Программа по развитию речи ребенка с дцп

Программа по развитию речи ребенка с дцп thumbnail

Коррекционно-развивающая программа

для детей с ДЦП

Составитель: Потапова Т.Г.

педагог-психолог

Южно-Сахалинск

2017

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является «учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), т.е. детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно- двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями эмоционально-волевой сферы, сложными и комплексными дефектами развития).

ДЦП представляют собой группу синдромов нарушения движений, которые являются следствием повреждения мозга в натальном и пренатальном периодах. Основу заболевания составляют двигательные нарушения в виде парезов, параличей и гиперкинезов, сопровождающихся в значительном числе случаев недостаточностью психических процессов. Большая роль в отклонениях психического развития детей с ДЦП принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям.

Двигательные нарушения:

 ограничена предметно-практическая деятельность;

 недостаточное развитие предметного восприятия;

 затруднение манипуляции предметами и их восприятия на ощупь;

Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико педагогического и социального сопровождения школьников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

Основная цель психокоррекции — исправление имеющихся нарушений в психическом развитии, гармонизация личности и профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психического нарушения (тяжесть и структура дефекта), так и внешней (средовые факторы).

Задачи программы:

 Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных

операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных

представлений, общей и мелкой моторики.

 Обучение навыкам произвольного поведения.

 Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие

коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью

профилактики дезадаптации к условиям ОУ.

Содержание программы.

Программа условно делится на 3 блока.

Блок 1. Развитие зрительно-моторного гнозиса, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики.

Блок 2. Развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания,

развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.

Занятия проводятся 1-2 раз в неделю, продолжительность до 30 минут (в начале

учебного года) до 40 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются» и т.д.), способствуют безбоязненному отношению ребенка к психологу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком. Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Тематическое планирование

(1 класс)

1

3-4

Развитие мелкой моторики. Манипуляция с крупными деталями (работа с конструктором «Лего», мозаиками, с деталями крупных размеров). Графические упражнения. Развитие произвольного внимания и поведения (тренировка объёма, концентрации внимания, умения действовать по инструкции).

5-6

Пластилиновое панно. Графические упражнения. Развитие произвольного внимания и поведения (концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль). Графические упражнения. Развитие произвольного внимания и мышления.

7-8

Моторика. Вырезание из бумаги и

склеивание. Развитие зрительно-моторной координации («Продолжи узор», работа с Лабиринтами, «Выложи верно», «Заполни трафарет»).

9-10

Развитие движений рук и ручной умелости. Рисование, раскрашивание

(раскрашивание сюжетных картинок в «Книжках — раскрасках», рисование различными материалами: ручкой, карандашом, мелом, восковыми мелками, акварелью, гуашью, углём, фломастерами с использованием кисточки, шерстяных ниток и пальчиков).

11-12

Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь предметов, их величины. Работа с разными видами материалов. Развитие логического мышления «Кто лишний», «Сравни предметы», « Что забыл дорисовать автор?»

13

Конструирование по образцу. Игра «Волшебный круг».

Повторение. Ориентировка по основным пространственным

направлениям.

14

Ориентировка по основным пространственным направлениям

15

Графические упражнения. Рисование узоров по образцу осложнённыхколичеством элементов. Графические диктанты.

16

Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: действия по устной инструкции. Развитие мышление игра «Последовательность», «Колпачки»

17

Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: составление устной инструкции.

18

Развитие наглядно-образного мышления. Игра «Заплатки», «Соотнеси», «Оттенки». Работа с мелкой моторикой «Лабиринт»

19

Развитие произвольного внимания и поведения (концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль)

20

Развитие логического мышления (обобщение, сравнение, классификация). Графическая раскраска.

21

Развитие внимания « Найди последовательность», «Вычеркни», «Чем отличаются картинки», « Перепиши правильно»

Читайте также:  Центр развития ребенка сад ижевск

22-23

Конструирование по образцу. Игра «Волшебный круг».

