Программа коммуникативного развития ребенка старшего дошкольного возраста

Программа коммуникативного развития ребенка старшего дошкольного возраста thumbnail

Елена Никульшина
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию детей старшей группы детского сада

(приложение к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, реализуемой в МАДОУ «Д/сад №134» г. Рязани)

Группа старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет №8 «Теремок»

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми

Месяц Формы организации образовательной деятельности

Цели

День знаний (3-7 сентября)

I неделя

сентября

Беседа «Ссора и примирение». -Учить детей мириться друг с другом, говорить вежливые слова;

-развивать активное речевое общение;

-воспитывать стремление поддерживать хорошие отношения со сверстниками

П/и: «Птички и птенчики», «Мыши в кладовой»

-Упражнять в беге в разных направлениях не задевая друг друга; в подлезании;

-развивать у детей умение выполнять движения по сигналу;

-воспитывать интерес к подвижным играм, желание играть совместно.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (У нас в гостях кукла Маша)

-Продолжать знакомить детей с различными предметами, необходимыми для игры с куклой (одежда, посуда, мебель).

Осень (10-28 сентября)

II неделя сентября С/р игра «Парикмахерская» (Мама ведет дочку в парикмахерскую) -Продолжать знакомить детей с работой парикмахера (расчесывает волосы, стрижет); с атрибутами.

П/игра «У медведя во бору»

-Упражнять в беге;

-развивать, внимание, ловкость, выполнение движений по сигналу.

Игра-драматизация «Веселые овощи» -Закрепить знания детей об особенностях овощей, их пользе и значении для хорошего здоровья и настроения.

III неделя сентября

Беседа по теме «Что такое дружба» -Формировать у детей понятия «друг», «дружба»;

-учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать и объяснять свои суждения.

П/и «Солнышко и дождик»; хороводная игра «По солнышку» -Продолжать учить детей передавать свое эмоциональное состояние в движениях, мимике;

-развивать желание участвовать в общей игре;

-воспитывать интерес к объектам неживой природы.

Д/и «Загадки про погоду»

-Продолжать учить детей понимать и оценивать природные явления;

-развивать внимание, наблюдательность;

-воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы

IV неделя сентября Сюжетно-ролевая игра «Машины»

-Формировать умение строить свое ролевое поведение в зависимости от ролевой позиции партнера по игре;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

П/игра «Кто бросит дальше мешочек»

-Упражнять в метании вдаль правой и левой рукой, в беге, в распознавании цвета;

-развивать у детей умение действовать по сигналу.

Игра-драматизация «Правила уличного движения»

-Закрепить знания о правилах поведения на улице;

-учить применять личный опыт в совместной игровой деятельности;

-развивать творческие способности;

-воспитывать внимательное отношение к переходу улицы.

Мониторинг (1-12 октября)

I неделя

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (Кукла обедает, кукла на прогулке, кукла хочет спать).

-Выявить умение детей пользоваться различными предметами бытового назначения.

П/и «Найди свой цвет»

-Выявить у детей умение различать цвета и действовать по сигналу.

Игра-драматизация «Едем мы, друзья, в дальние края…» -Выявить представления детей о пассажирском транспорте

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

II неделя Сюжетно-ролевая игра «Транспорт. Строительство» -Выявить умение детей различать и называть части машины, проезжую часть дороги, тротуар; умение создавать постройки (дом в 2-3 этажа, дорогу для проезда машин); умение самостоятельно создавать предметно-игровую среду в соответствии со своим замыслом

П/и «Возьми, что хочешь, и поиграй, с кем хочешь»

П/и «Замри!» -Выявить умение детей выполнять упражнения в подлезании, беге, прыжках на двух ногах.

-Выявить умение детей двигаться в коллективе и останавливаться по сигналу, четко и точено выполнять задание;

-развивать внимание, наблюдательность;

-воспитывать желании принимать участие в общих играх.

Я в мире человек (15-19 октября)

III неделя Беседа «Какие бывают привычки» -Формировать у детей представления о вредных привычках;

-развивать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы;

-воспитывать желание следить за своим внешним видом (содержать в порядке одежду, обувь, умываться).

Д/и «Мой портрет»

Д/и «Разложи картинки по порядку»

Д/и «Угадай по запаху»

-Научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста;

-развивать имитационные способности;

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

-Систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни;

-развивать речь, внимание, память;

-воспитывать самостоятельность при выполнении игровых действий.

Настольный театр игрушек «Девочка чумазая» По А. Барто и П. Барто -Учить детей из несложных действий создавать сюжет, привлекать к активному участию в игре;

-развивать активное речевое общение;

-воспитывать желание всегда быть чистым.

