Программа по психомоторному развитию ребенка 3 лет
Пояснительная записка.
Актуальность данной темы заключается в том, что с каждым годом детей с
речевыми нарушениями становится больше, роль двигателя развития центральной
нервной системы, всех психических процессов и, в частности речи, играют
формирование и совершенствование тонкой моторики.
Для детей 3–4 года жизни основным видом деятельности является игра. Игра –
один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребёнку
удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством,
стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую
деятельность. По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук.
Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье, так как при этом
происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество
точек, связанных с тем или иным органом.
Настоящая рабочая программа разработана на основе программ А. Л. Сиротюк
“Психомоторное развитие дошкольников”, а также С. О. Ермакова “Пальчиковые игры
для детей”, И. С. Лопухина “Речь, ритм, движение”.
Программа составлена с учётом приоритетных направлений ДОУ:
– когнитивное развитие;
– эмоциональное развитие;
– речевое развитие;
– здоровьесбережение.
Курс содержит 9 занятий и рассчитан на учебный год, проводятся занятия 2 раза
в неделю, в первую половину дня, длительность занятий 10-12 минут. Проведение
одного занятия рассчитано на месяц.
В дошкольные годы наиболее быстро развивается способность совершать движение
телом большой амплитуды (грубая моторика) развитие же способности совершать
точные движения малой амплитуды (тонкая моторика) происходит медленнее.
Психомоторное развитее ребёнка является базальным уровнем для дальнейшего
психического развития, однако следует учитывать, что у каждого ребёнка
существует свой темп созревания и развития, обусловленный индивидуальными
особенностями и социальными условиями. Поэтому возрастные нормы переходят от
одного этапа развития к другому и имеют несколько развитые границы.
При составлении данной программы нами учитывались требования
нормативно-правовых документов:
– Типовое положение о ДОУ;
– Устав ДОУ;
– Закон “Об образовании” РФ от 10. 07. 1992 № 32661;
– Сан Пин.
Возраст | Грубая моторика | Тонкая моторика |
12–15 мес. | Ходить самостоятельно. Заползать вверх по лестнице. Неуклюже бросать предметы. Брать и бросать большие игрушки. | Чертить на бумаге цветными мелками. Вставлять предмет в отверстие. Держать ложку, подносить её ко рту. Самому надевать шапку и обувь. |
15–18 мес. | Ходить боком и задом наперёд. Взбираться и спускаться по лестнице с помощью взрослых. Бросать мяч на 1-1.5 метра. | Переворачивать страницы книги. |
18–21 мес. | Сам поднимается и спускается по лестнице, держась за перила, наступая на ступеньки одной и той же ногой, затем приставляя другую. | Выводит каракули. |
21–24 мес. | Пинать большой мяч. Легко наклоняться, чтобы поднять предмет. | Открывать дверь, поворачивать ручку. Нанизывать 3 и более бусинок. Переворачивать страницы книги по одной. |
24–30 мес. | Недолго стоять и балансировать на одной ноге без посторонней помощи. Стоять на цыпочках. Чередовать ноги, поднимаясь и спускаясь по лестнице. Ездить на трёхколёсном велосипеде, крутя педали. | Держать пальцами мелок или карандаш: большой палец с одной стороны, остальные с другой. |
2–3 года. | Быстрое увеличение роста и веса. Ходить, широко расставляя ноги и раскачиваясь из стороны в сторону. Могут карабкаться вверх, толкать и тянуть, бегать, крепко держаться двумя руками за опору. Обладать малой выносливостью. | Брать предметы двумя руками. |
3–4 года | При ходьбе и беге ставить ноги ближе и лучше удерживать равновесие. Передвигаться более плавно и ровно. | Брать предметы одной рукой. Рисовать на бумаге разводы и каракули. Складывать кубики. |
В занятия включены специальные игры и упражнения на развитие двигательной
активности: для ног, туловища, рук и для развития тонких движений пальцев.
Цель: Проведение мероприятий по психомоторному развитию младших
дошкольников, основанных на двигательных методах, в последующем становящихся
основой для когнитивного, социального и эмоционального развития.
Задачи:
- Развивать внимание.
- Развивать память.
- Улучшать координацию движений.
- Совершенствовать детскую фантазию, творческую инициативу.