Графические упражнения. Прямые линии («Я самый меткий», «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты»)

24

Графические упражнения. Штриховка (обведение по трафаретам фигур и их штриховка (вертикальными, наклонными, округлыми линиями).

25-26

Графические упражнения. Обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша. Клубочки (рисование, наматывание клубочка от центра или от края по часовой стрелке и против).

27

Графические упражнения. Рисование узоров по образцу не осложнённых

количеством элементов. Графические диктанты.

28-29

Графические движения с использованием трафарета фигур животных.

Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие восприятия и воображения)

30

Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие памяти,

внимания, общей осведомленности)

31

Графические движения с использованием трафарета фигур животных. Развитие зрительной и слуховой памяти.

32-33

Итоговое занятие создание коллажа «Моя школа» развитие моторики, внимания и воображения.

Список используемой литературы:

1.Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для

младших школьников: Уч.-метод. пособие для школьных психологов. – Волгоград: Перемена, 1993.

2. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб — учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

3. Голубь В.Т. Графические диктанты: пособие для занятий с детьми 5 – 8 лет. М.: ВАКО, 2004.

4. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Луч. – 1995

5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2010.

6. Матюгин И.Ю., Жемаева Е.Л., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К. Как

хорошую память и запоминать цифры. – М.: РИПО КЛАССИК, 2003.

7. Михайлова З.А. Игровые и занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: просвещение, 1990.

8. Солнцева Е.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой

Источник

Коррекционно-развивающая программа

для детей с ДЦП

Педагог-психолог: Потапова Т.Г.

Южно-Сахалинск

2017

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является «учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), т.е. детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно- двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями эмоционально-волевой сферы, сложными и комплексными дефектами развития).

 ДЦП представляют собой группу синдромов нарушения движений, которые являются следствием повреждения мозга в натальном и пренатальном периодах. Основу заболевания составляют двигательные нарушения в виде парезов, параличей и гиперкинезов, сопровождающихся в значительном числе случаев недостаточностью психических процессов. Большая роль в отклонениях психического развития детей с ДЦП принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям.

Двигательные нарушения:

 ограничена предметно-практическая деятельность;

 недостаточное развитие предметного восприятия;

 затруднение манипуляции предметами и их восприятия на ощупь;

 Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико педагогического и социального сопровождения школьников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

Основная цель психокоррекции — исправление имеющихся нарушений в психическом развитии, гармонизация личности и профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психического нарушения (тяжесть и структура дефекта), так и внешней (средовые факторы).

Задачи программы:

 Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных

операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных

представлений, общей и мелкой моторики.

 Обучение навыкам произвольного поведения.

 Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие

коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью

профилактики дезадаптации к условиям ОУ.

Содержание программы.

Программа условно делится на 3 блока.

Блок 1. Развитие зрительно-моторного гнозиса, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики.

Блок 2. Развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания,

развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.

Занятия проводятся 1-2 раз в неделю, продолжительность до 30 минут (в начале

учебного года) до 40 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются» и т.д.), способствуют безбоязненному отношению ребенка к психологу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком. Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Читайте также:  Ребенок отстает в психическом развитии какая функция общения

Тематическое планирование

(1 класс)

Название темы

Кол-во часов

1

Диагностика сенсорных и моторных функций

1

2

Диагностика памяти и внимания, мышления  и речи

1

3-4

Развитие мелкой моторики.  Манипуляция с крупными деталями (работа с конструктором «Лего», мозаиками, с деталями крупных размеров). Графические упражнения. Развитие произвольного внимания и поведения (тренировка объёма, концентрации внимания, умения действовать по инструкции).

5-6

Пластилиновое панно. Графические упражнения. Развитие произвольного внимания и поведения (концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль). Графические упражнения. Развитие произвольного внимания и мышления.

