Программа по развитию ребенка дома

Программа по развитию ребенка дома thumbnail

В сутках 24 часа. Кучу времени я трачу на укладывание ребенка, его капризы, кормление, одевание, прогулку. Вычитаем сон, свободные игры — в любом случае остается 1-2 часа на организованные занятия. С учетом того, что у меня пока один ребенок, и я в декрете. Если у вас тоже возникает вопрос-чем занять ребенка хотя бы 30 минут в день, то ниже вы найдете примерное расписание занятий на неделю. Сыну 2,1. Но состав игр подходит деткам от года до трех.

Опущу часть про ранний период онтогенеза человека (у меня в целом канал про развитие малышей, основаный на научных данных) и остановлюсь только на том, что в раннем возрасте детям очень важна совместная деятельность со взрослыми. Именно с помощью мамы/папы/няни они познают окружающий мир. А самое главное-познание и развитие происходит при взаимодействии с предметами, то есть о сюжетно-ролевой игре речь пока не идет, она начнется после трех лет.

Это означает, что взрослые должны не только рассказывать обо всем, что происходит вокруг ребенка, но и показывать, как манипулировать предметами. А в целом, в период раннего детства (1-3 года) в ход идут и развивающие игрушки, и чтения/постановка сказок, и творческие игры, а также совместные физические нагрузки. Формула успешного развития=познавательная деятельность + творчество+физическая активность

Я не адепт расписаний, но заметила, что когда у меня нет перед глазами хотя бы примерного плана занятий, я ленюсь. И забываю предлагать малышу важные для его развития игры. Если с готовыми пособиями заниматься легко, то вот обсудить картины художников или провести музыкальное занятие я часто забываю.

Поэтому я повесила на холодильнике такой примерный перечень. Можно выписать игры в столбик, и не расписывать по дням, главное, не забывать хотя бы раз в неделю проводить то или иное занятие. Но, честно скажу — это план максимум, и не всегда удается его выполнить. Особенно когда у нас гости или длительные прогулки.

И, конечно, нужно учитывать настроение и мамы, и ребенка. Я за комфортное материнство, если для хорошего самочувствия мамы лучше посмотреть мультики и выпить чашку кофе, то я за такой план. Спокойная мама-это лучше, чем раздраженная мама, пристающая к ребенку с развивающими занятиями)

????Наш примерный план занятий на неделю????

????Понедельник:

✔️Книги (обязательно читаем Чуковского, так как у Вани пока не все хорошо с речью)

✔️Игры Никитиных (выписала отдельно от развивающих игр, так как они направлены на творческое развитие). У нас «Сложи квадрат» и «Сложи узор»

✔️Занятие по готовым пособиям (перечень наших пособий можно найти в статье)

✔️Занятие с готовыми развивающими игрушками ( настольные игры, у нас «день/ночь», пазлы Larsen, мозаики, конструкторы, развивающие карточки, мои самодельные игры на изучение цветов, форм и прочее)

✔️Подвижные игры (пальчиковые, образно-жестовые игры по типу «Мишка косолапый по лесу идет», зарядка, прыжки, кувырки, занятия на шведской стенке — 1-2 занятия из перечня на выбор)

????Вторник:

✔️Книги

✔️Логопедическое занятие (артикуляционная гимнастика из пособия «Логопедические тесты» Земцовой, дыхательные упражнения, чистоговорки, рассказы по картинкам)

✔️Лепка (лепим или в свободной форме — учимся катать колбаску и шар, или сюжетная игра с вылепленными из пластилина фигруками)

✔️Постановка/рассказ сказки. Я использую или набор деревянных фигурок «Томик», или пальчиковый театр, или образно-жестовый пересказ Репки, Колобка вместе с ребенком на память.

