Программа педагогической оценки развития ребенка

Лилия Куксова
Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач.

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

• деятельностных умений ребенка

• интересов, предпочтений, склонностей ребенка

• личностных особенностей ребенка

• поведенческих проявлений ребенка

• особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками

• особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы

• не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;

• учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;

• обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);

• в безопасности для испытуемого применяемых методик;

• в доступности для педагога диагностических процедур и методов;

• во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.

Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.).

Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).

Читайте также:  Индивидуальные планы развития ребенка младшая группа

Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.

Пятый этап – целеобразовательный: он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.

Источник

Евгения Занина
Система оценки индивидуального развития детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 «Солнышко»

г. Выкса, ул. Чкалова, здание 32 «А», тел. 8(83177)6-26-63

Система оценки

индивидуального развития детей.

Подгоотовила:

ст. воспитатель

Занина Е. В.

2016г.

В МБДОУ детский сад № 24 реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки», под редакцией Л. А. Парамоновой.

В целях оптимизации процедуры оценки успешности освоения программы и индивидуального развития детей, переработанная в соответствии с ФГОС Программа «Истоки» предлагает проведение трехуровневой оценки (мониторинга).

Работа реализуется следующим образом.

Экспресс-оценка развития детей — проводится без заполнения специальных бланков и опирается на интегральные показатели развития ребенка, а также комплексную характеристику личностного развития (базисные характеристики) ребенка на конец каждого психологического возраста, которые представлены в основной образовательной программе ДОУ в разделе «Планируемые результаты освоения программы».

Соотнесение реальных проявлений ребенка в его поведении и деятельности с этой «идеальной» картинкой дает педагогу представление о том, насколько успешен ребенок в освоении программы.

На этом этапе общей (экспресс) оценки важно, что она производится комплексно, а не аналитически (по каждому параметру отдельно); последний способ применяется на следующем этапе педагогической диагностики.

Результаты экспресс-диагностики.

— При отсутствии отклонений в развитии ребенка нет объективных показаний к проведению педагогической диагностики. Образовательная работа в соответствии с планом и с учетом особенностей ребенка.

— Если обнаруживает несоответствие уровня развития интегральным показателям соответствующего возраста – рекомендуется проведение педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика.

В случае несоответствия развития ребенка интегральным показателям и базисным характеристикам, которые проявляются в его поведении и деятельности, а также иных случаях, когда педагог считает, что ребенку показано более детальное обследование с целью разработки индивидуального маршрута его развития, рекомендуется проведение педагогической диагностики (мониторинга) с опорой на индивидуальные карты развития соответствующего возраста.

Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики проводится 2 раза в год: декабрь и май.

Основными методами, используемыми при проведении оценки индивидуального развития, являются: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.

Цель диагностики – определить, сформирован ли у ребенка тот или иной показатель, и при этом не имеет принципиального значения, сформирован ли он на среднем или высоком уровне.

Поэтому используемая система оценки имеет соответствующую градацию:

«достаточный» ставится, когда исследуемый показатель сформирован и соответственно наблюдается (проявляется) в самостоятельной деятельности;

«уровень, близкий к достаточному» ставится, когда тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво (то проявляется, то нет, или проявляется в совместной деятельности). Как правило, это связано с проявлением индивидуального темпа развития отдельных детей, а вовсе не с отставанием в развитии.

Оценки «достаточный уровень» и «уровень, близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и не требуют проведения дальнейшей специальной диагностической работы; образовательная деятельность по соответствующим направлениям программы должна строится в соответствии с планом;

«недостаточный уровень» ставится, если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка – ни в самостоятельной, ни в совместной со взрослым, ни в условиях специально созданных ситуаций, провоцирующих его проявление.

Читайте также:  Все о развитии ребенка в семь месяцев

Данные педагогической диагностики обрабатываются, анализируются и заносятся в карту развития.

Результаты оценки по картам индивидуального развития интерпретируются следующим образом:

На начало учебного года

Если на начало учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет более 70%, «недостаточный» отсутствует, — делается следующий вывод: Возрастное развитие опережает норму. Рекомендуется индивидуальная работа с включением программного материала следующего года. Рекомендуется проведение комплексного психологического обследования для решения вопроса о выявлении общих и специальных способностей ребенка.

