Программа по развитию мышления ребенка с нарушением слуха

                              МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 15 

                                                             «Журавушка»

                           ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ

                  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

                       ДЛЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                     С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

                                     на 2015-2016 учебный год

                                                                                                          Составитель:

                                                                                       Учитель-дефектолог

                                                                                                         Дектярёва С.А.

                                                            Мариинск      

                                                                2015                                                                                                                                                                                                                                            

Пояснительная записка

Педагогическая целесообразность

        Личность формируется в детстве – это определяет последующее психическое развитие человека. Наличие какого-либо дефекта (в особенности нарушение слуха) снижает самооценку ребёнка, возникает неприспособленность к социальной жизни.

        В преодолении комплексов складываются жизненные цели ребёнка, он самоутверждается. Если цели реалистичны, личность развивается нормально и становится целостной, если фиктивны-становится невротичной и неуспешной. Во многом поставленные цели зависят от реалистичности взглядов родителей.

        Дети, имеющие нарушение слуха, нуждаются в помощи специалистов, специальном обучении и поддержке со стороны родителей. Только совместная деятельность педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и родителей дадут положительные результаты в развитии ребёнка.

        Для успешного обучения в школе и адаптации в социуме ребёнку с нарушением слуха, в том числе и с кохлеарным имплантом (КИ), необходим достаточно высокий уровень психического развития, что требует умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, переносить усвоенные приемы мыслительной деятельности на новый материал, умение общаться, регулировать свои эмоции и поведение.

Актуальность

        За последние время увеличилось количество обращений родителей детей, имеющих нарушение слуха и КИ, для оказания помощи в подготовке к школьному обучению, социализации и личностном развитии.

        Нарушение функций слухового анализатора приводит к недоразвитию речи, т.е. первичный дефект порождает вторичный. Эти нарушения приводят к общему недоразвитию познавательной сферы (внимание, память, мышление), сенсорной сферы (восприятие, мелкая и крупная моторика), сложности в общении.

Цель

        Создание условий для целостного процесса развития личности ребёнка с нарушением слуха, в том числе и с КИ.

Основные задачи

— развитие сенсорной сферы;

— развитие психических функций;

— овладение речью, как орудием мышления;

— формирование коммуникативных навыков;

— расширение кругозора и осведомленности.

        Эти задачи должны рассматриваться как единый комплекс, так как только целостное воздействие может привести к личностному росту и успешному овладению стандартами образования и социализации детей с нарушением слуха и  КИ.

Теоретические и методологические основы программы

        Данная программа составлена на основе работ педагогов Б.Д. Корсунской «Научить детей сознательно различать предметы окружающего мира, помочь им сформировать правильные представления об окружающих предметах – это значит подвести их к первичным обобщениям, к мышлению в понятиях»,  Н.И.Беловой, Л.П.Носковой, Н.Д.Шматко «Потенциальные возможности детей с нарушением слуха велики….. эти дети могут максимально сближаться по уровню общего и речевого развития с обычными сверстниками….. при целенаправленной и адекватной коррекционной работе», психологов Л.С.Выготского «Движущая сила психического развития — обучение. Обучение создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребёнка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития., Н.Н.Малофеева, И.М.Соловьева, Н.Д.Розановой, Т.Г.Богдановой, И.В.Королевой «Надо научить родителей понимать, что любую ежедневную ситуацию можно использовать для развития у ребёнка речи», а также программ для специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений.

Читайте также:  Влияние семейных взаимоотношений на развитие ребенка психология

Новизна программы        

        Особенностью данной программы является опора при освоении на следующие принципы:

— культурологический подход — связь с жизненным пространством ребёнка (детский сад, дом, город);

— опора на слуховое восприятие у детей с КИ;

— индивидуализация программы;

— увеличение доли деятельных методов обучения в практических занятиях (моделирование ситуаций).

Основные этапы и формы реализации программы

        Диагностический — проведение психологического диагностического обследования с использованием психологических (приоритетно невербальных) методик для определения уровня развития, объёма памяти, личностных особенностей (индивидуальное тестирование).

