Программа коммуникативного развития ребенка старшего дошкольного возраста
Елена Никульшина
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию детей старшей группы детского сада
(приложение к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, реализуемой в МАДОУ «Д/сад №134» г. Рязани)
Группа старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет №8 «Теремок»
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми
Месяц Формы организации образовательной деятельности
Цели
День знаний (3-7 сентября)
I неделя
сентября
Беседа «Ссора и примирение». -Учить детей мириться друг с другом, говорить вежливые слова;
-развивать активное речевое общение;
-воспитывать стремление поддерживать хорошие отношения со сверстниками
П/и: «Птички и птенчики», «Мыши в кладовой»
-Упражнять в беге в разных направлениях не задевая друг друга; в подлезании;
-развивать у детей умение выполнять движения по сигналу;
-воспитывать интерес к подвижным играм, желание играть совместно.
Сюжетно-ролевая игра «Семья» (У нас в гостях кукла Маша)
-Продолжать знакомить детей с различными предметами, необходимыми для игры с куклой (одежда, посуда, мебель).
Осень (10-28 сентября)
II неделя сентября С/р игра «Парикмахерская» (Мама ведет дочку в парикмахерскую) -Продолжать знакомить детей с работой парикмахера (расчесывает волосы, стрижет); с атрибутами.
П/игра «У медведя во бору»
-Упражнять в беге;
-развивать, внимание, ловкость, выполнение движений по сигналу.
Игра-драматизация «Веселые овощи» -Закрепить знания детей об особенностях овощей, их пользе и значении для хорошего здоровья и настроения.
III неделя сентября
Беседа по теме «Что такое дружба» -Формировать у детей понятия «друг», «дружба»;
-учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать и объяснять свои суждения.
П/и «Солнышко и дождик»; хороводная игра «По солнышку» -Продолжать учить детей передавать свое эмоциональное состояние в движениях, мимике;
-развивать желание участвовать в общей игре;
-воспитывать интерес к объектам неживой природы.
Д/и «Загадки про погоду»
-Продолжать учить детей понимать и оценивать природные явления;
-развивать внимание, наблюдательность;
-воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы
IV неделя сентября Сюжетно-ролевая игра «Машины»
-Формировать умение строить свое ролевое поведение в зависимости от ролевой позиции партнера по игре;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
П/игра «Кто бросит дальше мешочек»
-Упражнять в метании вдаль правой и левой рукой, в беге, в распознавании цвета;
-развивать у детей умение действовать по сигналу.
Игра-драматизация «Правила уличного движения»
-Закрепить знания о правилах поведения на улице;
-учить применять личный опыт в совместной игровой деятельности;
-развивать творческие способности;
-воспитывать внимательное отношение к переходу улицы.
Мониторинг (1-12 октября)
I неделя
Сюжетно-ролевая игра «Семья» (Кукла обедает, кукла на прогулке, кукла хочет спать).
-Выявить умение детей пользоваться различными предметами бытового назначения.
П/и «Найди свой цвет»
-Выявить у детей умение различать цвета и действовать по сигналу.
Игра-драматизация «Едем мы, друзья, в дальние края…» -Выявить представления детей о пассажирском транспорте
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
II неделя Сюжетно-ролевая игра «Транспорт. Строительство» -Выявить умение детей различать и называть части машины, проезжую часть дороги, тротуар; умение создавать постройки (дом в 2-3 этажа, дорогу для проезда машин); умение самостоятельно создавать предметно-игровую среду в соответствии со своим замыслом
П/и «Возьми, что хочешь, и поиграй, с кем хочешь»
П/и «Замри!» -Выявить умение детей выполнять упражнения в подлезании, беге, прыжках на двух ногах.
-Выявить умение детей двигаться в коллективе и останавливаться по сигналу, четко и точено выполнять задание;
-развивать внимание, наблюдательность;
-воспитывать желании принимать участие в общих играх.
Я в мире человек (15-19 октября)
III неделя Беседа «Какие бывают привычки» -Формировать у детей представления о вредных привычках;
-развивать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы;
-воспитывать желание следить за своим внешним видом (содержать в порядке одежду, обувь, умываться).
Д/и «Мой портрет»
Д/и «Разложи картинки по порядку»
Д/и «Угадай по запаху»
-Научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста;
-развивать имитационные способности;
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
-Систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни;
-развивать речь, внимание, память;
-воспитывать самостоятельность при выполнении игровых действий.
Настольный театр игрушек «Девочка чумазая» По А. Барто и П. Барто -Учить детей из несложных действий создавать сюжет, привлекать к активному участию в игре;
-развивать активное речевое общение;
-воспитывать желание всегда быть чистым.