✔️Подвижные игры

✔️Путешествие в картину. Рассматриваем 1-2 репродукции (шедевры великих художников), обсуждаем все, что видим на картине. Подробная статья по этому пункту тут

????Среда:

✔️Рисование (или свободное, или по образцу вместе со мной. В этом возрасте важно научиться рисовать линии, формы. В 2,5 года ребенок может примерно изобразить лицо человека)

✔️Пособия

✔️Развивающие игрушки

✔️Подвижные игры

✔️Музыкальное занятие (прослушивание и обсуждение музыки, «Угадай, что звучит», пение, игра на детских музыкальных инструментах)

????Четверг:

✔️Книги

✔️Логопедическое занятие

✔️Игры Никитиных

✔️Подвижные игры

✔️Путешествие в картину

✔️Сюжетная игра с замещением. Показываю пример новой игры, чтобы затем ребёнок мог играть самостоятельно. Замещение нужно для развития креативности — например, деталь от Lego-пирожное для куклы или стул для зайки.

????Пятница:

✔️Лепка

✔️Рисование

✔️Развивающие игрушки

✔️Подвижные игры

✔️Сказка

????Суббота/воскресенье

✔️Книги, подвижные игры, пособия

Статьи по теме:

11 занятий для развития интеллекта

Артикуляционная гимнастика для малышей

Как говорить с детьми об искусстве (как рассматривать картины, что читать и как ходить в музей)

Если хотите узнать больше о занятиях с малышом и играх — подписывайтесь, задавайте вопросы, о чем рассказать в следующей полезной подборке.

Источник

Делюсь своими наработками занятий с сыном. Примерный возраст от 1-1,5 лет.

Много букв и фото под катом.

1.Дыхательная гимнастика.

2.Пальчиковые игры.
3.Речь.
4.Сенсорное развитие.
5.Логика.
6.Упражнения Монтессори.
7.Творчество.
8.Окружающий мир.
9.Музыкальное развитие.
10.Физическая активность.

1. Дыхательная гимнастика. Все наши занятия мы начинаем с дыхательных упражнений. Можно задувать свечку, надувать мыльные пузыри или шарики, дуть на бумажные салфетки, перья, дудеть, свистеть и так далее, на что хватит вашей фантазии. Дыхательная гимнастика улучшает кислородный обмен в организме, расслабляет и помогает настроиться на дальнейшее занятие. Еще делаем вот такие упражнения: нюхаем цветочек (утрированный вдох через нос, выдыхаем со звуком «а-а-а») и дышим, как собачка, высунув язычок, шумно, быстро.

Читайте также:  Развитие внимания ребенка в 9 месяцев

2. Пальчиковая гимнастика. После дыхательной гимнастики можно поиграть в пальчиковую игру, достаточно одного упражнения, как вариант «Сорока-ворона». Или вот такое:
Этот пальчик — дедушка (большой),
Этот пальчик — бабушка (указательный),
Этот пальчик — папочка (средний),
Этот пальчик — мамочка (безымянный),
Этот пальчик — я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

Еще вариант пальчиковой гимнастики — упражнение с массажным мячиком.
Покатайте мяч между ладошками. Затем по другим частям тела ребенка: ножкам, ручкам, спинке и животу,- заменяя слова в тексте:

Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!

Мой сын не очень любит эти игры, если он вырывает ручку, то я начинаю импровизировать, стараясь, заинтересовать его любимыми предметами. Смотри — по ладошке поехал поезд, а вот кошечка бегает по пальчикам и т.д.

3. Речь. Для развития речи мы делаем 5 упражнений:

— Голоса животных (кошка, собака, корова, коза, овца, свинья, курица, петух, утка, лягушка и т.д.) Можно посмотреть набор здесь.

— Звуки предметов (молоток (тук-тук), часики (тик-так), колокольчик (динь-динь), дудочка (ду-ду), самолет (у-у-у), поезд (чух-чух, машина (би-би), пароход .(ту-ууу), и т.д.) (картинки в приложении, Школа 7 гномов 0+ «Что как звучит?»)

— Действия (упал- бух, качаться — кач-кач, спать -бай-бай, есть ням-ням, плавать буль-буль, ходить -топ-топ и т.д.) (картинки в приложении, Школа 7 гномов 0+ «Кто что делает?»)

-Разучиваем звукоподражательные стихи. Например, «Гуси-гуси» или «Цыплята»:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки —
Жёлтые цыплятки.
Ко-ко, ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите.

— Слоги и звуки. Произносите разные слоги и звуки, а ребенок будет стараться повторять за мамой. Отмечайте, какие звуки получаются у малыша, и тренируйте их чаще.

4. Сенсорное развитие.

