Программа по развитию мелкой моторики руки у ребенка раннего возраста

Работа по развитию мелкой мотрорики у детей раннего возраста

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по дополнительной образовательной услуге «Ладушки — ладошки» (развитие мелкой моторики у детей раннего возраста)

Составитель: воспитатель группы раннего возраста Ложкина Марина Витальевна

                                                Тобольск, 2016

   Содержание:                                                                                                                              Стр.

  1. Пояснительная записка                                                                                                      2
  1. Цели и задачи                                                                                                                      3                                                                                                              
  1. Планируемые результаты                                                                                                  3
  1. Взаимодействие с родителями                                                                                          4
  1. Диагностика знаний и умений                                                                                          4
  1. Техническое оснащение                                                                                                    4
  1. Календарно-тематический план работы кружка «Ладушки-ладошки»                      4-11
  1. Литература                                                                                                                          11
  1. Приложение №1 Диагностика                                                                                          12

                                                  Истоки способностей и дарований детей

 – на кончиках их пальцев.

 От пальцев, образно говоря,

 идут тончайшие ручейки, которые питают

 источник творческой мысли.

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка: Содержание данной программы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. В основу программы положены принципы:  научной обоснованности и практической применимости;  развивающий характер обучения, основанный на детской активности; интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; комплексно – тематическое построение образовательного процесса; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника; Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.                                                        

Кружок «Ладушки-ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 1,5 – 3 лет.                                                                                                                                                                  

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:                                                                                                              

— самомассаж кистей рук                                                                                                                                     — пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры                                                                                                 — выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)                                                                                                           — рисование (на песке, пальчиками, ладошками, пластилином, штриховка, закрашивание)                                                                                                                                                                                                                                                                                             — работа с сыпучими материалами (крупа, песок)                                                                                                               — работа с бумагой (аппликация)                                                                                                                               — работа со шнурками, нитками — лепка, изготовление поделок из различных материалов

Суть инициативы: Организовать совместную работу воспитателей и родителей по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста через кружковую работу с использованием разных видов продуктивной деятельности.

Участники: Дети раннего возраста, родители воспитанников, воспитатель.

Актуальность проблемы: Программа, направленная на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста актуальна, так как малыши с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут сами застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, играть с пазлами, мозаикой. Очень часто дети раннего возраста не могут держать карандаш и рисовать им. От степени развития моторики руки в дальнейшем зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребенка в начальной школе. Вот почему важно   развивать общую и мелкую моторику рук ребенка.

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование)                                                                                                                                          

Задачи: побуждать детей использовать в игре различные настольные игры с мелкими деталями; развивать навыки работы с сыпучим материалом, бумагой, глиной и тестом; способствовать овладению детьми   пальчиковыми играми;  развитию тактильных ощущений, мелкой моторике пальцев рук, глазомера, логического мышления, воображения, создать развивающую предметно – пространственную среду в группе, насыщенную материалами и оборудованием для развития мелкой моторики; побуждать применять полученные навыки в повседневной жизни.  

Режим работы кружка: Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Продолжительность занятия: 15-20 минут. Форма работы: групповая.                                                                        

Предполагаемый результат: У детей наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики; умеют выполнять движения пальчиковых игр согласно тексту; проявляется интерес к различным настольным играм с мелкими деталями; имеются навыки работы с разнообразным материалом (бумагой, пластилином, тестом); проявляется желание применять полученные умения в повседневной жизни.  

Взаимодействие с семьей: коллективные формы:  устные журналы: «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики», «Пока мама готовит, или во что можно поиграть на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей ,чем занять ребенка»; детско-взрослые игротеки:   «Будем пальчиками  рисовать, ручки деток развивать», «Игры с прищепками», «Игры с крупами»;   родительские творческие мастерские по изготовлению пособий и игр для развития мелкой моторики;  индивидуальные формы: консультирование; мастер-класс для одной семьи.  