        Консультативный — индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностического обследования, составление индивидуального плана коррекционной помощи.

        Обучающий — проведение коррекционно-развивающих занятий.

        Форма проведения занятий — индивидуальная.

          Продолжительность по времени зависит от возраста, физических возможностей и личностных особенностей ребёнка, его подготовленности.

Длительность занятий варьирует от 10—15 мин до 30 мин. Занятия проводятся таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Каждое упражнение проводится в течение 2—5 мин. На каждом занятии ребёнку предлагается несколько упражнений.

         Обязательными являются санитарно-гигиенические перерывы не менее 10 минут. Во время занятий используются подвижные игры, физкультпаузы.

Ожидаемые результаты

        Предполагается, что после прохождения ребёнком с нарушением слуха данной программы повысится уровень развития познавательной сферы, активизируется учебная деятельность, улучшится межличностное общение,

качественнее станет использование разговорной речи, произойдет начальная социализация, повысится родительская компетенция в вопросах воспитания и обучения детей с нарушением слуха и имеющих  кохлеарную имплантацию.

Тематический план коррекционно-развивающих занятий

            Тема

       Содержание занятий

     Объем часов

1

Сенсорная сфера

Кинестетическое и кинетическое развитие

Сохранение равновесия, выполнение движений по подражанию.

           4

Развитие тактильного восприятия

Узнавание на ощупь формы, материала, величины предметов.

            4

Развитие зрительного восприятия

Сравнение предметов по различным признакам.

            4

Развитие слухового восприятия

Сравнение звучаний различных музыкальных инструментов, звуков животных и зверей, слов в лепетной и полной форме.

            6

Развитие пространственной ориентировки

Определение и нахождение предметов в пространстве, в помещении.

             4

Развитие временного восприятия

Изучение времен года.

             5

2

Познавательная сфера

Развитие внимания

Выделение предметов изображенных на картинках. Установление закономерностей на зрительно воспринимаемом материале. Нахождение замаскированных предметов на картинках. Нахождение сходства и различия в предметах, картинках. Определение лишнего предмета.

             4

Развитие памяти

Запоминание, хранение, воспроизведение учебного материала. Запоминание картинок, слов с последующим воспроизведением, описание по памяти предметов, изображений на картинках. Воспроизведение наглядного и словесного материала.

                4

Развитие мышления

Умение обобщать предметы по существенным признакам. Выделение из целого частей, соединение частей в целое. Нахождение логических связей в сюжетных картинках. Выделение «четвертого лишнего» предмета. Перенос знаний и умений с одного вида деятельности на другой. Установление логических связей на наглядном и словесном материале.

             5

Развитие воображения

Проведение аналогий. Навыки оперирования образами, понятиями, представлениями. Создание новых образов путем переработки предшествующего опыта.

             4

3

Формирование коммуникативных навыков.

Знакомство с основными эмоциональными проявлениями; радость, удивление, страх, печаль, интерес.

Моделирование ситуаций, вызывающих эмоции. Навыки понимания эмоционального настроя других людей

              4

4

Формирование речи

Активизция речи с помощью картинок, лепетных слов и жестов.

                 10

5

Подведение итогов

Обсуждение и анализ проведенных занятий с родителями.

                  2

           Итого: 60 часов.

Формы и методы работы

        Выбор методов и формы коррекционно-развивающей работы зависит от возраста, состояния слуха, уровня речевого развития интеллекта ребёнка.

Используется:

— наглядность;

— демонстрация;

-пояснение;

— беседа;

-наблюдение;

— сюжетно- ролевые игры;

— моделирование ситуаций;

— развивающие игры (настольные, подвижные);

— конструирование;

— свободное и тематическое рисование, графические задания.

Методическое обеспечение программы

№                

Тема

Методологическое обеспечение программы

1

Сенсорная сфера

Игры: «Сделай так же», «Пройди по линии», «Попрыгай на одной ноге», «Попади в цель», «Волшебный мешочек», «Дорисуй ряд», Графические диктанты, изменение фигур, складывание картинок из разрезанных частей. Выкладывание по методике М.Монтессори.