Цвет: красный, синий, желтый, зеленый. При работе с цветом главный упор в этом возрасте я делала на цветовосприятие, т.е. сортировку по цветам, а не названия цветов. Мы играли в цветное лото, устраивали цветные дни (собирали предметы одного цвета), а также делали упражнение «Бабочки- цветочки» из набора «Цвета», который можно посмотреть здесь.

Форма: треугольник, квадрат, круг.
Для изучения цветов и форм я вырезала из картона геометрические фигуры 4-х цветов. Всего получилось 12 карточек. Мы сортировали их по формам или цветам, делали домики из фигур (треугольник и квадрат), играли в теневое лото (в приложении), а также учились рисовать фигуры на манке, красками и карандашами, делали аппликации.

Величина: большой, маленький (2 предмета). Сравнивали предметы двух размеров, желательно чтобы предметы были одинаковые по форме и цвету. (картинки в приложении).

Для развития слуха, обоняние, осязания и вкуса на этом этапе специальные упражнения я не делала, просто стараюсь всегда рассказывать ребенку, что он слышит и чувствует: самолет гудит, машина сигналит, а вот ворона каркает, снег холодный, чай горячий, понюхай цветочек — это ромашка и т.д.

5. Логика. Для развития логики в этом возрасте мы использовали следующее:
— пирамидку и сортер;
— простые рамки- вкладыши;
— пазлы и картинки из двух частей (в приложении);
— лото на поиск пар (в приложении).

6. Упражнения Монтессори.
— Выбираем макароны, фасоль и т.д. из крупы (гречка, пшено, манка).
— Пересыпаем крупу (гречка,пшено, манка) ложкой.
— Переливаем воду в стаканах.
— Рисуем на манке.
— Сортируем, например фасоль и макароны.
— Кидаем горох (фасоль) в бутылку.

7. Творчество. Конечно, это не совсем творчество, а скорее отработка техник. Никаких сложных сюжетов я не придумывала, просто знакомила ребенка с материалами для творчества. Немного моих наработок есть в приложении.

Итак, с чем мы работали:
-карандаши, мелки (рисовали линии, кружочки, каляки-маляки, учила заштриховывать предметы, например, нарисовать мышку и спрятать ее, заштриховав мелками.)

-гуашь, краски (красками мы раскрашивали, у издательства «Карапуз», есть серия «Одной краской» работали с этими книжечками, также распечатывала крупные раскраски из интернета);

-пальчиковые краски (рисовали дождик, яблоки на дереве, пятна на божьей коровке и мухоморе и т.д.);

-пластилин, тесто для лепки (с тестом для лепки делали упражнение«Втыкалочки», лепите пирожок и втыкаете в него разные предметы: макароны, зубочистки и т.д., с пластилином работали по тем же сюжетам, что и с пальчиковыми красками: дождик, яблоки, кормили птичек.) ;

-цветная бумага, клей (делали аппликации из геометрических фигур).

8. Окружающий мир. Работа с карточками, тематическими книгами или просмотр слайдов в интернете. Некоторые альбомы есть в группе вк и в приложении. Темы:
-животные фермы;
-животные леса;
-животные Африки;
-овощи;
-фрукты;
-части тела;
-транспорт.

9. Музыкальное развитие. Музыкой мы обычно заканчиваем занятие, кружимся под классику (1-2 композиции) или танцуем под Е.Железнову(3-4 песенки в день).
Классическая музыка — в приложении.
Е.Железнова — диск можно посмотреть на сайте Музыка с мамой.

10. Физическая активность. Также в течение дня я решила добавить немного систематизированной физической активности, понятно, что детки целый день и сами прыгают, бегают, но хотелось бы привить привычку ежедневной зарядки на будущее. Список упражнений в приложении.

Скачать программу можно здесь.

Посмотреть марафон 10 занятий здесь.

Моя группа вк здесь.

Источник

Программа по развитию ребенка домаРодительские навыки, внимание и поведение оказывают положительное влияние на развитие детей, вырабатывают в них чувство собственного достоинства, успеваемость и когнитивное развитие. Давайте узнаем подробней о раннем развитии ребенка в домашних условиях.