Диагностика знаний и умений детей:

Высокий уровень: Владеет приёмами работы с пластилином, тестом (круговые, прямые движения; отламывать кусочки, сплющивать, соединять концы раскатанной палочки). Знает и умеет рисовать красками, карандашами, фломастерами. Умеет расстёгивать и застёгивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы. Умеет выполнять действия пальчиковых игр, согласно тексту.                                                                                                                                 Средний уровень: Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами, владеет формообразующими движениями. Может дополнять изображение деталями при напоминании взрослого. Выполняет движения пальчиковых игр совместно с педагогом.                                                                             Низкий уровень: Пытается рисовать, лепить, конструировать, составлять аппликацию при поддержке и побуждении взрослого, выполнять движения пальчиковых игр.                                                                                                          

Структура занятия: самомассаж пальчиков, занятие по теме, пальчиковая игра

Техническое оснащение: картотека пальчиковых игр; перспективный план по развитию мелкой моторики; образцы поделок из сыпучего материала, из пластилина, природного материала. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань, песок, нитки, крупы, прищепки, пуговицы и др.)

Календарно-тематическое планирование кружка

Срок реализации

Тема занятия

Задачи

Оборудование

Сентябрь

Диагностика знаний и умений

Выявить умения детей по работе с красками, пластилином, бумагой, выполнение движений пальчиковых игр в соответствии с текстом.

Бумага, пластилин, гуашь, кисти, салфетки

«Следы на песке»

Установить с детьми эмоционально-положительный контакт. Вызвать интерес к совместной со взрослым деятельности. Познакомить с правилами игр с песком. Показать приемы получения точек и коротких линий.

Световые песочные столы

«Подсолнух»                  (2 занятия)

Вызвать интерес к работе с пластилином, учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладонями и расплющивать пальцем сверху, сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Развивать работу мышцы руки путем примазывания пластилина

Вырезанные из желтого картона шаблоны подсолнухов без семечек, пластилин черного или серого цвета, дощечки для моделирования, салфетки

Октябрь

«Во саду ли, в огороде…»

Учить детей пользоваться поролоновым тампоном для рисования способом примакивания, правильно держать тампон за кончик тремя пальчиками, пользоваться трафаретами, развивать координацию движений, соотносить рисунок со словесным образом.

Поролоновые шарики, гуашевые краски разных цветов, картон, салфетки, клеенки, муляжи овощей и фруктов.

«Дождик, дождик, пуще…»

Учить детей ритмично наносить ритмичные мазки, точки легким движением, прикладывая пальчик к бумаге под словесное сопровождение.  Развивать координацию движений, соотносить рисунок со словесным образом.

Листы бумаги, пальчиковые краски синего цвета

Коллективная работа «Осенний букет» (аппликация)

Развивать мелкую моторику творческую активность, пространственное мышление, фантазию, усидчивость, аккуратность.

Сухие листья различных деревьев, лист картона, клей ПВА

«Песочные фантазии»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке, манной крупе пальцами, всей ладонью. Учить наносить различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие)

Песочные световые столы, подносы с песком, с манной крупой

Ноябрь

«Сухой бассейн»

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, стимулировать тактильные ощущения

Таз с фасолью, мелкие игрушки из киндер сюрпризов

«Идем в магазин»

Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев, формировать навык расстегивания и застегивания различных видов застежек – липучек, пуговиц, кнопок.

Старые сумки, портфели, кошельки с различными видами застежек, мелкие предметы (фантики, шарики, мелкие игрушки и др.)

«Осьминог»

Познакомить с необычной техникой рисования – отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение.

Картон, пальчиковые краски , салфетки, клеенки, кисти, тряпочки

«Мозаика»

Учить детей собирать из мелких частей мозаики различные геометрические фигуры. Развивать мелкую моторику пальцев обеих рук

Мозаика

Декабрь

«Снегирь»

 (2 занятия)

Учить детей создавать на бумаге из пластилина картинку. Развивать творческое воображение, навык ориентировки на плоскости листа бумаги. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность.

Альбомные листы бумаги, пластилин разных цветов, дощечка для моделирования, салфетки

«Елочка пушистая»

Познакомить детей с аппликацией из ниток. Учить наносить клей на определенный участок по рисунку, приклеивать нарезанные мелко нитки. Развивать творческую фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук.

Картон, нитки мулине зеленого цвета, клей ПВА, кисти, салфетки, альбомный лист с изображением елочки

«Снеговик»

Познакомить детей с аппликацией из ватных дисков. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев, координацию движений рук, глазомер

Картон, ватные диски, клей ПВА, клеенки, салфетки, кисти

Январь

«Снег-снежок»

Учить рисовать ватными палочками, выполнять работу на основе собственных наблюдений, ритмично наносить точки по всему листу бумаги.