Мой город, моя страна (22 октября-2 ноября)

IV неделя

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» (Кукла Катя заболела, осмотр врача).

-Учить детей осуществлять поиск вспомогательных предметов-орудий для игровой ситуации, ориентируясь на их свойства и качества.

П/и «Цветные автомобили»

П/и «Будь внимателен» -Поддерживать игровую инициативу детей, поощрять их творчество в развертывании сюжета, обеспечить условия для реализации игрового замысла;

-упражнять в беге, ходьбе;

-Упражнять детей в выполнении движений под счет ведущего;

-развивать слуховое внимание;

-воспитывать желание принимать участие в совместных играх.

Д/и «Что кому нужно для работы», «Распутай путаницу», «Найди свой дом на карте микрорайона (на схеме)», «Подбери груз для машины» -Расширять познавательные способности детей;

-развивать речь, память, внимание;

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время игры.

Театр игрушек «Как вести себя на улице»

-Подвести детей к пониманию зависимости строения автомобиля от его назначения, характера груза (фургон, почтовый автомобиль);

-дать им некоторые знания о профессии водителя.

Ноябрь

I неделя

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

-Познакомить детей с работой врача-фармацевта;

-совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, действовать в соответствии с общим игровым замыслом;

-развивать активное речевое общение детей, расширять и обогащать их словарный запас;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

П/и «Попади мешочком в круг»

П/и «Поезд» -Упражнять в метании правой и левой рукой;

-развивать у детей умение действовать по сигналу;

-воспитывать волевые качества.

-Упражнять в ходьбе по кругу;

-развивать у детей выполнять движение по сигналу, ритмичность движений, находчивость;

-воспитывать выносливость, координацию коллективных действий.

Игра-драматизация «Репка» по мотивам русской народной сказки -Учить детей интонационно выразительно произносить заданные фразы;

-развивать воображение и фантазию;

-воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Что такое хорошо и что такое плохо (6-16 ноября)

II неделя

Сюжетно-ролевая игра «Два жадных медвежонка» -Учить детей оценивать героев (хитрый, жадный, глупый, доверчивый, сопереживать персонажам; вести себя правильно в затруднительных случаях;

-развивать коммуникативные качества;

Беседа о вежливых словах.Решение проблемных ситуаций: «А ты как бы поступил?», «Поступи по — другому», «Дай совет», «Конфликт» и другие. -Учить вежливо и точно формулировать просьбу, благодарить;

-способствовать развитию творчества в создании собственных сюжетов и реализации игровых замыслов;

-воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

П/и «Два мяча»

П/и «Веселый танец»

-Упражнять в быстроте передачи мяча;

-развивать умение выполнять движения по сигналу;

-воспитывать волевые качества.

-Вырабатывать навыки совместного движения;

-развивать интерес к совместным танцам;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

III неделя Сюжетно-ролевая игра «Пожарные машины» (Пожарные машины тушат пожар, пожарные спасают людей). -Познакомить детей с работой пожарных служб; вспомнить по какому номеру вызывают пожарную службу.

П/и «Найди, где спрятано!»

П/и «Смелые мышки»

-Упражнять в умении работать в коллективе;

-развивать у детей зрительную память, внимание;

-воспитывать выносливость, координацию коллективных действий.

Новогодний праздник (19 ноября-29 декабря)

IV неделя

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» (Утренняя гимнастика в д/с, на физкультуре, поможем няне). -Продолжать формировать навыки самообслуживания; умение выполнять последовательную цепочку игровых действий.

Театрализованная игра «Кто как готовится к зиме?-Обучать разным способам выполнения игровых действий в воображаемой ситуации: обозначения предметов словом или действием (жестом).

Декабрь

I неделя Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» (Едем на автобусе в парикмахерскую, папа ведет сына в парикмахерскую) -Продолжать знакомить детей с работой парикмахера (мастер стрижет, причесывает);

П/и «Свободное место»

-Упражнять в быстром беге;

-развивать у детей умение выполнять движение по сигналу;

-воспитывать волевые качества.

Д/и «Настроение» -Дать детям представление об их собственных эмоциях и эмоциях других людей;

-развивать умение передавать свои эмоции другим людям разными средствами;

-воспитывать внимательное отношение к чувствам и желаниям других людей.

II неделя Сюжетно-ролевая игра «Строители» (Строим дорогу, мосты, гараж для машин). -Продолжать учить детей различать детали конструктора по форме, цвету, величине. Учить понимать и называть словесные обозначения используемых деталей конструктора и выполняемых действий.