Содержание учебной программы.
При планировании занятий учитывались и использовались развивающие программы
указанных выше авторов.
Задания направлены на развитие:
- Равновесия.
- Координации движений.
- Двигательной автоматизации.
- Тонкой моторики.
- Ориентировке в пространстве.
Принципы создания программы.
- Принцип гарантированной безопасности.
- Принцип опоры на установленные возрастные психологические критерии
благополучия в развитии ребёнка. - Принцип комплексности решаемых задач.
- Принцип компетентности.
- Принцип учёта возрастно-психологических, индивидуальных особенностей.
- Принцип возрастания сложности.
Нормативная документация.
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция РФ, ст. 43, 72.
- Закон Российской Федерации “Об образовании”.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённое
постановлением Правительства РФ от 01.07.1995г. №677 (с изм. от 14.02.1997). - Письмо Минобразования РФ от 24.04.1995г. № 46/19 – 15 “Рекомендации по
экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных
учреждений”. - Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000г. № 65/23 – 16 “О гигиенических
требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в
организованных формах обучения”. - Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и
обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, утвержденные
приказом Минобразования РФ № 448 от 22.08.1996 г. - Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003г. № 28 – 51 – 513/16
“Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению
обучающихся в условиях модернизации образования”. - Локальный акт дошкольного образовательного учреждения.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
26.03.2003 г. № 24 “О введении в действие санитарно-эпидемиологическими
правил и нормативов СанПин 2.4.1. 1249 – 03” (вместе с санитарно –
эпидемиологическими правилами и нормами) “Гигиенические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных учреждений СанПин 2.4.1. 1249 – 03”, утв. Главного
государственного санитарного врача РФ 25.03.2003г.
Заключение.
Двигательный акт это внешнее завершение внутреннего психического
процесса. Любая психическая деятельность не имела бы смысла, если бы не
завершалась движением, позволяющим достичь поставленной цели, удовлетворить
возникшую потребность.
Процесс психомоторного развития ребёнка является важным этапом для
дальнейшего психического развития как основы, для полноценного обучения в школе
и формирования учебных навыков. Решение данных задач позволяет в дальнейшем
осуществить становление когнитивного, эмоционального и социального развития, чем
выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь.
Ожидаемый результат по окончанию проведения развивающих занятий с детьми 3–4
летнего возраста:
Равновесие. | Координация движений. | Ориентация.. | Двигательная автоматизация. | Моторика рук. | Моторика пальцев. |
Дотянуться до предмета встав на цыпочки. Стоять на одной ноге в течение 5-7 сек. Пятка правой ноги примыкает к носку левой, стопы расположены на прямой линии, руки вдоль туловища. | Коснуться пальцем руки кончика носа. Мяч ловить и бросать. С закрытыми глазами касаться указательным пальцем правой руки кончика носа и мочки левого уха, для левой руки – мочки правого уха. | Пройти в определённую точку пространства. | Прыгать на одной ноге. | Разворачивать конфету. Указательными пальцами горизонтально вытянутых рук, описывать в воздухе круги одинакового размера в противоположных направлениях. | Взять кубик большим и указательным пальцами. По сигналу ребёнок укладывает монеты (20 шт. диам. 2см.) по одной в коробку 10 см на 10 см. |
Библиография.
- Белая А. Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. – М., 1999.
- Гарбузов В. И. Нервные трудные дети. – СПб., 2005.
- Дубровенская Н. В., Безруких М. М. Психофизиология ребёнка. – М.
- Дубьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с
нарушением речи // Дефектология. – 1999. – № 4. - Сиротюк А. Л. Развитие интеллекта дошкольника. – М., 2002.
Источник
В данной программе раскрыто значение
психомоторного развития детей старшего
дошкольного возраста.
Основной её целью является совершенствование
развивающего и коррекционно-развивающего
воздействия на детей на основе современных
подходов, учитывающих этапы психомоторного
онтогенеза ребенка, создание оптимальных
условий для коррекции и развития двигательной
активности и мелкой моторики, способствующих
оптимизации психического развития ребенка
и более эффективной социализации его в
обществе, оптимальное развитие и коррекция
психомоторных функций через применение
индивидуально-дифференцированного подхода в
развитии двигательной активности и мелкой
моторики.
