Программа по математическому развитию ребенка с зпр
Екатерина Качалова
Коррекционно-развивающая работа по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР дошкольного возраста
Коррекционно-развивающая работа по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР дошкольного возраста.
Задержка психического развития (ЗПР) — это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. В психолого-педагогической,а также в медицинской литературе используются другие подходы к рассматриваемой категории учащихся: «дети с пониженной обучаемостью» (У. В. Ульенкова, «отстающие в учении» (Н. А. Менчинская, «нервные дети» (А. И. Захаров).
К числу детей с задержкой психического развития относятся такие,у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:
— низкий уровень познавательной активности;
— незрелость мотивации к учебной деятельности;
— сниженная работоспособность к приему и переработке информации;
— ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
— недостаточная сформированность умственных операций;
— отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.
Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями. У части детей задержка психического развития преодолевается в условиях обычной школы, однако, большинство из них нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально -волевой сферы и поведения
У дошкольников с задержкой психического развития замедленно формируются навыки счета. Они передвигают предметы манипулируют ими, произносят вслух числительные.
У значительной части детей с задержкой психического развития вызывают затруднения задания на порядковый счет.
Дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза к началу школьного обучения без затруднений ориентируются лишь о пределах пяти. Только некоторым из них доступен отвлеченный счет. В большинстве случаев они считают лишь с опорой на наглядный материал.
Дошкольники с задержкой психического развития выделяют и показывают предметы с заданными признаками размера, большой и маленький, высокий и низкий, длинный и короткий, толстый и тонкий, широкий и узкий. Самостоятельное употребление этих слов-терминов у многих из них отсутствует. Дошкольники с задержкой психического развития хуже нормально развивающихся сверстников ориентируются на листе бумаги, не могут сразу показать верх, низ, найти левую и правую стороны тетради. Они часто сомневаются, действуют робко, неуверенно,
Существенные проблемы возникают у дошкольников с задержкой психического развития при решении арифметических задач.
Процесс овладения математическими знаниями, умениями и навыками является сложной деятельностью для старших дошкольников с ЗПР. С целью успешного усвоения математической деятельности необходимы определённые интеллектуальные и речевые предпосылки, а при обследовании таких детей очень часто выявляется отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Это выражается в замедленной по сравнению с нормой скорости приема и переработки сенсорной информации, недостаточной сформированностью умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности, отрывочности знаний и представлений о себе и об окружающем, недоразвитии коммуникативной сферы. Не соответствует возрасту развитие внимания, восприятия, памяти. Отставание происходит и в речевом развитии. Это — низкий уровень речевой активности, замедленный темп становления регулирующей функции речи, недостатки произношения, аграмматизмы, затруднения в словообразовании, бедный словарный запас. Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, импульсивности действий, гиперактивности, несформированности произвольной регуляции поведения, несформированности способов самоконтроля, планирования, недостаточной выраженности ориентировочного этапа, целенаправленности, низкой продуктивности деятельности, слабости учебной мотивации и преобладании игровой. Для этой группы детей характерными также являются недостатки моторики, особенно мелкой, затруднения в координации движений.
Проводить работу по развитию элементарных математических представлений с детьми с ЗПР необходимо не обособленно, а в сочетании с развитием внимания, памяти, творческого воображения, логического мышления. Развитие элементарных математических представлений, обучение счету должны опираться на сформированные пространственные и временные понятий у детей, на умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. С этой целью на занятиях можно использовать набор материалов для обследования сенсорных возможностей ребенка, а также давать задания (картинный материал) для определения предметов во времени и пространстве.
Для стимулирования процессов анализа и синтеза, сравнения,обобщения и абстрагирования детям даются:
а) задания, способствующие развитию умения сравнивать предметы по определенным признакам, с противоположными по значению понятиями («широкий — узкий», «длинный — короткий», «высокий — низкий», «начало — конец» и др.);
б) задания, способствующие формированию умений устанавливать сходство и различие в предметах, умение выделять главные признаки предметов, классифицировать предметы,сравнивать и анализировать:
— найти предмет, как на образце (по форме, узору, составным деталям и т. д.);
-найти предмет, отличающийся от других, или определить, чем похожи эти предметы (группировка предметов);
— найти лишний предмет (развитие понятийного аппарата ребенка);
— найти закономерность и подобрать недостающий предмет, либо продолжить ряд;
в) задания, развивающие творческое мышление, воображение, а заодно и знание геометрических фигур (дорисовать предметы: круг -солнышко, квадрат, треугольник, прямоугольник — дом, трапеция -цветочный горшок, юбка, овал — озеро, огурец и т. д.).
Содержание коррекционно-развивающих заданий должно способствовать развитию представлений об окружающем мире, а также формированию умения устанавливать логические связи.Например: пройти по лабиринту от взрослого животного к его детенышу, найти закономерность в парных изображениях.