Мой город, моя страна (22 октября-2 ноября)
IV неделя
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» (Кукла Катя заболела, осмотр врача).
-Учить детей осуществлять поиск вспомогательных предметов-орудий для игровой ситуации, ориентируясь на их свойства и качества.
П/и «Цветные автомобили»
П/и «Будь внимателен» -Поддерживать игровую инициативу детей, поощрять их творчество в развертывании сюжета, обеспечить условия для реализации игрового замысла;
-упражнять в беге, ходьбе;
-Упражнять детей в выполнении движений под счет ведущего;
-развивать слуховое внимание;
-воспитывать желание принимать участие в совместных играх.
Д/и «Что кому нужно для работы», «Распутай путаницу», «Найди свой дом на карте микрорайона (на схеме)», «Подбери груз для машины» -Расширять познавательные способности детей;
-развивать речь, память, внимание;
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время игры.
Театр игрушек «Как вести себя на улице»
-Подвести детей к пониманию зависимости строения автомобиля от его назначения, характера груза (фургон, почтовый автомобиль);
-дать им некоторые знания о профессии водителя.
Ноябрь
I неделя
Сюжетно-ролевая игра «Аптека»
-Познакомить детей с работой врача-фармацевта;
-совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, действовать в соответствии с общим игровым замыслом;
-развивать активное речевое общение детей, расширять и обогащать их словарный запас;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
П/и «Попади мешочком в круг»
П/и «Поезд» -Упражнять в метании правой и левой рукой;
-развивать у детей умение действовать по сигналу;
-воспитывать волевые качества.
-Упражнять в ходьбе по кругу;
-развивать у детей выполнять движение по сигналу, ритмичность движений, находчивость;
-воспитывать выносливость, координацию коллективных действий.
Игра-драматизация «Репка» по мотивам русской народной сказки -Учить детей интонационно выразительно произносить заданные фразы;
-развивать воображение и фантазию;
-воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
Что такое хорошо и что такое плохо (6-16 ноября)
II неделя
Сюжетно-ролевая игра «Два жадных медвежонка» -Учить детей оценивать героев (хитрый, жадный, глупый, доверчивый, сопереживать персонажам; вести себя правильно в затруднительных случаях;
-развивать коммуникативные качества;
Беседа о вежливых словах.Решение проблемных ситуаций: «А ты как бы поступил?», «Поступи по — другому», «Дай совет», «Конфликт» и другие. -Учить вежливо и точно формулировать просьбу, благодарить;
-способствовать развитию творчества в создании собственных сюжетов и реализации игровых замыслов;
-воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
П/и «Два мяча»
П/и «Веселый танец»
-Упражнять в быстроте передачи мяча;
-развивать умение выполнять движения по сигналу;
-воспитывать волевые качества.
-Вырабатывать навыки совместного движения;
-развивать интерес к совместным танцам;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
III неделя Сюжетно-ролевая игра «Пожарные машины» (Пожарные машины тушат пожар, пожарные спасают людей). -Познакомить детей с работой пожарных служб; вспомнить по какому номеру вызывают пожарную службу.
П/и «Найди, где спрятано!»
П/и «Смелые мышки»
-Упражнять в умении работать в коллективе;
-развивать у детей зрительную память, внимание;
-воспитывать выносливость, координацию коллективных действий.
Новогодний праздник (19 ноября-29 декабря)
IV неделя
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» (Утренняя гимнастика в д/с, на физкультуре, поможем няне). -Продолжать формировать навыки самообслуживания; умение выполнять последовательную цепочку игровых действий.
Театрализованная игра «Кто как готовится к зиме?-Обучать разным способам выполнения игровых действий в воображаемой ситуации: обозначения предметов словом или действием (жестом).
Декабрь
I неделя Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» (Едем на автобусе в парикмахерскую, папа ведет сына в парикмахерскую) -Продолжать знакомить детей с работой парикмахера (мастер стрижет, причесывает);
П/и «Свободное место»
-Упражнять в быстром беге;
-развивать у детей умение выполнять движение по сигналу;
-воспитывать волевые качества.
Д/и «Настроение» -Дать детям представление об их собственных эмоциях и эмоциях других людей;
-развивать умение передавать свои эмоции другим людям разными средствами;
-воспитывать внимательное отношение к чувствам и желаниям других людей.
II неделя Сюжетно-ролевая игра «Строители» (Строим дорогу, мосты, гараж для машин). -Продолжать учить детей различать детали конструктора по форме, цвету, величине. Учить понимать и называть словесные обозначения используемых деталей конструктора и выполняемых действий.
П/и «Найди себе пару»
-Упражнять детей в беге;
-развивать ориентировку в пространстве;
-воспитывать партнерские отношения в игре.
III неделя Сюжетно-ролевая
игра «Больница» (Звери заболели, больница для зверят).
-Продолжать учить детей игровым действиям с образными игрушками (зверятами);
П/и «Пробеги тихо»
П/и «Зеркало» -Упражнять в легком беге на носках;
-развивать у детей умение действовать согласно правилам;
-воспитывать волевые качества.
—
Д/и «Не обзывайся» -Объяснить детям необходимость соблюдения основных правил общения друг с другом и отрицательные последствия привычки давать клички своим ровесникам
Театр теней «Колобок» По мотивам русской народной сказки -Учить различать и передавать интонации,характеры сказочных персонажей: непослушание, самонадеянность, доверчивость колобка, хитрость лисы, простодушие остальных зверей.
IV неделя Сюжетно-ролевая
игра «Семья» (К нам пришли гости, день рождения дочки). -Продолжать знакомить детей с предметами, необходимыми для игры с куклой (одежда, посуда, мебель).
Д/и «Не поделили игрушку» -Учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение;
-развивать активное речевое общение;
-воспитывать у детей чувство коллективизма.
Зима (9 января – 1 февраля)
II неделя января
Сюжетно-ролевая игра «Семья» (Праздник елки, к нам пришли гости). -Продолжать учить детей обустраивать дом к празднику.
П/и «Ладошки»
-Упражнять детей в выполнении хлопков в ладони парами;
-развивать внимание, наблюдательность;
-воспитывать доброжелательность.
П/и «Из-за леса, из-за гор…», «Где купался, Иванушка?»
П/и народов Севера «Полярная сова и евражки» -Знакомить детей с подвижными играми по мотивам русских народных потешек;
-развивать имитационные и подражательные навыки.
III неделя Сюжетно-ролевая игра «Праздник именинников» -Учить детей веселиться и радоваться вместе с другими; вырабатывать умение дарить и принимать подарки.
Д/и «Наряди куклу» (бумажная кукла и элементы русского народного костюма). -Упражнять детей в назывании элементов р. н. костюма;
костюм;
-воспитывать любовь к Родине, истории р. н. костюма.
Театр Петрушки «Сказки старой избы» -Формировать интерес к русскому фольклору;
-развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности;
-воспитывать партнерские отношения между детьми.
Весна (25 марта-19 апреля)
IV неделя марта
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» (Хлебный отдел, овощной, продуктовый). -Закрепить знания детей о работе продавца;
-расширить представление детей о продаже товаров в магазине; -закрепить ролевое взаимодействие продавец – покупатель;
— -воспитывать уважение к людям разных профессий.
П/и «Кто в гости пришел?»
П/и народов Севера «Рыбаки» -Закреплять знания детей о повадках жив-ых;
-развивать исполнительские умения через подражание повадкам жив-ых, их движениям и голосу.
Апрель
I неделя Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь» (Мама вызывает врача на дом, врач осматривает больного). -Познакомить детей с работойврача и медсестры скорой помощи: врач приехал на дом к больному, прослушивает, осматривает горло, медсестра ставит градусник, делает укол.
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Д/и «Плавает, летает, рычит…» -Упражнять детей в классификации жив-ых;
-развивать зрительное и слуховое внимание, память, пантомимические навыки;
-воспитывать организованность, дружеские взаимоотношения.
II неделя Сюжетно-ролевая игра «Строители» (Строители строят башню, д/сад).
-Продолжать развивать общую и мелкую моторику, координацию движений обеих рук.
Театрализованная игра «Полет на Луну» -Продолжать знакомить детей с профессией космонавта;
-развивать двигательные способности, пластическую выразительность;
-воспитывать ловкость, смелость.
III неделя Сюжетно-ролевая игра «Семья» (Празднование дня рождения).
-Продолжать учить детей подбирать атрибуты для игры.
П/и «Зайцы и волк», п/и народов Севера «Охота на волка»
-Упражнять в беге и прыжках;
-развивать у детей координацию движение, ориентировку в пространстве, меткость;
-воспитывать выносливость, честность.
Д/и «Веселые загадки» -Закреплять знания детей о предметах окружающего мира;
-развивать воображение и творческую инициативу;
-воспитывать доброе, внимательное отношение друг к другу.
День Победы (22 апреля-10 мая)
IV неделя апреля Сюжетно-ролевая игра Почта» (Почтальоны разносят письма, телеграммы).