Листы бумаги синего цвета, кленки, ватные палочки, белая гуашь, салфетки

Мыльные пузыри (оттиски на пластилине),                  (2 занятия)

Учить наносить пластилин на картон, делать оттиски на пластилине крышкой от фломастера, развивать мелкую моторику пальцев, глазомер, координацию движений рук.

Картон, цветной пластилин, мыльные пузыри, крышки от фломастеров, пластиковых бутылок

Февраль

«Птички клюют ягоды»

Продолжать учить детей рисовать ладонью (ветка), пальчиками (ягоды разной величины) обеих рук. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.

Световые песочные столы, подносы с манной крупой

«Звездное небо»

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать в шарики и расплющивать пальцем сверху, располагать по всему листу. Развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев обеих рук.

Дощечки для моделирования, пластилин желтого цвета, картон синий

«Воздушные шары»

Продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы, используя трафарет. Учить соотносить предметы по цвету

Гуашь разных цветов, альбомные листы, поролоновые тампоны, салфетки.

«У ежа иголки»

Учить детей делать большой шар из пластилина, скатывая его круговыми движениями на дощечке, учить оформлять поделку, втыкать спички в пластилин, развивать мелкую моторику, воспитывать отзывчивость и доброту.

Дощечки для моделирования, пластилин разных цветов, спички, салфетки

Март

«Бусы для мамы»

Учить детей нанизывать полые макароны на шнурки. Развивать творческое воображение, согласованные движения обеих рук.

Макароны, разноцветные шнурки

«Цыпленок»

Продолжать знакомить детей с аппликацией из ниток. Учить наносить клей на определенный участок по рисунку, приклеивать нарезанные мелко нитки. Развивать творческую фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук.

Картон, нитки мулине желтого цвета, клей ПВА, кисти, салфетки, альбомный лист с изображением цыпленка

«Пластилиновая мозаика»                                 (2 занятия)

Вызвать у детей интерес к лепке. Познакомить с приемом лепки – вдавливание. Развивать силу рук, хватательные движения (большим и указательным пальцами),

Небольшие листы картона, на которые нанесен слой пластилина, фасоль, горох, и другие мелкие предметы

Апрель

Игра с песком «Солнышко»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке, манной крупе пальцами, всей ладонью. Учить наносить различные линии (прямые, длинные, короткие — лучики

Песочные световые столы, подносы с песком, с манной крупой

«Неваляшка»

Учить детей создавать образ игрушки, прикрепляя друг к другу пластилиновые шарики, большой снизу, маленький сверху. Учить собирать целое из нескольких частей, развивать творческое воображение, фантазию.

Дощечки для моделирования, пластилин разных цветов, игрушка-неваляшка, салфетки

«Подари солнышку лучик» (коллективная работа)

Продолжать знакомить детей с техникой рисования – отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение, приучать работать коллективно.

Ватман, пальчиковая краска желтого цвета, салфетки

«Мы рисуем, что хотим»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать творческую фантазию, интерес к работе с песком, согласованные движения обеих рук.

Песочные световые столы, подносы с песком, с манной крупой

Май

«Божья коровка»

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать в шарики и расплющивать пальцем сверху, располагать по в определенном месте-на крыльях божьей коровки. Развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев обеих рук

Дощечки для моделирования, пластилин черного цвета, альбомный лист с изображением божьей коровки

«Бабочки на лугу»

Продолжать учить детей рисовать, делая отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук.

Альбомные листы, пальчиковые краски разных цветов, салфетки

«Палочки – выручалочки»

Учить детей выкладывать из палочек различные геометрические фигуры, развивать пространственное воображение, мелкую моторику рук.

Счетные палочки, геометрические фигуры

Диагностика

Выявить, чему научились дети в течении года, какие навыки и умения получили в работе с пластилином, красками, карандашами

Краски, пластилин, карандаши, бумага, салфетки

Литература:

1.Демина Е. С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006 — 192 с.-(Ранний возраст)

2.Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – синтез, 2007, — 56 с.: цв. вкл.

3.Погудкина И. С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет: Сборник игр и упражнений. – М.: . – 72 с. Книголюб, 2006. — (Психологическая служба)

4.Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2007 – 56 с.