Если на начало учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет менее 70%, уровень «недостаточный» отсутствует, — делается следующий вывод: Возрастное развитие несколько опережает норму. Рекомендуется обогащение содержания психолого-педагогической работы, проведение комплексного психологического обследования для решения вопроса о выявлении общих и специальных способностей ребенка

Если на начало учебного года у ребенка уровень «недостаточный» присутствует в любом количестве, — делается следующий вывод: Возрастное развитие соответствует норме. Рекомендуется работа в соответствии с образовательными задачами данной возрастной группы.

На конец учебного года

Если на конец учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет более 50%, «недостаточный» отсутствует, — делается следующий вывод: Возрастное развитие ребенка соответствует норме

Если на конец учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет менее 50%, «недостаточный» отсутствует, — делается следующий вывод: Процесс возрастного развития происходит успешно»

Если на конец учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет более 50%, присутствует уровень «недостаточный» (1-3 случая, — делается следующий вывод: Возрастное развитие соответствует норме. Рекомендуется индивидуальная работа с воспитателем по отдельным направлениям развития, обнаруживающим «недостаточный» уровень, возможно, работа с педагогом-психологом, учителем-логопедом

Если на конец учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет менее 50%, присутствует уровень «недостаточный» (1-3 случая, — делается следующий вывод: Темпы индивидуального развития не в полной мере соответствуют возрастным нормативам. Следует обратить особое внимание на работу по направлениям, обнаруживающим «недостаточный» уровень освоения программы.

Если на конец учебного года у ребенка уровень «недостаточный» присутствует более чес в четырех случаях, то делается следующий вывод: Темпы индивидуального развития не соответствует возрастным нормативам. Необходима усиленная (по возможности индивидуальная)работа по направлениям, обнаруживающим «недостаточный» уровень освоения программы. Рекомендуется проведение комплексного психологического обследования.

После проведения педагогической диагностики, результаты оценки индивидуального развития детей переносятся в сводные карты развития.

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательного маршрута)

— оптимизации работы с группой детей

В связи с отсутствием в детском саду ставки психолога, третий уровень оценки (мониторинга) «Психологическая диагностика» не проводится.

Источник

Слайд 1

«Презентации в образовательном процессе»» Презентация в методической работе в дошкольном образовании на тему: Педагогическая диагностика: оценка индивидуального развития детей и дальнейшее планирование педагогических воздействий на ребенка в соответствии с ФГОС ДО. (О.П. детского сада написана на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) Составлено Ст. воспитателем МБДОУ д / №6 «Ладушки» Н.А. Груниной

Слайд 2

Требования ФГОС ДО к условиям реализации и результатам освоения ООП дошкольного образования -….Участие в психологической диагностики допускается только с согласием его родителей (законных представителей )..педагогическая диагностика исключительно для решения образовательных задач (п. 3.2.3 ФГОС ДО) — Специфика дошкольного детства, а также особенности дошкольного образования ….делают неправомерным требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений .(п.4.1 ФГОС ДО ) -Целевые ориентиры не являются основанием для формального сравнения с реальными достижениями детей (п. 4.3 ФГОС ДО) — Настоящие требования являются ориентирами для: … взаимодействия с семьями ; … информирования родителей (законных представителе) и общественности относительно целей дошкольного образования… ( п. 4.4 ФГОС ДО) Декабрь 2016г Company Logo

Слайд 3

При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей (п. 3.2.3 ФГОС ДО) Декабрь 2016г Company Logo

Слайд 4

Основные научные подходы в проведении Мониторинга ( п. 1.4 ФГОС ДО) Декабрь 2016г Company Logo Комплексный подход к оценке результатов педагогических действий самого воспитателя Индивидуализация в подборе конкретных форм и методов образовательной деятельности с каждым ребенком Деятельный подход Главная задача педагогов –понять каким образом данные подходы будут реализованы

Читайте также:  Раннее развитие ребенка в вальдорфской педагогике

Слайд 5

Определение понятия мониторинг и педагогическая диагностика Декабрь 2016г Company Logo

Слайд 6

Структура педагогической диагностики Декабрь 2016г Company Logo Индивидуальная карта развития ребенка Индивидуальный дневник развития ребенка Индивидуальный маршрут развития ребенка Индивидуальная образовательная траектория развития ребенка (ИОТР) (п. 2.6 ФГОС ДО)

Слайд 7

Декабрь 2016г Company Logo Определение форм и методов проведения, п одбор методики Определение периодичности и сроков п роведения Выбор ответственных

Слайд 8

Индивидуальная карта развития ребенка https://ppt.prtxt.ru Company Logo Методы диагностики и время проведения Показатели развития по образовательным областям Образовательная область Данные о ребенке Фиксация индивидуального освоения показателей