Составление аппликаций по временам года, слушание и сравнение звуков музыкальных инструментов и животных.

2

Познавательная сфера

Игры: «Запомни и повтори», «Пары слов», «Запомни и нарисуй», «Опиши предмет по памяти», 

«Заколдованный ребенок», «Слушай хлопок», «Что изменилось?», «Путаница», Сравни предметы, найди недостающие детали.

Настольные игры: «Логические ребусы», «Лото» по  тематическим группам. Конструирование. Загадки, занимательные задачи. 

Установление логических связей по картинке, по тексту.

Дорисуй до предмета.

Сюжетно ролевые игры близкие к жизнедеятельности.

3          

Коммуникативные навыки

Настольные игры: Лото «Эмоции», Лото «Правила поведения». Сюжетные игры.

4

Речевая деятельность

Логоритмика, картинки с изображением предметов, речедвигательные, артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика,звукоподражание.

5

Моторная сфера

Пальчиковые игры, выкладывание узоров из природного материала, счётных палочек, пальчиковый бассейн, су-джок, одевание-раздевание кукол, расстёгивание-застёгивание замков, игры с прищепками, мозаикой, кубиками, пазлами, игры по методике М.Монтессори.

Читайте также:  Тренажер по развитию памяти для ребенка бесплатно

 Материальное обеспечение программы

 Дидактические игры, игры, развивающие конструктивный праксис; предметные картинки по лексическим группам; серии сюжетных, последовательных картинок; таблички с надписями; доски Сегена; тематические наборы фигурок людей, животных, предметов; кубики; мозаики; пазлы; сенсо-моторное панно, звуковое панно; музыкальные инструменты; книги для чтения; бумага для рисования, писчая; картон, цветная бумага; детские раскраски; цветные карандаши, фломастеры, краски, прищепки, шишки, камешки, фасоль, горох, пальчиковые бассейны, мелкие игрушки, су-джок мячики, игры по методике М.Монтессори.

Список литературы

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебн. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений- М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
  2. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика.- М., 1985.
  3. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. т. 4 М., 1984.
  4. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Сб. РГПУ им. Герцена – СПБ., 1999.
  1. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реалибитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие. СПБ: Издательство “ЛЕМА”,2008.
  2. Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников – М.: издательство АПНРФСР,- 1960.
  3. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. Учебно- методическое пособие. Под ред. И.А. Михаленковой.- СПБ:”ДЕТСТВО-ПРЕСС”/2003.
  4. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы. Сост. Ю.Е. Веприцкая- Волгоград: Учитель. 2010.
  5. Психология. 1-2 классы. Разработки занятий – Изд. 2-е, переработанное. Сост. Р.М. Мухаметова. – Волгоград: ИТД “Корифей”. 2008.
  6. Программа для специальных дошкольных учреждений “Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников”- М. “Просвещение”. 1991.
  7. ШматкоН.Д., Пелымская Т.В. “Если малыш не слышит”, 2-е изд. Москва; “Просвещение”, 2003.

Источник

Ольга Шестакова (Тарасова)
Методические рекомендации по развитию и коррекции речевого мышления детей с ОВЗ дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию авторскую педагогическую разработку «Речь и мышление» Развитие и коррекция речевого мышления детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья, выполненную в форме методических рекомендаций.

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы.

Самый ответственный период развития ребенка — дошкольное детство. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и основных видов деятельности.

Предъявляемые в наше время требования к уровню познавательной деятельности дошкольника значительно возросли, что обусловлено развитием технического прогресса. Дошкольник должен не только запоминать, но и рассуждать, что в свою очередь определяет успешность обучения в школе. Данные современных психологических исследований (Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов, Д. Б. Эльконин и др.) свидетельствуют о том, что возрастные возможности старших дошкольников в отношении развития их мышления значительно выше, чем предполагалось раньше. Доказано, что при определенных условиях детям дошкольного возраста уже доступны формы логического мышления. Проблема развития речевого мышления (логического) детей с нарушением слуха является еще более актуальной и занимает большое место в специальной педагогике и психологии и это естественно, поскольку известно, что речевое мышление страдает в большей мере, а, следовательно, требует своевременной ранней коррекции. Слабослышащие дети, имеющие вторичные отклонения, обусловленные снижением слуха, не имеют, как правило, широких речевых возможностей. Это объясняет своеобразие развития их мыслительных процессов, ведь речевое мышление называем так потому, что в нем и основой, и средством, и результатом является слово.