Читайте также:  Компоненты индивидуальной программы развития ребенка

Программа по развитию ребенка дома

Первые пять лет жизни ребенка имеют решающее значение для его развития. Опыт, что дети получают в эти годы, помогают формировать у них навыки, которые понадобятся ему во взрослой жизни.

В первые пять лет жизни, мозг ребенка развивается больше и быстрее, чем в любое другое время в его жизни. Первый опыт у вашего малыша — это то, что он видит, слышит, а также прикосновения, запахи и вкусы. Все это стимулирует его мозг, создавая миллионы соединений. В этот период укладываются все основы для обучения, здоровья и поведение, которые будут сопровождать вашего малыша на протяжении всей его жизни.

Давайте поближе рассмотрим некоторые аспекты раннего развития ребенка, а также методики и занятия, которые нужно проводить на том или ином этапе жизни крошки.

0-3 месяцев

Хотя все дети развиваются с разной скоростью, есть некоторые ключевые моменты, которые ваш малыш должен выполнять в этот период времени. В 3 месяца у малыша должны быть хорошо развитые двигательные, чувствительные, коммуникационные этапы, а также этапы кормления. Ознакомьтесь с ними ниже и узнайте нет ли каких либо отклонений в развитии вашей крошки.

Основные этапы движения:

  • в то время, когда он лежит на животике, поднимает и держит голову, пытается оттолкнуться вверх на руках;
  • хорошо зажимает и разжимает кулачки;
  • способен перенести руки в рот;
  • при возбуждении отрывает руки и ноги от поверхности.

Чувствительные:

  • в то время как ребенок лежит на спине, он пытается дотянуться до игрушки, которая находится выше груди;
  • визуально следить за движущимися игрушками из стороны в сторону;
  • держит голову по центру, чтобы наблюдать за лицами или игрушками;
  • способен успокоиться во время качания или под нежные звуки.

Коммуникационные:

  • успокаивается или улыбается, поворачивает голову в сторону звука или голоса;
  • показывает заинтересованность в лицах и делает зрительный контакт;
  • плачет по-разному для разных нужд.

Кормление:

  • движет языком вперед и назад, чтобы сосать;
  • хорошо глотает во время кормления;
  • кушает до 6 раз в день.

Вас должно насторожить, если ваш малыш:

  • не может поднять голову;
  • ноги и руки остаются практически без движения;
  • кулачки остаются закрытыми большую часть времени;
  • не следует своими глазами за объектами;
  • не плачет, когда голодный или ему неудобно;
  • не реагирует на громкие звуки;
  • не поддерживает зрительный контакт и не улыбается;
  • плохо глотает и теряет много молока во время кормления.

Занятия с ребенком в этот период его жизни:

Программа по развитию ребенка дома

  • возьмите руки ребенка и хлопайте их вместе в то время, как вы будете петь и напевать мелодию;
  • лягте на спину и положите ребенка животом себе на грудь, так чтобы вы смотрели друг на друга лицом к лицу;
  • аккуратно пощекочите ребенка, чтобы он захихикал;
  • улыбнитесь ребенку, касайтесь его рук, ног и лба, следите за тем, как он реагирует на прикосновения и голоса;
  • играйте или пойте песни с ребенком, чтобы улучшить его навыки слушания;
  • повесьте зеркало на стене и поднесите к нему ребенка, назовите его имя. Со временем ребенок начнет понимать, кто ребенок в зеркале;
  • показывайте фотографии семьи и друзей, указывая на их улыбающиеся лица;
  • опишите свои действия, как вы одеваете, кормите и купаете своего ребенка. Поговорите о том, куда вы собираетесь и что вы делаете;
  • приучайте малыша к запахам. Соберите различные ароматы (цветы, специи, печенье) и преподносите их под нос ребенка по одному за раз, чтобы увидеть, какие запахи он предпочитает.

Видео

 

 

4-6 месяцев

От четырех до шести месяцев, ребенок начинает больше двигаться и издавать новые звуки.

Движения:

  • использует руки, чтобы поддержать себя сидя;
  • дотягивается до близлежащих игрушек, в то время как лежит на животике;
  • в то время, когда лежит на спине, вытягивает обе руки, чтобы играть с ногами.

