Программа концепции развития одаренного ребенка

Программа концепции развития одаренного ребенка thumbnail

         Пояснительная записка.

  1. Выявление одаренных детей.

 Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности любого учителя. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области языка и литературы.
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

2. Принципы работы  с одаренными детьми: 

  1. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  2. принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  3. принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  4. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  5. принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

3.Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении школьников на организацию творческих мастерских.
Творческие мастерские: 

  1. мастерская художественного слова;
  2. мастерская юных исследователей языка
  3. «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность);
  4. Мастерская «Проба пера»

II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
С 2008 года мною организован клуб «Юные исследователи языка», куда вошли самые активные, самые творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных областях знаний ребята, объединенные любовью к родному языку ( 8-11 классы).

Деятельность клуба разнообразна. Ребята занимаются исследовательской деятельностью, готовят научные выступления и презентации.

Самые талантливые ребята, участвовавшие и победившие в олимпиадах, конференциях, смотрах и конкурсах, составляют свой портфолио

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися

  1. факультативы;
  2. конкурсы и конференции;
  3. интеллектуальный марафон;
  4. участие в олимпиадах;
  5. спецкурсы;
  6. работа по индивидуальным планам;

Источник

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Городского Дома детского творчества

муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры городского округа город Радужный

Согласовано:

председатель Управляющего Совета

МАУ ДО ГДДТ

Пиримова Н.С.

Утверждаю:

директор МАУ ДО ГДДТ

Вербицкая О.В.

Проект «Развитие системы выявления, поддержки и развития одаренных детей»

г. Радужный, 2019

Содержание:

Наименование

стр.

1.

Паспорт проекта………………………………………………………

3

2.

Введение…………………………………………………………………..

4

3.

Цели и задачи ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»…………………..

5

4.

Этапы реализации проекта………………………………………..

6

5.

ПЛан мероприятий по реализации проекта…………………

6

6.

Ожидаемые результаты реализации проекта психолого-педагогического сопровождения «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»………………………………………………………………………………

8

7.

Учебно – методическое обеспечение

Основной инструментарий педагога-психолога в работе, ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ и талантливыХ детЕЙ…………………………………………………..

9

8.

Заключение………………………………………………………………

10

9.

Список используемой литературы……………………………

11

  1. Паспорт проекта.

Название проекта: «Развитие системы выявления, поддержки и развития одаренных детей».

Нормативно-правовая база проекта:

  • Региональный Федеральный проект «Развитие системы выявления, поддержки и развития одаренных детей», в рамках национального проекта «Успех каждого ребенка».

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ (в ред. от 03.12.2011 г.)

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе».

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008).

  • Рабочая концепция одаренности, 2-ое издание. 2003 г.

  • Концепции развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года.

Читайте также:  Ребенок цифрового мира изменяя законы развития

Составитель: педагог-психолог ГДДТ – Рамалданова Динара Ягудиновна.

Год разработки: 2019 г.

Сроки реализации проекта: 2019 — 2022 годы

  1. Введение

Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно — деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

В послании Федеральному собранию  президент РФ, сделал акцент на образование. И одним из составляющих направлений  должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержка талантливых детей.

Талантливые, способные и одаренные дети зачастую находятся в замкнутом пространстве своей одаренности. У них другой взгляд на мир, другие ощущения себя в мире, что затрудняет степень его встраивания в систему общественных отношений.  Эти дети  нуждаются в особом педагогическом внимании, как со стороны родителей, так и педагогов.

Развитие детской одаренности является одной из форм образовательной деятельности Городского Дома детского творчества.Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути почти все дети талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают или просто не умеют своим талантом пользоваться. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка.

Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.

 Именно учреждения дополнительного образования могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.

При организации работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования должна идти речь о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности, как одаренных детей, так и детей со скрытыми формами одаренности.

При разработке проекта психолого-педагогического сопровождения детей для ГДДТ в качестве исходных были использованы следующие термины при характеристике возможностей учащихся:

Дети – социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети имеют доминирующую и активную познавательную потребность, испытывают радость от труда.

Талантливый ребенок в процессе своего развития может выходить за рамки школы, выбирать образовательные услуги, оказываемые другими типами образовательных учреждений, в том числе учреждениями дополнительного образования детей.

