведены в таблицах.

Наполняемость групп
для развивающей и коррекционной работы
по программе ФПР

Возраст детей

3,5-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

7-10 лет

Наполняемость групп

3-4 чел.

3-5 чел.

4-6 чел.

6-7 чел.

Ориентировочные
временные нормативы коррекционной
работы по программе формирования
произвольной регуляции (ФПР)

Возраст ребенка

3,5-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

7-8 лет

8-10 лет

Продол­житель­ность
занятия


мин.)

Индивидуальная

работа

15-20

20-25

ок. 30

30-35

35-40

Группо­вая

ра­бота

20-25

25-30

30-40

40-45

45-60

Наполняемость групп
для развивающей и коррекционной работы
по программе ФПП

Возраст
детей

3,5-5 лет

5-6
лет

6-7 лет

7-8 лет

8-9 лет

9-10
лет

Наполняемость
групп

4-5 чел.

4-6 чел.

5-7 чел.

6-8 чел.

8-10 чел.

8-12
чел.

Продолжительность и
интенсивность работы по програм­мам
определяется допустимыми для конкретного
ребенка (или группы детей) нагрузками,
а также тяжестью состояния ре­бенка
и его возрастом. В большинстве случаев
оптимальны­ми являются занятия два
раза в неделю. Это не исключает и других
режимов работы по другим направлениям
коррекции. При этом длительность всего
цикла занятий определяется общей
динамикой продвижения детей данной
группы, хотя каждая программа имеет и
свои усредненные нормативы. Руководствуясь
принципом замещающего развития, важно
понимать возможность в случае необходимости
вернуться на предыдущий этап работы. С
этими возвратами и связано отсутствие
жестких сроков, невозможность строгого
следования общему плану коррекции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник