Программа коррекции эмоционального развития ребенка
В последние годы одной из самых серьёзных социальных проблем является нарушение эмоционально-волевой сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Ребенок дошкольного возраста мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности, стресс он чаще отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Эмоциональные проблемы, трудности волевого самоконтроля, различные соматические заболевания, психоневрологические проблемы являются ощутимой проблемой среди детей и взрослых. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе).
Занятия для развития эмоционально-волевой сферы посредством арт-терапии в сенсорной комнате дают возможность смягчить, либо устранить эти проблемы. С помощью различных элементов в сенсорной комнате создается ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению теплого контакта между специалистом и ребенком. Отсутствие опасных предметов, «мягкий пол» и стены дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, развивают самостоятельность, навыки общения и самообслуживания, способствуют развитию двигательных и психологических навыков. В условиях сенсорной комнаты посредствам арт — терапии можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. Она позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир обрести уверенность в себе. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность коррекционных занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Также занятия в сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипуляторной деятельности, овладению схемой тела, зрительно-моторной координацией.
Именно поэтому одним из приоритетных направлений своей работы я выбрала «Коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы посредством арт – терапии детей дошкольного возраста».
Целью программы: коррекция и развитие сенсорной и эмоционально-волевой сферы посредством арт-терапии дошкольников, адаптация к новым условиям жизни, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.
Объектом программы выступают дети 5–6 лет.
Предмет программы: эмоциональная-волевая и когнитивная сфера ребенка по средством арт – терапии старшего дошкольного возраста.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Объем программы рассчитан на 55 занятий с детьми от 5 до 7 лет. Занятия проводятся два раза в неделю педагогом-психологом, продолжительность занятий составляет 20 минут. Форма проведения занятий групповая и индивидуальная: проводятся с детьми, входящими в коррекционно-развивающие группы.
Структура занятий: все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
Материальное оснащение: оборудование сенсорной комнаты, игрушки, карточки с изображением эмоций, игры на развитие эмоций.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части занятия — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.
Часть 2. Рабочая
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка по средством арт-терапии. Сенсорная комната разделена на развивающие центры, в каждом центре ребенок занимается 2-3 минуты индивидуально и самостоятельно, а педагог-психолог проверяет и помогает. Дети переходят из одного центра в другой по звонку колокольчика. Основные процедуры:
Часть 3. Релаксация
Часть 4. Завершающая
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.
Программа состоит из четырех блоков.
Блок l. Мотивационный. На занятиях дети познают себя, свою индивидуальность, неповторимость.
Блок ll. Когнитивный. На этих занятиях дети учатся понимать состояние другого, его особенности, потребности, замечать изменения настроения, эмоционального состояния.
Блок lll. Поведенческий. На занятиях дети учатся выбирать социально приемлемые формы поведения в различных ситуациях, учатся бесконфликтному общению.
Блок lV. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка: проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми.
Границы применения. Данная коррекционно-развивающая программа «В мире эмоций» предназначена для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ специализированного и общеобразовательного видов.
п/п
Названия
занятий
Цель
Форма
проведения
Кол-во
занятий
1.
«Знакомство волшебной комнатой»
Создание доверительной атмосферы, развитие эмоциональной, когнитивной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов. Формирование навыков саморегуляции, умение соотносить зрительно-моторную и слухо-моторную координацию.
Индивидуальная
1
2 — 3.
«Цвета и настроение»
Создание бодрого, оптимистического настроения. Развитие умения передавать ощущения в вербальной форме, эмоциональной сферы ребенка, активизация тактильной чувствительности.
Индивидуальная
2
4.
«Помощь друзей»
Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, активизация тактильной чувствительности, развитие общей моторики. Создание положительного эмоционального настроя.
Индивидуальная
1
5.
«Дружба начинается с улыбки»
Снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие общей и мелкой моторики.
Индивидуальная
1
6 — 7.
«Комплименты»
Снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения.
Активизация внимания. Развитие мелкой моторики и двигательной координации.
Индивидуальная
2
8.
«Давайте представим»
Формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях. Продолжение обучения умению определять свое настроение Саморегуляция психического состояния. Развитие смелости и уверенности в себе. мелкой моторики и двигательной координации. Снижение скелетно-мышечного и психоэмоционального напряжения.
Индивидуальная
1
9.
«Моя любимая игрушка»
Развития умения слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни.
Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания. Создание условий для релаксации и спокойного состояния. Релаксация и развитие воображения.
Индивидуальная
1
10.
«Будьте внимательны»
Развитие эмоциональной сферы ребенка, тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи, активизация внимания, преодоление страхов.