7-8

Моторика. Вырезание из бумаги и

склеивание. Развитие зрительно-моторной координации («Продолжи узор», работа с Лабиринтами, «Выложи верно», «Заполни трафарет»).

9-10

Развитие движений рук и ручной умелости. Рисование, раскрашивание

(раскрашивание сюжетных картинок в «Книжках — раскрасках», рисование различными материалами: ручкой, карандашом, мелом, восковыми мелками, акварелью, гуашью, углём, фломастерами с использованием кисточки, шерстяных ниток и пальчиков).

11-12

Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь предметов, их величины. Работа с разными видами материалов.  Развитие логического мышления «Кто лишний», «Сравни предметы», « Что забыл дорисовать автор?»

13

Конструирование по образцу. Игра «Волшебный круг».

Повторение. Ориентировка по основным пространственным

направлениям.

14

Ориентировка по основным пространственным направлениям

15

Графические упражнения. Рисование узоров по образцу осложнённыхколичеством элементов. Графические диктанты.

16

Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: действия по устной инструкции. Развитие мышление игра «Последовательность», «Колпачки»

17

Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: составление устной инструкции.

18

Развитие наглядно-образного мышления. Игра «Заплатки», «Соотнеси», «Оттенки».  Работа с мелкой моторикой «Лабиринт»

19

Развитие произвольного внимания и поведения (концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль)

20

Развитие логического мышления (обобщение, сравнение, классификация). Графическая раскраска.

21

Развитие внимания « Найди последовательность», «Вычеркни», «Чем отличаются картинки», « Перепиши правильно»

22-23

Конструирование по образцу. Игра «Волшебный круг».

Графические упражнения. Прямые линии («Я самый меткий», «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты»)

24

Графические упражнения. Штриховка (обведение по трафаретам фигур и их штриховка (вертикальными, наклонными, округлыми линиями).

25-26

Графические упражнения. Обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша. Клубочки (рисование, наматывание клубочка от центра или от края по часовой стрелке и против).

27

Графические упражнения. Рисование узоров по образцу не осложнённых

количеством элементов. Графические диктанты.

28-29

Графические движения с использованием трафарета фигур животных.

Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие восприятия и воображения)

30

Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие памяти,

внимания, общей осведомленности)

31

Графические движения с использованием трафарета фигур животных. Развитие зрительной и слуховой памяти.

32-33

Итоговое занятие создание коллажа «Моя школа» развитие моторики, внимания и воображения.

Список используемой литературы:

1.Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для

младших школьников: Уч.-метод. пособие для школьных психологов. – Волгоград: Перемена, 1993.

2. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб — учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

3. Голубь В.Т. Графические диктанты: пособие для занятий с детьми 5 – 8 лет. М.: ВАКО, 2004.

4. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Луч. – 1995

5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2010.

6. Матюгин И.Ю., Жемаева Е.Л., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К. Как

хорошую память и запоминать цифры. – М.: РИПО КЛАССИК, 2003.

7. Михайлова З.А. Игровые и занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: просвещение, 1990.

8. Солнцева Е.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой

Источник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

«Логопедической коррекции дизартрии».

Пояснительная записка.

Проблема выявления и коррекции  дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения,  которые имеют более длительную и сложную динамику устранения. Изучение  дизартрии является  предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин.

Для устранения дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.

Психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлено на:

Читайте также:  В чем сущность социального развития ребенка дошкольного возраста

—  развитие сенсорных функций;

—  уточнение пространственных представлений;

—  формирование конструктивного праксиса;

—  развитие высших корковых функций;

— формирование тонких дифференцированных движений рук;

—  формирование познавательной деятельности;

—  психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.

Логопедическая работа при  дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики и голосовых упражнений.

Цель логопедических занятий — создание сенсомоторных предпосылок для развития речи и  помощи детям в практическом использовании языка как средства общения.

 Исходя из цели поставлены основные задачи обучения, которые решаются на следующих этапах:

1-й этап — подготовительный.