-Закрепить знания детей о работе почтальонов;
-продолжать отбирать для игры соответствующие атрибуты, готовить обстановку к игре;
-развивать умение выбирать роль и действовать в соответствии с ролью;
-воспитывать у детей устойчивый интерес к игре, дружеские взаимоотношения.
П/и «Лошадки»
-Упражнять в беге колонной;
-способствовать формированию ролевого поведения, развертыванию диалога, развитию связной речи, взаимодействия со сверстниками.
Д/и «Что мы знаем о вещах»
-Расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту;
-развивать внимание, память, умение быстро работать с картинками с изображением различных, бытовых предметов;
-воспитывать чувство сотрудничества
Мониторинг (13-24 мая)
II неделя
Сюжетно-ролевая игра по выбору детей -Выявить представление детей о профессиях; умение отбирать для игры соответствующие атрибуты, готовить обстановку к игре;
-развивать ролевое поведение, речевые диалоги, умение выбирать роль и действовать в соответствии с ролью;
-воспитывать у детей устойчивый интерес к игре, дружеские взаимоотношения.
П/и «Представьте себе»
-Выявить умение детей сочетать движение и речь;
-развивать воображение, творческую инициативу;
-воспитывать гуманное отношение к живой и неживой природы.
Д/и «Кто чей?» -Выявить умение детей называть домашних жив-ых и птиц; общаться с ними при помощи звуковых сигналов;
-развивать координацию речи и движений;
-воспитывать
III неделя Наблюдение воспитателя за игрой детей – проведение итоговой диагностики -Оценить уровень развития игровой деятельности.
П/и «Где позвонили?»
-Выявить умение реагировать на сигнал, играть сообща;
— развивать у детей слуховое внимание, сообразительность;
-воспитывать честность, доброжелательность.
Д/и «Кто я такой?»
-Выявить умение детей правильно называть части тела человека, различать девочек и мальчиков;
-развивать представления детей о своем внешнем облике;
-воспитывать заботливое отношение друг к другу.
Источник
Краткое описание документа:
Моя программа в первую очередь адресована ребенку, который, как нераскрывшийся цветок, тянется к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором он должен найти свое место. А мир этот сложен, многогранен и разнообразен: мир социальных отношений, мир природы, рукотворный мир, мир истории и культуры, мир взрослых людей и, наконец, аможет быть в первую очередь, собственный мир ребенка, его чувства, переживания, его восприятие себя и того, что его окружает. И мы взрослые должны помочь ребенку открыть этот мир, понять его, адаптироваться в нем, вызвать к нему доверчивое отношение. Программа направлена на оказание содействия ребенку в его успешной и своевременной социализации в современном мире через формирование «Я – концепции», социальных навыков (навыков общения и навыков поведения).
Цель программы: формирование социальной компетентности ребенка,,- мотивационной, включающей отношение к другому человеку, как высшей ценности; проявления доброты, внимания, милосердия; когнитивной, познание себя и других людей, особенностей, интересов, потребностей, оценки настроения, эмоционального состояния; поведенческой- выбор адекватных ситуаций и способов общения, этически ценных образцов поведения. Таким образом, социальная компетентность понимается, как способность жить среди людей, умение общаться с ними, сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях, развитие чувства «Мы» в детском коллективе.
Условия, которые необходимы для успешной реализации программы:
* наличие положительного эмоционального фона – умение поддержать ребенка, оказать своевременную помощь, позитивная оценка его действий, доброжелательное общение, поведение взрослых, достойное подражания;
* осознание педагогами того, что социальное развитие детей происходит преимущественно в ходе их повседневной жизни и в традиционных видах деятельности, т.е. ребенок учится тогда, когда он просто живет интересной, насыщенной значительными событиями жизнью;
* наличие у каждого педагога позиции, суть которой заключается в желании видеть и понимать, как ребенок развивается, не манипулировать им, не принуждать его, создавать положительную мотивационную основу его обучения и подлинно развивающую атмосферу всего образовательного процесса.
Я надеюсь, что моя программа послужит установлению взаимопонимания между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми, улучшит эмоциональную атмосферу в семье и детском саду, поможет по новому организовать педагогический процесс, в котором достойное место займет забота о развитии внутреннего мира ребенка, его чувств и духовности. Знания, полученные детьми, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений, помогут им адаптироваться в новых социальных условиях. Убедят детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.
Участники программы: педагогический коллектив детского сада его воспитанники, родители. Программа реализуется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, от двух до семи лет.
Источник