Изучению речевого мышления детей с проблемами в развитии неоднократно уделялось внимание во многих психолого — педагогических исследованиях. Так, в дефектологии эта тема освещалась в работах Л. С. Выготского, М. С. Певзнер, Т. А. Петрова, Л. В. Занкова и др. В сурдопедагогике этот вопрос освещали Р. М. Боскис, Л. П. Носкова, Т. В. Розанова, Е. Г. Речицкая, И. М. Соловьева, Л. И. Тигранова, Е. В. Пархалина. Эти исследования посвящены детям с нарушением слуха школьного возраста, когда, как известно, идет усвоение научных знаний в системе изучения школьных дисциплин и происходит активное развитие словесно — логического мышления.

Вместе с тем известно, что основы словесно — логического, речевого мышления закладываются в дошкольном возрасте и оттого, насколько они будут сформированы, зависит успешность школьного обучения в целом. Мышление дошкольников с проблемами в развитии исследовалось А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой, Т. А. Стрекаловой, Е. Г. Речицкой. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования предпосылок словесно — логического мышления, однако этому виду мышления уделяется мало внимания в дошкольной коррекционной педагогике.

Исследования Д. Б. Эльконина, Е. А. Стребелевой, А. А. Катаевой, А. К. Аксеновой указывают на то, что дидактическая игра имеет огромное значение в развитии словесно — логического мышления. В то же время игровая деятельность является ведущей у дошкольников. Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Такого же мнения придерживались ведущие современные педагоги А. С. Макаренко, Е. И. Тихеева, Р. И. Жуковская и другие. Дети, играя, учатся. Известно, что эффективность обучения детей словесной речи значительно повышается с применением дидактических игр. Через дидактические игры целенаправленно обогащается словарный запас, активизируется запас, уточняется значение слов. Исследования в дошкольной педагогике (В. Н. Аванесова, З. М. Богуславская, Л. А. Венгер, А. И. Сорокина, а также исследования в специальной дошкольной педагогике (А. А. Катаева, Е. А. Стребелева) выявили огромную роль дидактических игр в ходе обучения дошкольников, осуществляемого в ходе занятий. Отмечается, что с помощью дидактических игр повышается интерес не только к занятиям, но и к получаемым знаниям.

Читайте также:  Певческая деятельность в музыкальном развитии ребенка

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, Д. Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод, что все основные психические процессы формируются от самых элементарных до самых сложных, а дидактическая игра эффективна на всех этапах формирования процессов.

Именно поэтому данная авторская разработка посвящена коррекции речевого мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха через дидактические игры.

Новизна авторской педагогической разработки.

Анализ изученной литературы позволяет сделать вывод о том, что остается недостаточно систематизированным и обобщенным опыт работы по коррекции речевого мышления у дошкольников с особыми возможностями здоровья в процессе дидактических игр. Рассмотрению этой формы мышления в контексте ее развития и коррекции посредством дидактических игр уделено в литературе мало места, так как считается, что в дошкольном возрасте формируются и развиваются наглядно — действенное и наглядно — образное мышление. Для коррекции наглядных форм период дошкольного возраста считается наиболее сензитивным, но здесь же, в дошкольном возрасте, необходимо проводить работу по коррекции элементов логического мышления детей с особыми возможностями здоровья. Безусловно, в последние годы развитию словесно — логического мышления уделяется большое внимание в массовых дошкольных учреждениях. Но исследований и литературы по этой проблеме в специальных детских садах для детей с нарушением слуха нет или их недостаточно. А ведь именно эти дети нуждаются в ранней коррекции и компенсации недостатков развития речевого мышления.