При диагностических занятиях с детьми с ЗПР по обучению счету необходимо установить предел знаний у ребенка последовательности чисел натурального ряда, умение назвать их в прямом и обратном порядке, от заданного числа до заданного, соотношение количества и числа, владение способами вычисления (конкретно на наглядном материале, отвлеченно, знание состава числа, знание вычислительных приемов, умение устанавливать логические связи при решении простых задач.
В целях выявления обучаемости (зоны ближайшего развития) каждого конкретного ребенка на диагностических занятиях используются задания для выявления у ребенка
1) способности к обобщению математического материала (числа, цифры, знаки):
— соотнесение числа и количества;
— знание цифр и математических знаков;
— сравнение и уравнивание количеств;
— знание числового ряда;
— знание величины, формы;
— знание геометрических фигур;
— ориентировка во времени и пространстве.
2)способности к обратимости мыслительных процессов:
— прямой и обратный счет;
— счет от заданного до заданного числа прямой и обратный;
— «соседи» чисел;
— сложение и вычитание;
— деление геометрических фигур на более мелкие составные части;
— сравнение предметов по величине от наименьшего к наибольшему и наоборот.
3) способности к свертыванию математического рассуждения и соответствующих математических действий (переход от практических действий с предметами к действиям в уме):
— сложение и вычитание;
— состав числа;
— сравнение чисел;
— определение математических знаков в математических выражениях;
— нахождение неизвестных компонентов действий сложения и вычитания;
— решение логических задач.
Коррекционные задания должны быть обязательно доступными и вызывающими интерес у детей. Усложнять задания следует с большой осторожностью, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его настроение и состояние на момент занятий с ним. И тогда работа обязательно достигнет положительного результата.
Для удобства планирования дефектолог ориентируется на два ведущих компонента в содержании коррекционно-педагогической работы.
1) Развитие мыслительной деятельности и подготовка к усвоению элементарных математических представлений (сенсорное развитие, совершенствование мелкой моторики, формирование пространственной ориентации, развитие наглядных форм мышления с опорой на предметно-практическую деятельность.
2) Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (обогащение представлений о предметах и явлениях, расширение словарного запаса, стимуляция коммуникативной активности).
Основной целью работы является создание для детей с ЗПР оптимальных условий для развития познавательной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого ребенка. При исследовании познавательной деятельности учитель дефектолог определяетхарактеристики интеллектуальной и продуктивной деятельности ребенка:
-особенности мотивации;
-способность к пониманию инструкции;
-сформированность знаний, практических умений навыков, необходимых для решения задач;
-особенности самоконтроля и самооценки.
Занимаясь с детьми с задержкой психического развития нужно понимать, что ЗПР — это дизонтогенное (аномальное) развитие. Оно характеризуется нарушением познавательной деятельности и расстройством эмоционального развития (инфантилизмом). ЗПР — это временный диагноз. Поэтому очень важно еще в дошкольном возрасте выявить у ребенка отставание в развитии, определить его зону ближайшего развития и начать с ним коррекционную работу, чтобы подготовить к обучению в условиях общеобразовательной (массовой) школы. Реализация задач воспитательно-образовательной работы позволяет сформировать у детей с ЗПР запас представлений об окружающей действительности, знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения школьной программы.
Источник
Учебная программа по математике для детей с ЗПР является образовательной и адаптированной под их индивидуальные возможности, психофизическое развитие. Продуманные занятия обеспечивают коррекцию нарушений развития, позволяют ребенку социально адаптироваться. Для учеников с задержкой психического развития должны быть созданы особые условия обучения, предметы должны не перегружать школьника и быть практичными.
Учебная программа по математике для первоклассников с ЗПР
Цоктоева Т.А. разработала уроки по математике для 1 класса с ЗПР. Она внедрила их в Загустайской школе. Занятия должны научить школьников писать и читать однозначные и двузначные числа, считать в прямом и противоположном порядке до 10-20, работать со знаками «-», «+». Автор выделила в программе точную терминологию.
Статья в тему: Тематическое планирование для детей с ЗПР
Первоклассники должны уметь пользоваться таблицей умножения, определять параметры отрезков, объектов с помощью линейки, чертить ломаные и прочие геометрические фигуры. У школьников с ЗПР в начальной школе должны появиться умения различать математические ситуации. Если учащемуся что-то не понятно, он должен без страха попросить о помощи преподавателя.
Темы и вопросы по математике (1 класс) для детей с ЗПР:
- «Арифметика»;
- «Числа и другие величины»;
- «Примеры и задачи»;
- «Понятия величин в геометрии»;
- «Фигуры в пространстве»;
- «Информационная база».
Математика для детей с ЗПР по данной программе позволяет сравнить определенные предметы, знать цифры, считать по порядку, составлять задачи на основе наблюдений. Учитель проводит диктант, тестирование, работы для проверки освоения материала.
