Программа направленная на социально эмоциональное развитие ребенка
Ольга Калмыкова
Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста
Эмоции — это краски души,
они прекрасны и зрелищны.
Когда ты ничего не испытываешь,
мир делается тусклым и бесцветным.
Уильям Пол Янг
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т. п., значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции – постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность.
Актуальность выбранной темы:
Главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности. Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.
Работая с детьми,я пришла к выводу: воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи
Цель: Повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Рассмотреть вопросы развития эмоциональной сферы дошкольников.
Задачи: изучить теоретические основы эмоционального развития личности дошкольника;
— выявить особенности эмоционального развития у дошкольников;
— рассмотреть способы развития эмоциональных нарушений у дошкольников.
Действия и мероприятия в процессе работы:
Изучение психолого-педагогической литературы, интернет – источников;
Разработка календарно-тематического планирования по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
Посещение занятий у воспитателей ДОУ;
Посещение педсоветов, семинаров, участие в дискуссиях, родительских собраниях;
Проведение практических занятий, консультаций для педагогов и родителей;
Обобщение результатов на педсовете.
1 ЭТАП — информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Изучение научной и учебно-методической литературы по теме;
Постановка целей и задач, составление плана работы.
2 ЭТАП — Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
Разработка календарно-тематического планирования по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
Разработка конспектов занятий по социально-эмоциональному развитию с использованием разнообразных методов и приемов;
Подготовить для детей психогимнастические упражнения;
Разработка консультаций для педагогов ДОУ, родителей воспитанников для групповой и тренинговой работы с детьми дошкольного возраста.
3ЭТАП — Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения;
Анализ и самоанализ проделанной работы;
Выступление на педсовете.
Календарно-тематического планирования по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
Месяц Тема Программное содержание
Сентябрь «Наша Дружная семья» Формировать представления о семье, и ее членах семьи, о доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоянии членов семьи, зависимость этого состояния от сложившейся ситуации; воспитывать любовь и уважения к своим родным.
Октябрь «Эмоциональное состояние детей и взрослых» Формировать представления о различных эмоциональных состояниях, умения общаться с взрослыми и сверстниками; воспитывать желание дарить радость настроение близким людям.
Ноябрь «Чему я удивляюсь и что я люблю?» Формировать представления о различных эмоциональных состояниях, о том, что у каждого есть свои любимые занятия, связанные временем года; развивать умение передавать с помощью мимики удивление и сопоставлять с разнообразными жизненными ситуациями.
Декабрь «Эмоциональное состояние» Развивать умения различать по мимике, жестам разные эмоциональное состояния; приучать вслушиваться в интонацию речи, ее содержание и на этой основе делать вывод о настроении и чувствах; воспитывать чувство взаимопомощи, чем и как можно порадовать другого в случае огорчения.
Январь «Я и ее мое настроение» Углубить представления об эмоциональных состояниях людей, понимать выраженные в мимике, жестах, пантомиме, действиях, интонации речи, формировать понимание необходимости учитывать настроение сверстника в общении с ним.
Февраль «Что такое страх?» Познакомить с эмоцией – страх, развивать умение различать эмоции по схематическим изображениям; учить понимать свои чувства и чувства других и рассказывать о них; воспитывать чувства доброты, милосердия, взаимопонимания, сострадания.
Март «Эмоциональное состояние людей» Углублять представления эмоциональных состояниях взрослых, детей о зависимости настроения человека от обстоятельств, в которые он попадает; развивать выразительность речи; воспитывать желание помочь близким людям, сверстникам.
Апрель «Закрепление знаний о чувствах» Закрепление умения различать чувства; закрепление мимических навыков; повышение у детей уверенности в себе; формировать навыки саморегуляции.
Май «Я и сверстники» Расширять представления о сверстниках, воспитывать доброжелательные отношение т терпимость, развивать умение определять эмоциональное состояние других детей, помогать им в случае необходимости.
Работа с родителями на 2016 – 2017 учебный год.
Месяц Тема
Сентябрь Индивидуальное консультирование на тему «Ребёнок в детском саду. Помощь в адаптации»
Октябрь Памятка «Десять ключей успешного воспитания»
Ноябрь Консультация «Ребенок отказывается от еды»
Декабрь Индивидуальная беседа «Типы родительской любви»
Январь Консультация «Когда у родителей, разные подходы к воспитанию»
Февраль Рекомендации «СДВГ у детей дошкольного возраста»
Март Консультация «Градус упрямства»
Апрель Индивидуальные консультации с родителями будущих первоклассников
Май Консультация «Использование игротерапии в обучения детей дошкольного возраста»
Список литературы
1. Комплексные занятия по разделу «Социальный мир» авт. сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград, 2007г.