П/и «Найди себе пару»

-Упражнять детей в беге;

-развивать ориентировку в пространстве;

-воспитывать партнерские отношения в игре.

III неделя Сюжетно-ролевая

игра «Больница» (Звери заболели, больница для зверят).

-Продолжать учить детей игровым действиям с образными игрушками (зверятами);

П/и «Пробеги тихо»

П/и «Зеркало» -Упражнять в легком беге на носках;

-развивать у детей умение действовать согласно правилам;

-воспитывать волевые качества.

Д/и «Не обзывайся» -Объяснить детям необходимость соблюдения основных правил общения друг с другом и отрицательные последствия привычки давать клички своим ровесникам

Театр теней «Колобок» По мотивам русской народной сказки -Учить различать и передавать интонации,характеры сказочных персонажей: непослушание, самонадеянность, доверчивость колобка, хитрость лисы, простодушие остальных зверей.

IV неделя Сюжетно-ролевая

игра «Семья» (К нам пришли гости, день рождения дочки). -Продолжать знакомить детей с предметами, необходимыми для игры с куклой (одежда, посуда, мебель).

Д/и «Не поделили игрушку» -Учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение;

-развивать активное речевое общение;

-воспитывать у детей чувство коллективизма.

Зима (9 января – 1 февраля)

II неделя января

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (Праздник елки, к нам пришли гости). -Продолжать учить детей обустраивать дом к празднику.

П/и «Ладошки»

-Упражнять детей в выполнении хлопков в ладони парами;

-развивать внимание, наблюдательность;

-воспитывать доброжелательность.

П/и «Из-за леса, из-за гор…», «Где купался, Иванушка?»

П/и народов Севера «Полярная сова и евражки» -Знакомить детей с подвижными играми по мотивам русских народных потешек;

-развивать имитационные и подражательные навыки.

III неделя Сюжетно-ролевая игра «Праздник именинников» -Учить детей веселиться и радоваться вместе с другими; вырабатывать умение дарить и принимать подарки.

Д/и «Наряди куклу» (бумажная кукла и элементы русского народного костюма). -Упражнять детей в назывании элементов р. н. костюма;

костюм;

-воспитывать любовь к Родине, истории р. н. костюма.

Театр Петрушки «Сказки старой избы» -Формировать интерес к русскому фольклору;

-развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности;

-воспитывать партнерские отношения между детьми.

Весна (25 марта-19 апреля)

IV неделя марта

Сюжетно-ролевая игра «Магазин» (Хлебный отдел, овощной, продуктовый). -Закрепить знания детей о работе продавца;

-расширить представление детей о продаже товаров в магазине; -закрепить ролевое взаимодействие продавец – покупатель;

— -воспитывать уважение к людям разных профессий.

П/и «Кто в гости пришел?»

П/и народов Севера «Рыбаки» -Закреплять знания детей о повадках жив-ых;

-развивать исполнительские умения через подражание повадкам жив-ых, их движениям и голосу.

Апрель

I неделя Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь» (Мама вызывает врача на дом, врач осматривает больного). -Познакомить детей с работойврача и медсестры скорой помощи: врач приехал на дом к больному, прослушивает, осматривает горло, медсестра ставит градусник, делает укол.

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Д/и «Плавает, летает, рычит…» -Упражнять детей в классификации жив-ых;

-развивать зрительное и слуховое внимание, память, пантомимические навыки;

-воспитывать организованность, дружеские взаимоотношения.

II неделя Сюжетно-ролевая игра «Строители» (Строители строят башню, д/сад).

-Продолжать развивать общую и мелкую моторику, координацию движений обеих рук.

Театрализованная игра «Полет на Луну» -Продолжать знакомить детей с профессией космонавта;

-развивать двигательные способности, пластическую выразительность;

-воспитывать ловкость, смелость.

III неделя Сюжетно-ролевая игра «Семья» (Празднование дня рождения).

-Продолжать учить детей подбирать атрибуты для игры.

П/и «Зайцы и волк», п/и народов Севера «Охота на волка»

-Упражнять в беге и прыжках;

-развивать у детей координацию движение, ориентировку в пространстве, меткость;

-воспитывать выносливость, честность.

Д/и «Веселые загадки» -Закреплять знания детей о предметах окружающего мира;

-развивать воображение и творческую инициативу;

-воспитывать доброе, внимательное отношение друг к другу.

День Победы (22 апреля-10 мая)

IV неделя апреля Сюжетно-ролевая игра Почта» (Почтальоны разносят письма, телеграммы).