Задания для 2-3 класса по точной науке
Дорофеев Г.В. и Миракова Т.Н. создали адаптированную рабочую программу для учащихся в Костроме.
Математика для школьников с ЗПР 2 класс направлена на коррекционную работу: развитие логического мышления (рассматривается анализ и синтез), появление навыков группировки, классификации, развитие артикуляции. Начинает работать слуховая память с помощью заданий, в которых нужно что-то запоминать и затем повторять. Упражнения на сопоставление также очень действенны в обучении детей с задержкой психического развития.
Программа по математике 2 класс с ЗПР рассматривает: умножение, многоугольники, кубы, задачи на деление, пирамиды, меры длины, образование чисел, диаграммы, скобки, взаимно-обратные задачи. В конце каждого блока стоит повторить изученный материал и провести тестирование.
Математика 3 класс для школьников с ЗПР направлена на:
- развитие памяти и умственных способностей;
- повторение материала, который был изучен по рабочей программе 2 класса с ЗПР по математике;
- развитие памяти, умение концентрировать внимание на определенном предмете, объекте;
- развитие процессов произвольного внимания;
- восстановление зрительно-моторных координаций;
- освоение приемов запоминания;
- укрепление навыков счета;
- обретение навыков каллиграфии.
По программе математика ЗПР 3 класс должны выполняться практические задания, домашние работы и контрольные. Уделяется много времени письменным приемам вычисления, деления. Затрагивается тема умножения, вычитания, сложения. Рассматриваются геометрические фигуры и нумерация.
Уроки математики для 4-классников
Дорофеев и Миркова помимо математики для детей 2-го класса с ЗПР разработали уроки для четвероклассников. 136 часов обучения не должны пройти даром, поскольку школьники обучаются восполнять пробелы в памяти, формулировать учебные задачи и решать их, применять различные методы для решения ситуационных задач. Ученики смогут задавать вопросы, спрашивать, как правильно другими способами решить задание.
Тематическое планирование заданий по математике 4 класс ЗПР: рассматриваются числовые выражения, диагонали многоугольников, округления слагаемых, умножение чисел на производные. Изучается скорость, расстояние и время. Школьники освоят виды треугольников, цилиндры, числа более 1 тысячи, разряды и классы чисел.
Задания по математике для 4-го класса с ЗПР позволят развить навыки самоконтроля и контроля, решать несложные примеры в уме, планировать, сравнивать, формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы, которые помогут выполнить задание, сотрудничать с учителем, разбираться в дробях.
Школьники смогут решать задачи на движение, разбираться в единицах площади, изучат особые случаи умножения, деления.
Особенности проведения уроков для 5 класса
Москвина В.В. разработала программу математика 5 класс с ЗПР, которая состоит из 175 часов. Ученики по ее занятиям должны искать информацию для выполнения заданий, интерпретировать задачи, приводить примеры, исследовать простые закономерности, пользоваться компьютером и калькулятором, разбираться в графиках, диаграммах, таблицах, считать и преобразовывать дроби, упорядочивать и сравнивать их.
Статья в тему: Программа ЗПР 5-9 класс
Математика 5 класс с ЗПР позволяет считать проценты, сравнивать рациональные числа, составлять уравнения и решать их, составлять координатную прямую, строить фигуры и точки по определенным показателям, анализировать особенности геометрических фигур. Особое внимание уделяется экспериментам, которые направлены на изучение геометрических предметов.
Геометрические фигуры ученики должны уметь моделировать с помощью подручных средств. Градусная мера углов, площади фигур, объем объектов и прочие тематики являются сложными для групп ЗПР по математике.
Лучшая программа по точной науке для 6-х классов
Демина Е.И. составила уроки математики 6 класс ЗПР, в программу которых входят темы «Десятичные дроби», «Прямые и ломаные», «Проценты», «Симметрия», «Целые числа», «Окружности» и другие. Сначала кратко повторяются уроки математики за 5 класс с ЗПР, затем учитель начинает объяснять новый материал.
В ходе обучения в 6 классе школьник должен научиться:
- работать в коллективе;
- прислушиваться к другим;
- не боятся высказывать свое мнение;
- использовать транспортир, линейку и прочие инструменты, чтобы быстрее всех выполнить задание;
- решать задачи на проценты.
Эта адаптированная рабочая программа по математике для детей с ЗПР хорошо себя зарекомендовала. Ею пользуются многие общеобразовательные школы, поскольку получается объяснить ученикам математическую терминологию, научить считать, делить, разбираться во многих вопросах и ситуациях.
Математика для дошкольников
Гузий Т.Г. – популярный дефектолог, который использует программу по математике для дошкольников с ЗПР собственной разработки. У детей развивается речь, активизируется познавательное и сенсорное развитие. Дошкольники начинают ориентироваться в форме, размерах предметов, цвете, могут определить, какой перед ними находится объект по различным признакам. Учитель подготавливает ребенка к обучению в образовательном заведении.