2.. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь,хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль., 1997.
4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры. М., 1999.
5. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.
6. Шалаева Г. П. и др. «Новые правила поведения для воспитанных детей» М. 2006г.
7. Шорыгина Т. А. Общительные сказки
8.. Иванова Г. П. Театр настроений. М.: Издательство «Скрипторий», 2003.
9. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. — Мозаика Синтез,2016.
10. Жукова Р. А. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет. –Волгоград: Корифей. 2006.
11. Киселева Н. Г. Формирование у дошкольников социально-эмоциональной сферы личности (статья в интернете)
12. Слободчиков И. М. Эмоциональное развитие ребенка (статья в интернете). Жукова Р. А. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет. –Волгоград: Корифей. 2006.
Источник
Человеческий потенциал — это внутренние психологические и биологические ресурсы человека. Базовыми понятиями психологической теории человеческого потенциала становятся «потребности», «способности» и «готовность» к реализации собственных ресурсов. Они направлены на познание мира, организацию взаимодействий с ним, порождение и изменения себя в мире. Производство и воспроизводство социального капитала обусловлено человеческим потенциалом, что обеспечивает развитие общества. В конечном итоге люди должны быть знающими и компетентными в различных областях общественной жизни, отвечать на общественные вызовы и быть лабильными, превращая и преобразовывая человеческий потенциал в человеческий капитал.
В психологии разрабатывается понятие личностного потенциала. Он прямо не коррелирует ни с интеллектуальным развитием, ни с творческим потенциалом. В разных подходах в психологии личностный потенциал обозначали такими понятиями, как «воля», «сила эго», «внутренняя опора», «локус контроля», «ориентация на действие», «резистентность», «жизнестойкость» и некоторые другие. Однако все они описывают лишь отдельные грани личностного потенциала. Согласно Д. А. Леонтьеву [6, 7], личностный потенциал есть интегральная характеристика уровня личностной зрелости, а его главным феноменом является самодетерминация личности, то есть осуществление деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности, как внешних, так и внутренних, а также потребности, характер и другие устойчивые психологические структуры. Прижизненно складывающейся структурой индивидуальности личность преодолевает давление внешних и внутренних обстоятельств. Личностный потенциал — это интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности. Они определяют способность личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий. Проблема личностного потенциала ставится в терминах потенциала и возможностей, уровней развития эго, черт характера, нравственных начал поведения и, наконец, саморегуляции. Составляющими личностного потенциала рассматриваются оптимистическое мышление, жизнестойкость, витальность, личностная автономия, толерантность к неопределённости, стратегии совладания и др.
Понятие личностного потенциала содержательно раскрывает идею «изменяющейся личности в изменяющемся мире» [1]. Оно идёт на смену понятию адаптации, подразумевая сложные механизмы совладания с изменчивой действительностью — не только приспособление к заданным условиям, но и готовность к их изменению и способность к самостоятельному созданию необходимых условий. Способность человека выполнять задуманное вне зависимости от внешних условий, в том числе в неблагоприятных условиях, является неоспоримой ценностью как во многих областях профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Реализация задуманного делает регуляцию важным фактором в позитивных психологических процессах. При этом одной из сложных задач остаётся регуляция эмоций, которая может быть как произвольной, целенаправленной и предполагающей некоторые усилия, так и непроизвольной, спонтанной.
Для процесса регуляции необходимо верно распознать эмоции свои и другого, оценить условия или ситуации их возникновения, т. е. анализировать причину, осознать возможности регуляции при взаимодействии с другим человеком, при понимании эмоциональных состояний своих и/или другого. В программе СЭР значительное место уделяется развитию способности распознавания базовых эмоций, сложных, амбивалентных эмоций, анализу причин их возникновения и возможностям регуляции и саморегуляции поведения.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №44 «Красная Шапочка» города Смоленска.
Программа
по социально-эмоциональному развитию
детей дошкольного возраста
«Фабрика эмоций»
Воспитатель:
Богомякова М.И.
2014-2017.
Пояснительная записка:
На современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС, особую актуальность приобретает процесс формирования социально-личностных качеств у ребёнка. Когда говорят о целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования, другими словами, для того, чтобы ребёнок, придя в школу, был успешным, он должен уже в дошкольном детстве научиться решать задачи трёх типов: познавательные, регуляторные и коммуникативные. Он усваивает элементарные нормы и правила поведения.