Индивидуальная
1
11.
«Назови себя»
Создание положительного эмоционального настроя, развитие внимания, тактильного восприятия, речи и воображения, формирование доверительных отношений.
Индивидуальная
1
12.
«Прогулка по волшебному лесу»
Развитие мыслительной деятельности, эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов, негативных реакций. Способствование развитию вестибулярного аппарата и координации движений. Воспитывание эмпатических чувств, желание оказать друг другу эмоциональную и физическую поддержку.
Индивидуальная
1
13.
«Солнечный зайчик».
Развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в собственном теле, тактильного восприятия, активизация внимания, речи и воображения, формирование доверительных отношений. Воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки.
Индивидуальная
1
14 — 15.
«У страха глаза велики»
продолжение работы по дестабилизации и разрушению патологических стереотипов (повышенного уровня тревожности и страхов, чувства напряжения), раскрепощению детей;
— развитие у них смелость и уверенности в себе;
—
развивать вербальные и невербальные формы проявления эмоций, мимику и пантомимику, мелкую моторику.
Индивидуальная
2
16.
«Перевоплощение»
учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.
Снижение психоэмоционального напряжения. Развитие общей и мелкой моторики. Активизация внимания, умения концентрироваться на стихотворных образах.
Индивидуальная
1
17.
«Путешествие на необитаемый остров»
закрепление умение анализировать элементарную контурную схему «Лабиринт»;
формировать умение соотносить речевую форму описания предметов с графической;
закрепление знаний о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
развитие тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умение передавать свои ощущения в связной речи;
Развитие пространственной ориентации, наблюдательности, зрительной памяти. Профилактика скелетно-мышечных зажимов, снижение психоэмоционального напряжения.
Индивидуальная
1
18.
«Разноцветный букет»
Развитие двигательных навыков, целенаправленной деятельности. Развитие моторики, координации движений, пространственных представлений, точности и плавности движений. Профилактика скелетно-мышечных зажимов. Взаимодействие друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Индивидуальная
1
19.
«Зима»
Использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей, способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения; формировать навык сотрудничества, взаимодействия.
Индивидуальная
1
20.
«Послушай и угадай»
Развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие мелкой моторики и двигательной координации. Развитие пространственных представлений, воображения, внимания. Активизация самоконтроля, навыков целенаправленной деятельности.
Индивидуальная
1
21 — 22.
«Передача чувств»
Развитие эмоциональной сферы ребенка, умения подражать движениям взрослого, координация движений, развитие общей и мелкой моторики, снижение излишней двигательной активности, импульсивности. Передавание различных эмоциональных состояний невербальным способом.
Индивидуальная
2
23.
«Волшебники»
Развитие слухового внимания, фразовой речи при ответах на вопросы. Развитие наблюдательности и зрительной памяти, восприятия (по цвету). Развитие внимания, умения концентрироваться, умения передавать эмоции художественными средствами Совершенствование координации движений.
Индивидуальная
1
24.
«Моя любимая игрушка»
Развитие моторики, координации движений. Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью развитие умения слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни. Снижение скелетно-мышечных зажимов.
Индивидуальная
1
25.
«Чувства»
Передавание различных эмоциональных состояний невербальным способом.
Развитие слухового восприятия, внимания, умение дифференцировать звуки и соотносить их со звуками природы, воображения. Пространственных представлений, координации движений. Снижение скелетно-мышечного напряжения.
Индивидуальная
1
26.
«Путешествие к Радужке»
Развитие эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, развитие восприятия цвета, общей моторики, умение передавать эмоции художественными средствами.
Индивидуальная
1
27 — 28.
«Снежные снежинки»
Умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.
Преодоление упрямства и негативизма. Развитие общей и мелкой моторики, творческого воображения.
Индивидуальная
2
29.
«Отгадай, что в мешочке»
Развитие эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов, негативизма. Развитие умения пользоваться художественными средствами.
Индивидуальная
1
30 — 31.
«Аквалампа»
Снижение психоэмоционального напряжения. Развития фантазии, умения чувствовать окружающее пространство, гармонично взаимодействовать с партнерами. Развитие мелкой моторики рук и координации движений.
Индивидуальная
2
32 -33.
«Путешествие к звездам»
Развитие мимики и пантомимики, плавности, точности, координации движений, воображения Развитие внимания, речи, образности слухового восприятия. Создание бодрого настроения, Умения отражать и отгадывать настроение.
Индивидуальная
2
34.
«У зеркала»
Развитие эмоциональной сферы ребенка, общей и мелкой моторики, активизация внимания.