Предложен мониторинг и перспективный план по
развитию и коррекции психомоторных функций
детей, который включает в себя: дыхательные
упражнения, телесные, растяжки,
глазодвигательные, развитие мелкой моторики рук,
развитие коммуникативной и когнитивной сфер,
различные виды ползания.
Программа предназначена педагогам ДОУ в
качестве кружковой деятельности, родителям в
качестве игровой деятельности по повышению
психомоторных функций своего ребенка.
Содержание
Пояснительная записка
Методические рекомендации
Литература
Пояснительная записка
Дошкольный период характеризуется
значительными преобразованиями в деятельности
всех физиологических систем организма, а возраст
5–7 лет считается одним из критических этапов
развития ребенка, от которого во многом зависит
вся его последующая жизнь. Уровень
психомоторного развития обусловлен
функциональной зрелостью нервной системы,
обеспечивающей способность к проявлению
произвольных действий. Движение — естественная
биологическая потребность детей.
Двигательная функция есть результат
совместной работы различных мозговых звеньев
функциональной единой системы. Выпадение или
дисфункция любого из них приводит к нарушению
функционирования системы в целом. Каждое звено
вносит с вой специфический вклад в работу, в
зависимости от уровня дисфункции, нарушения
имеют различный характер. На первый план
выступает несформированность динамических
характеристик двигательной активности,
выражающееся в трудностях переключения с одного
движения на другое. При выполнении двигательных
заданий наблюдается сильное напряжение мышц,
трудности регуляции мышечного тонуса.
Проблема психомоторного развития ребенка
принадлежит к числу наиболее значимых в
современной общей и специальной дошкольной
педагогике, общей и специальной детской
психологии. Это закономерно, поскольку на первых
этапах развития психика и моторика находятся в
неразрывном единстве.
Психомоторные способности в
психолого-педагогической литературе
рассматриваются в рамках проблемы трансформации
в деятельности самого ее субъекта, его
потребностей, его предрасположенности к
конкретным видам деятельности. Деятельность
является одним из основных факторов развития
личности. Каждому этапу психического развития
человека соответствует определённый тип ведущей
деятельности, которая на данной стадии развития
оказывает решающее влияние на изменение в его
психических процессах и психологических
особенностях личности (А.Н. Леонтьев, Л.С.
Выготский). Способности определяются как
устойчивые индивидуальные психологические и
физические свойства индивида, обеспечивающие
успешность выполнения одного или нескольких
видов деятельности
Проблема формирования психомоторных функций у
дошкольников остается актуальной, в связи тем,
что она играет значительную роль в психическом
развитии детей дошкольного возраста. Поэтому мы
выбрали тему исследования: “Психомоторное
развитие детей 5-6 лет”
А значит, речь идет о необходимости оказания
комплексной дифференцированной помощи детям,
направленной на преодоление трудностей
овладения программными знаниями, умениями
и навыками, что в конечном итоге будет
способствовать более успешной адаптации
в обществе и интеграции их в него.
Цель программы: совершенствование
развивающего и коррекционно – развивающего
воздействия на детей на основе современных
подходов, учитывающих этапы психомоторного
онтогенеза ребенка, создание оптимальных
условий для коррекции и развития двигательной
активности и мелкой моторики, способствующих
оптимизации психического развития ребенка
и более эффективной социализации его в
обществе, оптимальное развитие и коррекция
психомоторных функций через применение
индивидуально — дифференцированного подхода в
развитии двигательной активности и мелкой
моторики.
Задачи программы:
— исправлять недостатки, развивать и
совершенствовать общую и мелкую моторику через
использование системы упражнений,
совершенствовать зрительно-двигательную
координацию;
— формировать точность и целенаправленность
движений и действий;
— осваивать навыки правильного речевого
дыхания;
— развивать психические процессы: мышление,
память, внимание, зрительное и слуховое
восприятие.
Программа разработана в соответствии с
актуальностью проблемы. Материалы для кружка
подбирались с учетом лексических тем, изучаемых
в данной возрастной группе, возрастных,
психологических и индивидуальных особенностей
детей 5-6 лет. Успешное решение поставленных задач
возможно только при условии индивидуального
подхода к личности каждого ребенка в целом и
тесной взаимосвязи всех видов детской
деятельности.