Такие дети почти всегда опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. И задача педагогов — понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.

Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно. Учитывая особенности одаренных детей и подростков, при организации обучающего процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и ответственности самого учащегося.

  1. «Развитие системы выявления, поддержки и развития одаренных детей».

Читайте также:  Уровень актуального умственного развития ребенка

Цель проекта:

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию учащихся.

Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:

  1. Ревизия и пополнение уже существующей базы данных «Одаренныенные дети ГДДТ»;

  2. Разработка качественных и количественных показателей одаренности;

  3. Оказание помощи педагогам, в выстраивании «индивидуального маршрута» развития учащегося, показавшего высокую степень мотивации на занятиях в объединении;

  4. Консультация для родителей, учащихся, с целью создания благоприятных условий, для роста учащихся.

Сроки реализации проекта: 2019-2022 года.

Возрастной диапазон: от 5 до 18 лет.

  1. Этапы реализации проекта и способы деятельности.

Реализация проекта проходит в 3 этапа:

1 этап – организационно — подготовительный (методологический) этап.

2 этап – исследовательско – диагностический этап или практический этап.

3 этап – констатирующий или аналитический этап.

1 этап – организационно — прогностический этап — общая подготовка к работе.

В соответствии с планом на этом этапе посредством бесед с родителями и педагогами собирается информация о детях.

Основные задачи 1 этапа:

— приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми;

— сбор и систематизация материала и пакета диагностических методик для определения и выявления учащихся с творческими способностями;

— пополнение  банка данных по одарённым детям в рамках проекта;
— подготовка тем рекомендаций «Рекомендации родителям» для работы с одарёнными детьми;

— предварительная организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности педагогов по проблемам одаренности.

2 этап – исследовательско – диагностический или практический этап – осуществляется индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.

Основные задачи 2 этапа:
— изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности;

— диагностика и выявление одаренных детей;

— изучение работы учащихся путем посещения занятий педагогом-психологом.

Исследовательско-диагностический этап ведется в 3-х направлениях:

1. Работа с педагогами (беседы, консультации, рекомендации и заполнение листов на учащихся).

2. Работа с детьми (наблюдение, диагностирование, анализ продуктов творчества).

3. Работа с родителями (беседы, консультации, рекомендации и анкетирование).

3 этап – констатирующий или аналитический этап.

Основные задачи 3 этапа:

— анализ проделанной работы, подведение итогов, определение путей решения проблем, возникших в ходе реализации проекта, обобщение опыта работы с одаренными детьми.

  1. План мероприятий по реализации проекта «Развитие системы выявления, поддержки и развития одаренных детей».

№ п/п

Мероприятия

Сроки реализации

1.

2.

3.

  1. Организационно – подготовительный этап.

1.

2.

3.

4.

Оформление необходимой нормативно-правовой документации.

Обновление  банка данных по одарённым детям:

— сбор и анализ информации о детях, занимающихся в творческих группах и индивидуально.

Подготовка тем рекомендаций:

— «Рекомендации родителям»

— «Рекомендации педагогам» для работы с одаренными детьми.

— «Психолог советует»

Сбор, систематизация банка методических материалов и его постоянное пополнение.

Сентябрь – ноябрь 2019 г.

Сентябрь – октябрь 2019-2022 г.г.

Сентябрь — май 2019-2020г.г.

В течении года.

  1. Исследовательско – диагностический или практический этап

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Формирование пакета диагностических методик для выявления разных видов одаренности.

Обновление и ведение уже существующего банка данных «Одаренные дети ГДДТ».

Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого учащегося.

Работа с педагогами:

— беседы, консультации, рекомендации;

— разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.

Работа с детьми:

— наблюдение детей на занятиях путем посещения занятий педагогом-психологом;

— диагностирование детей, занимающихся в творческих группах и индивидуально;

— анализ продуктов творчества;

— психолого-педагогическое сопровождение детских научно-практических конференций, концертов, конкурсов различных уровней и т.д.;

Работа с родителями:

— беседы, консультации и анкетирование;

— оформление информационного стенда «Психолог советует» с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одаренных детей.

«Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми» и т.п..

Август – сентябрь 2019-2020г.г.

В течение года

Ежегодно

В течение года

В течение года

Декабрь – февраль

Перед выступлением

Ежегодно по запросу

Ежегодно

Ежегодно согласно плану работы на год.