Проблема развития и коррекции речевого (словесно — логического) мышления, конечно, поднималась во многих исследованиях педагогов, но исследовались дети школьного возраста. Исследования же мышления дошкольников посвящаются наглядным формам мышления. Педагогике необходимо перенести центр тяжести с воспитания низших на воспитание высших психических функций, а, следовательно, и коррекции речевого мышления необходимо уделять большее внимание в дошкольном возрасте, именно в тот момент, когда формируются предпосылки развития этой формы у детей.

Выводы:

1. Вопросы формирования у детей дошкольного возраста с нарушением слуха речевого мышления на основе представления об объектах окружающего мира, а также их взаимосвязи еще не были целью специальных исследований.

2. Данные об этой проблеме в специальной литературе не имеют четко систематизированного содержания.

3. Возникает необходимость в разработке материала по развитию речевого мышления у детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья посредством дидактической игры.

Методологические положения авторской разработки.

В основу данной авторской разработки взяты:

Теоретические положения Л. С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка, разграничение первичных и вторичных нарушений в психическом развитии способствовали разработке нового подхода к рассмотрению особенностей познавательной деятельности детей с особыми возможностями здоровья (Р. М. Боскис, Т. А. Власова, А. П. Гозова, Т. В. Розанова, И. М. Соловьев). Суть его состоит в том, что нормальный ребенок и ребенок с ограниченными возможностями развивается по единым законам (Л. С. Выготский).

При этом психолого-педагогическое изучение глухих и слабослышащих детей (Р. М. Боскис, Л. П. Носкова, Е. Г. Речицкая, Т. В. Розанова) позволило выявить некоторые общие закономерности, определяющие особенности развития речи и мышления у детей с частичным нарушением слуха:

1. Разнообразие речевого развития слабослышащих детей (от речи, состоящей из отдельных искаженных слов, до развернутой речи с небольшими недостатками в лексико — грамматическом плане) ведет к значительному разнообразию в развитии их мышления.

2. Вторичные отклонения, обусловленные снижением слуха, определяют своеобразие восприятия, памяти и всех форм мышления.

3. В психическом развитии детей с недостатками слуха важную компенсаторную роль играет образное мышление, которое в течение длительного периода является ведущей формой мыслительной деятельности детей этой категории.

4. Словесно — логическое мышление есть мышление речевое, в котором слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса.

Цель и задачи авторской разработки

Цель:

Определить наиболее эффективные педагогические условия развития и коррекции речевого мышления у дошкольников с нарушением слуха в дидактической игре.

Задачи:

1. Изучить особенности формирования речевого мышления у дошкольников с нарушением слуха.

2. Изучить особенности развития речевого мышления у детей с нарушением слуха.

3. Структурировать материал по развитию дидактических игр на развитие речевого мышления у дошкольников с нарушением слуха.

4. Выявить эффективность формирования и развития речевого мышления в процессе коррекционно — воспитательной работы у детей с нарушением слуха в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Предполагаемый результат:

В ходе использования дидактических игр по развитию речевого мышления в работе дефектолога и воспитателей дети с нарушением слуха пополнят и активизируют словарный запас, повысят способность осмысления высказываний и ситуаций. Также повысится уровень сформированности у детей способности к обобщению, классификации, установлению логической последовательности. При этом повысится самостоятельность при выполнении заданий, укрепится интерес к получаемым знаниям.

Все это будет гарантировать высокую мотивацию к учебной деятельности, успешность дальнейшего обучения в школе и адаптации слабослышащих детей в общество слышащих.

Структура авторской педагогической разработки.

1. Перспективно — тематическое планирование занятий по развитию речи, рассчитанное на 1 год обучения.

2. Перспективно — тематическое планирование дидактических игр, рассчитанное на 1 год обучения.

3. Методы психолого — педагогической коррекции речевого мышления.

4. Приложение: диагностическая программа для исследования речевого мышления детей дошкольного возраста с нарушением слуха; таблицы, дидактический и практический материал, список литературы.

Источник