-Закрепить знания детей о работе почтальонов;

-продолжать отбирать для игры соответствующие атрибуты, готовить обстановку к игре;

-развивать умение выбирать роль и действовать в соответствии с ролью;

-воспитывать у детей устойчивый интерес к игре, дружеские взаимоотношения.

П/и «Лошадки»

-Упражнять в беге колонной;

-способствовать формированию ролевого поведения, развертыванию диалога, развитию связной речи, взаимодействия со сверстниками.

Д/и «Что мы знаем о вещах»

-Расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту;

-развивать внимание, память, умение быстро работать с картинками с изображением различных, бытовых предметов;

-воспитывать чувство сотрудничества

Мониторинг (13-24 мая)

II неделя

Сюжетно-ролевая игра по выбору детей -Выявить представление детей о профессиях; умение отбирать для игры соответствующие атрибуты, готовить обстановку к игре;

-развивать ролевое поведение, речевые диалоги, умение выбирать роль и действовать в соответствии с ролью;

-воспитывать у детей устойчивый интерес к игре, дружеские взаимоотношения.

П/и «Представьте себе»

-Выявить умение детей сочетать движение и речь;

-развивать воображение, творческую инициативу;

-воспитывать гуманное отношение к живой и неживой природы.

Д/и «Кто чей?» -Выявить умение детей называть домашних жив-ых и птиц; общаться с ними при помощи звуковых сигналов;

-развивать координацию речи и движений;

-воспитывать

III неделя Наблюдение воспитателя за игрой детей – проведение итоговой диагностики -Оценить уровень развития игровой деятельности.

П/и «Где позвонили?»

-Выявить умение реагировать на сигнал, играть сообща;

развивать у детей слуховое внимание, сообразительность;

-воспитывать честность, доброжелательность.

Д/и «Кто я такой?»

-Выявить умение детей правильно называть части тела человека, различать девочек и мальчиков;

-развивать представления детей о своем внешнем облике;

-воспитывать заботливое отношение друг к другу.

Источник

Краткое описание документа:

 Моя программа в первую очередь адресована ребенку, который, как нераскрывшийся цветок, тянется к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором он должен найти свое место. А мир этот сложен, многогранен и разнообразен: мир социальных отношений, мир природы, рукотворный  мир, мир истории и культуры, мир взрослых людей и, наконец, аможет быть в первую очередь, собственный мир ребенка, его чувства, переживания, его восприятие себя и того, что его окружает. И мы взрослые должны помочь ребенку открыть этот мир, понять его, адаптироваться в нем, вызвать к нему доверчивое отношение. Программа направлена на оказание содействия ребенку в его успешной и своевременной социализации в современном мире через формирование «Я – концепции», социальных навыков (навыков общения и навыков поведения).

 Цель программы:  формирование социальной компетентности ребенка,,- мотивационной, включающей отношение к другому человеку, как высшей ценности; проявления доброты, внимания, милосердия; когнитивной, познание себя и других людей, особенностей, интересов,  потребностей, оценки настроения, эмоционального состояния; поведенческой-  выбор адекватных ситуаций и способов общения, этически ценных образцов поведения. Таким образом, социальная компетентность  понимается,  как способность жить среди людей, умение общаться с ними, сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях, развитие чувства «Мы» в детском коллективе.

Условия, которые необходимы для успешной реализации программы:

* наличие положительного эмоционального фона – умение поддержать ребенка,  оказать своевременную помощь, позитивная оценка его действий, доброжелательное общение, поведение взрослых, достойное  подражания;

* осознание педагогами того, что социальное развитие детей происходит преимущественно в ходе их повседневной жизни и в традиционных видах деятельности, т.е. ребенок учится тогда, когда он просто живет интересной, насыщенной значительными событиями жизнью;

* наличие у каждого педагога позиции, суть которой заключается в желании видеть и  понимать, как ребенок развивается, не манипулировать им, не принуждать его, создавать положительную мотивационную основу его обучения и подлинно развивающую атмосферу всего образовательного процесса.

     Я надеюсь, что моя программа послужит установлению взаимопонимания между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми, улучшит эмоциональную атмосферу в семье и детском саду, поможет по новому организовать педагогический процесс, в котором достойное место займет забота о развитии внутреннего мира ребенка, его чувств и духовности. Знания, полученные детьми, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений, помогут им адаптироваться в новых социальных условиях. Убедят детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

       Участники программы: педагогический коллектив детского сада его воспитанники, родители. Программа реализуется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, от  двух до семи лет.

Источник