Основные принципы программы/
1. Ведущим принципом коррекционно-развивающей
работы является принцип замещающего онтогенеза,
основанный на ретроспективном воспроизведении
тех участков онтогенеза (индивидуального
развития) ребенка, которые по тем или иным
причинам не были полностью освоены.
2. Принцип системности (проведение рационально
спланированной, продуманной работы).
3. Принцип доступности (позволяет решать
поставленные задачи в совместной деятельности
взрослого и детей и как итог — самостоятельной
деятельности).
4. Принцип индивидуально-дифференцированного
подхода (выбор форм и методов работы
осуществляется с учетом психологических
особенностей каждого ребенка).
5. Принцип единства диагностики и коррекции.
6. Деятельностный принцип коррекции.
7. Принцип комплексности коррекционного
воздействия.
8. Принцип природосообразности.
9. Принцип активного привлечения ближайшего
социального окружения к участию в коррекционной
программе.
Этапы и сроки реализации программы.
Программа дополнительной образовательной
услуги расчитана на учебный год и предполагает
реализацию трех последовательных этапов.
I. Организационно-диагностический этап (1-2
неделя сентября).
1. Стартовое обследование детей с целью точного
определения состояния психомоторного развития.2. Обобщение данных, полученных в ходе
диагностики, формулировка объектоного
заключения. Определение состава группы для
занятий в рамках дополнительной образовательной
услуги “Психомоторное развитие детей 5-6 лет”.3. Корректировка содержания программы
дополнительной образовательной услуги в части
дифференцированной работы с детьми.4. Совершенствование обогащенной
предметно-развивающей среды.5. Формирование позитивной установки детей на
участие в занятиях Психомоторного развития
детей 5-6 лет, установление доверительных
отношений сотрудничества.
II. Коррекционно-образовательный этап.
1. Развитие психики и моторики детей,
обогащение их психомоторного развития.2. Коррекция нарушений психомоторного развития.
III. Контрольно-диагностический этап (3-4
неделя мая).
1. Мониторинг результатов
коррекционно-педагогического воздействия с
целью выявления динамики и особенностей
продвижения в процессе психомоторного развития
всех и каждого из воспитанников.
2. Подготовка и организация итогового открытого
занятия кружка.3. Подготовка индивидуальных рекомендаций для
воспитателей и родителей воспитанников по
организации дальнейшей работы по обогащению
психомоторного развития ребенка.4. Составление отчета об итогах дополнительного
образования детей старшей группы в рамках
оказания дополнительной образовательной услуги
“Психомоторное развитие детей 5-6 лет”.
Практический материал подобран с учетом
возрастных особенностей дошкольников и выбран в
соответствии суровнем сформированности
психологических и моторных функций ребенка,
способностей и возможностей детей старшей
группы.
Занятия кружка – это общение педагога с детьми,
во время которого дошкольники обучаются
правильному выполнению упражнений различного
характера, влияющих на развитие психомоторных
функций.
Ожидаемые результаты.
1. Сформированные стойкие навыки выполнения
дыхательных, глазодвигательных, телесных,
коммуникативных и когнитивных упражнений.
2. Восстановление контакта с собственным телом,
снятие телесных напряжений.
3. Осознание своих проблем в виде телесных
аналогов.
4. Развитие невербальных компонентов общения с
целью улучшения психического самочувствия при
взаимодействии с другими людьми.
5. Социальная адаптированность детей.
Таким образом, благодаря специально
подобранным играм и упражнениям, дошкольники
приобретут навыки и умения необходимые для
овладения программными знаниями, умениями
и навыками, что в конечном итоге будет
способствовать более успешной подготовке к
школе и адаптации в обществе.
Характеристика программы
Курс обучения: 1 учебный год.
Возрастной диапазон: пять-шесть лет.
Оптимальная наполняемость группы: 12
человек.
Место проведения: групповая комната, либо
музыкальный зал.
Количество учебных часов: 30 – за курс
обучения, 4 – в месяц (за исключением каникул), 1 –
в неделю.
Продолжительность учебного часа: 25 мин.
Методические рекомендации
Для успешной реализации программы необходимо
придерживаться следующих методических
рекомендаций:
1. Занятия проводятся с детьми одного возраста,
в данном случае, старшего (5-6 лет).