Сегодня мы живём в очень непростом мире. Современная социальная среда (как макрообщество, так и семейное окружение) сложна и не стабильна. Жизнь ставит нас в сложные критические ситуации, требующие быстрых и адекватных решений во взаимодействии с людьми. С этим многие не справляются, испытывая страх, раздражение, тревогу, что порождает неуверенность в себе, своих силах и возможностях, неумение вступать в контакты, застенчивость, конфликтность. Однако, только уверенный в себе, своих возможностях и взглядах человек, умеющий понимать и считаться с мнениями и чувствами других, может добиться результатов не только в учёбе, работе, но и в семье.
Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества – обеспечение успешной социализации подрастающего поколения.
Что же вкладывается в понятие «социализация»?
В чём сущность этого процесса?
Во-первых, социализация – это адаптация личности к обществу путём усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Во-вторых, это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт.
Данные составляющие не противоречат друг другу и определяют двусторонний характер социализации. Нахождение человеком гармоничного соотношения этих двух сторон и обеспечивает его успешную социализацию.
В то же время доказано, что готовность ребёнка к социализации, к жизнедеятельности во всех сферах прямо пропорционально зависит от уровня развития эмоциональной сферы ребёнка и способности понимать эмоции других.
Решение задач эмоционального развития необходимо начинать с дошкольного возраста, т.к. развитие ребёнка взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец считают, что эмоции, подобно умственным и волевым процессам, формируются на протяжении детства, в результате овладения ребёнком опыта предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм и идеалов. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более глубокими и устойчивыми.
Подчёркивая значимость социально-эмоциональных факторов, оказывающих влияние на индивидуальное развитие, Л.С. Выготский писал, что «жизненный путь личности – это история его переживаний». Дошкольный возраст – это период активного эмоционального развития. Исследователи выделяют основные составляющие: формирование устойчивой системы ценностных эмоциональных отношений в соответствии с различной значимостью для ребёнка объектов окружающего мира (люди, предметы, образы, идеи и представления, действия); оформление эмоциональной децентрации – способности к эмоциональному сопереживанию другому человеку; формирование языка эмоций.
Программа социально-эмоционального развития дошкольников может придать педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер и обеспечить позитивные результаты в развитии личности ребёнка. Работа с целостным преемственным содержанием предполагает, с одной стороны, формирование базиса личностной культуры на этапе дошкольного возраста, а с другой – «встраивание» этого содержания в обязательные требования государственного образовательного стандарта.
ЦЕЛЬ: создание условий для развития социально-личностной компетенции ребёнка, тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности.
ЗАДАЧИ:
способствовать самопознанию ребёнка, помочь ему осознать свои характерные особенности и предпочтения;
формировать адекватную самооценку;
формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне;
развивать творческие, коммуникативные способности в процессе игрового общения;
развивать социальные эмоции: эмпатию, нравственные эмоции;
учить ребёнка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи.
Ожидаемые результаты:
дети осознано воспринимают свои собственные эмоции, понимают эмоции окружающих;
рост продуктивной активности, инициативности детей;
рост проявления ими позитивных чувств;
снижение негативных эмоциональных реакций;
желание общаться, взаимодействовать;
рост коммуникативной успешности детей.
Методические средства, используемые в программе:
В процессе работы по программе использую приёмы, содержание которых отвечает задачам программы. В работе использую полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.
Ролевые методы: предполагают принятие ребёнком ролей, различных по содержанию, ролевую гимнастику и психодраму. Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. Психодрама предполагает поочерёдную смену ролей, драматическое разыгрывание мысленных картин, составленных детьми, сказки.
Коммуникативные игры: игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, обучающие умению сотрудничать.
Игры, направленные на развитие воображения: придумывание детьми окончания к той или иной ситуации, коллективное сочинение сказок, подбор ассоциаций к какому-либо слову, изображение детьми того или иного живого существа или неживого предмета, «мысленные картинки» — закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают её группе.
Эмоционально-символические методы: групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки (направленное рисование, то есть рисование на определённую тему).
Релаксационные методы: упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и артикуляционные техники.
Формы работы:
развивающие игры: игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения;
упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию;
этюды;
рассматривание рисунков и фотографий;
чтение художественных произведений;
рассказывание детей и взрослых;
сочинение историй;
беседы;
моделирование и анализ заданных ситуаций;
слушание музыки, пение песен;
рисование;
конкурсы, мини-соревнования;
проектная деятельность;
презентации.
Формы работы с родителями:
проектная деятельность;
круглые столы;
совместные выставки, конкурсы;
праздники, дни открытых дверей;
консультации;
личные беседы.
Структура програм
Источник