Математика для людей с ЗПР в 6 лет несложная, поскольку:
- развиваются и совершенствуются сенсорные представления;
- формируются представления о множестве;
- получается сравнить величину и размеры геометрических объектов;
- развиваются временные и пространственные представления;
- получается считать до 10-20;
- ребенок учится решать несложные задачи.
Отлично показывает себя обучение с помощью карточек в игровой форме. Можно разработать памятки для детей с ЗПР по математике, чтобы ускорить процесс запоминания новой информации. Ребенок благодаря памяткам будет помнить самые важные правила и формулы, а повторение позволит более углубленно запомнить математические понятия.
Статья в тему: Подготовка к школе детей с ЗПР
Отзывы о программах, по которым обучают детей с ЗПР
Родители делятся своими впечатлениями от обучения детей с ЗПР по программе по математике. Многие папы и мамы отмечают, что учителя стараются, пытаются привлечь и заинтересовать детей, обучающихся в инклюзивных классах. Большинство отзывов было взято с различных интернет-ресурсов, в частности из https://forum.uaua.info/children/2335960-ischu-otzyvy-o-zpr-klassah-/.
Результативность рабочей программы по математике для людей с ЗПР
Положительные отзывы | Отрицательные отзывы |
Интересовалась, как научить ребенка с ЗПР математике на дому, поскольку моей малышке еще рано идти в садик. Рекомендуют использовать картинки, подручные предметы, еду, чтобы научить считать. У нас получается. Даша научилась считать до 30, может приплюсовывать числа. | Хочу нанять репетитора, поскольку программа, которая преподается в школе, моему сыну вообще не интересна. У него не только нет желания учить математику, но и он становится агрессивным, психованным. |
Программа Рудакова Ю.Г. и задания для 2 класса с ЗПР по математике очень действенные. Получается запоминать новую информацию, успехи у моего Андрея намного лучше, чем у других одноклассников. Сын разбирается лучше всего в геометрических величинах. | Мой ребенок вообще не интересуется данным предметом. Мы в 7 классе. Программа обычная, дети в классе тоже не особо блистают знаниями. |
Алиса не интересуется данным предметом, ей больше нравится рисование. Учитель посоветовала дома пытаться рисовать геометрические фигуры и таким образом обучаться. На мое удивление, со временем появился у дочери интерес. | Из всего класса только 2 человека занимается математикой. Это просто ужасно. Также преподают английский. Неужели нельзя проводить уроки, которые помогут особенному малышу адаптироваться в жестоком мире? |
Результаты учебы хорошие. Нас все устраивает. Учитель приветливая, всегда индивидуальный подход находит к детям. Некоторые одноклассники моего Саши постоянно пытаются обнять ее, приносят сладости. Учитель по математике – это хорошая женщина, которая завлекает школьников теплом, добром и интересной информацией. | В классе детей с ЗПР проводятся контрольные работы по математике. У моего Димы результаты не очень. Наверное, подобрана неправильная программа уроков или не доступно объясняет учитель материал. |
Программа Москвина отличная, получилось скорректировать развитие психики, улучшить работу речевого аппарата. Улучшения видны на лицо. Дочь стала плюс ко всему более спокойной. Учитель доступно объясняет математические термины. | Лучше бы лечением занялись родители, нежели думали об учебе. Нужно поставить ребенка на ноги и только потом развивать математические способности, иностранные языки учить. Есть много клиник, которые помогают с таким диагнозом. |
Обучаю ребенка на дому по программе Дорофеева, результаты впечатляют. Получилось разобраться во временных задачах, примерах на расстояние. Научился считать до 50, пытается выучить даже таблицу умножения. | Программа по математике для людей с ЗПР не помогла сыну, который в 6 классе, выучить даже таблицу умножения. Он вообще не хочет ни один предмет учить, успеваемость слабенькая. |
Я рекомендую Вельчеву Наталию, она занимается с особенными детьми. Благодаря ее работе получилось скорректировать речь, улучшить умственные способности, кругозор ребенка. Появилось желание у Анжелы изучать математику. | В нашем случае запущенная форма ЗПР, поэтому занятия не приносят никакого результата. Другие дети нормально воспринимают информацию. |
Вывод
Программа точных наук для учеников с ЗПР будет действенной, если учитель найдет правильный подход к учащимся. Стоит применять методики и техники, которые будут интересны особенным детям, смогут доступно объяснить, какой геометрический предмет перед ними, как его правильно измерять и посчитать площадь. Дополнительные занятия на дому принесут желаемый результат намного быстрее, нежели обучение только в инклюзивном классе.
Видео — Коррекционный класс, математика
Источник