Программа педагогической диагностики индивидуального развития ребенка

Светлана Логинова
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей

Представляю вашему вниманию методическую разработку на тему «Педагогическая диагностика индивидуального развития детей».

Я использую методические рекомендации «Диагностика педагогического процесса», «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности», где представлена модель педагогической диагностики разработанной на основе положений ФГОС.

Новизна предлагаемой в данных пособиях модели педагогической диагностики индивидуального развития детей определяется тем, что она разработана с учётом образовательных областей и их приоритетных направлений. Но проблема организации педагогической диагностики ещё существует. Возможная причина — несвоевременный выход документов.

Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач.

Педагогическая диагностика проводится два раза в год. На начало года ставится задача проектирования образовательной деятельности с детьми и планирование индивидуальной работы по образовательным областям. В конце года идёт сравнительный анализ результатов. В качестве основных методов используется наблюдение и изучение продуктов детской деятельности. Для наблюдения необходимо знать показатели, которые характеризуют развитие умений и навыков детей по каждой образовательной области.

Процедура педагогической диагностики осуществляется в три этапа в процессе которых идёт изучение показателей уровня эффективности педагогического воздействия по образовательных областям, составление индивидуального маршрута развития ребёнка, систематизация результатов и заполнение карты индивидуального развития.

В ФГОС в 4 разделе раскрываются требования к результатам освоения образовательной программы. Эти требования представлены в виде целевых ориентиров. Но целевые ориентиры не оцениваются, т. к. это возрастной портрет ребёнка в 3года и в 7 лет. Это ориентир для взрослых для того чтобы наметить образовательную деятельность по возрастам. А как показатель для оценки индивидуального развития используется планируемый показатель по образовательным областям (в программе их не найти, но имеются задачи по каждой образовательной области, следовательно планируемым результатом является выполнение этих задач).

Для организации педагогической диагностики мы используем таблицы, где конкретно прописаны по каждому возрастному периоду показатели, т. е планируемые результаты. Например, образовательная область «Речевое развитие»:

• Называют некоторые жанры детской литературы, имеет предпочтение в жанрах воспринимаемых текстов…;

• Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы о предмете…;

• Различает звук, слог, слово, предложение, определяет их последовательность;

• При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения.

Оценка развития необходимых умений и навыков детей осуществляется по трёхбалльной системе. Итоговый результат (средний балл) это сумма баллов по всем показателям делённая на количество показателей.

Процедура педагогической диагностики может быть организована по-разному: в зависимости от приоритетных направлений, программы развивающей среды, но обязательно с использованием разных видов деятельности (игровой, изобразительной, двигательной т. д.)

В рекомендациях имеются примеры организации проблемных ситуаций, наблюдений, но, к сожалению, не по каждому параметру образовательной области, поэтому необходимо дорабатывать самостоятельно. Ещё одно важное требование педагогической диагностики – это естественные для ребёнка условия, а не организация специальных заданий-тестов.

Читайте также:  Психическое развитие у ребенка с дисграфией

Например, образовательная область «Познавательное развитие» (подготовительная группа).

Показатель для оценки индивидуального развития:

Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов.

Методы: наблюдение, проблемная ситуация.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: фонарик необычной формой с динамомашиной для подзарядки (или любой другой предмет)

Задание: положить в группе до прихода детей. Когда ребёнок найдёт и поинтересуется: «Что это такое и как работает?», предложить самому подумать.

Результат педагогической диагностики – это оценка индивидуального развития ребёнка. В настоящее время у нас имеются карты индивидуального развития детей, в которых планируется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка по образовательным областям.

Индивидуальный образовательный маршрут представлен таблицей, в которой включены направления деятельности педагога с учётом педагогической диагностики. Это может быть обогащение знаний практического опыта ребёнка, развитие его способностей, «устранение» пробелов в тех или иных видах деятельности, повышение познавательной мотивации и т. д.

Т. о. современная модель педагогической диагностики индивидуального развития детей разработана с учётом образовательных областей и их параметров. Новым является способ обработки и представления результатов для определения уровня индивидуального развития детей, эффективности педагогического воздействия. Педагогическое воздействие включает в себя создание условий и организацию образовательной деятельности.

Источник

Лилия Куксова
Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач.

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Читайте также:  Психоречевое развитие ребенка до года

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

• деятельностных умений ребенка

• интересов, предпочтений, склонностей ребенка

• личностных особенностей ребенка

• поведенческих проявлений ребенка

• особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками

• особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы

• не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;

• учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;

• обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);

• в безопасности для испытуемого применяемых методик;

• в доступности для педагога диагностических процедур и методов;

• во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.

Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.).

Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).

Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.

Пятый этап – целеобразовательный: он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

Читайте также:  Игры для детского сада развитие талантов ребенка

Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.

Источник

 Познавательное развитие .

 Критерий : Развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации.

      —   Интересуются новым, неизвестным в окружающем мире.

ФИО

 Эмоционально положительно настроен на получение новой информации об окружающем мире

В практических действиях с новыми предметами пытается узнать из свойства

Итого

Критерий : Формирование познавательных действий, становление сознания .

— Может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач(проблем)

Фио

 Самостоятельно выполняет простые творческие задания

 Стремится самостоятельно выполнять, доступные  гигиенические процедуры(одеваться раздеваться , аккуратно есть, пользоваться носовым платком ,правильно надевать обувь, следить за порядком  одежды

 Может перенести при учасии взрослого приобретенные двигательные навыки в играх со сверстниками, навыки здорового образа жизни в повседневную реальность.

Итого

Критерий:Развитие воображения и творческой активности.

-Любит экспериментировать.

ФИО

Самостоятельно обследует предметы, используя разные способы, спомощью разных органов чувств.

 Задает вопросы об интересующих предметах и явлениях

Сравнивает обьекты по колличетвунезависимо от их размера.

Решает простейшие  логические задания, определяет лишнее, находит нелепицы, продолжает логическую последовательность

 Находит общие признаки фигур и группирует их по одному из признаков., или одновременно по двум признакам

Выполняет задания  на прохождение несложных лабиринтов, понимает план помещения.

итого

— Способен предложить собственный замысе и воплотить его в рисунке , постройке, рассказе и др.

ФИО

 Способен выполнить элементарную постройку по образцу

Способен выполнить элементарную постройку с использованием отработанных приемов

итого

 Критерий: формирование  первичных представлений о себе , других людях обьектах окружающего мира , о свойствах и отношениях обьектов окружающего мира , о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностяхнашего народа, об отечественных традициях и праздниках о планете земля  как об общем доме  людей , об особенностях ее природы , о многообразии стран и народов мира .

-Сформированы патриотические чувства , чувства принадлежности к мировому сообществу.

Как называется твой родной город

На какой улице ты живешь

Куда ты больше любишь ходить или ездить в своем городе

Как называется наша страна

 Что за праздник отмечает наша страна 9 мая

 Какие праздники есть в нашей стране? Какие из них отмечает ваша семья?

Что означает « Любить свою  Родину» « За что можно любить свою Родину»

Кто защищает нашу Родину ?  Кто служит в Росиийской армии?

итого