  1. Констатирующий или аналитический этап

1.

2.

3.

4.

5.

Анализ результатов работы за 3 года.

Обобщение банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.

Определение проблем, возникших в ходе реализации проекта.

Читайте также:  Развитие ребенка по методике зайцева

Определение путей решения проблем, возникших в ходе реализации проекта.

Составление перспективного плана работы на следующий учебный год.

Знакомство с литературой профессиональной направленности и новинками в психологии, посвященными вопросу одаренности.

Март — апрель 2022года

Март – май 2020-2020г.г.,

Апрель – май 2020 г.

Апрель – май 2020 г.

Апрель – май

2020-2022г.г.

На протяжении всего периода реализации проекта.

  1. Ожидаемые результаты реализации проекта.

  • ежегодное увеличение числа выявленных одаренных детей ГДДТ;

  • повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, работающих с одаренными детьми, осознание педагогами важности работы с одаренными детьми;

  • обеспечение психолого-педагогического сопровождения даренным детям, вошедшим в банк «Одаренные дети»

функционирование системы комплексной поддержки одаренного ребенка, обеспечивающей реализацию индивидуальной траектории его развития.

Эффективность проекта оценивается по следующим показателям:

  • Количество одаренных детей, вошедших в информационный банк данных ГДДТ «Одаренные дети»;

  • Процент педагогов, повысивших компетенцию по вопросам психологии детской одаренности;

  • Количество высокомотивированных детей, учащихся по индивидуальным учебным планам педагогов ГДДТ;

  • Процент учащихся, принимающих участие в фестивалях, конкурсах различного уровня;

  • Процент победителей и призеров конкурсови фестивалей различного уровня.

  1. Учебно – методическое обеспечение программы.

Для успешной реализации проекта, необходим следующий инструментарий педагога-психолога в работе выявления высокомотивированных и талантливых детей.

  1. Тесты исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста:

  • Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко;

  • Тест креативности Торренса;

  • Методика определения творческих способностей учащихся Г. Дэвиса.

  1. Тесты для диагностики стремления к успеху и стремления избегания неудачи:

  • Методика диагностики мотивации достижения (А. Мехрабиан).

  1. Методики по определению особенностей самооценки ребенка:

  • Методика «Какой я?»(из книги «Я – Ты – Мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О. Л. Князева. М.: Мозаика-Синтез, 2003).

  1. Методики на выявление и оценку коммуникативных и организационных способностей:

  • Методика КОС (коммуникативные и организаторские способности);

  1. Анкеты исследования различных специальных особенностей ребенка.

  2. Информационно-просветительский инструментарий:

  • рекомендации для учащихся с целью их психологической поддержки;

  • рекомендации для педагогов по работе с одаренными детьми с целью формирования у педагогов комплекса знаний по взаимодействию с одаренными детьми, знакомство с психологическими особенностями этой категории детей;

  • рекомендации для родителей по взаимодействию с одаренными детьми с целью формирования знаний и навыков, способствующих эффективному взаимодействию с детьми.

Заключение.

Способность существует только в развитии, а развитие осуществляется только в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. Результаты развития способностей могут быть наилучшими, когда семья и дополнительное образование работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Но как показывает жизнь, домашняя обстановка ребенка не особенно способствует развитию личностного потенциала ребенка.

Поэтому на ГДДТ в отношении личностного развития детей ложится огромная нагрузка. Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача данного проекта психолого-педагогического выявления и сопровождения высокомотивированных детей— поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы выявленные способности были реализованы.

Список используемой литературы.

  1. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995, №4

  2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: 2000

  3. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3

  4. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. Психологии. – 1989. — №6

  5. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. Пособие для студ. Высш. и сред. Пед. учеб. Заведений / Ю.Д.Бабаева, Н.Л.Лейтес, Т.М.Марютина и др.; Под ред. Н.С.Лейтеса. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  6. Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004

  7. Ушенина Т. Не ошибись, учитель   // Начальная школа. – 2002.-N 9. – с.27-31.

  8. Хуторской А.В. развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. – М.: Владос,2000

  9. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. Психологии. – 1991.- №6.- с.103.

  10. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. Психологии. – 1996.- №3.- с.34.

Педагог – психолог ________________ Д.Я.Рамалданова.

Источник