Слайд 9

Индивидуальная карта развития ребенка 2016г Company Logo Виды игр-занятий Методы диагностики и время проведения 1-2 года Не сформировано Частично Сформировано 1.Расширение ориентировки в окружающем 1.1. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует ими Наблюдение Я х М х 1.2. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними Наблюдение Я х М х 2.Развитие речи 2.1. Понимание речи 2.1.1. Понимает речь взрослого, находит на картинках игрушки, …… Наблюдение, беседа Я х М х Индивидуальная карта развития ребенка Ф.И.О. ребенка ____________________________________________________ Дата рождения 09.06.2012г. Дата поступления 14.12.2013г. Дата заполнения ___________________

Слайд 10

Индивидуальный дневник развития ребенка https://ppt.prtxt.ru Company Logo Вывод Показатели развития по образовательным областям Время проведения диагностики Данные о ребенке Решение проблемы

Слайд 11

Индивидуальный дневник развития ребенка 2016г Company Logo Ф.И . ребенка: М Дата рождения: 11.01.2012 г. Год поступления в детский сад: 2014 г. 2014 – 2015 уч. год. Обследуемые характеристики по образовательной области «Социально- коммуникативное развитие Январь . Показатели: Проявляет интерес к сверстникам, доброжелателен во взаимоотношении со сверстниками; отзывчивый, проявляет заботу о товарищах, умеет жалеть и сочувствовать — сформированы частично. Вывод: анализируя результаты проведения работы: — планировать с Мишей игры, совместную деятельность с сверстниками, для установления дружеских взаимоотношений и раскрепощения. Решение проблемы: игра малой подвижности «Иди ко мне», дидактическая игра «Пришел Петрушка», индивидуальная работа » Я и моя группа», игровые ситуации » Дружба начинается с улыбки», » Давайте дружить».

Слайд 12

Индивидуальный дневник развития ребенка 2016г Company Logo (ПРОДОЛЖЕНИЕ ) Май . Показатели: Проявляет интерес к сверстникам, доброжелателен во взаимоотношении со сверстниками; отзывчивый, проявляет заботу о товарищах, умеет жалеть и сочувствовать – сформированы. Вывод: прослеживается положительная динамика в проявлении интереса к сверстникам, Миша доброжелателен во взаимоотношениях со сверстниками, отзывчивый, проявляет заботу о товарищах, умеет жалеть и сочувствовать.

Слайд 13

Индивидуальный маршрут развития ребенка https://ppt.prtxt.ru Company Logo Самостоятельная деятельность Индивидуальная работа Затруднения в усвоении ООП Данные о ребенке Решение проблемы

Слайд 14

Индивидуальный маршрут развития ребенка 2016г Company Logo Месяц, неделя Индивидуальная работа Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями Сентябрь 1 неделя Дидактическая игра (указывается какая именно) Работа с раздаточным материалом (заинтересовать) Рекомендация игр на развитие 2 неделя На прогулке игра малой подвижности Работа с раздаточным материалом Беседа 3 неделя Занятость в изобразительном уголке Расскажи друзьям о том, что ты сделал Игра 4 неделя Во время одевания на прогулку Помоги другу Научи играть маму. Индивидуальный маршрут развития Ф.И. ребенка__________________________________________________ Группа_______________________________________________________ Возраст______________________________________________________ Затруднения:__________________________________________________

Слайд 15

В построении системы мониторинга важное место занимает сочетание методов и формы работы, что обеспечивает объективность и точность полученных данных. Декабрь 2016г. Company Logo -Наблюдение ; -Проблемная (диагностическая) ситуация; -Беседа; -Анализ продуктов деятельности детей; -Рассматривание картинок Диагностические методы и формы работы ДОУ — Индивидуальная -Подгрупповая; -Групповая.

Слайд 16

Используемая литература 2016г Company Logo 1. ФГОС ДО 2. В. И. Савченко «Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО. Практические разработки для старших воспитателей ДОО.- С П б.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 3 . Путеводитель по ФГОС Дошкольного образования в таблицах и схемах Под общей редакцией М. Е. Верховкиной , А. Н. Атаровой . С П б.: КАРО, 2014 4 . Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе дошкольной образовательной организации. Автор составитель: Верещагина Наталья Валентиновна –С. П. б.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015

Слайд 17

Спасибо за внимание ! Г.о.г.Выкса 2018

Источник