Задача этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:

1)  нормализация мышечного тонуса,

2)  нормализация моторики артикуляционного аппарата,

3)  нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,

4)  нормализация голоса,

5)  нормализация просодики,

6)  нормализация мелкой моторики рук

2-й этап.  

Задача: выработка новых произносительных умений и навыков.

 1)  выработка основных артикуляционных укладов,

2)  определение последовательности   роботы над звуками.

3)  развитие фонематического слуха,

4)  постановка звука,

5)  автоматизация,

6) дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3-й этап.

Задача: выработка коммуникативных умений и

навыков.

1)  выработка самоконтроля за произношением;

2)  тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях;

4-й этап

Задача: преодоление или предупреждение вторичных нарушений.

5-й этап

Задача: развитие лексико – грамматической стороны речи

1)  формирование графомоторных навыков,

2)  развитие связной речи,

3)  развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.

Эффективность логопедической работы в значительной степени зависит от понимания механизмов речевых расстройств и структуры речевого дефекта у детей с дизартрией.

При тяжелых поражениях артикуляционного аппарата необходимо подготовить базу для постановки звуков. Это требует от логопеда четкого понимания характера поражения артикуляционной моторики при различных формах дизартрии.

 Мозжечковая форма дизартрии.

— Изометрическая гимнастика и массаж

— Мимико-артикуляционная гимнастика (с бинтами, с сопротивлением)

— Выработка синхронности в работе голоса, дыхания, артикуляции (логоритмика, пение)

— Работа над речью:

а) темп речи

б) ритмические и динамические ударения

в) эмоциональная выразительность

г) стимуляция работы мягкого неба

— Отработка статистических поз, удержание артикуляционных укладов

— Работа по фонематическому восприятию звуков

— Коррекция звуков

— Работа над лексико-грамматической стороной речи

— Коррекция познавательной деятельности

Экстрапирамидальная форма   дизартрии

— Рефлексзапрещающая поза

— Расслабление (тепловой массаж, изотоническая гимнастика)

— Отработка пропрецептивных ощущений и пространственно-временной

организации двигательного акта (выполнение упражнений с открытыми и закрытыми глазами при ведущем пропрецептивном контроле)

а) воспроизведение амплитуды

б) направление движения

в) переключение с одного действия на другое в определенной временной последовательности (пассивно-активная гимнастика по Панченко)

г) удержание артикуляционной позы на счёт;

— Работа над просодической стороной речи

а) мелодия

б) темп

в) выработка произвольной возможности говорить медленно или быстро

г) модуляция речи (интонирование), эмоциональность

Псевдобульбарная форма дизартрии

а) нормализация мышечного тонуса;

б) подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;

в) работа по дыхательным сеткам, по стечению звукового ряда;

г) отработка произвольного ритма дыхания (под счет, под метроном)

д) коррекция звуков:

    —  постановка

    —  автоматизация

    —  введение

е)  Развитие фонематического восприятия на материале отрабатываемого звука

ж) Развитие лексико-грамматической стороны речи

з)  Развитие временных и пространственных представлений

и) Коррекция познавательной деятельности

Рабочая программа разработана на основе:

— «Коррекция стертой дизартрии». Автор Е.Ф Архипова, Москва просвещение 2008

— «Речевые нарушения у детей с ДЦП».  Автор Е.Н Мастюкова. Москва просвещение 1996

— учебного плана ГС(К)ОУ общеобразовательной школы – интернат №1 VI вида.

— инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12. 2000

№ 2  « Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

Программа ориентирована на учащихся начальных классов общеобразовательной школы VI вида

Занятия проводятся 3 раза в неделю.

Форма занятий: индивидуальная.

Устранение дефектов звукопроизношения не имеет расчасовки, планируется параллельно с коррекцией нарушения письменной речи с учётом степени поражения артикуляционного аппарата,  тяжести дефекта и специфики коррекции с различными видами дизартрии.

Источник