Чувствительные:

  • использует обе руки, чтобы исследовать игрушки;
  • способен успокоиться с качанием или во время трогательных и нежных звуков;
  • счастлив, когда не голоден или устал.

Коммуникационные:

  • реагирует на внезапные шумы или звуки;
  • слушает и реагирует, когда кто-то говорит;
  • использует лепет, чтобы привлечь внимание и выразить чувства.

Кормление:

  • проявляет интерес к пище;
  • начинает есть зерновые и протертые продукты;
  • открывает рот, когда вы к нему подносите ложку.

Вас должно насторожить, если ваш малыш:

  • сидит с округлой спиной;
  • у него плохой контроль над головой и он не в силах поднять ее;
  • не подносит руки или предметы в рот;
  • часто раздражительный без всякой видимой причины;
  • не реагирует на звуки или голоса;
  • не издает никаких звуков и избегает зрительного контакта;
  • не улыбаться или смеется;
  • не держит собственную бутылку во время кормления.

Занятия с ребенком в этот период его жизни:

Программа по развитию ребенка дома

  • позвольте ребенку исследовать соответствующие возрасту игрушки, ртом и языком (убедитесь, что игрушки достаточно велики, так что он не захлебнулся);
  • поднимите ребенка вверх и вниз, играйте с ним в разных позициях, чтобы помочь развить чувство движения и равновесия;
  • используйте различные выражения лица во время разговора;
  • читайте с ребенком. Можно просто описывать картинки, не следуя написанным словам;
  • поощряйте ребенка играть с игрушками, которые издают звуки.

 

 

 

7-9 месяцев

Ваш малыш растет с каждым месяцем и в этот период начинает делать более сложные движения тела. Его взаимодействия с окружающей средой возрастает. В 7 месяцев, 8 и 9 у него должны быть развиты следующие этапы.

Движения:

  • сидит без поддержки, ползает;
  • использует обе руки, чтобы исследовать игрушки;
  • когда сидит, часто поворачивает голову, чтобы визуально отслеживать объекты вокруг;
  • пробует разнообразие движений — подпрыгивает вверх и вниз, раскачивается назад и вперед;
  • берет мелкие предметы пальцами;
  • пытается наклониться в сторону, тянуться и подбирать игрушки.
Читайте также:  Роль питания беременной в развитии ребенка

Чувствительные:

  • исследует объекты, используя обе руки и рот;
  • ориентирован на объектах ближнего и дальнего расположения;
  • исследует формы, размеры и текстуры игрушек.

Коммуникационные:

  • использует повышенное разнообразие звуков, лепечет;
  • признает звук имени;
  • принимает участие в двусторонней связи;
  • начинает с помощью движений рук общаться, проявляет желания и потребности;
  • различает знакомый и незнакомый голос.

Кормление:

  • сосет напитки из бутылки;
  • начинает кушать пюре из разных продуктов;
  • жует игрушки, которые массажируют воспаленные и опухшие десны во время прорезывания зубов;
  • начинает смотреть и тянуться к пище, что находится поблизости;
  • реагирует на новые запахи и вкусы.

Вас должно насторожить, если ваш малыш:

  • использует преимущественно только одну руку и только одну сторону тела, чтобы двигаться;
  • не может удержать вес на ногах;
  • не переносит игрушки из одной руки в другую;
  • не заинтересован в игре с красочными объектами и музыкальными игрушками;
  • не двигаться, чтобы исследовать окружающую среду при размещении на полу;
  • не реагирует на собственное имя и не лепечет;
  • отсутствует реакция на звуки или голоса, нету зрительного контакта.

Занятия с ребенком в период его жизни:

Программа по развитию ребенка дома

  • поощряйте движение малыша путем размещения игрушек вокруг него, где он должен двигаться, чтобы достичь их;
  • когда ребенок держит игрушки в каждой руке, предлагайте ему третью игрушку и смотрите, как кроха выясняет, как принять новую игрушку, не отпуская двух других;
  • возьмите пустое пластмассовое ведро и учите малютку бросать игрушки в него;
  • указывайте на изображение животного и имитируйте его звук;
  • дайте ребенку пространство для изучения окружающей среды, а сами оставайтесь близко для контроля;
  • поощряйте ребенка играть на полу с игрушками разных цветов, размеров и форм;
  • читайте книжки с картинками вместе, чтобы помочь ребенку соединить слова и изображения;
  • начните использовать движения рук вместе с сопроводительными словами, чтобы научить ребенка общаться жестами;
  • обеспечьте ребенка здоровой диетой — избегайте искусственных ингредиентов, сахара и консервантов.