Источник

Муниципальная бюджетная  дошкольная образовательная организация

детский сад «Солнышко»

Программа работы кружка

 по развитию мелкой моторики у детей младшего  возраста  

«Умелые ручки»

Выполнила:

 воспитатель младшей группы  Батуева Н.В

2017г.

Пояснительная записка

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно — правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В основу программы положены принципы:

 научной обоснованности и практической применимости;

 развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

 интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

 комплексно – тематическое построение образовательного процесса;

 единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;

Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.

Кружок «Умелые ручки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 1,5 – 3 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики. Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:

 самомассаж кистей рук

 пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры

  выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

 рисование (пальчиками, ладошками, пластилином, штриховка, закрашивание, лабиринты)

 аппликация

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)

Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.

К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, дети научатся самостоятельно и творчески работать.

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи:

Образовательные:

 формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

 формирование практических умений и навыков;

 обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

 развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

 совершенствование движений рук;

 развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое

 мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

 развитие речи детей.

Воспитательные:

 воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

 воспитывать внимательность к выполнению заданий;

 воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

 воспитывать и развивать художественный вкус.

Актуальность:

Все более актуальной становится проблема вовремя не сформированного графического навыка у ребенка. Дети в период освоения грамоты не редко встречаются с трудностями в написании элементов букв: неправильно держат ручку, при этом очень напряжены, петельки и крючочки пляшут на строчках, линии дрожащие. Ребенок так же активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании, заменяя умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа. Рисуя маленькие предметы, навык ребенка свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. А ребенок чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает наших надежд. У детей появляется неудовлетворение, они плачут, нервничают. И наступает тот момент, когда появляется нелюбовь к письму, то есть, говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения. Встает вопрос, в достаточной ли мере развита рука ребенка? И надо ли ее готовить лучше и основательнее? Именно в дошкольном возрасте важна подготовка к письму, умению выполнять мелкие движение, развивается мелкая моторика рук. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга развития мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Некоторые родители ошибочно считают, что руку ребенка можно подготовить к письму за 1-2 года до школьного обучения «Так, когда же начинать заниматься?». Многих родителей волнует этот вопрос. Работая, на группе с детьми раннего возраста, от 1,5 до 3 лет, вижу необходимость, как можно раньше познакомить родителей с таким термином как «раннее развитие», ознакомить их с массовыми возможностями серьезного подхода к развитию ребенка.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, это первейшая забота родителей, которые должны заблаговременно позаботится обосновательной и систематической подготовки своего ребенка к будущему обучению.

Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движение необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное основание. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Истинный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формулой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общения первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Таким образом, «есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга».

Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов), т.к. руки обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. И.М. Сеченов был одним из первых ученых подвергавших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что «движения руки человека

наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движение пальцев отстает, то задерживается и речевой развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы. Все эти факторы должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Согласно данным психологов и физиолог у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенно координация движений не законченно окостенение запястий и фаланг пальцев. У большинства детей пальцы мало подвижны, движение их отличаются неточностью или согласованностью. Многие малыши держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки…Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторике педагоги и психологи все больше уделают внимание, решая сразу 2 задачи:

1. Косвенным образом влияют на общее Интеллектуальное развитие ребенка

2. Готовят к владению навыку письма изначально, что в будущем поможет избежать многих проблем.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторике, я решила провести с детьми углубленную и систематическую работу в этом направлении.

Новизна:

 обучение детей проводится с 1,5-летнего возраста;

 подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;

 разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:

 мелкая моторика;

 речевое развитие.

 занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Отличительные особенности работы данного кружка:

Работа в кружке «Умелые  ручки» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов ребёнка: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Формы и режим занятий:

Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (8 человек) по 15 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, анкетирование, индивидуальная корректировка действий.

Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:

– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;

– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;

– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Длительность физкульт паузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.

Направленность кружковой работы:

Работа кружка включает в себя следующие разделы:

 пальчиковая гимнастика

 работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)

 работа с бумагой (аппликация, конструирование)

 работа со шнурками, нитками

 рисование

 моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)

 лепка, изготовление поделок из различных материалов

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с предметами. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.

Раздел «Работа со шнурками, нитками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основамикомпозиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки.

В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.

В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп), а также из