2. Занятия строятся по единой схеме: введение в
тему, создание эмоционального настроя на
занятие, мероприятия по смягчению негативных
проявлений психоэмоционального развития,
выполнение заданий, эмоциональное заключение,
обеспечивающее успешность дальнейшей
деятельности.
Занятие по психомоторному развитию и коррекции
состоит из нескольких частей и имеет следующую
структуру:
1. Организационный момент (его наполняемость
может меняться в зависимости от целей и задач,
поставленных перед занятием).
Игровая мотивация. Ритуал начала занятия.
Стимулирующие упражнения. Маркировка левой руки
(профилактика нарушений чтения, письма и счета).
Упражнение на развитие произвольного внимания.
Вводная ходьба.
2. Основная часть (обязательные упражнения).
- Блок дыхательных упражнений.
- Телесные упражнения.
- Блок упражнений растяжек.
- Глазодвигательные упражнения.
- Различные виды ползания.
- Упражнения для развития мелкой моторики рук.
- Упражнения для развития коммуникативной и
когнитивной сфер.
3. Игра. Стоп-упражнения.
4. Итог занятия(релаксационные
упражнения, рефлексия, обсуждение занятия,
комментированные оценки). Ритуал окончания
занятия.
1. Коррекционно-развивающий процесс строится на
двигательных методах, которые не только создают
некоторый потенциал для будущей работы, но и
активизируют, восстанавливают и выстраивают
взаимодействия между различными уровнями и
аспектами психической деятельности. Ведь
очевидно, что актуализация и закрепление любых
телесных навыков предполагает востребованность
извне к таким психическим функциям как, например,
эмоции, восприятие, память, процессы
саморегуляции и т.д. Следовательно, создается
базовая предпосылка для полноценного участия
этих процессов в овладении чтением, письмом,
математическими знаниями.
2. Занятия организуются таким образом, чтобы
каждый ребенок смог проявить себя.
3. В ходе занятия стремиться к созданию
положительного эмоционального фона, бодрого
настроения.
4. Так как программа предполагает работу с
детьми, то педагог обязан постоянно следить за
тем, чтобы дети были включены в работу, не
уставали и не отвлекались.
5. При организации и проведении занятия
необходимо соблюдать санитарно-гигиенические
требования.
Методы оценки эффективности использования
программы.
Оценка эффективности использования программы
представляет собой комплексное мониторинговое
исследование, включающее в себя: диагностику
состояния моторной и психической сферы
воспитанников.
Литература
1. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений
речи у детей [Текст] / Г.А. Волкова –
Санкт-Петербург, 1993.
2. Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения
для детей 2–7 лет [Текст] / Т.В. Калинина, С.В.
Николаева О.В. Павлова, И. Г. Смирнова. – Волгоград
: Учитель, 2012. – 151 с. .
3. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение
[Текст] / И.С. Лопухина. – СПб.: КОРОНА-Век, 2012. – 128
с.
4. Микляева Н.В. Авторские методики и программы
ДОУ: технология разработки и описания [Текст] /
Н.В. Микляева. – М.: ТЦ “Сфера”, 2011.
5. Микляева, Н.В. Технологии разработки
образовательной программы ДОУ [Текст] / Н.В.
Микляева. — М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
6. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками. Для
развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых
игр [Текст] / Г.А. Османова – СПб.: КАРО, 2010. – 160 с.
7. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для
развития речи дошкольников [Текст] / Л.П. Савина. –
М.: ООО “Издательство АСТ”, 2004. — 44 с.
8. Семенович А.В. и др. Комплексная
нейропсихологическая коррекция и абилитация
отклоняющегося развития [Текст] / А.В. Семенович. —
М., 2001.
9. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного
развития дошкольников: практическое пособие
[Текст] / А.Л. Сиротюк. — М.: АРКТИ, 2008
10. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника:
Хрестоматия [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.:
Издательский центр “Академия”, 2000. – 408 с.
11. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры
[Текст] / Е.Ф. Черенкова. – М.: ООО “ИД РИПОЛ
классик”, ООО Издательство “ДОМ. XXI век”, 2008 – 186
с.
Приложение 1
Приложение 2
Источник