Индивидуальная
1
35 — 36.
«Отдых на море» (релаксация с использованием сенсорного оборудования)
Мышечное расслабление, снижение телесного и психоэмоционального напряжения. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, правилами игры.
Индивидуальная
2
37.
«Волшебный клубочек».
Формирование эмоционально-волевой сферы ребенка, создание доверительных отношений, активизация внимания.
Индивидуальная
1
38.
«Полет птицы»
Учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.
Развитие внимания, воображения. Снятие негативных эмоциональных состояний.
Индивидуальная
1
39.
«Три характера»
Снижение эмоционального и мышечного напряжения, тревожности. Развитие внимания, восприятия. Развитие умения подражать движениям взрослого.
Индивидуальная
1
40.
«Затейники»
Развитие эмоциональной сферы, активизация внимания, сосредоточенность на совместном действии, тактильной и мышечной чувствительности.
Индивидуальная
1
41.
«Тактильные шарики»
Развитие логики, внимание, память, восприятие. Снижение эмоционального и мышечного напряжения, тревожности.
Индивидуальная
1
42.
«Мы соскучились друг по другу»
Релаксация и развитие воображения. Развития эмоционально-волевой сферы.
Индивидуальная
1
43.
«Доброе животное»
Развитие эмоционально-волевой сферы. Релаксация и развитие воображения. Развитие внимания, воображения.
Индивидуальная
44.
«Сказка об утенке»
формирование умения у детей идентифицировать собственные эмоциональные состояния.
Индивидуальная
1
45.
« Веселые игры»
Снятие эмоционального напряжения, активизация внимания, преодоление страхов, формирование доверительных отношений. Создание бодрого, радостного настроения. Развитие пространственных восприятий и ощущений воображения.
Индивидуальная
1
46 – 47.
«Волшебное путешествие»
Использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей. Развитие навыков речевого общения, зрительного восприятия, внимания, творческого воображения; развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; развитие психических функций; способствовать снятию
психоэмоционального и мышечного напряжения.
Индивидуальная
2
48.
«Найди друга»
Использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей. Развитие навыков речевого общения, зрительного восприятия, внимания, творческого воображения развитие умения пользоваться художественными средствами.
Индивидуальная
1
49.
«Черепашки»
Использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей, развитие творческого воображения.
Индивидуальная
1
50.
«Тренируем эмоции»
Снятие эмоционального напряжения, активизация внимания, преодоление страхов, формирование доверительных отношений. Создание бодрого, радостного настроения. Развитие пространственных восприятий и ощущений воображения.
Индивидуальная
1
51.
Мини этюд «Солнце»
Развитие эмоциональной сферы, активизация внимания, сосредоточенность на совместном действии, тактильной и мышечной чувствительности. Релаксация и развитие воображения.
Индивидуальная
1
52.
«Могучий лев»
Развитие эмоциональной сферы ребенка, тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи, активизация внимания, преодоление страхов.
Индивидуальная
1
53.
Мини-этюд «Ожерелье»
Использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей, развитие творческого воображения. Взаимопомощь, эмпатия
Индивидуальная
1
54.
Мини-этюд «Грибочки»
Развитие эмоциональной сферы, активизация внимания, сосредоточенность на совместном действии, тактильной и мышечной чувствительности. Релаксация и развитие воображения.
Индивидуальная
1
55.
Мини-этюд «Капельки»
Развитие эмоциональной сферы, активизация внимания, сосредоточенность на совместном действии, тактильной и мышечной чувствительности. Релаксация и развитие воображения. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Индивидуальная
1
ВСЕГО
55
Источник
коррекционно-развивающая программа
по развитию и коррекции эмоционально – волевой сферы
2017г.
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………….…….…………….3
Особенности коррекционно-развивающих занятий …………………………………………………………………………………………….4
Ожидаемые личностные и метапредметные результаты …………………………………………………………………………………………….4
Структура занятий по волевой саморегуляции и эмоциональной сферы
……………………………………………………………………………………………………………….5
Тематическое планирование …………………………………….…………………….6
Список литературы ……………………………………………………………………. 7
Список литературы
Методологической основой программы послужили методические рекомендации авторов книг:
Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» / Ярославль: Академия развития, 1997.
Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе» /Москва, ТЦ Сфера, 1998г./
Слободяник Н.П. «Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: Практическое пособие»/ М.: Айрис-пресс, 2004.
Чистякова М.И. «Психогимнастика» / М.: Педагогика, 1990.
Шишова Т.Л. «Застенчивый невидимка» / М.: Издательский дом «Искатель», 1997.