 

 

 

10-12 месяцев

До года ваш кроха станет более активным и во всю начнет познавать мир вокруг себя.

Движение:

  • стоит самостоятельно и пробует сделать несколько самостоятельных шагов;
  • перемещается в разные позиции, чтобы исследовать окружающую среду и получить желаемые игрушки;
  • сидит без поддержки, и может повернуть голову, чтобы посмотреть на объекты, не теряя равновесия;
  • делает хлопки руками;
  • использует большой и указательный палец, чтобы подобрать крошечные объекты.

Чувствительные:

  • исследует игрушки пальцами и ртом;
  • слушает песни;
  • ползет к или от предметов, которые он видит на расстоянии.

Коммуникационные:

  • осмысленно использует слова «мама» или «дада»;
  • реагирует на «нет»;
  • говорит один или два слова и имитирует речевые звуки.

Кормление:

  • готов попробовать мягкие приготовленные овощи и мягкие фрукты;
  • может пробовать самостоятельно держать ложку;
  • начинает использовать открытую чашку.

Вас должно насторожить, если ваш малыш:

  • не включается, когда кто-то называет его по имени;
  • отказывается от твердой пищи, отдавая предпочтение только молоку;
  • использует руки, чтобы сохранить положение сидя.

Занятия с ребенком в этот период его жизни:

Программа по развитию ребенка дома

  • приучайте карапуза складывать игрушки, такие как блоки или кольца и описывайте каждую игрушку, какую он поднимает;
  • поощряйте ребенка танцевать под музыку;
  • изучайте жест прощания, когда гость покидает ваш дом;
  • читайте ежедневно большие, красочные книги и пусть ребенок сам переворачивает страницы;
  • попросите ребенка указывать на различные части тела, когда вы называете их;
  • отвечайте на звуки ребенка, чтобы стимулировать двустороннюю связь.

 

 

Раннее развитие ребенка от 1 года до 3-х лет программа

 

от 1 до 2 лет

1. Поощряйте ребенка пинать мяч по земле.

2. Купите ребенку игрушечный музыкальный инструмент. Дети любят слушать звуки, которые они делают, избивая барабан или играть ноты на фортепиано.

3. Мыльные пузыри для ребенка. Пусть ребенок прикоснется к ним, смотрит как они парят в небо.

4. Заполните ведро большими блоками разных размеров, фактур и цветов. Разрешить ребенку исследовать блоки всеми своими чувствами.

5. Просмотрите семейный фотоальбом с ребенком и поощряйте его указывать на знакомых членов семьи.

6. Идите на прогулку в парк, указывайте на всех животных и интересные растения, которые вы видите.

7. Используйте игровой телефон, чтобы практиковать различные способы прощания и приветствия.

 

От 2 до 3 лет

1. Говорите ему о том, что вокруг вас, и что происходит. Также поощряйте своего ребенка говорить, слушать и отвечать на вопросы.

2. Заполните пластиковые контейнеры песком, галькой, рисом и водой. Поощряйте ребенка встряхнуть их и открыть для себя различные звуки, которые они делают.

3. Всякий раз, когда ваш ребенок хочет поговорить, попытаться обратить на него самое пристальное внимание. Пусть ваш ребенок закончить предложения — не перебивайте его.

4. Научите ребенка исполнять простые песни и рассказывать детские стишки.

5. Попросите крошку рассказать вам его имя и возраст.

6. Возьмите малыша на веселые прогулки, такие как зоопарк, аквариум или детский музей. Поощряйте ребенка задавать вопросы о том, что он видит.

7. Научите его прыгать на одной ноге, потом на другой, чередуя прыжки. Это поможет ему держать баланс и укрепить мышцы ног.

8. Попросите малыша убрать игрушки в корзину после игры, приучая его к порядку.

 

У вас нет прав для отправки комментариев

Источник