К. Фопель «Как научить детей сотрудничать»
Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
Копытин А. И. Тренинг по фототерапии. СПб.: Речь, 2003.
Хухлаева О.В. Трудности первоклассника. Блок психологических занятий из программы для младших школьников «Тропинка к своему «Я» // Школьный психолог – 2001. – № 12.
Гаврилова Т. Я – уникальная и неповторимая личность. Занятие для младших подростков // Школьный психолог – 2002. – №19.
Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные кампании. – М.: Академия, 2004.
Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2006.
Никитина Л.Е. Технология социально-педагогической работы: Краткий анализ//Воспитание школьника. – 2000. — №10.
Новые исследования в психологии и возрастной физиологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1991.
Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я.М. Яноушека. – М.: МГУ, 1987.
Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.С. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1981.
Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб.: ИГУП, 1999.
Развитие личности учащегося в процессе общения / Под ред. М.И. Боришевскиго. – Киев: Высш.шк., 1985.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000.
Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
Социальная психология / Под ред. П.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина. М.: Высш. шк., 1975.
Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2000.
Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005.
Пояснительная записка
Актуальность проблемы эмоциональной регуляции в младшем школьном возрасте определяется задачами практики обучения и воспитания детей.
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве.
Необходимость проведения специальной работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них навыков эмоционального регулирования обусловлена тем, что возрастной период 7- 10 лет является сензитивным для формирования эмоциональной сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.
Учитывая, что человеку изначально присуще стремление выражать себя, свое внутреннее «я» в формах, приемлемых для окружающих людей, и специальная работа по обучению способам эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста актуальна в условиях образовательного учреждения и семьи.
Учебная деятельность порождает у младших школьников достаточных много напряженных (стрессовых) ситуаций, требующих от ребенка адекватности и произвольности в ситуативном реагировании, требует необходимости управлять своими эмоциональными состояниями, а условий для воспитания этих навыков в процессе учебной деятельности, явно недостаточно.
Данная программа по формированию эмоционально-волевой регуляции поведения направлена на то, чтобы помочь детям научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации, уметь выходить из возникающих конфликтов; помочь правильно выражать свои чувства и понимать, что чувствуют окружающие их люди; формировать навыки эффективного общения; программа направлена на уменьшение школьной тревожности и сохранение психического здоровья детей.
Цель программы: научить детей осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной саморегуляции, способам произвольной регуляции поведения.
Задачи программы:
формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умения их различать и понимать;
развитие умения вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание;
обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
развитие умения слушать других людей;
обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания;
снятие негативных импульсов;
формирование позитивной позиции.
Программа предназначена для коррекционного развития эмоционально- волевой сферы у Кулаковой Елизаветы Кирилловны, учащейся 4 класса., как следует из заключения ТПМПК нуждающейся в развитии эмоциональной сферы.
Ребенок был обследован по методике Семаго «Диагностический альбом», по результатам эмоциональной сферы средний уровень развития.
Продолжительность: 14 занятий; один раз в неделю, по группам; длительность занятия 45 минут.
Особенности коррекционно-развивающих занятий
Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребенка.
Безотметочная система обучения.
Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
Поощрение высказывания оригинальных идей.
Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
Использование педагогом личного примера — творческого подхода к решению проблемы.
Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Коррекционно-развивающая работа строится с опорой на сильные стороны учащихся: контактность, наглядно-образное мышление, зрительную память, воображение.
Ожидаемые личностные и метапредметные результаты
К концу обучения в начальной школе учащиеся должны уметь:
Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывать свой выбор.
Находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данным группам.
Находить сходства и различия предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и так далее).
Уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять алогичность, обосновывать свое мнение.
Самостоятельно решать различного рода головоломки (кроссворды, ребусы, криптограммы, анаграммы, шифровки и гак далее), а также составлять простейшие головоломки.
Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
Конструировать фразы различными способами (путем соединения начала и конца; путем подбора первого и последнего слова по заданной конструкции и так далее).
Подбирать рифмы к словам, составлять пары стихотворных строчек.
Называть положительные и отрицательные качества характера.
Подбирать синонимы и антонимы к словам.
Узнавать изученные крылатые слова (фразеологизмы) и раскрывать их значение
Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
Запоминать не менее 10 пар слов, связанных между собой но смыслу, а также не менее 8 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
Пользоваться приемом театрализации: инсценировать пьесы, разыгрывать предложенные ситуации, «перевоплощаться» в неодушевленный предмет, используя жесты, мимику, пластику и другие актёрские способности.
Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вверх наискосок слева направо», «вниз наискосок справа налево», «вниз наискосок слева направо» и другие, самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад, фантастические истории как от первого лица, так и от лица неодушевленного предмета.
Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
Высказывать свое отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
Структура занятий по волевой саморегуляции и эмоциональной сферы:
Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков.
Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться не только с коррекционной целью для проблемных учащихся, но и для всех школьников, как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов.
На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения.
Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию. Творческому самовыражению, самопроверке, рефлексии.
Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эмоционального саморегулирования. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Структура включает в себя:
1.Вводная часть. Разминка. Упражнения на сплочение группы
2.Основная часть. Работа по теме занятия.
рассказ учителя по теме занятия;
вопросы для обсуждения;
психологические игры и упражнения.
3. Заключительная часть. Упражнения на релаксацию. Анализ занятия.
снятие психо-эмоционального напряжения;
рефлексия.
Тематическое планирование
1 занятие.
Цель- установление контакта, знакомство детей, снижение эмоционального напряжения и создание положительного фона.
Представление, знакомство детей
Приветствие друг друга
Выработка правил поведения на занятиях и их принятие
Игра «Ветры дуют на…»
Игра «Найди отличие»
Этюд «Факир» (саморасслабление)
Упр. «Доброе животное»
2. занятие.
Цель- познакомить детей с видами эмоциональных состояний и мимических способах их выражения, обучать умению распознавать чувства других людей;
Материалы: плакат «Гномы – настроения», пиктограммы основных эмоциональных состояний, карточки с заданиями.
Приветствие без слов
Упр. « Угадай эмоцию» (знакомство с эмоциями и их выразительными признаками)
Упр. «Тренируем эмоции» (разыгрывание ситуаций и эмоций в них)
Игра «Магазин игрушек»
Упр. на релаксацию «Майские жуки»
Подведение итогов, знакомство с дневниками эмоциональных состояний.
3.занятие.
Цель- снятие напряжения среди участников, осознание себя, развитие внимания,
обучение умению контролировать свои действия, выполнять инструкции
Приветствие. Игра «Волшебное слово»
Упр. «Запрещенные движения»
Игра «Разговор с руками» (Щевцова И.В.)
Игра «Паровозик»
Игра «Расставь посты»
Упр. на релаксацию «Насос и мяч»
Подведение итогов, работа с дневниками эмоций.
4.занятие.
Цель- развитие способности слаженно работать в группе, сплочение группы
Приветствие. Игра «Передай мяч»
Игра «Печатная машинка»
Упр. «Гусеница»
Игра «Театр масок» (расслабление, снятие напряжения)
Игра «Сочиним историю»
Подведение итогов, заполнение дневников.
5.занятие.
Цель- развитие внимания к поведению другого и способности к получению обратной
Связи
Приветствие на невербальном уровне. Упр. «Подари улыбку»
Игра-тренинг «Таможня»
Упр. «Слушай хлопки»
Игра «Ассоциации»
Упр. «Меняем настроение» (мимические упражнения)
Подведение итогов, использование дневников настроения.
6. занятие.
Цель- учить детей управлять своим настроением, искать выход из проблемных
ситуаций, познакомить детей с «позитивным переформулированием»
как способом изменения отношения к ситуации
Приветствие. Упр. «Распустившийся цветок»
Упр. «Угадай эмоцию» (видны позы, руки, без мимики)
Упр. «Когда мне трудно» (обсуждение ситуаций и способов ее восприятия)
Игра «Цветы на лугу» (обучение правилу, выполнение упражнений
«Даже если…» -«В любом случае….»)
Упр. на релаксацию «Фея сна»
Подведение итогов, заполнение дневников настроений
7.занятие.
Цель- работа с негативными переживаниями, уменьшение тревоги, формирование готовности справиться с ними
Приветствие. Упр. «Скажи комплимент»
Упр. «Соломинка на ветру»
Этюд «Заколдованный ребенок»
Упр. «Рыбаки и рыбка»
Игра «Слепой и поводырь» или «Слепой танец»
Упр. «Театр прикосновений»
Подведение итогов.
8.занятие.
Цель- работа со страхами, готовность справиться с ними
Приветствие. Упр. «Цветок»
Этюд «Гроза»
Упр. «Рисуем свой страх»
Этюд «Страх», работа с текстом
Работа с рисунками, изменение их в сторону снижения переживаний
Упр. «Мышь и мышеловка»
Подведение итогов, обозначение настроения.
9.занятие.
Цель- формирование уверенности в себе, улучшение настроения, самочувствия
Приветствие. Упр. «Подари комплимент»
Упр. «Спаси птенца»
Игра «Я не такой как все, и все мы разные» (круг собеседования по рисункам, представления понятия «рад